Признаки уголовно процессуального закона

Вопрос. 6: уголовно-процессуальное право и уголовно -процессуальные закон: понятие, признаки и соотношение. Источники уголовно-процессуального права

Уголовно-процессуальное право России – одна из отраслей российского права, призванная надлежащим образом регулировать общественные отношения, возникающие в сфере уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальное право обладает как общими свойствами права, так и только ему присущими признаками. Наиболее ярко эти признаки проявляют себя в сущности, содержании, системном характере, а также формах (источниках) выражения права.

Сущность отечественного уголовно-процессуального права заключается в том, что оно выступает как государственная, социально обусловленная воля господствующего класса, выраженная в системе общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства.

Содержание уголовно-процессуального права обусловливается закреплением в уголовно-процессуальных нормах целей и задач уголовного процесса, прав и обязанностей его участников, юридических фактов, влекущих возникновение, изменение и прекращение уголовно-процессуальных отношений и т. д. Иначе говоря, правила поведения, закрепленные в уголовно-процессуальных нормах, и образуют содержание уголовно-процессуального права.

Соотношение уголовно-процессуального закона и права. Уголовно-процессуальный закон – это единый (систематизированный) и обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в предусмотренном порядке, выражающий волю народа и призванный регулировать общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства. Как правило, в российском праве такой нормативный акт носит название «кодекс» (Уголовный, Гражданский, Гражданский процессуальный – в зависимости от того, какую сферу общественных отношений он регламентирует). В данном случае Уголовно-процессуальный закон это и есть Уголовно-процес-суальный кодекс Российской Федерации.

Особенность Уголовно-процессуального закона заключается в том, что он применяется:

а) в связи с необходимостью реализации норм и положений только уголовного (материального) закона;

б) когда возникает необходимость процессуальной проверки информации о преступлении, решения вопроса о возбуждении уголовного дела, предварительного расследования преступлений, судебного разбирательства дела и иной уголовно-процессуальной деятельности.

Уголовно-процессуальный закон определяет основное содержание уголовно-процессуального права.

Вместе с тем, следует иметь в виду следующие различия этих двух понятий:

а) уголовно-процессуальное право – это совокупность всех нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере уголовного судопроизводства, в то время как Уголовно-процессуальный закон (УПК РФ) – это отдельный, систематизированный нормативный акт, регулирующий уголовно-процессуальную деятельность;

б) Уголовно-процессуальный закон включает в себя только уголовно-процессуальные нормы, в то время как в содержание уголовно-процессуального права входят не только нормы, но и правосознание участников уголовно-процес-суальной деятельности, правовая идеология, процесс правотворчества и правореализации.

Под источником (формой) права в отечественной правовой доктрине понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Иначе говоря, источник права – это способ закрепления и существования норм права.

Можно выделить следующие основные (относительно самостоятельные) группы источников уголовно-процессуаль-ного права:

1) общепризнанные принципы и нормы международного права;

3) подзаконные нормативные акты.

Отдельной группой выступают решения Европейского суда по правам человека, Пленума Верховного Суда РФ и акты Конституционного Суда РФ, вопрос об относимости которых к источникам уголовно-процессуального права является дискуссионным.

Законы Российской Федерации. В данной группе источников наивысшее положение по праву занимает Конституция РФ, как нормативный акт, обладающий высшей юридической силой на территории Российской Федерации.

Следующим по иерархии источником уголовно-процес-суального права выступают Федеральные конституционные законы, регламентирующие те или иные аспекты уголовного судопроизводства. В соответствии с Конституцией они принимаются только по вопросам, указанным в Основном законе страны.

Федеральные законы. Основным кодифицированным источником уголовно-процессуального права среди федеральных законов является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Как мы уже говорили выше, под понятием «уголовно-процессуальный закон» подразумевается именно Уголовно-процессуальный кодекс. Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации был принят 18 декабря 2001 года, и введен в действие с 1 июля 2002 года.

УПК РФ содержит в себе 6 частей, 19 разделов, 57 глав. Именно УПК РФ определяет назначение уголовного судопроизводства, его принципы, круг субъектов (возможных) уголовно-процессуальных отношений, их права и обязанности на различных этапах уголовного судопроизводства, действия и решения, которые они могут (или должны) осуществлять, процедуры и формы указанных действий и решений, процессуальную форму всех производств.

Структура Кодекса отражает содержание уголовно-про-цессуальной деятельности суда, органов предварительного расследования и прокуратуры по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел в строгой последовательности этапов и стадий, в которых она развивается, обеспечивая реализацию целей и задач уголовного судопроизводства.

