Органы управления частной собственностью

Содержание страницы:

§ 1. Государственное регулирование и контроль за использованием частной собственности

Юридически проблема государственного регулирования частной собственности должна быть отделена от правового регулирования деятельности коммерческих и некоммерческих организаций как субъектов экономического оборота.

Качественно различные экономические отношения, возникающие при производительном использовании собственности гражданина своим трудом (или членов семьи) и трудом наемных работников чужой частной собственностью, принципиально отличаются от отношений на частных предприятиях, коллективной формы собственности (в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, производственных кооперативах) lt;*gt;.
———————————
lt;*gt; См.: Ахмедуев А. Противоречия в законах о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности // Вопросы экономики. 1993. N 1. С. 136.

В условиях менеджеральной революции субъекты права собственности как бы отдаляются на второй план, а их функции в корпорациях публично осуществляет управляющая группа, исполнительный орган. Неслучайно во многих публикациях акционер не рассматривается как действительный собственник определенной, пусть достаточно условной части результата в данный момент текущей деятельности акционерного или иного общества. Нередко защита интересов собственников рассматривается с точки зрения ограничения имущественной ответственности по обязательствам самого юридического лица lt;*gt;. Форма хозяйственного общества как юридического лица не защищает акционеров от утраты или уменьшения имущества общества. Цели этой организационно-правовой формы — максимальный результат от вложенных вкладов в общество в виде получения высоких дивидендов (процентов). С давних времен существует необходимость проверки правомерности действий менеджеров общества. В связи с этим можно отметить эффективность независимых аудиторских проверок.
———————————
lt;*gt; См.: Могилевский С.Д., Самойлов И.А. Корпорации в России. Правовой статус и основы деятельности. М., 2006. С. 368 — 423.

Сама по себе предпринимательская деятельность хозяйственных обществ, и в первую очередь акционерных, нередко противопоставляется интересам собственников-акционеров и управляющих-менеджеров, поскольку акционеры не имеют непосредственно постоянного контакта с хозяйственными результатами деятельности общества, не владеют оперативной информацией. Собрания акционеров лишь фиксируют годовые отчеты о деятельности и счета прибылей и убытков, предложенные советом директоров. Проконтролировать работу управляющих в средних, а тем более крупных обществах самим акционерам не под силу, привлечение аудиторских организаций не всегда возможно.
Подобному подходу благоприятствует законодательная норма ст. 48 ГК РФ о том, что участники имеют к юридическим лицам лишь обязательственные права.
Согласно п. 5 ст. 71 Закона об АО акционер (акционеры), владеющий в совокупности не менее чем 1% размещенных обыкновенных акций общества, вправе обратиться в суд с иском к члену совета директоров, единоличному исполнительному органу, члену коллегиального исполнительного органа общества, а равно к управляющей организации или управляющему о возмещении убытков в случае, если обществу причинены убытки их виновными действиями (бездействием). Однако, как показало обсуждение этой проблемы на научно-консультативном совете при Высшем Арбитражном Суде РФ, процессуальных оснований для привлечения к ответственности органов управления общества за причиненные ему убытки нет. Если считать, что акционер выступает по такому иску от своего имени, но преимущественно в чужих интересах, т.е. других акционеров, то сложно найти процессуальные основания для привлечения упомянутых органов к ответственности помимо его желания. Если же считать, что в этом случае акционер выступает от чужого имени, то приходится отступать от общих принципов, на которых основан институт представительства, в том, что касается распределений судебных расходов по делу. Таким образом, мы встречаемся с нормой закона — правильной по существу, но не исполнимой в действительности из-за отсутствия процессуального механизма ее реализации.
В Программе на среднесрочную перспективу ответственность выдвинута в качестве приоритетного направления совершенствования корпоративного управления: «Введение механизмов привлечения к гражданско-правовой ответственности членов совета директоров, органов контроля и иных должностных лиц акционерных обществ за причинение ущерба акционерному обществу или акционерам» lt;*gt;. Нами в целом был уже высказан подход, позволяющий разрешить данную проблему, — следует акционера, группу акционеров признавать обладателями корпоративного права собственника на свою долю в имуществе. Подробнее об этом в заключительном параграфе настоящей главы.
———————————
lt;*gt; СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 589. С. 2092.

