Налог на 283 л с

Расчет транспортного налога в Москве и Московской области

Уплату налога на личное транспортное средство (включая автомобиль) регулирует глава 28 в Налоговом кодексе РФ. Собственник обязан ежегодно уплачивать налог на автомобиль, пока тот находится на учете в ГИБДД. Раз в год налоговая служба направляет автовладельцу уведомление о необходимости уплатить налог на его домашний адрес.

Физическим лицам необходимо уплачивать налог не позднее 1 декабря того года, который следует за истекшим налоговым периодом. Организациям предписано совершать данную процедуру не позднее 5 февраля года, следующего за соответствующим налоговым периодом. При этом сумма налога рассчитывается автовладельцем самостоятельно.

Налоговые ставки и их расчет

Расчет суммы налога необходимо производить в зависимости от того, какой категории соответствует транспортное средство и какова мощность его двигателя. Налог на транспорт относится к налогам региональным, именно поэтому каждый субъект РФ имеет свои налоговые ставки и предусмотренные по ним льготы.

Чтобы правильно рассчитать полагающийся транспортный налог, умножьте налоговую ставку на мощность двигателя:

Сумма налога (руб.) = (нал. ставка) х (Л. С.)

Налоговые ставки в Москве и Московской области

Транспортный налог в Москве регулирует Закон о транспортном налоге 09.07.2008 № 33. Статья 4 содержит льготы по уплате соответствующего налога.

Налог на транспорт в Московской области отражается в соответствующем Законе от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ по Московской области. Для определения налоговых льгот следует обратиться к Закону «О льготном налогообложении».

В настоящий момент для легковых автомобилей действуют следующие ставки:

Калькулятор для расчета транспортного налога 2010

Обращаем Ваше внимание, на то, что наш расчет приблизительный, Вы можете использовать его только для справки. Сумма налога округлена до целых рублей (до 50 копеек – отбрасывается, свыше 50 копеек – округляется до рубля). В расчете не учтены налоговые льготы, на которые вы, возможно, имеете право. Калькулятор позволяет произвести расчет автомобильного налога по ставкам в 82 субъектах Российской Федерации.

Не забудьте, что граждане должны уплачивать транспортный налог только на основании уведомлений, которые ежегодно рассылают налоговые инспекции. Кроме суммы в уведомлении будет указана и крайняя дата уплаты налога.

Расчет транспортного налога — Калькулятор

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Раздел IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Статья 356. Общие положения

Транспортный налог (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
(в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Статья 357. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских зимних игр и (или) XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
(часть третья в ред. Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ)

Статья 358. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ)

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
(пп. 9 введен Федеральным законом от 20.12.2005 N 168-ФЗ)

Статья 359. Налоговая база

1. Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 108-ФЗ)

1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 108-ФЗ)

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, — как единица транспортного средства.
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 108-ФЗ)

2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 108-ФЗ)

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.

Статья 360. Налоговый период. Отчетный период
(в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

1. Налоговым периодом признается календарный год.

2. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

3. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

Статья 361. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 108-ФЗ)

2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 282-ФЗ)

3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 282-ФЗ)

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 282-ФЗ)

Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
(в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

2.1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

3. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
(в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

4. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

5. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Сведения, указанные в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
(п. 6 введен Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

Статья 363. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
(в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

1. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 20.10.2005 N 131-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

При этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

2. В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 настоящего Кодекса.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

3. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ)
(п. 3 в ред. Федерального закона от 18.06.2005 N 62-ФЗ)

Статья 363.1. Налоговая декларация
(введена Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

2. Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ)

Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

3. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками, за исключением налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, установленные главами 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ)

4. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
(п. 4 введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ)

Вопросы и ответы

Большое спасибо. В продолжение предыдущего вопроса: Выдержка из налоговых ставок: свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно: 75 руб за 1 л.с.

По моим документам (ПТС): указано четко 250 л.с. / 183,9 кВт. ГИБДД в свидетельстве о регистрации указало 183,9 / 250.03 лс.

