Законы управления понятие

2.1. Понятие и виды законов управления

Закон — это зависимость, которая либо зафиксирована в законодательных документах, либо является общепринятой для большой группы людей, либо имеет признание и поддержку авторитетных ученых.

С научной точки зрения законом можно считать «необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе».

Одной из основных проблем при изучении сущности управленческих законов является корректное и полное определение этого понятия.

Законы управления представляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способами и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.

Законы управления делят на три основные группы.

К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. В качестве примера здесь можно привести закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления, закон единства системы управления, закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связей в системе управления, экономической природе отношений между ее подсистемами и др.

Во вторую группу входят частные, или субъективные, законы управления, посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций упражнения, закон сокращения числа ступеней управления, закон «распространенности контроля.

К третьей группе относят законы, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организаций. К законам третьей группы относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Такие законы можно обозначить термином «специальные».

Законы управления

Законы управления представляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способом и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.

Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на три основные группы: К первой группе относятся общие (объективные)законы управления. Объективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов.

Во вторую группу входят частные, или субъективные, законы управления, посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля.

И, наконец, к третьей группе целесообразно отнести законы, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группе относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Такие законы можно обозначить термином «специальные».

К общим законам управления относятся:

  • Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности являющейся объектом управления.
  • Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления.
  • Закон единства системы управления.
  • Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.
  • Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления, экономической природе отношений между ее подсистемами.
  • Закон единства действий законов управления.

Среди частных законов управления можно выделить законы, относящиеся к управляющей подсистеме, законы организации (т.е. управляемой подсистемы)и др.

К частным законам, касающимся управляющей подсистемы относятся:

  • Закон изменения функций управления.
  • Закон сокращения числа ступеней управления.
  • Закон концентрации функций управления.
  • Закон распространения и контроля.

Специальные законы являются служебными законами управления. Они неразрывно связаны со спецификой деятельности организации. Например, для организаций, работающих в сфере тяжелого машиностроения, большое значение имеют законы механики, на которых основывается порядок проектирования и изготовления машин и оборудования. Для предприятий пищевой и фармацевтической промышленности особенно важны законы химии, без применения которых невозможна разработка и осуществление технологических процессов в этой области.

Однако среди специальных законов управления есть и такие, которые могут или должны применяться на любых предприятиях независимо от специфики их деятельности или организационно-правовой формы. Это экономические законы, регламентирующие порядок осуществления любой коммерческой деятельности, и юридические законы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов друг с другом и с органами государственной власти.

1. Законы управления

Теоретические положения, обладающие определенным уровнем абстракции и обобщения, чаще всего формулируются в виде законов, закономерностей и принципов.

Наивысший уровень понимания сущности явления отражают объективные законы, которые устанавливают связи их свойств и характеристик.

Закон – внутренняя и необходимая, всеобщая и существенная связь предметов и явлений объективной действительности, т.е. прочное, повторяющееся, идентичное в явлении.

Существуют различные точки зрения на понятие законов управления. Одни авторы считают, что это юридические законы, регламентирующие управление. Другие считают, что эти не юридические, а экономические законы, так как управление осуществляется в социально-экономических системах. Наконец некоторые считают, что это специфические законы, определяющие функционирование и развитие специфической сферы деятельности человека – управления. Кто прав? Правы те, кто считают, что глубинные, сущностные процессы в явлениях отражаются в законах: часть юридических и экономических законов используют управленцы в своей работе, часть законов сформировалось только в сфере управления как специфических.

Законы управления – положения, определяющие строение, функционирование и развитие управления и характеризующие существенные (необходимые), устойчивые (повторяющиеся) и объективные (независимые от желания людей) внутренние черты и связи.

Приведем примеры законов управления ввиду отсутствия их систематизированного перечня.

– разнообразие управляющей системы должно быть не менее разнообразия управляемого объекта;

– чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.

Пример 2. Закон единства анализа и синтеза. Сущность закона в следующем:

– каждая материальная система, будь то живой организм, завод, учебное заведение стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного пересмотра функций и изменения своей структуры;

– вслед за разделением функций и преобразованием структуры управления наступает их синтез, соединение воедино в новом качестве.

