Коллективный договор Трудовые споры

2. Коллективные трудовые споры

Коллективный трудовой спор возникает тогда, когда появляются разногласия между сторонами социально- трудовых отношений.

В соответствии с Законом Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (3 марта 1998 г.) коллективный спор может возникнуть относительно:

а) установления новых или изменения существующих условий труда;

б) заключения или изменения коллективного договора, соглашения;

в) исполнение коллективного договора, соглашения или отдельных их положений;

г) невыполнение требования законодательства о труде.

При возникновении трудового спора требования трудового коллектива утверждаются на общем собрании (конференции). Администрация должна рассмотреть эти требования в пятидневный срок. Если стороны коллективного спора не пришли к соглашению, то спор рассматривается в специально образованных органах: в примирительной комиссии или трудовом арбитраже.

Примирительная комиссия рассматривает трудовые споры по п.п. «а» и «б», а трудовой арбитраж по п.п. «в» и «г», и в случае непринятия решения примирительной комиссией по п.п. «а» и «б».

Примирительная комиссия – орган, предназначенный для выработки решения, которое может удовлетворить стороны коллективного трудового спора и состоит из представителей сторон. Решение примирительной комиссии принимается по достижению соглашения между ее членами и имеет обязательную силу для каждой из сторон.

Трудовой арбитраж – орган, который состоит из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и принимает решение по сути трудового спора (конфликта). Количественный и персональный состав трудового арбитража определяются стороны.

Крайним способом разрешения коллективного спора является забастовка.

Забастовка – это временное коллективное добровольное прекращение работы работниками (не выход на работу, неисполнение своих трудовых обязанностей) предприятия, учреждения, организации (структурного подразделения) с целью разрешения коллективного трудового спора (конфликта).

Забастовка применяется как крайнее средства (когда все другие возможности уже исчерпаны) разрешения коллективного трудового спора в связи с отказом собственника или уполномоченного им органа (представителя) удовлетворить требования работников или уполномоченного ими органа.

Решение об объявлении забастовки утверждается общим собранием (конференцией) работников путем голосования и считается принятым, если за него проголосовало большинство работников или две трети делегатов конференции.

Закон запрещает проведение забастовки работниками органов прокуратуры, суда, Вооруженных Сил Украины, органов государственной власти, безопасности и правопорядка. Забастовка считается незаконной и тогда, когда спор предварительно не рассматривался в примирительной комиссии и трудовом арбитраже. Решение о признании забастовки незаконной может принять только суд, после чего бастующие должны приступить к работе.

Виды коллективных трудовых споров

Коллективные трудовые споры можно классифицировать по различным основаниям. Чаще всего их подразделяют:

– в зависимости от предмета спора;

– но правоотношениям, из которых вытекает спор.

По предмету спора различают:

– споры по поводу установления или изменения условий труда, заключения или изменения коллективных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников. Такие споры относят к разряду споров интересов, т.е. споров, когда юридических прав ни у одной стороны еще не возникло. Иногда подобные споры называют экономическими, подчеркивая их неправовой характер. Такой спор может возникнуть на любом уровне коллективно-договорного регулирования трудовых отношений: отраслевом, региональном, территориальном и др.;

– споры по поводу выполнения коллективных договоров и соглашений. Это так называемые споры права. Споры права могут возникнуть лишь на уровне организации, поскольку обязательства по соблюдению условий как коллективного договора, так и соглашения несут конкретные работодатели, а не их представители в коллективных переговорах.

По правоотношениям, из которых возникают коллективные трудовые споры, выделяют споры, возникающие в рамках:

– «коллектив работников – работодатель (его представитель)»;

– «выборный профсоюзный или иной представительный орган работников – работодатель (его представитель)»;

– правоотношений социальных партнеров выше уровня организации (уровень Российской Федерации, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии).

Стороны коллективного трудового спора

Определяя понятие коллективного трудового спора как неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (их представителями), законодатель фактически называет и его стороны:

– работники (их представители);

– работодатели (их представители).

