Приказом минфина россии от 6 июля 1999 г 43н

Содержание страницы:

Положения по бухгалтерскому учету

ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»
Вступает в силу с бухгалтерской отчетности за 2011 год

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»
Утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н

ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»
Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.10.2008 № 116н

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»
Утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года №43н
Примечание: Действует с бухгалтерской отчетности 2000 года. Предыдущее ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 8 февраля 1996 года №10, утратило силу.

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»
Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001 №44н
Примечание: вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2002 года, с этого же момента утрачивает силу предыдущее Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98).

ПБУ 6/01 «Учет основных средств»
Утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н

ПБУ 7/98 «Cобытия после отчетной даты»
Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. № 56н

ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»
Утверждено Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н
Вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2011 года.

ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»
Утверждено приказом Минфина от 28.11.2001 №96н
Примечание: вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2002 года, с этого же момента утрачивает силу Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98)

ПБУ 9/99 «Доходы организации»
Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №32н, с изменениями от 30 декабря 1999 г.
Примечание: Действует с 1 января 2000 года.

ПБУ 10/99 «Расходы организации»
Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №33н, с изменениями от 30 декабря 1999 г.
Примечание: Действует с 1 января 2000 года.

ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»
Утверждено приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г. №11н
Примечание: Действует начиная с бухгалтерской отчетности за 2000 год.

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»
Утверждено приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. №92н

ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»
Приложение к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 27.12.2007 № 153н

ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»
В ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N116н, от 27.11.2006 N 156н. N 126н

ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (УТРАТИЛО СИЛУ)
Утверждено приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. №60н, с изменениями от 30 декабря 1999 г.
Примечание: Действует с 1 января 1999 года. Предыдущее ПБУ «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина от 28 июля 1994 года №100, утратило силу.

ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (УТРАТИЛО СИЛУ)
Утверждено приказом Минфина от 20 декабря 1994 года №167
Примечание: Действует с 1 января 1995 года.

ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (УТРАТИЛО СИЛУ)
Утверждено приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. №2н
Примечание: Действует с бухгалтерской отчетности 2000 года.

ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» (УТРАТИЛО СИЛУ)
Утверждено приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. №5н
Примечание: Действует начиная с бухгалтерской отчетности за 2000 год.

ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» (УТРАТИЛО СИЛУ)
Утверждено приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. №91н
Примечание: Действует с 1 января 2001 года.

Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99″ (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н
«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99″

С изменениями и дополнениями от:

18 сентября 2006 г., 8 ноября 2010 г.

Согласно письму Минюста РФ от 6 августа 1999 г. N 6417-ПК настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации, так как не содержит новых правовых норм

В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 11, ст.1290), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. N 10 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/96″.

3. Ввести в действие настоящий приказ начиная с бухгалтерской отчетности 2000 года.

Министр финансов РФ

Положение по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99
(утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н)

С изменениями и дополнениями от:

18 сентября 2006 г., 8 ноября 2010 г.

С 19 июля 2017 г. настоящее Положение признано федеральным стандартом бухгалтерского учета

О формах бухгалтерской отчетности организаций, применяемых начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г., см. приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н

См. комментарии к настоящему положению

I. Общие положения

О порядке представления бухгалтерской отчетности см. письмо Минфина РФ от 29 сентября 2003 г. N 16-00-17/31

Информация об изменениях:

Приказом Минфина РФ от 8 ноября 2010 г. N 142н в пункт 1 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

1. Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.

2. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения.

3. Настоящее Положение применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:

типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;

упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;

особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;

особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;

особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;

порядка публикации бухгалтерской отчетности.

4. Для целей настоящего Положения указанные ниже понятия означают следующее:

бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;

отчетный период — период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;

отчетная дата — дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;

пользователь — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

III. Состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

5. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

6. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил настоящего Положения организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил настоящего Положения не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил.

7. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

8. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

9. Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.

Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

10. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному.

Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

11. Статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке).

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

12. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

13. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.

14. Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности, предусмотренная пунктом 5 настоящего Положения, должна содержать следующие данные: наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.

15. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке.

16. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена в валюте Российской Федерации.

17. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

IV. Содержание бухгалтерского баланса

18. Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

19. В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

20. Бухгалтерский баланс должен содержать следующие числовые показатели (с учетом изложенного в пунктах 6 и 11 настоящего Положения):

Типичные нарушения требований к бухгалтерскому учету, выявленные по результатам контрольных мероприятий в отношении некоммерческих организаций Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия

Согласно ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон №7-ФЗ) бухгалтерский учет в некоммерческих организациях ведется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При организации и ведении бухгалтерского учета некоммерческие организации руководствуются в том числе следующими нормативными документами:

— Федеральным законом от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Федеральный закон «О бухгалтерском учете»);

— Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998г. № 34н;

— Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н;

— Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 июля 1999 № 43н (далее — ПБУ 4/99).

Одним из самых распространенных нарушений, выявляемых в рамках контрольных мероприятий, является несоблюдение требований Федерального закона «О бухгалтерском учете», а также Приказа Министерства финансов РФ от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (далее – приказ № 106н) в части формирования учетной политики для ведения бухгалтерского учета в организации

Так п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного указанным Приказом № 106н, определено, что в части формирования учетной политики положение распространяется на все организации. Таким образом, обязанность по формированию учетной политики распространяется и на некоммерческие организации.

Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

При этом необходимо отметить, что принятая организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации.

Приказ по учетной политике служит источником информации о рабочем плане счетов бухгалтерского учета, которым руководствуется некоммерческая организация, формах первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов, формах документов для внутренней бухгалтерской отчетности, правилах документооборота, способах ведения бухгалтерского учета и других решениях.

Нередки случаи, что организации утверждают учетную политику на каждый год. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что п. 5 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Следовательно, учетная политика должна разрабатываться на длительный отрезок деятельности организации и применяться последовательно от одного календарного года к другому. В связи с чем, показанное ежегодное ее утверждение необязательно.

Еще к одному типу нарушений можно отнести отсутствие отчета о целевом использовании средств в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В этом случае нарушаются требования п. 2 ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете», согласно которой годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся: осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (подп. 1, 4 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Кроме того, в соответствии с абз. 2 п. 14 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль.

Также не всегда на бумажном экземпляре бухгалтерской (финансовой) отчетности имеется подпись руководителя. В этом случае нарушаются требования части 8 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» согласно которому, бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Исходя из этого, в делах экономического субъекта должен храниться экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, подписанный руководителем экономического субъекта.

Достаточно часто при проверках встречается нарушение абз. 1 п. 2 Указания Банка России N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – Указание N 3210-У), согласно которому для ведения кассовых операций (операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег) организация распорядительным документом устанавливает лимит остатка наличных денег в кассе. Организация самостоятельно определяет такой лимит.

Вместе с тем, в ходе проверок выявляется, что лимит остатка наличных денег в кассе организации не устанавливают, ссылаясь на абз. 10 вышеуказанного пункта Указания N 3210-У в котором указано, что индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать.

Следует отметить, что под субъектами малого предпринимательства понимаются следующие юридические лица, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 указанного закона.

Таким образом, некоммерческие организации не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, следовательно, обязаны устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе.

Нередки случаи, что распорядительные документы о порядке ведения кассовых операций содержат отсылки на «Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П). Однако действие данного Положения прекращено с 01.06.2014 в связи с вступлением в силу Указания N 3210-У.

Кроме вышеперечисленных нарушений в ходе проведения проверок также встречаются следующие:

— превышение установленного Указанием Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» (далее – Указание N 3073-У) предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке. Напомним, что в соответствии с п. 6 Указание N 3073-У наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов.

— нарушения порядка внесения исправлений в регистры бухгалтерского учета (п. 8 ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете);

— выдача денежных средств в подотчет без письменного заявления получателя (п. 6.3 Указания № 3210-У);

— нарушения в корреспонденции счетов, утвержденных Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Ведущий специалист–эксперт отдела по делам некоммерческих организаци
Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия

О признании не действующими пункта 48 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н и пункта 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Инженерная группа ПЛАНА» о признании недействующими пункта 48 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н, и пункта 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н,

приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н утверждено Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 августа 1998 г., регистрационный номер 1598, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 14 сентября 1998 г., № 23, в «Российской газете» («Ведомственное приложение») 31 октября 1998 г., № 208.

Согласно пункту 29 названного положения организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). По заключению Министерства юстиции Российской Федерации нормативный правовой акт признан не нуждающимся в государственной регистрации (письмо от 6 августа 1999 г. № 6417-ПК). Приказ опубликован в печатных изданиях «Финансовая газета» 1999 г., № 34, «Экономика и жизнь» 1999 г., № 35.

Пунктом 48 данного положения предусмотрено, что организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Общество с ограниченной ответственностью «Инженерная группа ПЛАНА» (далее — ООО «Инженерная группа ПЛАНА») обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 48 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) и пункта 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ссылаясь на их противоречие частям 2, 4 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Требование мотивировано тем, что по смыслу части 4 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете», составление организациями промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является исключением из общего правила (составление годовой отчетности) и применяется только в определенных случаях. При этом данная норма ограничивает круг лиц и разновидность нормативных и локальных актов, которыми может вводиться обязанность по ведению подобной отчетности. Пункт 48 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) и пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, устанавливающие обязанность по ведению промежуточной отчетности для всех организаций без указания конкретных случаев и ситуаций, в которых действует это правило, по своему содержанию оказываются шире, чем часть 4 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Оспариваемые нормативные положения нельзя рассматривать как частный случай применения части 4 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете», поскольку при таком ошибочном (расширительном) толковании все организации без исключения должны составлять промежуточную отчетность, что лишает норму закона всякого смысла. Кроме того, внесенные в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» изменения свидетельствуют о том, что законодатель не рассматривает применение промежуточной отчетности в качестве обязательного условия для всех экономических субъектов.

По мнению административного истца, оспариваемые нормативные положения создают неопределенность для правоприменителя, затрагивают права и законные интересы общества, так как от квалификации понятия «отчетный период» в том числе зависит размер действительной стоимости доли, подлежащей выплате участнику, вышедшему из общества.

Министерство финансов Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях указали, что оспариваемые в части положения изданы федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением правил введения нормативных правовых актов в действие, соответствуют законодательству Российской Федерации и не нарушают прав административного истца.

Представитель ООО «Инженерная группа ПЛАНА», извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, письменно заявил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации Ш. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации П. не признали административный иск.

Выслушав возражения представителя Министерства финансов Российской Федерации Ш., представителя Министерства юстиции Российской Федерации П., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым удовлетворить заявленное требование, Верховный Суд Российской Федерации считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. № 278 «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти — порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283 утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

В целях выполнения мероприятий по реализации этой программы разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету к 2000 г. были поручены в том числе Министерству финансов Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. № 382-р Министерству финансов Российской Федерации предписано разработать и утвердить положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, распространив его на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, за исключением Центрального банка Российской Федерации и кредитных организаций (пункт 1).

Одной из основных задач Министерства финансов Российской Федерации как федерального органа исполнительной власти, обеспечивавшего проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координировавшего деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, являлось обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе). К числу основных функций министерства относились подготовка предложений и реализация мер по методологическому руководству бухгалтерским учетом и отчетностью в Российской Федерации; утверждение планов счетов, типовых форм бухгалтерского учета и отчетности, инструкций по их применению и порядку составления отчетности (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях); установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций (пункт 1, подпункт 10 пункта 5, подпункты 52 — 54 пункта 6 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 273).

Таким образом, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета относятся к предмету регулирования Федерального закона «О бухгалтерском учете», вступившего в силу с 1 января 2013 г.

Действие названного федерального закона распространяется на следующих лиц (экономические субъекты): коммерческие и некоммерческие организации; государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов; Центральный банк Российской Федерации; индивидуальных предпринимателей, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой; находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона «О бухгалтерском учете», введенной в действие Федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации в период с 1 октября 1998 г. до дня вступления в силу данного федерального закона, признаются для его целей федеральными стандартами. При этом в силу части 15 статьи 21 указанного федерального закона федеральные стандарты не должны ему противоречить.

Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», если иное не установлено этим законом (часть 1 статьи 6).

Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности предусмотрены статьей 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете», согласно которой она должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений, должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (часть 1). Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (часть 2). Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год (часть 3).

Частью 4 этой же статьи определено, что промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.

Исходя из приведенных законоположений составление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, во-первых, не является обязанностью каждого экономического субъекта, во-вторых, она должна составляться экономическим субъектом только в том случае, когда обязанность ее представления установлена законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта.

Однако пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и пункт 48 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), используя для обозначения субъектов, на которых распространяется действие нормативного правового акта, термин «организация», предусматривают для таких лиц в качестве общего правила обязанность составления организацией промежуточной бухгалтерской отчетности за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, в том числе независимо от наличия или отсутствия у такого лица обязанности ее представления.

Таким образом, оспариваемые нормативные положения противоречат части 4 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете», устанавливая иное правовое регулирование, а доводы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации о соответствии таких норм требованиям действующего законодательства лишены правовых оснований.

При изложенных обстоятельствах в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пункт 48 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) и пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления ООО «Инженерная группа ПЛАНА» уплатило государственную пошлину в размере 4500 (четырех тысяч пятисот) рублей согласно платежному поручению от 19 октября 2017 г. № 3664. Данные судебные расходы подлежат взысканию с Министерства финансов Российской Федерации в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 175 — 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Инженерная группа ПЛАНА» удовлетворить.

Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 48 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н, и пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальных печатных изданиях, в которых были опубликованы оспоренные в части нормативные правовые акты.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Инженерная группа ПЛАНА» расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 (четырех тысяч пятисот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО

Еще по теме:

  • Приказ мо 400 2007 Приказ мо 400 2007 МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 октября 2000 года N 520 ____________________________________________________________________Утратил силу с 1 января 2008 года на основании приказа Минобороны России от 2 октября 2007 года N […]
  • Закон производственный кооператив Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ"О производственных кооперативах" С изменениями и дополнениями от: 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г., 18 декабря 2006 г., 19 июля 2009 г., […]
  • Закон о электронной цифровой подписи от 10012002 1-фз имеет Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ"Об электронной цифровой подписи" С изменениями и дополнениями от: 8 ноября 2007 г. Принят Государственной Думой 13 […]
  • Приказ 890 от 26092012 года Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (с изменениями и […]
  • После вступления в силу федерального закона Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и […]
  • Увольнение солдат срочников в запас Порядок увольнения военнослужащих по призыву с военной службы Вопросы прохождения солдатами, матросами, сержантами и старшинами военной службы по призыву (далее – военнослужащие по призыву)и увольнения регламентированы следующими нормативными правовыми документами: Федеральный закон от […]
  • Федеральный закон о товарных Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-Ф3 настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2008 г. в связи […]
  • Федеральный закон в области охраны труда Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ"Об основах охраны труда в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 20 мая 2002 г., 10 […]