Авиационные правила часть 21

Авиационные правила Часть 21
Процедуры сертификации авиационной техники

Купить Авиационные правила Часть 21 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку «Купить» и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль».

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают обязательный для выполнения предприятиями, организациями и другими юридическими и физическими лицами государств – участников Соглашения порядок сертификации и контроля за соответствием гражданских воздушных судов, компонентов, а также их производства действующим Авиационным правилам.

Оглавление

Раздел А. Определения и общие положения

Глава 1. Определения

Глава 2. Общие положения

2.1. Содержание Правил сертификации

2.2. Действие Правил сертификации

2.3. Применение и толкование Авиационных правил

2.4. Отступления от требований к летной годности

2.5. Сертификационнъiе работы

2.6. Этапы сертификации образца авиационной техники

2.7. Организации и эксперты, обеспечивающие сертификацию типа авиационной техники

2.8. Независимая инспекция

2.9. Органы по летной годности в организации Разработчика

2.10. Эксплуатационная документация образца

2.11. Условие допуска авиационной техники к сертификационным испытаниям

Раздел В. Сертификаты типа

Глава 3. Заявка на получение Сертификата типа. Требования к летной годности и охране окружающей среды. Сертификационный базис

3.1. Подача заявки на получение Сертификата типа

3.2. Заявка на получение Сертификата типа

3.3. Распространение Авиационных правил (норм летной годности) и поправок к ним. Критерии летной годности

3.4. Специальные технические условия

3.5. Требования к охране окружающей среды

3.6. Требования к летной годности и охране окружающей среды, распространяемые на образец авиационной техники

3.7. Изменения конструкции образца авиационной техники, требующие новой сертификации типа

Глава 4. Сертификаты типа

4.1. Выдача Сертификатов типа

4.2. Типовая конструкция образца авиационной техники

4.3. Сертификат типа воздушного судна транспортной, нормальной, многоцелевой, акробатической и компьютерной категории, свободного пилотируемого аэростата, авиационного маршевого и вспомогательного двигателей, воздушного винта

4.4. Сертификат типа по шуму на местности воздушного судна

4.5. Сертификат типа воздушного судна ограниченной категории

4.6. Сертификат типа воздушного судна Вооруженных Сил, используемого в гражданской авиации

4.7. Сертификат типа импортируемого образца авиационной техники

4.8. Сертификация экспортируемой авиационной техники

4.9 Содержание Сертификата типа

4.10 Действие Сертификата типа

Глава 5. Этап макета и сертификационные испытания воздушного судна

5.1. Этап макета воздушного судна

5.2. Сертификационные заводские испытания воздушного судна

5.3. Сертификационные контрольные испытания воздушного судна

5.4. Эксплуатационные испытания воздушного судна

5.5. Сертификационные испытания очень легких самолетов

Глава 6. Права и обязанности Держателя Сертификата типа и Эксплуатанта

6.1. Передача Сертификата типа

6.2. Проверка Сертификата типа. Обязанности держателя Сертификата типа

6.3. Обязанности Эксплуатанта

Глава 7. Компоненты воздушного судна

7.1. Классификация компонентов воздушного судна

7.2. Сертификация компонентов воздушного судна

Глава 8. Сертификационные испытания авиационных маршевых и вспомогательных двигателей и воздушных винтов

8.3. Сертификационные заводские испытания

8.4. Сертификационные контрольные испытания АМД, ВВ и ВД

Глава 9. Одобрение комплектующих изделий

9.1. Общие положения

9.2. Квалификация комплектующих изделий категории А

9.3. Модификация типовой конструкции комплектующего изделия категории А

9.4. Одобрение комплектующих изделий категории Б

Раздел С. Временный сертификат типа и специальный сертификат летной годности временной категории

Глава 10. Подача заявки на получение Временного сертификата типа и специального сертификата летной годности временной категории

10.1. Право на получение Временного сертификата типа и специального сертификата летной годности временной категории

10.2. Заявка на получение Временного сертификата типа

Глава 11. Выдача Временного сертификата типа и специального сертификата летной годности временной категории. Условия выполнения полетов. Обязанности Держателя Временного сертификата типа

11.1. Выдача временных сертификатов

11.2. Условия выполнения полетов временно сертифицированных воздушных судов

11.3. Обязанности держателя Временного сертификата типа и специального сертификата летной годности временной категории

Раздел D. Модификация типовой конструкции образца авиационной техники

Глава 12. Процедуры классификации модификаций типовой конструкции образца авиационной техники

12.1. Классификация модификаций типовой конструкции

12.2. Одобрение классификации модификаций типовой конструкции

Раздел Е. Выдача дополнения к сертификату типа

Глава 13. Заявка на Дополнение к Сертификату типа образца авиационной техники

13.1. Подача заявки на получение дополнения к Сертификату типа. Распространение Авиационных правил (норм летной годности) и поправок к ним

Глава 14. Дополнительные сертификационные работы. Выдача Дополнения к Сертификату типа

14.1 Дополнительные сертификационные работы

Раздел F. Производство только по сертификату типа

21.121. Область применения

21.123. Производство по Сертификату типа

21.125. Система контроля производства. Подсистема по рассмотрению материалов контроля

21.127. Испытания: воздушное судно

21.128. Испытания: двигатели воздушного судна

21.129. Испытания: воздушные винты

21.130. Доказательство соответствия

Раздел G. Сертификаты на производство

21.131. Область применения

21.133. Право на получение

21.135. Требования для выдачи

21.137. Размещение производства

21.139. Контроль качества

21.143. Требования к документации по качеству. Головной изготовитель

21.147. Изменения в системе обеспечения качества

21.149. Производство нескольких типов изделий

21.151. Перечень ограничений на производство

21.153. Изменения к Сертификату на производство

21.155. Возможность передачи

21.157. Проверки и испытания

21.159. Продолжительность действия

21.161. Показ Сертификата

21.163. Привилегии держателя Сертификата

21.165. Обязанности держателя Сертификата

Раздел H. Сертификаты летной годности

21.173. Общие положения

21.175. Сертификаты летной годности: классификация (категории)

21.177. Изменения и поправки

21.179. Допустимость передачи

21.181. Действие сертификатов летной годности

21.182. Идентификация воздушного судна

21.183. Выдача стандартных сертификатов летной годности

21.187. Выдача сертификатов летной годности в нескольких категориях

21.191. Экспериментальные сертификаты летной годности

21.193. Экспериментальные сертификаты летной годности: общие положения

21.197. Разрешения на специальные полеты

21.199. Выдача разрешения на специальный полет

21.200. Временные сертификаты летной годности

21.202. Экспортные сертификаты летной годности

21.204. Разрешения на первый вылет и доводочные полеты

Организации:

Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите одну из кнопок:

Ссылка на страницу

Страница 1

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ

Части 21,3 145, 183

Страница 2

Часть 21. Процедуры сертификации авиационной техники

Часть 39. Директивы летной годности

Часть 145. Ремонтные организации

Часть 183. Представители Авиационного регистра

Страница 3

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ

ПРОЦЕДУРЫ СЕРТИФИКАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Страница 4

ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИЙ к Части 21 АП — Процедуры сертификации аииаинонноП техники

I Поправка № 21 I

1И1-21.125 1И1-21.125(a)(1) 1И1 21.125(a)(2) 1И1 21.125(b)(2) 1И1 21.125(b)(9) 1И1 21.125(Ь)( 11) 1И1-21.128(a)(2)

I1рмсчмис. Номер и мснсния состоит и »цифр. укалывающих общий порядковый номер н окисния. буквы «И», цифр, укаываю-■иих порядковый номер и imcikiuu к параграфу (пункту), и номера нарирафа (пункта), в который вносится и imciic-нис. Например: ЗИ2 21.137 это третье кшснсниекЛП 21. яетяюшссся вторым изменением к параграфу 21.137.

ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИЙ. Стр. 1

Страница 5

Дата вступления в силу

Дата всту пления в силу

ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИЙ. Стр. 2

Страница 6

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ А — ОПРЕДЕЛЕНИЯ ц ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава I. Определения.

Глава 2. Общие положения . ®

2.1. Содержание Правил сертификации. ®

2.2. Действие Правт сертификации. *

2.3. 11рименсние и толкование Авиационных правил. ®

2.4. Отступлении от требований к летной годности. *

2.5. Сертификационные работы . *

2.6. Этапы сертификации образца авиационной техники. 9

2.7. Организации и эксперты, обеспечивающие сертификацию

типа авиационной техники. 9

2.К. Независимая инспекция. 9

2.9. Органы по летной годности в органи заиии Разработчика. 9

2.10. Эксплуатационная локумс1Гтация образна.

