Закон понятие и характеристика

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Теория государства и права

Закон — нормативно-правовой акт представительного высшего органа государственной власти (или гражданского общества /непосредственно народа/), который регулирует наиболее важные вопросы общественной жизни, устанавливает права и обязанности граждан, обладает высшей юридической силой и принимается с соблюдением особой законодательной процедуры.

Характеристика закона как правового документа высшей юридической силы означает, что:

— закон является непререкаемым, т.е. никакой другой орган, кроме законодательного, не может его отменить либо изменить;

Глава 17. Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 343

— все другие нормативные акты (государственных органов, общественных организаций, коммерческих корпораций) находятся «под» законом, являются подзаконными. Они основаны на законах и не противоречат им.

1.Акт строго определенных, высших по статусу субъектов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны (в Украине — Верховная Рада) или гражданского общества (непосредственно народа) (референдум);

2. Акт, который может быть только нормативным по содержанию (в отличие от акта применения норм права и акта толкования норм права);

4. Акт, принятый в строгом соответствии с конституцией и ранее принятыми законами, и не нуждающийся в дополнительном утверждении;

5. Акт, который может быть заменен, как правило, только законом и проверен на соответствие конституции только Конституционным судом;

6. Акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического «ранга»; все иные акты должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;

7. Акт, принятый с соблюдением особой законодательной процедуры, которая называется законодательный процесс.

Законы: понятие, признаки и классификация

Законы существуют с древнейших времен, ибо без них невозможно ни одно цивилизованное общество, они выступают универсальным регулятором общественных отношений. Но если раньше они носили, в основном, форму религиозных запретов, то теперь это юридическое понятие стало намного шире. Что в современном правовом обществе представляет собой закон?

Что принято понимать под понятием закон?

Законом называют специализированный нормативный акт, который принимает либо высший государственный орган (в России Парламент), либо непосредственно сам народ путем референдума. Закон наделен высшей юридической силой и призван регулировать ключевые, важнейшие общественные отношения. Именно он говорит, каким является государственный строй, какими правами и свободами наделены граждане, что входит в компетенцию каждого звена органов власти.

Отличие законов от всех остальных актов и состоит в том, то они называют самые главные, первичные нормы, а остальные правовые документы лишь конкретизируют и уточняют их. Закон не может быть отменен никем иным, кроме органа, его принявшего.

Какие признаки присущи законам?

1. Законы могут быть приняты только органом законодательной власти либо на референдуме.

2. Законы имею особы законодательно установленный порядок подготовки и принятия.

3. Закон – нормативный правовой акт высшей юридической силы.

4. Закон регулирует базовые и наиболее важные общественные отношения.

Виды (классификация) законов:

Поскольку законов в любом государстве достаточно много, естественно, они нуждаются в группировке по разным признакам. Исходя из этого, разработано несколько классификаций на разных основаниях. Рассмотрим их подробнее:

Классификация по юридической силе. Все законы делятся на 4 группы:

1. Конституция – основной свод законов государства. В ней отражены наиболее важные вопросы, и именно на ее положениях разрабатывается вся государственная нормативно-правовая база. В ней указаны ключевые права и свободы, определена форма правления и структура государственного устройства, а также рассматриваются иные важнейшие вопросы.

2. Федеральные конституционные – раскрывают наиболее важные положения Конституции. К числу конституционных относят законы о военном положении, о референдуме, о государственных символах РФ, о судебной системе и так далее. Все эти законы имеют учредительный характер.

3. Федеральные – дополнительно подразделяются на органические и обыкновенные. Все федеральные законы призваны регламентировать различные стороны человеческой жизни: социально-политические, общественные, духовные. К ним относят, к примеру, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Уголовный и так далее.

4. Законы отдельных субъектов Федерации. Их принимают представительные органы на местах, и действуют они только на определенной территории. Например, закон о социальных гарантиях в Саратовской области. Однако местные законы не могут вступать в противоречия ни с Конституцией, ни с федеральными нормативными актами.

