Причины и условия экологических преступлений

Причины и условия экологической преступности

Экологическая преступность обусловливается как общими, так и специфическими причинами и условиями.

Общие причины экологической преступности можно определить как ряд экономических, социальных, политических, духовных и правовых обстоятельств, в совокупности формируют факторы для зарождения и развития экологической преступности.

Говоря об общих причинах экологической преступности, следует указать на сложившуюся в обществе систему взглядов, имеют значительные дефекты и деформации. Отсюда неадекватная оценка возможностей человека влиять на окружающую среду, также вредна мысль о неисчерпаемости природных ресурсов и имеет халатное, безразличное отношение к окружающей среде и природоохранного законодательства.

Среди специфических причин и условий экологической преступности можно выделить следующие: научно-технический прогресс; урбанизация; нерациональное ведение сельскохозяйственного производства; уничтожение лесного фонда; ведения хозяйственной деятельности с нарушением экологических требований; несовершенство законодательства.

Немаловажной причиной является недооценка экологической преступности и ее влияния на ухудшение условий жизни населения. Регистрируется лишь незначительная доля таких преступлений, увеличивается их латентная часть.

Причинами такого неблагополучия проявляются: долгосрочные последствия прошлого и современного промышленного и сельскохозяйственного загрязнения оборонной деятельностью; сокращение постов контроля качества воды, воздуха, почв не менее раза; повсеместные экологически опасные нарушения режима водоохранных зон; сокращение воспроизводства живых природных ресурсов; игнорирование опасности стихийных сил природы и др.

К специфическим причинам совершения экологических преступлений можно отнести: малоэффективную деятельность государственных органов управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования; несовершенство и непоследовательность в воплощении принципа разграничения хозяйственно-распорядительных и контрольно-надзорных функций в сфере охраны природы; недостаточную финансово-материальную база и обеспечение контрольно-инспекционных служб природоохранных органов.

Следует отметить, что под влиянием теневого сектора и образования значительных неконтролируемых средств постоянно увеличивается круг лиц, желающих заниматься одним из прибыльных видов противоправной экологической деятельности (незаконное рыболовство, морской промысел, лесозаготовка, охоты и др.). Достаточно распространенной является практика уничтожения лесов и отвода этой территории под хозяйственные и коммерческие объекты (здания и сооружения, развлекательные центры, санатории и т.). На основании решений руководителей местной или региональной власти без оформления необходимых разрешительных документов или вообще без каких-либо разрешений.

В большинстве случаев виновные не несут никакой ответственности, документы оформляются задним числом или вообще не оформляются. Даже после официального выявления нарушения и составления протоколов незаконное строительство в абсолютном большинстве случаев не останавливается, потому что «деньги уже вложены» и объект (лес) уже уничтожен.

Этому в значительной степени способствуют недостатки в применении законодательства, в частности, уголовного. Не обеспечивается принцип неотвратимости наказания за преступления в сфере экологии, не обнаруживаются все лица, которые были причастны к их совершению и, таким образом, не несут ответственность организаторы и пособия этих преступлений.

Практический пример работы УУП в области профилактики преступлений и правонарушений
В данном разделе я хочу привести пример работы УУП в области профилактики правонарушений. По адресу г.Раменское, ул. Гурьева, д. 6. проживали гражданин Байков В. М. и гражданин Байков М.С. (являющийс .

Федерации в области собственного бюджета
Основополагающим бюджетным правом субъектов Российской Федерации является право на собственный бюджет. В литературе указывается, что право на самостоятельный бюджет – основа бюджетно-правового статус .

Электронная библиотека

Экологическая преступность порождается как общими так и специфическими причинами.

