Правила написания изложения для огэ

Правила написания изложения для огэ

20.05.2018ВНИМАНИЕ. Одиннадцатиклассники! Вы можете выставить свои работы как по русскому, так и по литературе на проверку в ВИП-раздел сайта. Цена перед экзаменами снижена. Подробнее >>

16,09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

Советы по написанию изложения

Консультация для Алины и всех тех, кто испытывает трудности в написании сжатого изложения

Завтра вы пишете изложение: многому уже не научишь, а вот советы могу дать.

1.Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка.

2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами . Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.

3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.

4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст.

5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.

6. После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.

7.Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения:

Способ замены. Например, у вас в тексте идет предложение: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». Выделенные слова вы заменяете так: «Все жители вышли на охрану родного города».

Способ исключения. В этом случае вы можете исключить лексические повторы, некоторые однородные члены, фрагменты предложения, имеющие менее существенное значение. Например: «Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». Исключив ряд слов, вы можете создать такое предложение: «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».

Способ слияния. Это образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же. Например: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». Из двух предложений делаем одно: «Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

8. Сократив текст, перечитайте его. Если все читается на одном дыхании, если вы нигде не запнулись, значит, создали хорошее изложение. Проверьте, где вы написали с красной строки. Наличие абзацев – важный элемент работы.

9. Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас сомнение. Возьмите орфографический словарь и проверьте правильность написания этих слов.

10. После этого можете переписывать работу в чистовик.

Ни пуха ни пера!

Поделись с другом в социальной сети

Советы эксперта: как сдать ОГЭ по русскому языку

Ко мне на занятия приходят ребята с совершенно разными знаниями по русскому языку. Поэтому обозначить школьный уровень в среднем невозможно. Могу сказать, что ОГЭ — это несложный экзамен для девятиклассников. Вот в ЕГЭ по русскому языку уже все серьезно, там требуется совершенно другой объем знаний и усилий. А что касается ОГЭ, даже если у школьника есть пробелы по каким-то темам, все это можно скорректировать за одно-два занятия в неделю в течение полугода и хорошо написать экзамен.

В 9 классе ребята еще проходят новые темы по русскому языку, программа в школе достаточно насыщенная, и у учителей зачастую просто нет времени на то, чтобы на уроках готовить ребят еще и к формату ОГЭ. Здесь помогают факультативы, занятия после уроков, которые проводятся во многих школах, а также подготовительные курсы и репетиторы. Каждое задание на ОГЭ имеет свою специфику и особенности. Я, например, как преподаватель могу рассказать своим ученикам по каждому заданию небольшие «секретики», которые помогут им справиться с вопросом и быстрее найти правильный ответ.

На моей практике был случай с девочкой, которая в 9 классе прекрасно знала предмет и могла вообще оканчивать школу по этому предмету экстерном. Она без ошибок писала в ОГЭ и сочинение, и изложение, а вот тесты сделать категорически не могла, несмотря на прекрасный уровень знания теории. Если ребенок готовится к экзамену, он знает, что ждет его в каждом вопросе. Чтобы сдать ОГЭ хорошо, нужно знать формат экзамена.

В этом утверждении есть доля истины, поскольку все мы используем русский язык и в устной, и в письменной речи каждый день. Конечно, на какие-то вопросы можно ответить интуитивно. Также могу сказать, что в последние годы ОГЭ сильно упростили. Если посмотреть варианты 2013, 2014 года, там тесты гораздо сложнее. Сейчас все намного проще. При определенной подготовке можно набрать и максимальный результат.

Первое — это изложение. Ко мне приходит много ребят, которые в школе изложение не пишут вообще. Тут, конечно, все зависит от конкретного школьного учителя — прорабатывает он с детьми такой тип заданий или нет. К тому же существует несколько типов изложения. В ОГЭ требуется написать сжатое изложение, которое само по себе очень непростое.

Второе сложное задание — это сочинение, которое также в школах пишут очень мало. И изложение, и сочинение вызывают затруднения у всех девятиклассников, к ним надо отдельно готовиться. Также непростым могу назвать вопрос № 9 в тестовой части. Это задание на обособленные члены предложения: приложение, причастный и деепричастный обороты.

