Сь ся правило

Урок русского языка на тему «Правописание глаголов с суффиксами -ся(сь)»

Цели:

  1. Познакомить детей с суффиксами –ся, –сь.
  2. Закрепление знаний о глаголе.
  3. Развивать речь, мышление и память детей.
  4. Воспитывать навыки культуры.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Словарная работа.
  3. Ознакомление с новым материалом.
  4. Постановка домашнего задания
  5. Подведение итога урока.

I. Орг.момент.

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

II. Словарная работа.

(На доске на карточках, вывешены анаграммы 3 слов: петапит, зоринтго, поникзавед).

У: Ребята посмотрите на доску. Решите анаграммы и мы узнаем, что за слова спрятаны.

О: аппетит, горизонт, заповедник.

(Учитель переворачивает карточки с анаграммами, на другой стороне написаны нормальные формы слова).

У: Назовите орфограммы в каждом слове.

У: В тетради, с красной строки запишите, через запятую, слова — аппетит, горизонт, заповедник. Первое слово с большой буквы, остальные с маленькой. В словах поставьте ударение и выделите орфограммы.

III. Ознакомление с новым материалом.

У: Откройте учебники на с. 76, упражнение 342. Прочитайте его.

О: Утром мать умывает, одевает, причёсывает, обувает маленького Серёжу и ведет его в ясли. Утром мать умывается, одевается, причёсывается, обувается и ведёт маленького Сережу в ясли.

Утром я умываю, одеваю, причёсываю, обуваю маленького Серёжу и веду его в ясли. Утром я умываюсь, одеваюсь, причёсываюсь, обуваюсь и веду маленького братишку в ясли.

Утром ты умываешься, одеваешься, причесываешься, обуваешься и ведешь маленького братишку в ясли.

У: Сравните выделенные глаголы. Чем они отличаются?

О: У глаголов разные лица и разные окончания. Одни имеют окончания, а другие оканчиваются на -ся, -сь.

У: Как вы думаете, что такое –ся и –сь? На что указывает эта часть слова?

(Если дети не могут ответить, учитель вывешивает на доску две иллюстрации, где на одной мама одевает, а на другой, ребенок одевается сам).

У: Посмотрите на иллюстрации. На кого направлено действие? На первой иллюстрации?

О: Мама одевает ребенка — действие направлено на ребенка.

(У. вывешивает карточку одевает под первую иллюстрацию)

У: А на второй иллюстрации?

О: Ребенок одевается сам – действие направленно на самого себя.

(У. вывешивает карточку одевается под вторую картинку)

У: Значит, что обозначает –ся?

О: То, что действие направлено на себя.

У: Как вы думаете, что такое –ся? Какой частью слова она является: корнем, суффиксом или окончанием?

(У. на доске над карточкой, со словом одевается, ставит суффикс над –ся)

У: Это суффикс. Что в нем необычного? Где он ставится?

О: Он стоит на конце слова.

У: Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом — местоимением и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет.

Как бы вы назвали глаголы с суффиксом -ся?

У: Давайте прочитаем сведения на с. 77

О: Среди глаголов есть глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на др. предмет, а как бы «возвращается» к самому действующему лицу. «Возвращение» действие обозначается суффиксом –ся и –сь.

Так как называются глаголы с –ся и –сь?

О: Возвратные глаголы.

У: Да, ребята, это возвратные глаголы.

(У. на доску вывешивает карточку)

У: У вас на партах лежат карточки со словами: умыл, причесать, моет, обуваю, одену, остановили. Запишите эти слова в столбик.

У: Образуйте от данных слов формы возвратных глаголов. Запишите их в столбик, через черточку от них. Выделите суффиксы –ся и –сь.

У: Определите у возвратных глаголов время, лицо, число и род, если определяется.

У: Давайте проверим.

У: Составьте предложения с одним из возвратных глаголов, назовите их.

(У. выслушивает примеры. Лучшее предложение записывают с комментированием, проговариванием всех орфограмм. Если нет хорошего примера У. предлагает свое предложение: Мы остановились отдохнуть на небольшой поляне)

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, встал с постели мишка Винни.
Потянулся, улыбнулся и отправился гулять.
Мы тоже с ним пойдем гулять.
По дорожке (2 р.), скачем мы на правой ножке.
По дорожке (2 р.), скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке (2 р.), мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Присели! И за парты тихо сели.

У: Теперь переходим к упражнению 344. Прочитайте задание.

О: Сравните формы глаголов с суффиксами –ся и –сь: когда пишется –ся, когда –сь.

Кататься, катаешься, катается, катался — катаюсь, каталась, катались.

Наряжаться, наряжаешься, наряжается, наряжался — наряжаюсь, наряжалась, наряжались.

