Название маломерных судов

Содержание страницы:

Письмо МЧС России от 27 марта 2017 г. № 43-1762-29 О направлении разъяснений по вопросам применения Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС РФ, и Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС РФ

В связи с большим количеством обращений по применению Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, утвержденных приказом МЧС России от 24.06.2016 № 340 (далее — Правила), и Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, утвержденного приказом МЧС России от 24.06.2016 №339 (далее — Административный регламент), МЧС России направляет дополнительные разъяснения по наиболее часто встречающимся вопросам.

Приложение: на 13 л. в 1 экз.

1. Основные понятия и определения

Термины, используемые при государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов, установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для обозначения типа маломерных судов, подлежащих государственной регистрации в реестре маломерных судов, для заполнения реестра маломерных судов и судового билета применяются следующие термины на русском и английском языках (п. 22 (ж) Правил):

— Моторное судно/Motorized craft;

— Парусное судно/Sailing craft;

— Парусно-моторное судно/Sailing mororized craft;

— Несамоходное судно/Nonself-propelled craft;

— Судно особой конструкции (аэробот)/Сгаft special design (airboat)

Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ), Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее — КВВТ) и Положением о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 835, установлено, что орган осуществивший государственную регистрацию судна, присваивает ему идентификационный номер.

Виды реестров, в которых регистрируются суда в Российской Федерации установлены КТМ и КВВТ. Подлежащие государственной регистрации маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, регистрируются в реестре маломерных судов. При этом орган осуществивший государственную регистрацию маломерного судна выдает собственнику маломерного судна судовой билет, являющийся документом, удостоверяющим право плавания маломерного судна под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности определенному лицу, вместимость судна и годность судна к плаванию в районе определенной категории сложности.

Такие понятия как «лодка», «гребное судно», «судовой реестр», «регистрационный номер судна», «паспорт маломерного судна» и т.д. законодательством Российской Федерации не устанавливаются и соответственно, не применяются.

Законодательство Российской Федерации различает понятия собственник судна и судовладелец.

В соответствии с КТМ и КВВТ судовладельцем является лицо эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Понятие собственник установлено Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) и определяется наличием прав собственности, позволяющем собственнику по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом, и наличием обязанностей, в отношении собственности, также установленной законодательством.

В соответствии с положениями ГК РФ, КТМ и КВВТ право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента его государственной регистрации и, соответственно, так как государственная регистрация маломерных судов, осуществляется в реестре маломерных судов, исключение маломерного судна из реестра маломерных судов, является прекращением права собственности на такое судно.

2. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» и классификация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в целях государственной регистрации в реестре маломерных судов

Требования технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (далее — Регламент) являются обязательными в отношении только тех маломерных судов, которые выпускаются в обращение на территорию Евразийского экономического союза. Под выпуском продукции в обращение, в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (Приложение № 9) понимается поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Евразийского экономического союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.

В соответствии с пунктом 69 Регламента, соответствие маломерных судов требованиям Регламента обеспечивается выполнением требований безопасности непосредственно, либо выполнением требований стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза, а также стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (далее — стандарты).

Выполнение на добровольной основе требований стандартов свидетельствует о соответствии требованиям безопасности.

Документом, подтверждающим соответствие маломерного судна требованиям установленным Регламентом, являются документы об оценке соответствия, такие как сертификат соответствия, выдаваемый органом, аккредитованным на проведение сертификации или свидетельство о классификации, выдаваемом уполномоченным органом государства-члена Таможенного союза, которым, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2016 № 349, является Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России.

Оценка соответствия в виде сертификации проводится в отношении серийно выпускаемых маломерных судов, спасательных средств и (или) оборудования или для партии маломерных судов, спасательных средств (или) оборудования, приведенных в таблице № 1 Приложения № 8 к Регламенту.

Оценка соответствия в виде классификации проводится в отношении маломерных судов, приведенных в таблице № 2 Приложения № 8 к Регламенту.

