Правила лепки

ЛЕПКА ИЗ ГЛИНЫ

Разнообразие манер и жанров, богатство творческих индивидуальностей, обилие талантов — характерные черты в развитии сегодняшней советской скульптуры.

Скульптура малых форм. С древнейших времен люди лепили из глины, высекали из камня, резали из дерева и кости маленькие фигурки. И в некоторых местах эти малые скульптурки породили целые художественные направления, создали особый стиль в искусстве, которым мы восхищаемся до сих пор. Таковы, например, древнегреческие танагрские (от названия города) глиняные статуэтки IV—III вв. до н. э.

Скульптуру малых форм зачастую трудно бывает отделить от обыкновенных игрушек. Для забавы детей также создавали небольшие человеческие фигурки, изображения зверей, птиц, фантастических животных. Через игрушку в скульптуру малых форм проникал предметный мир — скамейки, повозки, сани, лодки, инструменты и т. д .

От игрушки скульптура малых форм, особенно выполненная из фарфора и фаянса, заимствовала и еще одну важную особенность — цвет. Современная станковая скульптура обычно сохраняет естественный цвет материала — камня, бронзы, дерева. Небольшие же статуэтки, как правило, расписываются: цвет активно используется для повышения художественной выразительности.

По содержанию скульптура малых форм исключительно разнообразна. Ей доступны и мир высоких чувств, и мягкий юмор, гротеск, карикатура.

Но преобладают в ней обычно бытовые фигурки, сцены и улыбчивое, светлое отношение к действительности.

Возьмите мягкий, легко поддающийся обработке материал; таким материалом может быть глина или пластилин.

Не слишком жидкая и не очень сухая, хорошо помятая глина является незаменимым скульптурным материалом. Она поддается малейшему давлению пальца, послушна формующему воздействию руки. Эти свойства глины называют пластичностью.

Сухую глину разбейте на мелкие куски, положите ровным слоем в таз или деревянный ящик без щелей, налейте воды почти вровень со слоем глины, покройте мокрой тряпкой.

Из глины можно сделать любые скульптурные композиции: плотные, компактные или с частями, разбросанными в сильном движении. В первом случае глиняная форма будет держаться самостоятельно, во втором для поддержания тяжелой и мягкой глины требуется устройство внутреннего твердого стержня — каркаса.

Без каркаса можно лепить фигуры сидящие или лежащие, композиции, главная тяжесть которых находится внизу или имеет достаточную опору. Подобно тому как, начиная рисунок, нужно расположить его определенным образом на листе бумаги, так и, начиная лепить, необходимо распределить массу глины в пространстве, т. е. в ширину, в вышину и в глубину, согласуясь с пропорциями данной натуры. Начинающим необходимо помнить два основных правила.

Первое правило: каждая скульптура должна иметь постамент той или иной формы, пропорционально соответствующий данной скульптуре, т. е. достаточно высокий и достаточно широкий. Постамент необходим как для опоры отдельных частей скульптуры, например ног, так и с точки зрения общей композиции. Он как бы обособляет скульптуру от окружающего и этим подобен раме в картине.

Второе правило: начинайте работать снизу, а не сверху. Скульптура строится, подобно дому, с фундамента, а не с крыши. Начинающие часто делают наоборот: сделав верх фигуры, не находят места для ног. Скульптура должна расти снизу вверх. После того как массы распределены соответственно натуре и им придано соответствующее движение, приступайте к оформлению их. Формы должны быть обобщенными, слитыми одна с другой, вытекать одна из другой.

Чем следует лепить? Важно привыкнуть работать пальцами. Пальцы — самый лучший, незаменимый инструмент. Глина формируется под давлением пальцев; они чувствуют сопротивление глины и то мускульное усилие, которое необходимо сделать, чтобы преодолеть это сопротивление. Скульптору необходимо это естественное чувство осязания развить до высокой степени, чтобы пальцы так же чувствовали форму, как глаз ее видит.

Старайтесь работать двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны (например, головы), ускорит процесс работы, поможет более органично связать все стороны скульптуры.

К помощи стека (деревянная палочка с плоскими округленными концами разной формы) прибегайте только для выработки деталей и для отделки поверхности. Им, так же как и пальцем, нужно скользить по форме, одновременно нажимая.

Чаще всего работа над скульптурой длится не один день. Откладывая работу на следующие дни, сохраняйте глину в сыром состоянии. Для этого скульптуру закрывайте мокрой тряпкой, смачивая ее по мере высыхания, или лучше клеенкой, которая долго сохраняет глину сырой и не портит поверхности.

Лепка моделей из глины. 84. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. Лепка является одной из самых продолжительных операций, требующих особого внимания во время выполнения работы.