2.11. Условие допуска авиационной техники к сертификационным

РАЗДЕЛ В — СЕРТИФИКАТЫ ТИПА

Глава 3. Заявка на получение Сертификата типа. Требования к летной годности и охране

окружающей среды. Сертификационный базис . 11

3.1. 11одача заявки на получение Сертификата тина. ■*

3.2. Заявка на получение Сертификата типа . И

3.3. Распространение Авиационных правил (норм летной годности)

и поправок к ним. Критерии дегной годности. В

3.4. Спсиназьныс технические условия. II

3.5. Требования к охране окружающей среды. 12

3.6. Требования к летной годности и охране окружающей среды, распространяемые на образен авиационной техники.

Ссрти икапио|1ныйбазис . 12

3.7. И вменении конструкции образца авиационной техники.

требующие новой сертификации типа . 12

Глава 4. Сертификаты типа . 12

4.1. Выдача Сертификатов типа . 12

4.2. Типовая конструкция обральз авиационной техники . 12

4.3. Сертификат тина воздушною судна транспортной, нормальной, многоцелевой, акробатической и коммьютерной категории, свободного пилотируемого аэростата, авиационного маршевого

и вспомогательного двигателей, воздушного вшгга . 13

4.4. Ссрти икат тина по шуму на местности воздушного судна. 13

4.5. Сертификат тина воздушного судна ограниченной категории. 13

4.6. Сертификат типа во здушного судна Вооруженных Сил,

используемою в гражданской авиации. 13

4.7. Сертификат типа импортируемою образна авиационной техники . 14

4.К. Сертификация экспортируемой авиационной техники. 14

4.9. Содержание Сертификата типа. 15

4.10. Действие Сертификата типа. 15

Глава 5. Этап макета и сертификационные испытания возду шного судна . 15

5.1. Этан макета воздушного судна. 15

5.2. Сертификационные заводские испытания во здушного судна. 16

5.3. Сертификационные контрольные испытания во здушного судна. 17

5.4. Эксплуатационные испытания воздушного судна . IX

5.5. Сертификационные испытания очень легких самолетов . 19

5.6. Летчики испытатели. 19

Страница 7

Глава 6. Права и обязанности Держателя Сертификата типа и ’Эксплуатанта . 19

6.1. Передача Сертификата типа. 19

6.2. Проверка Сертификата типа. Обязанности Держателя Сертификата типа. 20

6.3. Обя занности Эксплуатанта. 20

Глава 7. Компоненты воздушного судна . 20

7.1. Классификация компонентов во здушного судна . 20

7.2. Сертификация компонентов во здушного судна . 21

Глава 8. Сертификационные испытания авиационных маршевых

и вспомогательных двигателей и воздушных викюв. 21

8.1. Применимость. 21

8.2. Этап макета. 21

8.3. Сертификационные заводские иены)линя. 21

8.4. Сертификационные ко|гтрольные испытания ЛМД. ВВ и ВД. 22

Глава 9. Одобрение комплектующих изделий. 23

9.1. Общие положения. 23

9.2. Квалификация комплектующих изделий категории Л. 23

9.3. Модификация типовой конструкции комплектующего

изделия категории Л. 24

9.4. Одобрение комплектующих изделий категории Ь . 24

РАЗДЕЛ С — ВРЕМЕННЫЙ СЕРТИФИКАТ ТИПА И СПЕПП А1Ы1МП СЕРТИФИКАТ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВРЕМЕННОЙ КАТЕГОРИИ

Глава 10. Подача заявки на полу чение Временного сертификата типа

и специального сертификата летной годности временной категории . 25

10.1. 11раво на получение Временного сертификата типа

и специального сертификата летной годности временной категории . 25

10.2. Заявка на получение Временного сертификата типа . 25

Глава II. Выдача Временного сертификата типа и специального сертификата летной годности временной категории. Условия выполнения полетов.

Обязанности Держателя Временного сертификата типа. 25

11.1. Выдача временных сертификатом. 25

11.2. Условия выполнения полетов временно сертифицированных

во здушных судов. 26

11.3. Обя занности Держателя Временного сертификата типа

и специального сертификата летной годности временной категории . 26

РАЗДЕТ D — МОДИФИКАЦИЯ ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ ОБРАЗЦА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Глава 12. Процедуры классификации модификаций типовой конструкции

образца авиационной техники . 27

12.1. Классификация модификаций типовой конструкции. 27

12.2. Одобрение классификации модификаций типовой конструкции. 27

РАЗДЕЛ Е- ВЫДАЧА ДОПОЛНЕНИЙ К СЕРТИФИКАТУ ТИПА

Глава 13. Заявка на Дополнение к Сертификату типа образца авиационной техники. 28

13.1. 11одача заявки на получение Дополнения к Сертификату типа.

Распространение Авиационных правил (норм летной годности)

и поправок к ним. 28

Глава 14. Дополнительные сертификационные работы.

Выдача Дополнения к Сертификату типа . 28

14.1. Дополнительные сертификационные работы. 28

Страница 8

РАЗДЕЛ F — ПРОИЗВОДСТВО ТОЛЬКО ПО СЕРТИФИКАТУ ТИПА

21Л 21. Область применения. 30

21Л 23. 11роизводсгво по Сертификату типа . 30

21.125. Система контроля нрои толства.

Подсистема по рассмотрению материалов контроля. 30

21.127. Испытания: воздушное судно. 31

21.128. Испытания: двигатели воздушного судна. 31

21.129. Испытания: воздушные винты. 31

21.130. Доказательство соответствия. 31

РАЗДЕЛ G — СЕРТИФИКАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО

21.131. Область применения. 32

21.133. 11раво на получение. 32

21.135. Трсбова!шя для выдачи. 32

21.137. Размещение производства. 32

21.139. Ко1гтроль качества. 32

21.143. Требования к документации по качеству.

Головной изготовитель. 32

21.147. Изменения в системе обеспечения качества. 32

21.149. Производство нескольких типов изделий . 32

21.151. Перечень ограничений на производство . 32

21.153. Изменения к Сертификату на производство. 32

21.155. Возможностьпсрслачи. 33

21.157. Проверки и испытания. 33

21.159. 11родолж1ГТслыюсть действия. 33

21.161. 11оказ Сертификата. 33

21.163. 11риви.лс! ии Держателя Сертификата. 33

21.165. Обязанности Держателя Сертификата . 33

РАЗДЕЛ Н — СЕРТИФИКАТЫ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ

21.171. Применимость . 34

21.173. Общие положения . 34

21.175. Сертификаты детой годности: классификация (категории) . 34

21.177. Изменения и поправки. 34

21.179. Допустимость передачи . 34

21.181. Действие сертификатов летной годности. 34

21.182. Идентификация воздушного судна . 34

21.183. Выдача стандартных сертификатов летной годности . 34

21.187. Выдача сертификатов летной годности в нескольких категориях . 35

21.191. Экспериментальные сертификаты летной годности. 35

21.193. Экспериментальные сертификаты летной годности:

общие положения. 35

21.197. Разрешения на специальные полеты. 36

21.199. Выдача разрешения на специальный полет. 36

21.200. Временные сертификаты летной годности . 36

21.202. Экспортные сертификаты летной годности. 36

21.204. Разрешения на первый вылет и доводочные палеты. 36

Страница 9

I(астояшие I lp.nui.ia ра работа ны и соответствии с межгосударственным Соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, утвержденным 30.12.91 (Минск), и направлены на повышение уровня безопасности полетов воздушных судов государств участников Соглашения.

Правила устанавливают обя тельный для выполнения предприятиями, организациями и другими юридическими и и гичсскими липами государств участников Соглашения порядок сертификации и контроля за соответствием гражданских воздушных судов, компонентов, а также их производства действующим Авиационным правилам.

Настоящие Правила учитывают накопленный опыт сертификации авиационной техники, стандарты и рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и международную практику в области летной годности вотдушных судов.

Страница 10

РАЗДЕЛ А — ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА I. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) постоянно действующий исполнительный орган, учрежденный независимыми государствами (государствами учредителями), уполномоченный ими осуществлять в пределах своей компетенции реализацию Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, а также обеспечивать работу Совета но авиации и использованию воздушного пространства, направленную на обеспечение безопасности полетов воздушных судов. Государствами учредителями МАК являются: Республика Азербайджан. Республика Армения. Республика Беларусь. Республика Грузия. Республика Казахстан, Республика Кыргызстан. Республика Молдова. Республик;» Таджикистан. Республика Узбекистан. Российская Федерация. Туркменистан, Украина.

Межгосударственный авиационный комитет взаимодействует с авиационными администрациями государств учредителей в области нормирования летной годности и процедур сертификации авиационной техники в соответствии с делегированными ему государствами учредителями функциями и сог лашениями между ними.