Во всех случаях заявителем на проведение оценки соответствия являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, являющиеся строителями, выполняющими функции строителя или поставляющими маломерные суда, оборудование или спасательные средства для маломерных судов на рынок государств-членов Таможенного союза с целью их реализации.

При этом, документ об оценке соответствия маломерного судна требованиям Регламента, является документом, подтверждающим его соответствие требованиям установленным Регламентом и не является обязательным для государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов.

Вместе с тем, классификация маломерного судна, в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 № 820, осуществляется с целью присвоения ему категории сложности района плавания, при его государственной регистрации и проводится в соответствии с требованиями Регламента.

Категория сложности района плавания маломерного судна, предусмотренная пунктом 4 реестра маломерных судов и пунктом 8 судового билета, является параметром, определяющим допустимые параметры района плавания маломерного судна, которая определяется исходя из технических характеристик маломерного судна по максимальной высоте волны и удаленности от берега.

Приказ МЧС России от 29.06.2005 № 497 «Об утверждении Временных правил классификации морских прогулочных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России» не применяется в связи с утверждением Правил классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 № 820), поскольку нормы в нем содержащиеся противоречат акту большей юридической силы.

Не подлежащие государственной регистрации маломерные суда, в том числе ранее зарегистрированные ГИМС МЧС России (до вступления в силу Федерального закона от 23.04.2012 № 36-ФЗ), в соответствии со статьей 22 КТМ и пунктом 3 статьи 35 КВВТ, классификации и освидетельствованию (в том числе очередному) не подлежат. Также к судоводителям таких маломерных судов не применяются меры административного воздействия по статьям 11.8. «Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления» и 11.8.1. «Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

3. Государственная регистрация маломерных судов в реестре маломерных судов

В соответствии с Российским законодательством, государственная регистрация маломерных судов в реестре маломерных судов и все действия в отношении маломерного судна, зарегистрированного в реестре маломерных судов, осуществляется ГИМС МЧС России по заявлению собственника или уполномоченного им на то лица.

Если судовладелец не является собственником маломерного судна и не имеет предоставленных ему собственником соответствующих полномочий, то он не может являться заявителем на предоставление государственных услуг, связанных с государственной регистрацией, внесением изменений в реестр маломерных судов или исключения маломерного судна из реестра маломерных судов.

Двигатели, используемые или устанавливаемые на маломерных судах, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не являются объектами, подлежащими государственной регистрации.

Сведения о двигателе, устанавливаемом на маломерное судно подлежат внесению в реестр маломерных судов на уже зарегистрированное право собственности на маломерное судно, на основании заявления собственника, либо во время государственной регистрации маломерного судна.

Каких-либо документов, подтверждающих право собственности на двигатель, нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок государственной регистрации маломерных судов, не предусмотрено.

В соответствии с КТМ и КВВТ право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется гражданам Российской Федерации и юридическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента его государственной регистрации.

Судно, пользующееся правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации, имеет национальность Российской Федерации. Судно имеющее национальность Российской Федерации обязано нести Государственный флаг Российской Федерации.

Таким образом, лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, не имеет возможности зарегистрировать в реестре маломерных судов принадлежащее ему маломерное судно. Однако это не означает, что он не имеет возможности обратиться в орган государственной регистрации для получения государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, в части установления ограничений (обременении) прав собственности на судно, получения выписки из реестра маломерных судов и др.

В законодательстве Российской Федерации (КТМ и КВВТ) под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания либо судоходства. При этом под судоходством и торговым мореплаванием понимается непосредственное использование судна на водных объектах. Таким образом, приобретенный или построенный объект, не использующийся в целях судоходства и торгового мореплавания, не является судном по определению.

Таким образом, период времени, в течении которого лицо, которое приобрело маломерное судно, обязано зарегистрировать его в реестре маломерных судов вне зависимости от того было ли судно ранее зарегистрировано или нет, законодательством Российской Федерации не определен.

Однако эксплуатация такого объекта в качестве судна без государственной регистрации невозможна (в случае если такая государственная регистрация обязательна).

