Представление прокурора это акт

Прокурорский надзор

1.4. АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Предоставляя прокурору достаточно широкие полномочия для устранения нарушений законности, закон устанавливает формы прокурорского реагирования и регламентирует их применение.

Хотя прокурор и не обладает властными полномочиями отменить незаконные правовые акты и прекратить незаконные действия должностных лиц, его документы обладают юридической силой и обязательны к рассмотрению. Именно поэтому форма, содержание, порядок рассмотрения актов прокурорского надзора специально оговорены в законе.

Формы прокурорского реагирования определены Законом “О прокуратуре РФ”: протест (ст. 23), представление (ст. 24) постановление (ст. 25), предостережение о недопустимости нарушения закона и заявление прокурора в суд (п. 3 ст. 35).

Правовое положение и содержание названных актов в процессе надзорной деятельности характеризуется следующим:

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

В протесте содержатся следующие данные: наименование опротестованного правового акта, кем и когда издан данный акт, правовое обоснование незаконности акта, нормы нарушенного закона, предложение прокурора, а также должность и классный чин прокурора.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Куда направлять представление, прокурор решает в зависимости от имеющихся материалов и характера нарушений.

При подготовке представления могут быть использованы как материалы надзорных проверок, так и данные, полученные при прокурорской деятельности по другим отраслям надзора. Как правило, представление вносится когда прокурор устанавливает неоднократность нарушения законов, незаконных действий (бездействия) со стороны должностных лиц. В представлении прокурор вправе ставить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной, административной ответственности.

В представлении должны быть указаны какие законы нарушены, кем, причины этих нарушений, почему эти нарушения не были выявлены вышестоящими органами.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Прокурор также выносит постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

В Указании Генерального прокурора РФ от 06.07.99г. № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» предписано:

Предостережение применять только при осуществлении надзора за исполнением законов и законность правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

При наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют. Однако в конкретной ситуации (на основе её правовой оценки) предостережение должностному лицу может быть объявлено одновременно наряду с другими средствами прокурорского реагирования.

Предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам.

Предостережение следует объявлять должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений. Оно может объявляться также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Вместе с тем, при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности предостережение о недопустимости нарушения закона может направляться руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.

Предостережение должностному лицу объявляется под расписку непосредственно в прокуратуре. В целях обеспечения гласности и повышения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта прокурорского реагирования.

Должностным лицам разъясняется, что согласно требованиям Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предостережение о недопустимости нарушения закона может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд.

Заявление, исковое заявление в суд

Они могут быть направлены в случае, если орган, в который был направлен протест прокурора, счел его необоснованным и отклонил протест, а прокурор настаивает на своем решении. В таком случае прокурор направляет в суд свое заявление. К нему прилагаются все материалы, на основании которых был принесен протест, ответ, полученный прокурором, приводится фактическая и правовая аргументация позиции прокурора и ставится вопрос о рассмотрении данного вопроса и отмене незаконного, по мнению прокурора, правового акта. При рассмотрении судом этого заявления обязательно участие прокурора и представителя того органа или должностного лица, акты которого рассматриваются.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Предъявив иск, прокурор затем поддерживает его в суде в интересах пострадавшего (пострадавших).

Представление прокурора это акт

Акты реагирования прокурора

Акты реагирования прокурора

1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устране ния нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

2. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

З. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.

1. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

2. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона:

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Правоохранительные органы
Казанцев В.В.
2007

Представление прокурора об устранении нарушений

Здравствуйте друзья! Есть такая форма прокурорского реагирования на нарушение закона, как представление прокурора об устранении нарушений закона.

Порядок вынесения представления урегулирован законом о прокуратуре. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению.

Установлен срок, в течение которого должны быть приняты какие-то конкретные меры по устранению нарушений законодательства. О результатах принятых мер лицо, исполняющее представление, должно сообщить прокурору.

Идея вынесения представления прокурора заключается в том, чтобы в ускоренном порядке отреагировать на нарушение закона, восстановить режим законности.

Звучит хорошо, а как на самом деле всё происходит. Я скажу честно, что с такой формой прокурорского реагирования как представление прокурора я сталкивался не часто. Поэтому у меня могло сложиться превратное мнение относительно эффективности и нужности такой формы реагирования на нарушение закона.

Пример представления прокурора

Рассказываю случай из недавней практики: ООО «Краснодар Водоканал» выдал технические условия на подключение третьего лица к коммуникационным сетям, которые находятся в общей долевой собственности нескольких частных лиц, и водоканалу не принадлежат.

