Налоги и финансы понятия

Финансы, сущность и понятие

Финансы – особая форма экономических отношений по поводу образования, распределения денежного дохода и накоплений предприятий и работников, создания централизованных и децентрализованных фондов.

Термин «finansia» возник в торговых городах Италии в XIII в. В истории финансов можно выделить три этапа:

  1. развитие государственных финансов (XVIII в);
  2. финансы предприятий Научно-техническая революция привела к укрупнению мануфактур, следовательно, к росту объема произведенного. В XX в появляются транснациональные компании (ТНК);
  3. развитие финансов домохозяйств (середина XX в).

Сущность финансов — стоимостная форма движения товара порождает соответствующий денежный оборот и экономические отношения распределительного характера

Роль финансов состоит в распределении и перераспределении созданного продукта в денежной форме между субъектами хозяйствования и направлениями использования этих средств.

Отличительные признаки финансовых отношений:

  1. денежный характер отношений;
  2. фондовый характер отношений;
  3. разные права субъектов, вступающих в отношения.

Субъекты финансовых отношений — это предприятия и предприниматели, работающее население и государства, постоянно вступающие во взаимодействие между собой, образуя при этом финансовые потоки Их масштаб и интенсивность зависят от активности субъектов и социальной политики государства.

Функции финансов:

  1. распределительная функция – это распределение национального дохода (создание основных первичных доходов: заработная плата, доходы предприятия материальной и нематериальной сферы);
  2. контрольная функция. Контроль за распределением внутреннего валового продукта (ВВП) по соответствующим фондам и расходованием их по назначению.

Целью является бережное расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов, проверка соблюдения норм и законов.

Осуществляется через финансовые органы.

Контроль может быть общегосударственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторство);

  • стимулирующая функция. Через финансовые рычаги (бюджет, цены и тарифы, налоги, экспортно-импортные пошлины, льготы) государство оказывает влияние на развитие отраслей и предприятий, таким образом сдерживая или стимулируя развитие экономических процессов.
  • Финансовый механизм — это система установленных государственных форм, видов и методов организации финансовых отношений.

    К элементам финансового механизма относятся налоговые ставки, налоговая база, нормы обязательного резервирования, уровень нормированных расходов.

    Финансовый механизм подразделяется на следующие виды:

    1. директивный (налоги, государственный кредит, бюджетное финансирование, бюджетное устройство, финансовое планирование);
    2. регулирующий (определяет основное отношение в конкретном сегменте финансов, не затрагивая прямо интересы государства).

    Налоги и финансы понятия

    Советник ЗАО “Торговый Дом “ЛУКОЙЛ—Металл” И.П. Гусева доказывает, что косвенные налоги — наиболее эффективный инструмент контроля социально-экономической дифференциации в обществе.

    К вопросу о понятии и сущности косвенных налогов

    Распределение существующих видов налоговых платежей на прямые и косвенные — одна из острых на сегодняшний день проблем. Между тем ее разрешение важно для развития и теоретических положений налогового права, и текущей юридической практики.

    В статье 8 Налогового кодекса РФ даны определения налогов и сборов. Так, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих им на праве частной собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Как следует из приведенных определений, между обозначенными видами налоговых платежей существуют определенные отличия, позволяющие отделить налоги от родственных им сборов и пошлин.

    Так, при уплате сбора или пошлины всегда присутствует специальная цель либо специальные интересы. Налоги тоже могут взиматься с определенной целью (целевые налоги), но они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными.

    Пошлины и сборы не имеют того финансового значения, которое присуще налогам, поскольку представляют собой индивидуальные платежи. Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии издержек государственных и местных органов и учреждений, в связи с деятельностью которых взимается пошлина (сбор).

    В российском законодательстве в зависимости от сферы государственной деятельности выделяют три вида пошлин: государственная, регистрационная и таможенная. Государственная пошлина взимается в связи с совершением нотариальных действий, регистрацией актов гражданского состояния, отправлением правосудия, предоставлением иных административных услуг. Регистрационная пошлина взимается при обращении лица с заявлением о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец и в иных подобных случаях. Таможенные пошлины сопровождают совершение экспортно-импортных операций.