Учиться, учишься, учится, учился — учусь, училась, учились.

У: Посмотрите внимательно на глаголы, сможете ли вы догадаться, когда пишется –ся, когда –сь?

(Если дети не могут понять, У. предлагает им в словах проставить время, число, род, лицо).

У: Так почему же в одних словах пишется суффикс –ся, а в других –сь?

О: Потому что все зависит от время, лица, рода и числа.

У: В какой форме стоит глагол, если у него суффикс –ся?

(У. прикрепляет на доску карточку суффикс –ся, под нее будет прикреплять сведения о форме слова).

О: В формах настоящего времени, 1л, мн.ч.; наст.вр., 2 и 3л., ед. и мн. ч. ;

Будущ.вр. 2 и 3л, ед. и мн. ч.; начальная форма; Прош.вр. м.р.

У: В какой форме должен стоять глагол, если у него суффикс –сь?

О: В форме настоящего времени, 1л, ед.ч.; будущ.вр. 1л, ед.ч.; Прош.вр., ж.р.; Прош.вр. мн.ч.

У: Посмотрите на второе задание этого упражнения. Выполните его.

О: Составьте нераспространенные предложения, в которых сказуемое выражено глаголами опускалось, поднималось, вертелось, сжималось. Запишите предложения.

У: Что у вас получилось?

О: Солнце опускалось, сердце сжималось, сверло вертелось, море поднималось.

У: Посмотрите на глаголы. Какой здесь суффикс? Почему?

О: Суффикс –сь, т.к. глагол стоит в прошедшем времени, ср.р., ед.ч.

(У. на доску добавляет еще одну карточку)

У: Посмотрите на второе задание вашей карточки. Вам предлагаются предложения. Вы должны по смыслу вставить возвратные глаголы. Выделите в них суффиксы.

Солнце (скрывалось) за горами, начинало темнеть. Тихо (плескалось) море. Только на берегу (вертелись) в гнездах птицы. По всему берегу (разносились) их тихие возгласы.

IV. Постановка домашнего задания

У: Откройте дневники, запишите домашнее задание (написано на доске, упражнение 345, с.78). Вам необходимо списать упражнение. Вставить пропущенные буквы. Объяснить выбор суффикса на месте пропущенных букв.

У: Закройте дневники, положите их на край стола.

Русский язык. Возвратные. невозвратные. формы глагола и совершенные. и несовершенные.

К возвратным глаголам относятся глаголы с постфиксом -ся, -сь. Все возвратные глаголы являются непереходными. Они образуются как от переходных глаголов (различать — различаться, радовать — радоваться, одевать — одеваться) , так и от непереходных (стучать — стучаться, чернеть — чернеться) . От обычных словообразовательных суффиксов -ся отличается тем, что он присоединяется к глагольным формам после окончаний (стучится, стучавшийся) . Суффикс -ся прибавляется после согласных, а -сь — после гласных (учился — училась) ; в формах причастий и после гласных прибавляется -ся, а не -сь: различающийся — различающиеся.

Присоединяясь к переходным глаголам, суффикс -ся превращает их в непереходные: одевает кого? /что? — одевается. Присоединяясь к непереходным глаголам, -ся усиливает значение непереходности: белеет — белеется.

Суффикс -ся служит также для образования безличных форм от личных глаголов: Я не сплю — Мне не спится, Я хочу — Мне хочется.

Среди глаголов с суффиксом -ся есть и такие, которые не имеют параллельных форм без этого суффикса: смеяться, надеяться, кланяться, бороться и др.
============================================
Глаголы в русском языке относятся к одному из двух видов: к несовершенному или к совершенному.

Вид — глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, которое закончилось (или закончится) , достигнув результата (выучить, нарисовать) , действие, которое началось (или начнётся) , причём само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть) , однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть — глаголы с суффиксом -ну) .
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания

на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать) .

Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: читать — прочитать, писать — написать, строить — построить.

Некоторые глаголы являются одновидовыми. Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.) , или только несовершенного вида <преобладать, присутствовать, сидеть, находиться) .

Существуют и двувидовые глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова (тъ) , -ирова (ть) : воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфировать и т. п. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают? ) (А. Пушкин) ; Не прикажете ли, я велю (что сделаю? ) подать коврик? (Н. Гоголь).

сь. Подскажите — есть какое-нибудь (какие-нибудь) правила употребления

сь в конце глаголов, (вм.++)

ся нужно писать

сь и когда вместо

сь нужно писать

ся. Вообще, насколько справедливы упреки, что употребление

сь — это «деревенщина»?!

ся, а после согласносной —

Я не думаю, что из-за этого нужно переживать.

