Закон о выборах депутатов госдумы

Содержание страницы:

Федеральный закон о внесении изменений в законодательство о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

31 января 2018 г. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статью 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 42 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», разработанный Минюстом России.

Указанный законопроект направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2017 г. № 11-П, которым положения Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой позволяют Центральной избирательной комиссии Российской Федерации отказывать в заверении списка кандидатов, выдвинутых политической партией по одномандатным избирательным округам, если представленные для заверения этого списка документы содержат сведения о выдвижении в некоторых одномандатных избирательных округах более одного кандидата, в случае, когда решения о выдвижении кандидатов по другим одномандатным избирательным округам приняты политической партией в рамках установленных правил выдвижения и позволяют достоверно определить поименный состав кандидатов и их распределение по соответствующим одномандатным избирательным округам.

«О внесении изменения в статью 97 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» № «30-ФЗ » от 19.02.2018

Уточнен срок проведения дополнительных выборов депутата Государственной Думы, избранного по одномандатному избирательному округу, в случае досрочного прекращения депутатских полномочий.

Законом предусмотрено, что голосование на дополнительных выборах проводится с учетом сроков назначения выборов (не позднее чем за 85 дней до дня голосования) в ближайшее второе воскресенье сентября после досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы.

Федеральный закон вступает в силу 2 марта 2018 года.

272 19.02.2018

Популярно в соцсетях

«Парламентская газета» — официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 года. Учредители газеты — Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах ГТК «Россия», «Аэрофлот», а также региональных авиакомпаний.

Сайт «Парламентской газеты» — это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.ru обязательна.

В рубрике «Деловая экспертиза» могут публиковаться материалы на правах рекламы

ФЗ о выборах депутатов Государственной Думы

Федеральный закон 20 о выборах депутатов Государственной Думы регламентирует процедуру голосования, а также условия и требования к его проведению. Положения документа основываются на принципе равного избирательного права всех граждан. Предписывается тайна прямого голосования, а также добровольность волеизъявления. Согласно положениям закона никто не вправе принуждать граждан к участию или неучастию в выборах депутатов.

Описание закона

Федеральный закон 20 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» принят 14 февраля 2014. Структурно он состоит из глав, статьи которых регулируют следующие вопросы:

  • общие положения документа;
  • избирательные округа и участки, перечень избирателей;
  • избирательные комиссии;
  • наблюдатели, в том числе и международные, а также представители средств массовой информации;
  • политические партии, участвующие в выборах депутатов;
  • создание федеральных списков кандидатов, а также кандидатов по одномандатным округам;
  • статус кандидатов;
  • информирование избирателей и предвыборная агитация;
  • финансирование выборов депутатов Госдумы;
  • проведение голосования;
  • подсчет итогов и определение результатов;
  • принципы замещения вакантных депутатских мест;
  • порядок обжалования нарушений и ответственность;
  • заключительные положения ФЗ о Госдуме.

Общие положения регламентируют следующие аспекты:

  • основные принципы законодательства, согласно которым проводятся выборы депутатов;
  • избирательная система, по которой проводится голосование, а также права граждан;
  • порядок назначения выборов депутатов, выдвижение кандидатов, подготовка и проведение голосования;
  • право кандидатов в депутаты на предвыборную агитацию, финансирование.

Глава об избирательных округах и участках предписывает процедуру формирования таковых, включая образование одномандатных округов. Согласно окружному разделению формируются списки участников. Положения закона предусматривают также процедуру информирования граждан о созданной системе.

Положения об избирательной комиссии включают в себя вопросы о ее статусе и функционировании. Предписывается порядок создания окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии, назначение полномочий и статус их членов. Ряд положений регламентирует перечень полномочий различных комиссий, а также принцип гласности их деятельности в выборах депутатов.

Отдельные положения посвящены статусу наблюдателей. Законом о выборах депутатов дается определение и назначение данных лиц, регламентируется участие иностранных наблюдателей. Предписывается порядок допуска представителей средств массовой информации.

Глава 5 Федерального закона 20 указывает на участие политических партий в выборах депутатов. Предусматривается использование наименования и эмблемы. Также учитывается деятельность полномочных представителей и региональных отделений партии.

