Изменения в пенсиях в рб

Содержание страницы:

Увеличение пенсионного возраста в Беларуси: таблица выхода на пенсию

11 апреля 2016 года Президентом Республики Беларусь был подписан указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», на основании которого минимальный возраст, необходимый для оформления трудовой пенсии, будет увеличен на три года и к 2023 г. достигнет отметок 58 и 63 лет для представителей слабого и сильного полов, соответственно.

Пенсионный возраст – это определенное законодательством количество лет, по истечении которых гражданин получает право на заслуженный отдых и начисление пенсии по возрасту. На протяжении всей трудовой деятельности сотрудники и их наниматели делают взносы в Фонд социальной защиты населения на пенсионное страхование в размере 1 и 28 процентов соответственно, тем самым обеспечивая государственный бюджет средствами на выплату пособий нетрудоспособному населению.

В общемировой практике средний пенсионный возраст колеблется в пределах 60-65 лет, выход на пенсию в Беларуси в настоящий момент происходит в 55 лет для женщин и 60 для мужчин. В связи с тем, что в нашем государстве этот показатель ниже среднемирового и чаще всего не соответствует реальной потере трудоспособности, а также из-за ежегодно увеличивающейся численности пенсионеров был подписан указ о постепенном повышении пенсионного возраста. Так, 1-го января каждого года, начиная с 2017 и заканчивая 2022, минимальный возраст для выхода на пенсию будет возрастать на шесть месяцев. Таким образом, с начала 2022 года он установится на отметках 58 и 63 лет; дальнейшие изменения пенсионного законодательства пока не предусмотрены.

Для подробного разъяснения и расчета выхода на пенсию каждого конкретного человека была составлена таблица ухода на пенсию по годам на основании даты рождения. Данная реформа будет непосредственно относиться к примерно 100 тысячам человек ежегодно, 50 тысяч из которых будет ожидать пенсии дополнительные шесть месяцев, а оставшиеся – один год.

Пенсии и детские пособия. Какие изменения ожидаются в Беларуси в августе?

Бюджет прожиточного минимума, детские пособия и пенсии – в традиционной рубрике «АиФ» разобрался, какие важнейшие перемены ждут белорусов в конце лета.

ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ И ПЕНСИИ

С 1 августа в Беларуси изменится размер бюджета прожиточного минимума (БПМ). Он составит 213,67 руб. н будет действовать до 31 октября 2018 года.

В соответствии с законодательством БПМ применяется при определении размеров минимальных трудовых и социальных пенсий; надбавок, повышений к пенсиям и доплат людям старших возрастов. Кроме того, БПМ служит критерием оценки при определении права граждан на некоторые виды соцподдержки.

Также с начала месяца вырастут трудовые пенсии. В результате перерасчета выплаты увеличатся в среднем на 10%. Средний размер пенсий в Беларуси с августа составит 364,2 руб., прогнозируют в Минтруда. Напомним, в последний раз трудовые пенсии в Беларуси повышали с 1 мая 2018 года – в среднем на 5,4%.

C 1 августа в Беларуси также поднимут минимальные потребительские бюджеты (МПБ). К примеру, среднедушевые МПБ для семьи из четырех человек вырастут с 340,56 до 346,95 руб., для пенсионеров – с 342,56 до 349,22 руб., для студентов – с 322,41 до 328,1 руб. Данные величины будут действовать до 31 октября 2018 года.

МПБ представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Также этот показатель служит основой для определения права на получение некоторых льготных кредитов.

ДЕТСКИЕ ПОСОБИЯ

С начала месяца вырастут пособия на детей до трех лет, а также единовременные выплаты в связи с рождением ребенка. Рост пособия на детей до трех лет зависит от того, как изменилась средняя зарплата по стране за предшествующий квартал. Если средняя зарплата падает или не изменяется, то размер пособия остается на прежнем уровне, если растет, то следом поднимают и пособия.

С 1 августа размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет на первого ребенка составит 329,04 руб. (+17,01 руб.), на второго и последующих детей – 376,04 руб. (+19,44 руб.), на ребенка-инвалида до трех лет – 423,05 руб. (+21,87 руб.). Данный размер будет действовать до 31 января 2019 года.