Повторная государственная регистрация судна регулируется статьей 44 КТМ, в соответствии с которой в случае, если в результате происшествия или по любой другой причине судно перестает соответствовать сведениям, ранее внесенным в реестр судов, судно исключается из реестра судов.

После освидетельствования такое судно может быть повторно зарегистрировано в общем порядке, установленном Правилами и Административным регламентом.

В данном случае, под повторной государственной регистрацией следует понимать государственную регистрацию ранее исключенного маломерного судна из реестра маломерных судов, в результате его конструктивной гибели, гибели или пропажи без вести, если такое судно было восстановлено или найдено.

Цели использования маломерных судов при их государственной регистрации определяются собственником и являются декларативными. Для этого в заявлении на государственную регистрацию маломерного судна в реестре маломерных судов предусмотрена необходимость заявителя указать, что судно будет использоваться исключительно в некоммерческих целях.

Самостоятельное определение цели использования маломерного судна выходит за рамки компетенции ГИМС МЧС России.

В случае возникновения сомнений в целях использования маломерного судна государственный инспектор вправе обоснованно обратиться в правоохранительные органы.

Отказ в предоставлении государственной услуги либо отказ в государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов по причинам не предусмотренным Административным регламентом является нарушением законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, за что предусмотрена ответственность, предусмотренная статьей 5.63 КоАП РФ.

В случаях, если имеются основания для отказа в предоставлении государственной услуги, по причинам предусмотренным Административным Регламентом, то такой отказ должен быть произведен в письменном виде.

Приобретение права собственности на вновь создаваемое (переработанное) имущество регулируется главой 14 ГК РФ.

В случае обращения заявителя о государственной регистрации вновь созданного (самостоятельно построенного) маломерного судна, органом государственной регистрации должна быть проведена проверка на предмет того, что такое маломерное судно не было ранее зарегистрировано в иных реестрах судов.

При этом, вновь созданное маломерное судно может быть зарегистрировано в реестре маломерных судов без предоставления документов, подтверждающих возникновение права собственности.

В случае возникновения претензий по совершенной государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов со стороны иных лиц, несогласных с такой государственной регистрацией, они могут оспорить ее в судебном порядке, в соответствии с пунктом 3 статьи 33 КТМ, пунктом 5 статьи 16 КВВТ и статьей 8.1. ГК РФ.

4. Ведение реестра маломерных судов и заполнение судового билета

В соответствии с КТМ (пункт 2 статьи 39) в реестр маломерных судов вносятся сведения о названии судна (настоящем и прежнем), названии порта (место) предыдущей государственной регистрации судна и дате ее аннулирования (если таковые имеются).

Предусмотренный реестром маломерных судов пункт «цена сделки» не является обязательным для заполнения. В данном пункте указывается цифра аналогичная сумме сделки указанной в договоре купли-продажи маломерного судна, представленного в качестве документа, подтверждающего основание возникновения права собственности, при ее наличии.

В пункте 1 реестра маломерных судов предусмотрено внесение сведений о дате государственной регистрации маломерного судна и дате выдачи судового билета.

В случае, когда маломерное судно принадлежит нескольким собственникам, сведения о дате выдачи дополнительных судовых билетов указываются в разделе «Особые отметки» реестра маломерных судов.

Сведения о предыдущем идентификационном номере предусмотренные пунктом 2 реестра маломерных судов вносятся в формате, который предусмотрен органом, осуществившим такую регистрацию.

Правилами и Административным регламентом не предусмотрена процедура изъятия судового билета. Проставление в судовых билетах отметок об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов регулируется п. 96 Административного регламента.

В случае внесения изменений в реестр маломерных судов записи о судне, сведения о котором содержатся в книгах, записи в которых прекращены, измененные сведения вносятся в реестр маломерных судов ведущийся в новых книгах. Вносимые сведения должны соответствовать ранее внесенным сведениям и учитывать вносимые изменения. При этом ранее присвоенный «регистрационный (бортовой) номер» должен вноситься в поле «идентификационный номер». Также в разделе «Особые отметки» вносятся сведения, позволяющие однозначно определить, что запись является аналогом ранее внесённой записи с указанием ее реквизитов и сведений, которые были изменены.