Выдвижение и регистрация кандидатов, формирование их списков осуществляется в согласовании со следующими положениями:

  • выдвижение кандидатов по федеральным спискам, политическим партиям, а также самовыдвижение;
  • предоставление требуемых документов и сбор подписей избирателей;
  • проверка достоверности предоставленных сведений и соблюдения процедуры выдвижения;
  • порядок регистрации кандидатов.

Статус кандидатов предписывает их равенство. Положения Закона о выборе депутатов определяют ограничения по должностным полномочиям. Предписываются и гарантии деятельности кандидатов, а также регулируется их выбытие и отзыв.

Отдельная глава Закона о выборах депутатов в Госдуму посвящена информированию избирателей и агитации. Статьи данного раздела предписывают следующие аспекты:

  • формирование общей информационной системы, направленной на уведомление избирателей;
  • опубликование результатов опросов общественного мнения;
  • организация информирования через средства массовой информации;
  • порядок проведения предвыборной агитации и допустимые мероприятия;
  • условия для использования средств массовой информации в агитационных целях, а также ограничения на ее проведение.

Финансирование выборов депутатов в Государственную Думу определяется главой 9 Федерального закона 20. Предписывается создание избирательных фондов, а также порядок формирования специальных счетов политических партий и кандидатов. Регламентируется порядок добровольного внесения средств в избирательный фонд. Важным аспектом является отчетность в растраченных средствах, а также порядок их возврата. Отдельные положения предусмотрены для финансирования избирательных комиссий и контрольно-ревизионных служб.

Процедура голосования определяется следующими положениями:

  • предоставление помещений для выборов депутатов;
  • определение избирательных бюллетеней и открепительного удостоверения;
  • порядок голосования, в том числе и досрочного;
  • возможность волеизъявления граждан вне регламентируемых помещений.

Подсчет голосов и определение результатов определяется по следующим положениям:

  • формирование комиссиями протоколов по итогам голосования;
  • порядок подсчета голосов и поэтапное определение результатов;
  • метод пропорциональности в распределении депутатских мандатов и установление общих результатов;
  • условия для повторного проведения выборов депутатов;
  • регистрация избранников и порядок опубликования соответствующей документации.

Глава 13 Закона о выборах депутатов Государственной Думы регулирует обжалование нарушений, выявленных в ходе проведения голосования:

  • предусматривается порядок обжалования тех действий, которые нарушают избирательное право граждан;
  • указываются на основания для аннулирования списков кандидатов, отмены регистрации и иных действий, связанных с исключением кандидатов из голосования;
  • учитывается процедура отмены решений избирательной комиссии об итогах выборов депутатов Государственной Думы;
  • назначается ответственность за нарушение законодательных норм о выборах депутатов Госдумы.

В заключительные положения документа входят статьи, указывающие на вступление ФЗ 20 в силу. Предписывается также необходимость признать отдельные правовые акты устаревшими в связи с принятием данного закона.

С момента принятия Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы постоянно дорабатывается. Поправки вносятся для устранения неточностей и исключения двоякого толкования. Последняя редакция документа проводилась в июне 2017.

Последние изменения, внесенные в Закон о выборах депутатов

Последние изменения, введенные 18 июня 2017 года, коснулись статьи 27 ФЗ 20 о полномочиях Центральной избирательной комиссии РФ. Поправки изменили редакцию пункта 22 об установлении порядка доставки в избирательные комиссии документов, связанных с проведением выборов депутатов.

Отдельно следует обратить внимание на изменения, внесенные Постановлением Конституционного Суда РФ 13 апреля 2017. Документ разработан в результате иска правозащитников и по результатам рассмотрения дела выявил следующие моменты:

  • часть 2 статьи 40 и часть 10 статьи 42 признаются не соответствующими Конституции РФ;
  • часть 11 статьи 42 ФЗ 20 признана не противоречащей Конституции РФ.

Согласно Постановлению КС РФ противоречащие главному закону страны положения должны быть изменены. До внесения поправок регламентирование вопросов части 2 статьи 40 и части 10 статьи 42 Закона о выборах депутатов осуществляется Постановлением КС РФ.

Порядок выбора депутатов в Госдуму

Анализируя структуру Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, можно выявить следующую процедуру избрания:

  • формирование избирательных участков, комиссий, списков избирателей;
  • выдвижение кандидатов, их регистрация;
  • процедура информирования избирателей, агитация;
  • порядок голосования;
  • подсчет голосов, определение результатов и распределение депутатских мандатов.

