Программа профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников. «ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ»

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

МБОУ Кудиновская СОШ

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников.

социальный педагог Морозова Е.В.,

педагог- психолог Подымкина Е.В.,

Уполномоченный по правам ребенка

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье

Составители: Молодшева В.А. – социальный педагог, педагог – психолог.

Цель:
1. Соблюдение прав и интересов детей;

2. Профилактика жестокости и насилия среди несовершеннолетних, в семье, в образовательном учреждении;

3. Мобилизация потенциальных возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями,

1. Способствовать созданию условий для воспитания личностной зрелости учащихся, их высокой самооценки и адекватного функционирования в среде;

2. Предотвратить факты жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними;

3. Оказать социальную, психологическую, педагогическую помощь и поддержку несовершеннолетним, попавшим в ситуацию жестокого обращения;

4. Оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов.

5. Формировать негативное мнение у учащихся ко всем формам жестокого обращения;
6. Создать информационное и методическое руководство для педагогов, родителей, учащихся по профилактике насилия и жестокого обращения;

7. Проводить работу по профилактике «эмоционального выгорания» педагогов, исключении разрушительных способов самоутверждения на зависимых учениках.

Целевая группа :
— учащиеся школы;
— родители;

Срок реализации программы 2016-2019гг.

Формирование негативного общественного мнения ко всем формам жестокого обращения.

Увеличение количества детей, подростков и молодежи, получивших достоверную информации о проблеме жестокости и насилия и путях ее преодоления.

Помочь ученикам и педагогам лучше адаптироваться к социальным условиям;

повышение собственной самооценки, стимулирование процесса развития и роста индивидуальности детей;

улучшение здоровья и качества жизни, отношения с окружающими;

воспитание у детей целеустремленности, чувства ответственности.

Рабочая программа на тему:
«Детство без жестокости» программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними

Целью данной программы является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье и подростковой среде.

Предварительный просмотр:

ДЕТСТВО БЕЗ ЖЕСТОКОСТИ

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Мельник Е.А., социальный педагог

Атанасова Е.В., педагог-психолог

Содержание

Тематическое планирование……………….…………………..………. 10

Раздел 1. Профилактика жестокого обращения в семье………………………. 14

Раздел 2: Профилактика жестокого обращения, насилия и формирование навыков безопасного поведения в школьной среде и среде сверстников……..20

Приложение 1. Конспекты занятий к разделу 1………………………………. 29

Приложение 2.Конспекты занятий к разделу 2………………………………….77

Приложение 3. Пакет методик, которые можно использовать для диагностики несовершеннолетних……………………………………………………………………..107

Приложение 4. Пакет методик, которые можно использовать для диагностики родителей………………………………………………………………………………….147

«Не может быть добрым рожденный от злого отца».

«Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле».

Актуальная для каждого общества проблема соблюдения, уважения и защиты прав человека включает в себя особую заботу о правах несовершеннолетних. На наш взгляд ребенок при любых обстоятельствах должен быть среди тех, кто первым получает социальную защиту и помощь.

Нестабильность нынешней социально — политической и экономической жизни России порождает увеличение числа детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

В настоящее время очень актуальна проблема социальной дезадаптации детей, которая проявляется в широком спектре отклонений поведения: бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркомания, нарушение норм морали, противоправные действия.

Подростков увлекает полная свобода действий, безнаказанность. Все чаще проявляется со стороны подростков жестокость и стремление к насилию. Дети издеваются над своими сверстниками, зверски избивают друг друга, иногда доходит и до убийства.

В любом детском коллективе неизбежно есть популярные дети и дети-изгои. Чаще всего ребенок-изгой подвергается не столько физическим нападкам со стороны сверстников, сколько словесным — угрозы физической расправы, шантаж и ругань, обзывательства.

Дети и подростки, которых выбирают жертвами для травли, как правило, являются тревожными, осторожными, имеют низкую самооценку, редко защищают себя и не мстят тем, кто травит их. Часто они являются социально изолированными, и им не хватает социальных навыков. Мальчики, страдающие от травли, обычно физически слабее сверстников. Травля в школе приводит к напряжению, тревожности и страхам, что может повлиять на концентрацию внимания, самооценку и самоуважение, а также увеличивает социальную изоляцию, приводит к отчуждению и депрессии, тревоге и чувству уязвимости тех детей, которые стали ее объектом. Но самое страшное то, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.

Чаще всего жертвами издевательств становятся дети с явными проблемами: с дефектами внешности (шрамы, хромота, косоглазие и проч.); страдающие энурезом или энкопорезом (недержанием мочи и кала); тихие и слабые, не умеющие за себя постоять; неопрятно одетые; часто пропускающие занятия, неуспешные в учебе; слишком опекаемые родителями; не умеющие общаться.

Дети, занимающиеся травлей других, это, как правило, уверенные в себе дети с высокой самооценкой, физически агрессивные, вспыльчивые, импульсивные, плохо переносящие фрустрацию, испытывающие сильную потребность доминировать над другими людьми, и, как правило, они не способны на эмпатию в отношении своих жертв. Они чаще других попадают в неприятности, часто с неприязнью относятся к учебе и имеют более низкую успеваемость, чем те, которые не травят других, гораздо чаще дерутся, пьют алкоголь и курят, чем их сверстники, с легкостью заводят друзей, которые, как правило, разделяют их позитивное отношение к насилию и проблемное поведение (алкоголь и курение) и могут участвовать в травле вместе с ними.