Пример 3. Закон информированности – упорядоченности. Сущность закона состоит в следующем: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем скорее наступает упорядочение деятельности и тем большая вероятность ее устойчивого функционирования.

Пример 4. Закон развития. Сущность закона состоит в следующем: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Пример 5. Закон самосохранения. Сущность закона состоит в следующем: каждая материальная система стремится сохранить себя (выжить), используя для достижения этого весь свой ресурс (потенциал).

Законы науки управления

Понятие закона является одним из центральных в научном познании. Если категории в каждой науке составляют систему понятий, раскрывающих ее содержание, то формулируемые на основе категорий законы науки отражают ее сущность.

Управление основывается на комплексном подходе к применению законов, изучаемых другими науками, — экономикой (законы, присущие обществу, а соответственно и конкретной системе), кибернетикой (законы обратной связи, оптимизации, антиэнт- ропийности процессов управления в системах, единства управления и информации и т. д.), психологией и т. д., а также непосредственно наукой управления.

Таким образом, наука управления изучает законы, присущие только ей. Например, законы единства управления любым объектом, соотносительности управляющей и управляемой систем, гармоничности структуры и функции, инерции и сопротивляемости в человеческих взаимоотношениях, изменения функции управления, сокращения ступеней управления, распространенного контроля и единства действия всех законов управления. Они являются законами развития в конкретной сфере, выступают как во взаимодействии управляемой и управляющей систем, так и во взаимоотношениях каждой из них и проявляются в деятельности людей, их организационно-хозяйственной практике.

В обобщенном виде к законам науки управления относятся следующие:

1. Основной экономический.

2. Разделения труда.

3. Интеграции трудового процесса.

4. Неуклонного роста производительности труда.

5. Соответствия содержания управления системой, ее целей, форм и методов отношениям и формам собственности, свойственным данному способу производства в конкретных исторических условиях ее развития.

6. Преимущественной эффективности сознательного, планомерного управления.

7. Единства управления любым объектом.

8. Соотносительности управляющей и управляемой системы.

9. Обратной связи.

10. Единства действия всех законов управления.

11. Сокращения количества ступеней управления.

12. Гармоничности структуры и функции.

13. Изменения функций управления.

14. Концентрации функций управления.

15. Инерции и сопротивляемости в человеческих взаимоотношениях.

16. Распространенности контроля.

Среди этих законов можно выделить

две группы: 1) свойственные управлению в целом; 2) присущие его отдельным сторонам, подсистемам и их элементам.

К первой группе законов управления могут быть отнесены (кроме первых четырех), например, следующие:

1. Закон соответствия содержания управления системой, ее целей, форм и методов отношениям и формам собственности, свойственным данному способу производства в конкретных исторических условиях развития.

Управление системой, с одной стороны, выражает объективный процесс руководства трудом работников по обеспечению производственной деятельности (например, по организации и оказанию медицинской помощи), а с другой — производственно-технологические отношения сторон в процессе деятельности. Первая особенность означает, что управление является исторической и производственно-функциональной обусловленной потребностью деятельности, поскольку работники в условиях совместного труда должны вступать

в отношения управления, подчиняться указаниям руководителя трудового процесса. Вторая особенность состоит в том, что стороны, участвующие в производственном процессе, вступают друг с другом в отношения собственности.

Таким образом, если возникновение отношений управления обусловлено природой общественного производства, уровнем развития кооперации труда, то характер этих отношений определяется отношениями собственности, свойственными конкретной общественной формации. Соответственно двум особенностям процесса управления системой свойственны и два аспекта: организационно-технологический и социально-экономический.

Управление системой в организационно-технологическом аспекте заключается в единстве работ всех участков процесса кооперированного труда, опирающееся на определенным образом организованную систему знаний, навыков, методов, технологий, опыта и других вспомогательных средств. Оно имеет целью соединение живого и овеществленного труда, поддержание связей и пропорций в производственной деятельности, создание условий для проявления специалистом инициативы, профессионализма, компетентности и творчества. Управление производством как организационно-технологическая необходимость характеризует достигнутый уровень развития и качественные особенности организации системы управления, содержание его функций и элементов. Вместе с тем, организационно-технологический аспект управления не вскрывает того воздействия, которое оказывает на отношения управления общественная форма производства.