Самые простые — это задания в тестовой части, где требуется ответить на вопросы, относящиеся к содержанию текста. Раньше вопросы по тексту были сложнее, а сейчас задачу для девятиклассников упростили, и на предлагаемые вопросы большинство из них могут ответить не задумываясь. Также совсем несложные — это задание № 4, связанное с приставками, и задание № 7, связанное со словосочетаниями. С этими заданиями проблем у школьников, как правило, не возникает.

Работа делится на три части. Первая часть — это изложение, вторая — 13 тестовых заданий на языковой анализ предложенного текста и третья часть — это сочинение. В тестах задания охватывают самые разные темы, начиная от лексических средств и заканчивая орфографией, но большинство вопросов — на синтаксис и пунктуацию. Этим разделам русского языка посвящены семь заданий (№№ 8-14) из 13.

Максимально за экзамен можно получить 39 баллов. При этом тройка ставится за результат от 15 баллов, четверка — от 25 баллов, пятерка — от 34 баллов. В тестовой части все просто: решил задание — получил один балл, не решил — получил ноль баллов. Сочинение и изложение оцениваются по нескольким критериям. За изложение можно максимально получить семь баллов. Такая оценка выставляется, если школьнику удалось раскрыть все микротемы, переданные в тексте, он использовал способы сжатия текста и правильно выстроил композицию. Максимальный результат за сочинение — девять баллов.

Что касается грамотности, то она оценивается по пяти критериям отдельно. Если в сочинении и изложении ученик не совершил ни одной грамматической ошибки, ему начисляются дополнительные 10 баллов. Немаловажен и тот факт, что оценка за грамотность качественно влияет на окончательную оценку за ОГЭ. Школьник может получить четверку за всю работу только в том случае, если помимо общей суммы в 25 баллов за первые четыре критерия по грамотности он набирает не менее четырех баллов. Для пятерки же необходимо набрать не менее шести баллов за грамотность при общей сумме от 34 баллов. И вот здесь кроется такой непростой момент в подготовке к экзамену. Школьника можно научить правильно строить композицию в сочинении, подбирать аргументы, сжимать текст в изложении, но если он абсолютно безграмотен и жил так все девять классов, невозможно привить ему абсолютную грамотность за полгода-год занятий. Можно что-то подправить, но искоренить полностью сложно.

Чтобы научиться кататься на велосипеде, нужно сесть на него и начать кататься! Так и с любым делом. Главный принцип подготовки к выпускным экзаменам — это многократная тренировка различных типов заданий. Например, мы с моими учениками каждый урок пишем изложение, несмотря на то что это им, конечно, надоедает. Во время подготовки очень важно слушать именно диктора в записи. Если текст диктует учитель, ученик может привыкнуть к его голосу и интонации и на экзамене растеряться, когда включат запись с незнакомым голосом. Сначала ребята у меня на занятиях слушают текст по шесть раз, потом постепенно мы доходим до двух раз. Когда мы только начинаем подготовку, многим требуется около часа, чтобы записать изложение, но к концу года это занимает не более 15 минут, Тут очень важна практика. Все то же самое относится и к сочинению. А что касается теории, она не такая и сложная. Нужно как следует ее подучить и «нарешивать» варианты заданий из тестовой части.

Как написать изложение по русскому языку ОГЭ 2018

Самое первое задание, которое встречает вас на ОГЭ – это написание сжатого изложения. Первостепенная задача такой работы – сохранить и без искажения передать основную информацию текста.

Объем написанной работы должен быть не менее 70 слов. Причем, как утверждают эксперты, не всегда засчитываются служебные части речи, поэтому желательно, чтобы объем изложения был несколько больше, приблизительно 90-100 слов.

Как не потерять баллы на ЕГЭ и ОГЭ?

Выберите удобный способ получения PDF документа

Приемы сжатия текста в изложении ОГЭ 9 класс

Исходный текст, по которому вам предстоит работать, будет содержать около 170-200 слов. А значит, прежде всего, нужно научиться правильно сокращать текст, сохраняя смысл и главные идеи прослушанного текста. Не стоит бояться данного вида задания. На самом деле, необходимо знать несколько приемов сжатия текста, которые не только помогут вам выполнить задание, но и будут непосредственно оцениваться проверяющими.