Но иногда в травле начинают участвовать педагоги. И вовсе необязательно они бьют ребенка, они просто знают о ситуации в классе и закрывают на нее глаза. Или того хуже — постоянно унижают ребенка при всем классе.

Стоит отметить, что первопричиной всех бед детей выступает неблагоприятная семейная обстановка.

Именно неблагополучие в семье толкает детей на улицу. Некоторые, “хлебнув” свободной жизни, возвращаются домой, основная же часть остается на улице. Способы их существования разнообразны, но в основном воровство и попрошайничество. Многие беспризорные в конце концов становятся правонарушителями; воровство и мошенничество из средства выживания становится образом жизни.

Но одной из самых распространенных причин беспризорности остается жестокое обращение родителей.

Право ребенка иметь семью признано в России неотъемлемым на всех уровнях – от бытового до нормативно-законодательного. Однако всеобщее признание правомерности данного права не гарантирует возможностей для его реализации.

Сегодня семья поставлена в условия, при которых она утрачивает возможность содержать ребенка материально, обеспечивать его жизнь и воспитание, она не только отказывает ему в любви и заботе, но и оставляет на улице, отводит его в приют, лишает жилья. Эта ситуация осложняется духовно-нравственной деградацией семьи: из года в год растет число родителей, злостно уклоняющихся от воспитания детей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих жестокость и насилие по отношению к детям, а, следовательно, растет число безнадзорных детей.

В последние годы все чаще СМИ освещают с ужасающими подробностями факты насилия и жестокого обращения с детьми: детей прижигают папиросами, детей продают для трансплантации органов, детей заставляют заниматься проституцией и попрошайничеством, детей беспощадно избивают… Ежегодно в стране пропадают тысячи детей…

Становится страшно от того, что зачастую подобные вещи совершаются именно родителями по отношению к своим детям.

Родители выбросили новорожденного ребенка из окна, потому что он мешал им спать…

Родители успокоили плачущего ребенка ударом кулака по голове (сотрясение мозга)…

Родители вынесли грудного ребенка «погулять» зимой на балкон. Когда вспомнили о ребенке — было поздно…

И подобных примеров, увы, очень много.

Происходят подобные вещи не только в мегаполисах, но и в маленьких городках, селах. Так, в 2007 г. на территории г. Губкина и Губкинского района было зарегистрировано 3 случая жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, в 2008 г. – 4, в 2009 г. – 4. А сколько случаев осталось незамеченными, ведь жесткое обращение с ребенком может иметь различные формы: физическое насилие, сексуальное насилие, психологическое жестокое обращение и пренебрежение, но все они причиняют огромный вред физическому и психическому здоровью ребенка, представляют угрозу его жизни.

Насилием часто оказывается не только грубое и очевидно травмирующее применение силы по отношению к ребенку, но и многие привычные «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей.

Поэтому так важно уметь распознавать насилие в разных формах и на разных этапах жизни семьи и оказывать помощь детям и родителям не только в случаях, когда не остается ничего другого, как забрать ребенка из семьи.

Физическое насилие включает нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, попытки удушения или утопления, а также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотических или отравляющих веществ, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни.

Сексуальное насилие или совращение — использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальной потребности или получения выгоды, а также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес.

Психологическое насилие — постоянные или периодические словесные оскорбления ребенка, угроза со стороны взрослых, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, медицинской помощи в силу ряда объективных причин (бедность, психические заболевания, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям являются оставление их без присмотра, что часто приводит к несчастным случаям.

Большую роль в распространении жесткости к детям играет неосведомленность родителей или лиц их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребенку, а также недостаточные знания законов, охраняющих права ребенка и гарантирующих наказание насильников.

Ребенку очень легко причинить вред, легко подчинить его своей воле. Как может ребенок, маленький, беспомощный, беззащитный человечек, ответить взрослому?

Сложившаяся ситуация с положением детей и подростков настолько серьезна, что становится предметом большой политики.

Важным шагом на пути формирования правового и социального статуса ребенка явилось признание Россией Конвенции о правах ребенка, принятой ООН в 1989 г.

Главная цель этого документа состоит в максимальной защите интересов ребенка. Но, как свидетельствует наша действительность, социальных проблем в области детства сегодня больше, чем нашло отражение в Конвенции о правах ребенка. Иными словами глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: дети практически не ограждены от жестокого обращения взрослых, влияния криминогенной среды, вынуждены проживать в семьях, ведущих аморальный образ жизни.

Основная идея программы состоит в том, что насилие во многих случаях — следствие нарушения детско-родительских отношений . Поэтому программа «Детство без жестокости» направлена, прежде всего, на повышение педагогической и правовой грамотности родителей, а также на обучение детей навыкам безопасного образа жизни.

Участие в программе носит добровольный характер. Каждый из участников имеет право в процессе работы покинуть программу, объяснив при этом причину.

Целью программы является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье и подростковой среде.

1. Способствовать формированию позитивных межличностных отношений в семье и в подростковой среде.

2. Способствовать повышению педагогической грамотности родителей.

3. Способствовать повышению правовой грамотности несовершеннолетних, их родителей и родственников через формирование навыков ответственного поведения.

4. Способствовать формированию позитивных взаимоотношений в детских коллективах (школьные классы, группа в СРЦдН и т.д.).

