Налоги виды налогов в рк

Законодательство Казахстана

База данных «Законодательство Казахстана» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Казахстана

Общие сведения

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции, состоит из Налогового кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым Кодексом.

Конституциясодержит общие нормы налогового законодательства, касающиеся вопросов о полномочиях органов государственной власти в налоговой сфере, а также устанавливающие обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Налоговый кодексрегулируют правоотношения, связанные со введением, исчислением, взиманием налогов и сборов, а также отношения, возникающие в связи с этим между налогоплательщиком и государством в лице уполномоченных государственных органов.

Налоговый кодекс состоит из общейи особеннойчастей.

Общая часть устанавливает принципы налогообложения, основные понятия и термины, используемые в налоговой сфере, права и обязанности участников налоговых правоотношений, регулирует различные налоговые процедуры, связанные с исполнением налоговых обязательств.
Особенная часть подробно прописывает порядок, сроки взимания налогов и иных платежей, их ставки, а также специальные налоговые режимы.

В Республике Казахстан взимается большое количество налогов и иных обязательных платежей.
В целом налоговую систему можно охарактеризовать как трехуровневую, налоги в зависимости от разновидности и источника поступления распределяются в:

  • республиканский бюджет
  • областные бюджеты, бюджеты города республиканского значения (Алматы) и столицы (Астаны)
  • районные бюджеты, бюджеты городов областного значения.

Перечень налогов, подлежащих зачислению в бюджет того или иного уровня, содержится в статьях 49-52 Бюджетного кодекса РК.

Налоги Казахстана можно сгруппировать следующим образом.

Подоходные налоги

Корпоративный подоходный налог(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица. Объект налогообложения – совокупный годовой доход за минусом вычетов. Общая ставка составляет двадцать процентов, имеются льготные ставки для отдельных категорий плательщиков в размере десяти и пятнадцати процентов.

Индивидуальный подоходный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – физические лица, обладающие объектами налогообложения. Объект налогообложения – годовой доход. Ставка – десять процентов.

Социальный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические лица и предприниматели. Объект для юрлица – численность работников, для индивидуального предпринимателя – его расходы в связи с выплатой своим работникам вознаграждения. Общая ставка – одиннадцать процентов, имеются льготные ставки для сельхозпроизводителей.

Налоги на собственность

Налоги на имуществодля юридических и физических лиц (поступают в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – собственники и владельцы недвижимого имущества. Налоговая база — стоимость имущества. Ставка для юрлиц и предпринимателей – полтора процента к налоговой базе, имеются льготы для некоторых категорий плательщиков. Ставка для физических лиц является прогрессивной, растет с увеличением стоимости имущества, минимальная составляет 0.05 процента от стоимости.

Земельный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и титульные владельцы земельных участков. Налоговая база – площадь участка. Ставки различны и зависят от целевого назначения участков.

Налог на транспортные средства(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и владельцы транспортных средств. Ставка в зависимости от вида транспортного средства зависит от объема двигателя, грузоподъемности, мощности, количества посадочных мест.

Налоги на товары, работы, услуги, производимые внутри страны или ввозимые в страну.

НДС(поступает в республиканский бюджет). Косвенный налог. Плательщики – юридические лица, имеющие обороты, облагаемые налогом, а также импортеры товаров. Ставка – двенадцать процентов, имеются льготы по уплате.

Акцизы(поступают в бюджеты всех уровней). Косвенные платежи. Плательщики – производители, реализаторы или импортеры подакцизной продукции, к которой относятся: спиртосодержащая, табачная продукция, топливо, нефтепродукты, транспортные средства. Ставки зависят от вида продукции, устанавливаются в твердой денежной сумме за единицу.

Налог на игорный бизнес(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица, оказывающие услуги в игорной сфере. Ставка зависит от вида игорной деятельности, является кратной к месячному расчетному показателю, устанавливаемому на каждый налоговый период законом о республиканском бюджете.

Фиксированный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юрлица и предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием некоторых разновидностей игорного оборудования, бильярдных столов и т.п. Объектом налогообложения является данное оборудование. Ставка зависит от вида оборудования, является кратной месячному расчетному показателю.

Внешнеторговые и внешнеэкономические налоги

Рентный налог на экспорт(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – экспортеры сырой нефти и нефтепродуктов. Объект налогообложения – объем реализованной продукции. База – стоимость реализованного. Ставка зависит от объема реализации, является прогрессивной.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины(поступают в республиканский бюджет). Перечень товаров, облагаемых пошлинами, и их размеры утверждаются приказами министра национальной экономики РК.