Перенос сведений в новый формат книги реестра маломерных судов обусловлен необходимостью обеспечения формирования и ведения единообразной формы книги и формата ее заполнения, а также актуализации ранее внесенных сведений.

Все сведения, сделанные в книгах, записи в которых прекращены, в любом случае будут переводиться в формат, предусмотренный Правилами. Порядок их перевода будет определен после разработки программного обеспечения, обеспечивающего выполнение требований, установленных Правилами.

Срок хранения книг, в которых ведется реестр маломерных судов неограничен.

В соответствии со статьей 41 КТМ о любом изменении сведений, подлежащих внесению в Государственный судовой реестр, Российский международный реестр судов, реестр маломерных судов или бербоут-чартерный реестр, собственник судна или фрахтователь судна по бербоут-чартеру обязан сообщить в орган, в котором зарегистрировано судно, в течение двух недель со дня, когда им стало известно о таком изменении.

В связи с тем, что двигатели, используемые на маломерных судах, не являются объектами подлежащими государственной регистрации порядок их регистрации не устанавливается.

По заявлению собственника в реестр маломерных судов могут быть внесены изменения, предусматривающие исключение сведений об используемом на судне двигателе, либо о включении в реестр маломерных судов сведений о другом двигателе (двигателях). При этом маломерное судно, подлежащее государственной регистрации, из реестра маломерных судов не исключается.

В случае, если в реестр маломерных судов вносятся сведения о двигателе (двигателях) технические параметры которого превышают параметры, установленные изготовителем маломерного судна, то для такого судна должна быть проведены процедуры, в соответствии с Правилами классификации и освидетельствования маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 № 820.

6. Выдача документов, в рамках предоставления государственных услуг, регламентированных Правилами и Административным регламентом

В случае обращения заявителя в целях замены старого судового билета на новый, по результатам государственной услуги заявителю выдается судовой билет новой формы, заполненный на основании имеющейся информации в старом судовом билете, реестре маломерных судов и иных официальных записей, имеющихся в органе регистрации, при этом в судовом билете указывается ранее присвоенный идентификационный номер, присвоенный в соответствии с приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500.

В случае если изменения в реестре маломерных судов требуют изменений в судовой билет орган регистрации выдает собственнику новый судовой билет. В случае если изменения в реестр маломерных судов не требуют изменений в судовой билет у собственника судна остается ранее выданный судовой билет.

Судьба судового билета, в котором сделана отметка об исключении судна из реестра маломерных судов не регламентируется Правилами и Административным регламентом. Таким образом судовой билет может быть выдан заявителю, а может быть оставлен в органе регистрации и прикреплен к судовому делу (пункт 7 Правил) по желанию собственника.

Списание и уничтожение всех неиспользованных бланков судовых билетов предыдущего образа должно быть осуществлено в полном объеме в установленном порядке.

7. Исключение маломерного судна из реестра маломерных судов

В соответствии со ст. 47 КТМ и ст. 21 КВВТ, из реестра маломерных судов исключаются следующие суда:

— погибшее или пропавшее без вести;

— утратившее качества судна в результате перестройки или других изменений;

— утратившие право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Под документом, подтверждающим гибель маломерного судна, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу судна без вести и утрату судном качеств судна в результате перестройки либо других изменений необходимо понимать документы, выданные государственными органами либо организациями созданными Российской Федерацией в зависимости от обстоятельств приведшим к необходимости исключения судна из реестра маломерных судов.

Также к документам, подтверждающим гибель либо полную конструктивную гибель маломерного судна, необходимо отнести документы, выданные классификационными обществами, признаваемыми в Российской Федерации, содержащие информацию, позволяющую однозначно идентифицировать маломерное судно, а также заключение по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, содержащее указанную выше информацию.

В случае обращения заявителя с целью исключения маломерного судна из реестра маломерных судов в связи с желанием собственника использовать судно в коммерческих целях, такое судно подлежит исключению из реестра маломерных судов на основании заявления собственника, или уполномоченного им на то лица.