5. Формирование у несовершеннолетних навыков безопасного поведения.

6. Повышение уровня психологической компетентности несовершеннолетних и их родителей.

7. Формирование адекватной самооценки несовершеннолетних.

8. Формирование навыков социального взаимодействия.

Условия достижения целей и задач: профессиональная заинтересованность субъектов системы профилактики безнадзорности; личная заинтересованность членов семей, включенных в программу.

Целевая группа и ее основные характеристики:

Программа рассчитана на несовершеннолетних в возрасте 13-18 лет, а также их родителей.

В связи с резким увеличением количества детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, оставшихся без попечения родителей, создается сеть учреждений, оказывающих различные виды помощи детям и подросткам. Одним из таких учреждений является Губкинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Анализ условий жизни воспитанников до поступления в социально-реабилитационный центр позволяет определить, что невозможно зачастую выделить одну, главную, причину попадания ребенка в учреждение. В большинстве своем это достаточно большое количество неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание ребенка в семье, так как представляют прямую угрозу его жизни, здоровью: пьянство родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, проституция и прочее), устройство ими притонов в квартирах, сексуальное развращение собственных детей, торговля детьми и т.д., отсутствие пищи, оставление малолетних детей одних, без присмотра, на несколько дней без еды и воды, убийство на глазах ребенка одного из родителей, отбывание срока тюремного заключения, жестокое обращение (побои, нанесение тяжких повреждений, голод), смерть родителей, отсутствие жилья, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства, побеги из дома, конфликты со сверстниками. Вот далеко не полный перечень причин попадания ребенка в центр.

Большинство детей доставляются сотрудниками милиции по акту о безнадзорности. Нередки случаи, когда дети сами приходят в учреждение, потому что оставаться дома просто невозможно.

У воспитанников наблюдаются значительные отклонения в поведении и личностном развитии, то есть нарушения социализации в самом широком проявлении: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к новой среде, отсутствие ценностных ориентаций, воровство, лживость, жестокость, агрессия, отсутствие интереса к труду и учебной деятельности, лень, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, употребление алкоголя, наркотических средств, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.

Особенности психического состояния и поведения подростка, позволяющие заподозрить физическое насилие:

  • побеги из дома;
  • нежелание посещать занятия в школе;
  • суицидальные попытки;
  • делинквентное поведение;
  • употребление алкоголя, наркотиков.

Исполнители основных мероприятий: социальный педагог СРЦдН, педагог-психолог СРЦдН.

Этапы реализации программы:

1 этап – подготовительный.

Проведение диагностических мероприятий с целью изучения детско-родительских отношений, особенностей семейного воспитания, взаимоотношений со сверстниками, одноклассниками, склонности к риску, к делинквентному поведению. По итогам исследования принимается решение о включении родителей и подростка в программу.

2 этап – практический.

Реализация программы согласно плану.

3 этап – завершение работы.

Проведение диагностики родителей несовершеннолетних с целью определения эффективности проведенной работы.

4 этап – дистанционное сопровождение семьи.

— взаимодействие с социально-психологическими службами и классными руководителями образовательных учреждений, с администрациями сельских поселений, с представителями субъектов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, с ближайшим окружением семьи;

— сетевые встречи с семьями и близким социальным окружением ребенка по месту жительства (родственники, соседи, друзья).

Срок реализации программы: – 6 месяцев.

Основные направления реализации программы:

— консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей;

— консультирование родителей по социально-правовым вопросам;

-консультирование несовершеннолетних по социально-правовым вопросам;

— коррекция неправильных типов воспитания.

— лекции для родителей;

— беседы с несовершеннолетними;

— беседы с родителями.

3. Тренинговые занятия.

З анятия могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Формы и методы реализации программы: групповые и индивидуальные беседы, интервью, лекции, консультации, Тренинговые занятия, метод анализа конкретных ситуаций, «мозговой штурм», дискуссия, психогимнастические упражнения, тестирование, анкетирование, наблюдение, создание тематических плакатов.

Ожидаемые результаты и критерии эффективности программы:

— развитие навыков конструктивного взаимодействия и общения в семье и за ее пределами;

— повышение правовой грамотности членов семьи;

— расширение педагогических и психологических знаний родителей о воспитании детей;

— сформированность у несовершеннолетних адекватной самооценки;

— сформированность у несовершеннолетних и их родителей способности принимать ответственность за собственное поведение.

Для контроля эффективности программы используются следующие методы:

  • метод наблюдений;
  • беседа, интервью;
  • психологические тесты, анкеты

Программа состоит из двух разделов, каждый из которых является самостоятельной частью программы:

Раздел 1: Профилактика жестокого обращения в семье.

Раздел 2: Профилактика жестокого обращения, насилия и формирование навыков безопасного поведения в школьной среде и среде сверстников.

Примерная структура каждого занятия:

  1. Приветствие (ознакомление с темой занятия).
  2. Разминка (психогимнастические упражнения, направленные на создание рабочей атмосферы в группе, сплочение группы, улучшение настроения).
  3. Основное содержание занятия (работа по теме).
  4. Завершение работы (обмен впечатлениями от работы в группе).
  5. Ритуал прощания (психогимнастические упражнения, направленные на снятие напряжения, улучшение настроения).

Чередование видов деятельности способствует лучшему усвоению предлагаемого материала и позволяет избежать накопления напряжения.