Управление частной собственностью коммерческих и некоммерческих организаций осуществляется самими собственниками или органами управления выбранными участниками (членами) организаций. Нельзя не отметить, что в хозяйственных обществах (пусть не всегда четко) проводится грань между органами юридического лица (ст. 53 ГК РФ) и органами управления хозяйственными обществами, производственными кооперативами, некоторыми некоммерческими организациями. Высшим органом управления в обществе с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников (п. 1 ст. 91 ГК РФ), в акционерном обществе — общее собрание его акционеров (п. 1 ст. 103 ГК РФ), в производственном кооперативе — общее собрание его членов (п. 1 ст. 110 ГК РФ). В Законе о некоммерческих организациях также указывается коллегиальный высший орган для автономной некоммерческой организации и общее собрание для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). При этом во всех случаях говорится о компетенции, а не правоспособности органов управления, в таком же значении, в каком и о компетенции органов государственной власти и местного самоуправления при приобретении и осуществлении имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей (ст. 125 ГК РФ).
В тех же случаях, когда высших органов управления в организациях, например в фонде, нет, или их учреждение носит чисто формальный характер (например, в обществе с ограниченной ответственностью, состоящем из одного лица), его функции выполняет само юридическое лицо. Также отсутствует демократический характер управления частной собственностью в малочисленных организациях, поскольку расходование получаемой прибыли в коммерческих организациях может осуществляться только при наличии органов, которые выражают волю юридического лица более полно. Создание небольших организаций, учитывая отсутствие ответственности за раскрытие информации об аффилированности лиц, нередко ведет к совершению сделок с заинтересованностью.
В данном параграфе нами рассматриваются формы государственного регулирования и контроля за использованием частной собственности в соответствии с ее социальным назначением, хотя отграничить это от всеобщих форм контроля за предпринимательской деятельностью юридических лиц практически невозможно. Лозунг, который был провозглашен в конце существования советской экономики, о переходе от управления предприятиями к управлению их имуществом забыт. На самом деле у нас в экономике реализуется в хозяйственных обществах раздел власти между менеджментом и реальными крупными собственниками корпоративных долей, акционеров, участников обществ с ограниченной ответственностью.
Право свободного распоряжения имуществом коммерческих, а тем более некоммерческих организаций в значительной степени ограничено действиями различных государственных органов разного уровня. У коммерческих организаций в соответствии с федеральными законами остается все меньше свободы распоряжения своей собственностью. Значительное количество норм публичного права ограничивают права частного собственника, предусматривая для отдельных видов его имущества специальные режимы. Например, режим земли и других природных ресурсов или режим ценных бумаг или интеллектуальной собственности находятся в различных отраслях законодательства, внутренне между собой не согласованных. Над ними же властвует режим налогообложения, часто не учитывающий вид частной собственности. В этих условиях говорить о свободе предпринимательской деятельности, о значительных правах собственника имущества хозяйственных обществ, некоммерческих организаций в распоряжении своим имуществом не приходится.
Контроль, прежде всего публичный, необходим за соблюдением предпринимателями принципов осуществления экономической деятельности (законной, добросовестной конкуренции и т.д.). Контроль как способ государственного публичного воздействия представляет собой установление обязанности органов государства и местного самоуправления наблюдать и в определенных случаях проверять состояние дел предпринимателя, в предусмотренных случаях принимать надлежащие меры lt;*gt;. Контроль государства за состоянием и развитием рынка основывается на правовом воздействии на частноправовую сферу отношений собственности, предпринимательскую деятельность, частных товаропроизводителей. Необходимо четко и полно определить, прописать в законе пределы публичного вмешательства в дела индивидуальных предпринимателей и частных юридических лиц. Например, принять закон, в котором перечисляются виды имущества, которые не могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также определить предельное количество и стоимость имущества, которое может находиться в собственности граждан и организаций (п. 1, 2 ст. 213 ГК РФ). Установить специальным законом виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (абз. 2 п. 3 ст. 212 ГК РФ). Разработать и принять закон об иммунитете государства и его собственности, в котором предусматривались бы особенности ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств (ст. 127 ГК РФ). Принятые законы определили бы границы вмешательства органов государства в частную собственность граждан и юридических лиц.
———————————
lt;*gt; См.: Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. М., 1994. Т. 1. С. 194.