Частные лица обратились в прокуратуру за защитой своих прав. Прокуратура вынесла представление водоканалу об устранении нарушений закона. Прокурор указал мотивировано, что водоканал нарушил закон и подзаконный акт, что при выдаче технических условий на подключение третьих лиц необходимо получать согласие собственников коммуникационных систем. Все логично и понятно.

Водоканал ознакомился с представлением, подумал, выждал месяц и ответил мотивировано, что считает, что прокурор не прав и что водоканал действовал в рамках закона.

Конечно речь идет не о водоканале или коммуникационных сетях. Дело в вопросе, который я хочу задать: и это всё?! Вот так просто водоканал ответил мотивировано на представление прокурора, не согласился с представлением прокурора и точка?

Так что это за инструмент такой прокурорского реагирования, который можно не исполнять?

Давайте разберёмся обстоятельно.

Что такое представление прокурора об устранении нарушений?

В самой статье закона о прокуратуре, в которой речь идет о представлении прокурора (ст. 24) сказано, что представление должно быть рассмотрено, но не сказано, что оно должно быть исполнено.

Таким образом, можно подумать, что представление прокурора – это ни к чему не обязывающая настоятельная рекомендация органа прокуратуры исполнять законы. Эту рекомендацию не надо исполнять, её надо просто рассмотреть. Другими словами представление прокурора – это грамотная юридическая консультация. Но это мнение не полное. Ведь акт прокурорского реагирования должен побуждать к действию и иметь санкцию за неисполнение.

И санкция есть! В Кодексе об административных правонарушениях (ст. 17.7) предусмотрена ответственность за невыполнение законных требований надзорного органа. Диспозиция статьи гласит, что преднамеренное невыполнение требований надзорного органа, которые исходят из предусмотренных законом полномочий, влечет административную ответственность.

Закон о прокуратуре содержит статью (ст. 22), которая так и называется – «Полномочия прокурора». Там указанно, что к законным полномочиям надзорного органа относиться вынесение представления.

Таким образом, если нарушитель не исполнит представление прокурора, его необходимо привлечь к административной ответственности, поскольку вынесение представления — это один из способов реализации полномочий прокурора. Санкция статьи предусматривает штраф до 100 000 руб. либо административное приостановление деятельности.

Так как же быть нарушителю? Что делать если прокурор на самом деле ошибается и представление прокурора незаконно? В этом случае необходимо обращаться в судебные органы в порядке, предусмотренном законодательством о судебном делопроизводстве. Если кто еще не в курсе, то у нас с середины 2015 года введен в действие новый кодекс – Кодекс административного судопроизводства.

Надеюсь, что мы с вами уяснили, что есть представление прокурора, как его рассматривать, исполнять, как с ним бороться, в том случае, если оно вынесено не законно. Сразу оговорюсь, что в вопрос я сильно не погружался и освятил только те обстоятельства, которые мне показались лежащими на поверхности.

Представление прокурора это акт

вряд ли. вот пример:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 5 апреля 2000 г. Дело N Д-2/АБ

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Маргеловой Л.М.
судей Полипонцева В.И.
Панченко С.Ю.
при участии в заседании:
от истца Савенков М.В. — (дов. пост.),
от ответчика Новиков А.И. — (удостоверение N
46789),
рассмотрев кассационную жалобу ООО «Вита Плюс» на определение Арбитражного суда Смоленской области от 15.12.99 (судья Битная Н.Д.) и постановление апелляционной инстанции этого же суда от 10.02.2000 (судьи Борзыкин В.С., Кулешова Т.В., Мартыненков Л.С.) по делу N Д-2/АБ,

ООО «Вита Плюс» обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к прокуратуре Ленинского района г.Смоленска о признании недействительным ее представления N 12-99 от 26.10.99.
Определением судьи Арбитражного суда Смоленской области от 15.12.99 в принятии искового заявления отказано на основании п. 1 ст. 107 АПК Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 10.02.2000 определение от 15.12.99 оставлено без изменения.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить принятые судебные акты в связи с тем, что судом неправильно применены нормы процессуального права и направить дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Ленинского района г. Смоленска 26.10.99 в адрес ООО «Вита Плюс» направлено представление N 12-99 «Об устранении нарушений законодательства, регулирующего деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов», принятое в результате осуществления надзорной деятельности в соответствии с полномочиями, указанными в ст. 22 Федерального Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации».
ООО «Вита Плюс» предъявило иск о признании недействительным представления прокуратуры Ленинского района г. Смоленска , полагая, что данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде согласно абзаца 9 п. 2 ст. 22 АПК РФ, так как ненормативный акт прокуратуры, как госоргана, не соответствует Федеральному Закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98 N 158 — ФЗ и нарушает его права и законные интересы, предусмотренные Федеральным Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 N 948-1.
Судьей Арбитражного суда Смоленской области отказано в принятии искового заявления на основании того, что заявленный иск не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как представление прокурора не относится к ненормативным актам госорганов споры по которым в соответствии с абзацем 9 п. 2 ст. 22 АПК РФ подведомственны арбитражному суду.
Суд апелляционной инстанции, оставляя обжалуемое определение без изменения, исходил из следующего.
Внесение представления об устранении нарушений закона является одной из форм прокурорского реагирования, предусмотренных п. 3 ст. 22 Федерального Закона РФ «О прокуратуре РФ «, и содержит предложение о принятии мер к устранению допущенных нарушений. Представление не может быть отождествлено с императивным актом госоргана, нарушающим права и законные интересы организаций и граждан, поскольку вопросы, касающиеся прекращения незаконной деятельности юридического лица, а также привлечения его должностных лиц к установленной законом ответственности, разрешаются исключительно в судебном порядке и именно на этой стадии обеспечивается судебный контроль за законностью содержащихся в представлении прокурора предложений.
В этой связи суд апелляционной инстанции посчитал, что процессуальные действия судьи по отказу в принятии искового заявления ООО «Вита Плюс» полностью соответствуют требованиям статей 22 и 107 АПК Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции подтверждает правильность применения Арбитражным судом Смоленской области норм процессуального права и отклоняет доводы заявителя кассационной жалобы по следующим основаниям.
На основании ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры выполняют от имени Российской Федерации свойственные только этим органам функции по надзору за исполнением действующих на ее территории законов. В силу возложенных полномочий органы прокуратуры не входят в структуру органов власти и управления, ненормативные акты которых в соответствии со ст. 22 АПК РФ могут быть оспорены в арбитражном суде. Исходя из ст. 32 АПК РФ прокурор входит в состав лиц, участвующих в деле, при условии, если обращается в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов.
Нормы Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ» не предусматривают возможности обжалования актов прокурорского реагирования в арбитражный суд, наоборот, упомянутый Федеральный Закон содержит положение о недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора (ст. 5).
При таких обстоятельствах, данный спор не подведомственен арбитражному суду.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на п. 2 ст. 46 Конституции РФ судом кассационной инстанции не может быть принята во внимание, так как в этом пункте идет речь об обжаловании в суд решений и действий (или бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, к которым органы прокуратуры не относятся.
Учитывая изложенное, Арбитражный суд Смоленской области правомерно отказал ООО «Вита Плюс» в принятии искового заявления к производству.
В соответствии со ст. 91 АПК РФ госпошлиной не оплачивается кассационная жалоба на определение арбитражного суда об отказе в принятии искового заявления и постановление апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности данного определения, поэтому согласно ст. 93 АПК РФ и п. 4 ст. 6 Закона РФ «О госпошлине» уплаченная ООО «Вита Плюс» платежным поручением N 310 от 25.02.2000 госпошлина по кассационной жалобе на указанные судебные акты в сумме 417 руб. 45 коп подлежит возврату из федерального бюджета.
Исходя из изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177, ст. 91, ст. 93 АПК РФ, суд

Определение судьи Арбитражного суда Смоленской области от 15.12.99 и постановление апелляционной инстанции этого же суда от 10.02.2000 по делу N Д-2/АБ оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.
ООО «Вита Плюс» возвратить из федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 417 руб. 45 коп., уплаченную платежным поручением N 310 от 25.02.2000.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Судьи
В.И.ПОЛИПОНЦЕВ
С.Ю.ПАНЧЕНКО

Вот еще такую статейку нашел, глянь:

Вопрос: Наша организация, основным видом деятельности которой является производство товаров народного потребления, получила представление прокурора района. В нем содержатся предписания по устранению нарушений, якобы имеющихся в хозяйственной деятельности нашей организации. Мы считаем полученное представление незаконным. Однако в законодательстве, включая Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», ничего не говорится о порядке обжалования таких представлений. Можем ли мы оспорить этот документ? Если да, то в каком порядке?

Ответ: Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций вносит представление об устранении таких нарушений (п. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», далее — Закон N 2202-1).
Такое представление направляется в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом (например, советом директоров) прокурору сообщается о дне заседания (ст. 24 Закона N 2202-1).
Как видим, в Законе N 2202-1 использована весьма категоричная формулировка: организацией «должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона». То есть представление прокурора подлежит обязательному исполнению. О порядке (и даже о самой возможности) его обжалования в Законе N 2202-1 ничего не говорится.
В то же время Конституция РФ гарантирует каждому право на судебную защиту. Из этого следует, что обжалование представления прокурора все-таки возможно.
Однако определение суда, которому подведомственна такая жалоба, представляет собой существенную проблему.
С одной стороны, арбитражные суды, рассматривая заявления организаций о признании требований прокуроров незаконными, как правило, исходят из того, что эта категория споров им не подведомственна. При этом они нередко ссылаются на то, что оспариваемое представление было вынесено в отношении не всей организации, а лишь ее исполнительного органа, например генерального директора. Из этого делается вывод о том, что такое представление не затрагивает права организации в предпринимательской сфере (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.04.2007 N А33-20281/06-Ф02-1854/07; Дальневосточного округа от 23.01.2007, 30.01.2007 N Ф03-А73/06-1/5075 по делу N А73-87/2006-63; Западно-Сибирского округа от 21.04.2003 N Ф04/1774-470/А27-2003 по делу N А27-11242/2002-5).
С другой стороны, имеются примеры (хотя и немногочисленные), когда арбитражные суды принимали заявление организаций к производству и рассматривали по существу (например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.06.2003 N Ф04/2616-677/А46-2003).
Таким образом, не исключено, что организации, которая подаст в арбитражный суд заявление о признании прокурорского представления недействительным, откажут в рассмотрении дела и предложат обратиться в суд общей юрисдикции.
В таком случае оспаривать представление прокурора придется уже лично руководителю организации (или иному лицу, которому адресовано представление) на основании Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (далее — Закон N 4866-1).
Статья 3 этого Закона указывает на то, что в соответствии с ним суды общей юрисдикции рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:
— действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ;
— действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
Прокурорское представление в этот перечень не входит. Следовательно, его можно обжаловать в порядке ст. 4 Закона N 4866-1: непосредственно в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу власти, должностному лицу, государственному служащему (в данном случае — вышестоящему прокурору).
В заключение отметим, что на практике возможна ситуация, когда руководитель организации, получивший представление, которое он считает незаконным, даже не подавая жалобу в суд, получит возможность добиться признания вынесенного прокурором представления не соответствующим законодательству.
Дело в том, что ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом (в том числе за неисполнение направленного в организацию представления), предусмотрена ст. 17.7 КоАП РФ (для должностных лиц — штраф от 2 тыс. до 3 тыс. руб.). Причем наложить штраф по данной статье вправе только судья (ст. 23.1 КоАП РФ).
Таким образом, если руководитель не исполнил представление в установленный срок, прокурор должен обратиться в суд, чтобы привлечь его к ответственности. В таком случае руководитель сможет поднять в суде вопрос о законности полученного им представления.

А.Курочкин
Эксперт «ЭЖ»
Подписано в печать
30.09.2008

Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов

Прокуратура, как уже отмечалось, при осуществлении надзора не обладает административно-властными полномочиями в отношении поднадзорных органов и их должностных лиц. Поэтому в случае выявления фактов нарушения законов или издания незаконных актов прокурор сам не может ни отменить незаконный акт, ни устранить нарушение закона. Не может применить меры воздействия к лицу, допустившему нарушение закона. Но и оставить выявленное правонарушение без внимания прокурор тоже не имеет права.

Прокурор обязан отреагировать на факт нарушения закона путем обращения на это внимания соответствующих органов или должностных лиц, уполномоченных устранить допущенные нарушения. Реагирование на выявленное нарушение закона реализуется прокурором путем вынесения соответствующего документа, именуемого актом прокурорского реагирования (актом прокурорского надзора).

Акт прокурорского реагирования — официальный документ (акт), вынесенный прокурором в адрес соответствующего органа или должностного лица, в котором излагается сущность выявленных нарушений закона и дается предписание об их устранении.

Виды актов прокурорского реагирования установлены Законом о прокуратуре (ст. 23-25.1). К ним относятся: протест прокурора, представление прокурора, постановление прокурора, предостережение о недопустимости нарушения закона.

Выбор вида акта прокурорского реагирования зависит от характера и степени нарушения закона, распространенности таких нарушений, правового статуса органа или должностного лица, которому адресуется акт прокурора.

Протест прокурора — акт прокурорского реагирования на противоречащий закону правовой акт с требованием о приведении его в соответствие с действующим законодательством либо о его отмене. Протест приносят прокурор или его заместитель. Он направляется в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд. Протест подлежит рассмотрению нс позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест (ст. 23 Закона о прокуратуре).