1.2. Авиационный регистр МАК (Авиарегистр) компетентный орган Межгосударственного авиационного комитета, осуществляющий деятельность в области лстной годности и процедур сертификации воздушных судов, их компонентов, производства авиационной техники, охраны окружающей среды от воздействия авиации с выдачей соответствующих сертификатов, свидетельств и эквивалентных им документов. а также осуществляющий сертификацию организаций, разрабатывающих авиационную технику. аккредитацию организаций (центров), выполняющих сертификационные работы, и уполномоченных Авиа регистром представителей и экспертов (экспертов- аудиторов).

1.3. Орган государственного регулирования граж-ланской авиации (авиационная администрация) орган исполнительной власти государств;» учредителя, уполномоченный осуществлять в пределах своей компетенции деятельность, направленную на обеспечение безопасности полетов воздушных судов.

1.4. Авиационные правила принятый государствами -учредителями свод процедур, правил, норм и стандартов, выполнение которых признается государствами учредителями в качестве обязательного условия обеспечения безопасности полетов и охраны окружающей среды от воздействия авиации. Авиационные правила имеют статус единых для государств учредителей и вводятся в действие в этих государствах н установленном ими порядке.

1.5. Нормы летной годности (НЛГ) часть Авиационных правил, которая содержит требования к конструкции, параметрам и летным качествам воздушных судов и их KoMiioiicirroB. направленные на обеспечение безопасности полетов.

1.6. Авиационная техника применительно к настоящим Правилам под авиационной техникой понимается воздушное судно (ВС) и его компоненты.

1.7. Обрамит авиационной техники применительно к настоящим Правилам образном авиационной техники является тип воздушного судна, тип авиационного маршевого двигателя, тип воздушного винта и тин вспомогательного двигателя.

1.8. Разработчик организация, предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее разработку авиационной техники.

1.9. Сертификат Разработчика документ, выдаваемый Линара метром организации, признанной Аймара метром I» качестве Разработчика образной авиационной техники.

1.10. Изготовитель предприятие или иное юридическое лицо, осушсстагяюшсс производство авиационной техники.

1.11. Независимая инспекция инспекция, осуществляющая контрольные функции у Разработчика и Изготовителя, уполномоченная соответствующими органами государственного регулирования и Авиа регистром и принимающая в пределах своей компетенции решения, независимые от решений и мнений организаций и предприятий, которые она кошратирует.

1.12. Эксплуатант предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию воздушных судов и имеющее сертификат или свидетельство, которые выданы органом государственного регулирования фажланской авиации.

1.1.1. Сертификационный центр организация, выполняющая сертификационные работы и имеющая на то соответствующие полномочия Авиарегистр;».

1.14. Сертификация установление соответствия авиационной техники и ее прои зводсгва требованиям действующих авиационных правил.

1.15. Сертификат типа документ, выдаваемый Лвиарегистром и удостоверяющий соответствие образна авиационной техники требованиям сертификационного базиса.

1.16. Дополнение к Сертификату типа документ, выдаваемый Лвиарегистром и удостоверяющий соответствие сертифицированного обратна авиационной техники с внесенным в его типовую конструкцию главным, акустическим или эмиссионным изменением распространенным на него требованиям к лстной годности и охране окружающей среды.

1.17. Заявка на выдачу Сертификата типа заяв-лснис любого юридического лица (Заявителя), поданное им в Авиарегистр для получения Сертификата типа на образен авиационной техники.

1.18. Заявитель лицо, подавшее в Авиарегистр заявку на получение Сертификата типа. Ссртифика-та/Одобрснин производства или другого сертификационного документ.

1.19. Держатель Сертификата типа Заявитель, получивший от Авиарстистра Сертификат типа на образен авиационной техники.

1.20. Сертификационный базис комплекс требований к лстной годности и охране окружающей срс-

АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА. Часть 21. Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей

Транскрипт

1 АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА Часть 21 Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей 1

2 ВВЕДЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ А ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Содержание Правил сертификации Термины и определения Введение в действие, применение и толкование Авиационных правил 21.3A. Отступления от требований к летной годности Сертификационные работы 21.4A. Этапы сертификации авиационной техники Рабочие органы Авиарегистра 21.5A. Независимая инспекция Служба сертификации в организации Разработчика Ведущие лётчики-испытатели Эксплуатационная документация Условия проведения сертификационных испытаний авиационной техники РАЗДЕЛ В СЕРТИФИКАЦИЯ ОБРАЗЦОВ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ СЕРТИФИКАТЫ ТИПА Типовая конструкция образца авиационной техники Сертификат типа образца авиационной техники 21.12A. Сертификат типа воздушного судна ограниченной категории 21.12B. Сертификат типа воздушного судна Вооруженных Сил, используемого в гражданской авиации Содержание Сертификата типа Действие Сертификата типа ЗАЯВКА НА ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТА ТИПА. ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ БАЗИС Заявка на получение Сертификата типа 21.16A. Применение Авиационных правил и поправок к ним 21.16B. Специальные технические условия Сертификационный базис Требования к охране окружающей среды Модификации, требующие выдачи нового Сертификата типа ЭТАП МАКЕТА 21.20A. Уведомление о готовности к проведению этапа макета 21.20B. Цель этапа макета 21.20C. Работы на этапе макета 2

3 СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА Применимость Общие положения 21.23A. Сертификационные заводские испытания 21.23B. Сертификационные контрольные испытания 21.23C. Завершение сертификационных испытаний воздушного судна Сертификационные испытания легких самолетов, винтокрылых аппаратов нормальной категории, очень легких самолетов и винтокрылых аппаратов, пилотируемых свободных аэростатов и дирижаблей КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗЦА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ. АВИАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ Классификация компонентов Сертификация и квалификация компонентов Авиационные материалы СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И ВОЗДУШНЫХ ВИНТОВ Общие положения Сертификационные испытания ОБЯЗАННОСТИ ДЕРЖАТЕЛЯ СЕРТИФИКАТА ТИПА. ПЕРЕДАЧА СЕРТИФИКАТА ТИПА Обязанности Держателя Сертификата типа Передача Сертификата типа (РАЗДЕЛ C — Не применяется) РАЗДЕЛ D МОДИФИКАЦИИ ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ ОБРАЗЦА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ Применимость КЛАССИФИКАЦИЯ И ОДОБРЕНИЕ МОДИФИКАЦИЙ 21.91A. Классификация модификаций 21.91B. Сертификация второстепенных изменений ОДОБРЕНИЕ ГЛАВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Применимые требования Заявка на получение Одобрения главного изменения Дополнительные сертификационные работы 3

4 РАЗДЕЛ Е ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СЕРТИФИКАТ ТИПА Применимость КЛАССИФИКАЦИЯ И ОДОБРЕНИЕ МОДИФИКАЦИЙ A. Требования к Разработчику модификации B. Классификация модификаций. Сертификация второстепенных изменений ОДОБРЕНИЕ ГЛАВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. ВЫДАЧА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СЕРТИФИКАТА ТИПА A. Применимые требования B. Заявка на получение Дополнительного сертификата типа Дополнительные сертификационные работы. Выдача Дополнительного сертификата типа Содержание Дополнительного сертификата типа Обязанности Держателя Дополнительного сертификата типа Передача Дополнительного сертификата типа Действие Дополнительного сертификата типа РАЗДЕЛ F РАЗРЕШЕНИЕ НА ПРОИЗВОДСТВО НА ОСНОВАНИИ СЕРТИФИКАТА ТИПА Область применения Право на получение Разрешения на производство Требования к Заявителю Выдача и прекращение действия Разрешения на производство Система контроля производства Испытания: воздушные суда Испытания: авиационные двигатели и воздушные винты Извещение о соответствии Обязанности Изготовителя РАЗДЕЛ G СЕРТИФИКАТ ОДОБРЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Применимость Право на получение Сертификата одобрения производственной организации Подача Заявки Выдача Сертификата одобрения производственной организации Система обеспечения качества Описание организации производства Демонстрация выполнения требований данного Раздела Изменения в системе обеспечения качества и организации производства Перечень разрешенных видов работ Изменение Сертификата одобрения производственной организации 4