В случае повторного обращения собственника маломерного судна, исключенного из реестра маломерных судов по причине его использования в коммерческих целях, государственная регистрация такого маломерного судна производится в общем порядке.

Исключение маломерного судна из реестра маломерных судов, в том числе не подлежащего государственной регистрации, или подлежащего государственной регистрации в Государственном судовом реестре, но зарегистрированного ГИМС МЧС России до вступления в силу Федерального закона от 23.04.2012 № 36-ФЗ, вносящего изменения в федеральное законодательство в части определения понятия маломерного судна, не является обязательным и возможно только по заявлению собственника.

Правилами и Административным регламентом не регулируется выдача дубликата свидетельства об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов. Вместе с тем, представляется возможным осуществить повторную выдачу свидетельства при обращении заявителя с письменным заявлением.

Ранее установленный порядок исключения судов из реестра маломерных судов не действует в связи со вступлением в силу Правил и Административного регламента. Сведения о маломерных судах, исключенных из реестра маломерных судов, в обязательном порядке должны сохраниться в подразделениях ГИМС МЧС России в книгах и судовых делах.

В целях обеспечения возможности получения государственной услуги по внесению изменений в реестр маломерных судов, выдаче выписки из реестра маломерных судов, получению дубликата судового билета, исключению судна из реестра маломерных судов в Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России в любом субъекте Российской Федерации вне зависимости от места государственной регистрации маломерного судна в 2017 году запланирована разработка программного обеспечения, которое позволит обеспечить информационное взаимодействие между органами регистрации.

8. Общие вопросы, связанные с предоставлением государственных услуг, регламентированных Правилами регистрации

Отсутствие на борту судна, подлежащего государственной регистрации, обязательного обозначения в виде идентификационного номера является административным правонарушением, предусмотренным статьей 11.8 КоАП РФ, за которое предусмотрена административная ответственность.

Присвоение идентификационных номеров судам системы МЧС России осуществляется в общем порядке.

Повторное присвоение идентификационных номеров Правилами и Административным регламентом не предусмотрено.

Требования пункта 37 Административного регламента, в части наличия признаков изменения и уничтожения маркировки, могут применяться только в том случае если строителем маломерного судна была предусмотрена такая маркировка.

В случаях, когда в силу возраста судна и условий его эксплуатации маркировка, нанесённая строителем, закрашена, сломана, утеряна, стерта и т.д., органом регистрации должна быть проведена документальная проверка истории судна, на предмет наличия ограничений, обременении, регистрации судна в иных реестрах судов, а также на предмет нахождения такого судна в розыске, конструктивно погибшим, погибшим или пропавшем без вести или утраченным.

В общем случае, при наличии оснований для приостановления предоставления государственной услуги, в соответствии с пунктом 37 Административного регламента, срок приостановления предоставления государственной услуги не должен превышать 30 календарных дней. При этом заявителю направляется соответствующее письменное уведомление.

В случае смерти собственника, заявителем на получение государственной услуги может выступать лицо(лица) указанные в документах о вступлении в наследство.

Состав документов, подтверждающих право наследования имущества, которые могут быть представлены заявителем при государственной регистрации маломерного судна, регламентирован разделом V ГК РФ.

Административный Регламент и Правила в установленном порядке были согласованы с ФНС России. Вопросы взимания налогов и определения их размера в компетенцию ГИМС МЧС России не входят.

Под ограничением (обременением) прав собственности на маломерные суда понимается любые ограничения, установленные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (ГК РФ).

Проставление каких-либо штампов на документах, подтверждающих возникновение права собственности на маломерное судно, Правилами и Административным Регламентом не предусмотрено.

Действующее законодательство Российской Федерации не ограничивает юридические лица, созданные в Российской Федерацией, по количеству печатей с воспроизведением Государственного Герба Российской Федерации, с ограничениями, установленными законодательством.

Формы документов, выдаваемых заявителям по результатам оказания государственных услуг, приведенных в приложениях № 11, № 12 и № 13 к Административному регламенту являются рекомендательными и официально утверждаться не будут.