  1. Исключение: один из излюбленных и самых простых приемов работы с текстом. Здесь требуется при прослушивании текста исключать второстепенную информацию. Мы исключаем длинные ряды перечисления признаков и действий (день был невероятно радостный, солнечный, весенний),причастные обороты (капелька росы, переливающаяся на солнце всеми цветами радуги), деепричастные обороты (бежал быстро, не ощущая ни боли, ни усталости). Одним словом, мы убираем все то, что выделяется запятыми и не несет особо важной информации. Также обращаем внимание на сложноподчиненные предложения, в которых одна часть зависит от другой: Все на Земле связано одной колыбелью,которую мы называем природой. В большинстве случаев придаточную (зависимую) часть можно исключить. В данном примере можно исключить или нет? Если можно, то как?
  2. Обобщение: это прием, с помощью которого объединяются однородные понятия. То есть, однородные члены предложения заменяются общим словом, а несколько простых предложений, несущих второстепенную информацию, заменяют одним, общим. Например: Зазвенели ручьи. Началась капель. Растаял снег.
    В этом случае намного проще написать: Пришла весна.
  3. Упрощение: цель этого приема — упростить предложение, то есть преобразовать в более простое. Здесь будет уместно как и объединить несколько простых предложений в одно, так и заменить сложные предложения одним простым. Кроме того, мы избавляемся от прямой речи, заменяя ее косвенной.

Какой именно прием сжатия текста вам необходимо использовать в том или ином случае, зависит от прослушанного текста, от его особенностей. Главное помнить, что основная цель при выполнении этого задания – выделить и сохранить ключевую информацию.

Правила написания сжатого изложения ОГЭ

Итак, текст зачитывается вам 2 раза. Причем между первым и вторым прочтением будет дано 3-4 минуты на осмысление текста. При первом прочтении нужно внимательно прослушать весь текст, понять его основное содержание, по возможности записать все необходимые опорные слова и предложения. Но не стремитесь написать весь текст! На это вы потратите много времени, причем такая работа бесполезна.

Помните, ваше задание — написание сжатого изложения. Поэтому при первом прочтении ваша задача – сконцентрироваться, выделить основную проблему, проследить за развитием сюжета. Оставляйте в черновике место для того, чтобы при втором прочтении дописать необходимую для вас информацию. При втором прочтении вы уже проверяете написанный текст, дополняете его словами, которые не успели записать при первом прочтении.

В процессе прослушивании текста перед вами стоит не менее важная задача – разбить текст на микротемы, то есть правильно поделить его на абзацы. Микротема в изложении ОГЭ – часть общей темы текста, одна из опорных идей. Таким образом, к каждому абзацу можно задать вопрос, ответ на который как раз дается в этом абзаце.

Чтобы не сделать ошибку при делении текста на абзацы, рекомендуем составить план. Как правило, исходный текст делится на 3 абзаца. Таким образом, ваш план изложения ОГЭ должен состоять из трех пунктов-абзацев, в которых последовательно раскрывается тема текста. Именно при втором прочтении обратите особое внимание на микротемы.

После прослушивания текста продолжайте работу с черновиком: вам нужно сформулировать целиком все нужные предложения, применяя при этом способы сжатия текста. При работе с черновиком уделите внимание тому, чтобы тщательно проверить и отредактировать написанное. Обратите внимание на точность передачи сюжета, на связь не только между предложениями, но и между микротемами текста. Еще раз просмотрите, каким приемами сжатия текста вы воспользовались и какие можно применить еще раз. Также уделите особое внимание проверке орфографии и пунктуации в тексте.

По завершении проверки черновика приступайте к оформлению чистового варианта.

Критерии оценивания изложения ОГЭ 2018

Существует 3 критерия оценки сжатого изложения. Здесь оценивается смысловая цельность работы, содержание изложения и навыки сжатия исходного текста. Максимальное количество баллов, которые можно набрать – 7.

Похожие публикации:

Как не потерять баллы на ЕГЭ или ОГЭ?

Выбирите удобный способ для получения PDF инструкции

© 2017 Учебный центр “Годограф”
Новости ЕГЭ и ОГЭ

Адреса центров в Москве:

Как не потерять баллы на ЕГЭ и ОГЭ?

Выберите удобный способ получения PDF документа

Подпишитесь на рассылку

Мы будет отправлять вам письма, если это действительно важно.

