Приказ от 05052008 216 н

Содержание страницы:

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 апреля 2015 г. № 216н “Об утверждении перечня медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме, а также формы заключения уполномоченной медицинской организации о наличии таких противопоказаний” (не вступил в силу)

В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 7007; 2014, № 30, ст. 4257) и подпунктом 11 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2012, № 26, ст. 3442, 3446; 2013, № 27, ст. 3459, 3477; № 30, ст. 4038; № 39, ст. 4883; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6951; 2014, № 23, ст. 2930; № 30, ст. 4106, 4244, 4247, 4257; № 43, ст. 5798; № 49, ст. 6927, 6928; 2015, № 1, ст. 72, 85; № 10, ст. 1403, 1425; № 14, ст. 2018) приказываю:

перечень медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме, согласно приложению № 1;

форму заключения уполномоченной медицинской организации о наличии медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме, согласно приложению № 2.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июня 2015 г.
Регистрационный № 37608

Приложение № 1
к приказу Министерства здравоохранения РФ
от 29 апреля 2015 г. № 216н

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 апреля 2013 г. № 216н “Об утверждении Порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью”

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 116 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 7, ст. 660) приказываю:

Утвердить Порядок диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, согласно приложению.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 мая 2013 г.

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения РФ
от 11 апреля 2013 г. № 216н

Порядок
диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью

1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — медицинские организации), диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пребывающих в стационарных учреждениях (далее — диспансеризация).

2. Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами, нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования*(1), и осуществляется в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1 настоящего Порядка (далее — несовершеннолетние).

Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия несовершеннолетнего или его законного представителя на медицинское вмешательство с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона.

3. Диспансеризация проводится в медицинских организациях, определенных руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделенных полномочиями по установлению условий прохождения несовершеннолетними диспансеризации, и имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «педиатрии» или «общей врачебной практике (семейной медицине)», «неврологии», «офтальмологии», «травматологии и ортопедии», «детской хирургии», «психиатрии», «стоматологии детской» или «стоматологии»*(2), «детской урологии-андрологии» или «урологии»*(2), «детской эндокринологии» или «эндокринологии»*(2), «оториноларингологии»*(3) или «оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации)», «акушерству и гинекологии»*(3) или «акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», «лабораторной диагностике», «клинической лабораторной диагностике», «функциональной диагностике», «ультразвуковой диагностике» и «рентгенологии».

4. В случае если у медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «педиатрии» или «общей врачебной практике (семейной медицине)», отсутствует лицензия на медицинскую деятельность в части выполнения иных работ (услуг), перечисленных в пункте 3 настоящего Порядка, указанная медицинская организация привлекает для проведения диспансеризации медицинских работников иных медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности в части выполнения требуемых работ (услуг), в соответствии с договорами, заключаемыми между этими медицинскими организациями.

В случае если в медицинской организации, указанной в пункте 3 настоящего Порядка, отсутствует:

1) врач — детский уролог-андролог, то к проведению диспансеризации привлекается врач-уролог или врач — детский хирург, прошедший обучение по программам дополнительного профессионального образования в части особенностей урологических заболеваний у детей, при этом медицинская организация должна иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «урологии» или «детской хирургии» соответственно;

2) врач-стоматолог детский, то к проведению диспансеризации привлекается врач-стоматолог, прошедший обучение по программам дополнительного профессионального образования в части особенностей стоматологических заболеваний у детей, при этом медицинская организация должна иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «стоматологии»;

3) врач — детский эндокринолог, то к проведению диспансеризации привлекается врач-эндокринолог, прошедший обучение по программам дополнительного профессионального образования в части особенностей эндокринологических заболеваний у детей, при этом медицинская организация должна иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «эндокринологии»;

4) врач-психиатр детский (врач-психиатр подростковый), то к проведению диспансеризации привлекается врач-психиатр, прошедший обучение по программам дополнительного профессионального образования в части особенностей психических расстройств и расстройств поведения у детей, при этом медицинская организация должна иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «психиатрии».

5. Диспансеризация проводится ежегодно в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних.

В отношении несовершеннолетних, достигших возраста 3 лет и подлежащих диспансеризации, профилактические медицинские осмотры в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2013 г., регистрационный № 27961) не проводятся.

6. Диспансеризация проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

7. Диспансеризация проводится медицинскими организациями в объеме, предусмотренном перечнем осмотров и исследований при проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (приложение к Порядку проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации*(4)) (далее — Перечень исследований).

8. В целях организации проведения диспансеризации врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) (далее — врач, ответственный за проведение диспансеризации) медицинской организации, в которой несовершеннолетний получает первичную медико-санитарную помощь, составляются поименные списки несовершеннолетних из числа находящихся у них на медицинском обслуживании, в которых указываются следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество, возраст (дата, месяц, год рождения);

2) обучающийся или не обучающийся в образовательном учреждении (для обучающихся указывается полное наименование и юридический адрес образовательного учреждения);

3) перечень осмотров врачами-специалистами, лабораторных, инструментальных и иных исследований исходя из Перечня исследований;

4) планируемые дата и место проведения диспансеризации.

9. Уполномоченное должностное лицо медицинской организации на основании поименных списков несовершеннолетних составляет календарный план проведения диспансеризации с указанием дат и мест ее проведения, необходимого количества осмотров врачами-специалистами (с указанием должности, фамилии и инициалов), лабораторных, инструментальных и иных исследований (далее — календарный план).