В связи с расширением деятельности саморегулируемых организаций, ассоциаций (союзов) коммерческих организаций, финансово-промышленных групп и холдинговых компаний, общественных организаций (объединений) контроль за осуществлением предпринимательской деятельности приобретает особое значение.
Регулирование и контроль за использованием частной собственности осуществляется прежде всего налоговыми органами. Поскольку нет специальных законов в рамках гражданского права, которые были бы посвящены этому вопросу, приходится анализировать общие нормы о защите прав юридических лиц.
В Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» lt;*gt; (далее — Закон о государственном контроле) под последним понимается проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении ими своей деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. В Законе изложены основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля: в частности, открытость и доступность нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к товарам (работам, услугам); соответствие предмета проводимого контрольного мероприятия компетенции органа государственного контроля; проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля; недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля отчислений от сумм, взыскиваемых с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятия по контролю; презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя и т.д.

Упомянутым Законом установлен порядок проведения мероприятия по контролю. Это мероприятие может осуществляться только на основании распоряжения (приказа) органов государственного контроля и только тем должностным лицом (лицами), которое указано в приказе о проведении данного мероприятия. В распоряжении обязательно указываются цели, задачи и предмет проводимого мероприятия, правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке. Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля плановые мероприятия по контролю могут проводиться не более одного раза в два года. При этом следует полагать, что под каждым государственным органом понимается структура одной и той же системы. Внеплановые мероприятия по контролю проводятся на основании обращений конкретных лиц с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, и в других случаях, указанных в ст. 7 Закона о государственном контроле. Внеплановые проверки должны иметь строго тематический характер.
Порядок проведения плановых мероприятий по контролю в отношении саморегулируемой организации (СРО) устанавливается приказом органа государственного контроля по обращению саморегулируемой организации, который должен содержать сведения, подтверждающие членство в саморегулируемой организации и солидарное несение субсидиарной ответственности ее членов, если это предусмотрено в уставе саморегулируемой организации. В Законе о государственном контроле под СРО понимается некоммерческая организация, созданная путем объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и имеющая своей целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами СРО.
При проведении мероприятий по контролю должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их компетенции, и осуществлять плановые проверки в случае отсутствия должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей. Контролеры также не вправе требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки.
По результатам контрольного мероприятия должностным лицом, осуществлявшим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах, в котором обязательно указываются сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений, а также сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица и индивидуального предпринимателя. Один из экземпляров акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или индивидуального предпринимателя или их представителям под роспись либо направляется им посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета по контролю, в котором должностное лицо государственного контроля делает соответствующую запись о проведенном мероприятии по контролю.
Должностные лица юридического лица при проведении мероприятий по контролю имеют право непосредственно присутствовать при проведении данного мероприятия, давать объяснения, знакомиться с результатами мероприятия по контролю и указывать в актах при ознакомлении с ними о своем согласии или несогласии, а также о согласии или несогласии с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля. Кардинальные изменения в системе осуществления государственного контроля за предпринимательской деятельностью предусмотрены Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» lt;*gt; (далее — Указ о системе).
———————————
lt;*gt; СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

В Указе о системе под функциями по контролю и надзору понимается осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения. В функции федеральных служб входит также выдача разрешений на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам, регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов. Таким образом, федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в установленной сфере предпринимательской деятельности.
Федеральные службы есть в системе федеральных министерств, есть и непосредственно подчиненные Президенту РФ или Правительству РФ.
Федеральная служба по тарифам (далее — ФСТ России) согласно утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 Положению о Федеральной службе по тарифам lt;*gt;, осуществляет контроль по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
———————————
lt;*gt; СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3049; 2006. N 3. Ст. 301.