Записаться на пробный урок

Политика конфиденциальности

Настоящая Политика конфиденциальности определяет, каким образом Центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Годограф собирает, использует, хранит и раскрывает информацию, полученную от пользователей на веб-сайте godege.ru («Сайт»). Данная политика конфиденциальности относится и к Сайту, всем поддоменам Сайта и всем продуктам и услугам, предлагаемым Центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Годограф .

Эта страница содержит сведения о том, какую информацию мы или третьи лица могут получать, когда Вы пользуетесь нашим Сайтом. Мы надеемся, что эти сведения помогут Вам принимать осознанные решения в отношении предоставляемой нам информации о себе.

Настоящая Политика конфиденциальности распространяется непосредственно на этот Сайт и на информацию, получаемую с его помощью. Она не распространяется ни на какие другие сайты и не применима к веб-сайтам третьих лиц, которые могут содержать упоминание о нашем Сайте и с которых могут делаться ссылки на Сайт, а так же ссылки с этого Сайта на другие сайты сети Интернет.

Получаемая информация

Когда Вы посещаете Сайт, мы определяем IP адрес, имя домена с которого Вы к нам пришли (например, «yandex.ru») и страну регистрации данного ip , а так же фиксируем все переходы посетителей с одной страницы Сайта на другую.

Сведения, которые мы получаем на Сайте, могут быть использованы для того, чтобы облегчить пользование Сайтом. Сайт собирает только общую информацию, которую Ваш браузер предоставляет добровольно при посещении Сайта.

Сайт применяет стандартную технологию «cookies» («куки») для настройки стилей отображения Сайта под параметры экрана монитора. «Куки» представляет собой данные с веб-сайта, который сохраняет на жестком диске Вашего же компьютера. В «cookies» содержится информация, которая может быть необходимой для настройки Сайта, — для сохранения Ваших установок вариантов просмотра и сбора статистической информации по Сайту, т.е. какие страницы Вы посетили, что было загружено, имя домена интернет-провайдера и страна посетителя, а также адреса сторонних веб-сайтов, с которых совершен переход на Сайт и далее.

Также данную технологию использует установленные на Сайте счетчики компании Yandex/Rambler/Google и т.п.

Технология «Cookies» не содержит никаких личных сведений относительно Вас. Чтобы просматривать материал без «cookies», Вы можете настроить свой браузер таким образом, чтобы она не принимала «cookies», либо уведомляла Вас об их посылке (настройки браузеров различны, поэтому советуем Вам получить справку в разделе «Помощь» и выяснить как изменить установки браузера по «cookies»).

Кроме того, Сайт использует стандартные возможности (журналы) веб-сервера для подсчета количества посетителей и оценки технических возможностей хост-сервера, рейтинги и счетчики посещаемости от сторонних организаций (yandex.ru, top100.rambler.ru, top.mail.ru и др.). Мы используем эту информацию для того, чтобы определить сколько человек посещает Сайт и расположить страницы наиболее удобным для пользователей способом, обеспечить соответствие Сайта с используемыми Вами браузерам, и сделать содержание Сайта максимально полезным для посетителей. Мы записываем сведения по перемещениям на Сайте, но не об отдельных посетителях Сайта, так что никакая конкретная информация относительно Вас лично не будет сохраняться или использоваться Администрацией Сайта без Вашего согласия.

Также мы можем собирать личную идентификационную информацию от пользователей, когда пользователь посещает наш Сайт, регистрируется на Сайте, оформляет заказ, заполняет формы и в связи с другой активностью на Сайте. Пользователя могут попросить при необходимости указывать имя, электронный адрес, номер телефона, данные кредитной карты. Пользователи могут, однако, посещать наш Сайт анонимно. Мы собираем личную идентификационную информацию пользователей, только если они добровольно предоставляют нам такую информацию. Пользователи всегда могут отказаться в предоставлении личной идентификационной информации, за исключением случаев, когда это может помешать пользоваться отдельными функциями Сайта.