-Ся (-Сь) — возвратная частица, образовавшаяСЯ от возвратного местоимения СЕБЯ. Все глаголы с этой частицей — непереходные и их несколько групп (6).
1. Возвратные глаголы: действие направлено на действующее лицо; в этом случае значение частицы -СЯ=СЕБЯ.
Цирюльник бреет папу ____ Обычно папа бреется. (В принципе, если добавить «сам» то получится тавтология)
Если Вы предлагаете ребенку «пойти поигратьСЯ», то муж прав — вы предлагаете поиграть не самому, а собой, своими частями тела ну или скажем подергатьСя как-нибудь. А вот спросить «-Все играешься? » у того, кто корчит рожи перед зеркалом, можно: он же кривляетСЯ. И на вопрос «- что он там делает? » ответить «играется» можно, при условии, что Вы имеете в виду то, что ребенок забавляетСЯ возможностями собственного тела.
2 Взаимно возвратные глаголы. Тут действие совершается двумя или несколькими лицами. Одно и то же действие. Зрители наслаждаютСЯ представлением, влюбленные обнимаютСЯ. -Давайте познакомимСЯ, поцелуемСЯ, встретимСЯ.. .Поскольку не все глаголы со значение взаимности имеют -СЯ, то мы говорим «разговАривать с другом», но можем сказать «что-то мы с тобой разговорились»; «писать друг другу» и «-давай спишемСЯ (созвонимся) попозже».
Во фразе «Ты мне мешаешьСЯ! » присутствует взаимность и если Вы имеете в виду, что мешают толко Вам, то лучше сказать «мешаешь». А если Вы на кухне толкаетеСЬ всей семьёй, то Вы мешаетеСЬ друг другу. В принципе это не правильно, но в быту допустимо, поскольку отражает конкретную ситуацию. (Если я тут не права, пусть знающие меня поправят: ) ).

2. Возвратные глаголы. Правила

В русском языке глаголы, имеющие постфикс -ся (сь) называются возвратными . После них никогда не употребляются имена существительные и местоимения в винительном падеже, поэтому все они являются непереходными .

Постфикс присоединяется к глагольным формам после окончаний.
Например: сушит — сушится, удержать — удержаться

Постфикс -ся добавляется после согласных: окружаются, признаются
Постфикс — сь добавляется после гласных: опушилась, поднялось

Среди возвратных глаголов есть непроизводные глаголы,
которые без -ся (-сь) не употребляются
Например: нравиться, смеяться, бороться .

Задачи на тему «Возвратные глаголы»

Выберите нужную глагольную форму в скобках.

1. Жаркий полдень (сушит, сушится) на деревьях листья, отяжелевшие от зноя ветки бессильно (свешивают, свешиваются) на забор. 2. Декабрь (сменяет, сменяется) маем, цветы (окружают, окружаются) жилье. 3. Как будто снегом (опушила, опушилась) весна цветами ветви слив; заря, полнеба охватив, в цветах румянец (пробудила, пробудилась).

Выберите из текста возвратные глаголы

Блюдце с молоком поставили на пол, и Соня придвинула к нему мордочку лисенка. Он потянул носом и завертелся вокруг блюдца. Мы спрятались. Лисенок еще раз подозрительно покосился вокруг и начал лакать из блюдечка. Он, верно, порядочно проголодался, потому что теперь вся его рожица выражала блаженство. Под усами зашевелилась улыбка, глаза сладко сощурились, а маленькие передние лапки в темных чулках дрожали от жадности.

Выберите нужную глагольную форму в скобках.

Солнце уже (подняло, поднялось) над лесом.
Небо (раскрыло, раскрылось) в вышине, прозрачно – льдистое и голубое.
Деревья в мокром золоте (склонили, склонились) над дорогой.
Следует (читать, читаться) все, что (пишет, пишется) данным автором.
Его книги всегда (признают, признаются) лучшими как критика, так и публика.

Сь ся правило

Сайт использует куки для предоставления сервиса и подбора релевантных для вас рекламы и списка вакансий. Используя сайт, вы подтверждаете, что вы прочитали и поняли политику о куки, политику конфиденциальности и наше пользовательское соглашение. Эти политики и соглашения регулируют использование продуктов и сервисов Stack Overflow, включая сеть Stack Overflow.

Возвратный суффикс «ся»

Ну, понятно, что одеваешь кого-то, а одеваешьСя — себя. А как будет с глаглом «драться»? Вроде ж не себя «дерешь». И тоже самое со словом «кусаться».

Глаголы с возвратной частицей -ся делятся на несколько групп.

  • Собственно возвратные глаголы: действие направлено на действующее лицо (т.е. возвращается к нему). Значение посфикса -ся здесь равно значению ‘себя’: умываться, одеваться, бриться, защищаться, прятаться и пр.
  • взаимно-возвратные глаголы: одно и тоже действие совершается двумя (или несколькими) лицами. При этом каждое лицо совершает действие и принимает на себя действие: встречаться, обниматься, здороваться, знакомиться, мириться, бороться, целоваться, переписываться и пр.
  • Общевозвратные глаголы, в которых постфикс -ся, делая глагол непереходным, не меняет его основного значения. Эти глаголы обозначают: 1)различные изменения в движении, положении, состоянии (двигаться, опускаться, приземляться, возвращаться, нагибаться, останавливаться, уменьшаться и пр.); 2) начало, продолжение и конец какого-либо явления или действия (начинаться, продолжаться, кончиться); 3) постоянное свойство предмета (например: кактус колется, дерево гнется, собака кусается).
  • Глаголы, которые без -ся не употребляются: смеяться, становиться, бояться, появляться, стремиться, нуждаться и пр.
  • Безличные глаголы, обозначающие состояние, не зависящее от лица: случается, смеркается, думается, хочется, нездоровится, не работается, не спится, не сидится и пр.)
  • Глаголы несовершенного вида со страдательным значением (ср.: Эксперимент проводится учеными; Памятник охраняется государством).

Глаголы, о которых вы спрашиваете, таким образом, можно отнести к одной из названных групп: драться — взаимно-возвратный глагол, кусаться — общевозвратный глагол, обозначающие постоянное свойство предмета.

И много ещё всяких. У возвратной частицы (или суффикса, как вы её назвали) в русском насчитывается по разным оценкам от четырёх до семи (а может и больше) семантических функций. Собтвенно-возвратная не только не единственная, но, боюсь, даже не главная.

Сравните: обижаться(на других), целоваться (друг-друга), кусаться(свойство «быть кусачей»), ругаться (с кем-то) и проч. Нигде нет прямого соответвия «обижать себя», «целовать себя», «кусать себя», «ругать себя» и т.д.

Сейчас попробую найти ссылку, недавно выдел хороший материал на эту тему. Нет, не нашел пока, но вот есть некие соображения безымянных авторов.

Еще по теме:

  • Договор купли продажи недвижимости диплом Договор купли-продажи недвижимого имущества Дипломная работа — пример Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ОБЩАЯ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА 7 §1.Недвижимое имущество как объект гражданских прав 7 §2.Правовое регулирование сделок с недвижимым […]
  • Карабин сайга разрешение Caйгa 410K-02 На выходных съездил в Подмосковье пострелять из Сайги. Ствол не мой — карабин принадлежит моему однокурснику. Расскажу про данное оружие и про приобретение данного ствола. Карабин «Caйгa 410K-02» предназначен для промысловой и любительской охоты на мелкого и среднего […]
  • Сроки получения материнского капитала после рождения ребенка Можно ли использовать материнский капитал до 3 лет Материнский капитал — разновидность государственной социальной помощи для семей с двумя и более детьми, в которых второй или следующие дети рождены с 01.01.2007 по 31.12.2018 года. Оформить сертификат на маткапитал в 2016 году можно […]
  • Когда надо писать заявление на декрет Декретный отпуск В действующей законодательной базе Российской Федерации (с изменениями, актуальными на начало 2018-го года), не используется понятие «декретный отпуск». Это выражение является лишь распространенным в нашей стране жаргонным названием двух видов отпуска, следующих друг за […]
  • Субсидия на жильё военным калькулятор Калькулятор жилищной субсидии военнослужащих на 1-е полугодие 2018 года Калькулятор жилищной субсидии на 2-е полугодие 2018 года смотрите здесь=> Данный калькулятор жилищной субсидии подготовлен специалистами Юридической компании "Стратегия"! (http://voensud-mo.ru/) в соответствии с […]
  • Осаго росгосстрах химки Компания «Росгосстрах» в Домодедово О компании Публичное акционерное общество «Страховая компания «Российская Государственная страховая компания» была образована в 1992 году как правопреемник Госстраха РСФСР, основанного в 1921 году. Блокирующим пакетом акций страховой компании владеет […]
  • Закон о ветеранах отпуска Положен ли дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий Мы благодарим за предложенную тему статьи заместителя главного бухгалтера ООО «ИЦ Консультант» Вахромову Ольгу Владимировну, г. Ярославль. После увольнения из армии бывшие военные нередко приходят на работу в […]
  • Транспортный налог в рязани Транспортный налог в Рязанской области в 2018-2017 г. Порядок, ставки и сроки уплаты транспортного налога в Рязанской области на 2017-2018 год установлены Закон Рязанской области от 22.11.2002 N 76-ОЗ «О транспортном налоге на территории Рязанской области» (с соответствующими […]