Согласно вышеприведенной выдержке: по кВт ставка соответствует 75 руб за лс, а по количеству л.с. — нет. Вопрос теперь спорный. Если идет налог по ставке 150 руб за лс, а не 75 руб за лс, могу ли я обосновать в налоговой свою точку зрения, на основании документов? В ГИБДД повторно обратился, так работает компьютерная система, они вводят именно кВт, есть некий коэффициент, который пересчитывает в л.с, и система округляет данные до сотых. Вносить теперь в базу данных изменения не могут, и по их мнению это несоответствие кВт/л.с. — проблема ПТС, претензии к компании производителя автомобиля. Тогда, если я прохожу по кВт (183,9) для более низкой ставки, то округлит ли налоговая служба величину 250,03 до 250 лс, чтобы было полное соответствие указанным тарифам в соответствии с законом о транспорном налоге? Какую единицу измерений использует налоговая служба (кВт или л.с) для расчета годового транспортного налога? И если л.с., то почему ГИБДД, на основании информации которого налоговая получает данные об автомобиле, использует в своей системе кВт и не округляет количество л.с. до целых или хотя бы до десятых? Из-за 0,03 л.с. платить в двое больше. Заранее благодарен за внимание к проблеме.

Нда . Интересный вопрос. На самом деле первый раз с таким сталкиваемся.

Налогом облагается мощность двигателя именно в лошадиных силах. Это прямо предусмотрено пп. 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса. Килловаты указаны для того транспорта, который не имеет мощности в л. с. И при расчете налога кВт переводят в л.с.

Откопали тут Приказ МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации». В нем сказано:

«19. В случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент — 1 кВт = 1,35962 л.с.) («Физические величины: Справочник» А.П. Бабичев, Н.А. Бабушкина, А.М. Братковский и др.; под ред. И.С. Григорьева, Е.З. Мейлихова. — М.; Энергоатомиздат, 1991. — 1232 с. — ISBN 5-283-04013-5). При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой».

Забавно, но у вас в результате такого пересчета и получается 250,03 л.с.

Кстати в этом же Приказе сказано:

«22. В случае расхождения сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство».

Может вам проще поступить. Если они «выкатят» удвоенную ставку напишите жалобу на имя руководителя инспекции. Укажите, что допущена досадная ошибка. Объем двигателя машины не превышает 250 л. с. И приложите к заявлению копию ПТС. В успехе не уверен, но попытаться можно. Не получится — пишите нам.

P.S. Кстати цитата из Письма Минфина России от 31.10.2012 N 03-05-07-04/18:

«Согласно п. 1 ст. 361 Кодекса налоговые ставки установлены соответственно в зависимости от мощности двигателя автомобиля в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, в частности, до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно и свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно. Таким образом, при показателе мощности двигателя 100,6 л. с. следует применять налоговую ставку, установленную для автомобилей свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно. Аналогичное мнение по данному вопросу имеет Минпромторг России (Письмо от 18.10.2012 N 20-3729)».

Какое отношение к расчету налогов имеет Минпромторг не вполне понятно. Видимо другого аргумента в Минфине не нашлось. Но их позиция ясна.

Особенности расчета и уплаты транспортного налога

  • Новинский Д.Ю. | налоговый консультант, аттестованный аудитор

Правовая специфика транспортного налога

Т ранспортный налог считается одним из наиболее простых налогов. Согласно ст. 258 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. К таким транспортным средствам относятся все транспортные средства, кроме гужевого транспорта и велосипедов.

Плательщиками транспортного налога признаются те лица (для данной статьи — юридические лица), на которых зарегистрированы транспортные средства, что подтверждается не только требованиями налогового законодательства, но и судебной практикой.