Прежде всего ФСТ России самостоятельно принимает нормативные правовые акты в виде методических указаний по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и размера оплаты за услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической (тепловой) энергии (мощности) на основе установленных методов регулирования, по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа и иные методики по расчету цен (тарифов).
ФСТ России имеет право принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, изменении или прекращении регулирования, о применении методов регулирования в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов), направлять физическим и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) осуществляет согласование создания, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций в случаях, установленных законодательством о конкуренции на товарных рынках, приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или в пользование основных производственных средств и нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности (пп. 5.3.3.1 и 5.3.3.2 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331) lt;*gt;.
———————————
lt;*gt; СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259.

В федеральных законах о хозяйственных обществах и производственных кооперативах есть специальные главы и положения, касающиеся контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и других сторон работы этих частных коллективных предпринимателей, на чем остановимся ниже.
В Законе о некоммерческих организациях предусмотрено, что некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 24), а размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны (п. 2 ст. 32).
Стандарты корпоративного поведения, неотъемлемой частью которых является корпоративный контроль, применимы к хозяйственным обществам всех видов, но в наибольшей степени они важны для акционерных обществ, как указывается в Кодексе корпоративного поведения от 5 апреля 2002 г., рекомендованном распоряжением ФКЦБ России от 4 апреля 2002 г. N 421/р lt;*gt;. Хотя многие вопросы, связанные с осуществлением внутрикорпоративного контроля, основываются на этических нормах, ряд положений Закона об АО представляет собой свод юридических правил по корпоративному контролю.
———————————
lt;*gt; Вестник ФКЦБ России. 2002. N 4.

Не должно показаться одиозным, что право частной собственности подвергается определенному государственному регулированию и контролю. Как уже указывалось, законом может быть запрещено или ограничено нахождение отдельных видов имущества в собственности у граждан и юридических лиц. Создавая надлежащие условия для конкуренции всех товаропроизводителей, ФАС России и ее органы на местах ограничивают деятельность монополистов той или иной продукции, проводят разделение или выделение из его состава одного или нескольких юридических лиц. Определенные полномочия имеет ФТС России, давая методические указания по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и т.п. Тем самым федеральные государственные службы ограничивают получаемую естественными монополиями прибыль, что непосредственно влияет на размеры собственности, находящейся в частной собственности коммерческих организаций. В соответствии с Законом о некоммерческих организациях некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также ДОКУМЕНТЫ О РАСХОДОВАНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА (выделено нами. — В.А.), в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации также информирует уполномоченный орган об объеме получаемых денежных средств и ином имуществе, о расходовании предоставленных физическими и юридическими лицами указанных денежных средств и об использовании имущества.

Право оперативного управления

Оперативное управление — ограниченное вещное право.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.

Так, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества).

Субъекты права оперативного управления

По действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной).

Объекты права оперативного управления

К объектам права оперативного управления относятся:

1) сами предприятия, рассматриваемые как имущественные комплексы. Также к объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.);

2) денежные средства.

Содержание права оперативного управления

1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.

2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:

а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества;

б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;

4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;

5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

Момент возникновения права оперативного управления имуществом

При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Момент прекращения права оперативного управления имуществом

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Переход права собственности на имущественный комплекс или на учреждение

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Плоды, продукция и доходы

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Что такое собственность и каковы ее элементы?

Что такое собственность?

