Порядок ликвидации некоммерческой организации 2018

Содержание страницы:

Каков порядок ликвидации некоммерческой организации — фонда? Какова процедура, сроки и место проведения, а также необходимые документы?

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (далее — НКО) может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами. Условно в процедуре ликвидации фонда выделить следующие этапы.

1. Принятие решения о ликвидации

В силу прямого указания закона (п. 2 ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона N 7-ФЗ) решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:
— если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
— если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
— в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
— в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Рассмотрение дел о ликвидации фондов подведомственно судам общей юрисдикции (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 N 11, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64). Заявление о ликвидации фонда подается в районный суд по месту нахождения организации. При этом с заявлением вправе обратиться не только уполномоченные органы или его должностные лица, но и иные заинтересованные лица, в частности учредители фонда (смотрите также Апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2017 N 33-3711/17)*(1).
По общему правилу гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд (ст. 154 ГПК РФ).
Суд, принимая решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда.

2. Уведомление о начале процедуры ликвидации

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 рабочих дней после даты его принятия обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее — регистрирующий орган), для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
С учетом норм п.п. 1 и 2 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации фонда принимается органом власти, уполномоченным в сфере регистрации НКО, то есть Министерством юстиции РФ (подп. 1 п. 1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»).
В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ), приказа Минюста России от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] (далее — Приказ N ММВ-7-6/[email protected]), утвердившим формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, в течение 3 рабочих дней после даты вступления в законную силу решения суда о ликвидации фонда руководителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) надлежит представить в соответствующее территориальное управление Министерства юстиции РФ (далее — Территориальное управление) следующие документы:
— уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/[email protected];
— решение суда о ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда;
— протокол заседания руководящего органа фонда, на котором принято решение по вопросу о ликвидации фонда.
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Поскольку к моменту направления в Территориальное управление уведомления ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. «г» п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса «База данных «Вопрос-Ответ» и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее — Правовые позиции)).
Территориальным управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений о назначении ликвидатора НКО. При этом общий срок принятия решения — 17 рабочих дней, а направление документов в регистрирующий орган (ФНС России) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ названной записи (п.п. 22 и 23 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 (далее — Административный регламент)).
Обращаем внимание, что с 01.01.2015 законодательство не предусматривает необходимости уведомлять о принятом решении о ликвидации органы контроля за уплатой страховых взносов (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ). Также в настоящее время налоговое законодательство не обязывает организацию сообщать о принятом решении о ликвидации в налоговый орган по месту учета (смотрите письмо ФНС России от 21.10.2013 N СА-3-14/[email protected]).

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале «Вестник государственной регистрации» — смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/[email protected]) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации фонда (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями фонда (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/[email protected] В данном случае такое уведомление надлежит представить в Территориальное управление*(2).
В п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак V, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии какой-либо деятельности и представлении «нулевой» отчетности, при отсутствии задолженности перед кредиторами НКО должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у НКО отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале «Вестник государственной регистрации» будет опубликовано сообщение о ликвидации фонда.

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями фонда (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у фонда отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и «итоговый») могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования «промежуточный ликвидационный баланс» и «ликвидационный баланс» (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица — п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/[email protected])).

5. Государственная регистрация ликвидации фонда

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией фонда в Территориальное управление в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
— заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N P16001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/[email protected], подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
— ликвидационный баланс;
— документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N P16001 необходимо учитывать положения раздела X Требований.
Кроме того, рекомендуем дополнительно представить протокол (решение) об утверждении ликвидационного баланса и копию публикации в Вестнике государственной регистрации.
В силу п. 22 Административного регламента срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.
Ликвидация фонда считается завершенной, а сам фонд — прекратившим свою деятельность, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите: Примерная форма заявления заинтересованного лица о ликвидации фонда в суд общей юрисдикции (подготовлено экспертами компании «Гарант»).
*(2) В связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган должна быть представлена только форма N Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица» с соответствующей отметкой (п. 14.2.05.70 Правовых позиций). Предоставлять сам промежуточный ликвидационный баланс законодательство не требует. Однако нельзя исключать, что представители Минюста РФ будут придерживаться иной позиции. Официальных разъяснений данного ведомства по указанному вопросу нам обнаружить не удалось. Во избежание претензий со стороны Территориального управления целесообразно приложить к уведомлению промежуточный ликвидационный баланс и копию протокола, содержащего решение о его утверждении.