Раздел 1: Профилактика жестокого обращения в семье

Социальный педагог, педагог-психолог

Тренинг коррекции детско-родительских отношений

«Защита прав и интересов ребенка в законодательстве РФ»

«Все мы родом из детства, или Значение личных детских воспоминаний и переживаний родителей в воспитании своих детей»

«Влияние семейной атмосферы на личностное и социальное становление подростка»

«Кнут или пряник?» Методы педагогического воздействия на ребенка

Родители и несовершеннолетние

Социальный педагог, педагог-психолог

Диагностика с целью определения результативности проведенной работы

Социальный педагог, педагог-психолог

Несовершеннолетние (диагностика проводится спустя 2 недели с момента возвращения ребенка в семью)

Служба «Телефон доверия», консультативный пункт СРЦдН

Все категории граждан

Педагог-психолог, социальный педагог

Раздел 2: Профилактика жестокого обращения, насилия и формирование навыков безопасного поведения в школьной среде и среде сверстников.

Тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение

Социальный педагог, педагог-психолог

Взаимодействие с социально-психологическими службами и администрациями учебных заведений

Беседы, консультации при возникновении проблемной ситуации

Социальный педагог, педагог-психолог

Социальный педагог, педагог-психолог

«Защита прав человека в современном мире»

«Если друг оказался вдруг…»

Тренинговые занятие (групповые)

«Быть уверенным — это здорово!» «Учитель: враг или союзник?»

Беседа (индивидуальная и групповая)

«Я тебя не знаю или Правила общения с незнакомыми людьми»

«Как защитить себя от насилия»

Беседа с использованием игровых приемов, мозговой штурм

«Учитель: враг или союзник?»

«Школа глазами детей»

«Моя безопасность в моих руках»

Тренинговое занятие, выпуск плакатов, пропагандирующих безопасный образ жизни

Социальный педагог, педагог-психолог

Индивидуальные беседы, консультации

Служба «Телефон доверия», консультативный пункт СРЦдН

Все категории граждан

Педагог-психолог, социальный педагог

  1. Коркина М.В. Проект «Осознанное родительство». Журнал «Классный руководитель» № 7, 2008 г.
  2. Рехлецкая Е.А. Программа по гражданско-правовому воспитанию для 8-9-х классов. Журнал «Классный руководитель», №1, 2009 г.
  3. Курганский С.М. Программа «Мостик». Журнал «Классный руководитель», №7, 2006 г.
  4. Пасечкина Т.Н., Нестерова Н.С. Программа родительского всеобуча. Журнал «Классный руководитель», №7, 2006 г.
  5. Кузнецова М.П., Пурышева С.В. Работа с семьей в условиях центра ПМСС.
  6. Брюхова В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству. Журнал «Классный руководитель», №4, 2008 г.
  7. Как помочь семье быть вне «группы риска»? Технологии самопомощи и саморазвития конкретной семьи. Методические материалы для детских учреждений социального обслуживания. Под общей редакцией Кривко С.Р. Издательство «Смоленская городская типография». Смоленск, 2009.
  8. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации (Руководство для школьных и клинических психологов, специалистов образовательных учреждений, социальных работников). Москва,2003.
  9. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 384 с.
  10. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 48 с. – (Правовая библиотека).
  11. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. – 352 с.
  12. Личностное становление подростка. 8 – 9 классы: классыне часы, родительские собрания. – Волгоград: Учитель, 2008. -172 с.
  13. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.
  14. Мерзлякова Е.Л. Как правильно общаться с ребенком. Уроки родительского мастерства. – СПб.: Речь, 2007. 272 с.
  15. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 200 с.: ил.
  16. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.
  17. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 160 с. (В помощь психологу.)
  18. Проблемы нравственного становления: материалы для родительских собраний / сост. Л.В.Бударникова, Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 143 с.
  19. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / авт.-сост. Е.Ю.Ляпина. – 2-изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 231 с.
  20. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность / авт.-сост. С.А.Пырочкина, О.П.Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 123 с.
  21. Родионов В.А., Ступницкая Н.А., Кардашина О.В. «Тренинги социальных навыков». – Ярославль, 2003.
  22. Саляхова Л.И. Родительские: традиционные и нетрадиционные формы. 5-9 классы: метод. пособие / Л.И.Саляхова. – 2-е изд., стереотипное – М.: Глобус, 2007. – 287 с. – (Классное руководство).
  23. Семейный кодекс Российской Федерации. Последняя редакция. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 77 с. – (Правовая библиотека).
  24. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка /авт.-сост. Н.А.Маньшина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с.
  25. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  26. Виноградова Н.В., заместитель директора, Негосударственное образовательное учреждение школа «Дар», г.Кострома. Родительское собрание «Урок родительства». (Журнал «Классный руководитель» №2,2008 г.).
  27. Т.Самоделова, психолог, С.Буторина, классный руководитель 8 «А» класса, учитель русского языка и литературы, средняя школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов г.Вятские Поляны Кировской области. Формирование толерантного отношения в семье (Психологический тренинг). «Воспитание школьников» теоретический и научно-методический журнал, №4, 2007 г.
  28. Профилактическая программа «ПЕРЕКРЕСТОК», Орел,1999.
  29. Боровкова Т.Г., учитель истории, школа № 25, г.Балаково, Саратовская область. Родительское собрание «Переходный возраст». (Журнал «Классный руководитель» №7, 2008 г.).
  30. Родительское собрание «Как на самом деле любить своих детей». Тимонина Л.И., к.п.н., доцент, зав. Кафедры педагогики и методики начального образования, Костромской гос.университет им. Н.А.Некрасова. (Журнал «Классный руководитель» № 2, 2008 г.).
  31. КурганскийС.М., к.п.н., директор, школа №1, г.Белоярский, Ханты-Мансийский автономный округ. Педагогические советы: материал к родительскому собранию.(Журнал «Классный руководитель» № 7, 2006 год).
  32. Акутина С.П., Арзамасский ГПИ им. А.П.Гайдара. Воспитание = семья и школа. (Журнал «Классный руководитель» №4, 2007г.)(№ 7, 2006 г.)
  33. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  34. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1988.
  35. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учеб. пособие.-Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  36. Москаленко В.Д. Дети больных алкоголизмом. Обзорная информация. М. 1990. Вып. 1.
  37. Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом// Вопросы психологии.1991. №5.
  38. Москаленко В.Д. «Козел отпущения» // Семья и школа. 1991. №12.
  39. Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье// Вопросы психологии. 1991. №4.
  40. Смит Энн У. Внуки алкоголиков. Проблемы созависимости в семье/ М.:Просвещение, 1991.
  41. Конвенция о правах ребенка ООН
  42. Конституция Российской Федерации 1993г.
  43. Гражданский Кодекс Российской Федерации 1994г.
  44. Семейный Кодекс Российской Федерации. Последняя редакция. – М.: Юрайт-Издат, 2007.
  45. Психология. В 3-х кн. Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Р.С.Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
  46. Рамек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2005 г.
  47. Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития./ Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2001.
  48. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002.
  49. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. Т- СПб.: Питер, 2007.
  50. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростков. Программа практических занятий. Метод. пособ. – СПб.: Речь, 2007.
  51. Грецов А. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006.
  52. Общаться с ребенком. Как? /Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  53. Куликова Т.И. Программа развития субъектности современного подростка. Методическое пособие. – Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им.Л.Н.Толстого, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление психолога на родительском собрание, призентация к нему, анкетирование учащихся и буклет для родителей в раздатку.