Реформирование отношений собственности в 90-х гг. ХХ в. началось без должного научного обоснования. Считалось, что передача государственной собственности (особенно промышленных предприятий) в частные руки будет способствовать появлению эффективного собственника, который сможет насытить рынок товарами, а конкуренция автоматически урегулирует все проблемы, связанные с обменом и распределением в обществе. К сожалению, экономическая наука в то время не могла предложить действенных теоретических разработок. Представления отечественных экономистов базировались на теоретических разработках Адама Смита и модели классического, или «дикого» капитализма. Первыми о необходимости рыночных преобразований и рынок как «панацею» заговорили российские ученые, которые в основном пересказывали основные концепции западных ученых. В основу дальнейшей перестройки экономической системы были положены принципы «первоначального накопления капитала», которые были не только ошибочными, но и крайне вредными. Управление государственной собственностью выпадало из этой схемы, поскольку государственной собственности не было места в новой схеме. В обществе формировалось мнение, что чем меньше государство будет присутствовать на рынке, тем больше пользы от этого для общества.

Собственность – это совокупность отношений отдельных индивидов, групп людей и их ассоциаций по поводу принадлежащих им предметов. Собственность как экономическое явление представляет собой совокупность несуществующих вне связи между собой таких элементов:

  • объекты собственности;
  • субъекты собственности;
  • отношения собственности.

Объекты собственности (материально-вещественное содержание) – присваиваемые, находящиеся в распоряжении людей факторы производства жизненных благ.

Субъекты или носители отношений собственности – это люди, их различные объединения и ассоциации, присваивающие, владеющие и распоряжающиеся объектами собственности.

Отношения собственности – совокупность отношений между людьми по поводу принадлежности объектов собственности.

Проблема сущности собственности и природы ее происхождения очень остро встала во времена первоначального накопления капитала в связи с тем, что частная собственность является необходимой предпосылкой распределительной справедливости. Т. Гоббс считал, что общество и государство признают свободу личности через собственность, оберегая частную собственность, не имея на нее никакого права. В его схеме не было места государственной или иной, кроме частной форме собственности. Интересный подход к трактовке собственности обосновал английский философ Дж. Локк, который считал, что собственность возникает только после приложения труда к бесхозным предметам, начав тем самым трудовую теорию собственности.

Правомерным ли является утверждение, что отношения собственности берут начало в производстве?

Отношения собственности берут свое начало в производстве. Производство – не только процесс создания жизненных благ, это также процесс их присвоения людьми, в соответствии с их участием в производстве. Собственность не только результат, а одна из существенных черт производства, которая в связи с непрерывностью производственных процессов является непременной предпосылкой производства.

Производственное присвоение – это первичное начало собственности, дальнейшее движение отношений собственности осуществляется в формах отчуждения и вторичного присвоения на стадиях распределения и обмена.

Правомерным ли является утверждение, что отношения собственности являются системообразующим фактором экономических отношений?

Отношения собственности являются системобразующим фактором во всей системе экономических отношений и поэтому основой существующего строя. В связи с этим они законодательно закрепляются и защищаются государством. В результате экономические отношения собственности приобретают юридическую форму, а их субъекты наделяются правом собственности.

Экономические отношения собственности первичны, фундаментальны, т.к. они возникают в процессе производства и распределения объектов собственности и, в конечном счете, определяется участием людей в производственно-хозяйственной деятельности.

Право собственности вторично, производно, однако посредством законодательства государство может активно влиять на распределение материального богатства в стране.

Большинство экономистов трактуют собственность как имущественно-правовые либо производственно-экономические отношения. При этом собственность определяется как отношения между человеком, группой или сообществом людей, субъектом, с одной стороны, и любой материальной субстанцией (объектом) – с другой. Эти отношения сводятся к постоянному или временному, частичному или полному отчуждению, отсоединению, присвоению объекта субъектом.