Логично предположить, что коль скоро речь идет о коллективном споре, одной из его сторон должен являться коллектив (например, трудовой коллектив). Однако в современном трудовом праве отсутствует понятие трудового коллектива, который в былые времена считался даже субъектом трудовых правоотношений. Сегодня в качестве одной из сторон коллективного трудового спора следует считать первичную профсоюзную организацию или иных представителей, избираемых работниками (ст. 29 ТК РФ) (подробнее о представителях работников и работодателей см. 3.3 данного учебника).

Интересы работодателя при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров представляют руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица. При разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения коллективных соглашений, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей (ст. 33 ТК РФ).

Объединение работодателей – специально созданная работодателями (юридическими, физическими лицами) организация для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Правовое положение, организационно- правовая форма и порядок создания объединений работодателей установлены Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей».

В том случае, если в споре участвуют федеральные государственные учреждения, государственные учреждения субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, представителями работодателей являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

3.4. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

Понятие коллективного трудового спора раскрывается в статье 2 ЗУ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Согласно этой статье коллективный трудовой спор (конфликт) — это расхождения, которые возникли между сторонами социально-трудовых отношений, относительно:

а) установления новых или изменения существующих социально-экономических условий работы и производственного быта;

б) заключения или изменения коллективного договора (соглашения);

в) выполнения коллективного договора (соглашения) или отдельных положений;

г) невыполнения требований законодательства о труде.

Как коллективный трудовой спор нельзя рассматривать разногласия между собственником или уполномоченным им органом и наемными работниками, их представителями (далее – работники) по поводу нарушения индивидуальных трудовых прав последних.

Возникновение коллективного трудового спора вышеуказанный закон связывает с обязательной предварительной процедурой урегулирования расхождений сторонами самостоятельно, и лишь в том случае, если в результате проведения указанной процедуры собственник или уполномоченный им орган отказал в удовлетворении требований работников или их профсоюзов, или если сроки рассмотрения требований закончились и от собственника или уполномоченного им органа не поступил ответ, можно говорить о возникновении коллективного тру-дового спора. Как правило, коллективный спор разрешается с помощью примирительных процедур, целью которых является принятие решения относительно урегулирования расхождений при участии примирительной комиссии, независимых посредников и трудового арбитража.

Детально примирительный процесс урегулирован Положением № 92 касательно проведения примирительных процедур по решению коллективных споров (конфликтов), утвержденным приказом Национальной службы посредничества

и примирения (НСПП). В случае необходимости Национальная служба посредничества и примирения или ее отделения предоставляют необходимые рекомендации согласно Положению о порядке осуществления НСПП предотвращения возникновения трудовых споров (конфликтов) № 115.

Последовательность рассмотрения и решения коллективного трудового спора определена статьями 7-16 ЗУ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Право определения последовательности рассмотрения принадлежит исключительно сторонам коллективного трудового спора. При этом ни одна из сторон не имеет права уклоняться от участия в примиряющей процедуре.

Стороны коллективного трудового спора (конфликта), примирительная комиссия и трудовой арбитраж обязаны использовать для урегулирования коллективного трудового спора (конфликта) все возможности, не запрещенные законодательством.

ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ – это орган, предназначенный для разработки решения, удовлетворяющего стороны коллективного трудового спора (конфликта), который состоит из представителей сторон и создается по инициативе одной из сторон. Такая комиссия рассматривает коллективные споры, возникшие в связи с установлением новых или изменением существующих социально-экономических условий труда и производственного быта, а также касательно заключения или изменения коллективного договора.

ТРУДОВОЙ АРБИТРАЖ – это орган, состоящий из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и иных лиц, который принимает решение по сути трудового спора (конфликта), возникшего по поводу исполнения коллективного договора, соглашения или их отдельных положений, неисполнения требований законодательства о труде или в случае непринятия примиряющей комиссией со-гласованного решения касательно урегулирования трудового спора (конфликта).

Если примиряющие органы не смогли урегулировать расхождения между сторо-нами, причины расхождений с обоснованием позиций сторон в письменной форме предоставляются для сведения каждой из сторон коллективного трудового спора (конфликта). В этом случае наемные работники или уполномоченный ими орган или профессиональный союз имеют право с целью выполнения выдвинутых требований применять все разрешенные законодательством средства.

Работники на общем собрании (конференции) или путем сбора подписей формируют и утверждают требования и определяют орган или лицо, которые будут представлять их интересы. Требования оформляются протоколом и направляются работодателю.