Этапы ликвидации некоммерческой организации

Обновление: 9 августа 2017 г.

Такая разновидность юридического лица, как некоммерческая организация (НКО), отличается особенностями создания, функционирования и ликвидации. Рассмотрим этапы закрытия НКО и процедуру в общем.

Что говорит об НКО закон

ГК РФ определяет НКО как юрлицо, не имеющее главной целью своей деятельности получение прибыли и не распределяющее её между своими участниками (ст. 50 ГК РФ).

Если устав предусматривает ведение деятельности, приносящей доход, то НКО должна иметь достаточное для этого имущество, причем его рыночная стоимость должна быть не меньше 10 тыс. руб.

ГК РФ предусматривает создание НКО в строго определенных организационно-правовых формах (п. 3 ст. 50 ГК РФ), которые и обусловливают особенности их деятельности в каждом случае.

Функционирование НКО регулируется соответствующим законодательством (Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и др.).

Ликвидация НКО

Ликвидация НКО подчиняется общим правилам ликвидации юрлиц, предусмотренным ГК РФ, но имеется и своя специфика.

Основаниями закрытия НКО могут быть:

  • добровольное решение об этом уполномоченного органа юрлица (если отсутствуют долговые имущественные обязательства);
  • для недействующих НКО и фондов – соответствующее решение суда;
  • банкротство.

Как закрыть некоммерческую организацию: пошаговая инструкция

В добровольной ликвидации НКО, как и других юрлиц, различаются этапы:

  • учредители/участники принимают решение о добровольной ликвидации;
  • ими формируется ликвидационная комиссия;
  • уведомляется о ликвидации регистрирующий орган (в 3-днев ный срок согласно ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации…») путем направления уведомления по утвержденной форме;
  • извещаются о предстоящей ликвидации кредиторы;
  • в журнале «Вестник государственной регистрации» публикуется соответствующее объявление;
  • составляется промежуточный ликвидационный баланс (он включает сведения о составе имущества НКО, предъявленных кредиторами требованиях и результатах их рассмотрения) и предоставляется в регистрирующий орган;
  • происходит расчет с кредиторами;
  • расторгаются трудовые договоры с работниками и производится окончательный расчет с ними;
  • составляется ликвидационный баланс и вместе с необходимым пакетом документов предоставляется в регистрирующий орган;
  • после внесения соответствующей записи в Единый госреестр юрлиц получаются документы о ликвидации НКО.

Регистрирующим органом для НКО выступает Росреестр.

Ликвидация НКО, созданных в виде фондов, осуществляется исключительно по решению суда об этом, вынесенному по заявлению заинтересованного лица или прокурора.

Порядок ликвидации некоммерческой организации

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО содержится прямо в ст. 19 Закона N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (кроме религиозных организаций и госкорпораций).

Формы, по которым подаются уведомления НКО (не связанные с внесением изменений в их учредительные документы), — общие для всех юрлиц, утв. Приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] .

Перечень документов, которые ликвидационная комиссия подает в Росреестр при ликвидации НКО, и требования к ним можно посмотреть на сайте https://rosreestr.ru/site/ur/.

В общих чертах вопрос, как закрыть некоммерческую организацию в 2017 году, рассмотрен. Но необходимо помнить, что каждая организационно-правовая форма ликвидируемой НКО может потребовать специфических решений вопросов своего закрытия.

Ликвидация НКО

Ликвидация НКО подразумевает под собой абсолютное прекращение существования этой организации без возможности перехода прав на нее другому субъекту. После данной процедуры некоммерческая организация прекращает свое существование в качестве юридического лица.

НКО отличается деятельностью от других коммерческих юридических лиц, поэтому ликвидация имеет ряд особенностей и отличий.

Деятельность некоммерческой организации

Для НКО характерна предпринимательская деятельность, а именно:

  • сфера услуг, выпуск товаров;
  • покупка и продажа активов компаний;
  • реализация прав, связанных с имуществом;
  • вклады в хозяйственные общества и товарищества;

Касаемо прибыли, некоммерческое предприятие не распределяется между членами организации, так как идет на выполнение целей, поставленных при создании НКО. Заработанные средства участники имеют право отправить в благотворительные фонды.

Для общественных объединений существует ограничение на ведение предпринимательской деятельности — территориальное. Это значит, что организация должна вести свою деятельность исключительно в одном субъекте РФ.

Разнообразие видов деятельности НКО можно разделить на:

  • деятельность, которую осуществляет сама организация;
  • деятельность, которую осуществляют созданием и участием в коммерческих организациях.

Рассматривая второй случай, могут возникнуть вопросы о том, будет ли законно НКО участвовать в коммерческой организации или покупать ее акции. Да, законно, если вся прибыль будет направлена на цели, ради которых создана некоммерческая организация.

Для некоторых видов НКО законодательство устанавливает ограничения на предпринимательство. По закону организациям запрещено составлять и подписывать договор совместной работы (договор простых товариществ) ради предпринимательской деятельности.

В ситуации, когда прибыли от предпринимательской деятельности хватает только на поддержание существования организации, а документы подтверждают, что это противоречит уставу, НКО может подвергнуться проверке Минюста РФ. Министерство или другие органы в праве потребовать в судебном порядке ликвидировать данную организацию, так как достижение целей, прописанных в уставе, не происходит.

Из этого можно сделать вывод о том, что даже если прибыль НКО небольшая, необходимо продолжать деятельность, ради которой и создавалась организация. Программы, акции, мероприятия в таком случае будут проходить за счет участников или спонсоров.

Решение о ликвидации НКО

Для того, чтобы вынести решение о ликвидации фонда, необходимо подать заявление самим участникам организации в суд. Для других НКО также могут быть ликвидированы через суд. Нарушив законодательство или устав организации, НКО получит предупреждение, вынесенное Министерством Юстиции или постановление, призывающее устранить проблемы, от прокурора.

Более, чем два предупреждения или предоставления, — возможность ликвидации некоммерческой организации через суд.

Пошаговая инструкция

Ликвидация НКО проходит в следующей последовательности:

  • Создание общего собрания о принятии решения по поводу ликвидации;
  • Поиск ликвидатора и его назначение. В качестве ликвидатора назначают лицо или группу лиц (ликвидационную комиссию). После этого собрание должно быть запротоколированно и закреплено подписями участников.
  • В течение трех дней необходимо обратиться в регистрирующий орган и подать заявление с бланком PH0005, протоколом собрания, уведомлением о назначении лица-ликвидатора или комиссии (бланк PH0006) и ксерокопии следующих документов: свидетельство об учете из налоговой, ИНН, выписка из ЕГР, документов, удостоверяющих личность участников, приказ о назначении бухгалтера, устав НКО. Такой набор документов необходимо отправить и в Министерство Юстиции, Фонд соц.страхования и в пенсионный фонд. Далее проверенные документы отправляются в налоговую и начинается ликвидация НКО.
  • Создание сообщения для “Вестника гос.регистрации” о прекращении НКО для всех заинтересованных в ее деятельности. Необходимо указать контактные данные, адреса, задолженности и, самое главное, название некоммерческой организации. Это необходимо для того, чтобы заинтересованные кредиторы имели возможность связаться с организацией и выяснить претензии и проблемы. Ликвидатор или комиссия должны хранить документы о публикации данной информации в СМИ, а именно номер издания и само сообщение.
  • Следующий шаг — составление ПЛБ (промежуточного ликвидационного баланса). Он необходим для того, чтобы свести все данные об активах и пассивах. Баланс утверждается органом, принявшим решение о ликвидации. Составление ПЛБ облегчит проверку налоговой и систематизирует все данные. Уведомление о составлении баланса составляется по бланку PH0007 и отправляется в ИФНС.
  • После нужно рассчитаться с кредиторами, если есть задолженности. Деньги выплачиваются сначала сотрудникам, потом фондам и банкам, физическим и юридическим лицам. При недостатке капитала ликвидатор имеет право продать имущество НКО для погашения задолженностей. Оставшееся имущество делят сотрудники организации, либо оно переходит к государству.
  • Составление ликвидационного баланса. Если долги отсутствуют, то он будет идентичен промежуточному.
  • Далее происходит оплата госпошлины — 800 рублей для юридических лиц. Отсутствие этой платы свидетельствует о банкротстве.
  • Предпоследний шаг — НКО исключается из ЕГРЮЛ. Это самый значимый момент в ликвидации. В регистрационный орган необходимо подать бланк PH0008 в оригинале, протокол о составлении ликвидационного баланса, документ об оплате госпошлины, заключение суда, регистрационное свидетельство, документ об уничтожении всех печатей организации. Весь пакет документов подает ликвидатор.
  • Сама ликвидация НКО в порядке суда.

Ликвидация НКО через суд

Как говорилось ранее, решение о том, стоит или нет ликвидировать некоммерческую организацию принимать могут участники, регистрирующий орган, суд. Последние два случая связаны с принудительной ликвидацией. Если суд вынес решение о прекращении любых действий, то это обязательно к выполнению.

Этапы и порядок ликвидации регулирует гражданское законодательство, а решение о дальнейшей деятельности принимают исключительно учредители.

В случае, когда были установлены нарушения закона, либо юридическое лицо не в состоянии погасить задолженность, судьбу НКО решает государство, а именно суд.

Необходимо направить иск, дабы уведомить суд, когда необходимо его решение. Это не хозяйственный спор, поэтому исходить иск должен от специально уполномоченного лица. При нарушении права этим лицом становятся госорганы власти и муниципалитет. Если нарушены права кредиторов — следует инициация ликвидации через банкротство. И в том, и в другом случае юридическое лицо является ответчиком и должно предоставить факты, доказательства в качестве опровержения позиции истца. После рассмотрения всех материалов дела суд выносит решение.

При выяснении нарушений со стороны НКО по отношению к кредитору, суд может принять одно из двух решений:

  • принудительно ликвидировать организацию;
  • применить первую процедуру банкротства;

Ликвидирование некоммерческой организации судом регулируется нормами материального и процессуального законодательства. Для того, чтобы узнать основания принудительной ликвидации, нужно обратиться к Гражданскому кодексу.

Арбитражный процессуальный кодекс содержит вопросы, относящиеся к содержанию и подаче иска, выявления подсудности и рассмотрения дела о ликвидации. Также там описаны нормы, на основании которых оспариваются вынесенные решения. Арбитражный суд рассматривает также споры юридических лиц.

Ликвидация минюстом

НКО, при ликвидации, обязана подать пакет документов в Министерство Юстиции. После проследует, в отличии от налоговой службы, глубокая проверка законности причин для прекращения деятельности.

Как говорилось ранее, при ликвидации некоммерческой организации необходимо заплатить госпошлину в размере 800 рублей. Это будет единственной платой в том случае, если ликвидацию осуществляет сама НКО. При привлечении высококвалифицированных юристов, цена возрастает до ста тысяч рублей в крупных городах и до восьмидесяти в регионах.

Ответственность

Учредитель юридического лица не несет ответственность за обязательства самого юридического лица и наоборот — общее правило. Но есть определенные исключения. Например, дополнительная ответственность собственников НКО.

Сотрудники организации несут ряд ответственностей: административную, налоговую, гражданско-правовую и уголовную. Главный руководитель обязан совершать честные и разумные действия только в интересах юридического лица, которое он предоставляет. (п.3 ст.53 ГК РФ) Вследствие этого, руководящее лицо несет полную ответственность за издержки, убытки, ущерб, причиненные организации (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 г. №10АП-18605/2014).

Оспаривание неправомерной ликвидации НКО

Только законодательство устанавливает порядок обжалования решения о ликвидации НКО. Лица, заинтересованные в деятельности организации, имеют право обжаловать решение в суде. Если была выявлена неправомерность решения, государство обязуется выплатить организации все издержки и понесенные убытки. Во время решения руководствоваться следует не только законом, но и морально-этическими факторами.

Последствия ликвидации некоммерческой организации

Главное последствие — прекращение любой деятельности некоммерческой организации. Если процедура происходила добровольно, то это напрямую соответствует желаниям участников о закрытии организации.

Еще одно последствие — потеря имущества. Как говорилось ранее, это произойдет только в том случае, если капитала НКО недостаточно для погашения задолженностей и кредитов. В том случае, если ликвидация произошла на основании прокурорского постановления, НКО потеряет средства и цели создания не будут достигнуты.

Итогом для всех форм ликвидации станет исключение организации из государственного реестра юридических лиц.

Ликвидация некоммерческой организации (НКО)

Вы не прошли валидацию

Бесплатная консультация Это самый простой и быстрый способ узнать все интересующие Вас вопросы.

Ликвидация некоммерческой организации означает полное прекращение всех ее прав и обязанностей без передачи их кому-либо. Добровольная ликвидация НКО – это самый надежный и законный способ ее ликвидации и осуществляется он, если у некоммерческой организации отсутствуют долги.

Решение по такому важному вопросу как ликвидация НКО принимается учредителями (членами) некоммерческой организации либо органом, обладающим полномочием по решению такого вопроса.

Причинами принятия такого решения могут быть:

истечение срока, на который создавалась НКО;

достижение целей некоммерческой организации в полном объеме.

Также есть в законодательстве о ликвидации НКО основания для ликвидации некоммерческой организации по решению суда. При необходимости специалисты Международной Юридической Компании проконсультируют Вас безвозмездно обо все основаниях такой ликвидации.

Фонды любой разновидности ликвидируются исключительно по решению суда. Следовательно, процедура ликвидации фонда увеличивается по сравнению с процедурой ликвидации любой другой НКО на этап принятия решения судом о ликвидации.

Учредителям (членам) некоммерческой организации, в том числе и органу, принимающему решение о ее ликвидации важно понимать, что такое решение является поводом для расчета со всеми кредиторами.

Порядок ликвидации некоммерческой организации

Ликвидация любой НКО, кроме фонда как уже было сказано выше, процедурой абсолютно идентична с ликвидацией коммерческих организаций. Однако небольшое, но значительное различие все же существует. Такое различие заключается в сроках ликвидации. Так срок ликвидации некоммерческой организации гораздо больше срока ликвидации коммерческих организаций.

Итак, любая ликвидация начинается с принятия об этом решения. Обычно в момент принятия решения о ликвидации НКО также принимается решение о назначении ликвидационной комиссии. Однако если такая комиссия назначена не была – не беда. Она может быть назначена и позже. Но перейти к следующему этапу ликвидации возможно только после назначения ликвидационной комиссии. Ведь уведомление о начавшейся ликвидации НКО именно ликвидационная комиссия публикует в СМИ, таким образом, происходит информирование кредиторов о предстоящем прекращении деятельности НКО. Получается, кредиторам любой некоммерческой организации следует еженедельно обращаться к журналу «Вестник государственной регистрации» дабы не пропустить возможную ликвидацию своего должника. Кредиторы имеют право заявить свои требования должнику о погашении задолженности в течение 2-х месяцев с момента публикации такого сообщения. Далее по истечении этого срока ликвидационной комиссией составляется промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ), в котором отражаются все требования, предъявленные кредиторами. ПЛБ обязательно проходит процедуру госрегистрации регорганом. После чего для кредиторов наступает самый важный этап в ликвидации их должника – погашение задолженности перед ними. Когда вся задолженность перед кредиторами ликвидирована, ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс (ЛБ), регистрация которого в регоргане и приводит к прекращению всех прав и обязанностей некоммерческой организации. То есть результатом данного действия является непосредственно то, что организация значится для всех третьих лиц ликвидированной.

Документы, необходимые для ликвидации НКО

Если Вы решили обратиться в Международную Юридическую Компанию за предоставлением услуги по сопровождению добровольной ликвидации Вашей некоммерческой организации, Вы должны предоставить нам некоторые документы и информацию:

Копии свидетельств о госрегистрации и о постановке на учет в ИФНС некоммерческой организации;

Копия свидетельства о госрегистрации НКО с присвоением учетного номера Управлением Минюста России;

Копия выписки из госреестра (ЕГРЮЛ) по НКО с обязательным наличием информации о всех происходивших в НКО изменениях и дополнениях;

Оригинал Устава НКО (его необходимо сдать в Минюст на последнем этапе ликвидации НКО);

Состав ликвидационной комиссии, копии паспортов всех членов ликвидационной комиссии с копиями их личных ИНН и контактными номерами телефонов (для удобства и исключения нежелательных отказов со стороны управления Минюста в регистрации данной процедуры, советуем избирать в ликвидационную комиссию минимум 3-х граждан);

Копию бухгалтерской документации за последние 3 года деятельности НКО.

В случае возникновения необходимости у наших сотрудников по ликвидации НКО дополнительной документации или информации, юристы запросят ее, связавшись с Вами по телефону и электронной почте.

Стоимость и сроки ликвидации

Как уже было сказано выше срок ликвидации НКО значительно отличается от срока ликвидации коммерческой организации в большую сторону. Однако наша компания гарантирует соблюдение всех сроков, оговоренных в договоре об оказании юр. услуг по ликвидации НКО, заключаемом с Вами.

Стоимость услуги по юридическому сопровождению ликвидации НКО составляет 50 000 рублей, если Вам необходимо бухгалтерское сопровождение – стоимость обсуждается в процессе переговоров на встрече.

Нюансы пошаговой инструкции ликвидации некоммерческого партнерства

Закрыть некоммерческое партнерство можно только путем его ликвидации. Но для этого необходимо пройти ряд процедур, которые должны выполняться в определенной последовательности. Пошаговая инструкция ликвидации некоммерческого партнёрства в 2018 году позволит вам выполнить все правильно.

Как происходит процедура

Процесс ликвидации данной формы организации предусматривает такие действия:

  • Проводится общее собрание членов партнерства, на котором назначается ликвидационная комиссия или отдельный ликвидатор. Этот шаг является первым в запуске процедуры ликвидации.
  • Комиссия размещает сведения о том, что начинается запуск процедуры ликвидации. Для этого делается публикация в органе печати.

Объявление должно включать следующую информацию:

  • полное название ликвидируемого партнерства;
  • сроки, в которые возможно предъявить требования о погашении долгов;
  • полный адрес и контакты компании;
  • другие важные данные, которые предусмотрены в законодательных актах.

Согласно действующей инструкции, после публикации нужно получить соответствующее подтверждение. В его качестве может выступать наименование и номер издания или копия бланка объявления, в котором есть отметка о принятии объявления.

Для правильной ликвидации важно действовать определенным образом. Когда проходит срок предоставления требований о погашении кредитов, ликвидационная комиссия подготавливает промежуточный баланс.

В документе находятся следующие важные сведения:

  • данные по всему имуществу партнерства;
  • требования, выдвигаемые кредиторами;
  • результаты рассмотрения их требований.

В налоговый орган необходимо подать промежуточный ликвидационный баланс. Когда требования кредиторов будут в полной мере удовлетворены, создается ликвидационный баланс. Он становится действительным только в том случае, если на нем присутствует отметка налогового органа.

Суть пошаговой инструкции ликвидации некоммерческого партнерства

Пошаговая инструкция ликвидации некоммерческого партнёрства включает ряд необходимых действий:

Бывают ситуации, когда решение о ликвидации отменяется. Это возможно, если осуществляется принудительная ликвидация, а компания это оспаривает. Для этого важно грамотно составить иск в суд. Чтобы получить положительное решение суда, необходимо оспорить причину возникновения ликвидации.

Это возможно при следующих ситуациях:

  • Принятый акт нарушает права некоммерческого партнерства.
  • Инициатором выступает налоговый орган и называет причиной принудительной ликвидации отсутствие коммерческой деятельности. Важно доказать обратное, что можно сделать при помощи свидетельских показаний и соответствующих документов.
  • Если есть неоспоримое подтверждение неправомерности или ложности обвинений, выдвинутых против некоммерческого партнерства.

Обратите внимание! Процесс ликвидации могут остановить участники партнерства. Но для этого они должны подать заявление в форме Р14001.

У таких организаций обычно простая бухгалтерия, которая не может вызывать сомнение у налоговой службы. Если организация не осуществляла предпринимательскую деятельность, процесс ликвидации осуществляется быстрее. Обычно в данной ситуации налоговая не проводит проверку. А промежуточный баланс утверждают без проведения выездных проверок.

Дальнейшие действия

Нужно выполнить определенные действия, которым многие не придают решающего значения.

Но они являются обязательными:

  • Публикация в СМИ. Важно, чтобы заинтересованные лица получили наиболее полные сведения о прекращения деятельности партнерства. Сообщение должно подаваться в Вестник. Важно указать наименование организации и его контактные данные, период предъявления требований (60 суток), информацию о способах связи с представителями организации. В ликвидационной комиссии должны сохраняться все доказательства, подтверждающие публикацию. Их необходимо сохранять до завершения процедуры.
  • Формируют промежуточный баланс.
  • Осуществляются расчеты с кредиторами, если есть долговые обязательства.
  • Оплачивается государственная пошлина. Но она не вносится, если речь ведется о банкротстве.

И только на завершающем этапе организацию исключают из реестра.

Уведомления и публикации

В обязательном порядке осуществляется публикация о ликвидации. На данной момент единственным изданием, где можно опубликовать данные сведения является издание «Вестник государственной регистрации».

Важно иметь подтверждение о том, что объявление было размещено. В качестве такого доказательства можно сохранить номер журнала с объявлением или копию бланка с отметкой о принятии объявления.

После составления промежуточного баланса важно подать соответствующее уведомление в налоговый орган. Оно нужно, чтобы инспектор провел проверку и убедился в отсутствии долгов перед бюджетом.

После утверждения промежуточного баланса члены некоммерческого партнерства подают определенные документы в Управление ФРС:

  • уведомлении о составлении промежуточного ликвидационного баланса;
  • бланк публикации в Вестнике;
  • промежуточный баланс, в котором есть отметка налогового органа;
  • промежуточный баланс, утвержденный участниками партнерства;
  • протокол, который утвердил промежуточный баланс.

Решение о ликвидации общественной организации профсоюза выносится общим решением собрания участников.

Процедура ликвидации субъектов предпринимательской деятельности детально рассмотрена здесь.

Причины и способы

Причины ликвидации должны указываться в уставе.

Могут указываться следующие причины:

  • была достигнута цель, ради которой партнерство создавалось;
  • истек срок, на который партнерство создавалось;
  • решение о ликвидации было принято органом, который по своему составу отличается от участников партнерства.
  • некоммерческое партнерство неоднократно и грубо нарушало законодательные нормы;
  • нарушения не могут быть устранены;
  • есть подозрения в экстремизме;
  • сфера деятельности не отвечает целям, фактически заявленным в уставе.
  • финансирование партнерства недостаточное для того, чтобы продолжать деятельность;
  • поставленные цели невозможно реализовать в текущей ситуации;
  • поле деятельности партнерства изменено.

Помимо этого, основанием для прекращения деятельности некоммерческого партнерства может являться банкротство. Инициатива может исходить не только от учредителей, но и от государственных структур.

В последнем случае инициатором может выступать пенсионный фонд или налоговый орган. В качестве критерия признания организации банкротом становится неспособность рассчитаться с кредиторами в течение 3 месяцев.

Дополнительные условия

Важные бумаги

Если осуществляется закрытие некоммерческого партнерства, необходимо подать следующий пакет документов в Управление ФРС:

  • уведомление о принятии решения по закрытию партнерства (PH0005 — Образец заполнения РН0005);
  • Уведомление о назначении ликвидационной комиссии (форма РН0006);
  • протокол собрания, на котором принято решение о создании ликвидационной комиссии (Протокол общего собрания);
  • копию паспорта руководителя комиссии;
  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • копию свидетельства о постановке на учет ликвидатора в налоговом органе;
  • копию свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе;
  • копию свидетельства о присвоении государственного регистрационного номера.

Необходимо предоставить копии следующих документов:

  • свидетельства о регистрации юридического лица (ОГРН);
  • протокола учредителей о назначении руководителя организации;
  • учредительного договора, если он есть;
  • устава некоммерческого партнерства;
  • приказа о назначении главного бухгалтера;
  • паспортов всех учредителей организации;
  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • свидетельства о государственной регистрации изменений, которые когда-либо вносились в учредительные документы.

Расчёты и комиссии

Прежде чем прекратить свою деятельность, организация должна рассчитаться со своим персоналом и контрагентами. Это необходимо сделать после того, как в Управление ФРС по соответствующему субъекту будет подан промежуточный баланс.

Когда все расчеты будут полностью произведены, нужно составить ликвидационный баланс. Все статьи в нем должны быть нулевыми.

Обычно на ликвидацию уходит от 4 месяцев до 1 года.

Стоимость будет следующей:

Еще по теме:

  • Образец заполнения анкета на загранпаспорт для несовершеннолетнего Оформление загранпаспорта оформление загранпаспорта Полезная информация Скачать документы ДЛЯ ВЗРОСЛОГО ГРАЖДАНИНА ДЛЯ РЕБЕНКА ДО 18 ЛЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНО Наши услуги Как правильно заполнить анкету на загранпаспорт старого образца для ребенка? Инструкция по заполнению анкеты-заявления на […]
  • Режим работы нотариусы ростов-на-дону все Нотариусы Ростов-на-Дону Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Абрамова Вера Витальевна Телефон: +7 (863) 290-51-41 Адрес: 344090, г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки 210 […]
  • Трудный вопрос для юриста Вопросы для юристов Уважаемые коллеги! Подскажите, пожалуйста, какие-нибудь интересные или каверзные вопросы для соискателей на позицию юриста. Вопрос 1. По обеспечению иска допускается: а) наложение ареста на имущество или денежные средства; б) запрещение ответчику совершать […]
  • Играем в шахматы правила Правила игры в шахматы для начинающих В этой статье ВЫ уважаемый посетитель, узнаете в простой и лаконичной форме правила игры в шахматы: вы узнаете, что такое шахматная доска, как правильно расставлять фигуры на шахматной доске, что такое рокировка и зачем её придумали, как записывать […]
  • Закон о рекламе часть 6 ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О РЕКЛАМЕ» СОДЕРЖАНИЕ Статья 1. Цели настоящего Федерального закона Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Статья 4. […]
  • Наказание не соответствует тяжести преступления НТМ - Новини Твого Мiста Никопольской городской прокуратурой поддержано государственное обвинение в отношении 20-летнего и 18-летнего граждан Украины по факту разбойного нападения на двух жителей города Никополя (ч. 2 ст. 187 УК Украины). В августе 2016 года […]
  • Областной закон 19-зс Областной закон Ростовской области от 22 июля 2003 г. N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" (с изменениями и дополнениями) Областной закон Ростовской областиот 22 июля 2003 г. N 19-ЗС"О регулировании земельных отношений в Ростовской области" С изменениями и […]
  • Закон рф о центральном банке рф банке россии Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" С изменениями и дополнениями от: 10 января, 23 […]