Таким образом, в иерархии источников уголовно-про-цессуального права положения Уголовно-процессуального кодекса РФ не должны противоречить федеральным конституционным законам как актам более высокой юридической силы. С другой стороны, Конституционный Суд подтвердил приоритетный статус УПК РФ среди других федеральных законов, уточнив, однако, что приоритет Уголовно-процес-суального кодекса Российской Федерации перед другими обычными федеральными законами не является безусловным, а ограничен рамками специального предмета регулирования, которым, как это следует из его ст. 1–7, является порядок уголовного судопроизводства, то есть порядок производства (досудебного и судебного) по уголовным делам на территории Российской Федерации. Отсюда следует, что УПК РФ является главным среди федеральных законов только по уголовно-процессуальным вопросам.

Законы субъектов РФ в настоящее время источниками уголовно-процессуального права не являются, так как согласно Конституции РФ (п. «о» ст. 71), уголовно-процессуальное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации.

3.1. Понятие принципов уголовного процесса и их классификация

Термин «принцип» происходит от латинского «principium» — «основа», «основополагающее начало».

Научно обоснованное определение понятия принципа в праве возможно лишь на основе философского его понимания.

В философском смысле под принципом понимают теоретическое обобщение наиболее типичного, что выражает закономерность, положенную в основу познания вообще или в основу познания ка- кой-либо отрасли знания.

Из этого суждения следует, что принципом уголовного судопроизводства может быть признано не каждое уголовно-процессуальное положение, а лишь такое из них, которое отвечает определенным требованиям.

В связи с изложенным к принципу уголовного судопроизводства может быть отнесено лишь такое положение, которое:

а) отличается высокой степенью обобщенности, объединяющей содержание частных правил и уголовно-процессуальных процедур;

б) является объективно необходимым для характеристики природы, сущности и содержания уголовного судопроизводства;

в) действует на протяжении всего уголовного процесса или, в крайнем случае, в нескольких основных его стадиях;

г) имеет связь с другими принципами уголовного процесса на основе общности уголовно-процессуальных целей и задач;

д) обладает внутренней согласованностью с другими принципами уголовного процесса;

е) имеет самостоятельное (собственное) содержание20.

Принципы уголовного процесса — обусловленные общественным

развитием исходные правовые положения общего характера, которые в своей совокупности раскрывают природу, сущность, содержание уголовного судопроизводства и лежат в основе организации и функционирования стадий, особых производств и всех уголовно- процессуальных институтов.

Из данного определения следует, что важнейшим признаком принципов уголовного процесса является их нормативный характер — закрепленность в нормах Конституции Российской Федерации, уголовно-процессуального закона, а также в иных законах, регулирующих общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства.

Любые, даже самые передовые идеи специалистов принципами уголовного судопроизводства быть не могут, так как они не регулируют общественные отношения.

Принципы уголовного процесса следует отличать от общих условий производства в отдельных стадиях.

В отличие от принципов уголовного процесса, общие условия производства в отдельных стадиях не имеют сквозного, пронизывающего весь уголовный процесс характера и действуют лишь в пределах отдельной стадии или особого производства.

В своей совокупности принципы уголовного процесса образуют систему, поскольку они находятся во взаимодействии, взаимообусловленности и взаимосвязи.

При этом читателям следует иметь в виду два обстоятельства.

Во-первых, все принципы самостоятельны и равнозначны.

Во-вторых, в силу объективно-субъективного характера любого законодательства в целом различные авторы «строят» нередко систему принципов по своему усмотрению, находя в уголовно- процессуальном законодательстве соответствующие обоснования.

Для систематизации принципов уголовного судопроизводства процессуалисты, криминалисты и другие специалисты используют различного рода классификации.

В правовой литературе в наибольшей степени признаны следующие классификации принципов уголовного процесса.

В зависимости от источника, в котором закреплены принципы уголовного судопроизводства, различают конституционные и неконституционные (отраслевые) принципы.

Конституционные — принципы уголовного процесса, сформулированные и закрепленные в нормах Конституции Российской Федерации.

В качестве примера можно привести принцип равенства граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции Российской Федерации).

Неконституционные (отраслевые) — принципы уголовного судопроизводства, сформулированные и закрепленные в нормах отраслевого уголовно-процессуального законодательства.

К ним относится, например, принцип публичности (ст. 21 УПК РФ).

В зависимости от распространенности действия общего положения различают принципы межотраслевые и отраслевые.