5 Передача Сертификата одобрения производственной организации Проверки производственной организации Выводы о соответствии Действие Сертификата одобрения производственной организации Полномочия Держателя Сертификата одобрения производственной организации Обязанности Держателя Сертификата одобрения производственной организации РАЗДЕЛ H СЕРТИФИКАТЫ ЛЁТНОЙ ГОДНОСТИ Общие положения Сертификаты лётной годности. Классификация Изменения и дополнения Действие сертификатов лётной годности Выдача первичного сертификата лётной годности Сертификаты лётной годности экспериментальной категории Порядок выдачи сертификатов лётной годности экспериментальной категории Экспортные сертификаты летной годности (РАЗДЕЛ I — Не применяется) РАЗДЕЛ J СЕРТИФИКАЦИЯ РАЗРАБОТЧИКА Применимость Распространение Подача Заявки Выдача Сертификата разработчика Система обеспечения качества авиационной техники Представляемые данные Требования для получения Сертификата разработчика Изменения в системе обеспечения качества авиационной техники Передача Сертификата разработчика Область действия Сертификата разработчика Изменение Сертификата разработчика Проверка организации разработчика Выводы о соответствии Действие Сертификата разработчика А. Подтверждение действия Сертификата разработчика В. Возобновление действия Сертификата разработчика Полномочия Держателя Сертификата разработчика Обязанности Держателя Сертификата разработчика РАЗДЕЛ K СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА КОМПОНЕНТОВ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ Общие положения 5

6 Применимость Подача Заявки Выдача Сертификата Действие Сертификата Изменение Сертификата Передача Сертификата Обязанности Держателя Сертификата РАЗДЕЛ L СЕРТИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТИРУЕМОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ Применимость Взаимодействие с уполномоченным органом государства импортёра авиационной техники Подача Заявки Действие Экспортного сертификата (РАЗДЕЛ M — Не применяется) РАЗДЕЛ N СЕРТИФИКАЦИЯ ИМПОРТИРУЕМЫХ ОБРАЗЦОВ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ Применимость Взаимодействие с уполномоченным органом государства экспортёра авиационной техники Подача Заявки Принятие Заявки Требования к лётной годности и охране окружающей среды Сертификационный базис Проведение сертификации Поставка экземпляров импортируемой авиационной техники РАЗДЕЛ О КВАЛИФИКАЦИЯ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ Общие положения. Виды Одобрений комплектующих изделий Заявка на выдачу Одобрения Квалификационный базис Этап макета комплектующего изделия Квалификационные испытания Выдача Одобрения Одобрение импортируемых комплектующих изделий Модификации комплектующих изделий (РАЗДЕЛ P — Не применяется) 6

7 РАЗДЕЛ Q ИДЕНТИФИКАЦИЯ ИЗДЕЛИЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ Область применения Общие требования к идентификации Изменение идентификационной информации Идентификация воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов Идентификация комплектующих изделий Идентификация компонентов II класса Идентификация особо ответственных элементов конструкции 7

8 ВВЕДЕНИЕ Настоящие Правила разработаны в соответствии с межгосударственным Соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, утверждённым 30 декабря 1991 года в г. Минск (далее по тексту — Соглашение), и направлены на повышение уровня безопасности полетов воздушных судов государств участников Соглашения. Правила устанавливают обязательный для выполнения юридическими и физическими лицами государств участников Соглашения порядок сертификации разработчиков авиационной техники, гражданских воздушных судов, компонентов, а также их производства на соответствие действующим Авиационным правилам Настоящие Правила учитывают накопленный опыт сертификации, стандарты и рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и международную практику. Настоящие Правила не отменяют действие документов (аттестатов, сертификатов, удостоверений, свидетельств о годности, и т.п.), выданных до даты введения в действие настоящих Правил. 8

9 21.1. Содержание Правил сертификации РАЗДЕЛ А ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (a) Настоящие Правила содержат: -процедуры, выполнение которых необходимо для установления соответствия авиационной техники, организаций Разработчика и Изготовителя — распространенным на них требованиям и выдачи одобрительных документов Авиарегистра; -порядок взаимодействия участников процесса сертификации. (b) В обоснованных случаях, при сертификации воздушных судов, не подпадающих под требования Авиационных правил, Части 23, 25, 27 и 29, допускается применение специальных процедур сертификации. При этом двигатели и воздушные винты, установленные на указанных ВС, могут быть сертифицированы в составе ВС Термины и определения Авиарегистр структурное подразделение Межгосударственного авиационного комитета осуществляющее деятельность в области разработки Авиационных правил и сертификации авиационной техники, разработчиков, производства и ремонта, а также аккредитации организаций, выполняющих сертификационные работы, и уполномоченных Авиарегистром представителей с выдачей соответствующих Одобрительных документов Авиационная техника применительно к настоящим Правилам под авиационной техникой понимается гражданское воздушное судно, авиационный двигатель, воздушный винт и комплектующие изделия. Авиационные правила свод процедур, правил и норм, выполнение которых признается государствами участниками Соглашения в качестве обязательного условия обеспечения безопасности полетов и охраны окружающей среды от воздействия авиации. Акустическое или эмиссионное изменение образца авиационной техники изменение типовой конструкции образца, которое влияет на уровень шума на местности или эмиссию загрязняющих веществ авиационными двигателями. Второстепенное изменение образца авиационной техники модификация, которая не оказывает существенного влияния на летную годность образца и его воздействие на окружающую среду. Второстепенное изменение комплектующего изделия модификация, которая не приводит к существенному изменению типовой конструкции комплектующего изделия или его характеристик. Главное изменение образца авиационной техники модификация, которая существенно влияет на летную годность образца или его воздействие на окружающую среду. Главное изменение комплектующего изделия модификация, которая приводит к существенному изменению типовой конструкции комплектующего изделия или его характеристик. 9

10 Гражданское воздушное судно — воздушное судно, отнесенное в соответствии с воздушным законодательством государства учредителя к гражданской авиации, и используемое в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, включая воздушные перевозки и авиационные работы. Держатель Сертификата типа (Одобрительного документа) — Заявитель, получивший от Авиарегистра Сертификат типа или иной Одобрительный документ. Доказательная документация документация, содержащая результаты расчетов, проверок, испытаний и оценок, полученная при сертификации образца авиационной техники или квалификации комплектующего изделия, и устанавливающая их соответствие применимым требованиям. Дополнительный сертификат типа одобрительный документ, выдаваемый Авиарегистром Заявителю, не являющемуся Держателем Сертификата типа образца авиационной техники, и удостоверяющий соответствие образца применимым требованиям, связанным с модификацией, внесенной Заявителем в его типовую конструкцию. Заявитель юридическое лицо, подавшее в Авиарегистр Заявку на получение одобрительного документа Заявка заявление юридического лица (Заявителя), поданное им в Авиарегистр для получения Сертификата типа или иного Одобрительного документа. Изготовитель юридическое лицо, осуществляющее серийное производство авиационной техники или авиационных материалов. Квалификация — установление соответствия типа комплектующего изделия применимым требованиям. Квалификационный базис — документ, содержащий требования, применимые к данному типу комплектующего изделия. Конструкторская документация — совокупность конструкторских документов, содержащих в зависимости от их назначения данные, необходимые для разработки, изготовления, контроля, приемки, поставки, эксплуатации и ремонта авиационной техники. Лётная годность свойство образца авиационной техники, определяемое применимыми требованиями, реализованными в его конструкции и характеристиках, позволяющее обеспечить безопасный полет в пределах установленных эксплуатационных ограничений и методов эксплуатации. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) — постоянно действующий исполнительный орган, учрежденный государствами-участниками «Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства» и уполномоченный ими осуществлять реализацию Соглашения, а также обеспечивать работу Совета по авиации и использованию воздушного пространства, направленную на обеспечение безопасности полетов воздушных судов. Модификация любое изменение типовой конструкции образца авиационной техники или комплектующего изделия. 10

11 Независимая инспекция организационная структура, аккредитованная Авиарегистром для осуществления контрольных функций в организации Разработчика или на предприятии Изготовителя. Нормы летной годности часть Авиационных правил, которая содержит требования к конструкции и характеристикам авиационной техники, направленные на обеспечение безопасности полетов. Образец авиационной техники (образец) тип воздушного судна, тип авиационного двигателя и тип воздушного винта. Одобрительный документ — документ, выдаваемый Авиарегистром и удостоверяющий соответствие объекта применимым требованиям. Одобрительными документами применительно к настоящим Правилам являются: (a) Сертификат типа; (b)- Одобрение главного изменения; (c) Дополнительный сертификат типа; (d) Сертификат Разработчика; (e) Сертификат об одобрении производственной организации; (f) Сертификат летной годности экземпляра ВС (первичный, экспортный, экспериментальной категории); (g) Свидетельство о годности комплектующего изделия; (h) Одобрительное письмо на комплектующее изделие; (i) Одобрение на установку комплектующего изделия; (j) Аттестат аккредитации Сертификационного центра или лаборатории; (k) Свидетельство об аккредитации Независимой инспекции; (l) Сертификат ремонтной организации; или (m) иной документ, удостоверяющий соответствие объекта применимым к нему требованиям. Одобрение главного изменения документ, выдаваемый Держателю Сертификата типа образца авиационной техники и удостоверяющий соответствие образца применимым требованиям, связанным с главным изменением, внесенным в его типовую конструкцию. Одобрительное письмо на комплектующее изделие документ, выдаваемый разработчику комплектующего изделия и удостоверяющий соответствие типа комплектующего изделия требованиям Квалификационного базиса, разрешающий применение комплектующего изделия на конкретном образце авиационной техники. Одобрение на установку комплектующего изделия документ, выдаваемый Авиарегистром разработчику образца авиационной техники, разрешающий применение комплектующего изделия, одобренного по процедурам, действовавшим до введения в действие Авиационных правил, Часть 21. Орган государственного регулирования гражданской авиации (авиационная администрация) орган исполнительной власти государства участника Соглашения, уполномоченный осуществлять в пределах своей компетенции деятельность, направленную на обеспечение безопасности полетов воздушных судов. Разработчик юридическое лицо, осуществляющее разработку авиационной техники. 11