Лепят по-разному, но чаще всего накладывают из глины общую форму изделия, а затем приступают к ее
После этого приступают к самой лепке, которую выполняют пальцами.

Для лепки намазывают из глины толстый слой фона, чертят на нем форму изделия, оставляя контуры, и приступают к лепке, но только не путем намазывания глины, а наоборот.

Правила лепки

Лепка из глины — интересное и полезное занятие. Лепка требует верного глаза, терпения и внимания. Она воспитывает упорство в труде, наблюдательность, воображение, художественный вкус.

Познакомимся с общими правилами лепки.

Лепить следует начинать с самых простых вещей, постепенно переходя к более сложным: геометрический орнамент, овощи, фрукты, листья, затем домашних животных и т. д.

Прежде чем начинать лепить, осмотрите предмет со всех сторон, пощупайте его пальцами. Затем поставьте его перед собой и начинайте лепить.

Возьмите из посуды глины столько, сколько нужно для работы. Хорошо помните ее и начинайте лепить. Лепите пальцами обеих рук. Начинайте лепить не с подробностей и деталей, а вначале постарайтесь придать глине общую форму предмета, который вы лепите.

Для начала лучше лепить какой-либо предмет в его натуральную величину. Поэтому размеры лепных вещей на первых порах должны быть не очень маленькие, но и не большие.

Самым верным и основным инструментом скульптора при работе с глиной являются, как мы уже говорили, пальцы рук. Поэтому в первую очередь надо научиться хорошо работать руками. Работают пальцами различно. В одном случае работают одним пальцем, в другом случае двумя, уплотняя, выравнивая, намазывая глину. Иногда лепят одной рукой, а второй поддерживают работу. Вылепив форму предмета в основном, приступают затем к окончательной проработке. Здесь уже без применения стеков не обойдешься. Проработка изделий производится преимущественно деревянными стеками. Стек с металлическим наконечником применяется в основном для того, чтобы снять лишнюю глину.

Рис. 230. Глиняные модели груши, картофеля и яблока.

Рис. 231. Модели различных листьев.

Рис. 232. Модели различных листьев.

Указать все приемы работы руками и стеками невозможно, потому что у каждого мастера имеются свои приемы и своя сноровка.

Работая пальцами или стеками и отделяя кусочки глины от скульптуры, их следует собирать в общий кусок, смачивая водой. Это уменьшает потери глины, обеспечивает чистоту рабочего места.

Подставки для мелких лепных изделий не требуется. Для крупных изделий подставки необходимы. В местах наложения глины в подставки забивают гвозди с железными или фанерными пластинами, которые будут удерживать глину на основании и предохранять ее от сползания. Это делают независимо от формы изделий.

Наложение фона и рисование контура

Когда подставка готова, на нее кладут глину, разравнивают ее по подставке толщиной от 1 до 5 сантиметров, в зависимости от размеров лепимой вещи, то-есть делают так называемый фон — плоскость, на которую будет нанесен рисунок. Размер фона делают на 5—7 сантиметров больше размеров лепимой вещи. Затем на фон острой иглой, шилом, гвоздем, карандашом или концом острого стека наносят контуры лепимой вещи. На контуре далее находят вспомогательные точки, которые необходимы для рельефных вещей. Точками могут служить забитые гвозди или наложенные глиняные бабки. Проверив и согласовав контурные линии и точки, а если нужно, поправив, приступают к лепке: сначала руками, а затем стеком.

Лепка геометрического орнамента

Разберем лепку простого геометрического орнамента на примере пирамиды.

Так как пирамида имеет остроконечную вершину, поднятую из середины основания, то лепить ее следует так: прежде всего накладываем на подставку глины и придаем ей руками форму пирамиды. Затем приступаем к ее проработке стеком. Следите за тем, чтобы вершина пирамиды приходилась точно на середине основания, а грани пирамиды были ровные и острые. Конечно, первая пирамида (или другая лепимая вещь) сначала выйдет недостаточно точной, по следующие работы, несомненно, будут лучше.

Рис. 233. Лепка пирамиды.

Мы рекомендуем, прежде чем приступить к лепке каких-либо вещей, вылепить различные геометрические фигуры выгнутой и вогнутой формы. Ведь каждая вылепленная вещь будет состоять из тех или иных геометрических фигур.

Тренировка по лепке геометрического орнамента очень полезна для начинающих. Научившись лепить геометрический орнамент, можно перейти к более сложному виду лепки — листьев, плодов, овощей и т. д.

Лепка листьев и плодов

До начала лепки плода его необходимо хорошо и тщательно осмотреть, подметить все особенности его строения. Затем на доску или мольберт накладывают фон, выравнивают его, рисуют контуры плода и образуют его основную форму. Проработку плода начинают с резко выступающих контуров.