Межотраслевые — принципы, которые действуют в нескольких отраслях права.

Так, принцип законности действует во всех отраслях права, в том числе в уголовном, административном и гражданском праве, уголовно-процессуальном, гражданском процессуальном и арбитражном процессуальном праве.

Отраслевые — принципы, действующие в отдельной отрасли права.

Такими принципами, в частности, являются с известной долей условности принцип публичности (ст. 21 УПК РФ) и в какой-то мере принцип права подозреваемого, обвиняемого на защиту (ст. 16 УПК РФ).

В уголовном судопроизводстве, как и в других отечественных процессуальных отраслях права, действуют в основном межотраслевые принципы.

В зависимости от характера влияния общих положений на организацию и функционирование системы судебных и иных органов, осуществляющих уголовный процесс, различают судоустройственные (организационные) и судопроизводственные (функциональные) принципы.

Судоустройственные (организационные) — принципы, обеспечивающие организацию системы судебных и иных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство.

К ним специалисты относят, в частности, принцип независимости судей и подчинения их только закону (ст. 120 Конституции Российской Федерации).

Судопроизводственные (функциональные) — принципы, определяющие функционирование государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, и деятельность иных участников уголовного процесса.

К ним относят в правовой литературе, в частности, принцип состязательности (ст. 15 УПК РФ) и принцип осуществления правосудия только судом (ст. 8 УПК РФ).

Следует иметь в виду, что эти классификации носят условный характер, поскольку в рафинированном (т.е. в чистом) виде соответствующие принципы уголовного судопроизводства практически отсутствуют.

Система принципов отечественного уголовного процесса изложена законодателем в главе 2 УПК РФ (ст. 7—19).

Значение принципов уголовного судопроизводства состоит в следующем.

Во-первых, эти принципы обеспечивают организацию и функционирование уголовного судопроизводства в целом, всех его стадий, особых производств и институтов уголовного процесса.

Во-вторых, они являются нормативными ориентирами при необходимости использования аналогии права или закона, которая отвергается официальной доктриной.

Однако возможность использования в уголовном судопроизводстве указанных аналогий официально признана решением Конституционного Суда Российской Федерации21.

В-третьих, при противоречивости отдельных положений уголов- но-процессуального закона принципам уголовного процесса верховенство (преимущество) должно быть отдано последним.

2.1. Понятие уголовно-процессуального закона и его действие в Российской федерации

Сущность, содержание и форма уголовно-процессуального закона в полном объеме зависят от уголовно-правовой политики государства.

Вместе с тем нужно разделять уголовную политику в широком смысле слова, которая включает в себя мировоззренческие положения и их реализацию в законодательстве, на достижение целей и решение задач борьбы с преступностью.

В то же время уголовно-процессуальная политика имеет самостоятельный характер.

Если согласиться с авторами, которые определяют уголовную политику в качестве отношения власти к состоянию преступности1, то следует признать, что уголовно-процессуальная политика — это отношение государственной власти и общества к процедурам борьбы с преступностью2.

К сожалению, определенная часть процессуалистов ставит знак равенства между уголовно-процессуальным правом и уголовно- процессуальным законом.

Разумеется, эти понятия тесно связаны, но между ними существуют серьезные различия.

Именно поэтому в юридической теории существуют понятия «правовой закон» и «неправовой закон».

Ярким доказательством этих различий являются решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании некоторых 1

Александров А.И. Уголовная политика и уголовный процесс в российской государственности. СПб., 2003. С. 70; Уголовный процесс. Общая часть: Учебник / Под ред. B.3. Лукашевича. СПб., 2004. С. 46. 2

Ляхов Ю.А. Новая уголовно-процессуальная политика. Ростов-на-Дону, 1992. С. 5. положений уголовно-процессуального закона не соответствующими нормам Конституции Российской Федерации.

Думается, что уголовно-процессуальное право — идеальная модель (тип, форма и т.д.) предварительного расследования преступлений и судебного разбирательства уголовных дел, формирующаяся на основе международных правовых норм, правосознания и опыта, национальных обычаев и традиций населения.

Уголовно-процессуальный закон — основная и бесспорная форма существования уголовно-процессуального права в реальной действительности.

Разумеется, мы полностью поддерживаем позицию законодателя, выраженную в ч. 2 ст. 1 УПК РФ, о том, что порядок, установленный уголовно-процессуальным законом, является обязательным для всех, и что при несоответствии федерального закона или иного нормативного акта Уголовно-процессуальному кодексу РФ влечет применение норм Кодекса (ст. 7 УПК РФ).