12 Ранее разработанное комплектующее изделие (РРКИ) — комплектующее изделие, которое было одобрено по процедурам, действовавшим до введения в действие Авиационных правил, Часть 21. Свидетельство о годности комплектующего изделия документ, выдаваемый Разработчику комплектующего изделия и удостоверяющий соответствие типа комплектующего изделия требованиям Квалификационного базиса, разрешающий применение комплектующего изделия данного типа на различных образцах авиационной техники. Сертификат Разработчика документ, выдаваемый Разработчику и удостоверяющий соответствие организации Разработчика требованиям, предусмотренным Разделом J настоящих Правил. Сертификат типа — документ, выдаваемый Разработчику и удостоверяющий соответствие установленной типовой конструкции образца авиационной техники требованиям Сертификационного базиса. Сертификационный базис документ, содержащий требования к летной годности и охране окружающей среды, применимые к данному образцу авиационной техники. Сертификационный центр организация, аккредитованная Авиарегистром для участия в работах по сертификации, проводимых Заявителем, в целях экспертной оценки результатов работ. Сертификация подтверждение соответствия авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей применимым требованиям. Технические условия на изделие (Технические условия) документ, содержащий информацию о типовой конструкции, параметрах и характеристиках изготавливаемого экземпляра авиационной техники, которые подлежат контролю и оценке при изготовлении и приемке экземпляра в качестве готовой продукции. Типовая конструкция конструкция образца Авиационной техники, отраженная в его конструкторской и эксплуатационной документации, одобренная в соответствии с процедурами настоящих Правил и удостоверенная Сертификатом типа. Уполномоченный орган в области гражданской авиации (авиационная администрация) орган исполнительной власти государства участника Соглашения, уполномоченный осуществлять государственное регулирование в области гражданской авиации. Уполномоченный орган в области промышленности орган исполнительной власти государства участника Соглашения, уполномоченный осуществлять государственное регулирование в области авиационной промышленности. Эксплуатационная документация документация, содержащая эксплуатационные ограничения и регламентирующая летную эксплуатацию, техническое обслуживание, поддержание летной годности в процессе эксплуатации и ремонт авиационной техники. Экспортный сертификат — документ, выдаваемый на экспортируемый экземпляр сертифицированного образца авиационной техники и удостоверяющий соответствие экземпляра требованиям государства импортера. 12

13 21.3. Введение в действие, применение и толкование Авиационных правил (а) Авиационные правила и поправки к ним вводятся в действие в государствах участниках Соглашения в порядке, установленном в государствах. (b) Предложения о внесении дополнений и изменений в действующие Авиационные правила подаются в Авиарегистр юридическими и физическими лицами государств-участников Соглашения, участвующими в создании, производстве и эксплуатации авиационной техники. Предлагаемые дополнения и изменения действующих Авиационных правил должны быть направлены на обеспечение безопасности полетов и содержать соответствующее обоснование. (c) Единообразное применение и однозначное толкование требований, предъявляемых к объектам сертификации, являются необходимым условием обеспечения их сертификации. (d) Окончательное решение по трактовке настоящих Правил и других Авиационных правил, применяемых Авиарегистром в установленной области деятельности, принимает Авиарегистр. (e) В обеспечение толкования авиационных правил, установления рекомендуемых методов определения соответствия, детализации порядка и взаимодействия участников сертификации, а также установления видов и форм документов, оформляемых в процессе и по результатам сертификации, Авиарегистр издает руководства, циркуляры, директивные письма, квалификационные требования и другие документы. (f) Доказательство соответствия авиационной техники применимым требованиям к лётной годности и охране окружающей среды и последующее поддержание её лётной годности обеспечивает Разработчик. 21.3A. Отступления от требований к летной годности Отступления от требований к летной годности, включенных в Сертификационный базис образца авиационной техники, могут признаваться Авиарегистром приемлемыми, если Заявитель продемонстрировал, что отступления компенсируются мерами, обеспечивающими уровень летной годности, эквивалентный уровню, установленному Авиационными правилами Сертификационные работы (a) Заявитель обеспечивает соответствие авиационной техники требованиям сертификационного (квалификационного) базиса и обеспечивает безопасность проведения сертификационных испытаний. (b) Соответствие авиационной техники требованиям сертификационного (квалификационного) базиса устанавливается на основании результатов сертификационных работ: инженерных анализов конструкторской документации расчетов, моделирования, анализа опыта эксплуатации авиационной техники и сертификационных (квалификационных) испытаний. (c) Сертификационные работы проводятся в соответствии с действующими методами определения соответствия или методами, разработанными Заявителем и/или Сертификационными центрами. Указанные методы подлежат одобрению Авиарегистром и указываются в программах сертификационных работ. 13

14 (d) Заявитель с участием назначенных Сертификационных центров и/или рабочих органов Авиарегистра обеспечивает выполнение сертификационных работ и представляет доказательную документацию по результатам этих работ по мере ее оформления. Предъявляемая документация по результатам сертификационных работ должна быть утверждена Заявителем, а ее согласование и одобрение оговаривается настоящими Правилами или решением Авиарегистра. Авиарегистр может потребовать представление иных материалов, необходимых для подтверждения соответствия авиационной техники требованиям сертификационного (квалификационного) базиса. (e) Авиарегистр по результатам рассмотрения представленных Разработчиком доказательных документов и материалов принимает решение о достаточности проведённых работ для демонстрации соответствия объекта сертификации применимым требованиям к лётной годности и охране окружающей среды. 21.4A. Этапы сертификации авиационной техники Применительно к вновь создаваемой авиационной технике предписывается следующая последовательность основных этапов сертификации (квалификации): (1) подача заявки в Авиарегистр на получение Одобрительного документа; (2) проведение этапа макета образца; (3) Сертификационные (квалификационные) испытания Примечание: Под сертификационными испытаниями понимаются все виды работ, указанных в (4) анализ результатов сертификации (квалификации), принятие Авиарегистром решения о выдаче Одобрительного документа Рабочие органы Авиарегистра (a) В целях участия в сертификационных работах, проводимых Заявителем, и экспертной оценки результатов сертификационных работ, доказательной и эксплуатационной документации Авиарегистр может формировать рабочие группы, комиссии, группы экспертов и другие рабочие органы. (b) Сертификационные центры и рабочие органы Авиарегистра, принимающие участие в сертификации конкретного типа авиационной техники, определяются Авиарегистром. 21.5A. Независимая инспекция (a) Авирегистр аккредитует в установленном порядке в организации Разработчика и на предприятии Изготовителя Независимую инспекцию. Применительно к настоящим Правилам в качестве Независимой инспекции аккредитуется, как правило, военное представительство, компетенция которого установлена соответствующим органом государственного регулирования. Авиарегистр может аккредитовать Независимую инспекцию, которая не является военным представительством. Для разработчиков авиационной техники, указанной в пункте 21.24, а также для заявителей на получение Дополнительного сертификата типа, функции Независимой инспекции могут выполняться аккредитованными Авиарегистром должностными лицами этих организаций. 14

15 (b) Независимая инспекция в организациях Разработчика и на предприятиях Изготовителя осуществляет контроль за соответствием объекта, предъявляемого на сертификационные испытания, конструкторской документации, приемку готовой продукции и выдачу первичных сертификатов летной годности или других эквивалентных им документов, а также другие функции предусмотренные настоящими Правилами Служба сертификации в организации Разработчика Разработчик обязан иметь в своей организации службу сертификации (структурное подразделение), которая имеет Положение, утвержденное Разработчиком, подчиняется непосредственно руководителю организации, координирует деятельность других служб, реализующих требования к летной годности и охране окружающей среды в конструкции и характеристиках авиационной техники, осуществляет внутренний контроль за соблюдением процедур сертификации, установленных настоящими Правилами, а также контролирует результаты сертификационных работ и визирует доказательную и иную документацию, направляемую в Авиарегистр Ведущие лётчики-испытатели (a) Заявитель и назначенные Сертификационные центры должны направить в Авиарегистр Представления на ведущих лётчиков-испытателей для участия в проведении СИ. Представления должны содержать обоснование достаточности квалификации и опыта лётно-испытательной работы представляемых лётчиков-испытателей. (b) Авиарегистр принимает решение об одобрении каждой из представленных кандидатур ведущих лётчиков-испытателей Эксплуатационная документация (a) Эксплуатационная документация является неотъемлемой частью типовой конструкции авиационной техники. (b) Эксплуатационная документация утверждается Разработчиком. Эксплуатационная документация в части, предусмотренной Авиационными правилами, согласовывается с назначенными Авиарегистром Сертификационными центрами или с Комиссией, образованной в соответствии с п , и одобряется Авиарегистром Условия проведения сертификационных испытаний авиационной техники (a) До начала сертификационных (квалификационных) испытаний Разработчик авиационной техники и Независимая инспекция в организации Разработчика на каждый экземпляр авиационной техники, предназначенный для проведения испытаний, оформляют в установленном порядке документы (формуляр, паспорт или эквивалентный им документ), удостоверяющие соответствие данного экземпляра конструкторской документации. (b) Для установления типовой конструкции в документах, оформляемых по результатам сертификационных испытаний, должна указываться конфигурация экземпляра авиационной техники, на которую распространяются материалы испытаний и выводы о соответствии требованиям к лётной годности и охране окружающей среды. Примечание: Применительно к содержанию настоящего пункта под конфигурацией понимается вариант исполнения экземпляра авиационной техники, определенный соответствующей конструкторской документацией. Конфигурация должна также включать заводские номера компонентов с указанием версий программного обеспечения (если применимо). 15

16 РАЗДЕЛ В СЕРТИФИКАЦИЯ ОБРАЗЦОВ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ СЕРТИФИКАТЫ ТИПА Типовая конструкция образца авиационной техники (a) Типовую конструкцию образца определяет следующая документация, уточненная по результатам сертификационных работ и оформленная в установленном порядке: (1) конструкторская документация, состоящая из чертежей и спецификаций на бумажных или электронных носителях (включая перечни этих чертежей и спецификаций), а также Технические условия на изделие; (2) эксплуатационная документация образца. (b) Заявитель (Держатель Сертификата типа) должен вести комплект конструкторской и эксплуатационной документации, определяющей типовую конструкцию, на которую выдан Сертификат типа, и все последующие модификации. (c) Контроль за ведением Независимой инспекцией. указанного комплекта документации осуществляется Сертификат типа образца авиационной техники Заявитель имеет право на получение Сертификата типа на образец авиационной техники, если: (1) выполнены процедуры, установленные настоящими Правилами; (2) определена типовая конструкция образца авиационной техники и продемонстрировано ее соответствие требованиям Сертификационного базиса; и (3) доказана приемлемость отступлений от требований Сертификационного базиса A. Сертификат типа воздушного судна ограниченной категории (a) Заявитель имеет право на получение Сертификата типа воздушного судна ограниченной категории, если оно используется для эксплуатации со следующими специальными целями: (1) выполнение работ в сельском хозяйстве (опрыскивание, опыление, засев, контроль за домашними животными); (2) санитарные и спасательные операции; (3) охрана лесов и диких животных; (4) наблюдение с воздуха (аэрофотосъемка местности, геологическая разведка, ледовая и рыбная разведки); (5) патрулирование (трубопроводы, линии электропередач, каналы); (6) борьба с пожарами (сбрасывание огнегасящих составов, десантов). (b) Сертификат типа ВС ограниченной категории может быть выдан, если Заявитель продемонстрирует соответствие воздушного судна требованиям к летной годности и охране окружающей среды, распространенным на данный тип воздушного судна и учитывающим особенности его конструкции и характеристик, связанные со спецификой его применения и особенностями условий эксплуатации. (c) Авиационный двигатель и воздушный винт воздушного судна ограниченной категории могут сертифицироваться в составе ВС по решению Авиарегистра. 16

17 21.12B. Сертификат типа воздушного судна Вооруженных Сил, используемого в гражданской авиации (a) Заявитель имеет право на получение Сертификата типа воздушного судна, ранее допущенного к эксплуатации в Вооруженных Силах государств-участников Соглашения. Сертификат типа может быть выдан, если Заявитель продемонстрировал соответствие воздушного судна применимым к нему требованиям к летной годности и охране окружающей среды, действовавшим на дату начала эксплуатации ВС в Вооруженных Силах. (b) Сертификаты типа на авиационный двигатель и воздушный винт могут быть выданы, если Заявитель продемонстрирует, что указанные образцы соответствуют применимым требованиям к летной годности и охране окружающей среды, действовавшим на дату начала эксплуатации указанных образцов авиационной техники в Вооруженных Силах. (c) Авиарегистр может потребовать от Заявителя обеспечить соответствие образца авиационной техники специальным техническим условиям и более поздним требованиям к летной годности, чем те, которые указаны в пунктах 21.12B(a)(b), если без выполнения этих требований не достигается адекватный уровень летной годности Содержание Сертификата типа (a) Сертификат типа удостоверяет соответствие образца авиационной техники требованиям сертификационного базиса. (b) Карта данных Сертификата типа на образец авиационной техники должна содержать информацию о Держателе Сертификата типа, типовой конструкции образца и его сертификационном базисе, эксплуатационных ограничениях, касающихся летной годности образца и охраны окружающей среды Действие Сертификата типа (a) Срок действия Сертификата типа на образец авиационной техники не ограничивается, за исключением случаев, специально оговариваемых Авиарегистром. (b) Действие Сертификата типа не распространяется на экземпляры сертифицированной Авиарегистром авиационной техники, в конструкцию которых, включая одобренную Авиарегистром эксплуатационную документацию, внесены изменения с нарушением процедур, установленных настоящими правилами. (c) Решением Авиарегистра действие Сертификата типа может быть приостановлено в случае выявления небезопасного состояния образца авиационной техники, связанного с его летной годностью и угрожающих безопасности полетов. (d) Решением Авиарегистра действие Сертификата типа может быть возобновлено после устранения указанных недостатков. Сертификат типа решением Авиарегистра аннулируется в случаях: (1) ликвидации организации Держателя Сертификата типа; (2) отказа организации от выполнения обязанностей Держателя Сертификата типа; (3) невыполнения организацией функций Держателя Сертификата типа; (4) прекращения эксплуатации всех экземпляров данного типа авиационной техники. 17

18 (e) В случае необходимости внесения изменений в Сертификат типа Авиарегистр может принять решение об издании нового Сертификата типа, в котором должна быть указана дата первоначального издания Сертификата типа. ЗАЯВКА НА ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТА ТИПА. ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ БАЗИС Заявка на получение Сертификата типа (a) Заявка на получение Сертификата типа подается в Авиарегистр Разработчиком образца авиационной техники (далее по тексту — Заявитель). Примечание: Если Разработчик подает Заявку впервые, Авиарегистром аккредитуется Независимая инспекция в организации Заявителя. (b) Заявка на получение Сертификатов типа составляется по форме, установленной Авиарегистром. (c) К Заявке на получение Сертификата типа прилагаются: (1) спецификация образца, которая должна содержать краткое техническое описание, принципиальные схемы систем, основные характеристики в объеме, достаточном для оценки применимости требований к летной годности и охране окружающей среды, а также ожидаемые условия эксплуатации (эксплуатационные ограничения), в пределах которых будет сертифицирован образец; (2) для воздушного судна — вид воздушного судна в трех проекциях; для двигателя и воздушного винта — чертеж общего вида. (3) проект Cертификационного базиса образца, который должен содержать: (i) перечень разделов, глав и пунктов Авиационных правил (норм летной годности), распространяемых на этот образец, включая, при необходимости, специальные технические условия; (ii) требования к охране окружающей среды. (d) Авиарегистр уведомляет Заявителя и Независимую инспекцию в его организации о принятии Заявки и назначенных Сертификационных центрах или Комиссии (21.24). (e) Заявка на получение Сертификата типа действительна на срок не более 5 лет, если одновременно с подачей заявки Заявитель не обосновал, что требуется больший срок на проектирование, доводку и испытания создаваемого им образца, и этот срок был утвержден Авиарегистром, о чем уведомляется Заявитель. (f) Если Сертификат типа не был выдан или если Заявитель убеждается в том, что Сертификат типа не будет им получен в срок действия заявки, то Заявитель должен подать в Авиарегистр новую Заявку на получение Сертификата типа с учетом 21.16А A. Применение Авиационных правил и поправок к ним (a) К образцу авиационной техники, заявленному на получение Сертификата типа, применяются действующие Авиационные правила с поправками, вступившими в силу на дату подачи в Авиарегистр Заявки. (b) Поправки к Авиационным правилам, вступившие в силу после даты подачи Заявки на выдачу Сертификата типа, могут быть применены к данному образцу авиационной техники 18