Согласно постановлению ФАС МО от 09.10.2009 г. № КА-А40/10504-09 обязанность по уплате транспортного налога возлагается на собственника, а не на эксплуатанта транспортных средств. Наличие в регистрационных документах на транспортное средство кроме собственника еще и его эксплуатанта не может служить основанием для выполнения последним обязанности по уплате транспортного налога.

Этот вопрос особенно важен для тех организаций, которые передают транспортные средства в свои структурные подразделения, расположенные в одном с ним регионе, или передают их в лизинг. Особенно много противоречий вызывает передача транспортных средств в лизинг. Ряд организаций ошибочно трактует норму п. 2 ст. 20 Федерального закона РФ от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», согласно которому предметы лизинга регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя. И только на основании этого собственник транспортных средств перекладывает обязанность по уплате транспортного налога на лизингополучателя. Это является нарушением налогового законодательства, так как не точно трактует норму законодательства, которое только разрешает лизингодателю поручить лизингополучателю оформить/поставить на учет предмет лизинга, то есть транспортное средство, на имя лизингодателя.

Налоговым периодом по транспортному налогу считается год, а отчетными периодами — первый—третий кварталы (ст. 260 НК РФ). В случае если транспортное средство ставилось или снималось с учета в течение налогового периода, сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как соотношение числа полных месяцев, в течение которых зарегистрированное транспортное средство находилось в эксплуатации у организации-налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Следует помнить, что месяц регистрации и месяц снятия с учета принимаются за полный месяц.

У организации имелось транспортное средство, которое было приобретено, поставлено на учет и введено в эксплуатацию в апреле отчетного года. В декабре данное транспортное средство было снято с учета и продано. Мощность двигателя автомашины составляет 200 л.с., ставка налога — 10 руб./л.с. Июнь и декабрь принимаются за полные месяцы, следовательно, данное автотранспортное средство находилось в собственности и эксплуатации 9 месяцев. Транспортный налог будет уплачиваться за 3 квартал и за год. Сумма налога, уплачиваемая за 2 квартал, составит: 200 л.с. х 10 руб. /3 = 666,7 руб. За третий квартал будет уплачена аналогичная сумма. За налоговый период организация должна уплатить: 200 л.с. х 10 руб. х 9/12 — 1 333,4 руб. = 166,6 руб.

Организация-налогоплательщик независимо от типа и вида транспортного средства всегда исчисляет транспортный налог в соответствии с п. 2.1 ст. 362 НК РФ ежеквартально в размере 1/4 произведения налоговой ставки на налоговую базу.

На практике возникают ситуации, когда организации-налогоплательщики не знают, к какой категории транспортных средств отнести то или иное транспортное средство, например, автопогрузчик, грейдер и т.п. Исходя из этого, они просто не уплачивают налог или же пускаются в длительные объяснения с налоговыми органами и в результате задерживают уплату налога и получают штрафные санкции. В этой ситуации следует исходить не из своих представлений и толкований терминов или из того, какое навесное оборудование на транспортном средстве имеется, а из того, как данное транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД. Если оно зарегистрировано в качестве «автомобиля», то и как объект налогообложения оно будет автомобилем, если в качестве «катера», то и налог надо будет уплачивать с катера, а не с моторной лодки. Имеются и разъяснения Минфина РФ, изложенные в письме от 28.09.2009 г. № 03-05-05-04/12, согласно которым к объектам налогообложения по транспортному налогу относятся пожарные цистерны.

Уплата транспортного налога напрямую связана с наличием регистрации транспортного средства. Если у организации-налогоплательщика транспортное средство имеется, но оно не было зарегистрировано в установленном порядке, то транспортный налог не уплачивается.

Согласно постановлению ФАСВВОот 30.01.2006г. № А13-16227/2005-35-548 отсутствие регистрации, даже при доказанном факте его владения и использования, признается обстоятельством, освобождающим автовладельца от транспортного налога.