Разберем, как лепить половину яблока. Накладывают фон, рисуют контуры яблока и накладывают глину. Глине придают форму, соответствующую яблоку. Затем выбирают стеком углубления и ведут детальную проработку яблока, придавая всем ранее нанесенным контурам резкость и четкость.

В таком же порядке лепят и листья, с той лишь разницей, что их лепят с одной лицевой стороны.

Разберем лепку листа. Делаем фон, хорошо его выравниваем и рисуем контур листа. По контуру накладываем глину, придавая ей форму листа. Затем стеком обрабатываем лист по контуру, проводим жилки, делая их более выпуклыми, срезая вокруг них глину стеком, то-есть делая тело листа вогнутым.

Рис. 234. Лепка листа (буквами указана последовательность работы):

А — модель; Б — нанесение контура; В — наложение глины; Г — обрезка глины по контуру; Д — образование жилок; Е, Ж, З, И — проработка деталей.

Рис. 235. Работа стеком.

Плоды, овощи, листья лучше всего лепить с натуры. Научившись лепить отдельные плоды и листья, можно приступить к лепке целого комплекса листьев: листьев с цветком, листьев с плодами, например дубовых листьев с желудями и т. д.

Вылепленные членами кружка различные овощи, плоды, листья, цветы могут быть потом использованы как наглядные учебные пособия на уроках.

Научившись лепить плоды, листья, цветы, можно попробовать вылепить орнамент состоящий из листьев, цветов и плодов.

Сложный орнамент лепится так. Разобрав последовательно, как лепить отдельные детали, потренировавшись в их лепке, приступают к лепке комбинированного орнамента в целом. Накладывают фон, наносят рисунок, придают глине определенную форму и приступают к проработке отдельных листьев, цветов, завитков.

Лепка различных изделий

Звезда. На подставку накладывают фон, вычерчивают контуры звезды, затем стеками прорабатывают концы звезды. После этого в центре ее рисуют серп и молот; накладывают по контуру глину и обрабатывают ее, придавая нужную форму серпа и молота.

Звезду можно вылепить и другим способом. На доску кладут нужной толщины слой глины, выравнивают его поверхность и вычерчивают контуры звезды и серпа и молота на ней, после чего глину обрезают по контурам звезды. Затем с помощью тонкой иглы глубоко процарапывают по контурам серпа и молота. Прорезав контуры, глину вокруг них срезают стеками, ножом или другими инструментами и исправляют стеками.

Рис. 236. Модель букета цветов.

1 — звезда; 2 — розетки; 3 — рамка, украшенная геометрическим орнаментом; 4 — рамка, украшенная растительным орнаментом.

1 — государственный герб СССР; 2 — герб РСФСР; 3 — герб УССР.

Рис. 239. Лошадь. Пластилин.

Симонов Евгений. Житомир. (VIII Всесоюзная выставка изобразительного творчества детей.)

Розетки бывают круглые, квадратные, ромбовидные, эллиптические и другой формы.

Служат они для разных целей, и в первую очередь для украшения зданий внутри и снаружи. Нам они пригодятся для украшения углов рамок. Лепят розетки следующим образом. Накладывают фон, на нем вычерчивают контуры, на контуры накладывают глину, придают ей нужную форму и приступают к проработке имеющихся листьев или другого орнамента.

Рамки бывают квадратные, круглые и овальные — эллиптические. Для украшения рамок на их лицевой стороне лепят различный орнамент. Форма орнамента и сложность его бывают различны. Порядок лепки рамки следующий. Прежде всего изготовляют основание рамки, затем наносят на ней контуры лепимого рисунка. После этого приступают к проработке.

Герб СССР лепится высоким рельефом. Профиль земного шара поднимается над венком. Поле между венком и полушарием делают плоским. Солнце делается также плоским, но немного возвышающимся над уровнем поля. Лучи, идущие от солнца, выступают рельефом. Звезда, серп, молот и сетка на земном шаре делаются выступающими. Края ленты, обвивающей колосья, слегка приподнимают. Венок имеет вид приплюснутого полуовала.

Лепят герб в следующем порядке: накладывают фон, на котором рисуют контуры герба. На контуры кладут глину, придавая ей форму деталей герба. Затем приступают к проработке деталей. Точно так же лепят и другие гербы.

Модели зданий. Очень многим членам кружка захочется вылепить дом, в котором они живут, школу, в которой они учатся, или какое-либо другое здание. Лепить здание можно в виде рельефа и в виде массива.

Рис. 240. Доярка. Гипс.

Калинин Димитрий. Москва. (VIII Всесоюзная выставка изобразительного творчества детей.)

Лепить рельеф здания лучше всего с фасада. Порядок лепки здания в рельефе существует такой: на щит наносят толстый слой глины — фон. На фоне намечают контур здания, ставя пометки в виде точек. По этим точкам проводят линии, образующие контуры стен, на которых отмечают их высоту до крыши, то-есть проводят вторую горизонтальную линию, параллельную первой. После этого намечают местоположение трубы, окон, дверей, крыльца и т. д. Определив основные контуры здания, глину вокруг контуров срезают. Вырезается глина до желаемой глубины и на местах окон и дверей. Крышу прочерчивают линиями, образующими как бы железо, черепицу, шифер или солому.

Если стены здания гладкие, их просто заглаживают, а если они сделаны из камней, то линии, ограничивающие камни, прорезают стеком. Затем, если фасад украшен резьбой, карнизами, приступают к их проработке.

В том случае, когда здание лепится в виде массива, поступают так: сначала сколачивают остов здания из тонких досок или фанеры. Остов оплетают тонкой проволокой или нитками, чтобы на нем крепче держалась глина. Затем остов укрепляют на листе фанеры или на деревянном щите и обкладывают глиной, выравнивая ее по остову линейкой.

Лепные украшения, имеющиеся на здании, прорабатываются после того, как вылеплены окна, двери, карнизы и крыша.

Объемная лепка

Рельефная лепка много проще объемной. Во-первых, при рельефной лепке лепить приходится только одну сторону. Во-вторых, для рельефной лепки не требуется устройства каркаса, а для объемных лепных изделий каркас почти всегда бывает обязателен.

Каркас можно сделать как металлический на деревянной подставке, так и деревянный, сколоченный из тоненьких реек.

Лепить птиц, животных можно и с чучел и с натуры. Из рыбы чучела не сделаешь, но ее можно установить в стеклянной банке, чтобы она не качалась, и залить 10-процентным раствором формалина. В таком состоянии рыба сохранится продолжительное время.

Различная посуда — чашки, графины, кувшины, тарелки, чайники, вазы — также может служить моделями.

Для лепки объемных вещей следует сделать прежде всего каркас и хорошую подставку — доску. Каркас крепится к подставке, и после этого приступают к накладыванию на него глины и ее проработке.

Глина накладывается на каркас руками так, чтобы она как можно плотнее прилегала к нему.

Научившись лепить простые объемные вещи, овощи, фрукты, посуду, можно приступить к лепке рыб, птиц, различных животных и человека.

Рис. 241. Порядок лепки вазы:

1 — модель; 2 — устройство каркаса; 3 — обкладка каркаса глиной; 4 — придание вазе формы; 5 — нанесение контура рисунка и проработка его.

Интересно вылепить домашних птиц — петуха, гусей, уток, кур, индюшек — и животных — корову, лошадь, козу, овцу, собаку, кошку и т. д.

Перед началом лепки следует присмотреться к повадкам птиц и животных, чтобы подметить наиболее характерное для них: наклон головы, изгиб туловища и т. д.

Вот куры мирно роются в траве, вот над ними появляется ястреб, они немедленно поднимают головы, настораживаются, а петух принимает угрожающую позу. Присмотритесь к клушке с цыплятами. Она отличается от обычной курицы. Клушка ходит нахохлившись, настороженно и не только роется в земле, добывая корм, но и внимательно наблюдает за всем окружающим.

Присмотритесь, например, к спящей кошке. Стоит пискнуть, как сон ее мгновенно пропадает, кошка настораживается, ее глаза округляются, взгляд становится напряженным, вся она подготавливается к тому, чтобы при необходимости совершить молниеносный прыжок. Подобные же наблюдения можно провести за собакой, коровой, лошадью, овцой, козой и т д.

Скульптуры животных и птиц обязательно требуют постамента, на котором они будут покоиться. На постаменте крепят каркас. Правильно сделанный каркас очень помогает работе.

Каркасы бывают деревянные и металлические. Предпочтение следует отдавать металлическим каркасам, которые делаются из проволоки и которым легко можно придать любую форму. Деревянные каркасы обладают тем недостатком, что они впитывают из материала, в частности глины, воду; глина быстро высыхает и трескается. Кроме того, намокая и высыхая, деревянный каркас коробится, и наложенная на него глина образует трещины. Чтобы каркас меньше коробился, его следует до обкладывания глиной хорошо намочить в воде.

Само собой разумеется, что каркас необходим только при лепке изделий большой величины.

Правила лепки

В разделе: Рукоделие | и в подразделах: глина. | Автор-компилятор статьи: Лев Александрович Дебаркадер

Продолжаем раздел «Рукоделие» и подраздел «Глина» статьёй Глина: основы лепки. Где расскажем вам, каковы основные приёмы, с помощью которых можно создать глиняную посуду разнообразных, но красивых форм. Ранее, в статье «Лепка из глины» мы уже сталкивались с основами лепки, и данная интересная статья призвана расширить и углубить изложенный раньше материал.

Кстати, если вы хотите сделать подарок любимым на день Валентина, то из глины также можно сделать отличные валентинки (подробнее про валентинки в целом можно прочесть в статье «Как сделать разнообразные валентинки»).

Глина: основы лепки отличаются от лепки с помощью пластилина. Лепка из глины отличается тем, что после изгтовления формы изделие необходимо обжечь, чтобы им можно было без особых опасений пользоваться. Хотя и необожжённые глиняные изделия прекрасно смотрятся в ключевых местах комнаты, украшая интерьер керамикой собственного изготовления. Если вы хотите, то можете вместо глины обычной пользоваться полимерной глиной — основы лепки керамики из полимерной глины аналогичны основам лепки из глины обычной.

Поэтому, плюс поскольку статья называется «основы лепки«, то мы пока не будем затрагивать основы приготовления глины, основы сушки, основы обжига глины. Так что если захочется прочности, можно пользоваться полимерной глиной. Если захочется оригинальности, можно остановиться на необожжённой глине обычной. А если появится доступ к муфельным печам или кузнечному горну, то можно и обжечь готовые изделия.

Кстати, по поводу подготовки глины: если вы хотите, то можете покупать обычную голубую глину без добавок и размачивать её, притом делать замес заранее, чтобы глина «вылежалась» до начала работы (1-2 недели). Залить нужно горячей водой (столько, чтобы на ее поверхности оставались только отдельные островки глины). После набухания массу нужно выложить на стол, застеленный грубой тканью и подождать, когда глина освободится от лишней воды и приобретет необходимую для работы влажность. При этом ее нужно периодически переворачивать и переминать.

В общем, для того, чтобы сделать несколько украшений или посуды, можно глину купить в магазине готовую. А для того, чтобы перейти к масштабному производству (например, для собственного бизнеса, что подробнее описано в статье «Гончарное дело и керамика: свой бизнес»).

Итак, предполагается, что у вас есть готовая к работе глина, которая:

  • пластична (к рукам не липнет), мягкая по консистенции, т.к. очень плотная, твердая консистенция глины затруднит работу;
  • освобождена от лишних тяжелых включений (просеять или перебрать руками глиняное тесто на ощупь, отщипывая и перебирая маленькими кусочками (складываете в «ласточкино гнездо»);
  • пробита, т.е. освобождена от пузырьков, иначе при обжиге ее разорвет на части;
  • обернута во влажную салфетку (тряпку) и упакована в плотный полиэтиленовый пакет во избежание засыхания. Можно использовать для хранения пластиковые закрываемые формы.

Самое время приступить к основам лепки из глины.

Так, работать с глиной следует двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны изделия, поможет более органично связать все в единое целое. В помощь рукам для лепки нужно использовать специальные инструменты — стеки. Основное их назначение – проработка мелких деталей, удаление лишней глины, присоединение мелких деталей к крупным, сглаживание отдельных частей изделия.

Работать над изделием начинают с основной, более крупной части. Например, при лепке животного сначала лепят туловище и голову, затем сравнивая по величине другие детали, соединяют их и самые мелкие лепят в последнюю очередь.

Любое соединение делается в следующей последовательности:

  1. Сначала на обеих соединяемых частях изделия делается насечка в виде сеточки стеком, ножом или зубочисткой (для мелких форм), затем промазывается шликером (сметанообразная смесь глины и воды).
  2. Присоединяется примазыванием с двух сторон (глина с верхней части заглаживается вниз) стеком или влажным пальцем.
  3. В некоторых случаях (в частности, при изготовлении посуды) для соединения частей изготавливается отдельный жгутик, который будет при наложении в месте соединения заглаживаться в обе стороны — вверх и вниз.

При этом шов должен быть незаметным, а соединение прочным. Это сохранит изделие от трещин и сколов, т.е. разрушения после высыхания. Можно в завершении воспользоваться влажной губкой для сглаживания шва.

Если работа не закончена сразу, то изделие необходимо сохранить, накрыв влажной тряпкой и полиэтиленом. При этом глина останется сырой, не испортится поверхность и работу над изделием можно будет продолжить в последующие дни. Перед завершением работы изделие при необходимости «выглаживается» влажной губкой, тряпкой или кисточкой.

Декорирование в процессе лепки может заключаться в тиснении изделий (нанесение оттисков), налепах элементов украшения или использовании различных глиняных масс по цвету; после высыхания и обжига — в росписи керамическими красками, глазурями и прочее, о чем более подробно в разделе декорирования.

Теперь немного про различные способы лепки

Есть две большие группы технологий работы с глиной (и любыми другими пластичными материалами). Первый способ — это создание полу-обЪёма, второй — работа с полным обЪёмом (в 3D, как говорится).

Создание полуобЪёма — это такие приёмы, которые создают как бы обЪём — но обЪём, привязанный к плоскости. Создание полуобЪёма может происходить с помощью:

  • вырезания материала из толщины глины, чем и формируется рисунок.
  • налепливания слоёв глины поверх основного пласта, образуя нужный рисунок.

Какой бы способ вы не использовали, в результате вы получаете рельеф, что-то наподобие:

Естественно, при работе в технике «рельеф» не обязательно делать сквозные отверстия, основной пласт глины может оставаться нерушимым.

Работа с обЪёмом (3D моделирование, так сказать), происходит действительно в обЪёме, во всех трёх измерениях. При этом изделие получается самостоятельное, и располагается в пространстве вне зависимости от исходного пласта глины. По сути, можно сказать, что обЪёмная глиняная фигура — это эволюционировавший полуобЪём, очень-очень выпуклый и оторвавшийся от подложки рельеф.

При создании обЪёма работу в процессе лепки нужно периодически осматривать со всех сторон, чтобы добиться правильных пропорций и соотношений его частей. Если этого не делать, а пользоваться привычкой с рисования на плоскости, то может получится нечто очень и очень непонятное — совсем не то, что хотелось.

Собственно обЪём из глины можно создавать несколькими способами, первая группа которых включает:

Конструктивный способ состоит в том, что предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. Затем мелкие части. Соответственно, все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали.

Пластический способ лепки из глины заключается в том, что лепка происходит из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины.

Если соединить конструктивный и пластический способы, то получится комбинированный способ лепки.

Вторая группа способов лепки предполагает, что изделие готовится из «строительных» элементов, заготовленных заранее и более менее одинаковых — из шариков, создавая нужную форму, а потом заглаживая, из полос или колбасок, накладывая их по кругу и формируя сосуд, и т.д.

Каждый из способов лепки в принципе взаимозаменяем, и при должном количестве практики разница между ними стирается. И особняком стоит упомянуть лепку с помощью гончарного круга — весьма интересный, но, к сожалению, не очень доступный способ изготовления глиняных изделий. И, в конце статьи даём основной совет по лепке из глины:

Оригами Расскраски

В настоящее время можно купить различные виды пластилина. Особенно хотелось бы выделить пластилин «Крайола», который не прилипает к рукам и другим предметам. Интересен немецкий пластилин, который после лепки окунается в кипяток и фигурка застывает. Недостаток один, такой пластилин возможно использовать всего 1 раз.

Рассмотрим с чего же начать процесс лепки из пластилина.

Лепить лучше на доске, стол накрыть бумагой или специальной для этих целей клеенкой. Для того что бы мебель в Вашей квартире не превратить в изделие из пластилина. Т.к. особенно отечественный пластилин достаточно трудно очищается с поверхностей.

Так же не будет лишним, если Вы постелите такую же бумагу под ножки малыша, что бы пол в Вашей квартире так же остался чистым.

Ну что же о чистоте квартиры мы позаботились, дальше о свете. Располагать источник света лучше так, что бы он освещал всю доску на которой будет происходить ваяние пластилиновых фигурок.

Следите что бы малыш не пробовал пластилин на вкус , не разбрасывал кусочки по квартире, а так же в момент работы не тер глазки ручками на которых находится пластилин.

После работы обязательно нужно вымыть руки от пластилина.

Рассмотрим базовые элементы:

Шар. Валик. Конус. Лепешка.

Для того что бы сделать шар, возьмите не большой кусочек пластилина, разомните его в руках, что бы он стал теплым и круговыми движениями сформируйте из кусочка шарик. Правда не сложно?

Делаем валик: так же начинаем с разминания кусочка пластилина, а далее раскатываем пластилин между ладошек. Только движения в этот раз не круговые, а поступательные — «туда-сюда».

Самый сложный элемент — конус. Но достигнем же совершенства. Итак разминаем кусочек пластилина и читаем дальше. Размяли? Скатаем шар и повторим первый элемент. Вот он шарик. Далее кладем шарик на дощечку и другой дощечкой начинаем раскатывать его в валик, при этом нажимаем дощечкой на один край сильнее чем на другой. Таким образом получаем конус. Вуаля. © Ловкость рук и никакого мошенничества

Делаем лепешку. Для этого снова катаем шарик и кладем его на дощечку. Пока шарик лежит мы тихонько кладем на него другую дощечку сверху и начинаем равномерно прижимать шарик. Шарик от этого действия начинает превращаться в лепешку. Вас не должно это пугать, т.к. пластилиновые шарики готов к таким событиям. Края лепешки могут даже потрескаться, для того что бы это исправить, нужно эти места сгладить руками. И вот она настоящая пластилиновая лепешка перед Вами.