    Налоги поступают в пользу субъектов публичной власти — органов государственной власти или местного самоуправления. И этим они отличаются от платежей, которые взимаются на тех же условиях, но устанавливаются в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся центральными или местными органами государственной власти. Это неналоговые платежи, иногда именуемые парафискалитетами. Они носят характер целевого поступления, не учитываются в бюджетных поступлениях, взыскиваются на основе принуждения, а потому устанавливать их, как и налоги, можно только законодательным путем.

    В современной теории налогового права разработаны различные виды классификаций налоговых платежей, но наиболее часто в юридической литературе встречается классификация, в соответствии с которой налоги подразделяются на прямые и косвенные, в основу чего положен способ взимания.

    Различие между прямыми (подоходно-поимущественными) и косвенными налогами состоит в том, что косвенные налоги включаются в цену товара и тем самым оплачиваются за счет покупателя. Иными словами, в возникающем при этом правоотношении участвуют и юридический налогоплательщик — субъект, реализующий товары, работы, услуги, стоимость которых он определяет с учетом косвенного налога, и фактический налогоплательщик — лицо, приобретающее эти товары, работы и услуги (потребитель). Таким образом, уплата косвенного налога производится опосредованно — через цену товара, тогда как прямые налоги непосредственно обращены к налогоплательщику — его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения.

    Именно критерий совпадения юридического и фактического плательщика учитывается при разграничении налогов на прямые и косвенные: при прямом налогообложении — юридический и фактический плательщики совпадают, при косвенном — нет. Между тем он полагает, что в данном случае следовало бы принимать во внимание участие этих налогов в образовании цены. Если прямые налоги закладываются в цену товара на стадии производства, т.е. у производителя, то косвенные — только на стадии реализации и как надбавка к цене товара. Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на личные и реальные. Личные налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика и уплачиваются с действительно полученного им дохода, а реальными облагается предполагаемый усредненный доход (единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налог на игорный бизнес).

    Среди косвенных налогов выделяются:

    индивидуально-косвенные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы);

    универсально-косвенные налоги, ими облагаются все или почти все товары, работы и услуги (НДС, налог с продаж);

    таможенные пошлины, взимаемые с лиц, осуществляющих экспортно-импортные операции.

    Обращает на себя внимание тот факт, что в основе классификации налоговых платежей на прямые и косвенные лежат экономические критерии, а не правовые. Они рассматриваются государством как основополагающими для выработки налоговой политики, составным элементом которой является правовое обеспечение процессов налогообложения. Поэтому в настоящее время система косвенного налогообложения играет решающую роль в формировании налоговой политики государства и создании правовых основ рыночной экономики, поскольку косвенные налоги выступают:

    регулятором перераспределения общественных благ и одним из основных источников поступления доходов в государственный бюджет;

    способом распределения налогового бремени, позволяющим соблюдать экономическое и юридическое равенство налогоплательщиков.

    Тем не менее на современном этапе развития российского налогового права необходимо выработать правовые основания для сложившейся системы косвенного налогообложения в целях ее законодательного закрепления.

    Следует согласиться с точкой зрения С.Г. Пепеляева, что любая классификация достаточно условна, а тем более в сфере налогов, где сплетены политические, социальные, экономические и правовые аспекты. Достаточно сложно выбрать в этих условиях критерии классификации, которые могут быть верными одновременно и с экономической точки зрения, и с точки зрения права. Но все же классификация по правовым признакам важна. Во-первых, она способствует систематизации и необходима именно в законодательных целях, ибо позволяет упорядочить налоги во избежание дублирования платежей, а также равномерно распределять налоговое бремя. Во-вторых, нужно разграничить основания налогообложения для уяснения сути различий в налогообложении разных объектов, при котором требуется применение разных юридических техник. В-третьих, необходима группировка налогов, имеющих одинаковую природу, которая исключала бы двойное налогообложение одного и того же субъекта. В-четвертых, продуманная систематизация налогов способствует правильному толкованию налогового законодательства. При толковании судом законодательства по аналогии в каждом конкретном случае необходимо решить, какой именно аналогией надлежит воспользоваться, и классификация налогов ограничивает применение норм и принципов, поиски которых в налогом праве достаточно опасны.

    Однако в российском налоговом законодательстве отсутствуют определения прямых и косвенных налогов и указание на специфические особенности, связанные с установлением и взиманием налогов, составляющих систему косвенного налогообложения. В иностранном же законодательстве на различных этапах его развития неоднократно предпринимались попытки нормативно закрепить основания для классификации налогов; это касалось в том числе прямых и косвенных налоговых платежей.