Классификация по субъектам законотворчества. Все нормативные акты делят на две группы в зависимости от того, кем они были приняты: Парламентом или народом на референдуме.

Классификация по характеру. Выделяют две группы законов: текущие и чрезвычайные. Чрезвычайные законы вступают в силу в тот момент, когда государственный строй находится в опасности, например, если начались военные действия, произошла экологическая или техногенная катастрофа. В любом случае, они имеют временный характер.

Классификация по степени систематизации. Все законы делят на обыкновенные и кодификационные (органические). В последнюю группу внесены те нормативные акты, которые дополнительно систематизированы в кодексах: Уголовном, Гражданском и т. д. Они призваны полностью регламентировать отношения в определенной сфере жизни.

Значение законов для государства переоценить трудно. Именно благодаря ним существует государство, в котором каждый знает свои права и обязанности. Именно от того, насколько эффективно защищается закон, зависит прочность государственного устройства.

9.6. Закон: понятие и виды

Закон — это нормативно-правовой акт (НПА), принятый высшим законодательным органом или путем референдума, обладающий высшей юридической силой. К его признакам относятся:

нормативно-правовой акт, содержащий нормы права;

принимается путем всенародного голосования (референдума) или высшим законодательным органом — парламентом;

в силу указанного, закон обладает высшей юридической силой.

принимается в особом порядке;

не только регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения, но и устанавливают принципиальные положения правового ре-гулирования.

Виды законов. Законы РФ можно подразделять по субъектам, их принимающим, по юридической силе и по отраслям права. По субъектам принятия законы делятся на:

принятые на референдуме;

принятые Федеральным Собранием РФ;

законы субъектов федерации.

Путем референдума могут быть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации.

Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и на обычные федеральные (текущие) законы.

Конституционные федеральные законы принимаются по вопросам прямо указанным Конституцией РФ. К их числу относятся законы об изменении Конституции, кроме гл. 1 и 2 (ст. 136 Конституции РФ), о введении чрезвычайного положения (ст. 56), военного положения (ст.87), о принятии и образовании новых субъектов федерации и об изменении их статуса (ст. 65, 66), о Государственном флаге, гербе, гимне (ст. 70), о правительстве, о судебной системе и высших судебных инстанциях (ст. 118, 128).

Законы субъектов федерации принимаются в пределах полномочий этих субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, заключенными Российской Федерацией с отдельными субъектами.

Понятие, признаки и виды законов

Законэто нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

К признакам закона относятся следующие:

— он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

— порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;

— в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

— он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

— он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Виды законов по их юридической силе:

1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.);

3) федеральные законы — акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);

4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

— субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);

— предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

— сроку действия (постоянные законы и временные);

— характеру (текущие и чрезвычайные);

— сферам действия (общефедеральные и региональные);

— содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические ит.п.);

— степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — ГК РФ, УК РФ и т.д.);

— значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

— объему регулирования (общие и специальные).

Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды

Подзаконные актыэто изданные на основе и во исполнение законов акты. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов.

1) Указы Президента РФ — обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ), подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83-90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводиться указам, во многом с их помощью глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента РФ публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.)

2) Постановления Правительства РФ — обязательны к исполнению на территории Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3) Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службы лесного хозяйства России и т.п.

4) Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5) Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6) Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7) Локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

55. Закон: понятие, признаки, виды

Закон — это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом, строго определённом порядке и регулирующий наиболее важные стороны жизни общества и государства. Законы занимают ведущее место в системе нормативных актов, акты же остальных видов издаются на основе и во исполнение законов и поэтому называются подзаконными.

А) Законы принимаются высшими представительными органами в процессе законотворческой деятельности, а также всенародным голосованием — референдумом. В Российской Федерации законы принимаются как федеральными законодательными органами, так и законодательными органами субъектов РФ. Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции РФ, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта, порядок подписания и опубликования (ст.ст.104-108 Конституции РФ).