Важное значение для применения порядка решения коллективных трудовых споров (конфликтов) имеет момент их возникновения. Итак, коллективный трудовой спор (конфликт) возникает с момента:

принятия уполномоченным представительским органом работников или профсоюза решения о несогласии с решением собственника или уполномоченного им органа (представителя), которым полностью или частично отказано в удовлетворении коллективных требований;

истечения сроков рассмотрения коллективных требований, предусмотренных вышеуказанным законом, и неполучения ответа от владельца или уполномоченного им органа.

Статьей 5 ЗУ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» собственнику или уполномоченному им органу (представителю) установлен довольно жесткий срок для принятия решения – всего три дня со дня получения требований наемных работников. Собственнику нужно помнить, что именно по окончании этого срока может настать момент возникновения коллективного трудового спора, о чем отмечалось выше. С момента возникновения коллективного трудового спора начинается отсчет нового срока – трехдневного – для образования примиряющей комиссии. Далее законом определены сроки, на протяжении которых примирительная комиссия, а также трудовой арбитраж должны принять решение. Все эти сроки приведены в таблице ниже.

СРОКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕМ, ПРИМИРИТЕЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ, ТРУДОВЫМ АРБИТРАЖЕМ

Действия сторон коллективного

трудового спора, связанные с его

возникновением и решением Продолжи-тельность срока День,

с которого начинает

исчисляться срок Норма ЗУ

(конфликтов)» Направление тре-бований наемных работников (их представителей) собственнику или уполномоченному им органу (предста-вителю) Не установ-лено После формирова-ния и утверждения требований наемных работников (их представителей) Статья 4 Принятие решения собственником или уполномоченным им органом (представи-телем) и уведомление работников об этом решении Три дня1 Со дня получения собственником или уполномоченным им органом (представи-телем) требований наемных работников (их представителей) Части первая и вторая статьи 5 Принятие решения

органом и сообщение работникам о

принятом решении Тридцать

дней2 Со дня получения требований наемных работников собствен-ником или уполномо-ченным им органом или соответствующим вышестоящим органом управления Часть третья статьи 5 Образование

комиссии Три дня С момента возникно-вения коллективного трудового спора (со дня получения от собственника или уполномоченного им органа сообщения о полном или частичном отказе в удовлетворении коллективных требований или неполучении ответа в установленный срок) Статья 8 Рассмотрение

комиссией Пять дней3 С момента образования примирительной комиссии Часть третья статьи 9 Исполнение реше-ния примиритель-ной комиссии Срок уста-навливается решением примири-тельной комиссии С момента принятия решения примири-тельной комиссией Часть четвертая статьи 9 Создание трудово-го арбитража Три дня С момента истечения срока, отведенного на решение коллек-тивного трудового спора примиритель-ной комиссией, если согласованного реше-ния не принято Часть вторая статьи 11 Принятие решения трудовым арбитра-жем Десять дней4 Со дня создания трудового арбитража Часть вторая статьи 12 Примечания:

Увеличение этого срока допускается лишь в случае отсутствия необходимой компетенции у уполномоченного собственником органа, необходимой дл я решения вопроса.

Общий срок рассмотрения требований и принятие решения, включая время пересылки, не должен превышать тридцати дней со дня получения требований.

По согласию сторон пятидневный срок рассмотрения коллективного трудового спора производственной примирительной комиссией может быть продлен.

По решению большинства членов трудового арбитража десятидневный срок для принятия последним решения может быть продлен до двадцати дней.

О возникновении коллективного трудового спора представительский орган работников, профсоюза обязан в установленный законом трехдневный срок письменно уведомить собственника или уполномоченный им орган, местный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления по месту нахождения предприятия и НСПП.

Основным принципом решения коллективных трудовых споров (конфликтов) является применение примирительных процедур при рассмотрении спора примирительной комиссией, трудовым арбитражем. Как крайнее мероприятие для решения коллективных споров допускается проведение забастовки, причем во время ее проведения стороны обязаны продолжать поиск путей решения спора.