Порядок голосования определяется статьей 81 ФЗ 20 и предписывает следующие аспекты:

  • голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени, в отдельных случаях допускается перенести начало на более раннее время;
  • о дне, месте и времени избиратели должны быть уведомлены не позднее, чем за 10 дней до голосования, при его досрочном проведении – за 5 дней;
  • перед началом выборов депутатов проверяются и пломбируются ящики для голосования, выдаются книги с перечнем избирателей;
  • каждый гражданин, предъявивший паспорт, заменяющий его документ или открепительное удостоверение, имеет право на получение двух бюллетеней — для голосования по федеральному и одномандатному округам;
  • получение бюллетеней фиксируется в списке избирателей с указанием паспортных данных;
  • голосование осуществляется гражданином путем внесения любого знака в квадрат, соответствующий выбранному кандидату;
  • не допускается голосовать за других граждан, каждый изъявляет свою волю самостоятельно;
  • в случае невозможности самостоятельно проголосовать, допускается привлечение доверенного лица, личные данные которого указываются в соответствующей графе списка избирателей;
  • если была допущена ошибка, избиратель вправе обратиться за получением нового бюллетеня для выбора депутатов Государственной Думы;
  • заполненный бюллетень опускается в опломбированный ящик для голосования;
  • председатель участковой комиссии следит за соблюдением порядка в помещении;
  • для обеспечения гласности во время проведения голосования и при подсчете голосов в помещении могут находиться уполномоченные лица;
  • при нарушениях процедуры выборов депутатов члены комиссий или иные уполномоченные лица, включая наблюдателей, удаляются из помещения.

Отдельный запрет действует на доставку политическими партиями избирателей к месту голосования.

Скачать ФЗ 20 о выборах в Государственную Думу

Скачать Федеральный закон 20 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» можно здесь. Документ приводится в последней редакции с изменениями, актуальными на июль 2017. Текст будет одинаково полезен как для граждан, знакомящихся со своим избирательным правом, так и для правозащитников, углубленно изучающих законодательные нормы.

Особенности нового закона о выборах депутатов Госдумы и агитация в СМИ

Иерархия источников избирательного права

Грядущая кампания по выборам в Государственную Думу обусловливает повышенный интерес к законодательству о выборах, в особенности к последним изменениям и дополнениям, вносимым в избирательное законодательство. В свете этого особую актуальность приобретает закон, непосредственно регулирующий проведение данной избирательной кампании, а именно — Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1 (далее ФЗ «О выборах депутатов. »).

Названный закон представляет собой результат продолжительного развития избирательного законодательства Российской Федерации. В нем нашли отражение опыт проведения двух федеральных избирательных кампаний (выборов депутатов Государственной Думы в 1995 г. и Президента РФ в 1996 г.), а также выработанные в ходе практического применения норм избирательного законодательства правила, закрепленные в правовых актах Центральной избирательной комиссии.

Помимо этого, в процессе проведения многочисленных региональных и местных выборов нередко выявлялись недостатки действовавшего избирательного законодательства, что в свою очередь стимулировало его совершенствование.

Особое значение имело появление в системе избирательного законодательства такого основополагающего закона, как Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2 (далее ФЗ «Об основных гарантиях. »). Указанный закон имеет высшую юридическую силу не только по отношению к федеральному законодательству о выборах, но и ко всему российскому законодательству в целом. Указанное обстоятельство позволило, не дожидаясь федеральных выборов, «обкатать» положения данного закона в процессе проведения региональных и муниципальных выборов. Практика применения этого закона привела к необходимости модификации ряда его положений, что и было сделано Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 3 . В конечном счете, именно изменения, внесенные в ФЗ «Об основных гарантиях. », и предопределили принятие нового закона «О выборах депутатов. », который призван адаптировать положения новой редакции ФЗ «Об основных гарантиях. » к парламентским выборам.

Регламентация деятельности СМИ во время избирательной кампании является одной из так называемых «проблемных сфер» современного российского избирательного законодательства. Следует отметить, что до недавнего времени роль СМИ в проведении избирательной кампании постоянно недооценивалась, что приводило к практически полному отсутствию в избирательном законодательстве норм, регламентирующих их деятельность.