Транспортный налог, несмотря на свою простоту в определении налоговой базы, имеет и некоторые особенности. Согласно п. 2 ст. 358 НК РФ не включаются в расчет налоговой базы по транспортному налогу пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление транспортных перевозок, как пассажирских, так и грузовых. При этом законодатель не делает исключения для формы собственности, в которой находится организация, а под термином «собственность» понимается оперативное управление и хозяйственное ведение.

В бухгалтерском учете суммы уплачиваемого транспортного налога в соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н, относятся к расходам по обычным видам деятельности и оформляются следующими проводками:

  • Дебет 20 — Кредит 68 — начислен авансовый платеж по транспортному налогу за отчетный период. Бухгалтерская проводка оформляется мемориальным ордером;
  • Дебет 68 — Кредит 51 — транспортный налог перечисляется в бюджет. Операция оформляется на основании выписки банка с расчетного счета.

Однако имеется категория транспортных средств, на которые транспортный налог начисляться не будет. К ним относятся незарегистрированные и не эксплуатируемые в качестве транспортных средств, а используемые в производственных или бытовых целях транспортные средства, несмотря на то, что они смонтированы на шасси автомобилей или гусеничной техники. Это могут быть передвижные компрессоры, передвижные мастерские, полевые кухни и т.п. То есть те транспортные средства, которые не имеют двигателя и не могут самостоятельно передвигаться.

Организация приобрела полевую кухню для приготовления пищи занятым на строительстве рабочим. Данная полевая кухня не будет регистрироваться в качестве транспортного средства, так как не только не имеет двигателя и не может самостоятельно передвигаться, но также не используется для перевозки грузов или пассажиров, а исключительно в социально-бытовых целях. Другое дело, что полевая кухня будет числиться в составе основных средств, так же как и автотранспорт.

В данном вопросе арбитражные суды встают на сторону организацииналогоплательщика.

Согласно постановлению ФАС МО от 19.11.2009 г. № КА-А40/10309-09 прицеп-насос к автопогрузчику в целях налогообложения транспортным налогом не оптосится к транспортным средствам.

Транспортный налог в 2010 году

В настоящее время, то есть с 01.01.2010 г., действует новая редакция главы 28 «Транспортный налог» части II Налогового кодекса РФ. Изменения в главу 28 были введены тремя Федеральными законами РФ: от 28.11.2009 г. № 282-ФЗ и 283-ФЗ и от 27.12.2009 г. № 268-ФЗ.

Принятие изменений по транспортному налогу вызвало неоднозначные толкования уже на стадии обсуждения законодательного акта. Вызвавшие негативную реакцию общественного мнения нормы, предлагавшие значительно увеличить ставку налога, не были приняты на федеральном уровне. Федеральный закон РФ от 28.11.2009 г. № 282-ФЗ (далее — Закон № 282-ФЗ) предоставил властям регионов право увеличивать или же уменьшать ставку налога в 10 раз. И несмотря на заявления ряда экспертов, что власти регионов не будут «закручивать гайки», в это не очень верится, особенно учитывая извечное желание региональных властей перераспределять финансовые потоки в свою пользу. По мнению Минфина РФ, изложенному в письме от 03.12.2009 г. № 03-05-06-04/401, это не означает автоматического увеличения ставок налога, а только «расширяет диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов РФ по определению ставок транспортного налога». В 2010 году региональные власти не могут изменять ставку налога, так как согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по налогу является календарный год, и в соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ законодательные акты в сфере налогообложения вступают в силу не ранее чем через один месяц с даты их официального опубликования и не ранее первого числа начала течения налогового периода. Однако это не исключает возможности увеличения налога региональными властями в 2011 году. Вероятность этого увеличивается, учитывая депрессию в экономике. В первую очередь это может коснуться установления дифференцированных налоговых ставок по транспортному налогу с учетом года выпуска транспортных средств и/или установления дифференцированных ставок по транспортному налогу с учетом экологического класса транспортных средств. В данном случае действия региональных властей будут соответствовать норме Закона 282-ФЗ, который внес изменения в п. 3 ст. 361 НК РФ. Внесенные изменения позволяют региональным властям вводить эти дифференцированные ставки. Поэтому с 01.01.2011 года организациям — плательщикам транспортного налога надо быть готовыми к увеличению расходов. А ранее действовавшие дифференцированные ставки, определяемые с учетом срока полезного использования транспортного средства, отменяются.