Календарный план утверждается руководителем (уполномоченным должностным лицом) медицинской организации не позднее чем за 1 месяц до начала календарного года, и доводится до сведения медицинских работников, участвующих в проведении диспансеризации, в том числе врачей, ответственных за проведение диспансеризации.

В случае изменения численности несовершеннолетних, подлежащих диспансеризации, врач, ответственный за проведение диспансеризации, представляет до 20 числа текущего месяца уточненный поименный список уполномоченному должностному лицу медицинской организации.

10. Врач, ответственный за проведение диспансеризации, не позднее чем за 5 рабочих дней до начала ее проведения обязан вручить (направить) несовершеннолетнему (его законному представителю) направление на диспансеризацию с указанием перечня осмотров врачами-специалистами и исследований, а также даты, времени и места их проведения.

11. В день прохождения диспансеризации несовершеннолетний прибывает в медицинскую организацию и предъявляет направление на диспансеризацию и полис обязательного медицинского страхования. Несовершеннолетний, не достигший возраста, установленного частью 2 статьи 54 Федерального закона, прибывает в медицинскую организацию в сопровождении законного представителя.

12. При проведении диспансеризации учитываются результаты осмотров врачами-специалистами и исследований, внесенные в медицинскую документацию несовершеннолетнего (историю развития ребенка), давность которых не превышает 3 месяцев с даты проведения осмотра и (или) исследования, а у детей, не достигших возраста 2 лет, учитываются результаты осмотров и исследований, давность которых не превышает 1 месяца с даты осмотра и (или) исследования.

13. В случае подозрения на наличие у несовершеннолетнего заболевания (состояния), диагноз которого не может быть установлен при проведении осмотров врачами-специалистами и исследований, включенных в Перечень исследований, врач, ответственный за проведение диспансеризации, врачи-специалисты, участвующие в проведении диспансеризации, направляют несовершеннолетнего на дополнительную консультацию и (или) исследование с указанием даты и места их проведения.

14. Диспансеризация является завершенной в случае проведения осмотров врачами-специалистами и выполнения лабораторных, инструментальных и иных исследований, предусмотренных Перечнем исследований, при отсутствии подозрений на наличие у несовершеннолетнего недиагностированного заболевания (состояния) и (или) необходимости получения информации о состоянии здоровья несовершеннолетнего из других медицинских организаций*(5) (I этап).

В случае подозрения на наличие у несовершеннолетнего заболевания (состояния), диагноз которого не может быть установлен при проведении осмотров врачами-специалистами и исследований, включенных в Перечень исследований, и (или) необходимости получения информации о состоянии здоровья несовершеннолетнего из других медицинских организаций, диспансеризация является завершенной в случае проведения дополнительных консультаций, исследований, назначенных в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка, и (или) получения информации о состоянии здоровья несовершеннолетнего из других медицинских организаций (II этап).

15. Общая продолжительность I этапа диспансеризации должна составлять не более 10 рабочих дней, а при назначении дополнительных консультаций, исследований и (или) необходимости получения информации о состоянии здоровья несовершеннолетнего из других медицинских организаций общая продолжительность диспансеризации — не более 45 рабочих дней (I и II этапы).

16. Данные о прохождении диспансеризации вносятся в медицинскую документацию несовершеннолетнего (историю развития ребенка).

Медицинская документация несовершеннолетнего (история развития ребенка) должна содержать следующие сведения:

1) данные анамнеза:

о перенесенных ранее заболеваниях (состояниях), наличии функциональных нарушений, хронических заболеваний, инвалидности;

о результатах проведения диспансерного наблюдения (если установлено) с указанием диагноза заболевания (состояния), включая код по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее — МКБ), медицинской организации и врача-специалиста, осуществляющего диспансерное наблюдение;

о соблюдении рекомендаций врачей-специалистов по диспансерному наблюдению, лечению, медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению;

2) данные, полученные при проведении диспансеризации:

объективные данные и результаты осмотров врачами-специалистами;

результаты лабораторных, инструментальных и иных исследований;

результаты дополнительных консультаций и исследований, не включенных в Перечень исследований и назначенных в ходе проведения диспансеризации;

диагноз заболевания (состояния), выявленного (установленного) при диспансеризации, с указанием кода по МКБ, выявлено впервые или нет;

3) оценка физического развития;

4) группа состояния здоровья несовершеннолетнего;

по формированию здорового образа жизни, режиму дня, питанию, физическому развитию, иммунопрофилактике, занятиям физической культурой;

о необходимости установления или продолжения диспансерного наблюдения с указанием диагноза заболевания (состояния), включая код по МКБ, вида медицинской организации и специальности (должности) врача;

по лечению, медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению с указанием вида медицинской организации (санаторно-курортной организации) и специальности (должности) врача.

17. На основании результатов диспансеризации врач, ответственный за проведение диспансеризации, определяет:

1) группу состояния здоровья несовершеннолетнего в соответствии с Правилами комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних (приложение № 2 к Порядку прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них*(6));

2) медицинскую группу для занятий физической культурой в соответствии с Правилами определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой (приложение № 3 к Порядку прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них*(6)) с оформлением медицинского заключения о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой (в отношении несовершеннолетних, занимающихся физической культурой), форма которого предусмотрена приложением № 4 к Порядку прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них*(6).