Кроме того, с 1 августа изменятся единовременные выплаты в связи с рождением ребенка, которые корректируются в связи с увеличением размера бюджета прожиточного минимума (БПМ). В частности, единовременное пособие в связи с рождением первого ребенка составит 2 136,7 руб. (сейчас – 2 065,8 руб.), а при рождении второго и последующих детей – 2 991,38 руб. (сейчас – 2 892,12 руб.). Единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, вырастет до 213,67 руб. (сейчас – 206,58 руб.). Размер этих и других детских пособий, зависящих от БПМ, будет действовать до 31 октября 2018 года.

ЦЕНЫ И МАГАЗИНЫ

Традиционно в начале месяца подорожают некоторые виды сигарет. Подорожание составит в среднем от 2 до 7 копеек за пачку. Напомним, белорусские производители и импортеры сигарет имеют право ежемесячно декларировать максимальные розничные цены на табачные изделия.

С 1 августа мобильный оператор life:) повышает стоимость большинства тарифов и услуг и изменяет условия для некоторых из них. В среднем стоимость действующих тарифов вырастет на 6,5%, архивных – на 8%.

Торговые сети с долей в товарообороте выше 20% смогут открывать новые объекты в Оршанском районе. Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, доля которых в объеме розничного товарооборота превышает 20%, разрешается с 1 августа 2018 года по 31 декабря 2022 года приобретать и арендовать дополнительную торговую площадь для торгового обслуживания в Оршанском районе. Ожидается, что это решение поспособствует увеличению количеству торговых точек в Оршанском районе.

ОСТАНОВКИ

Некоторые остановки в Минске будут переименованы с 1 августа. Так, остановка «Калиновского» на перекрестке ул. Калиновского, ул. Широкой и Логойского тракта в направлении ул. Кнорина получит название «Широкая».

Остановки «Лукьяновича» и «Магазин «Электроника» на Логойском тракте в обоих направлениях будут переименованы соответственно в «Севастопольскую» и «Полиграфическую». Остановка «Академика Купревича» на ул. Академика Купревича в обоих направлениях получит название «Парк высоких технологий».

Остановки «Роддом», «Белавтогаз», «Институт неврологии и нейрохирургии», «Институт химии новых материалов» на ул. Франциска Скорины в обоих направлениях переименуют соответственно в «Областной роддом», «Институт психологии БГПУ», «РНПЦ неврологии и нейрохирургии», «Франциска Скорины».

Остановка «Опытное поле» на перекрестке ул. Франциска Скорины и ул. Программистов в обоих направлениях будет называться «Институт химии новых материалов», а «Франциска Скорины» на МКАД в направлении Партизанского проспекта – «РНПЦ неврологии и нейрохирургии».

БЕЗВИЗ С КИТАЕМ

С 10 августа белорусы смогут путешествовать в Китай без визы. Согласно договоренности, белорусы смогут находиться в Китае без визы до 30 дней во время одной поездки, но не более 90 дней в году. Такое же правило будет действовать и для китайских граждан.

Безвизовый режим подразумевает частные и туристические поездки, бизнес-командировки. Если человек захочет оставаться в стране более 30 дней, учиться или работать в Китае, то получать специальную визу все равно придется.

Отметим, что Беларусь – одна из трех стран мира, у которой установлен 90-дневный безвизовый режим с Китаем. Ранее такое право было предоставлено китайской стороной гражданам Боснии и Герцеговины и Сан-Марино.

Изменения законодательства в августе 2018 года

Несмотря на отпускную пору, изменения в законодательстве не обошли август этого года. Мы постарались отследить их, собрав самые важные новости в таблицу ключевых изменений.

Ключевые изменения в ИЮЛЕ 2018 года

Таблица ключевых изменений в законодательстве: АВГУСТ 2018 года.

Дата изменений

Суть изменений

НПА

1 августа

Бюджет прожиточного минимума повышен

Среднедушевой бюджет прожиточного минимума повышен на 7,09 рубля (на 3,4 процента); для трудоспособного населения – на 7,20 рубля (на 3,1 процента).

Новые размеры БПМ установлены на период с 1 августа по 31 октября 2018 года в расчете на месяц: См. таблицу

В связи с изменением БПМ с 1 августа 2018 года увеличатся:

  • минимальные трудовые пенсии;
  • социальные пенсии;
  • доплаты пенсионерам в возрасте 75 лет и старше, получающим пенсии в органах по труду, занятости и социальной защите;
  • надбавки к пенсиям и повышения пенсий отдельным категориям пенсионеров;
  • пособия по уходу за инвалидом I группы либо за лицом, достигшим 80-летнего возраста;
  • размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей.

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19 июля 2018 г. № 61

1 августа

Новый размер детских пособий установлен с 1 августа по 31 октября 2018 года

С 1 августа 2018 года в Беларуси увеличен размер государственных пособий семьям, воспитывающим детей:

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19 июля 2018 г. № 61

1 августа

Документ предусматривает перерасчет трудовых пенсий с 1 августа 2018 года в связи с ростом средней заработной платы работников в Беларуси путем корректировки фактического заработка пенсионеров исходя из средней заработной платы работников, примененной при предыдущем перерасчете пенсий.

В результате перерасчета с 1 августа 2018 года пенсии увеличатся в среднем на 10 процентов и составят в среднем 364,2 рубля.

Предыдущий перерасчет трудовых пенсий производился в мае текущего года. Тогда их размер вырос в среднем на 5,3 процента.

Одновременно с перерасчетом трудовых пенсий в связи с увеличением средней зарплаты будут перерасчитаны размеры минимальных трудовых и социальных пенсий, надбавок к пенсиям, повышений отдельным категориям пенсионеров, доплат получателям в возрасте 75 лет и старше, которые обслуживаются в органах по труду, занятости и социальной защите. Минимальный размер пенсии по возрасту (при стаже 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин) с учетом доплаты (в размере 20 процентов средней заработной платы для исчисления трудовых пенсий) с 1 августа составит 207,43 рубля, сообщает БелТА со ссылкой на Минтруда и соцзащиты.

Размер (процент) увеличения пенсии в результате перерасчетов (перерасчета) у каждого пенсионера будет зависеть от индивидуальных параметров стажа и величины заработка до обращения за пенсией, а также начисленных к пенсии надбавок, повышений и доплат.

Указ Президента Республики Беларусь «О повышении пенсий» от 17 июля 2018 года № 278

1 августа

Индексация цен на энергоресурсы

Установлены формулы для индексации:

  • цен на природный газ, отпускаемый ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», газоснабжающими организациями, входящими в состав ГПО «Белтопгаз», юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, применяемых при оплате (определении стоимости отпуска потребителю) природного газа до окончания отчетного периода;
  • цен на природный газ, отпускаемый ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», газоснабжающими организациями юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, применяемых при оплате природного газа после окончания отчетного периода в сроки, предусмотренные договорами;
  • тарифов на электрическую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями, входящими в состав ГПО «Белэнерго», юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, применяемых при оплате (определении стоимости отпуска потребителю) электрической энергии;
  • тарифов на тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, применяемых при оплате (определении стоимости отпуска потребителю) тепловой энергии.

Признано утратившим силу постановление МАРТ Республики Беларусь от 19.05.2017 № 26 «Об определении порядка индексации цен на природный газ и тарифов на электрическую и тепловую энергию».

Постановление МАРТ Республики Беларусь от 13.06.2018 № 47 (рег. № 8/33274 от 10.07.2018).

1 августа

Интернатура и сдача квалификационного экзамена

Определены сроки, порядок организации и прохождения интернатуры, критерии, в соответствии с которыми организации здравоохранения могут являться базами для прохождения интернатуры, порядок сдачи квалификационного экзамена после прохождения интернатуры и без прохождения интернатуры, а также категории лиц, которым предоставлено право сдачи квалификационного экзамена без прохождения интернатуры, и условия сдачи указанного экзамена.

Постановление Минздрава Республики Беларусь от 15.03.2018 № 28 (рег. № 8/33091 от 15.05.2018).

1 августа

Безналичные жилищные субсидии

Установлено, что на основе выявительного принципа субсидии предоставляются:

– неработающим пенсионерам, достигшим возраста, установленного для пенсии по возрасту на общих основаниях;

– неработающим совершеннолетним инвалидам;

– гражданам, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и получающим соответствующие пособия в органах по труду, занятости и социальной защите;

– гражданам, получающим пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим восьмидесятилетнего возраста.

Кроме того, установлены условия и сроки предоставления субсидий, а также категории граждан, которым они не предоставляются.

Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2018 № 225 (рег. № 1/17743 от 11.06.2018).

3 августа

С 3 августа 2018 года субъекты хозяйствования не осуществляют обязательную продажу валюты

С 3 августа текущего года субъекты хозяйствования не осуществляют обязательную продажу 10 процентов выручки в иностранной валюте, в том числе поступившей им до указанной даты.

«Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 июля 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле», не осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь», – говорится в документе.

Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты» признан утратившим силу.

Отмена обязательной продажи валюты была предусмотрена концепцией либерализации валютных отношений и отмены обязательной продажи валютной выручки (постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 января 2016 г. № 35) и включена в комплекс мер по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы. Очередная мера, направленная на совершенствование валютной политики, – снятие до 2019 года ограничений на открытие счетов в иностранных банках.

Указ Президента Республики Беларусь от 31 июля 2018 г. № 301 «Об отмене обязательной продажи иностранной валюты»

3 августа

Внесены изменения и дополнения в Положение о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.09.2016 № 702.

Кроме прочего, за МАРТ закреплены такие функции, как:

  • анализ и оценка состояния конкуренции на товарных рынках, в том числе определение проблемных вопросов функционирования товарных рынков, степень их монополизации;
  • разработка предложения о проведении государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции;
  • ежегодное представление в Совет Министров Республики Беларусь доклада о состоянии конкуренции в Республике Беларусь и мерах, принимаемых по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции;
  • анализ деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение;
  • дача согласия на реорганизацию хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, в форме преобразования в акционерные общества;
  • выдача документа о соответствии проекта соглашения хозяйствующих субъектов требованиям антимонопольного законодательства;
  • размещение на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет информации о деятельности, в том числе о принятых решениях об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства;
  • заключение в установленном им порядке с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, соглашения, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих субъектов, а также пределы изменения цен (тарифов);
  • в предусмотренных законодательством случаях вынесение (направление) требования, предписания, предостережения, выдача предупреждения.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.06.2018 № 471 (рег. № 5/45311 от 22.06.2018).

23 августа 2018 г., за исключением отдельных норм, вступающих в силу с 23 ноября 2017 г.

Кредитные истории

Внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 № 441-З «О кредитных историях».

В круг субъектов, на которых распространяется действие Закона «О кредитных историях», включены открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь», микрофинансовые и лизинговые организации; уточнены определения ряда основных терминов, в том числе «кредитная сделка», «субъект кредитной истории», «источник формирования кредитной истории», а также введен термин «задолженность»; конкретизированы функции Национального банка в части использования сведений, входящих в состав кредитной истории, без согласия субъектов кредитных историй для целей осуществления контроля за соблюдением законодательства микрофинансовыми и лизинговыми организациями.

Расширен перечень сведений о субъекте кредитной истории, входящих в состав кредитной истории, путем включения дополнительных реквизитов по кредитным договорам с возобновляемыми кредитными линиями и договорам, содержащим условия овердрафтного кредитования, сведений о договоре финансовой аренды (лизинга), договорах финансирования под уступку денежного требования (факторинга), информации об обеспечиваемом обязательстве по договорам гарантии и поручительства, а также путем отражения сведений о группе (группах) риска, по которой банк классифицировал актив и (или) условное обязательство либо их часть в соответствии с требованиями законодательства.

Установлено, что Министерство внутренних дел Республики Беларусь по запросу Национального банка предоставляет ему сведения, содержащиеся в базах данных министерства, о фамилии, собственном имени, отчестве, прежних фамилиях, собственных именах, отчествах (если таковые имеются), поле, идентификационном номере, числе, месяце, годе рождения физического лица – субъекта кредитной истории, необходимые для проверки соответствия им сведений, представленных в Национальный банк источником формирования кредитной истории в соответствии с данным Законом, без письменного согласия этого физического лица.

Закон Республики Беларусь от 13.11.2017 № 66-З (рег. № 2/2504 от 20.11.2017).

25 августа

Эмиссионные ценные бумаги

Определен порядок признания эмиссии эмиссионных ценных бумаг недобросовестной, а выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недействительным, порядок приостановления или запрещения эмиссии эмиссионных ценных бумаг.

Эмиссия эмиссионных ценных бумаг признается недобросовестной, а выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг недействительным при наличии оснований, предусмотренных частью первой статьи 20 Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 «О рынке ценных бумаг», а также в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Признание эмиссии эмиссионных ценных бумаг недобросовестной, а выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недействительным является основанием для приостановления или запрещения эмиссии эмиссионных ценных бумаг.