Первичным органом по рассмотрению коллективного трудового спора относительно заключения или внесения изменений в коллективный договор является

примирительная комиссия. Как упоминалось выше, она создается по инициативе одной со сторон с одинаковым количеством представителей сторон. Решение об образовании примирительной комиссии и об установлении количества представителей сторон оформляется соответствующим соглашением.

Особенности создания примирительных комиссий предусмотрены Положением о примирительной комиссии № 90.

Согласно статье 7 ЗУ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» примирительная комиссия рассматривает коллективные трудовые споры (конфликты) по вопросам установления новых или изменения суще-ствующих социально-экономических условий работы и производственного быта, заключения или изменения коллективного договора (соглашения).

Рассмотрение коллективных трудовых споров относительно выполнения коллек-тивных договоров или отдельных их положений и относительно несоблюдения законодательства о труде — в компетенции трудового арбитража.

Примирительная комиссия согласно требованиям вышеуказанного закона на первом заседании самостоятельно решает вопрос о наличии или отсутствии у нее полномочий для рассмотрения конкретного спора. Если примирительная комиссия приходит к выводу относительно невозможности рассмотрения ею конкретного спора вследствие отсутствия у нее полномочий, рассмотрение коллективного трудового спора (конфликта) прекращается.

В работе примирительной комиссии в случае необходимости может принимать участие независимый посредник, который действует на основании статьи 10 вышеуказанного закона и Положениях № 106 и № 27.

С целью реализации своих задач примирительная комиссия организовывает:

обмен мнениями представителей сторон об условиях и порядке решения кол-лективного трудового спора (конфликта);

консультации представителей сторон с заинтересованными органами государственной власти, другими компетентными организациями, учреждениями и физическими лицами;

обсуждение вариантов решения коллективного трудового спора (конфликта) и выбор наиболее приемлемого решения.

Члены примирительной комиссии не имеют права разглашать сведения и инфор-мацию, которые стали им известны во время рассмотрения коллективного трудового спора (конфликта), без согласия сторон или их правопреемников.

Рассмотрение дела примирительной комиссией начинается с принятия решения о рассмотрении требований наемных работников или профсоюза в коллективном трудовом споре. Во время рассмотрения дела примирительной комиссией могут устанавливаться сроки для предоставления объяснений, заявлений, документов, доказательств по делу и совершения других процессуальных действий.

Стороны имеют право завершить дело заключением соглашения о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) как до начала работы примирительной комиссии, так и на любой ее стадии, до принятия решения.

Примирительная комиссия во время своей работы обязана обеспечить соблюдение принципа состязательности сторон коллективного трудового спора (кон-фликта) и свободы в предоставлении ими своих доказательств.

Обязанность доказывания возлагается на стороны коллективного трудового спо-ра (конфликта): каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений.

Доказательствами являются любые фактические данные, на основании которых примиряющая комиссия устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, которые обосновывают требования и возражения сторон и другие обстоятельства, которые имеют значение для правильного решения спора.

Стороны должны предоставлять примирительной комиссии доказательства в оригиналах или надлежащим образом заверенных копиях.

Все заявления, документы или другая информация, которые подаются одной из сторон примирительной комиссии, должны быть переданы второй стороне коллективного трудового спора (конфликта). Сторонам должны быть переданы также любые заключения экспертов или другие документы доказательного характера, которые могут влиять на решение примирительной комиссии.

Решение примирительной комиссии принимается большинством голосов ее чле-нов после исследования всех обстоятельств дела. Решение объявляется на заседании примирительной комиссии.

Каждой из сторон спора и НСПП на второй день после принятия решения направляется по одному экземпляру решения.

Решение примирительной комиссии оглашается публично, т.е. в присутствии посторонней публики, тем не менее, без разглашения определенных сведений (сведений, которые являются государственной или коммерческой тайной, и прочей информации, которая не подлежит разглашению). Решение оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и выполняется в порядке и сроки, установленные этим решением.

В случае непринятия примирительной комиссией согласованного решения в сроки, установленные законодательством, коллективный трудовой спор рассматривается трудовым арбитражем.

Трудовой арбитраж непосредственно рассматривает также коллективные трудовые споры (конфликты), которые возникают по поводу выполнения коллективного договора или отдельных его положений или невыполнения требований за-конодательства о труде. Этот орган создается в установленный законом срок по инициативе одной со сторон или независимого посредника. В его состав могут входить привлеченные сторонами специалисты, эксперты, народные депутаты Украины, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления и другие лица.