Уголовно-процессуальный закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт высшего представительного (законодательного) органа государства, регулирующий общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства.

В теории уголовного процесса и в уголовно-процессуальном законодательстве различают действие закона во времени, в пространстве и в отношении конкретных лиц.

Действие закона во времени определяется тем, что при производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено уголовно-процес-суальным законом (ст. 4 УПК РФ).

Данное положение определяется тем, что новый уголовно- процессуальный закон, как и ранее действующий, в отличие от уголовного закона, не имеет обратной силы даже в случаях, когда он предусматривает более благоприятные условия для тех или иных участников уголовного судопроизводства.

Однако в уголовно-процессуальном законе могут быть установлены исключения из данного принципиального положения.

Действие уголовно-процессуального закона в пространстве определяется «принципом почвы», т.е. территориальным принципом.

Это означает, что независимо от места совершения преступления уголовное судопроизводство на территории России осуществляется на основе ее уголовно-процессуального законодательства, если международным договором России не установлено иное.

При этом нормы отечественного уголовно-процессуального законодательства применяются также при производстве по уголовно- му делу о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся за пределами территории России под ее флагом, если указанное судно приписано к порту Российской Федерации (ст. 2 УПК РФ).

Действие уголовно-процессуального закона в отношении конкретных лиц определяется единством порядка уголовного судопроизводства и принципом равенства граждан перед законом и судом. Поэтому действие уголовно-процессуального законодательства распространяется на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов).

Исключение из этого правила составляют только лица, обладающие различными иммунитетами.

В частности, процессуальные действия и решения в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, соответственно производятся и принимаются по просьбе этих лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации (ст. 3 УПК РФ).

Вопрос об уголовной ответственности этих лиц разрешается в соответствии с нормами международного права (Конвенции о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций 1946 г., Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г., Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и т.д.)

В круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят, например, главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами или подданными государства пребывания.

К иным лицам, пользующимся иммунитетом, относятся, в частности:

а) главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства;

б) члены семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами или подданными государства пребывания или не проживают в нем постоянно;

в) другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам России16.

Кроме того, неприкосновенностью от уголовной ответственности с различной степенью охраны их прав, свобод и законных интересов обладают лица, перечисленные в ст. 447 УПК РФ.

Уголовно-процессуальные отношения с данными лицами будут предметом самостоятельного рассмотрения.

Уголовно-процессуальный закон

Понятие уголовно-процессуального закона и его действие в Российской федерации

Сущность, содержание и форма уголовно-процессуального закона в полном объеме зависят от уголовно-правовой политики государства.

Вместе с тем нужно разделять уголовную политику в широком смысле слова, которая включает в себя мировоззренческие положения и их реализацию в законодательстве, на достижение целей и решение задач борьбы с преступностью. В этом плане уголовная поли-тика включает в себя воззрения законодателей и общества на содержание уголовных, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных и других норм права.

В то же время уголовно-процессуальная политика имеет самостоятельный характер.

Если согласиться с авторами, которые определяют уголовную политику в качестве отношения власти к состоянию преступности то следует признать, что уголовно-процессуальная политика — это отношение государственной власти и общества к процедурам борьбы с преступностью.

К сожалению, определенная часть процессуалистов ставит знак равенства между уголовно-процессуальным правом и уголовно-процессуальным законом.

Разумеется, эти понятия тесно связаны, но между ними существуют серьезные различия.

Именно поэтому в юридической теории существуют понятия «правовой закон» и «неправовой закон».

Ярким доказательством этих различий являются решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании некоторых положений уголовно-процессуального закона не соответствующими нормам Конституции Российской Федерации.

Думается, что уголовно-процессуальное право — идеальная модель (тип, форма и т.д.) предварительного расследования преступлений и судебного разбирательства уголовных дел, формирующаяся на основе международных правовых норм, правосознания и опыта, национальных обычаев и традиций населения.

Уголовно-процессуальный закон — основная и бесспорная форма существования уголовно-процессуального права в реальной действительности.

Разумеется, мы полностью поддерживаем позицию законодателя, выраженную в ч. 2 ст. 1 УПК РФ, о том, что порядок, установленный уголовно-процессуальным законом, является обязательным для всех, и что при несоответствии федерального закона или иного нормативного акта Уголовно-процессуальному кодексу РФ влечет применение норм Кодекса (ст. 7 УПК РФ).

Уголовно-процессуальный закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт высшего представительного (законодательного) органа государства, регулирующий общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства.