19 Заявителем в инициативном порядке, а также применяются в обязательном порядке, если указанные поправки имеют обратную силу. (c) При применении Заявителем поправок, которые вступили в силу после подачи Заявки на Сертификат типа, он должен также применить и другие поправки, которые Авиарегистр считает непосредственно связанными с примененными поправками B. Специальные технические условия (a) Специальные технические условия разрабатываются Заявителем, если Авиарегистр установит, что действующие на дату подачи Заявки на Сертификат типа Авиационные правила не содержат адекватных требований к летной годности заявляемого на сертификацию образца авиационной техники вследствие: (1) наличия новых или необычных особенностей конструкции; (2) нетрадиционного применения авиационной техники; (3) имеющегося опыта эксплуатации аналогичных по конструкции и применению образцов авиационной техники, свидетельствующего о возможности возникновения небезопасных состояний. (b) Специальные технические условия должны содержать такие требования к лётной годности, которые обеспечивают уровень лётной годности, эквивалентный установленному в действующих Авиационных правилах. (с) Специальные технические условия включаются в Сертификационный базис отдельным разделом Сертификационный базис (a) Образец авиационной техники, заявленный на получение Сертификата типа, должен соответствовать применимым требованиям к летной годности и охране окружающей среды (21.16А, 21.16В, 21.18). (b) Указанные требования оформляются в виде Сертификационного базиса образца, содержащего разделы по лётной годности и охране окружающей среды. Сертификационный базис образца авиационной техники корректируется Разработчиком и одобряется Авиарегистром в процессе проведения сертификационных работ. (c) Сертификационный базис окончательно утверждается Авиарегистром по результатам сертификации образца. (d) Утвержденный Авиарегистром Сертификационный базис должен включать раздел, содержащий требования, по которым установлено эквивалентное соответствие Требования к охране окружающей среды (a) К образцу авиационной техники применяются требования Авиационных правил Часть 34 (АП-34), Часть 36 (АП-36) и/или требования, установленные Приложением 16 к Конвенции о международной гражданской авиации. (b) Требования к охране окружающей среды включаются в Сертификационные базисы воздушного судна и авиационного маршевого двигателя в качестве самостоятельных разделов. 19

20 Модификации, требующие выдачи нового Сертификата типа (a) В том случае, когда Держатель Сертификата типа предусматривает внесение таких изменений в типовую конструкцию образца авиационной техники, которые требуют проведения новой сертификации образца, такая сертификация проводится по решению Авиарегистра в соответствии с процедурами, установленными настоящими правилами в Разделе В, и завершается выдачей Авиарегистром нового Сертификата типа на образец. Примечание: Примерами таких изменений типовой конструкции образца являются: (1) Для воздушного судна: — существенные изменения конструкции или характеристик; — изменение количества авиационных двигателей или несущих винтов; — использование авиационных двигателей с другим принципом работы или создания тяги. (2) Для авиационного двигателя: — существенные изменения конструкции или принципов работы двигателя, его агрегатов, модулей, основных деталей; — существенное увеличение частоты вращения роторов. (3) Для воздушного винта: — изменение количества или конфигурации лопастей; — изменение принципа работы системы изменения шага винта. (b) К образцу авиационной техники, заявленному на получение нового Сертификата типа, применяется Сертификационный базис, сформированный в соответствии с (c) В процессе сертификации образца авиационной техники, которая проводится в связи с внесением значительных изменений в его типовую конструкцию, зачитываются результаты сертификационных работ, полученные при первичной сертификации образца, которые могут быть распространены на модифицируемый образец. ЭТАП МАКЕТА 21.20A. Уведомление о готовности к проведению этапа макета До начала этапа макета Заявитель направляет в Авиарегистр и Сертификационные центры, назначенные Авиарегистром для проведения сертификационных работ, уведомление о готовности к проведению этапа макета. Уведомление должно быть согласовано с Независимой инспекцией в организации Заявителя. К уведомлению прилагаются: (1) проект Сертификационного базиса; (2) проект Таблицы соответствия требованиям Сертификационного базиса; (3) проект Плана сертификационных работ по образцу авиационной техники, его системам, компонентам и комплектующим изделиям, который должен содержать виды работ и последовательность их проведения; (4) перечень комплектующих изделий категории А, подлежащих квалификации 21.20B. Цель этапа макета Целью этапа макета является: (1) оценка полноты учета требований к летной годности и охране окружающей среды, распространенных на создаваемый образец авиационной техники, и необходимости разработки специальных технических условий; (2) предварительная оценка соответствия конструкции и характеристик проектируемого образца авиационной техники требованиям Сертификационного базиса; 20

21 (3) оценка проекта Таблицы соответствия образца авиационной техники требованиям Сертификационного базиса в части предлагаемых видов сертификационных работ и методов определения соответствия; (4) оценка перечня комплектующих изделий, подлежащих квалификации (категория А). (5) оценка Плана сертификационных работ по образцу авиационной техники, его системам, компонентам и комплектующим изделиям C. Работы на этапе макета (a) Работы на этапе макета проводятся макетной комиссией, состав которой утверждается Авиарегистром с учетом предложений Заявителя. (b) Макетная комиссия проводит работы в соответствии с Положением по этапу макета, которое разрабатывается Заявителем и утверждается Авиарегистром. (c) Положение по этапу макета определяет объемы макетирования в натурном исполнении или в виде электронной модели, перечень предъявляемой на этапе макета документации, порядок и методы работ на этапе макета, структуру Протокола макетной комиссии. (d) По результатам работ макетной комиссии Заявитель оформляет Протокол макетной комиссии, заключение которого должно отвечать целям этапам макета. Протокол макетной комиссии должен содержать мероприятия по устранению недостатков, связанных с летной годностью и охраной окружающей среды. (e) Заключение Протокола макетной комиссии подписывается членами макетной комиссии. (f) Протокол макетной комиссии согласовывается Заявителем, Сертификационными центрами или Комиссией (21.24) и Независимой инспекцией в организации Заявителя. (g) Протокол макетной комиссии утверждается Авиарегистром. СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА Применимость Положения настоящей главы применимы к воздушным судам транспортной категории, к легким самолетам, к винтокрылым аппаратам нормальной категории, к очень легким самолетам и винтокрылым аппаратам, а также к пилотируемым свободным аэростатам и дирижаблям. При этом к ВС транспортной категории и к самолетам переходной (коммьютерной) категории применимы положения С, а к другим перечисленным выше видам ВС применяются положения 21.22(а),(b) и Общие положения (a) Целями сертификационных испытаний (СИ) воздушного судна являются: (1) определение и подтверждение соответствия воздушного судна и его эксплуатационной документации требованиям Сертификационного базиса, установление типовой конструкции ВС и эксплуатационных ограничений, в пределах которых ВС соответствует Сертификационному базису; 21