Как мы используем собранную информацию

Центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Годограф может собирать и использовать личную информацию пользователей для следующих целей:
— Для улучшения обслуживания клиентов. Предоставляемая вами информация помогает нам реагировать на запросы клиентов более эффективно;
— Чтобы персонализировать пользовательский опыт. Мы можем использовать информацию для определения кто из посетителей Сайта наиболее заинтересован в услугах и ресурсах предоставляемых на нашем Сайте;
— Для улучшения нашего Сайта. Мы можем использовать обратную связь, которую Вы предоставляете, чтобы улучшить наши продукты и услуги;
— Для обработки платежей. Мы можем использовать информацию о пользователях при оформлении заказа для оформления платежей и только для этого. Мы не делимся этой информацией с третьими лицами, за исключением тех случаев, когда необходимо для предоставления услуг;
— Чтобы отправлять пользователям информацию, которую они согласились получать на темы, которые, как мы думаем, будут представлять для них интерес;
— Чтобы отправить периодические сообщения электронной почты, которые могут включать новости компании, обновления, информацию о продуктах и услугах и т.д. Если пользователь хотел бы отказаться от получения последующих писем, мы включаем подробное описание инструкции по тому, как отписаться в нижней части каждой электронной почты или пользователь может связаться с нами через наш Сайт.

Как мы защищаем вашу информацию

Мы принимаем соответствующие меры безопасности по сбору, хранению и обработке собранных данных для защиты их от несанкционированного доступа, изменения, раскрытия или уничтожения Вашей личной информации (имя пользователя, пароль, информация транзакции и данные, хранящиеся на нашем Сайте).

Общий доступ к личной информации

Мы не продаем, не обмениваем или не даем в аренду личную информацию пользователей. Мы можем предоставлять общие агрегированные демографические данные, не связанные с личной информацией, нашими партнерами и рекламодателями для целей, описанных выше. Мы можем использовать сторонних поставщиков услуг, чтобы помочь нам управлять нашим бизнесом и Сайтом или управлять деятельностью от нашего имени, например, проведение рассылки или статистические и иные исследования. Мы можем делиться этой информацией с этими третьими лицами для ограниченных целей при условии, что Вы дали нам соответствующие разрешения.

Изменения в политике конфиденциальности

Центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Годограф имеет право по своему усмотрению обновлять данную политику конфиденциальности в любое время. В этом случае мы опубликуем уведомление на главной странице нашего Сайта и сообщим Вам об этом по электронной почте. Мы рекомендуем пользователям регулярно проверять эту страницу для того, чтобы быть в курсе любых изменений о том, как мы защищаем личную информацию, которую мы собираем. Используя Сайт, Вы соглашаетесь с принятием на себя ответственности за периодическое ознакомление с Политикой конфиденциальности и изменениями в ней.

Ваше согласие с этими условиями

Используя этот Сайт, Вы выражаете свое согласие с этой политикой. Если Вы не согласны с этой политикой, пожалуйста, не используйте наш Сайт. Ваше дальнейшее использование Сайта после внесения изменений в настоящую политику будет рассматриваться как Ваше согласие с этими изменениями.

Отказ от ответственности

Помните, политика конфиденциальности при посещении сторонних Сайтов третьих лиц, не подпадает под действия данного документа. Администрация Сайта не несет ответственности за действия других веб-сайтов.

Как с нами связаться

Если у Вас есть какие-либо вопросы по политике конфиденциальности, использованию Сайта, или иным вопросам, связанным с Сайтом, пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу: Центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Годограф

godege.ru переулок Васнецова 9 строение 2, 5 этаж г. Москва
+7 (495) 970-99-66
[email protected]

Узнайте как поступить в ТОР 20 вузов Москвы, затратив в два раза меньшевремени и сил. Мы подготовили для вас перечень олимпиад, которые приравниваются к 100 баллам ЕГЭ! Оставьте номер вашего телефона и в течении 10 секунд вам придет материал

проект уц «годограф» и gataclass

гарантированнная подготовка к егэ по математике на 80+ баллов за 70 часов

Правила написания изложения для огэ

Сегодня мы попытаемся помочь девятиклассникам понять, как написать краткое изложение и как получить за это задание максимальный балл.

Требования к написанию сжатого изложения

Для начала нужно узнать, по каким критериям оценивают задание 1 эксперты. Вот основные требования, предъявляемые к сжатому изложению:

Экзаменуемые должны передать основное содержание текста и отразить важные для его понимания микротемы. За этот блок можно получить от 0 до 2 баллов.