В теории уголовного процесса и в уголовно-процессуальном законодательстве различают действие закона во времени, в пространстве и в отношении конкретных лиц.

Действие закона во времени определяется тем, что при производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено уголовно-процессуальным законом (ст. 4 УПК РФ).

Данное положение определяется тем, что новый уголовно-процессуальный закон, как и ранее действующий, в отличие от уголовного закона, не имеет обратной силы даже в случаях, когда он предусматривает более благоприятные условия для тех или иных участников уголовного судопроизводства.

Однако в уголовно-процессуальном законе могут быть установлены исключения из данного принципиального положения.

Действие уголовно-процессуального закона в пространстве определяется «принципом почвы», т.е. территориальным принципом.

Это означает, что независимо от места совершения преступления уголовное судопроизводство на территории России осуществляется на основе ее уголовно-процессуального законодательства, если международным договором России не установлено иное.

При этом нормы отечественного уголовно-процессуального законодательства применяются также при производстве по уголовному делу о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся за пределами территории России под ее флагом, если указанное судно приписано к порту Российской Федерации (ст. 2 УПК РФ).

Действие уголовно-процессуального закона в отношении конкретных лиц определяется единством порядка уголовного судопроизводства и принципом равенства граждан перед законом и судом. Поэтому действие уголовно-процессуального законодательства рас-пространяется на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов).

Исключение из этого правила составляют только лица, обладающие различными иммунитетами.

В частности, процессуальные действия и решения в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, соответственно производятся и принимаются по просьбе этих лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации (ст. 3 УПК РФ).

Вопрос об уголовной ответственности этих лиц разрешается в соответствии с нормами международного права (Конвенции о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций 1946 г., Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г., Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и т.д.)

В круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят, например, главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами или подданными государства пребывания.

К иным лицам, пользующимся иммунитетом, относятся, в частности:

а) главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства;

б) члены семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами или подданными государства пребывания или не проживают в нем постоянно;

в) другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам России.

Кроме того, неприкосновенностью от уголовной ответственности с различной степенью охраны их прав, свобод и законных интересов обладают лица, перечисленные в ст. 447 УПК РФ.

Уголовно-процессуальные отношения с данными лицами будут предметом самостоятельного рассмотрения.

Структура уголовно-процессуального закона и уголовного судопроизводства

Структура уголовно-процессуального закона не только взаимосвязана со структурой уголовного судопроизводства, но и определяет последнюю.

Уголовно-процессуальный закон вполне определенно и четко делится на Общую и Особенную части.

Общую часть уголовно-процессуального закона составляют процедуры, регулируемые ст. 1 — 139 УПК РФ.

В этой части уголовно-процессуального закона устанавливаются принципы и назначение уголовного судопроизводства; даются понятия участников уголовного процесса и излагаются их права, обязанности и ответственность; устанавливаются правила уголовно-процессуального доказывания; предусматриваются меры уголовно-процессуального принуждения к участникам уголовного судопроизводства; и т.д.

В самом общем виде можно констатировать, что в Общей части Уголовно-процессуального кодекса РФ сформулированы правила, имеющие то или иное отношение ко всем нормам Особенной части уголовно-процессуального закона.

Общая часть состоит из шести разделов:

  1. общие положения;
  2. участники уголовного судопроизводства;
  3. доказательства и доказывание;
  4. меры процессуального принуждения;
  5. ходатайства и жалобы;
  6. иные положения.

Эти разделы включают в себя 18 глав.

Особенную часть уголовно-процессуального закона составляют процедуры, регулируемые ст. 140—474 УПК РФ.

В этой части регулируются порядок возбуждения уголовного дела и производства следственных действий; приостановление производства по уголовному делу; виды окончания предварительного расследования; формы назначения судебного разбирательства и общие УСЛОВИЯ его проведения; порядок исполнения судебных решений; производство в различных контрольных стадиях; и т.д.

Особенная часть состоит из 13 разделов:

  1. возбуждение уголовного дела;
  2. предварительное расследование;
  3. производство в суде первой инстанции;
  4. особый порядок судебного разбирательства;
  5. особенности производства у мирового судьи;
  6. особенности производства в суде с участием присяжных заседателей;
  7. производство в суде второй инстанции;
  8. исполнение приговора;
  9. пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда;
  10. особенности производства по отдельным категориям уголовных дел;
  11. особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц;
  12. порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями;
  13. применение бланков процессуальных документов. Эти разделы включают в себя 38 глав.