К общим причинам относятся:

· неблагоприятная социально – экономическая ситуация в стране;

· неэффективность или отсутствие технических средств охраны и очистки окружающей среды;

· низкая экологическая культура населения, а также эффективность экологического воспитания и просвещения граждан;

· недостаточное финансирование, техническое оснащение, кадровое и иное обеспечение природоохранных служб

· несовершенство федерального и регионального законодательства об охране окружающей среды. Региональное законодательство в отдельных случаях противоречит федеральному, в результате чего экологические преступники могут безнаказанно причинять ущерб природе.

Качественный анализ экологических преступлений позволяет выделить специфические причины данного вида преступности, которые зависят от субъекта, типа и характера экологического преступления.

Отдельные граждане, как правило, совершают следующие преступления:

· незаконная охота (ст. 258 УК РФ)

· незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ)

· незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256 УК РФ)

2) по неосторожности – уничтожение или повреждение лесов (ч.1 ст. 261 УК РФ)

Причинами умышленных экологических преступлений, совершаемых российскими гражданами являются:

· недостатки в планировании, обеспечении и осуществлении различных промыслов;

· отсутствие достаточного развития правомерных средств удовлетворения потребностей;

· традиции природопользования (занятие охотой, рыбной ловлей, вырубкой леса);

· недостаток материальных средств;

· неэффективное действие законодательства, которое регламентирует уголовную и административную ответственность за экологические преступления;

· низкий уровень экологического правового сознания и др.

В отношении иностранных граждан, совершающих на территории России указанные преступления, основными факторами следует признать:

· просчеты государственных должностных лиц в организации перемещения частных лиц через границу;

· недостатки охраны государственной границы;

· коррумпированность ряда российских должностных лиц, которые дают разрешение на деятельность, наносящую ущерб экологии;

Для руководителей производственных, транспортных, сельскохозяйственных и добывающих предприятий характерны следующие виды экологических преступлений:

· нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ)

· загрязнение вод (ст. 250 УКРФ)

· загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ)

· загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ)

· порча земли (ст. 254 УК РФ)

· нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257 УК РФ)

Основными (специфическими) причинами этих преступлений являются:

· низкая технологическая культура: относительная и абсолютная (относительный аспект заключается в том, что технологический уровень России значительно отстаёт от развитых промышленных стран, абсолютный – в том, что отдельные виды производства невозможно сделать экологически чистыми, от них можно либо отказаться, либо вывезти их в отсталые страны);

· недостатки материальных средств у отечественных производителей для обеспечения экологической безопасности производственной деятельности, сельского хозяйства, транспорта, добывающей промышленности;

· нежелание производителей повышать себестоимость продукции за счет установки на производстве экологического оборудования.

Должностные экологические преступления отличаются, как правило, высокой общественной опасностью, нередко причиняют огромный экологический вред.

Экологические преступления как уже было упомянуто, могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Для лиц, совершающих правонарушение умышленно, характерны: эгоизм, пренебрежительное отношение к общественным интересам, игнорирование экологического законодательства, низкий уровень профессиональной подготовки, жестокость и др.

Должностные экологические преступления по неосторожности совершаются, как правило, лицами, которым свойственны легкомыслие, чувство вседозволенности, бесконтрольности, некомпетентность и др.

Наряду с характеристикой причин экологических преступлений, совершаемых должностными лицами и лицами, не занимающими должностного положения, целесообразно выделить причины сугубо ситуативных экологических преступлений, совершаемых на уровне индивидуального противоправного поведения.

Имеется в виду вандализм с хулиганской мотивацией.

Анализ ситуативно – личностных факторов указанной категории правонарушений показывает что для данной категории лиц присущ: правовой и экологический нигилизм, вседозволенность, раскрепощенность, безнаказанность и т.д.

Для борьбы с экологической преступностью выделяют 2 группы мер её предупреждения: общие и специальные.

Осуществление общих мер предупреждения этого вида преступлений связано с результатами действий социальных процессов в сфере взаимодействия общества и природы. Именно на макроуровне формируется долгосрочное антикриминогенное воздействие, способное формировать правомерное экологическое сознание и поведение, законность и правопорядок в сфере экологии.

Субъектами предупреждения всех уровней являются государство, ведомства, предприятия, общественные организации и формирования, отдельные граждане.

К общим мерам предупреждения экологических преступлений относятся меры социально- экономического характера, в частности:

· совершенствование промышленного производства и прежде всего горнодобывающих, металлургических, энергетических и иных отраслей производства, интенсивно воздействующих на окружающую среду;

· совершенствование сельскохозяйственного производства, развитие оптимальных технологий, направленных на бережливое отношение к земле, сохранению среды обитания диких животных;

· интенсивное развитие и эксплуатация современных видов транспорта на основе ресурсосбережения, уменьшения вредного воздействия на атмосферу, почву, воду.

Большую роль в предупреждении экологических преступлений должны сыграть соответствующие комитеты и комиссии, образуемые при структурах исполнительной и законодательной власти.

Важное значение в предупреждении данного вида преступности имеет и постоянное совершенствование экологоправового сознания как на общественном, так и на индивидуальном уровне.

К числу мер, направленных на совершенствование экологоправового воспитания относятся:

· формирование и развитие системы экологического воспитания граждан;

· пропаганда и информационная обеспеченность норм, устанавливающих ответственность за экологические преступления;

· информирование граждан об экологических угрозах;

· повышение социальной активности граждан, их нетерпимость и противодействия этим правонарушениям и др.

К специальным мерам предупреждения экологических преступлений относятся:

· контроль за экологически значимым поведением, включая соблюдение уголовно – правовых запретов;

· информирование соответствующих инстанций (адресатов) о выявленных факта экологических правонарушений либо обстоятельств, им способствующих;

· установление специального режима и перестройка технологии;

· нормативное запрещение определенных экологически вредных действий и др.

Объектами контроля являются отдельные природные комплексы, территории, водоемы, животный мир и т.п. Кроме того, контроль следует осуществлять за поведением отдельных групп людей и отдельных граждан (например, браконьеров).

· ведомственные органы контроля и др.

Методы контроля включают:

· наблюдение за состоянием природных объектов путем обходов, патрулирования, проведение рейдов, проверок;

· установление пропускного режима;

· изъятие орудия совершения экологических правонарушений и т.п.

Особое место в системе предупреждения экологических правонарушений занимает прокурорский надзор за исполнением природоохранного законодательства, надзор а исполнением законов об охране природы осуществляют м природоохранные прокуратуры.

Эффективными мерами профилактики экологических преступлений являются:

· представления, протесты и предостережения прокурора;

· представления следователей и частные определения судрв;

· решения и постановления общественных организаций, трудовых коллективов, собраний граждан.

· Важное профилактическое значение имеет дальнейшее совершенствование законодательства, регламентирующее охрану природы.

Причины, условия и предупреждение экологических преступлений

ОГЛАВЛЕНИЕ
1 ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ 3
2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 10
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 12

1 ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Экологическая преступность — относительно массовое социально-правовое явление, выражающееся в совокупности экологических преступлений, посягающих на отношения в сфере охраны окружающей среды, экологическую безопасность, экологические права граждан, защищаемые Конституцией РФ, причиняющие или способные причинить вред окружающей среде и здоровью человека.
Ответственность за экологические преступления предусмотрена ст. 246—262 гл. 26 «Экологические преступления» УК РФ.
Экологические преступления являются одним из наиболее распространенных и общественно опасных видов противоправных деяний, хотя законодатель только два из них считает тяжкими (ч. 3 ст. 247 и ч. 2 ст. 261 УК). Они представляют реальную угрозу национальной безопасности. Их последствия: катастрофическое ухудшение качества среды обитания, ведущее к снижению продолжительности жизни, увеличению заболеваемости, смертности и ухудшению генофонда нации; образование зон экологического неблагополучия и бедствия; деградация и истощение запасов природных ресурсов (снижение плодородия почв, сокращение рыбных, лесных, топливно-энергетических ресурсов, истощение минерального сырья); загрязнение воздушного бассейна и опасное изменение климата; ухудшение качества продуктов питания и товаров народного потребления; разрастание масштабов радиоактивного загрязнения; возрастание риска крупных экологических и техногенных катастроф; и др.
Очевидно, что деформации групповой общественной психологии как причин экологических преступлений порождаются и определяются, прежде всего, комплексом объективных экономических (базисных) отношений. Этот вывод подтверждают и данные социологического опроса, согласно которым 66 % опрошенных респондентов в качестве причин и условий, способствующих возникновению и существованию экологических преступлений, выделяют сложную экономическую ситуацию в стране.
Учитывая то, что значительная часть формирующих условий связана с экономическими отношениями (общепризнанно их базисное, основополагающее значение), необходимо отметить происходящие под их влиянием деформации экономической психологии.
Сопричиной экологических преступлений является, несомненно, деформации правосознания. Прежде всего, дефекты в указанной области проявляются в том, что люди не видят законных путей решения стоящих перед ними проблем, т. е. человек оценивает сложившуюся ситуацию как безвыходную, а закон, соответственно, воспринимает не как регулятор отношений в обществе, а только как препятствие на своем пути. Это вызывает отрицательную оценку права, отсутствие уважения к правовой системе, формирование правового нигилизма и как результат – нарушение закона (совершение преступления).
В данной связи (особенно применительно к экологическим преступлениям) нельзя обойти вниманием проблемы коррупции.
Дело в том, что отмечается высокий уровень субъективной латентности экологических преступлений (когда правоохранительные органы не реагируют должным образом на факты нарушений правил охраны природы, а, наоборот, скрывают определенный процент указанных правонарушений). Для рассматриваемого региона глобальной проблемой в настоящее время является охрана леса от незаконных порубок. Учитывая высокую доходность незаконного бизнеса в данной сфере, широкую распространенность, масштабность указанной деятельности на рассматриваемой территории, фактическое вытеснение законных лесопользователей и замены их криминальными, можно с уверенность заявить о сложившейся «системе содействия» со стороны должностных лиц указанным формам преступной деятельности (основанной, несомненно, на коррупции). Интерес представляет тот факт, что половина опрошенных (51 %) считают, что различные формы коррупции в лесопромышленном комплексе региона распространены повсеместно. Тем не менее, 43 % респондентов ответили, что им не известно о фактах коррупции в сфере лесопользования со стороны своих коллег или знакомых, 30 % указали, что это явление достаточно распространено и 27 % считают, что указанные факты имеют место быть, но не часто. А на вопрос: «Предлагали ли лично Вам деньги, услуги, иные формы «благодарности» в обмен на ваше содействие в сфере лесопользования?» – 84 % респондентов ответили, что с такими предложениями не сталкивались, 11 % указали, что имели место единичные случаи, и только 5 % признались, что такие предложения поступают достаточно часто.

Скачать реферат «Причины, условия и предупреждение экологических преступлений» DOC | TXT

§ 2. Причины экологических преступлений

Экологическая преступность порождена как общими, так и специфическими причинами.
Общие причины преступности коренятся в сфере противоречий, возникающих при взаимодействии человека и природы[338].

Эти противоречия существуют между человеком как частью природы и природой как целым; между возможностями общества, государства, региона по использованию окружающей среды, ее познанию и социальными потребностями; между социальным положением природных ресурсов (их форм собственности) и сложившимися способами их освоения; между обществом, социальной группой и индивидом как самостоятельными субъектами природопользования и природоохраны; между различными целями отдельных субъектов природопользования и природоохраны[339].
Указанные противоречия представляют собой сложные социальные процессы, которые, как упоминалось, в условиях неблагоприятного (экстенсивного) экономического развития создают устойчивые предпосылки для неправомерного и нередко преступного экологического поведения.
Говоря об общих причинах экологической преступности, уместно обратить внимание на сложившуюся систему взглядов, отражающую ярко выраженные устойчивые пробелы и деформации общественного экологического сознания. К ним в первую очередь относятся: явная переоценка возможностей человека, его якобы способности оптимально воздействовать на окружающую среду, своевременно познавать природу и процессы взаимодействия с ней; ложное мнение о неисчерпаемости природных ресурсов и нереальные оценки способности природы к самовосстановлению (регенерации); ориентация на сомнительные (нередко ложные) цели и приоритеты в сфере взаимодействия человека и природы; безразличное отношение к судьбе природы, ее состоянию, ущербу, нанесенному окружающей среде, ит. п.; явное неуважение к экологическому законодательству, регламентирующему взаимодействие человека и природы.
Определению специфических причин экологических преступлений во многом может способствовать их качественный анализ.
Изучение уголовных дел позволяет провести классификацию экологических преступлений на: 1) совершаемые должностными лицами; 2) совершаемые лицами, не занимающими должностного положения[340]. Эти преступления могут совершаться как
умышленно, так и по неосторожности, иметь корыстную или иную направленность.
Должностные экологические преступления отличаются, как правило, высокой общественной опасностью, нередко причиняют огромный, подчас трудновосполнимый экологический вред.
Связано это главным образом с тем, что противоречия, являющиеся причинами упомянутой группы должностных преступлений (между экономикой и экологией; между характером труда и экономическими, а подчас и политическими интересами отдельных ведомств, регионов, групп населения; между необходимыми и реально примененными методами управления, а также использованием технических ресурсов, технологий и т. п.), лежат в основе выполнения организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей. Именно в этой сфере осуществляются функции планирования, распределения, оперативного управления, создания организационных структур, контроля, технико-технологического и ресурсного обеспечения взаимодействия общества с окружающей средой.
Таким образом, число должностных лиц, которые могут принимать экологически важные решения, весьма значительно, причем в этих условиях повышается роль должностных лиц среднего звена, что снижает возможности социального контроля за своевременной нейтрализацией противоправной экологической деятельности. И на фоне, например, неправомерных в недавнем прошлом решений о судьбах Байкала, Арала, Севана, Ладоги, северных рек, контроль за осуществлением которых постоянно находился в зоне внимания общественности, что имело конкретное позитивное, антикриминогенное воздействие, в настоящее время ежегодно принимаются сотни решений, не поддающихся практически никакому контролю.
Негативное воздействие на противоправное экологическое поведение должностных лиц оказывают: ориентация на мнимое удешевление добычи полезных ископаемых и сырьевых ресурсов за счет отказа от своевременных природоохранных мероприятий; игнорирование побочных вредных последствий экологически значимой деятельности; неоправданное упрощение или ускорение производственного планирования неглубокой переработки и неполного использования природных ресурсов
и др.

Уместно привести данные об оценке участия отдельных отраслей производства и транспорта в загрязнении окружающей среды. На первом месте уже многие годы находится металлургическая промышленность, доля загрязнения от деятельности которой продолжает составлять около 40%. Почти 30% приходится на теплоэлектростанции, около 20% — на нефтедобывающую и химическую промышленность. Автомобильный транспорт вносит свою лепту в загрязнение окружающей атмосферы в пределах 10—15%, и примерно 7—10% приходится на остальные отрасли производства[341].
Экологические преступления могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Для лиц, совершающих правонарушения умышленно, характерны: эгоизм; пренебрежительное отношение к общественным интересам; игнорирование экологического законодательства; неудовлетворительная профессиональная подготовка; неоправданная жестокость, самодурство и др. Указанные свойства личности нередко имеют в конечном счете корыстную ориентацию (в прошлом — план любой ценой, ныне — прибыль, а как результат — незаслуженные награды, премии, продвижения по службе и т.

п.).
Должностные экологические преступления по неосторожности совершаются, как правило, лицами, которым свойственны легкомыслие, пренебрежение законами, регламентирующими охрану окружающей среды, некомпетентность и слабая профессиональная подготовленность, социальная пассивность, чувство вседозволенности и бесконтрольности и др.
Для личности должностных правонарушителей, совершающих как умышленные, так и неосторожные экологические преступления, характерен внешне устойчивый ореол законопослушных членов общества, который во многих отношениях не вызывает негативной реакции, чем затрудняется, как правило, своевременное предупреждение этих преступлений.
При рассмотрении причин экологических преступлений, совершаемых лицами, не занимающими должностного положения, целесообразно учитывать особенности, характер и основные виды противоправной деятельности. Прежде всего это незаконные рыболовство, охота, морской промысел, лесозаготовки.

К общим причинам этого ряда преступлений относятся: серьезные недостатки в планировании, обеспечении и осуществлении различных промыслов; отсутствие надлежащих условий для последовательного роста и развития правомерных, законных средств удовлетворения постоянно возрастающего спроса на продукты природной сферы (рыба, дичь, лес и т. п.); высочайшая степень «рентабельности» указанной категории преступлений. Как правило, это слабое, малоэффективное воздействие на преступную деятельность средств надзора и контроля; неэффективное действие законодательства, регламентирующего уголовную и административную ответственность за экологические преступления (безнаказанность отдельных преступников) и др.
К субъективным причинам относятся: низкий уровень экологического и правового сознания; позиции отдельных групп населения, заключающиеся в безразличии к преступлениям этого рода либо в наличии устойчивых деформаций, ориентированных на корыстное извлечение доходов от противоправных промыслов.
Большое значение в последнее время имеет и обнищание значительной части населения, безработица. В этих условиях доминирует стремление любым путем обеспечить себе и своим близким возможность выживания.
Причины указанных преступлений тесно связаны с экологогеографическими условиями, в которых осуществляется противоправная деятельность. Это главным образом зоны, где еще сохранилась возможность активного промысла.
В последнее время чаще стали совершаться и такие виды экологических преступлений, как неправомерная разработка недр, заготовка леса, сбор ягод, лекарственных растений (женьшеня, облепихи, ландыша), разовая заготовка елок и т. п. Нередко эта деятельность имеет массовый хищнический характер, обусловленный расширением черного рынка, который способен обеспечить сбыт любого количества природных ценностей, добытых браконьерами.
Под воздействием теневой экономики и образования значительных сумм неконтролируемых денежных масс постоянно расширяется круг лиц, желающих заниматься, например, одним из доходных видов противоправной экологической деятельности — незаконным рыбным промыслом. Так, более 70% злостных браконьеров, длительное время занимающихся ловом осетра, белуги, севрюги на территории Астраханской области,

имеют постоянных потребителей (скупщиков) икры, реализующих продукцию браконьерства по устойчивой, отработанной системе сбыта. Указанная деятельность в последние годы стала сферой устойчивых интересов со стороны организованной преступности, в том числе и международной (транснациональной).
Весьма незначительная часть браконьеров ориентируется на случайных покупателей, а доля правонарушителей, занимающихся незаконным промыслом для удовлетворения собственных потребностей (семьи, родственников, знакомых), составляет вообще мизерную часть.
Следует, правда, сказать, что масштабы промышленного негативного воздействия на водоемы (неправильная эксплуатация электростанций, залповые и иные загрязняющие сбросы вредных веществ и др.) значительно превышают ущерб, наносимый рыбному хозяйству браконьерами.
Наряду с характеристикой причин двух основных видов преступной экологической деятельности целесообразно выделить причины сугубо ситуативных экологических преступлений, совершаемых на уровне индивидуального противоправного поведения.
Имеется в виду вандализм с хулиганской мотивацией, например уничтожение лесных массивов. Прежде всего это лесные пожары, возникающие вследствие разведения костров, как правило, лицами, находящимися в нетрезвом состоянии, при сознательном грубом пренебрежении мерами предосторожности или при поджоге леса из хулиганских побуждений. Для этих и подобных правонарушений (незаконная порубка леса, загрязнение водоемов и воздуха, бессмысленный отстрел животных, в том числе занесенных в Красную книгу, и др.) характерна высокая латентность. В то же время ущерб от этих преступлений весьма велик.
Анализ ситуативно-личностных факторов указанной категории правонарушений показывает, что здесь взаимодействуют: обстановка мнимой свободы, раскрепощенности, вседозволенности; отсутствие сдерживающих начал; благоприятная ситуация для удовлетворения спонтанных желаний, связанных с противоправной экологической деятельностью, а также бескультурье, эгоизм, правовой и экологический нигилизм, циничное отношение к общественным ценностям и морали, низкий уровень применяемости норм ответственности за подобные преступные деяния и т. д.

§ 3. Причины и условия экологической преступности

Экологическая преступность порождена как общими, так и специфическими причинами. Общие причины преступности коренятся в сфере противоречий, возникающих при взаимодействии человека и природы. Противоречие наиболее общего характера заключается в том, что люди, являясь живыми существами, частью биосферы, выделились из природной среды, создали человеческое общество, которое в целом противостоит породившей их экосистеме Земли. Из этого вытекают противоречия частного характера, которые вызваны в последние годы негативными процессами, сопровождающими социальные и экономические преобразования, происходящие в стране.

Переориентация России с плановой на рыночную экономику наряду с определенными положительными результатами привела к расстыковке экономических и экологических интересов общества, государства и его граждан, ускорила процессы деградации окружающей природной среды, создала благоприятные условия для развития новых реальных стимулов совершения экологических преступлений.

Наиболее многочисленны эти стимулы в производственной сфере. Дело в том, что обеспечение экологической безопасности производства является достаточно дорогостоящим мероприятием, крайне обременительным. В результате именно на этих предприятиях все более широкое распространение получает незаконная экономия на средствах, подлежащих направлению на природоохранные цели. Самоустранение от разработки, финансирования и реализации мероприятий по охране природы все чаще оправдывается руководителями предприятий и предпринимателями как вызванное необходимостью избежать банкротства, сохранить рабочие места, снизить себестоимость выпускаемой продукции. Фактически в основе таких противоправных действий лежат иные экономические причины — стремление всеми способами, в том числе запрещенными законом, максимально обогатиться.

В развитых странах мира государство стимулирует развитие экологически чистых технологий налоговыми льготами, субсидиями, а предприятия, занимающиеся экологически грязным производством, государство разоряет путем суровых штрафных санкций. В ряде стран юридические лица являются субъектами уголовного права — они могут быть просто ликвидированы за совершение экологических преступлений, а их руководители, как физические лица, могут быть привлечены к уголовной ответственности. В нашей стране этому препятствует ряд обстоятельств: 1) в уголовном праве России отсутствует институт привлечения к ответственности юридических лиц; 2) отечественная экономика за годы реформ оказалась в столь бедственном положении, что многие предприятия находятся на грани банкротства и без штрафных санкций; 3) приостановка экологически вредных производств может негативно отразиться на бюджетных поступлениях государства, что чревато возникновением социальной напряженности, и т. д.

Рассматривая причинный комплекс экологических преступлений, необходимо отметить значительное усиление в последние годы зарубежной экспансии, посягающей на экологическую безопасность страны. Территория России все чаще используется зарубежными государствами и фирмами для хранения и захоронения радиоактивных материалов и высокотоксичных отходов, создания опасных для природной среды производств, внедрения экологически грязных технологий.

Иностранные рыболовецкие фирмы, группы браконьеров занимаются незаконным промыслом морских животных в наших территориальных водах, нарушают законодательство о континентальном шельфе и экономических зонах. При этом в преступную деятельность они активно вовлекают и россиян.

Говоря об общих причинах экологической преступности, следует обратить внимание на деформации общественного экологического сознания. К ним относятся: 1) явная переоценка возможностей человека, его якобы способность оптимально воздействовать на окружающую среду; 2) ложное мнение о неисчерпаемости природных ресурсов и нереальные оценки способности природы к самовосстановлению (регенерации); 3) безразличное отношение к судьбе

природы, ее состоянию, нанесенному ущербу окружающей среде, а также низкая экологическая культура широких слоев населения.

К причинам роста экологической преступности относятся: заметное снижение в последние годы уровня взаимодействия правоохранительных органов с природоохранными органами по совместному предупреждению, пресечению и раскрытию экологических преступлений; несовершенство системы государственных органов специального управления в области охраны окружающей природной среды и природопользования, их малоэффективная деятельность; слабое информационное обеспечение деятельности по организации борьбы с экологическими преступлениями; недостаточная материально-финансовая обеспеченность контрольно-инспекционных служб, слабая правовая и социальная защита инспекторского состава природоохранительных органов; отсутствие эффективного механизма участия общественности в борьбе с экологической преступностью1.

Росту экологической преступности способствует несовершенство современного российского законодательства. Некоторые нормативно-правовые акты содержат взаимопротиворечащие положения. Это относится, в частности, к законам Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об основных принципах организации местного самоуправления», «Об атомной энергетике» и Водному кодексу Российской Федерации.

Еще по теме:

  • Федеральным законом 418 фз Прокуратура Московской области С 1 января 2018 года на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», которым установлены основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с […]
  • Правила на соревнованиях по боевому самбо Правила самбо Основные правила соревнований по самбо В самбо разрешается применять броски, удержания и болевые приёмы на руки и ноги. В самбо броски можно проводить с помощью рук, ног и туловища. В самбо баллы присуждаются за броски и удержания. Бросок — это приём, с помощью […]
  • Осаго в туле 2018 Калькулятор ОСАГО в Тула на 2018 года Сделайте расчет на калькуляторе, и мы покажем вам где дешевле застраховать машину по ОСАГО в Тула Стоимость ОСАГО в компаниях: Результаты полученные на калькуляторе будут сохранены в Вашем личном кабинете. Вы всегда сможете их посмотреть и сделать […]
  • Налог на имущество за 2 квартал сроки Отчет по налогу на имущество в 2017 году Актуально на: 29 июня 2017 г. Организации, являющиеся плательщиками налога на имущество, должны отчитываться перед ИФНС по итогам отчетных периодов, а также по итогам года (ст. 386 НК РФ). Налог на имущество: отчетность в 2017 году По итогам […]
  • Что дает договор купли продажи автомобиля Что дает договор купли продажи автомобиля После оформления покупки. Одним из самых распространенных способов для продажи своего транспортного средства остается договор купли-продажи. Такой вариант особенно удобен тем, что данный документ может составить каждый человек, согласовав его как […]
  • Право на наследство опекуна у опекаемого Имеет ли право опекун на наследство опекаемого Вопросы опеки и попечительства детально урегулированы законодательством РФ. Это обеспечивает защиту прав самых уязвимых категорий граждан — недееспособных (ограниченно дееспособных) и несовершеннолетних. Но если с правами тех, кто под […]
  • Памятка по правилам поведения на водоемах Памятка по правилам поведения на водоемах В этом году весна пришла раньше обычного. Лед на реках почти весь сошел, а на закрытых водоемах ледяной покров еще остался и представляет определенную опасность. Очень опасно по нему ходить: в любой момент может рассыпаться с шипением под ногами […]
  • Закон 52-кз ставропольского края Ставропольский край: Закон № 52-кз от 27.11.2002 Ставропольский край Редакция устарела, новую редакцию можно найти здесь Внимание! В закон внесены изменения Принят Государственной Думой СК 21 ноября 2002 года (в ред. Законов СК от 16.10.2003 N 31-кз, от 07.06.2004 N 40-кз, от 29.11.2004 […]