Информация для родителей об основных нормативных документах по вопросам защиты прав ребенка.

Доклад на тему «Предупреждение насилия над несовершеннолетними».

Целью родительского собрания являлась популяризация семьи, гармонизация семейных отношений и представлений родителей об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его про.

Сообщение на тему «Защита детей от жестокого обращения и насилия. Последствия насилия подростков», видео- ролик.

Подростковый возраст – это важнейший этап в развитии самосознания. Для развития самооценки и формирования полного и точного представления о себе как индивидуальности крайне важно нау.

Рабочая программа (младшая группа) по теме:
Программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними детьми в семье «ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ»

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними детьми в семье

«ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ»

Цель:
1.Соблюдение прав и интересов детей;

2. Профилактика жестокости и насилия среди несовершеннолетних, в семье, в образовательном учреждении;

3. Мобилизация потенциальных возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями,

Задачи:

1. Способствовать созданию условий для воспитания личностной зрелости учащихся, их высокой самооценки и адекватного функционирования в среде;

2. Предотвратить факты жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними;

3. Оказать социальную, психологическую, педагогическую помощь и поддержку несовершеннолетним, попавшим в ситуацию жестокого обращения;

4. Оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов.

5. Формировать негативное мнение у учащихся ко всем формам жестокого обращения;
6. Создать информационное и методическое руководство для педагогов, родителей, учащихся по профилактике насилия и жестокого обращения;

7. Проводить работу по профилактике «эмоционального выгорания» педагогов, исключении разрушительных способов самоутверждения на зависимых учениках.

Целевая группа:
— воспитанники ДОУ;
— родители;

Срок реализации программы 2013-2016гг.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование негативного общественного мнения ко всем формам жестокого обращения.

2. Увеличение количества детей, подростков и молодежи, получивших достоверную информации о проблеме жестокости и насилия и путях ее преодоления.

3. Помочь ученикам и педагогам лучше адаптироваться к социальным условиям;

4. повышение собственной самооценки, стимулирование процесса развития и роста индивидуальности детей;

5. улучшение здоровья и качества жизни, отношения с окружающими;

6. воспитание у детей целеустремленности, чувства ответственности.

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 15 «Росинка» муниципального образования Ханты-Мансийского

автономного округа-Югры городской округ города Радужный

педагогическим Советом приказом от 29.08.2014 № 360

АУ ДОУ ДСОВ №15 заведующий АУ ДОУ ДСОВ № 15

«Росинка» города Радужный «Росинка» города Радужный протокол от 28.08.2014 № 1 __________ /В.П. Карайван /

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников

«ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ »

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними детьми в семье

«ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ»

Цель:
1. Соблюдение прав и интересов детей;

2. Профилактика жестокости и насилия среди несовершеннолетних, в семье, в образовательном учреждении;

3. Мобилизация потенциальных возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями,

1. Способствовать созданию условий для воспитания личностной зрелости учащихся, их высокой самооценки и адекватного функционирования в среде;

2. Предотвратить факты жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними;

3. Оказать социальную, психологическую, педагогическую помощь и поддержку несовершеннолетним, попавшим в ситуацию жестокого обращения;

4. Оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов.