Представление прокурора — акт прокурорского реагирования об устранении выявленных нарушений закона либо об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина, направленный прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Поводом для внесения представлений являются факты неоднократных нарушений законов, незаконных действий или, наоборот, бездействия со стороны должностных лиц, влекущих нарушение общественно значимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, и не позднее месячного срока со дня внесения представления по нему должны быть приняты конкретные меры, направленные на устранение допущенных нарушений закона, их причин и условий. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. О результатах рассмотрения представления должно быть сообщено прокурору в письменной форме (ст. 24 Закона о прокуратуре).

Постановление прокурора — акт прокурорского реагирования на нарушения законов, влекущих административную и уголовную ответственность (ст. 25 Закона о прокуратуре).

Если нарушение закона носит характер административного правонарушения, прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. И затем данное постановление направляет на рассмотрение органа или должностного лица, уполномоченного законом рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях. Таким законом является

КоАП. О результатах рассмотрения постановления должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В тех же случаях, когда нарушение закона имеет характер преступления, прокурор выносит постановление о направлении материала по данному факту в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании лица (лиц), допустившего нарушение уголовного законодательства.

Прокурор и его заместитель освобождают своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию, лиц, незаконно задержанных по подозрению в совершении преступлений, и т.д.

Предостережение в недопустимости нарушения закона — это акт прокурорского реагирования, адресуемый должностным лицам, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам, при получении прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях, о недопустимости нарушения закона. Предостережение выносится прокурором или его заместителем (ст. 25.1. Закона о прокуратуре).

Данный акт имеет явно выраженный превентивный (предупредительный) характер. Он выносится лишь при наличии достоверных сведений о готовящихся противоправных действиях либо при выявлении фактов бездействия, которые могут привести к причинению вреда охраняемым законом интересам личности, общества и государства.

Предостережение применяется к должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, — к руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.

Основная цель применения предостережения состоит в недопущении более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Этот акт не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. Наряду с объявлением предостережения прокуратуры могут использовать внесение протестов и представлений. Предостережение в сочетании с другими правовыми средствами повышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.

В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 171-ФЗ арсенал средств прокурорского надзора был дополнен еще одним актом прокурорского реагирования, который именуется требованием об изменении нормативного правового акта.

Требование об изменении нормативного правового акта — это акт прокурорского реагирования на нормативный правовой акт, содержащий коррупциогенные факторы, с требованием о его изменении. Требование вносится в орган, организацию или должностному лицу, которые издали данный акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Требование подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в 10-дневный срок со дня его поступления. Требование, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или представительный орган государственной власти местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа. О результатах рассмотрения требования незамедлительно сообщается прокурору.

Требование об изменении правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующим органом, организацией или должностным лицом.

Еще по теме:

  • Приказ 77 от 18062001 Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ"О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]
  • Статьи прокурора Статья 22. Полномочия прокурора Статья 22. Полномочия прокурора См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона О конституционно-правовом смысле положений статьи 22 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П Информация […]
  • Нотариусы по районам челябинск Нотариусы Челябинска Нотариусы Челябинск Деятельность нотариусов, в независимости от региона, в котором находится Нотариус, будь то Челябинск или Магадан, регламентируется «Основами законодательства РФ о нотариате». Бывают случаи, когда клиент нотариуса не понимает, почему нотариус не […]
  • Жалоба арендодателю Арендодатель отвечает за температуру в офисе, если это указано в договоре Начнем с ответа на последний вопрос. Температурный режим на рабочих местах, в том числе в офисных помещениях, регулируется Санитарными правилами и номами СанПиН 2.2.4.548—96 «Гигиенические требования к микроклимату […]
  • Госпошлина в ифнс 25 Госпошлины за государственную регистрацию с этой страницы Вы можете перейти на нижеуказанные услуги Счет: 401 018 104 000 000 100 02 Банк получателя: Отделение Ростов-на-Дону г. Ростов-на-Дону КБК: 182 108 07010 01 1000 110 ОКТМО г. Ростов-на-Дону 60701000 ИНН 6163100002, КПП […]
  • Закон о творческой Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I"Основы законодательства Российской Федерации о культуре" С изменениями и дополнениями от: 23 июня 1999 г., 27 декабря […]
  • Приказ 001 от 2009 Приказ МВД РФ от 31 января 2009 г. № 71 “О неприменении правовых актов МВД СССР” В целях упорядочения нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России приказываю: 1. Признать неприменяемыми с 1 февраля 2009 г. в системе МВД России приказы МВД […]
  • Федеральным законом от 28122013 n 396-фз Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" С […]