В действующем законодательстве значительный интерес представляют особые производства.

Принципиальное единство уголовно-процессуальной формы не исключает ее дифференциации.

Ярким выражением дифференциации уголовно-процессуальной формы является наличие разнообразных особых производств в уголовном процессе.

Особое производство в уголовном процессе — урегулированная уголовно-процессуальным законом и базирующаяся на общих правилах (принципах, условиях и т.д.) уголовного судопроизводства специфическая форма правоотношений и деятельности участников судопроизводства, обусловленные характером и степенью тяжести преступлений, социально-правовым статусом или мнением обвиняемых либо социально-психологической и психической характеристикой лиц, подлежащих уголовной ответственности, и т.д.

В правовой литературе традиционно относят к особым производствам порядок расследования и судебного разбирательства уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, и общественно опасных деяниях, совершенных лицами, страдающими психическими расстройствами, а также лицами, заболевшими душевной болезнью (психическим расстройством) после совершения преступления.

Однако действующее уголовно-процессуальное законодательство значительно расширило, на наш взгляд, перечень особых производств в уголовном процессе.

В настоящее время к особым производствам в отечественном уголовном процессе следует отнести производства:

а) в мировом суде (у мирового судьи);
б) в суде с участием присяжных заседателей;
в) в особом порядке судебного разбирательства в суде первой инстанции;
г) в отношении лиц, не достигших совершеннолетия;
д) в отношении лиц, страдавших психическими расстройствами в момент совершения общественно опасного деяния, а также лиц, психические расстройства которых наступили после совершения ими преступления;
е) в отношении отдельных категорий лиц, указанных в уголовно-процессуальном законе;
ж) в отношении лиц, преступная деятельность которых подпадает под юрисдикцию международно-правовых норм;
з) в отношении лиц, подлежащих реабилитации в уголовном судопроизводстве.

Таким образом, в связи с демократизацией и гуманизацией уголовного судопроизводства законодатель серьезно дифференцировал его порядок за счет введения новых особых производств.

Перечисленные разделы и главы уголовно-процессуального закона содержат институты уголовно-процессуального права (или законодательства).

Институт уголовно-процессуального законодательства — норма (т.е. отдельная статья закона) или совокупность норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующие однотипные общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства (институт подозреваемого, институт привлечения лица в качестве обвиняемого, институт приостановления производства по уголовному делу и т.д.).

Нужно иметь в виду, что по этому вопросу существуют иные точки зрения, противоположные взглядам авторов настоящего учебника.

Ядром (или центром) любой главы является статья уголовно-процессуального закона.

В уголовно-процессуальной и иной литературе нередко ставится знак равенства между нормой и статьей уголовно-процессуального закона.

Такой подход, на наш взгляд, является неправильным потому, что он влечет необоснованное решение о структуре норм и статей уголовно-процессуального закона.

Не вдаваясь в научные дискуссии, дадим в учебнике определения понятий, знание которых необходимо, на наш взгляд, правоведам, юристам.

Уголовно-процессуальная норма — правило поведения участников уголовного процесса, регулируемое законом путем указания на условия возникновения соответствующего правоотношения, определения его субъектов, установления их прав и обязанностей и санк-ций за ненадлежащее поведение.

В соответствии со способами правового регулирования (дозволение, предписание, запрет) нормы уголовно-процессуального права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие — нормы права, наделяющие участников уголовного процесса правами, использование (или реализация) которых зависит от их усмотрения (волеизъявления).

Обязывающие — нормы права, предусматривающие определенный порядок поведения участников уголовного процесса в конкретных условиях, невыполнение которых должно влечь отрицательные юридические последствия.

Запрещающие — нормы права, требующие от участников уголовного процесса воздержания от совершения определенных уголовно-процессуальных действий или принятия процессуальных решений.

Уголовно-процессуальная норма структурно состоит, как нам представляется, из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза уголовно-процессуальной нормы — условия (юридические факты), при которых возникает соответствующее уголовно-процессуальное отношение, связанное с реализацией ее диспозиции (т.е. правила поведения).

Диспозиция уголовно-процессуальной нормы — собственно правило поведения участника уголовного судопроизводства, связанное с осуществлением прав, выполнением обязанностей или соблюдением различного рода запретов.

Санкция уголовно-процессуальной нормы — указание на характер принудительных мер, принимаемых при наличии уголовно-процессуального нарушения.

Уголовно-процессуальные санкции носят в основном правовостановительный характер, т.е. влекут негативные процессуальные последствия.

В отдельных случаях возможно наступление дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в зависимости от характера и степени тяжести (общественной опасности) нарушения уголовно-процессуальных норм.

Статья уголовно-процессуального закона может действительно состоять (и состоит), как правило, из:

а) одного элемента — диспозиции;
б) двух элементов — диспозиции и санкции;
в) гипотезы и диспозиции.

Достаточно ярким примером трехчленной формулы уголовно-процессуальной нормы являются положения главы 13 УПК РФ «Меры пресечения».

В этой главе основания применения мер пресечения и их отмены или изменения выступают в роли гипотезы (условия).

Ими являются достаточные достоверные данные, обосновывающие предположение о целях поведения подозреваемого, обвиняемого (ст. 97, ч. 1 ст. 110 УПК РФ).

Диспозиции нормы, т.е. сущность предусмотренной уголовно-процессуальным законом каждой меры пресечения, изложены в ст. 98-ПО УПК РФ.

Санкции этой нормы присутствуют в ст. 100 (безусловная отмена меры пресечения), 117, 118 (наложение денежного взыскания), ст. 106 (обращение залога в доход государства), ст. 108, 109 УПК РФ (отказ в удовлетворении ходатайства следователя, дознавателя о заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей).

Краткое, конспективное рассмотрение соотношения уголовно-процессуального права и уголовно-процессуального закона позволяет нам перейти к изучению следующего, очень важного вопроса, каковым является вопрос о взаимосвязи уголовно-процессуального законо-дательства и практики его применения с другими отраслями законодательства или соответствующих наук, направлений, теорий и т д.

Взаимосвязь уголовно-процессуального права с другими отраслями права и науки уголовного процесса и с другими отраслями научного знания

Подавляющее большинство авторов ставит знак равенства между различными законами (соответствующими отраслями права) и теориями научных дисциплин, не имеющих в целом правового регулирования, что, на наш взгляд, совершенно неверно.

Разумеется, между уголовно-процессуальным законом и нормами некоторых отраслей права существует неразрывная связь (например, с нормами уголовного законодательства).

Тем не менее, вряд ли можно отождествлять содержание законодательства с содержанием соответствующих наук.

Следует иметь в виду, что связь уголовно-процессуального законодательства, гражданского и гражданского процессуального законов имеет место. Однако она будет рассмотрена в соответствующих главах настоящего учебника.

Между тем такая связь существует с другими отраслями научного знания. В некоторых ситуациях, однако, она не имеет законодательного основания.

В этом случае взаимосвязь осуществляется, на наш взгляд, на основе научных платформ; общих, комплексных идей, направленных на разрешение проблем борьбы с преступностью, и т.д.

В качестве примера достаточно привести взаимосвязь уголовного процесса с криминологией, криминалистикой, судебной медициной или судебной психиатрией.

Разумеется, нас могут упрекнуть в том, что прямо или косвенно уголовно-процессуальный закон упоминает об этих научных отраслях знаний.

Однако мы обращаем внимание на то, что реализация этих знаний не регулируется уголовно-процессуальными законом, за исключением назначения судебной экспертизы, которое вряд ли может быть расценено в качестве законодательного регулирования ее производства.

На наш взгляд, наибольшую и тесную связь уголовно-процессуальный закон имеет с уголовным законом.

Достаточно отметить, что особые производства по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними (ст. 420— 432 УПК РФ), по применению принудительных мер медицинского характера (ст. 433—466 УПК РФ), неразрывно связаны соответственно с уголовно-правовыми предписаниями ст. 87—96 и 97—104 УК РФ.

При рассмотрении данного вопроса нужно иметь в виду, что уголовное право относится к числу материальных отраслей, в связи с чем оно обладает преимущественным влиянием на уголовно-процессуальное законодательство.

Однако уголовно-процессуальное право имеет собственные интересы, которые «не охватываются» уголовным правом.

Тем не менее, взаимосвязь уголовного процесса и уголовного права в самом обобщенном виде проявляется во влиянии:

  1. принципов уголовного права и уголовного процесса;
  2. признаков составов преступлений и предмета доказывания по конкретным уголовным делам;
  3. оснований прекращения уголовного дела или уголовного преследования и освобождения от уголовной ответственности или наказания и т.д.

Взаимосвязь рассматриваемых научных дисциплин вообще трудно переоценить.

По крайней мере, ни одна работа по уголовному процессу не может быть подготовлена без учета норм уголовного закона и идей специалистов в этой области права.

Однако и специалисты в сфере уголовного судопроизводства оказывают существенное влияние, по крайней мере, на совершенствование норм, регулирующих систему наказаний и порядок их применения.