18. Информация о состоянии здоровья несовершеннолетнего, полученная по результатам диспансеризации, предоставляется несовершеннолетнему лично врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в проведении диспансеризации. В отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, установленного частью 2 статьи 54 Федерального закона, информация о состоянии здоровья предоставляется его законному представителю.

19. В случае если при проведении диспансеризации выявлены признаки причинения вреда здоровью несовершеннолетнего, в отношении которых имеются основания полагать, что они возникли в результате противоправных действий, медицинский работник обязан обеспечить информирование об этом органов внутренних дел в соответствии с Порядком информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 565н*(7).

20. Медицинская организация, указанная в пункте 3 настоящего Порядка, при наличии (установлении) у несовершеннолетнего заболевания, требующего оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения, в приоритетном порядке направляет его медицинскую документацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан для решения вопроса об оказании ему медицинской помощи.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан в приоритетном порядке обеспечивает организацию несовершеннолетнему медицинской помощи всех видов, включая специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение.

21. Медицинская организация, указанная в пункте 3 настоящего Порядка, на основании результатов диспансеризации, внесенных в медицинскую документацию несовершеннолетнего (историю развития ребенка), оформляет, в том числе в электронном виде, учетную форму № 030-Д/с/у-13 «Карта диспансеризации несовершеннолетнего»*(8) (далее — карта осмотра) на каждого несовершеннолетнего, прошедшего диспансеризацию.

22. Карта осмотра оформляется в двух экземплярах, один из которых по завершении диспансеризации выдается врачом, ответственным за проведение диспансеризации, несовершеннолетнему (его законному представителю), второй экземпляр хранится в медицинской организации в течение 5 лет.

Медицинская организация на основании карт осмотра осуществляет ведение системы электронного мониторинга диспансеризации, в которую вносятся сведения о прохождении несовершеннолетними диспансеризации ежемесячно, до 30-го числа месяца, следующего за отчетным, а по итогам года — до 20 января года, следующего за отчетным.

23. По итогам проведения диспансеризации медицинская организация не позднее чем через 15 рабочих дней после завершения календарного года заполняет отчетную форму № 030-Д/с/о-13 «Сведения о диспансеризации несовершеннолетних»*(8) (далее — отчет).

24. Отчет составляется в двух экземплярах, утверждается руководителем медицинской организации и заверяется печатью медицинской организации.

Один экземпляр отчета не позднее 20 января года, следующего за отчетным, направляется медицинской организацией в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, второй экземпляр отчета хранится в медицинской организации, проводившей диспансеризацию, в течение 10 лет.

25. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан:

1) обеспечивает ведение мониторинга проведения диспансеризации в электронном виде;

2) обобщает и анализирует результаты диспансеризации в субъекте Российской Федерации;

3) направляет в Министерство здравоохранения Российской Федерации отчет по субъекту Российской Федерации не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным годом.

*(1) Часть 4 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).

*(2) При условии соблюдения требований, установленных пунктом 4 настоящего Порядка.

*(3) Для лицензий на осуществление медицинской деятельности, выданных до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 17, ст. 1965; № 37, ст. 5002; 2013, № 3, ст. 207).

*(4) Справочно: утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2013 г. № 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2013 г., регистрационный № 27964).

*(5) В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 13 Федерального закона предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

*(6) Справочно: утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2013 г., регистрационный № 27961).

*(7) Справочно: зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 июля 2012 г., регистрационный № 25004.

*(8) Справочно: утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2013 г. № 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2013 г., регистрационный № 27964).

Обзор документа

Утвержден Порядок диспансеризации детей-сирот и тех, кто остался без попечения родителей (в т. ч. усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью). Исключение — несовершеннолетние, пребывающие в стационарных учреждениях.

Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в т. ч. медосмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования.

Ее проводят медорганизации-участники территориальных программ госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяемые руководителями органов исполнительной власти регионов, уполномоченных устанавливать условия прохождения диспансеризации детьми.

Организации должны иметь лицензию на работы (услуги) по педиатрии или общей врачебной практике (семейной медицине), неврологии, офтальмологии, травматологии и ортопедии, детской хирургии, психиатрии, стоматологии детской или стоматологии, детской урологии-андрологии или урологии, детской эндокринологии или эндокринологии, оториноларингологии или оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации), акушерству и гинекологии или акушерству и гинекологии (кроме использования вспомогательных репродуктивных технологий), диагностике (лабораторной, клинической лабораторной, функциональной), ультразвуковой диагностике и рентгенологии.

Если есть только лицензия по педиатрии или общей врачебной практике (семейной медицине), то можно привлечь работников иных организаций, имеющих лицензию на соответствующую деятельность.

Для медицинского вмешательства необходимо информированное добровольное согласие ребенка или его законного представителя.