Экзаменуемые должны использовать приемы сжатия на протяжении всего изложения. (от 0 до 3 баллов)

  1. 3.Смысловая цельность, последовательность изложения

Экзаменуемые должны соблюдать последовательность изложения, избегать логических ошибок. (от 0 до 2 баллов)

Максимальный балл за задание 1 – 7 баллов.

— На экзамене будет звучать аудиозапись с текстом для изложения. Аудиозапись длится 2-3 минуты и повторяется два раза . После первого прослушивания экзаменуемым дается время на осмысление и обработку текста .

— Требуемый объём сжатого изложения – 70 слов, работа объемом меньше 70 слов НЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ, и баллы за неё не начисляются. Но не стоит писать и слишком длинные изложения, самый оптимальный объём – 80-90 слов .

— Изложение необходимо разделить на части, текст разбивайте на 3 абзаца .

— Пишите изложение по возможности чётким, разборчивым почерком и при делении текста на абзацы соблюдайте достаточное расстояние для отступа строки , чтобы экзаменаторы точно видели, как вы делите текст.

— Старайтесь не употреблять в работе слова и выражения, в смысле и написании которых вы не уверены. На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарем , но делать это лучше после того, как вы полностью напишите «черновой» варианта изложения.

Основные этапы работы над изложением

На экзамене у вас обязательно должен быть черновик и хорошо пишущая ручка (а лучше две).

Приготовьтесь внимательно слушать текст и записывать хотя-бы по два-три опорных слова из каждого предложения. Не стремитесь записать весь текст подряд! Сокращайте слова, оставляйте между ними большие расстояния, чтобы дописать предложения во время перерыва и второго прослушивания текста.

Во время перерыва прочитайте свои записи, где возможно, допишите сокращенные слова. Попытайтесь понять, о чём текст, и что хотел сказать автор.

Во время повторного воспроизведения аудиозаписи вписывайте в пропуски то, что не написали при первом прослушивании текста. Еще раз осмыслите тему текста .

— Понять тему (о чем говорится?)

— Уловить основную мысль (к чему призывает автор, как он хочет повлиять на читателя)

На основе своих записей восстановите текст, соедините всё в одной работе. Текст должен читаться легко , быть логичным , связным , тема и цель полученного изложения должны соответствовать теме и цели исходного текста. Чтобы проверить это, задайте себе вопрос: «Говорится ли в моём тексте о том же, о чем говорил автор? Побуждает ли он к тому, к чему побуждает исходный текст?»

В своей работе выделите 3 абзаца . Каждый абзац – это микротема. Получилось ли у вас три микротемы ? Если да, идём дальше.

Сокращаем каждый абзац до двух-трёх предложений, оставляя только САМОЕ ГЛАВНОЕ.

Чтобы получить за работу высокий балл, в каждом абзаце обязательно используйте приёмы сжатия. Существует несколько способов сокращения текста:

1. Способ обобщения

Она достала из пакета морковь, картофель, рыбу, молоко и только потом ответила на мой вопрос. → Она достала из пакета продукты и только потом ответила на мой вопрос.

2. Способ исключения

Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля. → Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию.

3. Способ замены

Дать согласие – согласиться; для того чтобы поступить – для поступления; привести доказательство – доказать.

При сжатии текста избавляйтесь от оборотов, вводных слов и вводных конструкций, уточняющих членов предложения.

От риторических вопросов тоже лучше избавляться, или же переводить их в повествовательное предложение . Пример: Возможно ли забыть об этом великом подвиге? → Невозможно забыть об этом великом подвиге.

Сократив свое изложение, перечитайте его ещё раз.

Задайте себе несколько вопросов:

— Получилось ли передать основную тему текста?

— Не противоречит ли полученный текст оригиналу?

— Удалось ли отразить в работе все три микротемы?

— Логичен ли текст, связаны ли все три абзаца по смыслу?

— Нет ли в изложении несжатых мест (вводных слов, деепричастных и причастных оборотов и т.д.)?

Убедившись, что ваш текст соответствует требованиям, проверьте его на наличие ошибок . Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас сомнение и проверьте их в орфографическом словаре . Будьте внимательны при расстановке знаков препинания .

Перепишите изложение в чистовик.