Однако практика проведения избирательных кампаний показала то огромное и все возрастающее значение, которое приобретают СМИ в ходе избирательного процесса. Они являются, с одной стороны, мощным средством воздействия на формирование воли избирателей, а с другой — необходимым средством информационного обеспечения избирательной кампании. Все это обусловило постепенное расширение круга норм, регламентирующих деятельность СМИ в период выборов, что привело к конкретизации и детализации соответствующих положений избирательного законодательства.

Свобода выбора форм проведения агитации

Фундаментальным принципом избирательного права является свобода выбора формы и методов проведения агитации. При этом предвыборная агитация может проводиться не только через СМИ, но и путем проведения массовых мероприятий, путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других материалов, а также в иных не запрещенных законом формах. Предвыборная агитация через средства массовой информации проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, об избирательном объединении, избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах. При этом на практике для толкования указанных форм предвыборной агитации через СМИ применяются определения, содержащиеся в некоторых инструкциях Центризбиркома (см. таблицу). Несмотря на то, что указанные инструкции фактически утратили силу, содержащиеся в них определения прочно вошли в лексикон юридической доктрины и продолжают применяться на практике.

ФЗ «О выборах депутатов. » в полном соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях. » устанавливает для отдельных категорий физических лиц, а также для отдельных категорий организаций запрет на участие в предвыборной агитации и запрет на участие в освещении избирательной кампании через СМИ.

«Публичные» и «частные» СМИ

В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях. » ФЗ «О выборах депутатов. » делит вещательные организации и печатные СМИ на две группы, которые можно назвать «публичными» (то же, что и «регулируемые СМИ» в статье А. Постникова — Прим. ред.) и «частными». При определении круга «публичных» вещательных организаций и СМИ, на которые возлагаются обязанности по информационному обеспечению избирательной кампании, применяется критерий состава учредителей (в случае если учредителями (соучредителями) этих организаций, периодических печатных изданий либо их редакций являются государственные органы, организации, учреждения) и критерий финансирования (в случае если эти организации, редакции периодических печатных изданий финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов). Наличие хотя бы одного из указанных критериев служит основанием для того, чтобы считаться «публичным» СМИ или «публичной» вещательной организацией.

Закон «О выборах депутатов. » устанавливает особый статус «публичных» муниципальных СМИ и вещательных организаций, то есть таких СМИ и вещательных организаций, учредителями (соучредителями) которых являются органы местного самоуправления, либо если указанные организации, редакции периодических печатных изданий финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов. Указанные СМИ и вещательные организации имеют право на отказ от публикации каких бы то ни было предвыборных агитационных материалов при условии их полного неучастия в агитационной деятельности в какой бы то ни было форме. Аналогичное правило предусмотрено законом для специализированных организаций телерадиовещания и специализированных средств массовой информации (культурно-просветительских, детских, технических, научных и других) при условии полного их неучастия в освещении избирательной кампании в какой бы то ни было форме. Редакции периодических печатных изданий, учрежденных органами законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти, а также органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных материалов и сообщений, нормативных и иных актов, не вправе публиковать предвыборные агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие избирательную кампанию.

Важнейшей функцией «публичных» вещательных организаций и СМИ является предоставление бесплатных (для участников предвыборной агитации) эфирного времени, печатной площади (оплата которых производится за счет текущего бюджетного финансирования соответствующих организаций и СМИ). ФЗ «О выборах депутатов. » устанавливает жесткие требования к объему эфирного времени (печатной площади).

Предвыборная агитация через «публичные» вещательные организации начинается за 30 дней до дня голосования, а через «публичные» печатные СМИ — за 40 дней до дня голосования. И в том, и в другом случае срок, отведенный для осуществления предвыборной агитации, истекает в ноль часов дня, предшествующего дню голосования.

В отличие от агитации через «публичные» вещательные организации и печатные СМИ агитация через «частные» вещательные организации и печатные СМИ может осуществляться уже с момента регистрации кандидата или списка кандидатов (не дожидаясь окончания указанной регистрации) за плату исключительно на основе договора. При этом необходимо соблюдение установленных законом «О выборах депутатов. » требований к договорам о предоставлении эфирного времени и печатной площади за плату: обязательное включение в текст договора ряда предписываемых законом условий, оформление названных в законе документов после выполнения условий договора, соблюдение установленного законом порядка оплаты эфирного времени и печатной площади и т.д. При этом «частные» вещательные организации и печатные СМИ должны опубликовать сведения о тарифах на оплату не позднее, чем на двадцатый день после официального опубликования решения о назначении выборов и представить указанные сведения в соответствующую избирательную комиссию с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь участникам предвыборной агитации. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Несоблюдение указанных требований делает невозможным последующее предоставление эфирного времени, печатной площади для ведения предвыборной агитации.