Чиновники решили приравнять электронные сигареты к обычным

Министерство промышленности и торговли подготовило законопроект, предлагающий приравнять электронные сигареты, вейпы и никотиносодержащие жидкости к обычным сигаретам. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Материалы по теме

«Вейпер-гей — странный стереотип»

В проекте закона «О государственном регулировании оборота никотиносодержащей продукции и устройств, предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака» прописано, что электронные испарители не смогут покупать несовершеннолетние, а реклама самих устройств будет ограничена. В образовательных, культурных, спортивных и медицинских учреждениях, на детских площадках, в лифтах, на рабочих местах и на всех видах общественного транспорта использовать их можно будет только в специально отведенных местах. Максимальный объем емкостей с никотиносодержащими жидкостями ограничат до 30 миллилитров.

Законопроект направлен в первую очередь на то, чтобы оградить детей от никотина, говорится в пояснительной записке. Еще одна цель законодателей — предотвратить нелегальное производство и оборот устройств и жидкостей. «Принятие данного законопроекта позволит заложить основы государственного регулирования инновационной и динамично развивающейся категории, оградит несовершеннолетних и сократит количество недобросовестных производителей, импортеров и продавцов, продвигающих данные продукты на российский рынок», — отмечается в тексте.

В случае принятия документа основные его положения вступят в силу 1 января 2019 года. Также ведомство выступило за введение системы маркировки электронных сигарет к середине 2020 года.

В апреле прошлого года Минздрав предложил запретить использовать вейпы и электронные сигареты в общественных местах, а также ограничить их рекламу и продажу.

Закон о запрете курения электронных сигарет

Электронные сигареты находятся на пике популярности среди представителей молодежи. Е-сигареты являются альтернативой обычным табачным изделиям и, по мнению курильщиков, представляют слабую угрозу для здоровья. С 2013 года в России введен антитабачный закон, который, однако, фактически не установил запрет на изготовление и продажу электронных сигарет. Рассмотрим подробнее, был ли принят отдельно закон о парении, а если нет, то стоит ли ожидать запрета на электронные сигареты в будущем.

Есть ли закон о парении?

В стране в настоящее время действует разрешение на использование электронных сигарет в общественных местах. Единственное условие, чтобы используемый электронный гаджет не копировал дизайн обычной сигареты. Однако на рассмотрение в Госдуму уже направлен законопроект «О государственном регулировании ограничения потребления испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака», который приравняет не только электронные сигареты, но и кальяны к обычным табачным изделиям и к ним, следовательно, будут применены похожие запретительные меры.

На данный момент в Российской Федерации действует только один антитабачный Федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Он вступил в законную силу 23 февраля 2013 года. Закон регламентирует места, где разрешено и запрещено курить и какое наказание ждет нерадивых курильщиков, нарушивших положения настоящего ФЗ-15.

Закон состоит из 25 статей:

  • ст. 1 — объект регулирования закона;
  • ст. 2 — ключевые, используемые в законе, термины;
  • ст. 3 — закон в области защиты здоровья граждан от дыма табака и результата курения;
  • ст. 4 — ключевые принципы;
  • ст. 5, 6, 7 — обязанности федеральной службы государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • ст. 8 — осуществление общих действий органов государственной власти и местного самоуправления с организациями, занимающимися табачными изделиями;
  • ст. 9 — права и полномочия граждан в данном ФЗ;
  • ст. 10 — права и полномочия ИП и юрлиц в действующем ФЗ;
  • ст. 11 — организация, которая принимает меры для устранения отрицательного воздействия от табачного дыма и снижения его потребления;
  • ст. 12 — запрещение курения в общественных местах;
  • ст. 13 — повышение стоимости на табачные изделия;
  • ст. 14 — осуществление надзора за составом сигарет, раскрытие информации о составе и требования к упаковке;
  • ст. 15 — информирование граждан о вреде курения;
  • ст. 16 — запрещение рекламирования курения;
  • ст. 17 — предоставление медпомощи гражданам с данной пагубной привычкой;
  • ст. 18 — предупреждение нелегальной торговли табачными изделиями;
  • ст. 19 — ограничение купли продажи;
  • ст. 20 — осуществление запрета продажи сигарет лицам, не достигшим 18-летия;
  • ст. 21 — госконтроль в данной области;
  • ст. 22 — наблюдение и анализ эффективности предпринятых мер по сокращению потребления;
  • ст. 23 — наказание за нарушение действующего ФЗ;
  • ст. 24 — признание некоторых положений закона утратившими свою правовую силу;
  • ст. 25 — вступление в правовую силу настоящего ФЗ.

    Последняя редакция датируется 28 декабрем 2016 годом, изменения и дополнения вступили в силу 1-го января 2017 года.

    Где разрешено курить электронные сигареты?

    Как указывалось выше, в будущем законопроекте хотят приравнять электронные сигареты к обычным табачным изделиям. Это повлечет за собой запрет на их потребление на рабочих местах в офисах, а также в других общественных местах — гостиницах, в гос- и соцучреждениях, магазинах и кафе, в подъездах. Запрещено «дымить» будет на пляжах, детских площадках, в транспортных средствах, аэропортах и вокзалах, в том числе и на остановках и на расстоянии 15 метров от них. Возможно региональные власти будут выделять лицам, использующим электронные сигареты, специальные места.

    В настоящий же момент особых требований и запретов к местам для курения электронных сигарет не принято законодательством. Курить на данный момент можно в частной собственности, это же относится и к обычным сигаретам. Подобные электронные девайсы вырабатывают не табачный дым, а ароматизированный, поэтому запах горения не помешает других жильцам.

    В действующем ФЗ-15 нет запрета на выпускаемый электронным прибором пара. Есть уточнение только о дыме, исходящем от табачного изделия. Следовательно, в подъезде дома не запрещено курить электронные сигареты.

    «Генераторы пара» можно использовать и на рабочем месте, которые стали настоящим спасением для курящих сотрудников, после принятия антитабачного закона. Главное условие — нейтральный запах курительной смеси в электронных сигаретах.

    На улице потреблять обычные табачные изделия запрещено и нарушивших закон граждан штрафуют. Но в случае с электронной сигаретой это не запрещено. Воздержаться от этого занятия следует только у детских площадок. Ведь, действующий антитабачный закон преследует цель предотвратить желание курить у молодежи.

    В ресторанах и кафе, в гостиницах, в самолетах и поездах «генераторы пара» законом не запрещены для потребления. Однако здесь может соблюдаться собственная политика по данному вопросу и следует заранее уточнить этот вопрос у администрации.

    К потреблению электронных сигарет относятся скептически. Многие считают, что они не менее вредны для здоровья курящего и окружающих, чем традиционные сигареты.

    На сегодняшний момент законопроект о запрете использования электронного девайса не был принят. Поэтому штраф за курение электронной сигареты в неположенном месте законодательством не предусмотрен.

    По действующему Федеральному закону №15 штраф налагается за потребление обычных табачных изделий. По КоАП статье 6.24 размер штрафа составит:

    • за курение в общественных местах — от 500 — 1.500 рублей;
    • на детских площадках — от 2.000 — 3.000 рублей.

    Продажа сигарет несовершеннолетним лицам подразумевает наложение штрафа на организацию в размере от 100.000 — 150.000 рублей.

    Однако в скором будущем положение дел может измениться, так что следует следить за принятием новых законов, регулирующих потребление электронных сигарет. К примеру изучить стоит положения ФЗ 100 «О добровольной пожарной охране».

    Скачать текст законопроекта

    ФЗ об электронных сигаретах до сегодняшнего времени не был принят. На территории Российской Федерации действует только один антитабачный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Скачать закон в последней редакции со всеми поправками и дополнениями можно по ссылке.

    Выявлено, что электронные сигареты пагубно влияют на здоровье человека. Используемые там вещества могут вызвать аллергию и раздражение дыхательных путей. Поэтому Минздрав принял решение законодательно запретить их употребление.

    Где по закону разрешено курить электронную сигарету?

    Можно ли курить электронные сигареты в общественном месте? Согласно антитабачному законопроекту, который был принят практически единогласно депутатами РФ в 2013 году, употреблять табачные изделия в общественных местах противозаконно.

    Но может ли электронная сигарета в полной мере считаться табачной продукцией и распространяется ли на нее запрет, мы попытаемся выяснить в данной статье.

    О чем гласит антитабачный законопроект?

    Чтобы понять, запрещено или разрешено курение электронных сигарет в общественных местах, нужно ознакомиться с основными положениями противотабачного закона, который был принят еще в 2013 году, но претерпевает изменения до сегодняшнего дня. Сам закон направлен на сохранение здоровья некурящих граждан страны посредством ограждения их от негативного воздействия табачного смога.

    Основная цель законопроектов о запрете табакокурения – сокращение количества активных и пассивных курильщиков в стране.

    Для достижения желаемых результатов с принятием антитабачных мер были перечислены списки общественных мест, в которых употреблять табачные изделия категорически запрещается.

    К таковым можно отнести:

  • учебные и медицинские учреждения;
  • детские и спортивные площадки;
  • социальные и государственные структуры;
  • рабочие места и транспорт;
  • транспортные узлы и бытовые помещения.

    Закон не запрещает курение папирос только в частной собственности и в местах, специально оборудованных вентиляционными системами. Также стоит отметить, что ограничения коснулись и сферы продаж табачной продукции. Любая пропаганда табакокурения и продажа сигарет несовершеннолетним лицам предполагает административную ответственность в виде серьезных штрафных санкций.

    Является ли закон действительным в отношении электронных сигарет, если они, по сути, не представляют собой табачные изделия в прямом смысле, а только имитируют их? Многих курильщиков сбивает с толку тот факт, что употребление имитирующих табачные изделия устройств было запрещено в Бразилии, Австралии, Америке, Канаде и многих других странах Европы.

    Можно ли считать парогенератор сигаретным изделием?

    Является ли электронная сигарета на самом деле табачным изделием?

    Чтобы разобраться в этом, рассмотрим устройство данного имитатора сигарет. «Электронка» — техническое устройство, с помощью которого можно только имитировать процесс табакокурения.

    В качестве сырья в устройстве используется не табак, а жидкие ароматизированные смеси.

    В процессе срабатывания парогенератора, человек вдыхает пар, обогащенный никотином. При этом в выдыхаемом дыме не содержатся побочные вещества, присущие сигаретному смогу: смолы, аммиак, канцерогены. В связи с тем, что пассивные курильщики не страдают от воздействия пара, считать электронную сигарету вредной для здоровья окружающих можно с очень большой натяжкой.

    Аргументы в пользу парогенераторов

    В СМИ достаточно часто звучит информация, согласно которой употребление жидких смесей в парогенераторах также запрещено, согласно законодательным актам о запрете табакокурения.

    Но так ли это на самом деле?

    1. Во 2-й статье ФЗ-15 указано, что запрет касается только табачной продукции, однако парогенератор назвать табачным изделием никак нельзя;
    2. В 1-й статье сказано, что законопроект направлен на защиту некурящих граждан от табачного смога, однако пар, генерируемый «электронкой» , не является табачным;
    3. Термин «электронные сигареты» не фигурирует в каких-либо антитабачных проектах, поэтому употребление данных устройств не может регулироваться статьей 12 ФЗ-15.

    Но, несмотря на то, что закон о курении практически никак не контролирует употребление электронных сигарет в общественных местах, применять их можно не везде. Почему? В антитабачном законе прописано, что любые предметы, напоминающие табачные изделия по форме и цвету могут служить инструментом пропаганды табакокурения, что запрещено законодательством.

    Распространяется ли антитабачный закон на «электронки»?

    В самом законопроекте, информирующем курильщиков о запрете курения папирос в общественных местах, об электронной сигарете не написано ни единого слова. Однако многие противники табакокурения утверждают, что ограничения касаются не только папирос, но и «электронок» . И все-таки антитабачная пропаганда практически не накладывает запрета на курение электронной сигареты. Почему?

    Само электронное устройство представляет собой что-то наподобие компактного ингалятора, в котором не используются табачные листы, продукты тления которых могут нанести ущерб здоровью.

    Чтобы окончательно разобраться в данном вопросе, приверженцы «электронок» направили запрос в Минздрав, в котором просят уточнить, является ли процесс курения электронных устройств в общественных местах незаконным?

    Реакция Минздрава

    Официальный запрос, направленный парильщиками в Минздрав, был рассмотрен еще в 2013 году. Спустя некоторое время развернутый ответ из министерства здравоохранения опубликовали на страницах сайта Госдумы. Согласно закону о курении, электронные парогенераторы нельзя считать продукцией, подпадающей под контроль нормативно-правового документа.

    И все-таки до конца вопрос не разрешился. Несмотря на отсутствие запрета на употребление «электронок» в РФ, негласно их запрещают использовать в некоторых общественных местах, апеллируя к тому, что использование парогенератора является пропагандой табакокурения и никотиновой зависимости.

    Где нельзя использовать парогенераторы?

    Где нельзя или не стоит курить электронные сигареты? Антитабачный законопроект достаточно жестко регламентирует курение табачных изделий и вскользь упоминает о пропаганде табакокурения. С этой точки зрения курильщики сами должны определять уместность применения «электронок» в общественных местах.

    Чтобы избежать конфликтных ситуаций, эксперты не рекомендуют использовать парогенераторы в таких местах:

  • транспорт и медучреждения;
  • учебные заведения и транспортные узлы.
  • Где можно использовать парогенераторы?

    «Электронку» сигаретой можно назвать, но с очень большой натяжкой. По этой причине противники табакокурения ратуют за принятие нового закона, в котором запрещалось бы использовать парогенераторы, имитирующие курение, в общественных местах. Объективно подобная претензия имеет под собой основание, ведь чисто внешне процесс «затяжки» при использовании обыкновенной папиросы и парогенератора очень схожи.

    По сегодняшний день в антитабачный проект не внесены изменения, которые хоть как-то урегулировали вопрос с использованием парогенераторов. Поэтому вэйперы могут со спокойной душой потягивать свои «электронки» , как на улице, так и в закрытых помещениях.

    Где можно курить электронные сигареты?

    Федеральный закон №15, содержащий множество статей, регулирующих вопросы, связанные с табакокурением, никак не освещает вопрос употребления «электронок» .

    Поэтому вэйперы могут использовать свои парогенераторы практически в любых местах общего пользования без опаски понести административную ответственность.

    Борьба с курением 1 месяц назад

    Новости Общество

    Законный запрет: электронные сигареты и кальяны уравняют с табаком

    Главный лозунг российских вейперов «Парю где хочу, законом не запрещено» скоро потеряет актуальность. Электронные сигареты и кальяны собираются приравнять к обычным табачным изделиям. А значит, на них будут распространяться те же запреты и ограничения. Документ уже прорабатывает Госдума. Главная задача — обезопасить подростков, для которых курение вейпов превратилось в модное развлечение.

    Кто-то пристрастился к вейпу, потому что это модно или доступно. С электронной сигаретой — даже младшие школьники, ведь продавать их несовершеннолетним не запрещено. Кто-то так обходит закон, запрещающий курить в общественных местах, не думая об окружающих.

    «Министерство здравоохранения всегда задумывалось на тему вреда курения табачных изделий, не только табачных изделий — ущерба, который приносит эта вредная привычка нашему населению. Проводился, наверное, самый обширный исследовательский опрос по поводу курения в России. Выяснилось, что курят более 39 процентов населения, причем многие страдают от пассивного курения, что очень опасно, — рассказывает заместитель министра здравоохранения России Дмитрий Костенников. — Был разработан проект федерального закона, который впоследствии стал законом, защищающим население от воздействия табачного дыма, от последствий употребления табака. Он ввел определенное количество ограничений различного рода, которые стимулируют население не только не употреблять этот табак в определенных местах, но и защищают других людей от пассивного курения и стимулируют людей бросать курить».

    Выяснилось, что с 2009 по 2016 годы курить бросили 10 процентов наших граждан. Что касается лиц, страдающих от пассивного курения, то эта цифра еще больше, что не может не радовать, отмечает Костенников.

    «В то же время, когда обсуждался этот законопроект, меры по исполнению, многие из наших граждан обращались в Министерство здравоохранения по поводу того, что курение охватывает не только употребление табачных изделий, но и электронных сигарет, кальянов, говорили о том, что в Россию ввозятся новые табачные изделия, которые не характерны для нашей страны. И говорили, что надо бороться, чтобы усилить это законодательное воздействие, чтобы предотвратить развитие таких новых средств, которые также вызывают зависимость и приносят вред населению, вызывая в то же время такие же заболевания, что и при курении табака, — продолжает заместитель министра здравоохранения России. — Когда мы разрабатывали новую концепцию по противодействию курению табака, неизбежно возникли темы необходимых коммуникационных компаний, которые бы информировали людей о вреде от этих новых средств для курения либо новых продуктов табачной промышленности, вводить такого рода запрета средств электронной доставки никотина, как и обычных сигарет».

    «На самом деле первое химическое вещество, которое приносит вред организму, — это никотин, и безусловно, в электронных средствах доставки никотина по определению это вещество также имеется. Оно вредно для здоровья, вызывает зависимость, воздействует на сосуды головного мозга, вызывает атеросклероз и другие заболевания, — говорит Костенников. — Курение вызывает не только физическую, но и психологическую зависимость: процесс и ритуал, курение, выпускание дыма формируют зависимость, производители таких изделий это эксплуатируют. Люди, не только уже курящие табачные изделия, используют эти средства для того, чтобы перейти с табака, скажем, на электронные средства доставки никотина. Но и некурившие соблазняются такой возможностью и приходят в курение через электронные средства доставки никотина. Впоследствии они так же легко переходят на курение табачных изделий».

    «Когда человек что-то курит или что-то вдыхает, все это распространяется по округе. И далеко не всем нравится, когда его обкуривают. Нужно считаться с мнением тех людей, которые не привыкли курить или не привыкли использовать вейпы», — говорит психиатр-нарколог Евгений Брюн.

    Главная опасность, считают медики, это специальная жидкость, которая нагревается и испаряется. В ее составе — глицерин, пропиленгликоль и тот же никотин. А еще добавки-ароматизаторы. Как уверяют производители, совершенно безвредные.

    — Очень вкусно, но только из-за большого количество ароматизаторов достаточно концентрированно.

    Попробуем проверить эту жидкость с помощью более точных приборов.

    — Мы купили в магазине несколько жидкостей для вейпа. Эти образцы отнесем специалистам. Они проверят, насколько заявленные на этикетке ингредиенты соответствуют тому, что находится внутри. И насколько они безопасны.

    Тяжелых металлов, к счастью, не нашли. А вот определить, что за ароматизаторы внутри, прибор не может.

    «Производитель пишет на этикетке «натуральный ароматизатор», а какой именно он туда добавляет, добавляет натуральный или искусственный — это на совести производителя», — констатирует заведующий кафедрой товароведения и товарной экспертизы РЭУ имени Г.В. Плеханова Анна Щербина.

    К тому же и пропиленгликоль, и глицерин при сильном нагревании разлагаются на токсины и канцерогены.

    «Пропиленгликоль может разлагаться при нагревании на алиловый спирт, который поражает центральную нервную систему, а также на формальдегид», — поясняет сотрудник Института органической химии имени Н.Д. Зелинского РАН Ульяна Аладышева.

    «Представьте себе некачественный алкоголь, где содержится очень много сивухи. Это именно оно и есть в чистом виде. А это приводит к отмиранию клеток. Это парезы, параличи, инсульты, слабоумие», — пугает последствиями парения Евгений Брюн.

    Есть и другая опасность — из-за просроченных или поврежденных аккумуляторов вейпы часто взрываются.

    «Если пленка повреждена, получаются короткие замыкания. Электрические дуги образуются между корпусом и аккумулятором, аккумулятор просто выходит из строя, вплоть до взрыва», — говорит продавец жидкостей для вейпов Никита Громушкин.

    Если закон, приравнивающий вейпы к обычным сигаретам будет принят, курить их в общественных местах запретят. Продавать электронные сигареты можно будет только совершеннолетним. А это значит, что лихо пускать по воздуху медузу, жонглировать кольцами или закручивать вихри будет можно, но дома и после 18 лет.

    Запрещает ли антитабачный закон электронные сигареты в России?

    В мае 2013 года в силу вступил антитабачный закон. Его принятие сопровождалось масштабными информационными кампаниями в СМИ. Тем не менее, несмотря на внимание со стороны прессы, некоторые моменты были освещены недостаточно. Прежде всего, осталось неясно, запрещены ли электронные сигареты по новому закону или же парить по-прежнему можно без ограничений? Постараемся найти ответы на эти вопросы.

    Чтобы понять, что именно не следует делать парильщикам, обратимся к тексту закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Его основной целью считается сокращение потребления табачной продукции. Для ее достижения предусмотрен ряд мер.

    Прежде всего, ограничены места, где можно доставать сигареты. Курить нельзя не территории и в помещениях учреждений культуры, государственной власти, спорта, оздоровительных центрах, в транспорте (автобусы, поезда, самолеты, суда). Антитабачный закон не разрешает употреблять табачную продукцию в местах общего пользования (лифты, подъезды). Кроме того, это не разрешено рядом с детскими площадками, на пляжах. Запрет на курение не действует только в специально оборудованных местах в помещениях или на открытом воздухе. Такие площадки должны быть оснащены системой вентиляции.

    Законом вводится запрет продажи сигарет в неприспособленных для этого торговых точках (в киосках на ярмарках, выставках и других). Реализовывать их имеют право только магазины и павильоны. Сигареты можно купить только по запросу: выставлять на витринах и прилавках их нельзя. При этом, реализовывать их можно только пачками, но не поштучно.

    Применим ли данный закон к электронным сигаретам?

    Введение подобных правил в России вызвало вполне разумный вопрос – распространяется ли их действие на электронные аналоги табака? Ведь в СМИ часто говорилось, что они также попадают под запрет.

    Понять, в чем правда, помогает изучение нормативно-правового акта. В статье 2 отмечено, что он распространяется на табачные изделия. В России электронные сигареты не признаны таковыми. Поэтому такие термины, как «курение табака», «окружающий табачный дым» и другие, прямого отношения к устройствам не имеют. Они относятся исключительно к табаку.

    Второй принципиальный момент: в тексте закона нет прямого упоминания электронных сигарет. Всего в нормативно-правовом акте 25 статей и об устройствах не говорится в них ни разу.

    Закон рекомендует обращаться к Техническому регламенту от 2008 года для уточнения некоторых понятий, связанных с курением. При знакомстве с этим нормативно-правовым актом также можно выяснить, что электронные сигареты не относятся к категории табачной продукции. Хотя они и позволяют имитировать процесс курения, при их изготовлении не использован табачный лист.

    Поскольку запрет электронных сигарет – тема достаточно актуальная, еще в начале года парильщики пытались выяснить, распространяются ли на них ограничения. В результате, в апреле 2013 года Минздравсоцразвития опубликовал официальное письмо на запрос, отправленный через сайт Госдумы. В документе содержалось прямое указание на то, что электронные сигареты не попадают под действие нормативно-правового акта. Поскольку они не являются табачной продукцией, ограничения на их потребление и продажу не распространяется. Поэтому использовать сигареты можно в общественных местах.

    В письме обозначен только один пункт закона, касающийся парения. Это п. «Г.», ч. 1, ст. 16. Он касается сокращения спроса на табачную продукцию.

    Получается, что в законе нет прямого указания на ограничение использования устройств. Однако, принято считать, что они существуют. Почему? Причиной этого являются заявления некоторых представителей Минздрава, политиков и общественных деятелей, уверенных в необходимости подобного запрета из-за содержания в картриджах никотина.

    Таким образом, получается, что решение, соблюдать или не соблюдать закон, парить или не парить в общественных местах должен принимать сам курильщик. При этом у нас есть убедительный набор аргументов в пользу того, что использование устройств является правомерным.

    Еще по теме:

    • Федеральный закон о национальной безопасности российской федерации Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ"О безопасности" С изменениями и дополнениями от: 5 октября 2015 г. Принят Государственной Думой 7 декабря 2010 года Одобрен Советом Федерации […]
    • Ликвидация аварийных разливов Техническая библиотека Экология, пожарная безопасность, техника безопасности // Ликвидация аварийных разливов нефти ЛАРН Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов - необходимые мероприятия, связанные с уменьшением вреда, наносимого экосистемам. Разлив нефти является одной из самых […]
    • Правило когда ставить тире Все случаи постановки тире. Повторение Материал готовят ученики Один из эффективных и интересных методов работы над правилами русской пунктуации – самостоятельный подбор учениками примеров на пройденное правило из различных текстов. Это могут быть произведения как отечественной, так и […]
    • Евгений поликарпов когда суд Арбитражный суд Омской области Присяга судьи! Указом Президента Российской Федерации от 03.08.2018 № 467 «О назначении судей федеральных судов и о представителях Президента Российской Федерации в квалификационной коллегии судей Пермского края». Новые информационные материалы В раздел […]
    • На сколько будет повышение пенсии в 2018 году работающим пенсионерам Работающим пенсионерам повысят пенсии с 1 августа 2018 года Стало известно, что с 1 августа 2018 года всем работающим пенсионерам повысят пенсию. Под данную категорию попадут все люди, которые после выхода на пенсию продолжают официально работать. Представители властей пообещали […]
    • Положение о приемной в районном суде Положение о приемной в районном суде от «22» июля 2014 года о Приемной Алтайского районного суда 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Приемная суда является самостоятельным структурным подразделением Алтайского районного суда Алтайского края (далее - суд), обеспечивающей доступность правосудия для […]
    • Какие налоги не платят военнослужащие Налоги военнослужащих Вопрос налогообложения является одной из тех тем, которые актуальны во все времена. Всё-таки никто не хочет переплачивать за что бы то ни было. На первый взгляд может показаться, что налоги не нужны, но если вспомнить принципы и цели, для которых осуществляются […]
    • Отец и дочь наказание Отец и дочь наказание Если вы высоконравственны и осуждаете тему инцеста по принуждению: отец-дочь, то прошу воздержаться от прочтения данного рассказа. В предыстории к рассказу я хотел бы кратко заметить о событиях предшествующих моему небольшому приключению и новому опыту в сексуальной […]