Старайтесь грамотно распределять время. Заданию 1 рекомендуется уделить не более 40-60 минут.

И главное: секрет успешной сдачи любого экзамена состоит в подготовке. Регулярно тренируйтесь на типовых заданиях, и вы сможете выработать необходимые навыки и умения.

Сжатое изложение на ОГЭ по русскому языку

Рекомендациями по написанию сжатого изложения на ОГЭ по русскому языку мы попросили поделиться учителя русского языка и литературы Наталию Владимировну Нестерову.

Первая часть работы на ОГЭ по русскому языку – сжатое изложение текста, который дважды прослушивается в аудиозаписи. Вам придётся не только «включить» память, но и продемонстрировать умение перерабатывать полученную информацию, выделяя в ней самое главное, существенное.

Что такое сжатое изложение?

Сжатое изложение — текст в сокращении, без мелких подробностей и второстепенной информации. Это что-то вроде грамотно составленного конспекта (очень хорошо, кстати, если правильно писать конспекты вас научили на уроках литературы, истории или географии).

Сжатым считается текст, сокращённый на 1/3. Однако на ОГЭ требования несколько другие. В демоверсии ОГЭ 2015 года в тексте для прослушивания 152 слова, а требуемый объём изложения — от 70 слов (это чуть больше, чем треть исходного текста).

Оптимальное количество слов в изложении ОГЭ — 70-90 (служебные слова и междометия также входят в подсчёт). Многие учителя-эксперты полагают, что изложение большего объёма уже не является сжатым и нещадно снижают баллы за работы, где слов слишком много. Так что не рискуйте — пишите от 70 до 90 слов, не больше и не меньше.

Как писать сжатое изложение в формате ОГЭ?

Писать изложение нужно в соответствии с утверждёнными критериями, поскольку именно по ним эксперты оценивают работу. Критерии оценивания сжатого изложения можно найти в демоверсии на сайте ФИПИ, а о том, как и кто проверяет экзаменационные работы, почитайте здесь.

Разберёмся с каждым критерием в отдельности.

Критерий 1. Содержание.

От вас требуется изложить главное содержание прослушанного текста. Постарайтесь ничего не упустить, добавлять что-то «от себя» тоже не стоит. Эксперт смотрит, удалось ли вам отразить основные микротемы текста — и выставляет соответствующий балл.

Что такое микротема?

Предложения текста объединяются одной общей темой (напомним, тема — это то, о чём говорится в тексте). Большая тема, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем — микротем. Не случайно и текст по смыслу обычно делится на несколько частей — абзацев. Можно сказать, что микротема — это главная мысль абзаца . (Не путайте термины «абзац» и «микротема» — это разные понятия, и абзацному членению посвящён другой критерий оценивания изложения).

Логика эксперта такова: если вы отразили в работе все важные микротемы текста, то содержание текста передано верно, а значит по первому критерию можно поставить высший балл.

Нужен конкретный пример? В одной из статей на нашем сайте такой пример есть — перейдя по ссылке, вы сможете узнать, как выделять микротемы в тексте .

Чтобы выделить в тексте главную информацию, нужно правильно его понять. Постарайтесь понять, о чём говорится в тексте уже при первом прослушивании.

Критерий 2. Сжатие текста.

При проверке изложения эксперты подсчитывают количество слов (слов должно быть, как мы уже сказали, не меньше 70). Однако главное, на что обращается внимание при оценивании работы по второму критерию, — использование приёмов сжатия.

Что такое приёмы сжатия текста?

При сжатии текста потребуется переработка содержащейся в нём информации. Эта информация «фильтруется» — вы оставляете главное и отсекаете второстепенное.

Текст сокращается по правилам. Одно из них – использование определённых действий, которые называются приёмами сжатия (их также называют языковыми приёмами компрессии текста). Если вы владеете этими приёмами, вам будет нетрудно изложить содержание текста в лаконичной и понятной форме.

Но помните: как бы вы ни «сжимали» прослушанный текст, постарайтесь не «потерять» главную информацию, которая в нём содержится.

Основные приёмы сжатия текста:

1. Исключение.

Этот приём связан с исключением, «вычёркиванием» второстепенной информации, и некоторые школьники считают его самым лёгким. Действительно, разве сложно зачеркнуть в тексте какие-то слова или даже предложения?