    Несмотря на то что среди экономистов и юристов доминирует мнение о несправедливости системы косвенного налогообложения, в большинстве развитых стран косвенные налоги широко используются при формировании налоговой системы государства. Это объясняется следующими причинами. Система косвенного налогообложения — наиболее удобная для мобилизации доходов в казну форма, позволяющая оперативно и регулярно получать крупные суммы; в ней заложены возможности воздействия на экономику, т.е. стимулировать или сдерживать производство по тем или иным направлениям, и возможности регулирования потребления, а вместе с тем она позволяет быстро реагировать на экономические процессы. Но при использовании механизма косвенного налогообложения важен комплексный анализ последствий его применения, учет особенностей экономики страны. Не случайно в развитых странах при всех негативных сторонах косвенного налогообложения, оно не противодействует развитию экономики.

    Экономист Т.Ф. Юткина отмечает, что метод косвенного налогообложения распространен в ряде стран вследствие его простоты применения и независимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности. Методика формирования косвенных налогов ограничивает возможности ухищрений и фальсификаций, способствующих уходу от уплаты налогов. В условиях высокой платы за труд именно косвенное налогообложение составляет костяк податных систем стран мирового сообщества. Распространение, например, налога на добавленную стоимость при высокой заработной плате не сопряжено с нежелательными социальными последствиями, хотя этот налог является самым перелагаемым.

    Проблема переложения налогов тесно связана с проблемой юридического значения распределения налогов на прямые и косвенные. Само переложение налога не регулируется законодательством потому, что это лишь экономическое явление. В налоговом законодательстве есть нормы, которые прямо запрещают переложение налогов, например когда речь идет об отношениях налогоплательщика и налогового агента, действует так называемый запрет на налоговые оговорки. Но нет никаких норм, которые непосредственно регулировали бы сам процесс переложения и устанавливали ответственность за переложение или непереложение налогов. Переложение как явление экономическое регулируется не правом, а непосредственно механизмом спроса и предложения и, следовательно, влияет на цену товаров, работ, услуг — завышение цены препятствует реализации, ограничивая спрос. Соответственно, продавец вынужден снижать цену или предложение данных товаров, работ, услуг.

    Надо заметить, что среди ведущих отечественных специалистов в области налогового права нет единого мнения по таким вопросам, как юридическое значение распределения налоговых платежей на прямые и косвенные, на сколько необходима такая классификация на современном этапе развития правовой науки, возможно ли использовать ее в нормах налогового законодательства и юридических доктринах.

    Так, Д.В. Винницкий считает, что на сегодняшний день еще не сложились условия для закрепления в законодательстве о налогах и сборах общих положений, относящихся ко всем (или большинству) косвенным или прямым, личным и реальным налогам и т.д. (обобщающие правила просто не разработаны). По этой причине нет практической необходимости в нормативном закреплении соответствующих классификаций. В рамках отношений по взиманию каждого налога формируется в чем-то специфический правовой режим. При этом пока сложно говорить о едином юридическом режиме взимания, например, косвенных налогов по российскому праву. Но дальнейшее развитие и усложнение налогового законодательства, специализация отдельных его положений создают основу для обобщения, “вынесения за скобки” отдельных правил, свойственных исчислению и взиманию налогов, относящихся к определенной группе. Поэтому есть основания полагать, что упомянутые варианты классификации будут востребованы и позитивным правом.

    Несколько иной точки зрения придерживается С.Г. Пепеляев. С учетом результатов исследования правой природы косвенных налогов и особенной их классификации, он делает ряд основополагающих выводов:

    — распределение бремени налога и возможность его прямого или косвенного переложения должны учитываться на уровне налоговой политики в целях соблюдения конституционных принципов равного налогового бремени и принципа приоритета финансовых целей взимания налогов и сборов;

    — само переложение налогов не регулируется законодательством. Это экономическое деление, способное проявиться при взимании любых налогов, не только косвенных, но и прямых;

    — носитель налога (фактический плательщик налога) — это категория, которой можно оперировать исключительно в целях экономического анализа и налоговой политики. Она не имеет реального юридического содержания. Носители налога не являются участниками, субъектами налоговых отношений;

    — поскольку переложение налогов не регулируется законом, а носитель налога не является участником налоговых правоотношений, то ссылка на теоретическое деление налогов на прямые и косвенные, на сам процесс переложения налогов независимо от их вида не могут использоваться как аргумент в юридических спорах.

    Последнее утверждение представляется спорным, ибо теоретические особенности классификации налогов учитываются налоговым правом европейских стран. Так, более половины решений, принятых Судом ЕС в 1997—1999 гг., касаются толкования и действительности актов, принимаемых институтами ЕС в сфере косвенных налогов. При этом проблемы, рассматриваемые Судом по конкретному делу, во многом определяются спецификой того или иного налога. Поэтому Суд ЕС в подобных случаях должен не только вынести решение относительно косвенных налогов, но и определить, является ли тот или иной рассматриваемый налог налогом с оборота.

    В связи с этим целесообразно выработать в теории российского налогового права юридические определения понятий “прямые” и “косвенные” налоги, исходя из экономической сущности косвенного налогообложения и его влияния на процессы формирования налоговой политики, в том числе в правовой сфере. Но при этом следует иметь в виду, что через осуществление налоговой политики государство активно влияет на правовые процессы формирования налогового механизма. Ведь налоговая деятельность государства — это деятельность по организации налогообложения и по обеспечению его осуществления, а налогообложение представляет собой деятельность государства по установлению и взиманию налогов.

    Как подчеркивает Г.М. Бродский, понятие “налоговая деятельность” тесно соприкасается с понятием “налогообложение”. Отличие между ними заключается в том, что налоговая деятельность отражает организующую деятельность государства как субъекта политической системы общества, наделенного односторонне властными полномочиями, по обеспечению себя денежными средствами путем установления налогов и через их взимание. Налогообложение же выражает процесс сбора (взимания и уплаты) установленных государством налогов.

    Говоря о воздействии государства на экономику, следует выделить два различных средства, к которым оно может прибегнуть: авторитарное и опосредованное. Авторитарное воздействие — это прямое принуждение, на которые государство идет, реализуя собственные прерогативы и власть. Опосредованное же воздействие — это, скорее, подталкивание свободных в своем выборе членов общества к нужным для государства действиям. С точки зрения налоговой системы оно может быть инструментом как авторитарного, так и опосредованного вмешательства государства в экономику.

    Несмотря на властно-распорядительный характер налоговых правоотношений, в целом авторитарное регулирование свойственно системе прямого налогообложения, оказывающей непосредственное влияние на поведение и экономическую деятельность налогоплательщиков.

    Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что косвенные налоги представляют собой элемент механизма опосредованного регулирования экономического и правового обеспечения формирования и развития системы налогообложения, и это наиболее эффективный инструмент контроля социально-экономической дифференциации в обществе.

    Налоговая система

    Понятие и содержание налогов

    Налоги являются важной экономической категорией. Исторически они связаны с существованием государства и выполнением им ряда функций, таких как управление, оборона, суд, охрана порядка, бесплатное медицинское обеспечение, образование и др. Основной целью взимания налогов, таким образом, является финансовое обеспечение деятельности государства.

    Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (далее — ПК РФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

    Исходя из вышеприведенных определений, можно выделить сущностные признаки налога, отличающие его от других экономических категорий.

    1. Обязательность. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст. 3 ПК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги носят императивный характер, что предполагает невозможность для налогоплательщика отказа от возложенной на него обязанности но уплате налога в бюджет. При неисполнении налогового обязательства применяются налоговые санкции.

    2. Смена формы собственности. Плательщиком налога является собственник. Уплата налога — социальная обязанность, вытекающая из права частной собственности, посредством которой доля частной собственности становится государственной.

    3. Безвозвратность. Уплаченные в бюджетную систему налоги не возвращаются плательщику. Возврат налога возможен только в случае его переплаты, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку все эти случаи определяются законодательством в одностороннем порядке и не влияют па характер платежа в целом1.

    4. Индивидуальная безвозмездность. Уплата плательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика. При уплате налога налогоплательщику ничего не предоставляется взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права каких-либо действий, ни права получения документа.

    5. Безадресность. Налоги поступают в бюджетный фонд, в котором обезличиваются, и неизвестно на какие цели расходуются средства от взимания конкретного налога. Целью взимания налогов является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

    В отличие от налогов взимание сборов и пошлин всегда связано со специальной целью — совершения государственными органами, органами местного самоуправления юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) для плательщиков сборов.

    Размер пошлины и сбора определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме. В определении НК РФ понятие «сбор» носит собирательный характер. Оно охватывает как сборы (платежи за обладание специальным нравом), так и пошлины (оплата конкретных действий). Это объясняется употреблением понятия «сбор» в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы».

    По определению НК РФ к категории «сборы» можно отнести предусмотренные законодательством РФ:

    • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

    Вышеназванные сборы уплачиваются при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика — принятие исковых заявлений, совершение нотариальных действий, регистрацию актов гражданского состояния, выдачу документов, а также за предоставление особого права. Следует отметить, что до 2005 г. в налоговой системе РФ было предусмотрено дна вида пошлин: государственная и таможенная. Однако с 1 января 2005 г. таможенная пошлина была исключена из состава федеральных налогов и отнесена к неналоговым доходам федерального бюджета. Вопрос об экономической сущности таможенной пошлины рассмотрен в гл. 8 учебника.

    Вопрос о функциях налога изучается па протяжении довольно длительного периода времени. По сей день ученые не пришли к единому мнению относительно количества функций налога, их взаимосвязанности и приоритетности. Фискальная функция налога выделяется в качестве основной подавляющим большинством экономистов. В ней полностью проявляется общественное предназначение налогов — обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения его функций. Доля налоговых поступлений в бюджетных доходах большинства стран мира является преобладающей и колеблется от 70 до 95%. Данные расширенного правительства Российской Федерации о доходах бюджета в 2006—2013 гг. в процентах ВВП представлены в табл. 7.1.1.

    Удельный вес налоговых доходов в доходах бюджетной системы РФ в 2013 г. составил 54,1% (без учета таможенных пошлин и страховых взносов). I [ри этом доходы от взимания таможенных пошлин и страховых взносов составили в 2013 г. порядка 35% доходов консолидированного бюджета РФ. Основными источниками формирования налоговых доходов бюджета в России являются налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость.

    На определенном этапе развития налогов проявляется их регулирующая функция. Посредством налогов государство может влиять на различные параметры, например:

    • на производственные процессы — путем стимулирования развития либо сдерживания определенных отраслей;

    • динамику потребления и сбережения — посредством установления различных ставок косвенных налогов;

    • уровень доходов физических и юридических лиц — путем установления дифференцированных ставок налогов, предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков.

    Таблица 7.1.1. Доходы бюджетной системы Российской Федерации в 2006-2013 гг., % ВВП

    1. Понятие финансов.

    На ранних стадиях развития государства не было разграничений между ресурсами государства и ресурсами его главы. Позднее с выделением государственной казны и отделением ее от собственности монарха возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.
    Финансы – это денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов. Финансы являются составной частью денежных отношений. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства и реализации товаров образуются денежные фонды. Финансы охватывают следующие сферы денежных отношений:
    Кругооборот децентрализованных и централизованных денежных фондов предприятий разных форм собственности и домашних хозяйств.
    Кругооборот централизованных фондов государства, которые аккумулируются в бюджетной системе.
    Финансовые отношения выражают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями, в процессе приобретения товаров; между предприятиями и вышестоящими организациями при создании фонда денежных средств и их распределения; внутри предприятий при кругообороте их денежных фондов, внутри домашнего хозяйства при формировании и использовании бюджета семьи; между государством и предприятиями при уплате налогов и финансировании их бюджета; между государством и гражданами при уплате налогов; между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении средств; между отдельными звеньями бюджетной системы.

    2. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.
    В процессе стоимостного распределения совокупного общественного продукта финансы тесно взаимодействуют с такими экономическими категориями. Как цена, заработная плата, кредит.
    Экономическим инструментом, благодаря которому стоимость продукта получает денежное выражение и становиться объектом распределения является цена. Она определяет конкретную величину денежных средств, поступающих собственнику. Цена является исходной основой, на которой базируется весь дальнейший распределительный процесс, а также она определяет пропорции будущего стоимостного распределения по субъектам собственности. Однако цена не может этого сделать самостоятельно. Все части стоимости обособляются только после реализации продукции. Это происходит с помощью категорий финансы и заработная плата. С их помощью у субъектов образуются различные виды денежных доходов и накоплений.

    Это амортизация, оборотные средства, налоги, прибыль. Зарплата. Функционирование цены и финансов осуществляется в тесной взаимосвязи. Цена является основой финансового метода распределения. Финансы, в свою очередь, базируясь на пропорциях распределения, заложенных в цене, реализуют эти пропорции.
    В стоимостном распределении участвует и зарплата. Эта форма распределения обусловлена необходимостью формирования и индивидуальных доходов работника. В отличие от финансов, зарплата поступает в личную собственность отдельных работников и используется для удовлетворения их потребностей. Финансовые ресурсы в отличие от зарплаты находятся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства и предназначены для удовлетворения общественных потребностей. Финансы и зарплата тесно взаимодействуют. С одной стороны финансы участвуют в формирования фондов оплаты труда, с другой стороны зарплата, начисления которой по времени не совпадают с ее выплатой, является источником формирования устойчивых пассивов.
    В стоимостном распределении участвует и кредит. Он во многом однотипен с финансами. Эти категории имеют родственную экономическую природу, однако характер их функционирования существенно различается. Кредит, в отличие от финансов функционирует на возвратной и платной основе. Он выражает движение стоимости от кредитора к заемщику и обратно. Финансы выражают одностороннее движение. Кредитные ресурсы могут формироваться за счет временно свободных средств клиента на счетах в банке. При недостатке у предприятий финансовых ресурсов они используют банковские кредиты.

    Финансовые ресурсы.
    Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных денежных доходов и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работников, удовлетворение социальных и иных потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Это позволяет выделить финансы из общей совокупности экономической категории. Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и не фондовая форма их использования.
    Преимущества фондовых форм:
    возможность теснее увязать удовлетворение потребностей с экономическими возможностями;
    обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях;
    возможность теснее увязать общественные, коллективные и личные интересы;
    целевое использование средств.

    Еще по теме:

    • Характеристика в органы опеки от соседей Бланк и образец характеристики с места жительства Сейчас характеристика с места жительства редко используется как документ, но иногда ее просят предоставить органы опеки и представители органов следствия, также затребовать ее может суд. Подобные государственные структуры должны […]
    • Конференция налог 2018 Минимизация налоговых рисков, 11-12 октября 2018, Москва В последние годы контроль государства за уплатой налогов существенно усилился. Увеличиваются суммы доначислений по результатам проверок. Растет вовлеченность правоохранительных органов. В такой обстановке для максимально […]
    • Экспертиза строительства вакансии Работа в нашей компании В нашей компании всегда открыты двери для специалистов, желающих набираться и делиться опытом, работать и зарабатывать, вносить вклад в общее дело и наше развитие. В своем сотрудничестве мы предлагаем стабильность и оптимальные условия для каждого специалиста. […]
    • Помощь при купле продаже автомобиля Помощь в покупке авто Профессиональная помощь в покупке бу авто Приобретение подержанной машины в Москве, с ее огромным автомобильным рынком, – задача непростая. Проблемы могут возникнуть на любом этапе процесса, начиная с поиска подходящей модели и оценки ее тех. состояния, и заканчивая […]
    • Кассир пенсия Алиса. 35 лет Группа «Алиса» празднует 35 лет. Эксклюзивные юбилейные концерты пройдут в Санкт-Петербурге и Москве. В 2018 году у жителей Москвы будет единственный шанс увидеть любимую группу – 2 ноября состоится юбилейный концерт в Москве в СК «Олимпийский». 20 альбомов, выпущенные […]
    • Наказание за вождение в нетрезвом виде с июля Альтернатива «продувке»: вступили в силу изменения в законе о вождении в нетрезвом виде В России вступил в силу закон, который уточняет положение административного кодекса об ответственности за вождение в нетрезвом состоянии. Соответствующий документ президент России Владимир Путин […]
    • Ндфл налог на имущество физических лиц Ндфл налог на имущество физических лиц Разделы: Этот материал поможет разобраться в основных вопросах, которые возникают у налогоплательщиков. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является одним из видов прямых налогов в России. Исчисляется он в процентах от совокупного дохода физлиц […]
    • Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания это ОКВЭД 85.32 «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания» — расшифровка Социальные услуги, предоставляемые беженцам и нуждающимся в материальной помощи людям, всегда находились в особой категории ОКВЭД. Хотя стоит заметить, что периодические изменения, происходящие в […]