Правила обучения доступность

Правила обучения доступность

Принцип базируется на законе тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу. Латинское слово «тезаурус» означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем знаний, умений, способов мышления. Доступность обучения определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей, от организации учебного процесса, применяемых учителем методов и связана с условиями ‘ протекания процесса обучения; доступность обучения определяется его предысторией; чем выше уровень умственного развития школьников и больше имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при получении новых знаний; постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие учащихся и формирование их моральных качеств; обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний.

Классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированы еще Я. А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения.

Не забывайте наставления Я. А. Коменского: все подлежащее изучению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.

Обучая, исходите из уровня подготовленности и развития учащихся, учите, опираясь на их возможности. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.

Для доступности широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: дайте толчок мысли учащихся, покажите им, что даже самые сложные знания доступны для понимания.

Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.

Принцип доступности

Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся.

Не надо забывать и о том, что высокий уровень развития достигается на пределе возможностей. Поэтому процесс обучения должен быть трудным, но посильным для учащихся.

Когда речь заходит о трудовом воспитании, то обычно имеются ввиду лишь «уроки труда», хотя важнейшим путем такого воспитания является учебный труд учащихся. Учение – это ежедневный многочасовой труд. Необходимо, чтобы процесс обучения был трудным, но посильным и интересным, чтобы учащиеся чувствовали уверенность в своих силах, которая ведет к творческой активности.

Доступность обучения прежде всего определяется возрастными особенностями учащихся, но необходимо учитывать и другие факторы. Если учащихся вооружить более рациональными приемами работы по усвоению знаний, то это расширит их познавательные возможности, а значит, сделает доступным более сложный учебный материал.

Доступность определяется многими факторами: соблюдением принципов дидактики, тщательным отбором содержания, использованием более эффективной системы его изучения, более рациональных методов работы, мастерством самого обучающего и т.п.

В начале XX в. обучение начиналось с 9–10 лет, потом с 8 лет, а с 1944 г. стали обучать с 7 лет, в настоящее время официально обучение начинается с 6 лет. И это не означает что «опускалось» само содержание обучения, изменился характер обучения. И сегодня некоторые знания, формируемые в недалеком прошлом у школьников 12–13-летнего возраста, легко усваиваются 8–9-летними детьми.

Если первоначальная ступень школьного обучения ориентировалась прежде всего на формирование навыков чтения, письма, счета, то сегодня младшим школьникам даются и теоретические сведения о некоторых явлениях, что способствует развитию у них мышления.

Доступность учебного материала нельзя отождествлять с его сложностью. Он может быть трудным для одного ученика и совсем не трудным для другого. Поэтому доступность должна определяться уровнем подготовки ученика, его умственными и физическими возможностями.

Как правило, принцип доступности нарушается по трем основным причинам:

  1. Учебный материал недоступен учащимся по своей глубине (большое количество абстрактных рассуждений, непонятных формул, математических расчетов и т.п.) и они не могут понять сущности изучаемого материала;
  2. Материал недоступен по объему, в этом случае учащиеся не всегда успевают «переварить» соответствующее количество материала и усваивают его довольно поверхностно.
  3. Материал недоступен для учащихся ввиду физического перенапряжения. В данном случае имеется ввиду не просто усталость школьников, а именно перенапряжение в процессе выполнения непривычно большой физической нагрузки (в домашних условиях, в спортивных секциях и т.п.).

Правила принципа доступности в обучении

  1. Одним из главных правил является необходимость совпадения темпа сообщения информации учителем и скорости усвоения этой информации учащимися. Очень часто возникает вопрос: учитель должен говорить быстро или медленно? На него нельзя дать однозначного ответа. Скорость информации, сообщаемой учителем, должна учитывать особенности возраста, подготовленности и общего развития учащихся.
  2. В процессе обучения необходимо ориентировать учащихся прежде всего на понимание изучаемого материала, а не на запоминание. Традиционный репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) процесс обучения ориентирует именно на запоминание, на повторение информации, данной учителем. Поэтому необходимо ставить учащихся в проблемные ситуации, предложить им, например, задачу практического содержания, для решения которой надо использовать на практике знания, данные учителем, а не просто повторить их.
  3. Необходимо соблюдать и такие традиционные правила, как «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному» и т.п. Однако необходимо помнить об относительности этих правил. Так, например, простейшими структурными элементами изучаемых объектов (организмов и веществ) являются атомы и клетки, но в процессе обучения мы вначале изучаем целостные организмы и вещества и лишь потом переходим к изучению их глубинной структуры.

Понятие «близкое» так же трактуется не в буквальном смысле. Например, учащимся ближе современные социальные отношения, однако изучаются вначале те, которые существовали в древней истории, поскольку они ближе учащимся, нежели сложнейшие современные отношения. Когда мы говорим о «близком», имеем ввиду то, что учащемуся легче представить.

Процесс обучения не может быть легким. «Легкое» в данном случае означает, что учащийся способен преодолеть поставленные перед ним затруднения самостоятельно.

От известного к неизвестному. Учащийся может приобретать новые знания только на основании и с помощью уже имеющихся в его сознании сведений и выработанного ранее желания узнать что-то новое, интересное или полезное для него.

Эти правила нельзя рассматривать упрощенно и использовать в основном только в одном направлении, индукция должна соседствовать с дедукцией, что обогатит методический багаж педагога.

Принципы обучения. Принципы научности, системности, доступности

Принципы обучения – это фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации учебного процесса.
Принципы формулируются на основе научного анализа процесса обучения, соотносятся с его закономерностями, с целями и задачами образования, с уровнем развития педагогической науки, с возможностями существующей системы образования.

Сегодня не существует единства мнений в вопросе о принципах обучения, авторы разных учебных пособий предлагают различные формулировки и различное количество принципов. Так, И.П. Подласый, считает, что система основных дидактических принципов должна включать следующие принципы: 1) сознательности и активности; 2) наглядности; 3) последовательности и систематичности; 4) прочности; 5) доступности; 6) научности; 7) связи теории с практикой. П.И. Пидкасистый и В.В. Воронов добавляют к ним принцип развивающего и воспитывающего характера обучения и принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы.
Однако при всём разнообразии существующих подходов можно выделить ряд принципов, которые прошли длительную проверку временем и присутствуют – так или иначе – в подавляющем большинстве современных учебников и пособий по педагогике. Рассмотрим эти принципы.

Принцип научности ориентирует педагога на формирование у учащихся научных знаний. Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем важных идей, использовании достоверных научных знаний, фактов и примеров, а также стандартных научных терминов.
Реализация этого принципа требует от преподавателя…
— исправлять фактические ошибки учащихся и организовывать на учебном занятии поиск и исправление таких ошибок;
— применять новейшую научную терминологию, не пользоваться устаревшими терминами;
— быть в курсе последних научных достижений в своем предмете;
— поощрять исследовательские работы школьников;
— находить возможность знакомить школьников с техникой экспериментальной работы, алгоритмом решения изобретательских задач, использования справочных материалов, архивных документов, с обработкой первоисточников.

Принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений, тем и разделов учебного материала.
Принцип системности реализуется в комплексе правил, среди которых можно назвать следующие:
— использовать планы, схемы, для того чтобы обеспечить усвоение учащимся системы знаний;
— разделять содержание учебного материала на логические завершенные части (т.е. применять «пошаговую систему»), последовательно реализовать эти части (шаги, этапы) и приучать к этому учащихся;
— не допускать нарушения системы в содержании, и способах обучения, а если она нарушена, то немедленно нейтрализовать пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость.
— изложить основания теории, объяснить следствия теории и показать границы ее применения.

Принцип доступности (посильности) – отражение принципов последовательности и постепенности обучения, которые известны с древности.
Пожалуй, одним из наиболее убедительных примеров реализации этих принципов является история непобедимого античного борца Милона, живший в IV веке до н.э. В юности Милон тренировался, ежедневно нося на своих плечах маленького теленка. Телёнок рос, постепенно становясь тяжелее. Однако юноша в это время развивался физически, и по-прежнему мог носить его на себе.
Суть принципа доступности состоит в том, что сначала нужно выявить раннее сформированные знания и умения, а уже потом постепенно осуществлять новые стадии обучения. Принцип доступности не означает, что учение должно происходить без усилий со стороны ученика, однако преодоление возникающие затруднений должно быть для него посильным.
Для соблюдения этого принципа, необходимо руководствоваться рядом правил:
— добиваться совпадения темпа сообщения информации и скорости её усвоения учащимися;
— ориентировать учащихся на понимание и осмысление изучаемого материала, а не на запоминание и зубрежку;
— обучая, исходить из уровня подготовленности учащихся, опираться на их возможности;
— изучать и учитывать жизненный опыт, интересы, особенности развития учащихся и т.д.

В статье использованы материалы учебного задания, выполненного студенткой 2 курса факультета Истории и права Ириной Петровой.

33. Правила принципа доступности в обучении

Одним из главных правил является необходимость совпадения темпа сообщения информации учителем и скорости усвоения этой информации учащимися. Очень часто возникает вопрос: учитель должен говорить быстро или медленно? На него нельзя дать однозначного ответа. Скорость информации, сообщаемой учителем, должна учитывать особенности возраста, подготовленности и общего развития учащихся.

В процессе обучения необходимо ориентировать учащихся, прежде всего, на понимание изучаемого материала, а не на запоминание. Традиционный репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) процесс обучения ориентирует именно на запоминание информации, данной учителем. Поэтому необходимо ставить учащихся в проблемные ситуации. Например, можно предложить им задачу практического содержания, для решения которой надо использовать на практике знания, данные учителем, а не просто повторить их.

Необходимо соблюдать и такие традиционные правила, как «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному» и т. п. Однако необходимо помнить об относительности этих правил. Так, понятие «близкое» трактуется не в буквальном смысле. Например, учащимся ближе современные социальные отношения, однако изучаются вначале те, которые существовали в древней истории, поскольку они ближе учащимся, нежели сложнейшие современные отношения. Говоря о «близком», мы имеем в виду то, что учащемуся легче представить.

Процесс обучения не может быть легким. «Легкое» в данном случае означает, что учащийся способен преодолеть встретившиеся ему трудности самостоятельно.

Правило «от известного к неизвестному» означает следующее. Учащийся может приобретать новые знания только на основании уже имеющихся в его сознании сведений и выработанного ранее желания узнать что-то новое, интересное или полезное для него.

Эти правила нельзя рассматривать упрощенно и использовать только в одном направлении. Индукция должна соседствовать с дедукцией – тогда методический багаж педагога значительно обогатится.

34. Принцип наглядности

Принцип наглядности предусматривает опору не только на зрение, но и на все остальные органы чувств. Каждый из них участвует в процессе познания окружающей действительности, поэтому принцип наглядности и выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна.

К. Д. Ушинский отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию с помощью органов зрения и слуха одновременно, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает посредством лишь одного из этих органов.

Применение наглядных и технических средств обучения не только способствует эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.

Наглядность, используемая в процессе изучения различных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако дидактика изучает процесс обучения как таковой, безотносительно к какому-либо учебному предмету, поэтому она изучает наиболее общие виды наглядности.

Натуральная, или естественная, наглядность. К этому виду относятся естественные объекты и явления, то есть те, которые встречаются в действительности. Например, в процессе обучения демонстрируются растения или животные на уроках биологии, электродвигатели при изучении физики и т. п.

Изобразительная наглядность. К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства, графические учебные пособия.

Дидактика средней школы

Подобно принципу наглядности, принцип доступности в учебно-воспитательной работе требует учета особенностей достигнутого уровня развития учащихся. При подборе учебного материала учитель должен учитывать, насколько он доступен для учеников, использовать методы обучения, отвечающие уровню их развития, с тем чтобы в максимальной степени сделать возможной самостоятельную работу как на уроке, так и в ходе внеурочной работы. Например, если учитель старших классов средней общеобразовательной или профессиональной школы для ознакомления учащихся с новым для них материалом останавливает свой выбор на лекции, то он должен отдавать себе отчет в том, что этот метод требует от них меньшей активности по сравнению, например, с обсуждением. В то же время лекционная форма работы противопоказана на уровне пропедевтического обучения, так как у детей в возрасте от 7 до 11 лет еще не развились способности к абстрактному мышлению и они не могут ни концентрировать внимание на определенной проблеме в течение длительного времени, ни вести записи, словом, не умеют эффективно пользоваться лекцией.

Из принципа доступности в обучении, который иначе называется принципом нарастающей трудности, также следует ряд более частных дидактических правил. Уже Я. А. Коменский, который считал доступность материала таким же важным условием успешного учебного процесса, как и наглядность, сформулировал следующие правила:

  • В обучении следует переходить от того, что ученику близко, к тому, что до сих пор было ему чуждо.
    В свете этого правила понятными становятся концепции программ, в которых рекомендуется, чтобы ученики сначала изучали историю родного края, а затем переходили к изучению всеобщей истории; сначала познакомились с географией своего района и лишь затем учили географию своей страны и соседних стран и т. п.
  • В обучении следует переходить от легкого к более трудному. Строгое соблюдение этого дидактического правила является залогом успеха любой учебно-воспитательной работы, независимо от уровня, на котором она ведется. Предъявление к учащимся непосильных для них требований отбивает интерес к учебе, подрывает веру в собственные силы, снижает желание учиться, порождает серьезные препятствия на пути достижения учебных целей. Слишком же низкий уровень требований не мобилизует усилия учащихся, что в процессе обучения, как и в любой другой работе, является решающим условием достижения нужных результатов. Постепенное же усложнение заданий для учащихся приводит к тому, что они работают оптимальным образом, как бы приближаясь к пределу своих возможностей. Чтобы этого достичь, учитель должен хорошо знать возможности своих воспитанников, должен интересоваться их работой, вникать в причины возникающих трудностей и, постепенно повышая уровень предъявленных требований, помогать им их преодолевать.
  • В обучении следует переходить от уже известного к новому, неизвестному.
    Для правильной реализации этого правила учитель обязан хорошо изучить объем исходных знаний учащихся в тот момент, когда они приступают к выполнению данного задания. Часто бывает так, что наличие пробелов и недостатков в усвоении учениками пройденного материала делает работу над новой темой затруднительной и даже невозможной.
    Этот перечень традиционных дидактических правил, вытекающих из принципа доступности в обучении, сегодня дополняется еще одним очень важным правилом.
  • В процессе обучения нужно учитывать различия в скорости индивидуальной работы и в уровне продвинутости в учебе отдельных учащихся.

Несоблюдение требования индивидуализации содержания и темпа обучения оказывает особенно неблагоприятное влияние на учебу слабых учеников, хотя и способным учащимся оно затрудняет достижение оптимальных результатов, вследствие чего тормозится их полное развитие, полное раскрытие их способностей.

Легко заметить, что охарактеризованные правила неоднократно пересекаются между собой. То же самое можно сказать и в адрес отдельных принципов. Остается фактом, что эти принципы вместе с вытекающими из них правилами концентрируют внимание на определенных своеобразных для процесса обучения моментах. С учетом этого мы и рассматриваем только отдельные из них, не претендуя на то, чтобы дать полный перечень дидактических правил, стараясь выделить только наиболее важные.

Еще по теме:

  • Отделения росгосстрах осаго Страховая компания "Росгосстрах": офисы, адреса, сайт «Росгосстрах» - это крупнейшая страховая компания России, которая на протяжении многих лет предоставляет широкий спектр услуг страхования частным лицам и корпоративным клиентам. На сегодняшний день в продуктовом пакете компании […]
  • Как оформить землю под павильон в собственность Как получить документ на право собственности на торговый павильон? Cтационарный торговый павильон был установлен в 1997 году на арендованной земле, в то время регистрация права собственности не требовалась. Сейчас для продления аренды земли требуется документ на право собственности. У […]
  • Увольнение срочный трудовой договор отработка Особенности увольнения при срочном трудовом договоре Обновление: 26 сентября 2016 г. Вне зависимости от того, заключен ли с работником бессрочный или срочный трудовой договор, процедура увольнения по собственному желанию (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) для временных работников не отличается от […]
  • Да виньола правило пяти ордеров архитектуры Да виньола правило пяти ордеров архитектуры В год победы русских войск под Полтавой и через три года после учреждения в строящемся Санкт-Петербурге Канцелярии от строений в Москве был издан первый русский перевод трактата итальянского архитектора XVI века Джакомо Бароццио да Виньола […]
  • Правила молитвы в исламе Молитва для начинающих السلام عليكم ورحمة الله وبركاته Молитва — один из столпов ислама Это первый акт поклонения, который Всевышний Аллах вменил в обязанность верующим. Произошло это во время вознесения Пророка, мир ему и благословение Аллаха, на небеса. Молитву обязан совершать каждый […]
  • Спор теория и практика спора Скачать "Искусство спора. О теории и практике спора" На этой странице вы можете скачать книгу "Поварнин Сергей Иннокентьевич, Искусство спора. О теории и практике спора". Формат pdf.zip Формат pdf Классическая серьезная книга по искусству спора, написанная известным специалистом по […]
  • Шпилька коллектора выпускного Шпильки выпускного коллектора (ВАЗ классика) Как они выкручиваются? Описываю ситуацию. Прогорела прокладка приемной трубы. поменял прокладку без замены шпилек - прогорела другая прокладка (что было и так понятно, просто надо было с дачи как-нибудь приехать домой) выкручивал вчера шпильки […]
  • Сопроводительное письмо о возврате товара Заявление на возврат товара Обновление: 5 февраля 2018 г. Заявление на возврат товара (образец) Чтобы реализовать предоставленное Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 право, покупателю необходимо обратится к продавцу с претензией или заявлением на возврат товара от покупателя. Образец […]