Наибольший интерес из вышеуказанных дифференцированных ставок представляют дифференцированные ставки по транспортному налогу с учетом экологического класса транспортных средств. При их установлении региональные власти должны руководствоваться требованиями постановления Правительства РФ от 12.10.2005 г. № 609 «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ». В данной ситуации ставка налога будет тем выше, чем ниже экологический класс транспортного средства. Именно эта дифференцированная ставка будет представлять для организаций-налогоплательщиков наибольшую сложность и потребует наибольших затрат.

Еще одним нововведением является то, что региональные власти получили определенную свободу в деле установления срока уплаты налога и срока уплаты авансовых платежей по налогу. Причем противоречия между федеральным и региональным законодательством по уплате транспортного налога будут устраняться только в судебном порядке. А новая редакция п. 6 ст. 362 НК РФ дает региональным законодателям право устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков возможность не исчислять и не уплачивать ежеквартальные авансовые платежи по транспортному налогу.

Новая редакция транспортного налога фактически действует чуть больше квартала, поэтому еще не накопилось достаточной практики по ее применению в новых условиях. К тому же, начиная с 2011 года, следует ожидать и новаций на региональном уровне.

Особенности определения налоговой базы по транспортному налогу

Сложности, связанные с определением и исчислением налоговой базы по транспортному налогу, можно разделить на две категории: сложности, связанные с определением срока нахождения транспортного средства в собственности организации-налогоплательщика, и сложности, связанные с расчетом собственно налоговой базы, учитывая особенности эксплуатации транспортного средства.

На практике возможна ситуация, когда организация рассчитывает транспортный налог в зависимости от периода фактической эксплуатации транспортного средства. То есть за тот период, когда транспортное средство находилось в ремонте, налог не уплачивается. Такая ошибка несет налоговые риски в части применения штрафных санкций со стороны налоговых органов и необходимости перерасчета налога и подачи уточненной налоговой декларации. Находящиеся в ремонте, независимо от срока ремонта, транспортные средства облагаются транспортным налогом в общеустановленном порядке. Аналогичного мнения придерживается и Минфин РФ 1 . Интересно в этой ситуации и письмо Минфина РФ от 18.02.2009 г. № 03-05-05-04/01, в котором главное финансовое ведомство указывает, что обязанность по уплате транспортного налога связана с его регистрацией на организацию-налогоплательщика, а не с периодом нахождения в ремонте или с периодом эксплуатации.

В организации имеется автобус, который в течение 3 месяцев находился в ремонте после аварии. Организация из расчета транспортного налога эти 3 месяца исключила, мотивируя это тем, что данное транспортное средство не эксплуатировалось. Результатом стали штрафные санкции со стороны налоговых органов, необходимость подавать уточненную налоговую декларацию по транспортному налогу и обязательность пересчета этого налога.

Другой ошибкой, хотя и довольно редкой, является исключение из расчета налога того периода, когда он находился на штрафстоянке в качестве вещественного доказательства. В этой ситуации налогоплательщик также исключает такое транспортное средство из расчета налога исходя из той же мотивации. Однако это будет подобной же ошибкой, имеющей одинаковые последствия. Следует помнить, что транспортное средство не облагается транспортным налогом только в случае снятия его с учета в регистрирующих органах 2 . Арбитражные суды в данном вопросе поддерживают главное финансовое ведомство страны и налоговые органы.

Согласно постановлению ФАС УО от 18.10.2007 г. № Ф09-8501/07-С3 лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство, является плательщиком транспортного налога независимо от фактического владения или фактического использования транспортного средства..

На практике в подавляющем числе случаев возникает ситуация, когда транспортное средство ставится на учет и снимается с учета в течение одного налогового периода (календарного года). В этом случае организация-налогоплательщик должна руководствоваться исключительно требованиями п. 3 ст. 362 НК РФ, в которой указано, что месяц постановки на учет и месяц снятия с учета принимаются за полный месяц. Если организация ставила на учет и снимала с учета транспортное средство в течение года, то она должна рассчитать корректирующий коэффициент, который рассчитывается как количество полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на организацию-налогоплательщика, поделенное на 12 месяцев. В налоговом учете и в налоговой декларации корректирующий коэффициент указывается до сотого знака после запятой. Никакие округления недопустимы, так как могут привести к снижению суммы уплачиваемого налога.

Организация 2 марта приобрела автобус и в тот же день поставила его на учет в органах ГИБДД. Затем 8 сентября она сняла его с учета и 12 сентября продала. В целом автобус находился у организации в собственности в течение семи полных месяцев. Поэтому при расчете транспортного налога за год будет применяться корректирующий коэффициент в размере 0,58 (7/12).

Наиболее часто встречается ошибка, связанная с уплатой транспортного налога за транспортное средство, переданное в обособленное подразделение организации. Ошибка заключается в том, что организации в этой ситуации исходят из юридического статуса обособленного подразделения или филиала. Но юридический статус обособленного подразделения или филиала не влияет на его правоспособность осуществить регистрацию транспортного средства по месту своего нахождения. Это происходит в том случае, если транспортное средство передается в обособленное подразделение, находящееся в другом регионе. Если же обособленное подразделение и головная организация находятся в одном регионе, то нет необходимости осуществлять перерегистрацию транспортного средства.

Еще одной ошибкой является неверная трактовка того факта, что головной офис юридического лица осуществляет уплату транспортного налога за свои обособленные подразделения. В этом случае организация рассчитывает и перечисляет платежи по транспортному налогу по месту нахождения транспортных средств. Бухгалтерская составляющая этой операции никак не связана с налоговой составляющей.

Организация передала своему филиалу, находящемуся в другом регионе, транспортное средство в марте. Следовательно, уже начиная с апреля транспортный налог рассчитывается и уплачивается по месту нахождения филиала, так как транспортное средство зарегистрировано по местонахождению филиала.

Организация ликвидировала свой филиал, находящийся в другом регионе. Имеющиеся в филиале автотранспортные средства были переданы на баланс головному офису. Таким образом, головной офис должен зарегистрировать эти транспортные средства на себя и уплачивать транспортный налог начиная с месяца, следующего за месяцем регистрации указанных транспортных средств.

В данном случае возникает проблема, связанная с рисками задвоения расчета и уплаты транспортного налога: ведь транспортное средство в течение одного календарного месяца было снято, а затем поставлено на учет в другом регионе. А статья 362 НК РФ указывает, что при расчете транспортного средства месяц постановки/снятия транспортного средства с учета принимается за полный месяц. Однако по этому вопросу имеется письмо Минфина РФ от 27.03.2007 г. № 03-05-06-04/16, в котором указывается, что норма ст. 362 НК РФ распространяется только на те случаи, когда приобретение или отчуждение транспортного средства происходит между двумя самостоятельными юридическими лицами. Передача же транспортного средства внутри одного юридического лица реализацией не считается, и поэтому получатель транспортного средства начинает исчислять и уплачивать транспортный налог по полученному транспортному средству начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем его получения. Аналогичная позиция изложена и в письме Минфина РФ от 24.03.2010 г. № 03-05-05-04/06.

Организация передала транспортное средство из своего филиала, расположенного в Ростовской области, другому филиалу, расположенному в Волгограде. Передача произошла в мае. Следовательно, волгоградский филиал будет исчислять транспортный налог начиная с 1 мая. А налог за апрель будет уплачен прежним владельцем транспортного средства, Ростовским филиалом.