Это обусловлено тем, что только уголовно-процессуальная практика может, по нашему мнению, выявить достоинства и недостатки применения уголовного закона.

Взаимосвязь уголовного судопроизводства и криминалистики определяется прежде всего тем, что криминалистические рекомендации, тактические приемы и т.д. находились в свое время в Особенной части науки уголовного процесса.

В настоящее время криминалистика, оформившись в самостоятельную отрасль научного знания, объективно не потеряла и не может потерять связь с уголовным процессом.

С одной стороны, криминалистические работы, за исключением исследования собственных проблем, не могут не учитывать правового регулирования процесса установления объективной истины по уголовному делу.

С другой стороны, законодатель в сфере регулирования общественных отношений в уголовном процессе и исследователи уголовно-процессуального законодательства не могут абстрагироваться от результатов исследования криминалистов.

Ярким примером, правда, не совсем удачным, на наш взгляд, являются положения ст. 181 УПК РФ, связанные с производством следственного эксперимента.

В данном случае законодатель, излагая сущность следственного эксперимента, использовал его виды, разработанные специалистами в области криминалистики.

Уголовно-процессуальная теория и законодательство тесно связаны с криминологией.

К данным криминологических исследований отечественный законодатель и специалисты в области уголовного процесса и криминалистики относятся в целом индифферентно, за исключением отдельных авторов.

Между тем нам представляется, что без криминологического мониторинга невозможно:

а) уголовное и уголовно-процессуальное регулирование общественных отношений, о чем свидетельствуют многочисленные изменения и дополнения в нормы соответствующих отраслевых законодательств. За пять лет действия уголовно-процессуального законода-тельства депутаты Государственной Думы внесли в него около тысячи поправок;
б) совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Очевидна взаимосвязь уголовного судопроизводства вообще и в частности с судебной психологией, судебной медициной или судебной психиатрией, обусловленная возможностью, а иногда — обязанностью производства соответствующих экспертиз.

Сотрудники правоохранительных органов вообще и органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, в частности, не могут не учитывать результаты исследований медиков, связанных с определением характера и степени тяжести вреда, причиненного здоровью, психического или эмоционального состояния лица, совершившего преступление или общественно опасное деяние, и т.п.

В то же время при даче заключений или показаний специалисты и эксперты должны руководствоваться нормами уголовно-процессуального законодательства.

Связи уголовно-процессуального законодательства и практики его применения с другими научными дисциплинами также очень велики. Они не подвергнуты анализу лишь в силу ограниченного объема учебника.

Еще по теме:

  • Среднеарифметическое правило Среднее арифметическое Определение. Среднее арифметическое нескольких величин — это отношение суммы величин к их количеству. Примером среднего арифметического служат такие показатели, как урожайность, производительность, посещаемость, скорость движения на определенном участке. Вычисление […]
  • Как зарегистрировать патент иностранному гражданину Как иностранцу получить патент на работу в РФ? Патент — это документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы (за исключением отдельных категорий иностранных граждан), на временное осуществление на территории субъекта РФ […]
  • Приказ по дистанционному обучению Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ” (не вступил в […]
  • Страховка на случай потери трудоспособности Страхование на случай потери работы Страхование на случай потери работы Важным фактором социальной защиты граждан является страхование на случай потери работы. Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении […]
  • Правило выбора сечения кабеля Выбор сечения кабеля и провода: по нагреву, по току, по потере напряжения Выбор сечения кабеля и провода по нагреву Выбор сечения из условий допустимого нагрева сводится к пользованию соответствующими таблицами длительно допустимых токовых нагрузок Iд при которых токопроводящи е жилы […]
  • П 33 правил противопожарного режима Нормативные документы, регламентирующие вопросы обучения и проверки знаний от 25 апреля 2012 года N 390 О противопожарном режиме (с изменениями на 10 ноября 2015 года) Документ с изменениями, внесенными: постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 года N 113 […]
  • Решение суда о септиках Решение суда о септиках Судебный участок №86 г.Славянска-на-Кубани К делу № 2-414/2012г. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09 июня 2012 года г. Славянск н/К Краснодарского края Мировой судья судебного участка № 86 г.Славянска н/К Краснодарского края Волошин В.А. при секретаре Уткиной Е.В. […]
  • Статья увольнение за прогул трудовой кодекс Порядок увольнения за прогул Одним из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя является совершение работником однократного грубого нарушения трудовых обязанностей, в частности прогула (пп. "а" п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Однако непосредственно при […]