При рассмотрении отношений управления как социально-экономической категории четко проявляются социальный и экономический характер управления в процессе производственно-функциональной деятельности специалистов. И, прежде всего, это отношения между собственником средств производства и объединенными для совместного труда работниками. Следовательно, цель управления системой, его содержание,

формы и методы зависят от формы и вида собственности.

2. Согласно закону преимущественной эффективности сознательного планомерного управления, управляемые системы с сознательным, планомерным управлением и потенциально, и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических, социальных, организационных и других процессов.

3. По закону единства управления любым объектом, независимо от характера системы, ее ведомственной принадлежности, особенностей производственной деятельности, сущность управления и управленческого труда едина. Отличия в конкретной системе касаются только функционально-технологических аспектов деятельности, набора производственно-технологических приемов, а также специальных знаний, навыков и опыта функциональных специалистов.

Сложность «единой системы», функционирующей на основе огромного количества существующих в ней управленческих, экономических и социальных связей, не меняет ее содержания как единого целого, не исключает необходимости кооперации труда на базе конкретного вида собственности. В свою очередь, единая система кооперации разделена на иерархические уровни, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. При этом иерархическая структура организованной системы составляет основу ее планомерного функционирования и развития.

Вместе с тем, даже при централизованном управлении, что присуще, в первую очередь, государственным системам, оно не может быть сведено только к центральным органам государства либо ведомствам. Будут включаться и другие схемы управления — сочетание централизма с определенной самостоятельностью подсистем. Однако задача каждого уровня будет едина — обеспечение наиболее эффективного развития системы в целом при оптимальном сочетании интересов государства и общества с интересами подчиненных подсистем, их коллективов.

4. Суть закона соотносительности управляющей и управляемой систем — субъекта и объекта управления — заключается в соответствии сферы управления требованиям производственной деятельности системы, которая состоит из объекта и субъекта управления.

Объект и субъект управления оформлены в определенные составляющие системы — управляемую и управляющую подсистемы управления. Эти подсистемы находятся в неразрывном взаимодействии, ведущую роль в котором играет объект управления, развитие которого и оптимальное использование принадлежащих объекту ресурсов составляют важнейшую задачу общества в сфере материального и духовного производства. Содержание объекта управления, происходящие в нем изменения определяют содержание субъекта управления и его движение, которое выражается в совершенствовании форм и методов управления. Это не свидетельствует о пассивной роли субъекта в системе управления. Наоборот, управляющая подсистема является активной частью системы управления. Именно субъект управления приводит в движение производительные силы общества, осуществляет соединение средств производства с рабочей силой, без чего не может быть ни самого производства, ни его развития. Чем выше уровень управления и его эффективность, тем выше при прочих равных условиях эффективность производства.

Обеспечение соответствия управляющей системы современному уровню производства, его требованиям — основная проблема совершенствования системы управления. Суть этой проблемы состоит в том, чтобы управляющая подсистема оказывала такое воздействие, в котором нуждается производство, организация или учреждение как управляемая подсистема. Для этого необходимо, чтобы сложная управляющая подсистема соответствовала требованиям оптимального функционирования управляемой подсистемы. Иными словами, разнообразию управляемой подсис-

темы должно соответствовать разнообразие управляющей подсистемы. При этом задача субъекта управления — не только успеть за изменениями, происходящими в производстве, но (и это главное) создать систему управления, ориентированную на будущее, способную обеспечить перевод объекта управления из настоящего состояния в заданное новое.

Таким образом, соотносительность управляющей и управляемой систем — это тип отношений, в основе которого лежит их взаимное влияние, предполагающее установление и поддержание между ними оптимальных отношений, в том числе по численности занятых работников, технолого-экономическому, социальному уровню и другим характеристикам.

5. Закон единства действий всех законов управления гласит, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая разноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Законы взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами.

Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления производством и законов общественной жизни в целом.

Для того чтобы наиболее полно использовать законы управления, необходимо, с одной стороны, уметь выделить главное действие каждого закона, а с другой — выяснить механизм взаимодействия законов, участвующих в конкретном управленческом процессе или явлении.