Порядок присвоения номеров таким документам Административным регламентом и Правилами не регламентируется и устанавливается органом регистрации. В общем случае, в номерах таких документов предлагается предусматривать номер записи в реестре маломерных судов и через слеш, указывать порядковый номер выданного документа.

При этом должна сохраняться последовательность нумерации таких документов, как один следует за другим независимо от вида выданного документа.

Двухмерный матричный штрих код, предусмотренный Правилами в левой нижней лицевой части судового билета, будет присваиваться выдаваемым судовым билетам только после разработки и введения в эксплуатацию программного обеспечения по заполнению бланков судовых билетов.

Обзор документа

Рассмотрен ряд вопросов по госрегистрации маломерных судов. В частности, указано следующее.

Законодательство различает понятия «собственник судна» и «судовладелец». Последним является лицо, эксплуатирующее судно от своего имени. При этом неважно, является оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Госрегистрация маломерных судов в реестре и все действия в отношении судна, зарегистрированного в реестре, совершаются по заявлению собственника или уполномоченного им лица. Судовладелец, не являющийся собственником судна и не имеющий соответствующих полномочий от собственника, не может являться заявителем на получение госуслуг.

О любом изменении сведений, подлежащих внесению в Государственный судовой реестр, Российский международный реестр судов, реестр маломерных судов или бербоут-чартерный реестр, собственник или фрахтователь судна по бербоут-чартеру обязаны сообщить в орган, в котором зарегистрировано судно, в течение двух недель со дня, когда им стало известно о таком изменении.

Маломерные суда. Типы маломерных судов.
Основные определения

Судном называется инженерное сооружение, способное перемещаться по воде и нести на себе грузы и людей. Таким образом, судном будет и байдарка, и океанский лайнер. Суда, построенные для военных целей и входящие в состав Военно-Морского Флота принято называть кораблями.

Маломерные суда используются для туристских походов и прогулок, рыбной ловли и охоты, спорта и т. д. Широко применяются они и для нужд народного хозяйства. Во многих районах (особенно в Сибири) маломерные суда являются основным транспортным средством индивидуального пользования в период навигации.

На всех гребных судах могут применяться как бортовые, так и подвесные или стационарные лодочные моторы (исключение составляют только академические гребные суда). На парусных яхтах может возникнуть необходимость в передвижении под мотором. На гребные и парусные суда при использовании мотора распространяются все правила, относящиеся к судам с механическими двигателями.

Режимы движения маломерных моторных судов различны: это водоизмещающие и глиссирующие суда , суда на подводных крыльях и воздушной подушке .

Водоизмещающие суда (рис. 1) поддерживаются всегда на плаву только за счет архимедовой «силы поддержания», равной массе воды, вытесняемой судном.

Водоизмещающие суда хотя и обладают наибольшей мореходностью по сравнению с другими судами, скорость их значительно ниже последних.

Глиссирующие суда (рис. 2) в неподвижном состоянии поддерживаются на плаву за счет той же «силы поддержания», что и водоизмещающие суда. С повышением скорости глиссирующие суда поддерживаются на воде уже за счет динамических подъемных сил, возникающих на плоских участках днища. Глиссирующее судно начинает глиссировать, когда его плоское днище находу располагается под углом атаки к поверхности воды в 3—6° при определенной минимальной скорости, в зависимости от полного веса судна с оборудованием, мотором и пассажирами.

К моторным лодкам (мотолодкам) относятся все серийно выпускаемые прогулочные суда с подвесными моторами. Мотолодками также называют самодельные суда с маломощными стационарными лодочными двигателями, эксплуатируемыми в водоизмещающем режиме движения. Такие лодки местной постройки в отличие от глиссирующих имеют сравнительно плавные обводы.

Катера – это маломерные суда со стационарным двигателем. Служебные катера могут быть построены для эксплуатации в глиссирующем и водоизмещающем режимах движения. Катера повышенной мореходности имеют палубу, кокпит, надстройку.