В понятие «отношения собственности» следует отнести отношения собственника «к своей вещи», то есть имущественные, субъективно-объективные отношения между субъектом и объектом. Кроме того, эти первичные отношения являются материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности, то есть субъективно-объективные отношения. Эти отношения отражают имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами. Данная группа отношений имеет социально-экономический характер и обусловливает формы распределения имущества, продукции, товаров, доходов, других ценностей между собственниками.

Когда речь идет о субъектах собственности, необходимо различать отношения владения, пользования, распоряжения и ответственности, которые одновременно являются юридическими, правовыми и экономическими категориями. Если не делать разницы между собственником и распорядителем, особенно в случаях, когда это не одно и то же лицо, очень трудно понять суть отношений собственности.

В ходе каких процессов функционирует и реализуется собственность как правовая категория?

Собственность функционирует и реализуется в процессах:

  • владения или фактического обладания ее субъектами;
  • пользования или извлечения из объектов полезных свойств;
  • распоряжения или определения судьбы ее объектов.

Какие функции выполняет собственность?

Функциями собственности являются:

  • экономическое закрепление производственно-хозяйственных ресурсов, жизненных благ за конкретными собственниками, которые являются субъектами хозяйствования, и гражданами;
  • экономическое соединение работников со средствами производства и обеспечение их производительного функционирования;
  • возбуждение и обеспечение непрерывного функционирования экономических интересов субъектов собственности, их заинтересованности в высоких результатах производственно- хозяйственной деятельности;
  • обеспечение прав и свобод каждой личности, экономической самостоятельности, суверенности государства и всех хозяйствующих субъектов.

Какие формы собственности различают по ее объектам?

Сложность категории «собственность» обусловлена разнообразием форм ее реализации, которые в своей совокупности фиксируют отношения между людьми по поводу использования объектов данного вида собственности. Российский академик Л. Абалкин считает, что экономическая реализация собственности осуществляется через систему производственных отношений, экономических интересов, через организационные формы управления и в целом через механизм хозяйствования, через конечные результаты производства, распределения чистого продукта и формирования доходов различных групп населения.

По объектам собственности различают следующие ее формы:

  • собственность на факторы производства, в том числе на средства производства, рабочую силу;
  • собственность на предметы потребления;
  • интеллектуальную собственность.

Какие формы собственности различают по ее субъектам?

По субъектам различаются такие социальные формы собственности:

  • индивидуальную;
  • коллективную;
  • государственную.

В ряде случаев при анализе экономических отношений выделяют две социальные формы собственности: частную и государственную.

На основе индивидуальной, коллективной, государственной собственности путем объединения имущества возникают и функционируют различные смешанные формы собственности, в том числе с участием иностранных граждан и юридических лиц.

Субъектами коллективной собственности могут быть коллективные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие хозяйственные объединения, обладающие статусом юридического лица.

Коллективная собственность возникает на основе добровольного объединения денежных средств, имущества граждан и других юридических лиц в целях создания кооперативов, акционерных обществ и т.д. В имуществе коллективного предприятия определяются доли их членов в виде вкладов, паев, акций, в соответствии с которыми распределяются доходы.

Собственники средств производства и другого имущества могут создавать предприятия, организации, являющиеся особыми субъектами собственности — юридическими лицами.

Статус юридических лиц таков, что собственники-учредители не отвечают по обязательствам юридических лиц и наоборот.

Какова специфика государственной собственности?

Наличие или отсутствие государственной собственности в той или иной отрасли экономики различных стран может трактоваться по-разному, в зависимости от исторических, социальных, экономических, политических и многих других условий. и в настоящее время одним из дискуссионных вопросов экономической науки остается вопрос о месте и роли государственной собственности в развитии национальной экономики. Если в конце 80 – начале 90-х годов прошлого века в государственной собственности видели главный тормоз экономического развития, то после приватизационных процессов заговорили о необходимости увеличения роли государства в управлении экономикой, в частности, в повышении роли в уставных капиталах ключевых для экономики хозяйствующих субъектов.