5. Формировать негативное мнение у учащихся ко всем формам жестокого обращения;
6. Создать информационное и методическое руководство для педагогов, родителей, учащихся по профилактике насилия и жестокого обращения;

7. Проводить работу по профилактике «эмоционального выгорания» педагогов, исключении разрушительных способов самоутверждения на зависимых учениках.

Целевая группа :
— воспитанники ДОУ;
— родители;

Срок реализации программы — 2013-2016гг.

  1. Формирование негативного общественного мнения ко всем формам жестокого обращения.
  2. Увеличение количества детей, подростков и молодежи, получивших достоверную информации о проблеме жестокости и насилия и путях ее преодоления.
  3. Помочь ученикам и педагогам лучше адаптироваться к социальным условиям;
  4. повышение собственной самооценки, стимулирование процесса развития и роста индивидуальности детей;
  5. улучшение здоровья и качества жизни, отношения с окружающими;
  6. воспитание у детей целеустремленности, чувства ответственности.

2. Работа с детьми:

Жестокое обращение с ребенком – это все формы или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, заботы, пренебрежение, торговля или другие формы способные привести или приводящие к фактическому ущербу ребенка, его выживания, развития или достоинства в ответственности, доверия или власти .

Подчеркивая актуальность изучения насилия и ненасилия, следует

отметить, что, к сожалению, антигуманные отношения, насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни. Страшно, если они впоследствии ведут к совершению противоправных действий, к преступлениям, процент которых последние годы неизменно растет. Так, на территории России в 2013 году криминогенная ситуация в подростковой среде резко осложнилась, допущен значительный (на 45%) рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, в т.ч. тяжких и особо тяжких в общественных местах и на улицах.

Особенно важной в современной российской науке и практике является проблема насилия и жестокости по отношению к детям. Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физической жизни. Оно несет с собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становится дополнительным источником межличностных конфликтов и т.д.

Жестокое отношение к детям превратилось сегодня в обычное явление: в результате преступных посягательств погибают дети, а у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

Подобная ситуация в нашем обществе, конечно же, вытекает из ряда проблем – это и экономические, связанные с кризисом и неуверенности в завтрашнем дне, и социальные – в обществе утрачены основные общественно

значимые ценности, и психологические – воспитываемый многие годы инфантилизм, нежелание принимать жизненно важные решения, брать ответственность на себя, зависимость от других.

Не все виды насилия уголовно наказуемы, в частности домашнее насилие. Такой вид насилия включает многие насильственные действия, в том числе

ограничения доступа к еде, одежде, учебе, социальным услугам; унижение достоинства; нарушение внутренней границы личностных переживаний; игнорирование потребностей и интересов ребенка и др.

Первым вопросом , связанным с оценкой социально-медицинских последствий жестокого обращения с детьми, является определение понятий, используемых в исследования по проблеме насилия. Наиболее постоянно употребляются следующие термины:

— пренебрежение, плохое обращение;

— жестокое физическое наказание, физическое насилие, издевательство;

Пренебрежение преимущественно понимается как отсутствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок является нуждающимся, бездомным, живет в физически опасном окружении. В поведении родителей есть серьезные упущения в обеспечении витальных (жизненно необходимых) потребностей ребенка в пище, одежде, приюте, медицинском обслуживании и защите от опасных условий. По существу, речь идет о состояниях депривации. Наиболее близким к данному определению в нашей социально — психологической литературе является термин «социальное сиротство», или лишение детей родительского попечения при живых родителях.

Физически жестокое обращение определяется как преднамеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных страданий, например, нанесение ударов кулаком, ногой, колющих ударов, прижиганий.

Сексуальное злоупотребление понимается как использование ребенка для целей сексуального удовлетворения взрослого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Насилие может совершаться в различных формах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, кровосмешение (инцест), демонстрация порнографии, проституция малолетних. Определение сексуального насилия акцентирует внимание на отношении жертвы насилия к совершаемым действиям. Под сексуальным злоупотреблением понимается вовлечение функционально незрелых детей, которые они совершают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласие или которые

нарушают табу социальных (семейных) ролей.

Второй вопрос , возникающий при анализе насилия к детям, связан с оценкой серьезности жестокого обращения и характера ближайших и отдаленных социально — медицинских последствий. С выраженностью последствий связывают такие факторы, как частота и продолжительность актов жестокости, их массивность, возраст ребенка, особенности

личности. Считается, что характеристика жестокого обращения должна включать:

— оценку совершаемых действий (физические, сексуальные, эмоциональные);

— продолжительность их воздействия и особенности последствий (физические, эмоциональные, психологические).

К факторам риска жестокого обращения родителей с детьми, по мнению ряда исследователей, относятся:

— алкоголизм, признаки асоциальной личностной деформации и криминальность, психопатические черты в виде психической ригидности с аффективной возбудимостью;

— незрелость родителей и их изолированность, отсутствие социально-психологической поддержки со стороны прародителей;

— низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы.

Рост «социального сиротства» сопровождает вытеснение детей из неблагополучных семей на улицу, сокращение базы досуга детей школьного возраста, доминирование культа «успехи через насилие». Большая группа детей находится в условиях криминального окружения и не только вовлекается в преступную деятельность, но и подвергается риску различных форм насилия.

Таким образом, наблюдается рост факторов, существенно увеличивающих риск насилия.

Работа должна включать в себя следующие виды деятельности: диагностика, профилактика, коррекция.

Диагностическая работа проводится в 3 этапа.