Мореходные моторные лодки и катера длиной обычно 6-8 м с шлюпочными (водоизмещающими) обводами, предназначенные для плавания на открытых водных пространствах и в устьях больших рек, называют ботами или моторными ботами и различными местными названиями.

Боты имеют обычно надстройку и стационарный двигатель. Боты, имеющие и двигатель, и парусное вооружение, называют моторно-парусными ботами (рис. 3). Боты разделяются в зависимости от задач, которые они выполняют, на лоцманские, промысловые, спасательные, водолазные и т. п.

К шлюпкам относятся все гребные и моторные маломерные суда, являющиеся штатными плавсредствами кораблей и судов всех видов флота. Они служат для спасания людей, транспортных (сообщение с берегом и другими судами и т. д.) и специальных (завоз якорей, забортные и другие работы) целей. Поэтому шлюпки называют — спасательными, рабочими т. д.

Яхты — это, в первую очередь, парусные, а также моторные, моторно-парусные суда различного водоизмещения, предназначенные для отдыха на воде, туризма и спорта. Отсюда моторная яхта, моторно-парусная и просто парусная.

Глиссером является моторное судно, имеющее реданы — поперечные уступы на днище (чаще один, реже несколько). Одноместные гоночные глиссеры с подвесными моторами называют скутерами . Если маломерное судно для увеличения скорости хода имеет подводные крылья, то его принято называть катером (мотолодкой) на подводных крыльях .

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Новые правила регистрации маломерных судов rss

С 1 января 2017 года вступил в силу новый Административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, а также новые Правила государственной регистрации маломерных судов. Оба документа утверждены приказами МЧС России и зарегистрированы в Минюсте: Приказ МЧС России от 24.06.2016 № 339, Приказ МЧС России от 24.06.2016 N 340.

Судно регистрируется по адресу регистрации собственника, а государственная регистрация судов осуществляется любым органом регистрации. Это означает, что заявитель вправе обратиться для государственной регистрации в любое подразделение ГИМС МЧС России, вне зависимости от его места регистрации, однако запись в строке «Адрес» реестра и судового билета делается только о месте его регистрации. Однако вносить изменения, в том числе и исключать его из реестра маломерных судов, можно будет только в том подразделении, в котором регистрировалось плавсредство.

Для снятия судна с учета кроме желания собственника нужно законное основание. Теперь собственник своё желание исключить судно из Реестра маломерных судов должен обосновывать с одним из подтверждающих документов:

— договор в отношении судна, совершенный в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения судна на момент совершения сделки;

— судебный акт, вступивший в законную силу;

— решение государственного органа о реквизиции судна;

— справка о прекращении гражданства Российской Федерации, выданная на имя собственника судна;

— документ, подтверждающий реорганизацию или ликвидацию юридического лица, являющегося собственником судна;

— документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель судна, пропажу судна без вести, а также утрату судном качества судна в результате перестройки либо любых других изменений.

Изменился идентификационный номер маломерного судна. Раньше в бортовом номере было семь знаков. Теперь он состоит из 11 знаков: две буквы, 4 цифры и обозначение субъекта РФ. Сейчас идентификационный номер маломерного судна в Камчатском крае будет выглядеть примерно так: АА0001RUS41.

Идентификационный номер наносится контрастным цветом на обоих бортах судна. Середина идентификационного знака должна находиться на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина — 100 мм, а толщина линий шрифта — 15 — 20 мм. Таким образом, длина номера составит примерно 1,40 м.

На борт маломерного судна необходимо нанести изображение флага. Теперь судоводители на маломерных судах обязаны нести Государственный флаг Российской Федерации на флагштоке или мачте. Если на судне нет ни того, ни другого и конструкция не предусматривает наличие таких элементов, изображение флага размером не менее 300 Х 200 мм. наносится сразу за номером.

В случае если размеры лодки не позволяют выполнить требования к идентификационному номеру и (или) флагу, выбираются и согласовываются с ГИМС подходящие для данной лодки размеры и места размещения этих обозначений, о чем делается запись в «Особых отметках» в судовом билете и Реестре маломерных судов.