Важным остается вопрос определения термина «государственная собственность», поскольку последний имеет очень много трактовок. При этом большинство трактовок свойственна как самому понятию «собственность», так и понятию «государственная», что относятся к ней.

Термин «государственная собственность» используют для определения принадлежащего государству имущества – объекта собственности, и для выделения особой, отличной от частной формы собственности – государственной. Возникло множество трактовок данного словосочетания при ответе на вопрос: кому принадлежит имущество, которое принято называть государственной собственностью? Ответ на этот вопрос тесно связан с понятием государства как субъекта права собственности. И здесь возможны два варианта ответа:

  • государство – это синоним общества, а государственный аппарат является органом управления государства-общества. В этом случае государственная собственность и общественная собственность являются тождественными понятиями;
  • государство – это самостоятельный субъект права, который представляет определенные общественные интересы, но не общества в целом. В этом случае «государственная собственность» и «общественная собственность» – это два разных понятия.

Теория совместной собственности трактует общественную собственность как форму частной собственности. Но если общественная собственность – это общая собственность всех граждан общества, то каждый участник общей собственности должен иметь право на выделение своей доли или, как минимум, на получение дохода от собственности.

Большинство ученых отмечают на принципиальной различия общественной собственности от частной, которая сводится не к количеству совладельцев и не в объеме их прав, а в различных социальных функциях этих двух форм. Частная собственность является способом согласования частных интересов свободных, не зависимых друг от друга экономических агентов. Общественная собственность – это способ решения общих проблем членов единого социума. Речь идет, прежде всего, о гарантии удовлетворения социального минимума общественно признанных потребностей (образование, здравоохранение, социальное содержание нетрудоспособных) о финансировании будущего (наука, культура, экология).

Другая точка зрения рассматривает национальное имущество как суперкорпорацию или публичный союз. В основе этой теории лежит позиция, что владелец является субъектом хозяйственной деятельности. Однако такое представление о владельце касается периода, когда в одном лице одновременно объединялись собственник (владелец имущества), предприниматель (лицо, которая отвечала за хозяйственные риски) и управляющий (распорядитель продуктов хозяйственной деятельности). Развитие и усложнение отношений между экономическими агентами привели к персонификации этих социально-экономических ролей, их распределению. Утверждение, что общество является собственником какого-либо имущества, не означает, что общество должно выполнять роль предпринимателя или управляющего данным имуществом. Если согласиться с мнением, что общество является субъектом хозяйственной деятельности, то возникает вопрос о том, кто именно является исполнителем предпринимательской и управляющей функции государства. И как бы ни был организован такой орган управления, его основным недостатком будет бюрократический характер функционирования. Менеджеры превращаются в чиновников со всеми вытекающими отсюда последствиями. Общество само по себе как субъект прав, отделенный от своих граждан, не может выступать как инвестор, заказчик, потребитель, но не производитель.

Либеральные теории отрицают существование общественной формы собственности, акцентируя внимание на существовании двух форм собственности: частной и государственной. При этом они подчеркивают, что государство является не лучшим собственником и не лучшим предпринимателем, который проигрывает частным предпринимателям в эффективности хозяйственной деятельности в девяти из десяти случаев. По их мнению, удовлетворение общественных потребностей возможно только за счет налоговых поступлений и системы обязательного социального страхования. Однако утверждение о том, что удовлетворение социальных потребностей возможно за счет налоговых поступлений и системы социального страхования касается только стран с высоким уровнем ВВП на одного человека. Для стран с переходной экономикой приходится выбирать между плохим и очень плохим: либо общественные потребности сводятся к абсолютному минимуму, либо налоговая нагрузка на хозяйственную деятельность становится непреодолимым препятствием для развития частного предпринимательства.

Особенности государственной собственности заключаются в том, что она непосредственно связана с осуществлением политической власти, которую поддерживает армия, полиция, суд и т.п. Государственная собственность охватывает различные и взаимосвязанные отношения, построенные по иерархическому принципу. Во-первых, это отношения внутри органов государственной власти и управления, которые связаны с владением, пользованием и распоряжением имуществом, которое принадлежит государству, утверждением и обновлением бюджета государства; во-вторых, между центральными и местными органами власти и управления; в-третьих, между аппаратом государства и государственными предприятиями как товаропроизводителями и предпринимателями.

Государственная собственность является необходимым элементом рыночной экономики. Рыночная экономика в определенных ситуациях не способна решить задачи развития инфраструктуры, реконструкции некоторых отраслей промышленности, обеспечения народного хозяйства дешевой энергией и сырьем, организации и финансирования в государственных масштабах научно-исследовательских, экспериментальных и опытно-конструкторских работ. Только государство может взять на себя решение больших и сложных задач, которые являются важными для всего общества, включая сектор частного предпринимательства.

Что собой представляет индивидуальная собственность и какова ее структура?

Индивидуальная собственность граждан составляет экономическую основу их личной независимости, прав и свобод человека. Она указывает на основополагающую роль гражданина в хозяйственной жизни и на конечную направленность последней на индивидуальное потребление граждан.

Структура индивидуальной собственности такова:

  • личная собственность, носящая потребительский характер;
  • индивидуально-трудовая частная собственность, допускающая применение наемного труда.

Объектами индивидуальной собственности могут быть доходы потребительского назначения, предметы личного и семейного потребления, а также домашнего обихода и удобства (дома, дачи, машины).

Еще по теме:

  • Залог в рассрочку Залог в рассрочку На квартиру от 65 м 2 ставка от 8,9% первоначальный взнос от 20% Рефинансирование Акция до конца лета! Переведите ипотеку в ВТБ по ставке от 8,8% Оформить заявку Как получить кредитпод залог недвижимости Оформите заявку Оформите заявку на кредит под залог […]
  • Правила поступления в колледж в 2018 Все о поступлении в колледж после 11-го класса Не удалось попасть в вуз сразу после школы? Или хотите побыстрее начать взрослую жизнь? Идите учиться в колледж. Это отличная возможность получить профессию за короткий срок и подготовиться к поступлению в вуз. Как поступать в колледж после […]
  • Письменная часть английский правила ЕГЭ по английскому языку ЕГЭ по английскому – это едва ли не самый непростой экзамен, который приходится сдавать выпускникам 11 классов, но обязателен он только для школьников, которые выбрали профессию, требующую знания иностранных языков. Сложность экзамена во многом обусловлена тем, […]
  • Эксперты в спорах "Специалисты" и "эксперты" в спорах о нарушении исключительных прав (И. Волкова, журнал "Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность" N 8, 9, август, сентябрь 2017 г.) "Специалисты" и "эксперты" в спорах о нарушении исключительных прав Журнал "Интеллектуальная […]
  • Закон о туристской деятельности республики крым Закон Республики Крым от 14 августа 2014 года №51-ЗРК "О туристской деятельности в Республике Крым" Комментарии Российской Газеты Принят Государственным Советом Республики Крым 30 июля 2014 года Настоящий Закон определяет принципы государственного регулирования туристской деятельности в […]
  • Орск нотариусы по буквам Нотариус на букву а орск Буквы алфавита к нотариусу приведут Вроде и любят нас, бабушек и дедушек, и заботятся о нас, но, как это нередко бывает, стоит только освободить поверхность земли от своего присутствия, тут все и начинается. Какие только страсти не разгораются по поводу […]
  • Учебник россинской судебная экспертиза Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. Россинская Е.Р. М.: Норма, 2006. - 256 с. В книге рассмотрены теоретические и организационные основы судебной экспертизы, порядок назначения и производства экспертиз в гражданском, арбитражном, […]
  • Приказ мвд о награждениях Проект Приказа МВД России "О порядке награждения наградным оружием в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" (подготовлен МВД России 17.04.2017) Досье на проект В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 718 "О награждении […]