Б) Закон регулирует только устойчивые, типичные, значимые общественные отношения. Это установление или изменение конституционных прав; закрепление прав человека и гражданина; определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального устройства, методов осуществления государственной власти; фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры; определение общих начал уголовной ответственности; регламентация принципов местного самоуправления и пр.

В) Закон обладает высшей юридической силой. В силу этого он занимает особое место в системе нормативно-правовых актов, что является отражением его верховенства в этой системе. Все остальные акты должны исходить из закона и не противоречить ему.

Г) Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причём в строго оговорённом порядке. Так, акт референдума может быть изменён или отменён только в результате референдума. В условиях чрезвычайного положения, в строго определённом порядке, с последующим утверждением высшим законодательным органом приостановить или скорректировать закон могут президентские указы.

Виды законов (на примере Российской Федерации):

1) Конституция — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий и наделяющий компетенцией высшие федеральные органы государственной власти.

2) Федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией.

3) Законы Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

Под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается любое изменение текста глав 3 — 8 Конституции Российской Федерации: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции Российской Федерации. Одним законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста. При этом, Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации получает наименование, отражающее суть данной поправки (Федеральный закон от 4 марта 1998 г.№ 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»).

4) Федеральные законы — акты текущего законодательства, посвящённые различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества.

5) Законы субъектов федерации — издаются законодательными (представительными) органами субъектов федерации и распространяются только на соответствующую территорию субъекта Российской Федерации.

Еще по теме:

  • Принципы и законы экономики развития 3. Основные принципы экономической науки Один из главных принципов эко­номики — взаимодействие теории и прак­тики. Теория есть результат рационального мышления, познания законов и закономерностей экономического развития. Она является необходимым условием для выработки грамотных ре­шений, […]
  • Субсидия на коммуналку для пенсионеров Как пенсионеру получить субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг? Чтобы уменьшить расходы на оплату жилья и коммунальных услуг, многие пенсионеры, как, впрочем, и работающие россияне, вправе подать заявление в органы социальной защиты о назначении субсидий. Кто имеет право на […]
  • Все подробности о пенсиях работающих пенсионеров Работающие пенсионеры останутся без индексаций Правительство не будет индексировать пенсии работающих россиян в рамках пенсионной реформы, заявил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. Его цитирует ТАСС. «Мы видим, что работающие пенсионеры имеют более высокие темпы роста […]
  • Пособие при рождение мертвого ребенка Рождение первого мертвого ребенка и выплаты при рождении второго добрый день!первые роды были печальны. то есть ребенок умер до рождения как это указали врачи.на самом деле родился живым,а потом умер,ну не об этом. сейчас беременна вторым.Скажите пожалуйста денежные средства на ребенка я […]
  • Птэ тэ правила ПТЭТЭ — Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок В Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (ПТЭТЭ) изложены основные организационные и технические требования к эксплуатации тепловых энергоустановок, выполнение которых обеспечивает их исправное […]
  • Vin код автомобиля проверка на залог Как проверить машину на кредит или залог перед покупкой Собрались приобрести автомобиль и решили не переплачивать за машину из салона? Да и зачем, если на вторичном рынке можно купить автомобиль с небольшим пробегом, в отличном техническом состоянии, да еще и на порядок дешевле. А все ли […]
  • Ufs возврат билетов Запись на стене Владислав, вы можете вернуть как заказ целиком, так и отдельно любой электронный билет из заказа. Сделать это можно тремя способами: - В личном кабинете UFS- Через сервис «Ваш заказ» на сайте UFS - http://railway.ufs-online.ru/Rzhd/MicroCabinet/- В билетной […]
  • Учебно-методическое пособие определение Учебно-методическое пособие определение Часто у исследователей занятых научной работой и преподавателей возникает потребность в публикации учебного издания. Данный вид изданий имеет ряд особенностей, по сравнению с подготовкой научной монографии. Об этих особенностях и требованиях […]