Особенности правового регулирования деятельности трудового арбитража уста-новлены Положением о трудовом арбитраже № 91, Положениями № 105 и № 28.

После принятия решения об образовании трудового арбитража стороны коллек-тивного трудового спора (конфликта) должны договориться об обязательности его решения. Такая договоренность оформляется соответствующим соглашением.

Трудовой арбитраж должен принять решение в установленный ЗУ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» срок. Решение трудового арбитража принимается большинством голосов и является обязательным для исполнения, если стороны договорились об этом предварительно.

Постоянно действующим государственным органом для содействия урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов) является Национальная служба посредничества и примирения, которая своими приказами утверждает вышеупомянутые положения, регулирующие разрешение коллективных трудовых споров.

Основной задачей НСПП являются содействие взаимодействию сторон социально-трудовых отношений в процессе урегулирования коллективных трудовых споров (конфликтов), прогнозирование возникновения таких споров и содействие их своевременному разрешению, осуществление посредничества и примирения во время разрешения таких споров. Полномочия данной службы определены в Положении о Национальной службе посредничества и примирения, утвержденной Указом Президента № 1258/98 17 ноября 1998 года.

НСПП не является органом, который непосредственно решает коллективные споры, но эта служба активно формирует государственную политику в социально-экономических отношениях.

Национальная служба посредничества и примирения:

регистрирует выдвинутые работниками требования в коллективных трудовых спорах, обобщает причины возникновения споров и готовит предложения относительно их устранения;

осуществляет подготовку посредников и арбитров, которые специализируются на решении коллективных трудовых споров, формирует их списки;

по просьбе сторон коллективного спора предлагает кандидатуры независимых посредников, членов трудового арбитража, направляет своих специалистов, экспертов для участия в работе примирительных органов.

Стороны коллективного спора имеют право обратиться к НСПП за содействием в решении спора после осуществления примирительных процедур, предусмотренных законодательством. Служба рассматривает все материалы и в десятид-невный срок присылает сторонам свои рекомендации.

Методические рекомендации по осуществлению НСПП мероприятий по предотвращению возникновения коллективных трудовых споров (конфликтов), утвержденные приказом НСПП № 114, предусматривают комплекс мероприятий, ко-торые осуществляются с целью предотвращения возникновения коллективных трудовых споров (конфликтов), в частности на производственном уровне.

На структурные подразделения НСПП возлагаются функции управления, координации, связи, контроля и информационного обеспечения мероприятий по предотвращению возникновения коллективных трудовых споров (конфликтов). Следует также отметить, что право на использование сторонами коллективных трудовых споров (конфликтов) с целью их разрешения всех возможностей, не запрещенных законодательством, установлено Конвенцией Международной организации труда 1981 г. «О содействии коллективным переговорам» № 154, ратифицированной Постановлением ВРУ 4 февраля 1994 г. № 3932-XII.

Коллективный трудовой спор

  • Трудовое право
  • Предмет трудового права
  • Функции трудового права
  • Субъекты трудового права
  • Принципы трудового права
  • Источники трудового права

Порядок разрешения коллективных трудовых споров

Согласно ст. 398 ТК РФ коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

  • рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией;
  • рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;
  • рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Эти стадии называются примирительными процедурами. Организацией примирительных процедур и участием в них занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Служба — система государственных органов, формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных споров.

Первый этап — рассмотрение спора примирительной комиссией, является обязательным. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах, за уклонение установлена административная ответственность (ст. 5.32 КоАП РФ).

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Моментом начала спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем в течение трех рабочих дней своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров. Решение о создании комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников.

Закон предусмотрел срок для проведения примирительных процедур. Спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о создании примирительной комиссии. Срок может быть продлен по согласованию сторон, что оформляется протоколом.

Решение примирительной комиссии оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.