Новый судовой билет формата А4. Теперь судовой билет будет представлять собой не книжечку, а лист формата А4, заполненный с двух сторон.

Новый судовой билет называется теперь «СУДОВОЙ БИЛЕТ маломерного судна, используемого в некоммерческих целях», что ниже продублировано на английском: «VESSEL CERTIFICATE non-commercial small craft (20 meters overall length or less and no more than 12 persons on board)». Названия всех полей судового билета, по желанию владельца, будут дублироваться и на английском языке.

Лицевая и оборотная стороны бланка судового билета имеют водяной знак в виде волн и защитную фоновую сетку, плавно переходящую из розовой цветовой гаммы в центральной части к голубой — в верхней и нижней частях. В центральной части лицевой стороны в виде прозрачной подложки изображена стилизованная эмблема ГИМС МЧС России диаметром 8 см. На маломерном судне необходимо возить копию судового билета, заверенную в подразделении ГИМС.

Время от подачи документов на регистрацию до выдачи судового — 3 дня. Однако если будут найдены основания для приостановления регистрации, срок предоставления данной государственной услуги может быть продлён до 30 дней.

Новые судовые, и, соответственно, новые идентификационные номера будут выдаваться с 2017 г. при регистрации маломерных судов. Все, кто зарегистрировал лодки до 2017 г. пока остаются со старыми номерами и судовыми билетами.

Согласно новым правилам, судоводители обязаны информировать органы ГИМС об изменении сведений, вносимых в реестр маломерных судов в течение 2 недель. Такими сведениями могут быть: имя, гражданство, адрес собственника, доля каждого из сособственников, иные сведения. В случае нарушения собственником судна срока информирования об изменениях, должностные лица ГИМС МЧС России уполномочены привлекать его к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.22 КоАП. Что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Еще по теме:

  • Фст реестр Приказ Федеральной службы по тарифам от 19 ноября 2014 г. N 2007-с "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и […]
  • Заявление на несколько часов за свой счет образец Образец заявления за свой счет на несколько часов Реальный пример заявления поможет, чтобы сберечь время для оттачивания текста. Ответственный документ содержит критичные поля для заполнения. Чтобы вписать их правильно требуется уразуметь принцип. Удобнее всего сделать это исследовав […]
  • Статьи прокурора Статья 22. Полномочия прокурора Статья 22. Полномочия прокурора См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона О конституционно-правовом смысле положений статьи 22 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П Информация […]
  • Пособие по эксплуатации шевроле авео Руководства по ремонту автомобилей Chevrolet Aveo – это популярный автомобиль, который официально принадлежит к классу В. Однако по техническим характеристикам и требованиям к безопасности Aveo смело шагнул в класс С, чем и подкупает своих будущих владельцев. Chevrolet Aveo создан на […]
  • 51 н приказ минфина Приказ Минфина России от 30 марта 2017 г. № 51н “О порядке введения в действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 марта 2017 г. № 27н” В связи с признанием Министерством юстиции Российской Федерации приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 марта 2017 […]
  • Единый налог для ип как платить Сколько платит ИП налогов в год 2017 Обновление: 26 июля 2017 г. Как рассчитать, сколько платит налогов ИП в 2017 году? Для этого надо знать, какую систему налогообложения применяет предприниматель. Кроме того, в зависимости от применяемой системы могут учитываться расходы или другие […]
  • Правила аттестации гражданских служащих Приказ МИД России от 13 апреля 2017 г. № 5970 “Об утверждении Порядка работы аттестационной комиссии Министерства иностранных дел Российской Федерации по проведению аттестации федеральных государственных гражданских служащих Министерства иностранных дел Российской Федерации” В […]
  • Договор сиделки с проживанием образец Договор с сиделкой, образец С сиделкой, работающей по патенту или как индивидуальный предприниматель можно заключить гражданско-правовой договор. В других случаях возможно заключение трудового договора или договора возмездных услуг. Подробнее смотрите здесь. Гражданско-правовой […]