Правила про орфографию

Предисловие

Предлагаемый справочник подготовлен Институтом русского языка им. В. В. Виноградова РАН и Орфографической комиссией при Отделении историко-филологических наук Российской академии наук. Он является результатом многолетней работы Орфографической комиссии, в состав которой входят лингвисты, преподаватели вузов, методисты, учителя средней школы.

В работе комиссии, многократно обсуждавшей и одобрившей текст справочника, приняли участие: канд. филол. наук Б. 3. Бук-чина, канд. филол. наук, профессор Н. С. Валгина, учитель русского языка и литературы С. В. Волков, доктор филол. наук, профессор В. П. Григорьев, доктор пед. наук, профессор А. Д. Дейкина, канд. филол. наук, доцент Е. В. Джанджакова, канд. филол. наук Н. А. Еськова, академик РАН А. А. Зализняк, канд. филол. наук О. Е. Иванова, канд. филол. наук О. Е. Кармакова, доктор филол. наук, профессор Л. Л. Касаткин, академик РАО В. Г. Костомаров, академик МАНПО и РАЕН О. А. Крылова, доктор филол. наук, профессор Л. П. Крысин, доктор филол. наук С. М. Кузьмина, доктор филол. наук, профессор О. В. Кукушкина, доктор филол. наук, профессор В. В. Лопатин (председатель комиссии), учитель русского языка и литературы В. В. Луховицкий, зав. лабораторией русского языка и литературы Московского института повышения квалификации работников образования Н. А. Нефедова, канд. филол. наук И. К. Сазонова, доктор филол. наук А. В. Суперанская, канд. филол. наук Л. К. Чельцова, доктор филол. наук, профессор А. Д. Шмелев, доктор филол. наук, профессор М. В. Шульга. Активное участие в обсуждении и редактировании текста правил принимали недавно ушедшие из жизни члены комиссии: доктора филол. наук, профессора В. Ф. Иванова, Б. С. Шварцкопф, Е. Н. Ширяев, кандидат филол. наук Н. В. Соловьев.

Основной задачей этой работы была подготовка полного и отвечающего современному состоянию русского языка текста правил русского правописания. Действующие до сих пор «Правила русской орфографии и пунктуации», официально утвержденные в 1956 г., были первым общеобязательным сводом правил, ликвидировавшим разнобой в правописании. Со времени их выхода прошло ровно полвека, на их основе были созданы многочисленные пособия и методические разработки. Естественно, что за это время в формулировках «Правил» обнаружился ряд существенных пропусков и неточностей.

Неполнота «Правил» 1956 г. в большой степени объясняется изменениями, произошедшими в самом языке: появилось много новых слов и типов слов, написание которых «Правилами» не регламентировано. Например, в современном языке активизировались единицы, стоящие на грани между словом и частью слова; среди них появились такие, как мини, макси, видео, аудио, медиа, ретро и др. В «Правилах» 1956 г. нельзя найти ответ на вопрос, писать ли такие единицы слитно со следующей частью слова или через дефис. Устарели многие рекомендации по употреблению прописных букв. Нуждаются в уточнениях и дополнениях правила пунктуации, отражающие стилистическое многообразие и динамичность современной речи, особенно в массовой печати.

Таким образом, подготовленный текст правил русского правописания не только отражает нормы, зафиксированные в «Правилах» 1956 г., но и во многих случаях дополняет и уточняет их с учетом современной практики письма.

Регламентируя правописание, данный справочник, естественно, не может охватить и исчерпать все конкретные сложные случаи написания слов. В этих случаях необходимо обращаться к орфографическим словарям. Наиболее полным нормативным словарем является в настоящее время академический «Русский орфографический словарь» (изд. 2-е, М., 2005), содержащий 180 тысяч слов.

Данный справочник по русскому правописанию предназначается для преподавателей русского языка, редакционно-издательских работников, всех пишущих по-русски.

Для облегчения пользования справочником текст правил дополняется указателями слов и предметным указателем.

Составители приносят благодарность всем научным и образовательным учреждениям, принявшим участие в обсуждении концепции и текста правил русского правописания, составивших этот справочник.

Основные принципы орфографии

Первая часть орфографии — буквенное обозначение звукового состава слов — это основная ее часть, так как она более остальных частей соответствует общему буквенно-звуковому типу современного русского письма и непосредственно связана с двумя другими факторами письма — алфавитом и графикой. Основной принцип этой части и русской орфографии в целом — морфологический.

Морфологический принцип орфографии состоит в требовании (или установлении) единообразного (в пределах позиционного чередования звуков) написания морфем (каждой конкретной морфемы в отдельности: данного корня, данного суффикса и т.д.), даже если при изменении фонетических положений они произносятся различно. Например: корень слова город должен писаться всегда одинаково — город-, хотя в составе разных слов и словоформ он произносится по-разному: [го́рът], [го́ръд]а, [гърɅд]а́, при́[гърът] и т.п. Через единообразное обозначение морфем достигается единообразное написание слов, что является конечной целью орфографии.

Но морфологический принцип — не единственно возможный принцип орфографии буквенно-звукового письма. В русском письме имеются и другие принципы орфографии: фонетический (или чисто звуковой), фонематический (фонемный), исторический (традиционный) и др. (выделяют также дифференцирующий принцип).

Фонетический принцип орфографии ориентирует письмо непосредственно на произношение: его основное правило — «Пиши, как произносишь!». Единообразное написание слов достигается при этом через единообразное обозначение отдельных звуков речи. Фонетический принцип используется, например, в сербской и белорусской орфографии. В русском письме на основе этого принципа были бы возможны написания типа вада, сат, горат, пити и т.п. Фонетически пишутся приставки на з (с): раздатьрастащить и др.

При фонематическом принципе единообразное написание слов достигается через единообразное обозначение фонем. Некоторые исследователи считают, что современная русская орфография построена именно на этом принципе. Пишется гора, сад, так как в корнях этих слов, с точки зрения московской фонологической школы, фонемы /о/ и /д/. С точки зрения петербургской школы, здесь соответственно фонемы /а/ и /т/. В целом руководствоваться фонематическим принципом очень трудно.

Исторический принцип орфографии отстаивает традиционное написание. Его основное требование можно кратко выразить формулой: «Пиши, как писали раньше!» (Этот принцип широко используется в английской орфографии.) Традиционно пишется о в словах один, овес, собака и др.

Дифференцирующий принцип состоит в различении на письме неразличимого при произношении, хотя и различного по значению: кампания и компания, плач (сущ.) — плачь (повел., накл. глаг.), туштушь.

Руководствуясь фонетическим принципом, трудно при письме следить за произношением. Кроме того, произношение не имеет строгого единообразия: не без основания можно сказать, что каждый говорит и слышит по-своему. Если руководствоваться только фонетическим принципом, то достичь единообразия в письме практически невозможно.

Фонематический принцип потребует от пишущих очень сложной и трудной работы по переводу конкретных звуков речи — вариантов фонем — в фонемы. Кроме того, вопрос о фонемном составе слов не решен. Поэтому если одни и те же факты письма могут быть истолкованы с точки зрения и фонематического, и морфологического принципа, как это отмечается для многих написаний (сад, гора, часы и т.п.), то проще истолковывать их морфологически и сам принцип считать морфологическим.

Исторический принцип орфографии рассчитан главным образом на память и вследствие этого весьма нерационален.

Дифференцирующий принцип имеет очень узкую сферу применения — различение на письме некоторых омонимов (омофонов). Поэтому его обычно даже и не считают принципом, а говорят лишь о дифференцирующих написаниях.

В отличие от других принципов, морфологический принцип орфографии характеризуется высокой осмысленностью и значительной простотой. Орфография, основанная на морфологическом принципе, представляется наиболее совершенной и перспективной.

Части орфографии

Термин орфография (от греч. orthos — правильный и grapho — пишу) в буквальном переводе на русский язык означает правописание. В современном понимании орфография — это система правил написания слов. Правила эти не однотипны, поэтому и в самой орфографии выделяется несколько относительно самостоятельных частей.

1. Буквенное обозначение звукового состава слов. Эта часть орфографии является непосредственным продолжением графики (и алфавита). Поэтому общая задача буквенного обозначения звукового состава слов решается графикой и орфографией совместно. Например (орфографическая часть выделена): город, поддержка, возьми и т.п. Все другие части орфографии с графикой несопоставимы.

2. Раздельные, слитные и полуслитные (через дефис) написания: никто, ни к кому, кое-кто; сделано по-твоему и т.п.

3. Употребление прописных (больших, заглавных) и строч- ных(малых) букв: орел — птица, Орел — город и т.п.

4. Правила переноса — правила, позволяющие одну часть слова написать в конце одной строки, а другую часть — в начале следующей строки: пи-сьмо или пись-мо, но не «п-исьмо», «письмо», «письм-о».

5. Графические (буквенные) сокращения слов: сокращение слов на письме: сознаниес., созн., но не «со.», «соз.», «созна.» и т.п.

Части орфографии различаются не только предметом, но и общими принципами, лежащими в основе их конкретных правил. Принципы орфографии — это основные, исходные начала, на которых строятся и обобщаются конкретные правила. Принципы являются ориентиром достижения основной цели орфографии — единообразного написания.

Материал (3 класс) по теме:
Правила орфографии в начальной школе.

Правила орфографии изучаемые в начальной школе. Помогают делать работу над ошибками и повторять пройденные правила.

Предварительный просмотр:

Правила орфографии, изучаемые в начальной школе

1. Слова в предложении пишутся раздельно. (По тропинке

дети дошли до леса.)

2 . Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

( М ы учимся в школе.)

3. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. (В школьном саду растут яблони. Хорошо летом на реке ? Красивы деревья осенью ! )

4. С большой буквы пишутся:

— фамилия, имя, отчество ( С мирнов Н иколай И ванович);

— клички животных (собака Д ружок, кот М урзик, корова К расавка);

— названия городов, сел, деревень, рек, озер, морей, океанов, континентов, стран, гор, улиц, переулков (город К алуга, село В оло-во, деревня Л иповка, река У па, озеро Б айкал, Б алтийское море, Т ихий океан , А зия, Ф ранция, У ральские горы, улица П риморская, П ушкинский переулок).

5 . Сочетания ЖИ — ШИ пиши с буквой И. (Эта жи , ланды ши ,

6. Сочетания ЧА — ЩА пиши с буквой А. ( Ча йник, зада ча , ча сто, ща вель.)

7. Сочетания ЧУ — ЩУ пиши с буквой У. (Мол чу , кри чу, щу ка,

8. В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ Ь не пишется. (Со чн ая, ру чн ая,

печка, ручка, нянчить.)

9. Слова с одной строки на другую переносятся по слогам.

— нельзя одну букву оставлять или переносить на другую строку (се- мья , вок- зал , мура- вей );

— нельзя отделять буквы Ь, Й от стоящей впереди буквы (май

— у слов с двойными согласными одну букву оставляют на

строке, а другую переносят (гру п-п а, шо с-с е).

10. Слова с парным согласным звуком в середине и на конце слова нужно проверять. Для этого слово необходимо изменить так, чтобы парный согласный оказался в слиянии с гласными (площаДка -площа Д ь — площаДи; мороЗко — мороЗ — мороЗы).

11.1 Безударные гласные в корне проверяй ударением. Для этого измени слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (слова — сло’во, объединить — еди’ный, писать — пи’шет, объяснить-я’сно).

11.2 Слова с двумя безударными гласными в корне проверяй двумя проверочными словами (г о л о са — г о лос — подгол о сок; п о л о са -п о лосы — пол о ‘ска).

11.3 В некоторых словах безударные гласные не проверяются. О правописании таких слов справляйся в словаре (канава, посуда, тетрадь, язык, народ, ягода, ученик, январь).

12. Разделительный Ь пиши в корне слова после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я, О (ателЬе, полЬёт, ручЬи, вЬюга, деревЬя, булЬон).

13. В некоторых словах рядом пишутся две одинаковые буквы. О правописании таких слов справляйся в словаре (клаССный, коЛЛекция, суББота, аЛЛея, теРРаса).

14. Предлог — слово. Пиши его раздельно с другими словами. (НА краю деревни растет березовая роща. ИЗ-ЗА горизонта поднялось багровое солнце. ОТ него разошлись яркие лучи.)

15. Запомни написание предлогов О, ОБ, ПО, ПОД, ДО, ОТ, ОКОЛО, ЗА, НА, НАД, С, К, ИЗ, БЕЗ (К нему, С ней, ОКОЛО опушки, ДО калитки, ПОД горой).

16 . Запомни! Корень в родственных словах пишется одинаково ( ХОЛОД , ХОЛОД ный, ХОЛОД ать, ХОЛОД ильник).

17. Непроизносимые согласные в корне слова проверяй! Для этого измени слово так, чтобы непроизносимый согласный звучал отчётливо (звёз Д ный – звезДа, радос Т ный – радосТь, доблес Т ный – доблесТь, здра В ствуйте – здраВие)

18. Разделительный твёрдый знак пиши после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными Е, Ё, Ю, Я Ъ (с ЪЕ л, с ЪЁ мка, об ЪЯ снить, пред ЪЮ билейный).

19. На конце существительных женского рода после шипящих пиши Ь (мыШь, диЧь, веЩь, пеЧь, роЖь).

20. На конце существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется (гараЖ, шалаШ, кирпиЧ, плаЩ).

21 . НЕ с глаголами пиши раздельно (НЕ смотри, НЕ пишет, НЕ растет, НЕ был).

22. Не путай приставку с предлогом! Приставка — часть слова, на письме от корня не отделяется (ОТОшел, Сдача, ПРИплыл, ПРЕ-красный).

23. Приставки В- (ВО-), С- (СО-), О-, ОБ- (ОБО-), ОТ- (ОТО-), ДО-, ПО-, ПОД- (ПОДО-), ПРО-, ЗА-, НА-, НАД-, ВЫ-, ПЕРЕ- на письме не изменяются (НАДписать, Сбросить, ОБОгнать, ПРО-думать, ПОДОбрать).

24. Запомни самые трудные случаи написания падежных окончаний имен существительных.

1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение

Р. — И (книгИ) — И (матерИ)

Д.-Е (книгЕ) — И (матерИ)

П.-Е(о книгЕ) — Е (о деревЕ) — И (о матерИ)

25. Окончания прилагательных проверяй вопросом, поставленным от существительного (неба (какОГО?) голубОГО, синЕГО; рощи (какОЙ?) старОЙ, дальнЕЙ).

26. Различай безударные окончания глаголов!

Icnp. -ЕМ П спр. -ИМ

— ЕТЕ — ИТЕ -УТ(ЮТ) -АТ(ЯТ)

Запомни! Ко второму спряжению относятся:

— все глаголы на -ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ);

— семь глаголов на -ЕТЬ: СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ;

— четыре глагола на -АТЬ: СЛЫШАТЬ, ДЫШАТЬ, ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ.

27. В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -Л- пи шется та же гласная, которая пишется в неопределенной форме глагола перед -ТЬ [сеЯть — сеЯл, клеИть — клеИл, видЕть — видЕл).

28. В окончаниях глагола 2-го лица (-ЕШЬ, -ИШЬ) пишется Ь (глядИШЬ, пишЕШЬ, сеЕШЬ, думаЕШЬ, смотрИШЬся).

29. В глаголах 3-го лица единственного числа Ь не пишется. Не путай эту форму с неопределенной формой глагола. Проверяй вопросом.

Неопред, форма 3-е лицо ед. ч.

смеяться (что делать?) смеется (что делает?)

умыться (что сделать?) умоется (что сделает?)

Дети должны отчетливо представлять себе, что в русском языке все слова условно можно разделить на три группы: слова, которые слышатся и пишутся одинаково (мама, папа, стол, стул и т.д.); слышатся и пишутся по-разному, но их написание можно проверить, объяснить правилом (ШИна, ПО тропинке, услыШИШЬ и т.д.); слышатся и пишутся по-разному, но их написание нельзя проверить, объяснить правилом (сОбака, сОловей, сОрОка). Написание этих слов следует проверять по словарю и запоминать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это одежда мысли, по кото.

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступ.

Данный перечень подборки слов на различные правила в начальной школе, позволит учащимся 1-4 классов лучше усвоит материал по орфорграфии, обогатит словарный запас обучающихся. Поможет углубит зн.

Тема данной работы «Система работы по орфографии в начальной школе» выбрана не случайно. Ведь значение орфографической грамотности очень велико. Современное поколение отличается безграмотностью и, не.

Презентация содержит все правила,которые изучают в начальной школе.

Статья о трудностях и путях преодоления в обучении орфогрфии в начальной школе.

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник.

М.: Эксмо, 2007. — 480с.

Справочник представляет собой новую редакцию действующих «Правил русской орфографии и пунктуации», ориентирован на полноту правил, современность языкового материала, учитывает существующую практику письма.

Полный академический справочник предназначен для самого широкого круга читателей.

Формат: doc / zip (2009)

Скачать / Download файл

Формат: doc / zip (2007)

Скачать / Download файл

Предлагаемый справочник подготовлен Институтом русского языка им. В. В. Виноградова РАН и Орфографической комиссией при Отделении историко-филологических наук Российской академии наук. Он является результатом многолетней работы Орфографической комиссии, в состав которой входят лингвисты, преподаватели вузов, методисты, учителя средней школы. Основной задачей этой работы была подготовка полного и отвечающего современному состоянию русского языка текста правил русского правописания. Действующие до сих пор «Правила русской орфографии и пунктуации», официально утвержденные в 1956 г., были первым общеобязательным сводом правил, ликвидировавшим разнобой в правописании. Со времени их выхода прошло ровно полвека, на их основе были созданы многочисленные пособия и методические разработки. Естественно, что за это время в формулировках «Правил» обнаружился ряд существенных пропусков и неточностей.

Неполнота «Правил» 1956 г. в большой степени объясняется изменениями, произошедшими в самом языке: появилось много новых слов и типов слов, написание которых «Правилами» не регламентировано. Например, в современном языке активизировались единицы, стоящие на грани между словом и частью слова; среди них появились такие, как мини, макси, видео, аудио, медиа, ретро и др. В «Правилах» 1956 г. нельзя найти ответ на вопрос, писать ли такие единицы слитно со следующей частью слова или через дефис. Устарели многие рекомендации по употреблению прописных букв. Нуждаются в уточнениях и дополнениях правила пунктуации, отражающие стилистическое многообразие и динамичность современной речи, особенно в массовой печати.

Таким образом, подготовленный текст правил русского правописания не только отражает нормы, зафиксированные в «Правилах» 1956 г., но и во многих случаях дополняет и уточняет их с учетом современной практики письма. Регламентируя правописание, данный справочник, естественно, не может охватить и исчерпать все конкретные сложные случаи написания слов. В этих случаях необходимо обращаться к орфографическим словарям. Наиболее полным нормативным словарем является в настоящее время академический «Русский орфографический словарь» (изд. 2-е, М., 2005), содержащий 180 тысяч слов. Данный справочник по русскому правописанию предназначается для преподавателей русского языка, редакционно-издательских работников, всех пишущих по-русски. Для облегчения пользования справочником текст правил дополняется указателями слов и предметным указателем. Составители приносят благодарность всем научным и образовательным учреждениям, принявшим участие в обсуждении концепции и текста правил русского правописания, составивших этот справочник.

Общие сведения о русском письме 11

Основной принцип употребления букв 12

Основной принцип передачи на письме значимых частей слов 14

Особенности написания некоторых категорий слов 16

Правила употребления букв 17

Общие правила 17

Гласные не после шипящих и ц 17

Буквы а — я,у — ю 17

Употребление буквы ё в текстах разного назначения 20

Гласные после шипящих и ц 26

Буквы о, ё, е после шипящих 27

Буквы о, ё, е на месте ударных гласных 27

Буквы о, е на месте безударных гласных 33

Буквы о и е после ц 34

Буква э после шипящих и ц 34

Разделительные ъ и ь 36

Буква ь как знак мягкости согласного 37

Буква ь в некоторых грамматических формах 39

Не после шипящих 39

После шипящих 40

Правила написания значимых частей слова (морфем) 40

Правописание безударных гласных 40

Безударные гласные в корнях 41

Особенности написания отдельных корней 42

Безударные гласные в приставках 51

Безударные гласные в суффиксах 54

Особенности написания отдельных суффиксов 59

Безударные беглые гласные в корнях и суффиксах имен существительных и прилагательных 69

Безударные соединительные гласные 72

Безударные гласные в падежных окончаниях 74

Безударные гласные в глагольных формах 79

Гласные в глагольных окончаниях 79

Гласные в инфинитиве (неопределенной форме) перед -ть 82

Безударные частицы не пни 83

Правописание согласных 88

Глухие и звонкие согласные 88

Непроизносимые согласные 92

Группы согласных на стыке значимых частей слова 93

Буквы н и ш перед н и т 97

Буква г в окончании -ого (-его) 99

Двойные согласные 99

Двойные согласные на стыке значимых частей слова 99

Двойное н и одно н в суффиксах прилагательных и существительных 101

Двойное и и одно н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и соотносительных с ними прилагательных . 102

Полные формы 102

Краткие формы 105

Двойное н и одно н в словах, образованных от прилагательных и причастий 107

Двойные согласные в русских корнях 108

Двойные согласные в заимствованных (иноязычных) корнях и суффиксах 109

Правила употребления небуквенных знаков 111

Косая черта 113

Знак ударения 115

Правила слитного, дефисного и раздельного написания 116

Общие правила 117

Имена существительные 121

Нарицательные имена 121

Собственные имена и составные названия 129

Имена, псевдонимы, прозвища, клички 129

Географические названия 131

Имена прилагательные 134

Имена числительные 139

Местоименные слова 140

Служебные слова и междометия 148

Сочетания с частицами 150

Написания с отрицанием не 151

Слитное написание не 152

Раздельное написание не 153

Слитное/раздельное написание не 155

Корректирующие правила (правила координации) 161

Правила употребления прописных и строчных букв 164

Общие сведения 164

Собственные имена людей, животных, мифологических существ и производные от них слова 167

Географические и административно-территориальные названия и производные от них слова 171

Астрономические названия 176

Названия исторических эпох и событий, календарных периодов и праздников, общественных мероприятий 176

Названия, связанные с религией 178

Названия органов власти, учреждений, организаций, обществ, партий 182

Названия документов, памятников, предметов и произведений искусства 185

Названия должностей, званий, титулов 187

Названия орденов, медалей, наград, знаков отличия 188

Названия товарных знаков, марок изделий и сортов 188

Прописные буквы в особом стилистическом употреблении 190

Правила написания аббревиатур и графических сокращений. 191

Аббревиатуры и производные от них слова 191

Графические сокращения 194

Правила переноса 195

О назначении и принципах пунктуации 198

Знаки препинания в конце и в начале предложения. Конечные знаки в середине предложения 201

Знаки препинания в конце предложения 201

Знаки препинания в начале предложения 203

Знаки конца предложения внутри предложения 203

Членение предложения с помощью точки 205

Тире между членами предложения 206

Тире между подлежащим и сказуемым 206

Тире в неполном предложении 209

Тире в функции соединения 211

Тире в функции выделения 212

Знаки препинания при именительном темы 213

Знаки препинания при однородных членах предложения 214

Знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и без союзов 214

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами 220

Знаки препинания при однородных определениях 223

Знаки препинания при однородных приложениях 227

Знаки препинания при повторяющихся членах предложения 228

Знаки препинания при обособленных членах предложения 229

Знаки препинания при обособленных согласованных определениях 229

Знаки препинания при обособленных несогласованных определениях 235

Знаки препинания при обособленных приложениях 239

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. 243

Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах 249

Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения 251

Знаки препинания в цельных по смыслу сочетаниях с подчинительными союзами или союзными словами 256

Знаки препинания при сравнительных оборотах 258

Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях 261

Знаки препинания при вводных словах, сочетаниях слов и предложениях 261

Знаки препинания при вставках 268

Знаки препинания при обращениях 273

Знаки препинания при междометиях и междометных предложениях 276

Знаки препинания при утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах 278

Знаки препинания в сложном предложении 280

Знаки препинания в сложносочиненном предложении 280

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 284

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 294

Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях 299

Знаки препинания при прямой речи и цитатах 301

Знаки препинания при прямой речи 301

Знаки препинания при цитатах 307

Выделение кавычками цитат и «чужих» слов 310

Выделение кавычками необычно употребляемых слов 311

Сочетание знаков препинания, последовательность их расположения; взаимодействие знаков в сложных конструкциях 313

Сочетание знаков препинания и последовательность их расположения 313

Взаимодействие знаков препинания в сложных конструкциях 317

Знаки препинания при оформлении перечней и правила рубрицирования 320

Указатель слов к разделу «Орфография» 325

Предметный указатель к разделу «Пунктуация» 435

Указатель слов к разделу «Пунктуация» 460

Условные сокращения 478

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Еще по теме:

  • Временное разрешение на проживание в москве В какую сумму может стать получение разрешения на РВП? В связи с существенным увеличением желающих получить РВП в России, все чаще задают вопрос «Сколько стоит получить РВП?». Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как стоимость зависит от ряда причин. Рассмотрим стоимость всех […]
  • Среднеарифметическое правило Среднее арифметическое Определение. Среднее арифметическое нескольких величин — это отношение суммы величин к их количеству. Примером среднего арифметического служат такие показатели, как урожайность, производительность, посещаемость, скорость движения на определенном участке. Вычисление […]
  • Молитва чтобы выйти замуж после развода Заговор чтобы после развода выйти замуж, 3 заговора Разведясь, многие женщины ставят крест на личной жизни. Чтобы после расставания вновь выйти замуж, читайте редкие магические заговоры. Вот увидите, Вам повезет! Дорогие мои, Вы разочарованы. После бракоразводного процесса, никому не […]
  • Копия страховки для визы Как выглядит страховой полис? Извините, что встреваю, но у меня при оформлении страховки для поездки в Испанию в "обычной длинной книжечке" было 2 экземпляра полиса с печатями и подписями. В визовый центр я представляла копию этого полиса. Страховая компания "Прогресс-Гарант". А вот у […]
  • Закон о транспорте в рф Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ"О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 7 июля 2003 г., 8 […]
  • Закон 138 фз от 2011 года Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ “О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации” Принят Государственной Думой 3 июня 2011 года Одобрен Советом Федерации 8 июня 2011 года Часть 4 […]
  • Справка с организации при увольнении СЗВ-СТАЖ при увольнении Актуально на: 11 января 2018 г. Образец заполнения формы СЗВ-СТАЖ Мы рассказывали в нашей консультации о представлении в Пенсионный фонд формы СЗВ-СТАЖ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» при получении от работника заявления о назначении пенсии. Но […]
  • Приказы по противодействию терроризму Приложение 2. Приказ по ОУ об организации работыпо противодействию терроризму и экстремизму (рекомендуемый образец) Приложение 2. Приказ по ОУ об организации работыпо противодействию терроризму и экстремизму (рекомендуемый образец) Похожие главы из других книг ПРИЛОЖЕНИЕ С (справочное) […]