Как бы не казалось что все вышесказанное элементарные вещи, но овладев этими методиками, вы сможете слепить различные фигуры.

Немного о смешивании.

Пластилин как и краски можно смешивать. Получая или однотонные или разноцветные кусочки. Для смешивания возьмите необходимые цвета пластилина и скатайте из них валик, затем согните валик пополам и снова раскатайте валик, повторяйте операцию пока не достигнете нужного результата. если результат не наступил, Вы вероятно взяли не те цвета 🙂

Не рекомендуется смешивать 3 цвета одновременно.

Если же Вы не хотите добавлять никакие цвета, то перед работой осмотрите брусок пластилина на наличие вкраплений пластилина другого цвета. Протрите рабочую доску. И после этого приступайте к лепке.

Лепка из глины для начинающих

Моя трехлетняя дочь любит лепить. Вместе мы осваиваем новые техники, материалы и формы для лепки. Сегодня я расскажу вам об особенностях лепки из глины для начинающих.

Лепка из пластилина, глины, соленого теста и иного пластичного материала хорошо успокаивает нервную систему самого подвижного малыша, увлекает самого беспокойного непоседу, успокаивает и умиротворяет. Лепка считается важным компонентом арт-терапии.

Лепка позволяет развивать мелкую моторику, расширяет пространственное мышление. Придумывая и воплощая с малышом фигуры из пластилина, глины или теста, родители стимулируют его познавательную активность, ребенок воображает, придумывает и обыгрывает то, что придумал.

Глина – материал для совместного творчества

Глина – самый пластичный и выгодный материал для лепки. Готовые изделия не ломаются, долго сохраняют форму. А самое важное, слепленные из глины вместе с малышом сказочные ручки для шкафчика, кукольный домик, счетный материал – грибочки, алфавит и т.д. хорошо дополнят интерьер детской комнаты и будут дороги ребенку.

В лепке из глины начинающим следует сразу определиться с видом материала. Глина бывает разная. Она может различаться по цвету, по консистенции, по пластичности и даже по наличию в ней воды.

Если во время работы на готовом изделии появляются трещины – это говорит о неправильной технике работы с материалом или о недостатке влаги в глине. Есть голубая глина, которую достаточно достать из упаковки и размять. Есть виды глины, требующие добавления воды при работе с ними.

Отдельно хочу выделить полимерную глину. Очень удачный материал для лепки. Полимерная глина бывает на основе ПВХ и пластикосвязующих средств, готовые изделия из такой глины нуждаются в запекании при температуре 110 градусов.

Другой вид полимерной глины состоит из комбинации натуральных компонентов и органических полимеров. Этот материал самозатвердевающий, готовые изделия в термической обработке не нуждаются.

Так как осваивать лепку мы решили вместе с детьми, то и полимерную глину надо выбирать безопасную в работе с малышами. Со своими детьми я использую самозатвердевающую полимерную глину Fimo Air, она содержит более 90% натуральных материалов, экологически чистая и хорошо подходят для детской лепки.

Рабочее место, приемы лепки

Лепка из глины для начинающих требует строгого соблюдения всех правил организации рабочего места. На столе перед лепкой следует:

  • расстелить клеенку или иной застилочный материал;
  • поставить пиалу наполовину наполненную водой;
  • приготовить сухое полотенце и влажную губку;
  • положить перед собой деревянный стек и пластиковую кисточку.

Теперь можно приступать к пробному уроку лепки из глины для начинающих. Глину вытаскиваем из пакета, коробки, пластикового ведерка. Раскатываем в жгут, или отщипываем куски. Разминаем заготовки.

Если глина слишком сухая и вот-вот раскрошится между пальцами, положите ее на стол, смочите кисть в воде и пройдитесь мокрой кистью по глине. Увлажняйте глину до тех пор, пока она не обретет нужной пластичности.

Внимание! В процессе лепки глина может немного липнуть к пальцам рук, для того, чтобы это не мешало, протирайте периодически руки полотенцем и влажной губкой.

Если на фигурке из глины появляются трещинки, аккуратно затрите их пальцем, смоченным в воде. Готовые изделия следует просушить в течение суток. Затем их можно раскрасить и украсить.

Единственное “но” в лепке из природной глины: обработка готового изделия. Если у вас нет муфельной печи, готовую фигурку из глины нужно просушить в течении 5-6 дней, например на подоконнике. Чтобы фигурка не потрескалась, накройте ее полиэтиленом на сутки.

Высохшее изделие зашкурьте и пропитайте клеем ПВА. Как только клей высохнет, можно раскрасить фигурку гуашью, темперой или акриловой краской. В качестве основы под краску вместо ПВА можно использовать акриловую грунтовку. Готовое изделие можно покрыть лаком.

Глиняные игрушки мастерской «Параскева», село Дивеево

Фигурки из глины в интерьере детской комнаты

С помощью лепки из глины можно декорировать любое пространство. Тем более – детскую комнату. Например, украсить лепниной ручки шкафов, кукольной мебели, стола или комода. Еще вместе с ребенком можно слепить материалы для ролевых и обучающих игр: фигурки овощей и фруктов в игру “Магазин”, счетный материал (цифры, знаки, фигуры), буквы для магнитной азбуки и многое другое.

Ручки для шкафа из полимерной глины. Мастер-класс по ссылке

Улитки из полимерной глины. Автор Afsaneh Tajvidi, Иран

Светильник “Полосатый кот” Автор: Евгения Жовнир

Буквы в детскую комнату. Автор Тамара Гадиева, Москва

Детский альбом. Буквы из полимерной глины. Автор Анастасия Озерова, Ростов-на-Дону

Домики-светильники из белой глины. Автор: Ирина Паньковская

Мои дети очень любят лепить. Я заметила, что с предметами, которые они сами слепили дети играют гораздо охотнее и очень любят свои глиняные фигурки. Лепка из глины для начинающих – это отличный повод научиться чему-то новому, а заодно подарить своему ребенку радость творчества!

Похожие записи:

Яна Данихнова

2 Comments

И я заметила, что сын любит играть с поделками из пластилина, таскает их везде, а я ругаю его, боюсь, что замажет все, сколько раз уже отдирала пластилин отовсюду. Про полимерную глину не слышала, поищу в магазинах.

Очень понравилась публикация! Очень информативная и интересная. После прочтения сразу захотелось слепить что-нибудь из глины:)
Я недавно отдавал свою дочь в кружок лепки из глины, но она не особо оценила его. Теперь думаю повторно отдать её, пусть развивает воображение и маторику)

Еще по теме:

  • Что даёт патент на полезную модель Заблуждения о патентовании В этой статье мы рассмотрим некоторые заблуждения, в которые верят молодые изобретатели или руководители фирм и состоявшихся компаний. Хотя само понятие «патент» и «патентование изобретений» достаточно плотно вошли в словарный запас бизнесменов, суть […]
  • Барабаш юрист Барабаш юрист Ольга Владимировна, здравствуйте! Прошу Вас дать совет по ЗПП. В интернет-магазине заказал костюм со скидкой в 1500 рублей. После получения и вскрытия заказа выяснилось, что прислали только верхнюю часть. Позвонил на горячую линию, сказали такого костюма в наличии больше […]
  • Задачи дидактический пособия Презентация к уроку по теме: Презентация дидактического пособия "Волшебный цветок" Данная презентация создана для демонстрации педагогам опыта работы по использованию дидактического пособия "Волшебный цветок" с целью ознакомления с пособием и методикой работы с ним, в рамках обобщения и […]
  • Правила составления сырной тарелки Сырная тарелка. Правила составления и подачи Если вы хотите устроить вечеринку или праздник, на котором будете угощать гостей вином, не забудьте подумать о сырной тарелке. Вообще во Франции ассорти из различных сыров традиционно подают после основного блюда или вместо десерта. В Италии […]
  • Что такое законы нлп Законы НЛП. Кратко. Подробно. Понятно. (первых 3 пункта) направление в психотерапии и практической психологии - основано на технике моделирования (копирования) вербального и невербального поведения людей, добившихся успеха в какой-либо области, и наборе связей между формами речи, […]
  • Не могу решиться на развод с женой Как развестись с женой? Казалось, что это было еще вчера: вы стояли рядом и клялись друг другу в вечной любви. Но прошло время, и жизнь внесла свои коррективы в ваши надежды и планы. Впереди развод. И не важно, по какой причине вы хотите уйти от жены. Факт остается фактом - пора […]
  • Пособие по уходу за стомами Уход за пациентом со стомой кишечника При опухоли кишечника, когда выделение испражнений через прямую кишку невозможно, в том или ином отделе кишечника делают искусственное отверстие.#tableba Важно правильно ухаживать за кожей вокруг калового свища во избежание мацерации. При правильном […]
  • Наследование с правом проживания Пожизненное проживание гражданского мужа без права наследования После развода купила однокомнатную квартиру, но некоторую сумму мне добавил новый гражданский муж. У него нет жилья, так как он оставил квартиру своей жене бывшей и сыну. У меня дочь и сын. К мужу отношусь очень хорошо и […]