1 этап . На первом этапе, по отзывам педагогов, из всех детей выделяются те, у кого есть различного рода проблемы в адаптации, а именно:

— трудности в обучении;

— неуверенность в себе;

— трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;

Основным методом является экспертная оценка. В роли экспертов выступают воспитатели. Психолог образовательного учреждения просит их ответить на вопрос о том, у каких именно детей из их группы наблюдаются вышеперечисленные проблемы в адаптации. Для проверки полученных данных и преодоления возможной объективности педагога рекомендуется воспользоваться и другими методами:

  • наблюдением за поведением детей во время занятий, игр, на прогулке,
  • используя психодиагностические методики по оценке уровня дезадаптированности (например, модифицированным вариантом теста

«Диагностика межличностных отношений в группе», активными рисуночными методиками и пр.).

2 этап. Выявление родителей, учеников, нарушающих права детей, то есть применяющих к ним физическое или психическое насилие. С этой целью проводится:

  • диагностика агрессивности родителей детей, имеющих трудности в адаптации, а также выявляются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители этих детей.
  • Диагностика поведения учеников в коллективе и социальные взаимосвязи.

С помощью метода опроса из родителей детей, имеющих трудности в адаптации, выделяются те, кто нарушает права своих детей. На этом этапе применяются анкетирование и опросник Басса-Дарки. Анкета содержит вопросы относительно частоты применения личных воспитательных мер

к ребенку. Опросник Басса-Дарки используется для уточнения данных анкетирования, а именно — выявления тех родителей, у которых выраженная физическая агрессия, вербальная агрессия, раздражительность.

По результатам этого этапа диагностики выделяются те семьи, в которых нарушаются права ребенка. Это те семьи, в которых хотя бы один из родителей или использует физические наказания, или имеет высокий балл по одной из шкал опросника Басса-Дарки.

Методикой выявления взаимоотношений в коллективе сверстников служит «Социометрия», которая позволяет выявить не только социальные связи детей, но и сформированные группы.

Методика оценки удовлетворенности воспитанниками различными сторонами жизни коллектива позволяет выявить учащихся, которым не комфортно в коллективе, а так же выявить причины дискомфорта.

3 этап. Диагностика особенностей семейного воспитания, особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых заметны нарушения поведения детей (агрессор или аутсайдер).

Целью этого этапа является анализ тех родительских установок реакций, а также психологических проблем родителей, которые ведут к нарушению прав ребенка в семье.

Для выявления особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в семьях мы предлагаем использовать методику измерения родительских установок и реакций (РАRY) и опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия.

Для получения дополнительной информации об особенностях эмоционального контакта родителей с ребенком используется опросник детско-родительского взаимодействия.

Профилактическая работа системы профилактики жестокого обращения в отношении детей основывается на семейно-центрированном подходе, предполагающем ориентацию на внутренние ресурсы семьи и направлена на формирование у населения семейных ценностей и социальной активности в отношении поддержания психосоциального благополучия семьи и в первую очередь детей. В этой связи, ключевым элементом планирования действий по преодолению жестокого обращения должен стать комплекс эффективных и всесторонних первичных, вторичных и третичных профилактических мер, центрированных на ребенке и ориентированных на семью, который основывается на межведомственном сотрудничестве и координации с обязательным участием органов управления и учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, правоохранительных органов и органов правосудия, а также органов, отвечающих за бюджетирование и финансирование этой деятельности.

Приоритетным направлением деятельности по защите детей от жестокого обращения является первичная профилактика – предупреждение возникновения факторов риска проявления жестокого обращения, выявление и коррекция проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение условий для эффективного выполнения функций семьей (репродуктивной, педагогической, функции социализации и т.д.).

Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы. Практика, а также многочисленные исследования показывать, что те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют те или иные трудности в адаптации: трудности в обучении, агрессия, трудности взаимодействии со сверстниками и взрослыми и т. д. Вторичная профилактика включает в себя создание инструмента выявления и передачи сигнала о случае жестокого обращения для реагирования на случай.

В общем плане можно выделить несколько основных этапов организации выявления случая жестокого обращения и планирования помощи

Первый этап: прием информации

Собирать информацию о жестоком обращении с ребенком, которая может поступать из самых разных источников – соседи, друзья, прохожие, поликлиники, полиции, органов социальной защиты, граждан и т.д. с целью организации раннего выявления случаев жестокого обращения. Проведение информационной и образовательной работы с гражданами и специалистами, разъяснение им признаков жестокого обращения с детьми или пренебрежения их нуждами, порядка действий в случае обнаружения таких признаков. В соответствии с пунктом 3 статьи 56 семейного кодекса РФ должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Второй этап: расследование сигнала о случае жесткого обращения

на этом этапе необходимо проведение предварительной оценки выявленного случая жестокого обращения, социально-психологическая диагностика ситуации семьи, проведение первичного интервью с детьми и родителями.

После получения информации (сигнала) необходимо проведение проверки, целью которой является определить: а) имел ли место случай жестокого обращения, и б) безопасно ли ребенку оставаться в семье такую проверку могут проводить специалисты уполномоченных социальных учреждений, с представлением информации по результатам проверки в орган опеки и попечительства (или в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Третий этап: оценка безопасности ребенка. Своевременная и адекватная оценка безопасности и риска приобретает особое значение в ситуациях, когда ребенок подвергается физическому (сексуальному) насилию или находится в условиях отсутствия заботы и пренебрежения нуждами, так как при этих видах жестокого обращения ребенок может серьезно пострадать или погибнуть. Актуальное состояние ребенка оценивается по состоянию его физического здоровья, эмоциональному состоянию, опасности ближайшего

социального окружения и наличию высокого риска для его безопасности,

жизни и здоровья в случае оставления без помощи.