Однако не всё так просто. Ни в коем случае нельзя исключать главную информацию – рискуете потерять баллы. Отсекается только второстепенная информация!

Что же можно исключить из текста при его сжатом изложении?

Исключаем повторы. Пример: Нужно воспитывать в детях совестливость, нужно воспитывать в детях способность к состраданию.Нужно воспитывать в детях совестливость, способность к состраданию.

Можно исключить синонимы (один или несколько). Пример: Глаза мальчика засияли, засверкали, заискрились. – Глаза мальчика засияли.

Исключаем уточнения, пояснения: Сестра жила неподалёку, на соседней улице. – Сестра жила неподалёку.

Возможно исключение частей предложения или даже нескольких предложений, заключающих несущественную информацию. Здесь важно не перепутать второстепенную информацию с главной, существенной для раскрытия темы.

2. Обобщение.

Заменяем однородные члены обобщающим словом или словосочетанием. Пример: Мы нарвали ромашек, колокольчиков, васильков. – Мы нарвали цветов (разных цветов).

Обобщаем информацию, заменяя фрагмент текста синонимичным (близким по смыслу) выражением. Пример: Человек учится правильному поведению с того самого возраста, когда делаются первые шаги, закладываются первые привычки, произносятся первые слова. – Человек учится правильному поведению с раннего детства.

3. Упрощение.

Этот приём сжатия заключается в структурном упрощении фрагмента текста. Для этого можно объединить несколько предложений в одно. Пример: Годы идут. Писатель всё дальше уходит в историю, не стареют лишь его произведения. – Годы идут, но книги писателя не стареют (в этом примере наряду с упрощением используется и исключение).

Возможна замена сложноподчинённого предложения простым : Авиамодели, которые имеют электродвигатели, участвуют в спортивных состязаниях. – Авиамодели, снабжённые электродвигателями, участвуют в спортивных состязаниях.

Прямую речь в сжатом изложении лучше заменить косвенной . Это ещё одна разновидность упрощения. Пример: Водитель сказал: «Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут». – Водитель сказал, что довезёт нас до вокзала за пятнадцать минут.

Еще по теме:

  • Программы обучения при работе на высоте по новым правилам Безопасные методы выполнения работы на высоте Срок обучения: от 20 до 72 часов Стоимость: от 2 200 руб за специалиста Очный и заочный формат обучения НОЧУ «ОДПО «ПРОФЦЕНТР» осуществляет обучение работам на высоте по новым правилам в Москве. Согласно новым правилам вступившим в силу 6 […]
  • Виза рф для гражданина эстонии Виза рф для гражданина эстонии последнее обновление 08.12.2017 Оформление визы в Российскую Федерацию Для граждан Эстонии Виза обязательно оформляется до путешествия. Исключением являются туристы круизных лайнеров, которые проводят на территории России не более 72 часов. Необходимые […]
  • Приказы о профилактике алкоголизма Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 сентября 2015 г. N 683н "Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях" Приказ Министерства здравоохранения […]
  • Отвод адвокату потерпевшего АДВОКАТСКИЕ ТАЙНЫ Адвокатские тайны ౹ Алексей Колегов ౹ Адвокат Колегов Отвод адвоката в уголовном процессе Действующий закон связывает необходимость отстранения адвоката от участия в деле только с теми обстоятельствами, которые указаны в ст. 72 УПК РФ. Исключительность перечня, […]
  • Приказ по дистанционному обучению Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ” (не вступил в […]
  • Закон о зачете времени в сизо Сенаторы одобрили закон о пересчете сроков наказания с учетом содержания в СИЗО Москва. 27 июня. INTERFAX.RU - Совет Федерации на заседании в среду одобрил закон, устанавливающий порядок зачета времени содержания лица под стражей до вынесения приговора и срока отбывания наказания в виде […]
  • Приказ от 05052008 216 н Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 апреля 2015 г. № 216н “Об утверждении перечня медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной […]
  • Имеет право на ношение и хранение § 2. Право на хранение и ношение огнестрельного оружия § 2. Право на хранение и ношение огнестрельного оружия Право на хранение, ношение, применение и использование огнестрельного оружия закреплено за сотрудниками государственных военизированных организаций, а также должностными лицами […]