Признание эмиссии эмиссионных ценных бумаг недобросовестной, а выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недействительным, приостановление или запрещение эмиссии эмиссионных ценных бумаг осуществляются Минфином не позднее одного года с даты начала размещения эмиссионных ценных бумаг, если иной срок не установлен Президентом Республики Беларусь.

Постановление Минфина Республики Беларусь от 04.05.2018 № 32 (рег. № 8/33146 от 22.05.2018).

27 августа

Регулирование цен на продукцию общепита в учреждениях образования

Полномочия по регулированию цен на продукцию общественного питания (цены и наценки), реализуемую в учреждениях образования, передаются от облисполкомов и Мингорисполкома Министерству антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Соответствующие поправки внесены в перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), определенный Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72.

Указ Президента Республики Беларусь от 24.05.2018 № 199 (рег. № 1/17710 от 25.05.2018).

Вторая жизнь — на пенсии

Обсуждение громкого законопроекта продолжается уже месяц. Отзывы на него прислали региональные власти, предложения федерального правительства они поддержали. Но у обычных людей остается немало вопросов. Мы решили повторить из них те, которые задаются чаще всего, и привести аргументы, исходя из которых правительство принимало свое решение.

1. Как вырастут пенсионные выплаты, если возраст будет увеличен?

Уже в следующем году размер средней пенсии должен вырасти на 1000 рублей. Все сэкономленные средства, которые будут получены в результате изменения возраста, пойдут на увеличение нынешних пенсий. Улучшение качества жизни вышедших на пенсию, увеличение их дохода — главная цель принимаемого решения. Без этого шага не получится выполнить задачу, чтобы размер пенсий увеличивался темпами выше инфляции.

Дефицит в Пенсионном фонде обсуждается уже много лет. В последние три года пенсии удавалось индексировать максимум на 400-500 рублей. Если возраст будет повышен, количество пенсионеров станет меньше, и, по расчетам правительства, среднюю прибавку удастся увеличить вдвое — до 1000 рублей. То есть уже в 2019 году неработающие пенсионеры получат дополнительный пенсионный доход 12 тысяч рублей за год. А к 2024 году размер средней пенсии должен составить порядка 20 тысяч рублей.

2. Почему решение принимается именно сейчас? Может, стоит поискать другие источники пополнения Пенсионного фонда?

Пенсионная система — страховая. Страховые отчисления, которые работодатели делают в Пенсионный фонд с зарплат своих работников, идут на выплаты текущих пенсий. В 70-е годы прошлого века на одного пенсионера приходилось почти 4 (точнее, 3,7) работника. Сейчас демографическая ситуация намного хуже: количество работающего населения каждый год уменьшается примерно на 0,4 миллиона человек. А число пенсионеров ежегодно прирастает на 1,5-1,6 миллиона. К 2019 году на одного пенсионера будет приходиться лишь два человека трудоспособного возраста. Если с пенсионной системой ничего не делать, размер пенсий неизбежно придется сокращать. На то, чтобы их увеличивать, просто не хватит средств.

Цели, о которых заявляет правительство, — это, во-первых, добиться, чтобы индексация пенсий шла более быстрыми темпами по сравнению с инфляцией (это означает, что материальный достаток пенсионеров будет улучшаться). А во-вторых, итоговая задача — добиться выполнения международных требований к минимальному уровню социального обеспечения (он определен 102-й Конвенцией МОТ): пенсионные выплаты по старости должны компенсировать не менее 40 процентов утраченного индивидуального дохода гражданина (рассчитанного по методологии МОТ).

Что касается других источников, конечно, правительство предпринимает шаги, чтобы увеличить поступления в Пенсионный фонд — и за счет увеличения зарплат, и за счет уменьшения «серой» занятости (когда люди получают зарплату в «конвертах», и социальные взносы за них работодатель не вносит). Теоретически, можно было бы, например, увеличить ставку страховых отчислений, но при этом возрастает нагрузка на бизнес и велик риск, что предприниматели снова уйдут в тень еще больше.

3. Население стареет везде, как решают пенсионную проблему за рубежом?

На сегодняшний день практически все страны уже повысили пенсионный возраст. Причем многие начали это делать еще лет 20-30 назад и сдвигали планку постепенно. Такой же подход выбран и у нас. В большинстве государств возраст выхода на пенсию или приближен или уже равен 65 годам и у мужчин, и (за небольшими исключениями) у женщин, и некоторые государства продолжают его повышать.

Например, в Германии, Италии, Испании к 2020-м годам планка достигнет 67 лет. Даже в близких нам странах — Казахстане, Азербайджане, Армении, Молдавии — повышение уже идет, в прошлом году такое же решение было принято в Беларуси.

4. Есть немало профессий, в которых велики физические нагрузки, и человек изнашивается намного быстрее. Что будет с ними?

Граждане, которые имеют право на получение досрочных пенсий в связи с вредными и тяжелыми условиями труда, по-прежнему будут выходить на пенсию раньше общеустановленного срока. Это касается шахтеров, горняков, металлургов, железнодорожников — одним словом, «списочников», включая и так называемые малые списки. Кроме того, сохраняется ранний выход на пенсию у людей, подвергшихся радиационному воздействию, у многодетных матерей (родивших и вырастивших пятерых и более детей), некоторых других социально уязвимых групп.

5. И сегодня работники предпенсионного возраста уязвимы: их сокращают в первую очередь. Что будет, если возраст повысят, а человека уволят?

Безработица в стране очень низкая: 3,7 миллиона человек (4,9 процента трудоспособного населения). И в ближайшие годы дефицит рабочей силы, особенно квалифицированной, будет только расти. Поэтому работники зрелого возраста не будут конкурировать с более молодыми. Тем более что у них разные сферы деятельности. Молодежь привлекают IT-технологии, телекоммуникации, другие быстро развивающиеся отрасли. Старшие возраста востребованы в бюджетной сфере (здравоохранение, образование), в традиционных отраслях промышленности и сельском хозяйстве.

Тем не менее правительство готовит комплекс мер, которые защитят работников предпенсионного возраста. Планируется сохранить право на оформление пенсии досрочно (на два года) в случае сокращения. Роструду поручено подготовить программы переподготовки пожилых и обратить особое внимание на помощь в их трудоустройстве. Правительство заявляет и об увеличении пособия по безработице для таких граждан.

Антон Силуанов, первый заместитель председателя правительства России

Когда говорят, что предложение о повышении пенсионного возраста было совершенно неожиданным, люди, очевидно, забыли, как все было в реальности. Вопрос о возрасте вставал еще лет десять назад.

Финансовый блок говорил о необходимости повысить возраст давно. Об этом много раз заявлял и мой предшественник Алексей Кудрин. Но возраст — вопрос очень значимый и социально чувствительный. Это значительная часть нашей социальной политики. Невозможно было говорить об этом решении, пока у нас была реально низкая продолжительность жизни. Но ситуация меняется: мы действительно живем дольше, изменились и условия труда, и здравоохранение стало лучше. Сейчас в среднем активный период жизни на пенсии составляет 22 года. По нашим расчетам, и после того, как пенсионный возраст будет повышен, то есть после 2024 года, наши граждане за счет увеличения продолжительности жизни сохранят тот же самый период активного долголетия — те же 22 года.

Максим Топилин, министр труда и социальной защиты России

Повышение пенсионного возраста окажет положительное влияние на рынок труда из-за того, что сейчас на работу выходит поколение рожденных в 90-е годы, когда рождаемость была очень низкой. Существующая демографическая яма может привести к дефициту рабочих рук на рынке труда. Даже сейчас у нас очень низкий уровень безработицы. На рынок сейчас выходит малочисленное население, поэтому повышение возраста выхода на пенсию должно смягчить ситуацию с нехваткой квалифицированных кадров. Поэтому сейчас самое время для принятия такого решения.

Сколько проживем

Как считают ученые НИУ «Высшая школа экономики», главный миф текущей дискуссии — это использование показателей средней ожидаемой продолжительности жизни, которая у мужчин в 2016 году была лишь на полтора года выше предложенного сейчас нового пенсионного возраста. На основе этого делается вывод, что мы «будем работать до гробовой доски».

На самом деле показатель средней ожидаемой продолжительности жизни в данном случае не годится в качестве аргумента. Он рассчитывается через уровень смертности всех возрастных групп, в том числе детей, а в данном случае важна ожидаемая продолжительность жизни лиц, доживших до пенсионного возраста. Для 60-летних мужчин она составляет более 16 лет, а для 55-летних женщин — почти 26 лет, и эти показатели не являются барьерами на пути повышения пенсионного возраста, считают в НИУ ВШЭ.

Сегодня мужчинам, которые дожили до 65 лет (при условии сохранения уровней смертности 2016 года) предстоит прожить 13,4 года, а женщинам, дожившим до 63 лет, — 19,3 года. «Но это минимальная нижняя граница ожидаемых лет жизни в данных возрастах, поскольку в России наблюдается тенденция быстрого по мировым масштабам роста продолжительности жизни, — говорится в комментарии НИУ ВШЭ. — Страна стремится наверстать упущенное в далеком и недалеком прошлом. Так, в среднем за последние 10 лет продолжительность жизни ежегодно увеличивалась у мужчин на 0,6 года, у женщин — на 0,4 года».

С 1 января 2018 года вступят в силу изменения в пенсионном законодательстве Республики Казахстан

По сообщению АО «Единый Накопительный Пенсионный Фонд» (ЕНПФ) в Республике Казахстан с 1 января 2018 года вступают в силу изменения в пенсионном законодательстве.

На сегодняшний день правом на получение пенсионных выплат из ЕНПФ по установленному графику за счет обязательных и обязательных профессиональных пенсионных взносов наделены лица, имеющие пенсионные накопления:

  • при достижении общеустановленного пенсионного возраста (женщины – 58 лет, мужчины – 63 года);
  • инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно.

Согласно Закону Республики Казахстан от 21 июня 2013 г. № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», с 1 января 2018 года пенсионный возраст женщин будет увеличен:

  • с 1 января 2018 года – до 58,5 лет;
  • с 1 января 2019 года – до 59 лет;
  • с 1 января 2020 года – до 59,5 лет;
  • с 1 января 2021 года – до 60 лет;
  • с 1 января 2022 года – до 60,5 лет;
  • с 1 января 2023 года – до 61 года;
  • с 1 января 2024 года – до 61,5 года;
  • с 1 января 2025 года – до 62 лет;
  • с 1 января 2026 года – до 62,5 лет;
  • с 1 января 2027 года – до 63 лет.

Пенсионные выплаты из ЕНПФ с 1 января 2018 г. будут осуществляться из пенсионных накоплений в виде ежемесячных выплат по установленному графику, а также единовременно (если сумма пенсионных накоплений получателей не превышает двенадцатикратный размер минимальной пенсии).

Порядок расчета выплат также изменится – пенсионные выплаты будут устанавливаться со дня обращения и осуществляться до исчерпания пенсионных накоплений.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Еще по теме:

  • Зависимость пенсии от возраста Когда выходят на пенсию за границей? Во время открытия ЧМ российское правительство объявило о повышении пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. Сейчас мужчины могут выходить на пенсию в 60 лет, а женщины — в 55, это правило действует с 1932 года. По словам […]
  • Законопроект по пенсиям минтруда Минтруд России подготовил законопроект об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2019 год С 1 января 2016 года продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии ежегодно определяется федеральным законом на основании официальных статистических данных о […]
  • Пенсия для госслужащих в крыму ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 28 февраля 2017 Пенсионное обеспечение в Российской Федерации гарантируется каждому работнику при достижении определенного возраста, однако в […]
  • Как считается льготный стаж Пенсия по вредности Страховая пенсия по старости представляет собой денежную выплату, которая производится гражданам ежемесячно с целью замены заработной платы или другого дохода. При определенных условиях такая выплата может быть назначена досрочно, т.е. ранее достижения пенсионного […]
  • Новые законы по расчету пенсии Новый пенсионный закон Каждый работающий человек, на протяжении всех рабочих лет, обязан выплачивать взносы в социальный и страховой фонды Российской Федерации. Производятся отчисления для получения пенсии при достижении определенного возраста и страхового стажа. Все нюансы, касающиеся […]
  • Расчет пенсии женщинам 1965 года рождения ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 21 сентября 2016 Нередко граждан, обращающихся в Отделение ПФР по Владимирской области, интересует, какие существуют условия для назначения пенсии. […]
  • Фз 40 об осаго заявление ВС РФ обновил разъяснения по ОСАГО Особенности применения судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств уже разъяснялись Верховным Судом Российской Федерации – в Постановлении Пленума от 29 января 2015 г. № 2 (далее – […]
  • Кто может выйти на пенсию в 45 лет Досрочная пенсия по старости Досрочный выход на пенсию бывает связано либо с профессиональной деятельностью гражданина, которая осуществлялась в особых условиях, либо условиями социального характера. Списки вредных профессий были утверждены еще во время существования СССР Постановлением […]