Четвертый этап: организация защиты ребенка, пострадавшего от

Каждая информация о случае жестокого обращения оценивается на предмет риска и безопасности для ребенка, а факт жестокого обращения расследуется.

После оценки риска принимается решение, остается ли ребенок дома; необходима ли выработка срочного плана безопасности для снижения риска, если он оценивается как высокий, или ребенка необходимо изъять из семьи и поместить в соответствующее учреждение, во временную семью или к родственникам, способным обеспечить безопасность и заботиться о ребенке.

Пятый этап: мониторинг динамики семейной ситуации

Необходимо отслеживать динамику работы с семьей, что позволяет не работать впустую, когда принятые меры не достигают намеченной цели, и вовремя корректировать план.

Шестой этап: завершение помощи

По итогам проведенных реабилитационных мероприятий необходимо осуществление профессионального мониторинга состояния семьи и ребенка. Задачей мониторинга является получение информации о решении поставленных реабилитационных задач, необходимости корректировки плана реабилитации семьи и ребенка, продолжении и перспективах реабилитационной работы с семьей.

Инфраструктура услуг по реабилитации пострадавших, а также совершивших жестокое обращение, предполагает создание условий для проведения социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, а также расширение сети служб по оказанию социальных услуг по предоставлению временного приюта женщинам с детьми, пострадавшим от жестокого обращения.

Коррекционная работа по защите детей от жестокого обращения

Работа по диагностике и профилактике поведения, ведущего к нарушению прав ребенка в семье, в школьном коллективе закономерно должна включать в себя и коррекционный блок.

В наиболее развернутой форме коррекционные задачи включают в себя:

• коррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности в адаптации к школе;

• коррекционные занятия с педагогами с целью оптимизации стиля общения с детьми;

• коррекционные занятия с родителями с целью преодоления трудностей семейного воспитания и изменения установок по отношению к ребенку.

Коррекционная работа с родителями в целом может вестись в следующих

1) в форме групповых дискуссий по темам уже проведенных информационных бесед (в качестве ведущих подобного рода групповых обсуждений проблем семейного воспитания выступают воспитатели и психолог образовательного учреждения);

2) в форме анализа конкретной проблемной ситуации (ведущие —воспитатель и педагог-психолог);

3) в форме тренинговых занятий, включающих в себя элементы тренинга коммуникативной компетентности, ролевой идентификации, личностного роста (ведущий — педагог- психолог).

Для выявления этих особенностей используются методики определение типа темперамента, определение самоотношения (Столин В.В., Пантелеев С.Р.), диагностика коммуникативных способностей.

План мероприятий в АУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка» город Радужный

на 2013 – 2015 учебный год

по противодействию жестокому обращению с детьми.

Еще по теме:

  • Исковое заявление образец на жкх Исковое заявление на управляющую компанию Выбор организации, которая осуществляет управление многоквартирным домом, не всегда оказывается удачным и, в случае конфликтов на этой почве, граждане могут направить в суд исковое заявление на управляющую компанию. Поскольку управляющие компании […]
  • Brassmen коллекторы Коллекторы BRASSMEN с расходомерами Коллекторный блок (гребенка) из нержавеющей стали марки 304 AISA (содержание хрома 18%, никеля 10%) 1” для теплых полов (с расходомерами) и радиаторного отопления (с вентильными вставками) с выходами 3\4 (наружная резьба) «евроконус» на 2 – 12 […]
  • Конституция как основной закон жизни общества Конституция как основной закон жизни общества. Конституция Республики Беларусь Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина. […]
  • Пенсия за пропавшего без вести ГУ Пенсионного Фонда России прекращает выплату пенсии по причине без вести пропавшего отца Получил по почте письмо с повесткой в суд в качестве заинтересованного лица . Заявитель - ГУ Пенсионого Фонда России. Отец находится в официальном розыске как без вести пропавший с 23.07.2006. В […]
  • Документы для освобождения от налогов пенсионеров Пенсионеры освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц Налог на имущество физических лиц выступает одним из основных источников формирования бюджета для муниципалитетов. Объектом налогообложения выступает недвижимость, оформленная в собственность населения. В настоящее […]
  • Договора купли продажи иркутск Купля-продажа земельного участка (или его доли) Примерный перечень документов: 1. Документ удостоверяющий личность сторон (паспорт); 2. Правоустанавливающий документ (Свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи; договор дарения и др.); 3. Кадастровый паспорт (при […]
  • Как оформить конверт для запроса котировок Детали участия в запросе котировок по 44‑ФЗ Отвечаем на распространенные вопросы участников запроса котировок: в какой форме подавать заявку, почему ее нельзя изменить, можно ли предоставить электронную выписку из ЕГРЮЛ. В какой форме подавать заявку? В 44-ФЗ есть противоречие в этом […]
  • Правила чтобы найти скорость 15. Формулы. Формула скорости, пути. Правила Скорость это физическая величина, показывающая, какое расстояние пройдет объект за единицу времени. Скорость 90 км/ч. обозначает, что объект за один час преодолеет 90 км. Давайте напишем формулу скорости. Формула это математическая запись, в […]