К законам управления второй группы применительно к управляющей подсистеме могут быть отнесены следующие:

1. Закон изменения функций управления, т. е. возрастание одних функций и убывания других по мере повышения или понижения ступени управления.

2. Закон сокращения количества ступеней управления — чем меньше ступеней управления в структуре аппарата, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее.

3. Закон концентрации функций управления. Суть его состоит в том, что управ-

ление стремится к большей концентрации функций на каждой ступени, т. е. к расширению каждой ступени управления, а отсюда к росту численности управленческого персонала.

4. Закон распространенности контроля заключается в том, что существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностью контролировать их действия со стороны руководителя.

Тесную взаимосвязь и взаимодействие законов управления можно наблюдать на примере законов, относящихся к управляющей подсистеме. Закон сокращения количества ступеней управления взаимодействует с законом концентрации функций управления на каждой ступени. Преимущества концентрации очевидны, поскольку она дает возможность осуществить значительное сокращение трудоемкости обработки информации, на которой основано управление. Однако на определенном этапе укрупнения органа управления объем внутренней информации настолько увеличивается, что организация начинает значительную часть времени и средств затрачивать на непроизводительную работу. Кроме того, по мере расширения каждой ступени управления быстро увеличивается численность служащих.

Перечисленные факторы, как и сами законы, их определяющие, не всегда действуют в одном направлении. Специализация функций управления на основе последовательной дифференциации процессов управления способствует, с одной стороны, повышению производительности управленческого труда, а с другой — сопровождается увеличением количества функциональных органов, что, в конечном счете, усложняет управление системой. Ограничение контроля хотя и повышает эффективность управления, однако увеличивает количество ступеней управления, что также является негативным фактором. В том же направлении действует закон концентрации функций управления на каждой ступени.

Все это подтверждает вывод о том, что явления и процессы управления протекают как результирующая всех воздействующих

на них факторов. Действия законов управления, как и всех других общественных законов, реализуются через сознательный труд людей на основе активного использования принципов и методов, свойственных этой области деятельности.

Понятие и законы управления

Понятие и законы управления

Смыслы, вкладываемые в понятие «управление» выдающимися учеными, достаточно различаются.

К. Маркс выделял и рассматривал две стороны управления: управление как вид деятельности (организационно-техническая сторона), то есть «производительный труд, выполнять который необходимо при всяком комбинированном способе производства», и управление как проявление производственных отношений и целенаправленности (социально-экономическая сторона), то есть часть регламента или правопорядка на производстве, что зависит от формы собственности на средства производства.

Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу (по Питеру Друкеру) 1 . Эту деятельность осуществляют управленцы различных уровней, то есть менеджеры.

Управление – элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление – воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Различают стихийное управление, воздействие которого на систему есть результат пересечения различных сил, массы случайных единичных фактов, и сознательное управление, осуществляемое общественными институтами и организациями.

Управление организацией – целенаправленное воздействие на систему (учреждение, предприятие, институт и т. п.) или на процесс (разработку нормативных документов, проектирование структуры управления и т. п.) 2 . По Анри Файолю, «управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» 3 .

Выделяют также понятие «наука управления». Предмет науки управления – законы и закономерности управления как целостного, комплексного и конкретного социального явления.

Важно отметить, что законы действуют не автоматически, а только через деятельность людей, при этом знание и следование законам определяет их поступки и поведение, а субъективность человека способна радикально исказить проявление закона 4 .

Закон – необходимое, существенное, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закона родственно понятию сущности. Выделяют три основные группы законов: специфические, или частные (например закон сложения скорости в механике); общие для больших групп явлений (например закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные. Познание законов составляет задачу науки.

Теории менеджмента скорее спорны, чем окончательно определены, и, хотя их развитие не вызывает сомнений, никто не даст гарантии, что теория, появившаяся на свет последней, – непременно лучшая. Нет единства даже в области терминологии. Например, Ф. Тейлор считал, что он создал «научный менеджмент», а в это же время А. Файоль говорил о «принципах менеджмента». В какой-то момент одна из научных школ может господствовать, затем ее место занимает другая, и это отражает естественный ход вещей, закон жизненного цикла, которому подчиняются не только живые системы, но также идеи и теории.

Всеобщий закон управления может звучать так: все системы управляемы. Системы, считающиеся неуправляемыми, управляются пока неизвестными и неподвластными человечеству силами на основе непознанных законов.

Есть еще один всеобщий закон управления, или принцип: необходимость научности в управлении. (Правда, существует точка зрения, что следование нравственным законам, высшему предназначению человека как наделенного душой богоподобного существа имеет большее значение для прогресса человечества, чем научный подход к познанию.) Научность управления заключается в том, что оно осуществляется на основе системного подхода в соответствии с экономическими, социально-психологическими и иными известными законами и принципами, действию которых подчиняется управляемая система.

Это означает также необходимость основанного на науке понимания многообразной природы, сущности и специфики объекта управления, построение и использование наиболее адекватных моделей и инструментов влияния. К примеру, человек не должен рассматриваться только как объект управления: с точки зрения систем управления он является большой и сложной живой социально-психологической и биологической объект-субъектной системой, воздействие на которую, по сути, представляет собой взаимодействие.

Общие законы управления следующие:

управленческое воздействие ведет к результату (в этом проявляется закон сохранения и превращения энергии);

закон адекватности воздействия природе системы: воздействие тем с большей вероятностью приведет к ожидаемым результатам, чем точнее стимул соответствует сущности, свойствам, ожиданиям системы;

закон жизненного цикла: любая система проходит этапы зарождения, бурного развития, медленного роста или стабильности, кризиса, упадка; понимание этапа развития системы помогает понять ее актуальные свойства и приоритеты;

закон «объективности субъективизма» в управлении и науке: исследователи, познавая некий объект, опираются на достигнутый к данному моменту уровень представлений о нем, на свою эрудицию, собственный подход, точку зрения, создают свою, не лишенную субъективности, модель объекта. Субъект по своей природе не может быть полностью объективен. Опираясь на субъективное представление об объекте, субъекты пытаются выдвинуть гипотезы, проверить их эмпирически, понять суть, структуру, причинно-следственные связи, особенности развития, местоположение в системе других объектов, определяющие свойства и признаки, общеродовое (филогенетическое) и индивидуальное (онтогенетическое) в объекте. Отсюда неизбежность некоторого субъективизма и ограниченности любой теории, законов развития, прогнозов поведения объекта, выводимых ученым или научной школой. Опираясь на предыдущие знания, можно и не подозревать о наличии еще непознанных качеств объекта, обусловливающих его поведение. Так, Ф. Тейлор, объясняя поведение работника и рекомендуя средства влияния на него, объективно не мог учитывать его личные особенности, поскольку в период разработки им концепции научного менеджмента психология, и психология личности в том числе, еще не сложилась как наука. Кстати, приводимые здесь законы управления представлены в соответствии с субъективной точкой зрения автора данной книги.

Можно сформулировать закон эффективного управления:

эффективность управленческого воздействия, качество результата зависит от качества управления; в свою очередь, качество управления есть результат компетентности управленца.

Закон субъективности в восприятии эффективности управления: поскольку на результаты деятельности организации оказывает влияние множество субъектов и групп с достаточно разнообразными интересами, то их оценки результатов могут не совпадать (проявление ситуационного принципа субъективной интерпретации). Вообще понимание позиции, занимаемой субъектом и представляемой им группой интересов, позволяет вникнуть в суть идей и предложений.

Закон компетентности управленца: компетенция не есть величина постоянная, она требует непрерывных усилий, обучения, накопления опыта, мыслительной работы.

Закон актуальности, или современности применяемых методов управления, необходимости опоры на самые последние научные достижения и знания. Компетентность управленца есть результат следующих факторов: глубины познания управляемой системы, адекватности используемых для управления способов и модели системы самой системе, объема и степени владения методами влияния на нее. При этом не отвергается полезность знания и применения классических и даже, казалось бы, архаических методов управления, таких как метод «кнута и пряника».

Закон экономичности управления (связан с законом адекватности): чем точнее выбран метод, тем дешевле обходится достижение нужного результата. Это означает, что система легче реагирует на воздействие, менее инерционна по отношению к нему, в общем случае требует меньше усилий и ресурсов, если воздействие учитывает ее специфику, состояние, ожидание.

Законы организаций как систем и объектов управления можно вывести, переформулировав свойства систем:

• свойства организации нельзя познать, основываясь только на знании свойств ее элементов;

• действие закона перехода количества в качество ограничивается неопределенностью необходимого для перехода количества и слабой предсказуемостью момента перехода;

• от перестановки элементов системы (организации) ее свойства меняются;

• поведение организации нельзя прогнозировать на основе только ее свойств, без учета факторов внешней среды;

• каждая организация уникальна, и неправомерно подходить к конкретной организации, подразделению, бизнес-единице только с общей меркой или на основе знаний о других, даже аналогичных, организациях;

• организация способна адаптироваться к внешним и внутренним изменениям, но не до бесконечности и не абсолютно: в процессе адаптации в ней происходят изменения;

• для большой, сложной живой системы (человека, группы, организации, социума) не существует столь адекватных моделей, которые могли бы полностью и всесторонне описать систему и обеспечить прогноз ее поведения с вероятностью 100 %;

• в процессе развития организациям требуется пребывание не только в состоянии изменений, но и в состоянии относительного покоя;

• каждое следующее мгновение организация уже несколько другая, чем была в предыдущее;

• внешний наблюдатель не может в точности знать внутреннее состояние организации, уровень ее напряженности;

• наблюдающий и управляющий субъект по определению не может быть объективен: он постоянно находится в плену собственных представлений, опыта, системных особенностей, психического состояния, разработанных и предпочитаемых им моделей.

Еще по теме:

  • Мой интерес развод Люди женятся ради. развода Россияне теряют интерес к созданию семьи. По последним данным, в Красноярском крае на 100 заключенных браков приходится 72 развода. Демографы объясняют это тем, что из-за финансового кризиса ячейка общества стала нерентабельной, а психологи — новой культурой и […]
  • Сроки раздел имущества после развода В какие сроки после развода можно подавать иск на раздел имущества? в какие сроки после развода можно подавать иск на раздел имущества, чтобы не было поздно. В частности после закрытия кредита. Ответы юристов (3) Согласно статье 200 Гражданского кодекса РФ, течение исковой давности […]
  • Закон о социальных льготах детям инвалидам Льготы родителям детей инвалидов в 2018 году Основы предоставляемых родителям детей-инвалидов, и собственно, самим детям с ограниченными возможностями, перечня льгот заложены в 181 Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ», определяющий моменты того, какие права имеет […]
  • Правила составления статьи Российские правила оформления научных работ. Требования ВАК РФ Оформление научных работ, согласно требованиям ВАК Требования к оформлению научных материалов Для того, чтобы начать переговоры относительно публикации Вашей статьи, следует отправить текст Вашей статьи, а также […]
  • Закон биткоин Закон на Биткоины Биткоинты появились сравнительно недавно. Первые упоминания о них появились в 2009 году. В то время всерьез их воспринимали, наверное, лишь создатели и мечтающие инвесторы. Серьезный рассвет Биткоинов пришелся на 2013 год, когда они подорожали в цене в 100 раз буквально […]
  • Принцип разрешения уголовного дела только судом 9. Осуществление правосудия по уголовным делам только судом Этот принцип, предусматривающий исключительное право суда осуществлять правосудие, не допускает переложения данной функции ни на один внесудебный Указанный принцип, сформулированный в ст. 118 Конституции Российской Федерации, […]
  • Налоговый контроль по налогу на прибыль организаций Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды Отправить на почту Налоговый контроль — комплекс мер по проверке исполнения норм налогового права. Целью этой процедуры является выявление нарушений законодательства. При этом налоговые органы используют различные формы налогового контроля и […]
  • Служебная записка библиотекаря Как написать докладную записку о невыполнении должностных обязанностей Хорошо когда на рабочем месте царит дружественная атмосфера и коллектив работает как один слаженный механизм. Но что делать, если один или несколько человек подрывают дисциплину или отказываются выполнять свои […]