Посредник приглашается в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Кандидатура посредника может быть выбрана по соглашению сторон независимо или по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Второй этап примирительных процедур завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий в срок до семи рабочих дней со дня приглашения посредника. В связи с тем что в законодательстве определено, что после посредника спор может быть передан на рассмотрение трудового арбитража, этот этап может быть пропущен.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее грех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Если в течение трех рабочих дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, они приступают к созданию трудового арбитража. Трудовой арбитраж — это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. В соответствии со ст. 406 ТК РФ создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.

Формированием списка трудовых арбитров, подготовкой трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж разрабатывает рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора, которые передаются сторонам в письменной форме. Для того чтобы рекомендации посредника или трудового арбитража приобрели для сторон обязательную силу, Служба по урегулированию коллективных споров со сторонами заключает соглашение о принятии обязательства по выполнению рекомендаций. Возможно, было бы более правильно сделать это обязательным элементом разрешения коллективного спора, что помогло бы избежать забастовок, а особенно это необходимо в тех организациях, где запрещено проведение забастовок, чтобы разрешение спора не зашло в тупик.

В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций (если была достигнута договоренность об их обязательном выполнении) работники могут приступить к проведению забастовки.

Урегулирование коллективных трудовых споров (в отношении соглашений договоров, заключаемых на региональном уровне)

Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга

Общее описание

Коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Примирительные процедуры по рассмотрению коллективного трудового спора осуществляются:

  • примирительной комиссией;
  • с участием посредника;
  • в трудовом арбитраже.

Работники вправе добровольно отказаться от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора, т. е. организовать забастовку. Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора. Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции).

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней. О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней.

Внимание! В случае если коллективный трудовой спор возник:

  1. По поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства.
  2. В организации, финансируемой из федерального бюджета;
  3. В случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена, а именно:
    • в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
    • в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей,

Полное наименование
(в соответствии с Административным регламентом или другим НПА):

Результат предоставления услуги

  1. Получение сторонами коллективного трудового спора предложений по урегулированию коллективного трудового спора, по кандидатурам посредников и трудовых арбитров, по созданию временного трудового арбитража.
  2. Отказ в предоставлении государственной услуги с уведомлением заявителя по форме.

Срок предоставления услуги

18 рабочих дней со дня регистрации в Комитете по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (далее — Комитет) запроса заявителя.

I. Получатели государственной услуги:

  1. Юридические лица.
  2. Индивидуальные предприниматели.
  3. Работники.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Лица, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п.I.
  2. Представители граждан, имеющих право на получение государственной услуги, действующие на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в Комитет.
  2. Подает заявление о предоставлении государственной услуги по осуществлению содействия в урегулировании коллективного трудового спора по форме и необходимые документы.
  3. Получает решение об отказе в предоставлении государственной услуги по форме или предложение по урегулированию коллективного трудового спора.
  4. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией решения приступает к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража.
  5. В случае, если стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, приступает к переговорам о создании трудового арбитража.
  6. Получает предложений по кандидатурам трудовых арбитров, по урегулированию коллективного трудового спора.

Основание для отказа в предоставлении государственной услуги:

  1. Заявителем не представлены документы, необходимые для предоставления государственной услуги.
  2. Предмет разногласий сторон коллективного трудового спора относится к заключению, изменению и выполнению соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства.
  3. Коллективный трудовой спор возник в федеральном государственном органе, федеральном государственном учреждении, федеральном государственном унитарном предприятии.
  4. Коллективный трудовой спор возник в случае, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 Трудового кодекса Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.

Порядок действий уполномоченной организации

А) Прием и регистрация заявления о предоставлении государственной услуги

Специалист сектора социального партнерства Управления труда и социального партнерства Комитета (далее — Сектор):

  1. Получает от заявителея заявление предоставлении государственной услуги по осуществлению содействия в урегулировании коллективного трудового спора и комплект необходимых документов.
  2. После получения документов специалист Сектора осуществляет регистрацию заявления в журнале уведомительной регистрации коллективных трудовых споров (далее — журнал учета) по форме.
  3. Выдает заявителю расписку о приеме документов с указанием их перечня и даты приема.