ФЗ «О выборах депутатов. » допускает, наряду с предоставлением «публичными» вещательными организациями и печатными СМИ участникам предвыборной агитации бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, предоставление указанными организациями и СМИ эфирного времени и печатной площади для осуществления предвыборной агитации на основе договора. Для этого указанные организации и СМИ обязаны резервировать дополнительное эфирное время и дополнительную печатную площадь в объемах, установленных ФЗ «О выборах депутатов. ». В этом случае также применяется правило об обязательном опубликовании размера оплаты эфирного времени или печатной площади. При этом каждый участник предвыборной агитации имеет право лишь на свою долю дополнительного эфирного времени или дополнительной печатной площади, предоставляемых за плату.

Особенности агитации за федеральные списки

ФЗ «О выборах депутатов. » отделяет предвыборную агитацию избирательных объединений (блоков), зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, от предвыборной агитации региональных групп и кандидатов по одномандатным избирательным округам. Предвыборная агитация на федеральном уровне осуществляется через общероссийские вещательные организации и периодические печатные издания, а на региональном уровне — через соответствующие подразделения общероссийских вещательных организаций, а также через региональные вещательные организации и печатные СМИ. Списки названных вещательных организаций и печатных СМИ составляются и публикуются соответствующими избирательными комиссиями по представлению соответствующих федеральных и территориальных органов исполнительной власти, вырабатывающих и осуществляющих государственную политику в области средств массовой информации, не позднее, чем на десятый день после дня официального решения о назначении выборов. Размывание грани между различными уровнями предвыборной агитации не допускается.

Ограничения при проведении агитации

ФЗ «О выборах депутатов. » устанавливает, что 1/3 бесплатного эфирного времени предоставляется участникам предвыборной агитации для проведения коллективных мероприятий. Отказ участника предвыборной агитации от участия в таком мероприятии не влечет увеличения общей продолжительности предоставляемого ему бесплатного эфирного времени.

ФЗ «О выборах депутатов. » устанавливает следующие ограничения:

— запрещается прерывать передачу предвыборных агитационных материалов;

— запрещается перекрывать передачу предвыборных агитационных материалов на каналах общероссийских вещательных организаций;

— в информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным блоком, в начале указанных программ, без комментариев, без оказания предпочтения какому бы то ни было участнику предвыборной агитации; такие информационные блоки не оплачиваются участниками предвыборной агитации;

— публикация предвыборных агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями, а также заголовками и иллюстрациями.

Помимо этого установлены особые требования к проведению опросов общественного мнения. Наряду с запретом опубликования результатов опросов общественного мнения и прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, в течение трех дней до дня голосования и в день голосования, а также с установлением обязательных реквизитов, которые надлежит указывать при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, ФЗ «О выборах депутатов. » впервые установил обязанность организаций, проводящих связанные с выборами опросы общественного мнения в целях опубликования их результатов в СМИ, а также организаций, публикующих результаты таких опросов и прогнозы результатов выборов, направлять копии этих публикаций в соответствующую избирательную комиссию для формирования информационного банка данных, которые должны предоставляться кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, иным лицам, указанным в законе, в том числе и представителям СМИ. Данная норма позволяет, сопоставляя результаты различных социологических опросов и исследований, составить более объективное представление об общественном мнении и одновременно позволяет оценить профессиональные качества исследователей и применяемые ими технологии.

В заключение следует отметить, что новый ФЗ «О выборах депутатов. », значительно ужесточивший требования к предвыборной агитации, осуществляемой в ходе избирательной кампании через СМИ и вещательные организации, с одной стороны, уравнивая возможности кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков на ведение агитации через «публичные» СМИ и вещательные организации, обеспечивает минимальные гарантии обоюдного формирования воли избирателя на основе объективной информации и в то же время, ограничивая «свободу маневра» «частных» СМИ и вещательных организаций, существенно сужает поле для возможных злоупотреблений. Хочется надеяться, что новые правила ведения предвыборной агитации через вещательные организации и СМИ внесут свою лепту в обеспечение честных, подлинно демократических выборов и послужат серьезным препятствием на пути «грязных» избирательных технологий.