22 (2) оценка надежного функционирования установленной типовой конструкции ВС и его систем, оценка эксплуатационной документации. (b) Сертификационные испытания подразделяются на два вида испытаний: (1) Сертификационные заводские испытания (СЗИ), проводимые с целью, указанной в 21.22(а)(1), и (2) Сертификационные контрольные испытания (СКИ), проводимые с целью, указанной в 21.22(а)(2); (c) Степень участия Сертификационных центров в проведении конкретных видов СИ определяется Авиарегистром с учетом предложений Заявителя. (d) До начала сертификационных испытаний ВС Заявитель оформляет, согласовывает с Независимой инспекцией в организации Заявителя, с Сертификационными центрами Планграфик проведения СИ, в котором указываются экземпляры ВС, предназначенные для проведения СИ, сроки выполнения на этих экземплярах ВС конкретных программ наземных, стендовых и лётных СЗИ, и программы СКИ, а также сроки представления в Авиарегистр доказательной и эксплуатационной документации. Заявитель представляет План-график в Авиарегистр A. Сертификационные заводские испытания (a) Сертификационные заводские испытания (СЗИ) могут быть начаты, когда конструкция экземпляров ВС, предназначенных для проведения СЗИ в части их компонентов и функциональных систем, подлежащих оценке на конкретных экземплярах ВС, а также эксплуатационная документация, доведены до состояния, позволяющего определить их соответствие требованиям Сертификационного базиса и установить типовую конструкцию ВС. (b) До начала СЗИ Заявитель представляет в Авиарегистр: (1) Заключение о выполнении мероприятий Протокола макетной комиссии по устранению недостатков ВС, связанных с его лётной годностью, согласованное с Сертификационными центрами и Независимой инспекцией. (2) Спецификацию ВС, содержащую описание заявляемой на сертификацию конструкции ВС, его компонентов и функциональных систем, а также ожидаемые условия эксплуатации (эксплуатационные ограничения) ВС. (3) Акт (Акты) готовности экземпляров ВС и их систем к проведению испытаний по конкретным программам СЗИ, согласованные с Независимой инспекцией в организации Заявителя и Сертификационными центрами. (4) Перечень параметров, регистрируемых при проведении СЗИ, согласованный с Сертификационными центрами; (5) Перечень доказательной документации; (6) Перечни КИ категории А и категории Б. (c) Программы СЗИ разрабатываются Заявителем, согласовываются с СЦ и одобряются Авиарегистром. (d) До начала СЗИ на каждый экземпляр воздушного судна, предназначенный для проведения сертификационных лётных испытаний, Заявитель должен получить Специальный сертификат лётной годности экспериментальной категории в порядке, предусмотренном Разделом Н настоящих Правил ( и ). (e) В процессе проведения СЗИ Заявитель представляет на рассмотрение и согласование с 22

23 СЦ и на одобрение в Авиарегистр доказательную документацию по мере её оформления. (f) Конкретная программа СЗИ считается завершённой и результаты этих испытаний принимаются в зачёт сертификации типа ВС, если доказательные документы по данной программе СЗИ утверждены Заявителем, согласованы с СЦ и одобрены Авиарегистром. (g) В том случае, если в процессе СЗИ выявлены недостатки конструкции ВС, его компонентов, функциональных систем или характеристик, касающиеся соответствия ВС требованиям СБ, Заявитель и СЦ уведомляют Авиарегистр о выявленных недостатках. Заявитель: (1) представляет на рассмотрение СЦ материалы СЗИ, связанные с выявленными недостатками; (2) разрабатывает технические решения по устранению выявленных недостатков; (3) реализует технические решения по устранению недостатков и демонстрирует СЦ и Авиарегистру эффективность принятых мер. В том случае, если выявленный недостаток угрожает безопасности проведения СЗИ, Заявитель обязан приостановить проведение СЗИ и принять необходимые меры, направленные на устранение недостатка и обеспечение безопасности дальнейшего проведения СЗИ. (h) До окончания СЗИ должны быть завершены работы по сертификации авиационного двигателя, воздушного винта и одобрению комплектующих изделий категории А с оформлением Авиарегистром соответствующих одобрительных документов. (i) По результатам СЗИ Заявитель оформляет и представляет в Авиарегистр: (1) Акт СЗИ, раздел «Заключение» которого должен отвечать целям, предусмотренным 21.22(а)(1); (2) Эксплуатационную документацию ВС, откорректированную по результатам СЗИ; (3) Контрольный перечень соответствия типа ВС требованиям СБ. (4) Спецификацию ВС, содержащую описание типовой конструкции ВС, установленной по результатам СЗИ. (5) Заключение о завершении работ по квалификации КИ категории А и одобрению КИ категории Б. Примечание: Документы, указанные в подпунктах (1) и (2), согласовываются с Сертификационными центрами B. Сертификационные контрольные испытания (a) Сертификационные контрольные испытания (СКИ) Заявитель начинает после завершения работ, указанных в 21.23А(h), и представления Заявителем Авиарегистру документов, указанных в 21.23A(i) или 21.24(8). (b) Конструкция экземпляров ВС, предназначенных для проведения СКИ, должна соответствовать типовой конструкции, установленной по результатам СЗИ. Примечание: Допускается наличие незначительных отклонений конструкции ВС, предназначенных для проведения СКИ, от установленной типовой конструкции, не влияющих на лётную годность ВС. (c) До начала проведения СКИ Заявитель оформляет Акт готовности каждого экземпляра ВС к проведению СКИ, который должен содержать перечень отклонений от типовой конструкции. Акт готовности экземпляра ВС к проведению СКИ Заявитель согласовывает с Независимыми инспекциями у Заявителя и Изготовителя. 23

24 (d) До начала СКИ Заявитель должен получить на каждый экземпляр ВС, предназначенный для проведения СКИ, Специальный сертификат лётной годности экспериментальной категории в порядке, предусмотренном Разделом Н настоящих Правил ( и ). (e) На основании анализа результатов СЗИ и Актов готовности экземпляров ВС к проведению СКИ Авиарегистр принимает Решение о начале, условиях и объёмах (в лётных часах) проведения СКИ. Объём СКИ должен составлять не менее 300 лётных часов для ВС транспортной категории с газотурбинными авиационными двигателями, которые ранее не устанавливались на сертифицированные Авиарегистром ВС, или не менее 150 лётных часов для ВС других категорий, если Решением Авиарегистра не установлены другие объёмы этих испытаний. Из общего объёма СКИ не менее 50% следует проводить на экземпляре ВС, изготовленном по конструкторской документации, откорректированной по результатам СЗИ. (f) Программа СКИ разрабатывается Заявителем, согласовывается с Сертификационными центрами и подлежит одобрению Авиарегистром. (g) В том случае, если в процессе СКИ выявлены недостатки конструкции ВС, его компонентов, функциональных систем или характеристик, касающиеся соответствия ВС требованиям СБ, Заявитель должен принять меры по устранению этих недостатков в порядке, установленном 21.23A(g). (h) По результатам СКИ Заявитель оформляет и согласовывает с Сертификационными центрами: (1) Акт СКИ, раздел «Заключение» которого должен отвечать целям, предусмотренным 21.22(a)(2). (2) Эксплуатационную документацию, откорректированную по результатам СКИ C. Завершение сертификационных испытаний воздушного судна. (a) Сертификационные центры, принимавшие участие в проведении сертификационных испытаний ВС (СЗИ и СКИ), оформляют и утверждают Комплексное заключение, отвечающее целям 21.22(a). (b) Заявитель направляет в Авиарегистр: (1) Акт СКИ; (2) Спецификацию ВС, содержащую описание установленной по результатам СИ типовой конструкции ВС; (3) Эксплуатационную документацию, оформленную по результатам СИ; (4) Комплексное заключение СЦ; (5) Технические условия; (6) Cертификационный базис воздушного судна, уточнённый по результатам сертификационных работ. (c) По результатам рассмотрения представленной документации Авиарегистр одобряет: (1) Акты СЗИ и СКИ, (2) Эксплуатационную документацию ВС (в части, предусмотренной Авиационными правилами), включая инструкции по поддержанию летной годности, (3) Комплексное заключение Сертификационных центров, (4) Технические условия, и утверждает окончательную редакцию Сертификационного базиса. 24

Еще по теме:

  • После вступления в силу федерального закона Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и […]
  • Заявление ркц жкх Заявление ркц жкх Изменение режима оплат Югорского фонда капитального ремонта По инициативе Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов в условия договора на оказание услуг по приему и перечислению взносов на капитальный ремонт, заключенного между СГМУП «РКЦ ЖКХ» и […]
  • Правила разработки процессов контроля ГОСТ 14.317-75 Единая система технологической подготовки производства. Правила разработки процессов контроля Купить ГОСТ 14.317-75 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, […]
  • Правила производство работ ремонта печей и дымовых каналов Правила производства работ и ремонта печей, дымоходов и газоходов Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену. Официально распространяем […]
  • Тягать по судам Толковый словарь Даля . В.И. Даль. 1863-1866 . Смотреть что такое "ТАСКАТЬ" в других словарях: ТАСКАТЬ — ТАСКАТЬ, таскаю, таскаешь, несовер. 1. кого что. То же, что гл. тащить в 1, 2 и 3 знач., с той разницей, что тащить означает движение в один прием и в одном направлении, а таскать […]
  • Размер больничного по стажу работы Размер больничного 2018 в зависимости от стажа Не секрет, что оплачивается больничный в зависимости от стажа. На время болезни сотрудникам, работающим в организации по трудовому договору, полагается оплата периода нетрудоспособности. В зависимости от продолжительности имеющегося у […]
  • Где делать справку об отсутствии судимости Выдача справок о наличии (отсутствии) судимости Главное управление Министерства внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и его районные управления и отделы Общее описание Лица, имеющие место жительства (место пребывания) в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в […]
  • Приказ 07072018 422 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 июля 2015 г. № 422ан "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи” (не вступил в силу) В соответствии с частью 2 статьи 64 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской […]