Ария закон

«Об адвокатской тайне» (Ария С., «Российская юстиция», 1997, N 2)

Об адвокатской тайне

Среди афоризмов польского сатирика Станислава Леца есть и такой; «Не звени ключами тайн. «

Обязанность не разглашать секреты различной степени важности (государственные, военные, служебные, экономические, научные, коммерческие банковские и т.д.) налагается на лиц, достоянием которых они стали по службе или работе, и считается столь важной, что нарушение ее признается криминалом. Уголовно-правовая ответственность за разглашение перечисленных в УК РФ категорий сведений распространяется и на адвокатов, оказавшихся при ведении дел или при консультировании носителями таких сведений — независимо от дачи каких-либо подписок о неразглашении. Об этом не следует забывать, тем более что согласно решению Конституционного Суда Российской Федерации любой адвокат, а не только имеющий специально оформленный допуск, может быть теперь приглашен для осуществления защиты по делу, содержащему секретные сведения.

Однако не эти очевидные положения относятся к обсуждаемому понятию.

От общего многочисленного ряда занятий, связанных с посвящением в охраняемые государством тайны, адвокатская и врачебная деятельность отличаются и тем, что соблюдение тайны, ставшей известной по работе, признается профессиональным, а не служебным принципом. Врач, приобретая профессию, дает «клятву Гиппократа». Адвокат не дает такой клятвы, а следовало бы ее ввести, ибо соблюдение им доверенной клиентом тайны должно рассматриваться как обязательное условие профессиональной деятельности.

Носит ли требование соблюдать профессиональную тайну абсолютный характер? Как быть адвокату, если требование это вступит в резкое противоречие с его долгом — гражданским, моральным, с велением совести?

Врач не только может, но и должен нарушить профессиональную тайну, если при оказании медицинской помощи узнает или заподозрит, что травма или болезнь связаны с совершенным преступлением. Есть ли такое право или обязанность у адвоката? Закон однозначно отвечает на этот вопрос. Положение об адвокатуре РСФСР, утвержденное Законом РФ от 20 ноября 1980 г., устанавливает: «Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи» (ст.16). УПК РСФСР запрещает требовать у адвоката сведения, ставшие ему известными при оказании юридической помощи (ст.ст.51, 72).

Мотивы, которыми руководствовался при этом законодатель, понятны. Гражданин может рассчитывать на полноценную юридическую помощь, гарантированную ему Конституцией, только в том случае, если он сможет довериться адвокату — без опаски и сомнений. Эту возможность и обеспечивают нормы права, налагая на адвоката обет молчания.

Между тем положение адвоката не столь просто, как следует из лаконичного предписания закона. Пока секреты клиента касаются отношений, регулируемых Гражданским, Жилищным или Семейным кодексами, требования адвокатской тайны никаких сомнений не вызывают. Однако доверенные адвокату сведения могут быть связаны с совершенным тяжким преступлением или с угрозой посягательства на жизнь, здоровье, безопасность, имущество отдельных лиц или множества людей, на безопасность государства, общества, — и тогда сохранение тайны полученных сведений вступает в противоречие с моральным долгом гражданина и просто порядочного человека. (Имеется в виду именно моральный — и никакой другой — долг, поскольку новым Уголовным кодексом полностью отменена ответственность за недоносительство. Это, по моему мнению, характеризует отношение законодателя к «доносительству» вообще.)

Публикаций, посвященных коллизии между моральным долгом и требованиями профессиональной тайны, возникающей в подобных случаях, мне не удалось найти в специальной литературе. Не исключаю, что это вызвано тяжестью выбора: и совет умолчать, и совет сообщить будут равно болезненны и дадут пищу для разгромной критики. Поскольку, однако, тема эта достаточно важна в адвокатской деятельности, сделаю попытку хотя бы приблизиться к правильному ответу.

Итак: как должен адвокат отнестись к сообщению клиента о совершении или подготовке им тяжкого преступления, а также к просьбе о консультации по этому поводу?

Ходят слухи о неких адвокатах, регулярно консультирующих руководителей преступных группировок по правовым аспектам их «деятельности». Не эта помощь, являющаяся по существу уголовно наказуемым пособничеством, рассматривается здесь. Имеется в виду добропорядочная адвокатская работа, в ходе которой адвокат узнает о состоявшейся или готовящейся преступной акции клиента.

Можно достаточно уверенно считать, что о совершенном его клиентом преступлении адвокат обязан умолчать. При состоявшемся действии сообщение о нем может преследовать единственную цель — кару. Несмотря на общественную пользу такого поступка, адвокат при этом выступает как помощник карательных органов государства, т.е. действует в явном противоречии с принципами и природой адвокатуры как института. Нарушивший обязанность молчания адвокат совершает в данном случае грубый профессиональный проступок и ставит себя вне рядов корпорации.

Сложнее ответить на вопрос о правильной позиции адвоката, когда клиент пришел посоветоваться о готовящемся преступлении. Вполне очевидно, что единственный совет, который вправе дать такому клиенту адвокат, — это убедительно порекомендовать отказаться от осуществления замысла и указать на пагубность последствий. Как быть далее: обязан ли адвокат принять иные меры для предотвращения нависшей, быть может, страшной угрозы или последовать профессиональному долгу сохранения тайны, рискуя на всю жизнь сохранить чувство своей вины? Здесь речь идет уже вовсе не о помощи в карательной деятельности, а о помощи другим людям, о предотвращении реально нависшей над ними беды. Здесь голос морального долга звучит уже непереносимо мощно. И устоять перед ним трудно.

В аналогичной ситуации каноны любой христианской конфессии обязывают священника безоговорочно хранить тайну исповеди. В романе Э.Войнич «Овод» аббат нарушил этот свой долг и предпочел сообщить властям о готовящемся политическом преступлении, сведения о котором были доверены ему на исповеди. Этот поступок, продиктованный заботой о безопасности государства, защите его от террористов, уже полтораста лет, прошедших после выхода романа, безоговорочно осуждается цивилизованным миром.

Вероятно, в этом и содержится нелегкий ответ на вопрос об относительной или абсолютной обязательности принципа адвокатской тайны.

АРИЯ Воля, разум и закон

Ария собирается судиться со своим прежним вокалистом Артуром Беркутом за исполнение композиций группы на его сольных концертах.

На официальном сайте группы Ария появилось официальное заявление коллектива по поводу правовых претензий к предыдущему вокалисту группы Артуру Беркуту.

«После ухода Артура из «Арии» группа предлагала ему заключить соглашение, согласно которому он мог совершенно безвозмездно исполнять те песни «Арии», к которым имел непосредственное отношение,- сообщает группа. — Однако Беркут, вначале сообщив через своего юриста, что готов подписать такое соглашение, впоследствии отказался от подписания документа без объяснения причин. Вместо этого он стал включать без согласования с авторами в свой концертный репертуар песни, к созданию которых не имеет никакого отношения.

Мы пытались урегулировать этот вопрос мирно и по обоюдному согласию, направив Артуру официальное письмо. Однако наш бывший коллега так и не внял нашим просьбам. На сегодняшний день концерты Артура в основном состоят из репертуара «Арии», что является нарушением авторских прав многих людей, создававших этот материал.

. В связи с этим группа Ария намерена в судебном порядке запретить Артуру Беркуту использовать в своих концертах и записях весь материал группы Ария за авторством Виталия Дубинина, Владимира Холстинина, Маргариты Пушкиной, Сергея Попова и Сергея Терентьева

Артур Беркут покинул группу (поговаривают, что не особо дружелюбно) в июне 2011 года, основав сольный проект под названием, представьте себе, Артур Беркут (здесь даже у ленивого возникают невольные аналогии с группой Кипелов).
Несмотря на прежнее участие в прогрессив-рок группе Автограф, новая группа Артура тоже заиграла хэви-металл. В «Арии» за микрофон взялся Михаил Житняков, с которым в 2011 году группа выпустила альбом «Феникс».

Закон есть закон!

В вопросах лингвистики, как и во всем другом, впрочем, все зависит от ответа на вопрос «Кому выгодно?».

Современная наука не признает какой-либо развитой культуры, цивилизации у славян и русов в древности, оттого и представления и версии о смысле слов основываются на схожести написания-произношения в других языках, народы которых, согласно официальной истории, были более развиты.

Маятник часов качнулся в обратную сторону и сейчас стало модно говорить и писать о глубокой истории предков русских и славян — скифах и асах, гипербореях и тартарах.

Гигантской волной тайн русской буквицы захлестнуло наши умы и сознание, и все, кто не попадя, стали толковать слова, как придется, зачастую просто на слух, не имея никакого образования, понимания, базы. Разбираются любые слова, даже такие, которых и в древности-то не было, а если и были то писались по-другому или имели иной смысл. Можно попасть в точку тыкая и пальцем в небо, но каков шанс?

Даже не знаю, что лучше. боюсь, мода эта быстро схлынет, и великие тайны русского языка так и останутся нераскрытыми.

Сомневаться надо. Но, отрицая бездоказательно всё: историю, науку, основы языка — мы только ухудшаем положение дел.

Ф. М. Достоевский. «Записки из подполья»:

Ведь глуп человек, глуп феноменально. То есть он хоть и вовсе не глуп, но уж зато неблагодарен так, что поискать другого, так не найти. Ведь я, например, нисколько не удивлюсь, если вдруг ни с того ни с сего среди всеобщего будущего благоразумия возникнет какой-нибудь джентльмен с неблагородной или, лучше сказать, с ретроградной и насмешливою физиономией, упрет руки в боки и скажет нам всем: а что, господа, не столкнуть ли нам все это благоразумие с одного разу, ногой, прахом, единственно с тою целью, чтоб все эти логарифмы отправились к черту и чтоб нам опять по своей глупой воле пожить!

Это бы еще ничего, но обидно то, что ведь непременно последователей найдет: так человек устроен. И все это от самой пустейшей причины, об которой бы, кажется, и упоминать не стоит: именно оттого, что человек, всегда и везде, кто бы он ни был, любил действовать так, как хотел, а вовсе не так, как повелевали ему разум и выгода; хотеть же можно и против собственной выгоды, а иногда и положительно должно.

Пытаться докопаться до истины и понять действительные смыслы слов, которыми мы каждодневно пользуемся на протяжении всей нашей жизни, — путь великий и дело наиважнейшее но, непростое!

Только с огромным уважением и почтением нужно, я уверен, делать это, а не пересказывать выдумки, усложняя и без того сложное.

Одним из глубоко уважаемых мной исследователей был Сергей Данилов — представитель школы «Спас».

По его версии, «кон» есть круг правил, а закон — слово чаромутное. Термин «чаромутие» принадлежит Платону Лукашевичу, он обозначал им слова и понятия, вследствие тех или иных причин поменявших свое первичное значение на противоположное.

Мне это кажется интересным.

Итак, «закон», по Данилову, — не свод правил, а наоборот, все что правилами рода, кона, не является. Законник равно преступник. Преступник — человек преступивший законы «кона».

Боюсь, это не совсем так.

Закон есть понятие предела. Черты. Закон есть список правил определяющий границы дозволенного, но не переходящий их.

«За» — не обязательно «вне» пределов: Заменить, зачать, завершить, зачитать итд.

И как же быть со словами «защищенный», «замужем» где предлог «за» явно указывает на обратное не во вне, а внутрь — «за щитом», «за мужем».

Согласно официальной версии, слово «за-конъ» происходить от «конъ», первоначально — кол, столб, как веха земельного участка или для коновязи. «Конъ» в понимании современной лингвистики есть понятие начала и конца, что казалось-бы не сильно разнится с утверждением Данилова о коне, как своде жизненных правил.

Интересно тут узнать, на основе чего выдвинуто такое предположение.

От корня *kon-//*ken — «возникать, начинаться; начинать, класть начало чему-либо» и сл. глагол ceti «начать», отраженный в русском приставочном глаголе на-чать.

Тут я хочу обратить внимание, что какие бы слова мы не разбирали, лингвисты будут ВСЕГДА ссылаться на санскрит, греческий, латынь, готский и немецкий, французский и какой угодно язык. Нигде вы не найдете, по крайней мере я не видел такого, попыток понять суть слова из русской, славянской культуры или русского языка, смысла заложенного в буквицах, слогах и т.д. Вспоминается история с «Легендами древней Греции», с которыми знакомы все, и «Легендами древней Руси», которых попросту нет!

Смыл слова «закон»

Византийский император Константин VII Багрянородный (905-959) упоминает «варварское» понятие «закон» в его славянской форме, просто переписывая его греческими буквами «заканон», то значит, в этом понятии содержится нечто такое, что не могло быть прямо передано переводом посредством греческого «номос».

Мне кажется интересным такая транскрипция как у слова «канон». Можно ли утверждать о тождественности слова «кон» и «канон», исходя из этого? Звучит вполне логично.

В Русской Правде (древнейшая редакция относится к 10-11в) употребляется два термина — закон и покон. Последний имеет значения «начало; обыкновение, обычай; нрав; предания; пошлина». Данилов же слово «покон» трактует как «жить по традициям, правилам», «жить по кону».

В любой европейской культуре понятию «закон, законность» противостоит, конечно, «беззаконие». Но в русском менталитете «закону» противопоставлено и еще нечто, не скверное («беззаконие»), а нечто хорошее, доброе, положительное. За сферой закона, по русским представлениям, лежит еще более обширная область добра, совести и справедливости, хотя и не «регламентированная». Это и есть особенное русское ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ. Оно многослойно или, точнее будет сказать, мозаично.

Закону юридическому, формальному противостоит правда — внутренняя справедливость, ощущаемая и знаемая в душе, совесть.

С другой стороны, когда закон торжествует, когда появляется НАКАЗАННЫЙ преступник, то к концепту «Закон» присоединяется в русском сознании не ощущение торжества справедливости, а ощущение несчастья наказанного. «Осужденный = несчастный» — вот краткая формулировка для этого понятия.

Лучше всего это выразил Достоевский в «Дневнике писателя за 1873 г»:

«Нет, народ не отрицает преступления и знает, что преступник виновен. Народ знает только, что и сам он виновен вместе с каждым преступником».

Настроение это — глубинно русское, народное.

Казалось бы, вот оно, подтверждение «чаромутному» закону, отразившееся в душе русского человека.

Рассуждая о «наказании», нельзя не отметить слово «наказ» и известный корень «каз».

Помимо «наказа», «закона» и «покона» стоит обратить внимание на слова «завет», «заповедь».

Е.М.Верещагин писал о диспуте Кирилла Философа — «первоучителя славян», переводчика (вместе с Мефодием) христианских книг на древнеболгарский язык — с хазарскими иудеями о Кирилле и Мефодие читайте в статье «Тайны русского языка»). Во время диспута, Кирилл якобы отстаивал тождество значений слов «закон» и «завет». Иудейские теологи этого не принимали и возражали Кириллу.

Завет — в иврите — заповеди данные богу Адаму (об обрезании) и еще ранее — Ною, т.е. задолго до законов, открытых богом Моисею на горе Синай. С другой стороны, в иврите славянскому «закону» и греческому «номос» соответсвует другое слово — torach. Христиане, не отрицая Тору-закон в целом, не считали обязательными все ее заповеди. Таким образом, с христианской точки зрения, несоблюдение заповедей «по букве» оборачивается высшим соблюдением их «по духу».

Именно из этого центрального пункта вытекает (основанное на материалах и анализе Е.М. Верещагина) следствие: то, что в споре иудейские теологи отстаивали различие понятий «завет» (до Моисея) и «закон» (Тора), между тем, как для Кирилла эти понятия были симметричны.

Итак, основное (с точки зрения значений рассматриваемых слов) различие состоит в том, что завет — это союз, заключенный между Богом и людьми, договор; писанная часть завета, закон, записанный на скрижалях, в котором нельзя изменить ни буквы; этот закон, по представлениям иудейской культуры, пребудет неизменным во веки веков (закон Моисея — Пятикнижие. на иврите Тора); таким образом, суть значения сводится к понятию «записанного, зафиксированного договор» (Другая часть священных текстов иудаизма — первоначально передававшаяся в устной форме — Талмуд, на иврите букв. «учение, изъяснение»)

Напротив, христианское учение, новое учение — это именно завет, в котором важен именно внутренний дух. Это мы видим в в древнейшем переводе Остромирова Евангелия, где, хотя и используется слово «номос» — закон, однако в нем присутствует (как показал Ф.И. Буслаев) компонент «свидетельство» (присущий также греческому понятию diatheke «завет, заповедь, завещание»).

Так что разница между законом даденным, писанным и заветом — божественными заповедями, возможно, спроецировался в национальном сознании и на законы юридические, государственные. Как бы, и закон, признаем, но и соблюдать все не собираемся. Вот вам и утверждение — «все мы грешны».

Есть еще закон «во времени (исторический)», закон «вне времени (синхронический)», закон науки (математический, физический и другие законы), социальные законы, законы совести и т.д. и т.п. Но это уже все современные детали, не имеющие отношения к теме данной статьи.

Даже такое небольшое исследование показало, слово «закон» нельзя просто разделить на приставку «за» и корень «кон» чисто на слух и делать из этого выводы. Помимо лингвистического аспекта, надо учитывать массу различных фактов, сопоставлять, сверять и перепроверять. В таком коротком слове отразились даже отношение христианства к Торе!

Используемые источники

Юрий Степанов. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования

М.Дьяконов. История рус. права В кн.:»Россия. Энцикл. словарь». Изд. Брокгауз — Ефрон. СПб., 1898

Е.М.Верещагин. Закона и завете в истолковании Кирилла Философа: о присутствии иврита в терминотворчестве первоучителя; опубликовано с измен. загол. в кн.: «Славянское языкознание. ХI Международный съезд славистов. Доклады Росс. делегации», М., 1993

Юсиф Эйвазов — Д. Пуччини. Ария Каварадосси из оперы «Тоска». Звезды мировой сцены в поддержку Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™. Гала-концерт. Фрагмент выпуска от 13.06.2018

Код для встраивания видео

Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице

Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9

Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео

Гала-концерт на Красной площади. На сцене Юсиф Эйвазов и Симфонический оркестр Мариинского театра, дирижер Валерий Гергиев.

Вместе с этим смотрят

Юсиф Эйвазов — Ж. Бизе. Ария с цветком Дона Хозе из оперы «Кармен». К Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 в России™. Гала-концерт звезд мировой оперы. Фрагмент выпуска от 14.07.2018

Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов — Дуэт Шенье и Мадлен из оперы «Андре Шенье». К Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 в России™. Гала-концерт звезд мировой оперы. Фрагмент выпуска от 14.07.2018

Оперные певцы Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. Вечерний Ургант. Фрагмент выпуска от 02.02.2018

Валерий Меладзе, Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. Вечерний Ургант. 922 выпуск от 02.02.2018

Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. Вечерний Ургант. 676 выпуск от 09.09.2016

«Соломон Волков. Диалоги с Валерием Гергиевым». Документальный фильм

Гость Валерий Гергиев. Познер. Выпуск от 29.04.2013

Оперные певцы Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. Вечерний Ургант. Фрагмент выпуска от 09.09.2016

Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов и Иван Ургант демонстрируют оперный смех. Пролог. Вечерний Ургант. Фрагмент выпуска от 09.09.2016

Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. Сегодня вечером. Выпуск от 06.02.2016

Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. Сегодня вечером. Лучшие моменты выпуска от 06.02.2016

Все участники — И. Ларионов. «Калинка». Звезды мировой сцены в поддержку Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™. Гала-концерт. Фрагмент выпуска от 13.06.2018

Самое популярное

Рекомендуем

Последние обновления

Мои подписки:

© 1996-2018, Первый канал. Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Код для вставки в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.

Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена.
Трансляция эфира возможна исключительно при использовании плеера и системы онлайн-вещания Первого канала.
Заявка на организацию трансляции.

Справочная Первого канала тел. +7 (495) 617-73-87

Еще по теме:

  • Штрафы для инвалидов 2 группы Есть ли скидки для инвалидов при оплате штрафа за просрочку замены паспорта? Я инвалид 1 группы, 2 ноября мне исполняется 45 лет. До 10 января я буду за границей и не смогу подать документы о замене паспорта. Есть ли скидка по оплате штрафа в моей ситуации? Ответы юристов (1) Скидки на […]
  • 51 н приказ минфина Приказ Минфина России от 30 марта 2017 г. № 51н “О порядке введения в действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 марта 2017 г. № 27н” В связи с признанием Министерством юстиции Российской Федерации приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 марта 2017 […]
  • Военные пенсии стран мира Какая военная пенсия в странах СНГ Какая военная пенсия в странах СНГ Пенсия военных в 2018 г увеличится. Безусловно она формируется по определенным показателям. В Белоруссии, например, учитывают сумму, которая является заработком, сферу, в которой задействован пенсионер и наличие […]
  • Закон о едв в рф Ежемесячная денежная выплата О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы С 01.01.2014 Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 года № 397-ФЗ «О внесении изменений в отдельные […]
  • Закон от 12 мая 2012 Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от […]
  • Инструкция о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Инструкция о порядке совершения нотариальных действий нотариусами В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам […]
  • Доход частных нотариусов и адвокатов Письмо Министерства госдоходов от 15.03.2002 N ДМ-1-1-19/2425 (О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ АДВОКАТОВ и ЧАСТНЫХ НОТАРИУСОВ) Архив МИНИСТЕРСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПИСЬМО от 15 марта 2002 года N ДМ-1-1-19/2425 Министерство государственных доходов Республики Казахстан по […]
  • Закон рк предпринимательской деятельности Об индивидуальном предпринимательстве Закон Республики Казахстан от 19 июня 1997 г. N 135-I. Утратил силу - Законом РК от 31 января 2006 года N 124 (Z060124)(порядок введения в действие см. ст.51 Закона (Z060124) Настоящий Закон направлен на реализацию установленного Конституцией […]