Специальные платежи и налоги за пользование недрами

Специальные платежи и налоги за пользование недрами и другими природными объектами (поступают в бюджеты всех уровней).
Для недропользователей: подписной бонус (фиксированный платеж за право пользования недрами на контрактной территории, ставка зависит от вида недропользования, вида полезного ископаемого, стоимости запасов); бонус коммерческого обнаружения (фиксированный платеж, вносимый по факту обнаружения месторождения на контрактной территории, ставка составляет 0.1 процента от утвержденной стоимости обнаруженных ископаемых); платеж по возмещению исторических затрат (фиксированный платеж, возмещающий затраты государства на геологическое изучение и разведку месторождений до заключение контракта на недропользование. Сумма рассчитывается уполномоченным государственным органом); налог на добычу полезных ископаемых (уплачивается отдельно по каждому виду добываемого ископаемого, ставка зависит от его вида и объемов добычи); налог на сверхприбыль (уплачивается, исходя из размера чистого дохода от добычи полезных ископаемых, шкала скользящая).

Плата за пользование земельными участками(аренда), ставки устанавливаются земельным законодательством.

Плата за пользование водными ресурсамиповерхностных источников, ставки утверждаются представительными органами областей, города республиканского значения и столицы.

Плата за эмиссии в окружающую среду, ставка зависит от вида и объема вредного выброса, кратна размеру месячного расчетного показателя.

Плата за пользование животным миром, ставки зависит от вида пользования, кратна месячному расчетному показателю.

Плата за лесные пользования, ставки по некоторым видам пользования устанавливаются региональными представительными органами, а по некоторым установлены непосредственно НК РК.

Плата за использование особо охраняемых природных территорий. Ставка за пользование такой территорией республиканского значения равняется 0.1 месячного расчетного показателя. Если территория местного значения, то ставка утверждается региональным представительным органом.

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий, получение разрешений и лицензий поступают в бюджеты всех уровней.

  • государственная пошлина
  • консульский сбор
  • регистрационные сборы
  • сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК
  • сбор с аукциона
  • лицензионный сбор
  • сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям
  • сбор за сертификацию в сфере гражданской авиации
  • сбор за использование радиочастотного спектра
  • сбор за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи
  • сбор за пользование судоходными водными путями
  • сбор за размещение наружной (визуальной) рекламы

Специальные налоговые режимы

  • для субъектов малого бизнеса (на основе патента или упрощенной налоговой декларации, предполагают упрощенный порядок уплаты социального налога, корпоративного и индивидуального подоходных налогов)
  • для крестьянских фермерских хозяйств (единый земельный налог, заменяет индивидуальный подоходный налог, плату за эмиссии в окружающую среду, земельный налог, плату за пользование земельными участками, частично налог на транспортные средства и налог на имущество)
  • для производителей сельхозпродукции (применяется как для крестьянских фермерских хозяйств, так и для сельхозпроизводителей других организационно-правовых форм, предусматривает особый порядок исчисления подоходных налогов, НДС, социального налога, а также налогов на имущества и на транспортные средства)

Заключение

Несмотря на то, что законодательство Казахстана предусмотрело большое количество различных налогов и сборов, необходимо отметить, что ставки по основным платежам в бюджет (по подоходным налогам, НДС, акцизам и др.) являются низкими по сравнению не только с другими странами СНГ, но и с общемировыми.

Большое внимание на законодательном уровне уделяется поддержке сельских товаропроизводителей. Для них предусмотрено несколько специальных налоговых режимов, а также различные налоговые льготы при уплате налогов по общим правилам.

Интересной является система распределения налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Налогов и иных платежей, поступающих в бюджет только одного уровня, очень мало. В основном одни и те же платежи распределяются в разноуровневые бюджеты в зависимости от источника их уплаты. Данное обстоятельство также позволяет осуществить финансирование государственных и местных нужд, не облагая плательщиков дополнительным налоговым бременем. Надо отметить, что особое внимание уделяется финансированию города республиканского значения Алматы и столицы государства Астаны.

Основной налоговый закон тщательно и подробно регламентирует все аспекты налоговых правоотношений, это является для налогоплательщиков дополнительной гарантией их прав при возникновении спорных ситуаций.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоговое законодательство РК является современным, прогрессивным и отвечающим потребностям как государства, так и общества.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Налоги и налоговая система Республики Казахстан

Главная > Реферат >Финансы

ТЕМА: НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РК.

1. Экономическая сущность и функции налогов.

3. Принципы налогообложения.

4. Система налогообложения.

5. Органы налоговой службы.

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.

Налоги предусмотренные законом обязательные платежи. Взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.

Экономическая сущность налогов заключается в том. Что они представляют часть производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у юридических и физических лиц, которая аккумулируется в фондах государства для финансирования выполнения им своих функций и задач. Налоги появились с возникновением государства и являются финансовой основой его функционирования.

Особенность налогов в отличие от многих ругих поступлений, устанавливаемых государством (отисления в фонд государственного социального страхования и другие целевые отчисления и платежи) заключается в их последующем «обезличивании» для финансирования самых разнообразных государственных и общественных нужд.

Как экономическая категория, налоги выполняют следующие функции:

1. Фискальная – заключающаяся в обеспечении поступления средств в бюджет .

2. Перераспределительная – заключающая в перераспредленеии части доходов юридических и физических лиц в пользу государства. Масштабы действия данной функции определяются долей налогов в ВНП (валовом национальном продукте), что свидетельствует о гипертрофированной централизации ресурсов в ущерб низовым звеньямэкономической системы.

3. Регулирующая – заключается в использовании налоговых регуляторов (выбор вида налога размера налоговй ставки, способов взимания, применения системы льгот и скидок) в целях изменения структуры общественного воспроизводства; объемов накопления и потребления; расширения экономической активности участников рынка и т.д.

Использование налогов в системе экономического управления и государственного регулирования осуществляется при помощи целостной налоговой системы, включающей совокупность видов налогов, системы налогообложения и органов налоговой службы.

1). В зависимости от объекта налогообложения и взимоотношений налогоплательщика и государства:

прямые – устанавливаемые непосредственно на доход или имущество (например, подоходный налог, налог на имущество. Налог на землю и т.д.);

косвенные – взимаемые опосредованно через цены (тарифы) на товары, работы, услуги (НДС, акцизы).

2). В зависимости от использования:

общие – обезличиваемые при использовании;

специальные – имеющие строго целевое назначение.

3). В зависимости от бюджета, источником поступления которого является налог:

В зависимости от экономического признака объекта:

налоги на доходы – взимаются с доходов, получаемых налогоплательщиком от любого объекта налогообложения;

налоги на потребление – взимаются с расходв при потреблении товаров, работ, услуг (например, акзизы).

В зависимости от степени оценки объекта налогообложения:

реальные — взимаемые по внешним признакам имущества вне зависимости от степени его доходности (налог на имущество, налог на транспортные средства, земельный налог);

личные – взимаемые сюридических и физических лиц с учетом стпенеи их финансового положения (например, подоходный налог).

По состоянию на 01.01.2005 года налоговая система РК включает следующие налоги и другие обязательные платежи вбюджет, установленные Налоговым кодексом (Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет):

корпоративный подоходный налог;

индивидуальный подоходный налог;

налог на добавленную стоимость (НДС);

налоги с недропользователей;

налог на транспортные средства;

налог на имущество;

сбор за государственную регистрацию юридических лиц;

сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей;

сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

сбор за государственную регистрацию залога движимого имущества;

сбор за госудаственную регистрацию ипотеки судна или строящегося судна;

сбор за госудаственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;

сбор за госудаственную регистрацию мехинических транспортных средств и прицепов;

сбор за госудаственную регистрацию морских, речных и маломерных судов;

сбор за госудаственную регистрацию гражданских воздушных судов;

сбор за госудаственную регистрацию лекарственных средств;

сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК;

сбор с аукционов;

лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;

сбор за выдачу разрешения на использование РЧС с телевизионным и радиовещательным организациям;

плата за пользование земельными участками;

плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников;

плата за загрязнение окружающей среды;

плата за пользование животным миром;

плата за лесные пользования;

плата за использование особо охраняемых природных территорий;

плата за использование радиочастотного спектра;

плта за предоставление междугородней и (или) международной телефонной связи;

плата за пользование судоходными водными путями;

плата за размещение наружной (визуальной) рекламы;

3. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

В условиях рыночной экономики страны налоговая система должна соответствовать основным принципам, апробированным в мировой практике:

1) Техническая простота форм налогообложения, т.к часть налогоплательщиков попытается уклониться от налогообложения, сокрыть доходы.

2) Нейтральность налоговой системы, означающая стремление к единым налоговым ставкам, избежание неоправданных льгот и преференций.

3) Преимущественное использование линейных пропорциональных налоговых ставок.

4) Невоспрепятствование улучшению функционирования экономической системы страны в целом и росту инвестиций.

Налоговое законодательстов РК основывается на следующих принципах:

1) Обязательности уплаты налогов и других обязательных платежей, предусматривающий исполнение налогового обязательства в полном объеме и в установленные сроки

2) Определнности налогообложения, предусматривающий отражение в налоговом законодательстве всех оснований, порядка возниконовения, исполнения и прекращения налогового обязательства.

3) Справдливости налогообложения., предусматривающий запрещение установления налоговых льгот индивидукального характера.

4) Единства налоговой системы на территории РК.

5) Гласности налогового законодательства.

Система налогообложения включает:

1) субъект налогообложения – налогоплательщик (юридическое или физическое лицо)

2) объект налогообложения – то, с чего взимается налог (например, доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, оборот, финансовые операции и т.д.).

источник налога – часть дохода, из которого уплачивается налог (например, чистый доход, налогооблогаемый доход и т.д.).

единица налогообложения – единица измерения объекта налогообложения (например, 1 тенге, 1 гектор, 1 кв. мет и т.д.).

налоговая ставка – величина налога на единицу объекта налогообложения.

Ставки налога бывают:

твердые – установленные в абсолютнй сумме у единице налогообложения нехависимо от уровня дохода (например, ставки земельного налога)

процентные, которые в свою очередь делятся на:

а) пропорциональные, представляющие собой единый процент независимо от размера объекта налогообложения (например, корпоративный подоходный налог);

б) прогрессивные – при которых процент изъятия растет по мере роста размера объекта налогообложения (например, индивидуальный подоходный налог);

в) регрессивные – при которых прогрессия процента изъятия снижается по мере роста размера объекта налогообложения.

налоговый оклад – сумма налогов, уплачиваемых одним субъектом налогообложения в течение определенного периода.

налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов в соответствие с законодательством: необлагаемый минимум дохода или имущества; скидки с исчисленной суммы дохода (например, на иждивенцев по индивидуальному подоходному налогу); суммы, не включаемые в состав облагаемых доходв (например, сумма выходного пособия по индивидуальному пооходному налогу); понижение ставки налога для отдельных субъектов (например, для юридических лиц у которых земля является основным средством призводства по корпоративному подоходному налогу); отсрочка уплаты налога.

льготный период – время действия льготы.

налоговый период – время, за которое производится исчисление налога (год, квартал, месяц).

способы взимания налогов:

кадастровый (по уведомлению налоговых органов) – при котором учет и взимание налога происходит на основе описи объектов налогообложения бех учета их фактической доходности )например, по земельному налогу, налогу на имущество).

по декларации налогоплательщика (самообложение) – налогоплательщик сам указывает размер дохода, необходимые вычеты, льготы и сумму налога (например, по подоходному налогу).

у источника выплаты дохода – при котором налоговый агент, выплачивающий доход, удерживает налог и перечисляет его в бюджет (например, по дивидендам по корпоративному подоходному налогу).

порядок исчисления налогов:

все прочие кроме корпоративного подоходного налога;

корпоративный подоходный налог.

права и обязанности налогоплательщиков – регулируются законодательством.

мониторинг и контроль за уплатой налогов – осуществляется органами налоговой службы.

санкции за нарушение налогового законодательства:

взыскание сокрытых или заниженных сумм налога (недоимки);

пени за просрочку налоговых платежей.

ОРГАНЫ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ.

Органы налоговй службы обеспечивают реализацию налоговой политики государства и являются частью его финансовой системы.

Основная задача органов налоговой службы – контроль за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления налогов, полнотой и своевременностью их внесения в бюджет.

Система налоговых органов РК включает:

уполномоченный государственный орган – главный налоговый комитет РК;

межрегиональные налоговые комитеты;

налоговые комитеты по областям, городам Астана и Алматы;

межрайонные налоговые комитеты;

налоговые комитеты по районам, городам и районам в городах.

ТЕМА: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ В РК.

Налоги виды налогов в рк

Виды налогов. Налоги можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными. Прямой налог — это налог, где его субъект выступает фактическим носителем налогового бремени, т. е. уплата налога приводит к реальному уменьшению его имущества. Примером таких налогов выступает подоходный налог, в результате уплаты которого налогоплательщик лишается части своего дохода.

Косвенный налог — это налог, где его субъект перекладывает его бремя на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (носителем налога). Примером такого налога выступают налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Хотя юридическим плательщиком этих налогов выступает продавец товара, в конечном итоге они оплачиваются покупателем товара, поскольку суммы налога включаются в цену этого товара, оплачиваемого покупателем. Иначе говоря сумма налога переносится налогоплательщиком на другое лицо.

В соответствии с НК РК налоги, действующие на территории Казахстана, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы. Другие относятся к прямым.

Согласно ст. 60 НК РК установлены следующие виды налогов: 1) корпоративный подоходный налог; 2) индивидуальный подоходный налог; 3) налог на добавленную стоимость; 4) акцизы; 5) налоги и специальные платежи недропользователей; 6) социальный налог; 7) земельный налог; 8) налог на транспортные средства; 9) налог на имущество.

Кроме того, в ст. 61 НК РК установлены следующие виды сборов: 1) сбор за государственную регистрацию юридических лиц; 2) сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей; 3) сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и др.

Налоги виды налогов в рк

Основные виды налогов в РК (краткая характеристика каждому налогу: ставки, объекты, плательщики и др.). Особенности налогового режима в РК.
Государственные и местные.

В данное время на территории РК действуют 9 видов налогов.
1. Корпоративный подоходный налог.
2. Индивидуальный подоходный налог.
3. Налог на добавленную стоимость.
4. Акцизы.
5. Налоги и специальные платежи недропользователей.
6. Социальный налог.
7. Земельный налог.
8. Налог на транспортные средства.
9. Налог на имущество.

К плательщикам корпоративного подоходного налога относятся юридические лица-резиденты Республики Казахстан, за исключением Национального Банка РК и государственных учреждений (а также юридические лица, применяющие специальный налоговый режим), а также юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в РК.
Налогооблагаемый доход определяется как разница между совокупным годовым доходом и вычетами. Убытки от предпринимательской деятельности переносятся на срок до трех лет включительно (убытки по контрактам на недропользование переносятся на срок до семи лет включительно) для погашения за счет налогооблагаемого дохода последующих налоговых периодов.
Плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, имеющие объекты налогообложения. Согласно Налоговому кодексу РК не подлежат налогообложению следующие виды доходов физических лиц:
а) адресная социальная помощь, пособия и компенсации;
б) алименты, полученные на детей и иждивенцев;
в) возмещение ущерба работнику;
г) вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по их вкладам в банках и организациях;
д) выигрыши по лотерее в пределах 50% от минимальной суммы з/п;
е) стипендии и др.
Налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров, а также отчисления при импорте товаров на территорию РК. Объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются: облагаемый оборот и облагаемый импорт.
Акцизами облагаются товары, произведенные на территории РК и импортируемые на территорию РК, а также некоторые виды деятельности.
Подакцизными товарами являются:
1) все виды спирта;
2) алкогольная продукция;
3) табачные изделия;
4) бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо;
5) легковые автомобили;
6) сырая нефть, включая газовый конденсат;
Подакцизными видами деятельности являются:
1) игорный бизнес;
2) организация и проведение лотерей.
Ставки акцизов утверждаются Правительством РК и устанавливаются в процентах к стоимости товара и в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении.
Не подлежат обложению акцизом:
— экспорт подакцизных товаров;
— спирт этиловый в пределах квот: для изготовления лечебных и фармацевтических препаратов, государственным медицинским учреждениям.

Налоги и специальные платежи недропользователей состоят из: налога на сверхприбыль, налога на сырую нефть, бонусов, роялти и др.

Плательщиками налога на сверхприбыль и специальных платежей недропользователей являются физические и юридические лица, осуществляющие операции по недропользованию в РК (нефть, природный газ, уголь, подземные воды, товарные руды, драгоценные металлы, драгоценные камни, сырье для производства строительных материалов и др.).
Плательщиками социального налога являются: юридические лица-резиденты и нерезиденты РК; индивидуальные предприниматели; частные нотариусы, адвокаты.
Объектом налогообложения для плательщиков являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам в виде доходов. Уплата социального налога производится не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения: на праве собственности, на праве постоянного землепользования, на праве временного землепользования. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землевладельцев и землепользователей.