Сделать же окончательный вывод об эффективности тех иди иных норм нового Федерального закона можно будет лишь после того, как они будут «проверены на прочность» в ходе идущей избирательный кампании, поскольку лишь практическое применение указанных норм позволит обнаружить все их достоинства и недостатки и на основе этого сделать окончательный вывод об их эффективности.

М. Кудрявцев,
МГУ им. М.В. Ломоносова

Изменения в закон о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Внесены изменения в Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Согласно изменениям теперь упрощена процедура голосования по месту нахождения избирателя, который в день выборов находится вне места своего жительства. Речь идет о временно зарегистрированных лицах и лицах без регистрации.

Так, вместо получения открепительного удостоверения подается заявление о включении в список избирателей по месту нахождения. Срок — не ранее чем за 45 дней до дня голосования и не позднее дня, предшествующего дню голосования.

Заявление можно подать лично, через Единый портал госуслуг или через МФЦ. Если избиратель подаст заявление, но в день голосования придет на избирательный участок по месту своего жительства, в список избирателей его можно будет включить только по решению участковой избирательной комиссии. При этом надо установить тот факт, что он не проголосовал на избирательном участке по месту своего нахождения.

Закреплено право Общественной палаты РФ, общественных палат регионов назначать наблюдателей в избирательные комиссии. Уточнены нормы о применении средств видеонаблюдения в ходе выборов.

Указанные изменения внесены Федеральным законом от 04.06.2018 № 150-ФЗ и вступили в силу с той же даты.

Прокуратура Юрьев-Польского района

Прокурор
Владимирской области

Обращение прокурора к жителям Владимирской области

Уважаемые посетители сайта!
Рад приветствовать Вас на сайте прокуратуры Владимирской области.
Вот уже почти три столетия прокуратура стоит на страже закона, являясь надежным защитником интересов граждан и государства.
Решение поставленных перед нами задач невозможно без участия общественности.
Официальное представительство прокуратуры Владимирской области в сети Интернет дает возможность оперативного получения информации о нашей работе, а также позволяет Вам обращаться со своими заявлениями о нарушениях закона.
Уверен, что наше эффективное взаимодействие послужит укреплению правопорядка и законности.

С уважением,
прокурор Владимирской области,
И.С. Пантюшин

Еще по теме:

  • Подоходный налог по ставке 13 Налоговые ставки НДФЛ Каждый обязан отдавать процент в бюджет при получении разных видов доходов: зарплаты, прибыли от предоставления коммерческих услуг, денежных призов. А один из самых актуальных вопросов – какова ставка НДФЛ в 2018 году с дивидендов. Но – обо всем по […]
  • Образец приказа о продлении контракта в рб Образец приказа о продлении контракта в рб Открытое акционерное общество «Черметобработка» ПРИКАЗ 30.10.2008 № 217-к г.Минск О продлении трудового контракта с Шейко В.И. С Шейко Валентиной Ивановной, начальником отдела кадров, трудовой контракт от 10.11.2005 № 97 на шесть месяцев с […]
  • Приказ фсин 5 Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5 “Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы” По заключению Минюста РФ от 8 февраля 2012 г. N 01/9119-ВЕ […]
  • Приказы минздравсоцразвития по беременности Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря 2007 г. N 736 "Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря […]
  • Постановление пленума высшего арбитражного суда от 16052014 28 Постановления Пленума ВАС РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции В целях единообразного применения арбитражными судами […]
  • Приказ фсин 574 Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 18 августа 2006 г. N 574 "Об утверждении Руководства по технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов уголовно-исполнительной системы" Приказ Федеральной службы исполнения […]
  • Закон об охране труда москва Закон г. Москвы от 22 ноября 2017 г. N 42 “О внесении изменений в Закон города Москвы от 12 марта 2008 года N 11 "Об охране труда в городе Москве" 1. В пункте 3 статьи 2: 1) в подпункте "а" слова "проходящие профессиональное обучение или переобучение" заменить словами "получающие […]
  • Приказ 194 министерства здравоохранения Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. N 194н "Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ […]