Мип закон

Создание Малого инновационного предприятия (МИП) в соответствии федеральным законом № 217 ФЗ

Главное в этом законе то, что Научные учреждения и ВУЗы могут создавать малые предприятия для коммерциализации своих разработок. И вносить в уставной капитал этого предприятия результаты интеллектуальной собственности.

ВУЗам и научным учреждениям не нужно объяснять как создать МИП. Поэтому будем рассматривать ситуацию от лица аспиранта, студента или сотрудника научного учреждения, который в ходе своей работы или учебы изобрел что-то полезное (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретения, полезные моделей, промышленные образцы, селекционные достижения, топологий интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) в общем то, что можно запатентовать.

Так как вы примен научно экспериментальную базу ВУЗа или научного предприятия в ходе вашей непосредственной работы или учебы, то права на интеллектуальную собственность будут принадлежать ВУЗу или научному предприятию

Ну а теперь о том, как создать малое предприятие, которое будет владеть интеллектуальной собственностью и сможет коммерциализировать данную разработку.

Сразу предупрежу, что вам понадобится денежная сумма из личных средств или из личных средств и средств инвестора около 1 500 тыс. руб.

Пошаговая инструкция для создания МИП

  • Вы приходите к ректору или руководителю научного предприятия и говорите, что есть такая-то разработка, которую возможно производить и продавать или оказывать услуги на ее основе создав МИП.
  • Патентование или регистрация в Реестре программ для ЭВМ (в случае для программ) интеллектуальной собственности.
  • Оценка стоимости интеллектуальной собственности. По закону утверждается решением общего собрания учредителей если ее стоимость до 500 тыс. руб. а если больше, то независимым оценщиком.
  • Подготовка документов для регистрации МИПа:

— Устава. Уставов МИПов довольно много в интеренте. Советуем просмотреть несколько и на их основании подготовить свой.

— Учредительного договора – это документ в котором учредители определяют порядок совместной деятельности по созданию ООО, условия передачи своего имущества и участия в деятельности ООО. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

— Лицензионного договора – это документ по которому одна сторона предоставляет или обязуется предоставить другой стороне право использования результата исключительного права на результат интеллектуальной деятельности

  • Созывается общее собрание учредителей Общества с ограниченной ответственностью Малое инновационное предприятие «……..» (учредителей может быть всего двое. Вы и руководитель организации или ВУЗа) и готовится протокол общего собрания.
  • Далее стандартная регистрация ООО. Можете обратится к нотариусу который все оформит за не большую плату или самостоятельно все оформить в налоговой. (об этом мы расскажем в следующей статье)
  • Заходите в управление статистики, где вам дадут ОКВЭД (вид деятельности организации, например 73.10 — это научные исследования и разработки) кодов может быть несколько.
  • Рекомендуем зайти в Администрацию города (ищите отделы связанные с экономикой или малыми предприятиями) это не обязательно но они отчитаются наверх о создании МИПа и возможно будут приглашать Вас на различные мероприятия и конкурсы в том числе по поддержке малых предприятий.
  • Теперь нужно уведомить о создании МИП Министерство образования и науки. Это делается через специализированный сайт https://mip.extech.ru/

Теперь про деньги.

Доля ВУЗа или научного учреждения в уставном капитале ООО должна составлять более чем одну треть, а остальные участники оплачивают оставшуюся долю деньгами. Если вы оценили интеллектуальную собственность в 500 тыс. руб. то остальным членам общества нужно внести денежную сумму в размере 1 500 тыс. руб.

Зачем все это надо и почему не зарегистрировать просто ООО:

Во первых это единственный способ коммерциализовать интеллектуальную собственность, принадлежащею ВУЗу или научному учреждению.

Во вторых вы продолжаете пользоваться имуществом (оборудование, помещения научно техническая база) ВУЗа или научного учреждения конечно если это предусмотреть в договоре

Также несомненным плюсом, являются налоговые льготы для малых инновационных предприятий в части налогов на заработную плату (14%).

Вокруг 217 ФЗ

Главная цель создания Федерального закона №217-ФЗ: обеспечение реального внедрения в производство создаваемых за счёт бюджетных средств результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Закон предоставляет бюджетным учреждениям науки и образования следующие права:

  • быть учредителями хозяйственных (акционерных) обществ, осуществляющих практическое применение (внедрение) РИД, без согласия собственника.
  • вносить в уставный капитал право на использование РИД, денежные средства и иное имущество;
  • распоряжаться долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных (акционерных) обществ, только с предварительного согласия собственника.
  • направлять доходы (дивиденды) от участия в хозяйственных (акционерных) обществах только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности.

ЦТТ РАН И РОСНАНО оказывает консультационные услуги институтам РАН по созданию малых инновационных предприятий (МИП) по N 217-ФЗ.

Для научных учреждений РАН в рамках существующих гражданского, бюджетного, налогового законодательства РФ и Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ наш Центр разрабатывает Методические рекомендации в отношении порядка создания и деятельности хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) РИД.

Практическая реализация Федерального закона №217-ФЗ бюджетными научными учреждениями и ВУЗами.

Порядок создания хозяйственных обществ.

  • 1. Поставить РИД на баланс (отразить по счету «Нематериальные активы»).
  • 2. Оценить право использования РИД.
  • 3. Определить состав учредителей хозяйственного общества и их доли (акции).
  • 4. Принять решение о создании хозяйственного общества или провести собрание учредителей.
  • 5. Подать в ФНС документы на государственную регистрацию хозяйственного общества.
  • 6. Уведомить Минобрнауки о создании хозяйственного общества в течение семи дней с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации хозяйственного общества.
  • 7. Заключить лицензионный договор с созданным хозяйственным обществом и зарегистрировать лицензионный договор в Роспатенте.

Алгоритм создания малых инновационных предприятий

МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

В августе 2009 года высшим учебным заведениям и научным учреждениям предоставлено право создавать малые инновационные предприятия для практического применения результатов интеллектуальной деятельности на основании Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». С 1 сентября 2013 года вместо Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ).

Главная цель статьи 103 данного закона – коммерциализация результатов научно-образовательной деятельности и предоставление мест для трудоустройства будущим выпускникам в создаваемых малых предприятиях при вузах. И как показывает мировая практика, данная модель получила широкое признание во многих странах. Например, многие университеты Европы превратились в научно-технологические центры, которые абсолютно автономны, как в плане бюджета, так и в плане перспектив собственного развития.

Законом предусматривается наделение образовательных организаций высшего образования, являющихся бюджетными или автономными учреждениями, правом совместно с другими лицами быть учредителями хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств – малых инновационных предприятий, деятельность которых заключается во внедрении результатов интеллектуальной деятельности. При этом исключительные права на эти разработки должны принадлежать университету, в том числе совместно с другими лицами.

В качестве результата интеллектуальной деятельности могут выступать:

  • программа для электронных вычислительных машин;
  • программа для базы данных;
  • изобретение; полезная модель;
  • промышленный образец;
  • селекционное достижение;
  • топология интегральных микросхем;
  • секрет производства (ноу-хау).

При участии ПНИПУ созданы 17 малых инновационных предприятий, использующие 7 изобретений, 5 полезных моделей и 6 программ для ЭВМ, права на которые закреплены за университетом:

Информационно-аналитический журнал

Уже на первых шагах создания малых инновационных предприятий появились серьезные проблемы. Из­-за несовершенства законодательной нормативной базы по интеллектуальной собственности привлекательная интеллектуальная собственность в вузах оформлялась на частных лиц и выводилась за пределы влияния вуза.

Киселев Михаил Владимирович, доктор технических наук, профессор кафедры «Технологии машиностроения» Костромского государственного технологического университета.

Родился в 1959 году в Костроме. В 1982 году окончил Костромской технологический институт (ныне КГТУ), инженер-­механик. В том же году начал работать в научно-исследовательском секторе родного вуза, где прошел путь от инженера НИС до проректора по научной работе КГТУ.

Автор более 110 научных и научно-методических работ, в т. ч. 2 монографий; председатель диссертационного совета КГТУ, член редакционных коллегий ряда специализированных научных журналов.

Почетный работник КГТУ, не раз награждался Почетными грамотами и благодарностями Минобр­науки РФ.

Россия ставит перед собой амбициозные цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития [1]. Одним из инструментов и механизмов развития инновационных процессов в обществе является Федеральный закон № 217 (далее ФЗ‑217), согласно которому вузам, НИИ и академиям наук разрешено создание малых инновационных предприятий (МИП) [2]. Закон был принят в 2009 году, но наиболее интенсивное открытие МИП пришлось на первые два года после выхода этого правового документа. Таким образом, на сегодняшний день созданные МИП прошли стартап, оцениваемый специалистами в период около трех лет, и можно подводить некоторые итоги их деятельности.

Общая статистика

За последние годы фактически прекратили свое существование отраслевые НИИ, идет реформа Академии наук, вузовская система образования проходит процесс укрупнения образовательных организаций на основе показателей эффективности. В этой ситуации государство для развития фундаментальной и прикладной науки приоритетно выделило среди всех вузов страны федеральные, национальные исследовательские университеты, действуют и «обычные» бюджетные государственные вузы с соответствующим финансовым обеспечением. Условия создания МИП для вышеуказанных групп университетов различны. И все­-таки подавляющее большинство МИП – более 70 процентов – создано при бюджетных вузах (см. таблицу 1) [3].

Таблица 1. Количество хозяйственных обществ (МИП), созданных бюджетными организациями*

*ПРИМЕЧАНИЕ: данные на конец июня 2013 года.

Такой результат является следствием действий Рособразования, активно призывавшего в первые годы действия ФЗ-217 к созданию МИП при вузах, являясь их учредителем. Рекомендации учредителя, воспринимаемые как обязательные, выполнялись – число МИП росло. Однако около трети из них оказались созданными фактически лишь «на бумаге», а порой и с нарушениями того же ФЗ-217 [4]. Чтобы понять причины такой ситуации, рассмотрим внимательнее все этапы создания МИП с точки зрения ФЗ-217.

Этапы создания

Начальный этап создания МИП – определение коммерчески привлекательной интеллектуальной собственности (ИС), принадлежащей вузу, для внесения ее в качестве уставного капитала. Поскольку вопрос коммерчески привлекательной ИС при создании МИП является краеугольным камнем успеха будущего предприятия, обсудим его более подробно.

Итак, уже на первых шагах создания МИП появились серьезные проблемы. Из­-за несовершенства законодательной нормативной базы по интеллектуальной собственности (гл. 77 ч. 4 Гражданского кодекса РФ) привлекательная ИС в вузах оформлялась на частных лиц и выводилась за пределы влияния вуза (статистика не приводится в силу ее отсутствия). В соответствии с ФЗ-217 в качестве уставного капитала в МИП может вноситься ИС в виде авторских свидетельств и патентов, топологии интегральных микросхем, программных продуктов и ноу­хау. При этом необходимо отметить, что только оформление прав на нее в виде авторских свидетельств и патентов занимает полтора­два года. Оформление авторства на программные продукты через Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) составляет чуть меньший срок – до одного года. (Ноу-хау можно оформить приказом ректора, однако вряд ли такую ИС можно взять для успешного развития МИП.) Получение вузом зарегистрированного авторского права ИС является обязательным, но не окончательным этапом для создания МИП. Необходимо осуществить и передачу МИП неисключительных прав ИС вуза. Данная процедура также оформляется через ФИПС и занимает по времени около года.

Таким образом, временной интервал создания МИП составляет от года до трех лет, в зависимости от имеющейся или создаваемой ИС вуза. Указанные сроки получения авторских прав на интеллектуальную собственность доказывают, что первые МИП, созданные в рамках ФЗ-217 в первые два года после принятия закона, были основаны на уже имеющейся ИС вузов. Возникает логичный вопрос: почему имеющаяся ИС вуза не была реализована до создания МИП?

До появления ФЗ-217 у вузов существовали разные формы реализации интеллектуальной собственности. Например, продажа прав на ИС сторонним организациям через лицензионные договоры, заключение с предприятиями договоров на передачу технической или иной документации, наконец, использование классической формы работы вуза с промышленными предприятиями – хозяйственного договора. Не вдаваясь в подробности характеристик каждого из этих способов финансовых взаимоотношений вуза со сторонними организациями, необходимо сказать, что все они сегодня являются показателями эффективности работы вуза, установленными его учредителем – Минобрнауки РФ. И для вуза их выполнение чрезвычайно важно в сегодняшних условиях реформирования высшей системы образования. Напрашивается вывод – созданная в вузах ИС с точки зрения ее реального внедрения через МИП представляет большие сложности, при этом очевидность положительного результата весьма сомнительна или масштабы внедрения ИС настолько малы, что их объемы становятся незначимыми для вуза. В итоге у вузов на сегодняшний момент мотивация развивать малые инновационные предприятия оказывается довольно низкой.

Конечно, есть и положительные примеры успешной деятельности МИП при вузах. Скажем, совокупный уставной капитал МИП национального исследовательского Томского государственного университета достиг 150 млн. рублей; в национальном исследовательском Белгородском государ­ственном университете объем высокотехнологичной продукции, созданной с использованием элементов инновационной структуры, в 2013 году достиг 70 млн. рублей; имеется положительный результат в работе МИП Казанского национального исследовательского технологического университета и некоторых столичных вузов. Однако нельзя не заметить тот факт, что эти организации принадлежат к категории национальных исследовательских университетов, расположенных в индустриально развитых регионах РФ.

В целом же общая картина финансовой результативности МИП, рассмотренная в исследованиях [5, 6], представлена в таблице 2.

Таблица 2. Результативность работы МИП при вузах-победителях конкурса развития инновационной инфраструктуры

На основе статистических данных авторами указанных исследований сделан вывод: подавляющее большинство (70 процентов) созданных МИП неработоспособны, что объясняется отсутствием у них необходимых ресурсов.

Следующим этапом работы с ИС при создании МИП является ее финансовая оценка для определения доли вклада соучредителей в денежном выражении (не более 66 процентов). Это еще один из важных этапов в создании малых инновационных предприятий, поскольку именно в этот период должна оцениваться коммерческая привлекательность передаваемой интеллектуальной собственности. Так, согласно закону ФЗ-217, при уровне до 500 тыс. рублей ИС может быть оценена самим вузом, при уровне более 500 тыс. рублей оценка должна даваться профессиональным оценщиком. Однако сразу же возникает вопрос: кто и каким образом должен первоначально оценить – находится ли интеллектуальная собственность в пределах 500 тыс. рублей или превышает его? А ведь важность истиной оценки ИС очевидна – на ее основании и должно быть принято решение о целесообразности создания МИП. Но здесь возникает еще один серьезный барьер – высокая оценка стоимости ИС вузам невыгодна. Невыгодна по двум причинам: во-первых, постановка ИС на баланс вуза приведет к увеличению налоговых отчислений на имущество; во-вторых, найти соучредителей, которые две третьих уставного капитала должны внести в денежном выражении, – задача сложная. Кроме того, объективная оценка ИС независимым оценщиком зачастую влечет существенные затраты (от 50 до нескольких сотен тысяч рублей), что для вуза неприемлемо.

Вышеназванные обстоятельства заставляют вузы выбирать иной вариант решения проблемы. Он заключается в использовании положения закона ФЗ-14 от 8 февраля 1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью (об ООО)», согласно которому минимальный размер уставного капитала создаваемого МИП определен в 10 тыс. рублей. Соответственно, стоимость ИС будет составлять 3-4 тыс. рублей. С точки зрения юридической ответственности такой размер уставного капитала является оптимальным, поскольку МИП несет ответственность только в его пределах.

Таким образом, мы видим, что реальной объективной оценки коммерчески привлекательной ИС даже на этапе создания МИП никто не производит. Ожидать создания новой интеллектуальной собственности также можно с небольшой вероятностью (да и ФЗ-217 на это уже не ориентирован). Поэтому уровень эффективности деятельности МИП, созданных на подобных условиях, очевиден.

После прохождения непростого этапа открытия МИП начинается следующая стадия – определение юридического адреса. Да, здесь закон разрешает вузу предоставлять свои помещения в льготную аренду своим МИП. Однако вопрос аренды площадей вуза должен быть согласован с учредителем – Минобрнауки РФ и, в частности, с департаментом имущества. Эта процедура тоже оказывается длительной. Для справки, Костромской государ­ственный технологический университет, региональный вуз, за четыре года функционирования десяти своих МИП так и не смог получить у учредителя разрешение на аренду площадей для их размещения на своей территории. Идти же на заведомое нарушение, не ожидая официального согласования разрешения аренды с учредителем, означает получение административного наказания – что с точки зрения руководства вуза, конечно, неприемлемо.

Это обстоятельство также увеличивает сроки и сложности создания МИП, или даже ставит в некоторых случаях вопрос о его невозможности.

Период деятельности

После создания малого инновационного предприятия начинается период его деятельности. Здесь процесс развития и успешности очень индивидуален и зависит, прежде всего, от команды топ­менеджеров, а также кадрового состава предприятия. И все же некоторые общие выводы сделать можно, рассмотрев характеристики среднестатистического МИП, взятые из различных источников и представленные в таблице 3.

Таблица 3. Показатели деятельности среднестатистического МИП

*ИСТОЧНИК: рассчитано авторами базы данных хозобществ Центра исследований статистики и науки

Данные таблицы показывают, что при максимально разрешенном численном составе ООО (50 человек) в МИП численность сотрудников составляет 8-9 человек, или даже меньше. При этом основная часть сотрудников работает по совместительству. Учитывая огромную учебную нагрузку в 850-1200 часов в год на преподавателя (этот вопрос сам по себе заслуживает отдельного рассмотрения), очевидно, что ждать от таких МИП активной деятельности в области инноваций проблематично.

Правда, по всей видимости государство и не ожидает от МИП вузов большого количества новых прорывных технологий и открытий – эта миссия возложена на другие структуры: Академию наук, федеральные и национальные исследовательские университеты. Но ФЗ-217 призван решить две другие задачи – дать вузам правовые механизмы для, во-первых, внедрения прогрессивных технологий в реальное производство, во-вторых, повышения уровня оплаты труда своего ППС, которая, согласно «дорожной карте» развития высшего образования, к 2018 году должна составлять не менее двух среднестатистических зарплат региона. На сегодняшний день доходы ППС от их деятельности в МИП не входят в финансовые показатели вуза. Для руководства образовательной организации этот факт является еще одним «демотиватором» создания МИП, ведь во главе угла стоит выполнение министерских показателей эффективности.

Важным фактором эффективной работы любого предприятия – и МИП, в частности, – являются условия господдержки или льготные условия кредитования. Это тем более актуально для данного вида деятельности, ведь инновационные процессы длительны по времени, затратны на первоначальных этапах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, рискованны в получении окончательного успешного результата. На сегодняшний день государство предоставляет достаточно большие возможности для финансовой поддержки инновационным предприятиям. Эти возможности реализуются через такие инструменты, как федеральные целевые программы, комплекс постановлений правительства (известные как ПП-217, 218, 219), Российский научный фонд и фонд Бортника, программы создания инжиниринговых центров при вузах и промышленных предприятиях и другие. Однако, анализируя конкурсную документацию всех вышеперечисленных инструментов, можно сделать вывод: на практике для МИП не предусматривается никаких конкурентных преимуществ (кроме ПП-218 1 , где указана обязательность создания малых инновационных предприятий вузами-победителями конкурса). Не предусмотрено для МИП и условий льготного кредитования в банковской системе, кроме некоторых гарантийных обязательств со стороны государства. Все эти обстоятельства ставят малые инновационные предприятия при вузах в один ряд с обычными ООО, создаваемыми по более простым правилам.

Согласно статистическим данным организации «ОПОРА России»:

  • в развитых зарубежных станах малые предприятия дают около 60-65 процентов ВВП, в России на сегодняшний день этот показатель составляет менее 12 процентов;
  • количество инновационных предприятий за рубежом – около 57 процентов, в России – 2 процента (при этом инновационно-активных – менее 1 процента);
  • коммерчески привлекательная интеллектуальная собственность (ИС) в российских вузах составляет в среднем 1-2 процента.

Результативность деятельности

Одной из задач деятельности МИП, помимо оплаты труда сотрудников, является и распределение прибыли предприятия среди учредителей. Так, согласно ФЗ-217 дивиденды от деятельности МИП поступают на отдельный счет вуза и далее должны направляться на развитие научной деятельности и оплату за поддержание в силе прав на интеллектуальную собственность. Анализ распределения дивидендов МИП показывает следующее: при долевом участии вуза в уставном капитале общества вуз получает 34 процента от прибыли, а после уплаты всех налогов у него остается около 24 процентов. Подобное распределение дивидендов не мотивирует ни руководство вуза, ни руководство МИП и его сотрудников. Альтернативный вариант получения дивидендов от деятельности МИП – договора пожертвования, однако такой путь может быть квалифицирован налоговыми органами как «сокрытие прибыли».

Выбор способов получения дивидендов от деятельности малого инновационного предприятия определяется руководством вуза индивидуально. И все же необходимо отметить, что при формальном участии вуза в МИП в размере более 33,4 процента приводит к тому, что со стороны других соучредителей создание подобной организации становится нецелесообразным и экономически невыгодным.

Как снять «барьеры»

Выполненный анализ различных этапов формирования и деятельности малых инновационных предприятий при вузах позволяет выделить некоторые ожидания и потребности образовательных организаций, реализация которых будет способствовать улучшению эффективности МИП и развитию инновационных процессов в обществе:

  • разрешение со стороны Минобрнауки РФ использовать показатели финансовой деятельности МИП в финансовых показателях деятельности вуза;
  • продолжение работы по совершенствованию законодательной базы ФЗ-217 с предоставлением возможности вузам снижения доли уставного капитала в МИП ниже 33,4 процента;
  • учет приоритетного участия МИП в конкурсах на получение финансовых средств или субсидий, проводимых Правительством РФ, Минобрнауки и органами исполнительной власти, ответственными за экономическое развитие в регионах;
  • создание центров проведения экспертизы коммерческой привлекательности интеллектуальной собственности и ее финансовой оценки с участием государственного финансирования;
  • руководству вузов способствовать развитию МИП на этапах стартапа финансированием начальных стадий НИОКТР, предоставлением МИП возможности использовать научное оборудование вуза, а также отказом от дивидендов с целью более быстрого их развития;
  • развитие институтов правовой охраны результатов исследований и разработок.

Опыт функционирования многих малых инновационных предприятий при вузах показал, что их развитие будет успешным только в случае совпадения государственных задач с интересами вуза, руководства МИП и его сотрудников.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ «Концепция долгосрочного социально­-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 года, № 1662-р (ред. от 08.08.2009). Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_N1662_red_08.08.2009

2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 2 августа 2012 года, № 217. Принят Госдумой РФ 24 июля 2009 года, одобрен Советом Федерации 27 июля 2009 года [электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс».

3. «Малые инновационные предприятия в России: новые возможности или дополнительная нагрузка для вузов физической культуры?». Режим доступа: http://bmsi.ru/doc/43c391a2-f1e4-4b8f-abcf-9d27879b3679

4. «Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге». Режим доступа: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=41450

5. Власов А.Ф. «Реализация ФЗ-217 как составляющая развития инновационной инфраструктуры вузов. Первые итоги и перспективы» / А.Ф. Власов // От науки к бизнесу: материалы VI Международного форума. – СПб.: СОЛО, 2012.

6. «Проблемы и перспективы развития малых инновационных предприятий при КГТУ» / Киселев М.В.// Журнал «Вестник КГТУ». – Кострома, 2012, №2 (29).

1 Постановление Правительства РФ «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013­-2020 годы» от 9 апреля 2010 года, № 218.

Введение

Основные тенденции мировой экономики приводят нас к необходимости идти в ногу со временем, т.е. сфокусироваться на новых и передовых технологиях как на источнике роста и повышения конкурентного преимущества предприятия. Необходимость расширения своей сферы деятельности для повышения конкурентного преимущества заставляет компании становиться новаторами, применять новые технологии и внедрять инновационные разработки. Инновационная деятельность является условием прогресса любого государства в двадцать первом веке.

Разработка инноваций тесно связана с научной деятельностью и встающими перед ней проблемами. Основными проводниками всех новшеств и технологий являются малые инновационные предприятия (МИП). В последнее время развивается тенденция создания малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях. Университеты, таким образом, становятся связующим звеном между наукой, бизнесом и инновациями. Ряд новейших направлений науки и техники развиваются в основном за счет малого бизнеса, среди них биотехнологии, программное обеспечение, приборостроение и многие другие.

Цель исследования заключается в рассмотрении нормативно-законодательной базы создания и поддержки малых инновационных предприятий при ВУЗах и ее сравнении с нормативно-правовыми базами других государств.

Одной из актуальной проблем современной России является плохо функционирующая законодательная база, регулирующая вопросы инновационной деятельности. Из-за несостоятельности нашего законодательства возникает большинство проблем при создании малых инновационных предприятий, решение которых является первоочередной задачей. Решением данной проблемы может послужить опыт других стран, достигших высокого уровня инновационного развития. Еще одной проблемой является расширение границ вмешательства государства в регулирование вопросов создания и поддержки малых инновационных предприятий на ранних стадиях.

В последнее время, проблемам регулирования инновационной деятельности отводится большое внимание. Данный вопрос рассматривался многими зарубежными и отечественными учеными. Общие вопросы регулирования инновационной деятельности рассмотрены в работах таких ученых как С.Ю. Александрова, А.М. Минченкова, О.П. Молчанова.

С чем же связана тенденция создания малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях? В первую очередь, это связано с необходимостью внедрения интеллектуальных разработок в производственную деятельность, быстрым старением техники и технологий и доминирующим положением науки в повышении эффективности деятельности предприятий.

Все зарубежные университеты зарабатывают средства за счет внедрения собственных идей и использования своего интеллектуального потенциала. Открыл дорогу на путь создания МИП при ВУЗах в России Федеральный закон от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными, научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Данный нормативно-правовой акт дает право высшим учебным заведениям внедрять и реализовывать свои научные разработки, использовать результаты своей интеллектуальной деятельности в качестве вклада в уставной капитал и т. д. [1] К сожалению, при применении данного закона на практике перед высшими учебными заведениями встали некоторые вопросы, требующие разрешения:

1) Аренда помещения. Если ВУЗ или НИИ сдает помещение, то право на его аренду выигрывает то предприятие, которое предложит за него большую сумму денежных средств;

2) Аренда оборудования;

3) Передачи денежных средств и имущества в уставной капитал малого инновационного предприятия. Данная проблема возникла из-за противоречия Федерального закона № 217-ФЗ и законодательства. По № 217-ФЗ бюджетные образовательные учреждения могут вносить денежные средства, оборудование и иное имущество в уставной капитал МИП, а по законодательству бюджетным учреждениям запрещалось направлять денежные средства, полученные от предпринимательской деятельности на создание предприятий [6];

4) Внесение изменений в устав высших учебных заведений и НИИ, чтобы иметь возможность узаконить свою деятельность.

5) Отсутствие процедуры создания МИП совместными усилиями ВУЗов;

6) Не отработаны механизмы урегулирования конфликтных ситуаций.

Все это связано с недостатками законодательного акта, а также с его исполнением. Длительное время, после вступления закона в силу, он оставался нерабочим. Одно из решений данной проблемы было предложено заместителем директора департамента развития малого и среднего бизнеса Министерства экономического развития Н.Ларионовой: «Чтобы решить проблему льготного предоставления имущества, требуется внести изменения в 3 закона: о высшем и послевузовском образовании, научно-технической деятельности и малом предпринимательстве» [8].

Впоследствии недостатки, связанные с применением упрощенной системы налогообложения, с вопросами аренды помещений и оборудования были откорректированы следующими законодательными документами:

— Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

— Федеральный закон от 27.11.2010 № 310-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

В последнее время, в научных работах отечественных авторов рассматривается понятие внешняя среда инновационной деятельности. В зависимости от направленности государственной политики выделяют 3 основные вида внешней среды: позитивная, негативная и нейтральная внешняя.

Позитивная внешняя среда характеризуется направленностью национальной инновационной системы на научно-технологическое и инновационное развитие за счет эффективного взаимодействия рыночных элементов в рамках научно-технической государственной политики (Соединенные Штаты Америки, Германия, Япония, Финляндия).

Негативную внешнюю среду определяют препятствия и угрозы функционирования системы малого инновационного производства, направленность к централизации инновационной деятельности на базе научного промышленного производства, стратегия «поглощении» МИП более крупными компаниями (Российская Федерация, Белоруссия, Украина).

Последним видом внешней среды является нейтральная, которая характеризуется второстепенной ролью инновационной деятельности в государственной политике страны (Турция, Египет и т.д.) [4].

К сожалению, нормативно-правовая база создания и поддержки МИП нашей страны, все еще остается незаконченной, что становится еще более очевидным, если рассмотреть законодательную базу, регулирующую инновационную деятельность других стран.

В 50-е гг. инновационная деятельность стала развиваться в Соединенных Штатах Америки. Приблизительно в это время университеты Соединенных Штатов стали взаимодействовать с различными бизнес — предприятиями и создавать свои научно-производственные комплексы.

Основными законодательными актами, регулирующими инновационную деятельность США являются:

— закон Бэя-Доула (1980), благодаря которому университеты получили права интеллектуальной собственности на разработки, осуществленные университетскими преподавателями при помощи ресурсов федерального бюджета США;

— закон о технологических инновациях Стивенсона — Уайдлера обязывает федеральные исследовательские лаборатории активно взаимодействовать с университетами, правительствами штатов и властями;

— закон об инновациях малого бизнеса (1982), в котором оговаривается, что 1,25 % объема федерального финансирования исследовательских программ должна резервироваться для предприятий малого и среднего бизнеса;

— закон о трансфере федеральных технологий, поощряющий кооперативные связи между федеральными исследовательскими лабораториями и отдельными штатами.

Данные примеры свидетельствуют о большом разнообразии законов, поддерживающих малый инновационный бизнес. В результате в стране сложилась гибкая и эффективная система государственной поддержки, основной чертой которой является постоянное усиление инновационной составляющей в американском бизнесе.

Также одной из лидирующих стран по уровню образования, а также развитию малого инновационного предпринимательства является Сингапур. Органом, регулирующим вопросы инновационной деятельности страны, является Агентство по науке, технологиям и исследованиям, которое занимается развитием инновационной инфраструктуры, а также создает условия для коммерциализации инноваций. В данной стране существует четкая и понятная законодательная база инновационной деятельности, которая включает:

— законодательство об интеллектуальной собственности (закон «Об авторском праве», «О товарных знаках», Патентный закон);

— корпоративное законодательство (закон «О компаниях», «О взимании подоходного налога», акт «О способствовании экономическому развитию»);

— законодательство в области интернета и электронной коммерции («о доменных именах», «Электронных сделках и контрактах», «О защите персональных данных»)

— налоговое законодательство (закон «О льготах по расширению экономической деятельности»), основной особенностью которого является 20 схем льготного налогообложения. Налогом в Сингапуре облагаются только доходы, полученные от источников на территории страны;

Основной особенностью регулирования малого инновационного предпринимательства является множественность программ по его поддержке. Кроме того, законодательством четко разграничивается деятельность различных органов власти, регулирующих инновационную сферу государства.

В Великобритании вопросами государственного регулирования инновационной сферы занимается Департамент бизнеса, инноваций и квалификации. Ведущим проектом страны по развитию инноваций является программа «Инновационная нация», которая подразумевает поддержку молодых предпринимателей в их желании заняться инновационной деятельностью [3].

Основными задачами, решаемыми правительством является:

— регулирование спроса правительством;

— создание инфраструктурной основы для бизнес-инноваций;

— управление высококачественными исследованиями;

— продвижение страны в международном инновационном пространстве;

На данный момент в округе Кембриджа функционируют более 20 тысяч инновационно-технологических центров. Знания в Великобритании используются для разработки новых технологий и приносят действительную коммерческую прибыль, как предприятиям, так и обладателям этих знаний.

Что касается нашей страны, в России вопросы развития инновационной деятельности курируют следующие Федеральные органы государственной власти:

— Министерство экономического развития Российской Федерации занимается вопросами выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса;

— Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет функции по регулирования сферы образования и науки России;

— ФГАУ «Российский фонд технологического развития» содействует развитию прикладных НИОКР, соответствующих приоритетным направлениям развития науки и техники в РФ, осуществляет поддержку инновационных проектов, развитие инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности;

— Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) осуществляет деятельность по защите интеллектуальной собственности;

Кроме федеральных органов государственной власти, в нашей стране вопросы инновационной деятельности также контролируют Ассоциации российского федерального уровня: Торгово-промышленная палата Российской Федерации; Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; Ассоциация «Технопарк»; Совет при президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию; Совет по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Как мы можем увидеть, регулирование инновационной деятельности России является более сложным и запутанным, по сравнению с другими странами. Не совсем понятным является распределение функций между органами государственной власти при проведении инновационной политики.

Также, необходимо более подробно рассмотреть нормативно-правовую базу нашей страны, регулирующую вопросы создания и функционирование МИП в России. Нормативно-правовую основу создания и развития малых инновационных предприятий составляют:

1) Законодательство, регулирующее вопросы создания предприятий (Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»)

2) Законодательство РФ по интеллектуальной собственности (Гражданский кодекс РФ, Патентный закон);

3) Инвестиционное законодательство (ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»);

4) Инновационное законодательство (ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными, научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», ФЗ «О передаче прав на единые технологии»)

5) Налоговое законодательство (Налоговый кодекс РФ, ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учетов доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки»);

6) Федеральные целевые программы («Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 гг.», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 — 2012 гг») [8].

Таким образом, для преодоления препятствий на пути создания малых инновационных предприятий, на наш взгляд, необходимо:

1) Улучшить нормативно-правовую базу по созданию и поддержке малых инновационных предприятий, в том числе внести поправки в налогообложение Российской Федерации;

2) Уделить особое внимание проблеме финансирования малых инновационных предприятий;

3) Выработать федеральную государственную программу по поддержке малых инновационных предприятий, созданных при высших учебных заведениях.

Итак, после проведения исследования мы можем сделать вывод о том, что каждая из нормативных баз, регулирующих вопросы малых инновационных предприятий, обладает определенными преимуществами и недостатками. Это касается и нормативно-правовой базы создания и поддержки малых инновационных предприятий при ВУЗах в Российской Федерации. Большинство недостатков связано с тем, что инновационная деятельность в нашей стране переходит на новый этап своего развития. Для улучшения обстановки в стране необходима комплекс хорошо функционирующих нормативно-правовых актов, основной задачей которых будет регулирование деятельности малых инновационных предприятий, созданных при высших учебных заведениях, а также решение вопросов малого инновационного предпринимательства в России.

Рецензенты:

Сибирская Елена Викторовна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл.

Ляпина Иннара Рафаильевна, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой профессионального обучения и бизнеса ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл.

Еще по теме:

  • Наказание за езду без прав в 2018 году Штраф за вождение и управление ТС без прав Одно из распространенных нарушений при вождении транспортного средства выступает езда без прав. Причины подобных действий многообразны. Соответственно, и мера ответственности за такое нарушение может быть разным. Права забыты Если водитель забыл […]
  • Размер госпошлины гибдд за постановку на учет Госпошлина за постановку на учет автомобиля в 2018 году При постановке на учет транспортных средств в ГИБДД законом предусмотрена оплата государственной пошлины на осуществление регистрационных действий. Требование установлено статьей 333.33 Налогового кодекса РФ. Размер данной […]
  • Штраф гибдд за 2013 Штраф гибдд за 2013 Таблица штрафов ГИБДД, действовавших до 1 сентября 2013 года. Административная ответственность, возлагаемая на водителей за нарушение Правил, предусмотрена 12 главой Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Штрафы, вступившие в силу с 1 июля 2012 г. и […]
  • Отчет по заданию для юриста Индивидуальное задание на практику. Пример (образец) МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ НАША ЗАДАЧА - ПОМОГАТЬ: ВЫПОЛНЯЕМ ВСЕ ВИДЫ РАБОТ Работы МЫ пишем через Биржу PISHEM24.RU Оформив заказ, Вы бесплатно узнаете за какую цену и в какой срок мы напишем Вашу работу . Вам начнут поступать предложения […]
  • Аэрофлот заявление о передаче миль Как потратить мили Аэрофлот Бонус Аэрофлот Бонус – поощрение летающих рейсами “Аэрофлота” (российский авиаперевозчик). Участникам удастся: получить минимум 500 миль/1 авиаперелет; быстрее набрать мили, летая business class; накопить мили, взаимодействуя с партнерами программы […]
  • Причин обратиться к нам юрист Виды юридических консультаций Быстро! Качественно! Недорого! устная консультация/правовое заключение 1000 р./от 3000 р. Юридическая консультация – быстро, грамотно и недорого. У вас неожиданно возникла проблема, требующая знания всех нюансов существующего законодательства? При этом […]
  • Правила кредита под залог недвижимости Нецелевой кредит под залог недвижимости Нецелевой ипотечный кредит под залог недвижимости может быть выдан под залог квартиры, таунхауса, коттеджа, земельного участка. Кредитная программа Сбербанка «Нецелевой кредит под залог недвижимости» По этой кредитной программе Сбербанк выдает […]
  • Как оформить кредит наличными только по паспорту Сайт для тех, кому срочно нужен кредит. 4 банка, где можно взять кредит по паспорту Мы обновили перечень банков России, в которых реально взять потребительский кредит на сумму до 500 000 рублей по паспорту, без справки о доходах и поручителей. Быстро оформить заявку можно через […]