Также возможна и ситуация, когда транспортное средство передано структурному подразделению во временное пользование, для выполнения каких-либо работ. В этом случае такое транспортное средство ставится на временный учет по месту нахождения структурного подразделения, а расчет и уплата транспортного налога будет осуществляться по месту постоянной регистрации, то есть по месту нахождения головного офиса организации.

В случае если транспортное средство было угнано, организация должна обратиться с заявлением в органы внутренних дел за получением справки об угоне и документе, подтверждающем факт возбуждения уголовного дела по его угону. Заявление в органы внутренних дел должно быть оформлено по форме, изложенной в приложении № 1 к «Инструкции по розыску автотранспортных средств», утв. приказом МВД РФ от 17.02.1994 г. № 58. Документ, подтверждающий факт угона транспортного средства, по мнению налоговых органов, должен быть представлен в ИФНС только в оригинале 3 . В организации должны храниться все документы по факту угона. В период нахождения транспортного средства в угоне и розыске транспортный налог на него не начисляется, так как угон является временным выбытием.

Но в данном случае имеется множество сложностей, не разъясненных законодателем. Оригинал справки из органов внутренних дел организация должна представлять ежегодно, в течение всего периода нахождения транспортного средства в розыске. В противном случае начиная с года, следующего за годом угона, ей придется исчислять и уплачивать транспортный налог. Кроме того, организации надо учитывать и то, что налоговые инспекторы могут предъявить претензии по уплате налога в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт угона транспортного средства и факт ведения расследования. Поэтому справку об угоне придется каждый год «обновлять» и представлять в налоговую инспекцию.

Другим способом решения данной проблемы будет снятие угнанного транспортного средства с учета в ГИБДД. Для этого организация должна представить в ГИБДД:

  • паспорт транспортного средства;
  • документы, подтверждающие ее собственность на угнанное транспортное средство, снимаемое с учета;
  • справку об угоне;
  • документы, подтверждающие факт невозможности нахождения транспортного средства на территории отдела ГИБДД на время снятия с учета, и документы об отсутствии номеров ввиду того, что они находятся на угнанном транспортном средстве. Обычно такие документы выдаются органами дознания или следствия.

Полученные от ГИБДД документы о снятии транспортного средства с учета организация представляет в налоговую инспекцию.

В случае если транспортное средство было застраховано по системе КАСКО, организация-налогоплательщик может передать его со своего баланса на баланс страховой организации с обязательным снятием с учета. Взамен организация-налогоплательщик, у которой было угнано транспортное средство, может получить денежную компенсацию по страховке. Однако такая возможность представляется только в теоретическом аспекте, так как трудно представить, что страховая компания будет добровольно лишаться денежных средств.

Часто встречается ситуация, когда в паспорте транспортного средства (ПТС) отсутствуют сведения о типе или категории транспортного средства. Это относится к автотранспортным средствам. В ст. 357 НК РФ указываются следующие категории транспортных средств: автомобили легковые и грузовые, автобусы, мотоциклы, мотороллеры, другие самоходные машины на пневматическом и гусеничном ходу. Тип транспортного средства должен быть в обязательном порядке указан в ПТС, как того и требует «Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», утв. приказом МВД РФ № 496, Минэкономразвития № 134, Минпромэнерго № 192 от 23.06.2005 г. Данный приказ устанавливает категории от A до D аналогично квалификационным категориям водительских прав. Сведения о типе транспортного средства передаются из органов ГИБДД в налоговые органы, и именно на основании этих и других сведений о транспортном средстве и его владельце налоговики и исчисляют транспортный налог.

Если же по какой-либо причине информация о типе (категории) транспортного средства в ПТС отсутствует, то организация-налогоплательщик должна самостоятельно обратиться с запросом в органы ГИБДД для получения информации о типе (категории) данного транспортного средства. Также на данный вопрос может ответить и производитель, но лучше все-таки обратиться в органы ГИБДД, осуществляющие регистрацию транспортного средства. Организация может и не обращаться за разъяснениями, но в этом случае она должна учитывать тот факт, что налоговые органы могут воспринять это как попытку оптимизировать налогообложение, и последствия будут носить соответствующий характер. Если в ПТС будут вноситься сведения, определяющие или уточняющие тип транспортного средства, то для целей налогообложения по транспортному налогу эти уточнения будут учитываться не с даты их внесения, а с даты регистрации транспортного средства. То есть организация-налогоплательщик будет вынуждена пересчитывать транспортный налог и сдавать уточненную налоговую декларацию за все налоговые периоды, в течение которых транспортное средство было на него зарегистрировано.

Возможна и ситуация, когда у транспортного средства имеющийся двигатель заменен на двигатель иной мощности, причем в этом случае не важно, на какой — большей или меньшей мощности. Расчет налоговой базы будет исчисляться в зависимости от мощности двигателя в лошадиных силах, как того и требует ст. 359 НК РФ. Замена имеющегося двигателя на новый, более мощный (а это случается в подавляющем числе случаев), означает, что транспортное средство прошло модернизацию и улучшило свои технические характеристики. Изменение мощности двигателя приведет к изменению налоговой базы по транспортному налогу, начиная с месяца, следующего за месяцем замены двигателя. Аналогичная позиция изложена и в письме Минфина РФ от 07.02.2008 г. № 03-05-04-04/01.

Факт замены двигателя должен быть зарегистрирован в органах ГИБДД и отражен в РТС транспортного средства. Если это не будет выполнено организацией-налогоплательщиком, то налоговиками данный факт может быть расценен как попытка незаконной оптимизации транспортного налога и представления заведомо ложных сведений, искажающих налоговую базу по транспортному налогу.

См. письмо Минфина РФ от 18.02.2009 г. № 03-05-04-04/01.Вернуться назад

См. письмо УФНС РФ от 03.03.2008 г. № 18-08-4-020096.Вернуться назад

Еще по теме:

  • Изменение федерального закона 131-фз Прокуратура Республики Бурятия Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ подвергнуты изменению отдельные положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). С учетом […]
  • Приказ мз рф 169н от 05032011 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 марта 2011 г. N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 марта 2011 […]
  • Копылов аа Суд Постановление Московского городского суда от 20 января 2017 г. N 44у-629/16 Постановление Московского городского суда от 20 января 2017 г. N 44у-629/16 Президиум Московского городского суда в составе: Председательствующего - Егоровой О.А., членов Президиума: Фомина Д.А., Базьковой Е.М., […]
  • Иск по защите прав потребителей подается по месту В какой суд и в какой срок обращаться за защитой прав потребителей? За защитой своих прав потребители вправе обратиться в суд (п. 1 ст. 17 Закона от 07.02.1992 N 2300-1). Дела о защите прав потребителей рассматриваются судом общей юрисдикции в порядке искового судопроизводства. В суд […]
  • Законы об основах туристской деятельности в рф Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 10 января […]
  • Задачи на масштаб правила Урок по теме масштаб для 5 "А" класса (презентация и решение задачи). Решение задачи. 5 класс. Тема урока: «Масштаб». Цель: познакомиться с понятием «масштаб», научиться практически применять масштаб для решения задач. Масштаб показывает, во сколько раз все расстояния на плане (на карте) […]
  • Суммы транспортного налога в налогообложении Транспортный налог Налоги и налоговая система Налоговый кодекс Российской Федерации Транспортный налог До 2003 г. налогообложение транспортных средств базировалось на двух налогах — налоге с владельцев транспортных средств и налоге на имущество физических лиц в отношении водных […]
  • Правила въезда в россию иностранцев Правила въезда и пребывания иностранных граждан в Российской Федерации ↓ Изменения в законодательстве! Информируем, что с 1 января 2014 г. в соответствии с вступившим в силу Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 389-ФЗ «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О […]