Б) Рассмотрение заявления заявителя, принятие решения о содействии в урегулировании коллективного трудового спора либо об отказе в содействии в урегулировании коллективного трудового спора

Специалист Сектора:

  1. Проверяет наличие и соответствие представленных заявителем документов, необходимых для предоставления государственной услуги перечню.
  2. Принимает решение о предоставлении или отказе заявителю в предоставлении государственной услуги на основании наличия или отсутствия оснований для отказа в предоставлении улуги.
  3. В случае отказа в предоставлении государственной услуги осуществляет подготовку письменного решения об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием основания отказа и информацией о порядке предоставления государственной услуги по форме.
  4. В случае принятия решения о предоставлении государственной услуги осуществляет уведомительную регистрацию коллективного трудового спора.

В) Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, с участием посредника и в трудовом арбитраже

I. На этапе рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией:

Специалист Cектора:

  1. Оказывает методическую помощь сторонам коллективного трудового спора.
  2. Проверяет соблюдение сроков и порядка создания примирительной комиссии.
  3. Осуществляет подготовку предложений по урегулированию коллективного трудового спора.
  4. Разъясняет обязательность рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией*.
  5. Уточняет у сторон коллективного трудового спора результат завершения этапа рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией.
  6. Информирует стороны коллективного трудового спора, что при недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией решения приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража.

*Примирительная комиссия формируется на основании приказа (распоряжения) работодателя и решением представительного органа работников. Примирительная комиссия создается из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора. Коллективный трудовой спор рассматривается примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней со дня создания примирительной комиссии на локальном уровне социального партнерства до пяти рабочих дней — на иных уровнях социального партнерства.

II. На этапе рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника:

Специалист Сектора:

  1. Разъясняет, что при согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника*.
  2. При обращении сторон коллективного трудового спора дает рекомендации по кандидатуре посредника и представляет сведения о кандидатурах сторонам коллективного трудового спора.
  3. После истечения двух рабочих дней после заключения сторонами соглашения о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника определяет, какая кандидатура посредника согласована сторонами коллективного трудового спора.
  4. Фиксирует факт согласования кандидатуры посредника сторонами коллективного трудового спора в журнале учета.
  5. Уточняет результат завершения этапа рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника в случае согласования его кандидатуры сторонами по телефону, электронной почте, путем направления письменного запроса.
  6. Фиксирует результат завершения этапа рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника в журнале учета.
  7. В случае, если стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, разъясняет, что стороны должны приступить к переговорам о создании трудового арбитража.

*Посредником может быть любой независимый специалист, приглашаемый как сторожами, так и по рекомендации Комитета. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника. Главной функцией посредника является оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога. Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора, проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон, предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора.

III. На этапе рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже:

Специалист Сектора:

  1. Разъясняет представителям сторон коллективного трудового спора, что в случае разрешения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже сторонами заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража*.
  2. Предоставляет сторонам коллективного трудового спора сведения о кандидатурах трудовых арбитров временного трудового арбитража.
  3. Фиксирует факт согласования кандидатуры трудового арбитра сторонами коллективного трудового спора в журнале учета:
    • решение о кандидатуре представителя Комитета в трудовом арбитраже принимает начальник Управления труда и социального партнерства Комитета (далее — Управление).
  4. Информирует стороны об ответственности за неисполнение либо отказ от исполнения решения трудового арбитража, о праве на забастовку, ограничении права на забастовку, незаконных забастовках, гарантиях и правовом положении работников в связи с проведением забастовки, ответственности за незаконные забастовки, обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе проведения забастовки.

*Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно со специалистом Сектора в срок до двух рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником и рассматривается в трудовом арбитраже в; срок до трех рабочих дней на локальном уровне социального партнерства; до пяти рабочих дней — на иных уровнях социального партнерства. Процедура рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем (регламент его работы) определяется сторонами и Комитетом. Регламентом могут быть установлены: продолжительность ежедневных заседаний; правила замены одного из арбитров в случае болезни и других непредвиденных обстоятельств; очередность объяснений сторон по существу спора. Трудовой арбитраж может запрашивать и получать необходимые, документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, рассматривать обращения и заслушивать объяснения сторон, принимать решения по существу спора.