Земли населенных пунктов, занятые под автостоянки и автозаправочные станции, а также земли, отведенные под территории рынков, подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, увеличенным в десять раз.

Плательщиками налога на транспортные средства являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения.
Не являются плательщиками налога на транспортные средства: организации, содержащиеся только за счет гос. бюджета, участники ВОВ (по одному автотранспорту), Герои Советского Союза, Халык кахарманы, лица, удостоенные звания «Мать-героиня» и др.
Плательщиками налога на имущество являются физические и юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие объект налогообложения на праве собственности на территории РК. Ставка налога на имущество составляет для юридических лиц 1%, для индивидуальных предпринимателей 0,5% и 0,1% для физических лиц (до 1 млн. тг.) от среднегодовой стоимости объектов налогообложения.

Согласно Налоговому кодексу РК предусмотрены специальные налоговые режимы для:
— субъектов малого бизнеса;
— крестьянских (фермерских хозяйств);
— юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции.
Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса предусматривает применение разового талона (не более 90 дней в году), ведение бизнеса на основе патента (не использует труд наемных работников, осуществляет деятельность в форме личного предпринимательства, доход за год не превышает 1,0 млн. тенге) и на основе упрощенной декларации (среднесписочная численность за год не более 15 человек, включая самого ИП, для индивидуальных предпринимателей, предельный доход 4500,0 тыс. тг.; не более 25 человек и 9000,0 тыс тг. для юридических лиц).
Крестьянские (фермерские хозяйства), применяющие специальный налоговый режим на основе уплаты единого земельного налога, не являются плательщиками следующих видов налогов: ИПН; НДС; земельного налога, налога на транспортные средства, налога на имущество.
Исчисление единого земельного налога производится путем применения 0,1 процента к оценочной стоимости земельного участка.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Еще по теме:

  • Полный год стажа Николай Шамбир: «Весь трудовой стаж, приобретенный до 2004 года, приравнивается к страховому» В любом отделении Пенсионного фонда человек может узнать, платит ли за него взносы работодатель. Для этого понадобятся номер свидетельства о социальном страховании и паспорт В статье от 27 […]
  • Где получить разрешение на временное проживание Как получить разрешение на временное проживание в России 1. Что такое разрешение на временное проживание? Разрешение на временное проживание (РВП) — это документ, позволяющий иностранцу проживать и работать в России в течение трех лет. Проживание на основании РВП — это, за редким […]
  • Как составить претензию на возврат денег за некачественный товар Образец претензии на некачественный товар Образец претензии на некачественный товар Похожие публикации Интересы покупателей товаров на территории страны оберегает закон «О защите прав потребителей». Последняя редакция этого документа вступила в действие в 2017 году вместе с Федеральным […]
  • Правила вежливости сочинение Правила вежливости сочинение помогите Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником. Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи волшебные слова, совершают […]
  • Расчет осаго калькулятор 2018 новосибирск Расчет осаго калькулятор 2018 новосибирск Калькулятор ОСАГО использует официальные коэффициенты и тарифы (указание ЦБ РФ от 19 сентября 2014 г. № 3384-У и указание ЦБ РФ от 20 марта 2015 г. № 3604-У). Стоимость ОСАГО зависит от: типа(категории) и назначения транспортного средства от […]
  • Трудовая пенсия в россии 2018 Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению Размер базовой пенсии в 2018 в России Базовая пенсия гражданину устанавливается на государственном уровне единой ставкой и поддается ежегодной индексации. Этот процесс осуществляется для всех пенсионеров в […]
  • Фейсбук разрешение фотографий Почему фото в Facebook выглядят так ужасно и как этого избежать Если пользуетесь Facebook, вы, скорее всего, загружаете изображения в свои фотоальбомы или хронику. Но при просмотре ленты не со смартфона, а на экране побольше качество изображений может вас сильно разочаровать. Дело в том, […]
  • Новый закон о дарении 2018 Россиянам запретили дарить и менять доли в недвижимости без заверения нотариуса Президент Владимир Путин подписал закон, который обязывает россиян заверять у нотариуса все сделки, связанные с отчуждением доли в недвижимости. Этот документ размещен на официальном портале правовой […]