Г) Передача заявителю результата предоставления государственной услуги:

Специалист общего отдела Комитета::

  1. Осуществляет:
    • направление уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги в течение одного рабочего дня с момента принятия решения об отказе в предоставлении государственной услуги;
    • направление сторонам коллективного трудового спора предложений по урегулированию коллективного трудового спора на этапе рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией в течение одного рабочего дня после принятия решения о предоставлении государственной услуги по содействию в урегулировании коллективного трудового спора;
    • направление сторонам коллективного трудового спора предложений по урегулированию коллективного трудового спора по кандидатурам посредников в течение одного рабочего дня после решения о недостигнутом соглашении сторон коллективного трудового спора примирительной комиссией;
    • направление сторонам коллективного трудового спора предложений по урегулированию коллективного трудового спора по кандидатурам трудовых арбитров по созданию временного трудового арбитража осуществляется в течение одного рабочего дня после решения о недостигнутом соглашении сторон коллективного трудового спора с участием посредника в целях создания трудового арбитража.

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  1. Заявление о предоставлении государственной услуги по осуществлению содействия в урегулировании коллективного трудового спора по форме.
  2. Выписка из протокола общего собрания (конференции) работников о наделении полномочиями представителя работников на разрешение коллективного трудового спора.
  3. Требования, изложенные в письменной форме работниками (их представителями), утвержденные на общем собрании (конференции) работников и направленные работодателю (представителю работодателя), в произвольной форме.
  4. Решение работодателя, (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) в произвольной форме.
  5. Документ, содержащий информацию о несообщении работодателем (его представителем) в течение двух рабочих дней со дня получения требований работников своего решения, в произвольной форме.

II. Дополнительные документы (в случае обращения доверенного лица заявителя/в случае обращения представителя заявителя):

  1. Паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность представителя гражданина, имеющего право на получение государственной услуги.
  2. Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя

Еще по теме:

  • Решение суда о взыскании неустойки осаго Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 августа 2017 г. N 35-КГ17-5 Суд отменил апелляционное определение об отказе во взыскании неустойки и судебных расходов, поскольку суд не учел, что наличие вступившего в законную силу судебного акта о взыскании со страховщика […]
  • Как оформить мед Книжки Медкнижки, личные медицинские книжки Если ваша будущая работа связана с продуктами, промтоварами, водой, если вас берут на работу в детское дошкольное учреждение или в школу, если вы работаете врачом — вы обязательно столкнётесь с необходимостью оформления личной медицинской книжки. […]
  • Правила для курьеров Правила для курьеров Работа курьером – казалось бы, что может быть на рынке труда проще? Нужно взять у отправителя посылку и отвезти ее по указанному адресу, используя любой доступный способ транспортировки. С первого взгляда, кажется, что нет никаких дополнительных нюансов и […]
  • Что нового при получении гражданства россии Присяга на российское гражданство и другие изменения в получении гражданства РФ с 1 сентября 1 сентября в силу вступил новый законопроект, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным 30 июля 2017 года. По этому документу с сегодняшнего дня присяга на гражданство РФ является […]
  • Закон мусорить 7 законов, которые россияне нарушают, не подозревая об этом 7 законов, которые россияне нарушают, не подозревая об этом АиФ.ru рассказывает, какие законы россияне часто нарушают, не догадываясь об этом, и что им за это будет. Парковка на газоне Это нарушение регламентирует региональный […]
  • Приказ о зачислении абитуриентов 2018 Приказы о зачислении 29.07.2018 Зачисление в пределах целевой и особой квоты, зачисление в магистратуру Приказ №332 (о зачислении на первый курс в пределах целевой квоты, магистратура, бюджет) Приказ №333 (о зачислении на первый курс в пределах целевой квоты, специалитет, бюджет) […]
  • Базовая ставка по осаго для категории а Тарифы Осаго в 2017-2018 году Согласно действующему закону Российской Федерации каждый автовладелец обязан оформить полис ОСАГО. Без этого документа управлять транспортным средством нельзя, нарушение закона грозит административным наказанием в виде штрафа. Поэтому к оформлению страховки […]
  • Как составить правила дружбы 6 секретов крепкой дружбы: международному дню дружбы посвящается Поделись и спроси мнение друзей! Общение МАТЬ УЧЕНИЯ! Говорят, друзей не может быть много, но даже для того, чтобы на протяжении многих лет сохранять дружбу с одним – единственным человеком, необходимо приложить немало […]