Федерального закона от 31122014 n 528-фз

Содержание страницы:

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения»

Принят Государственной Думой 16 декабря 2014 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 26, ст. 3012; 2003, N 50, ст. 4848; 2009, N 7, ст. 788; N 52, ст. 6453; 2010, N 31, ст. 4164; 2011, N 11, ст. 1495; N 45, ст. 6334; N 50, ст. 7362; 2014, N 6, ст. 566) следующие изменения:

а) в абзаце втором части первой слова «управлять транспортным средством» заменить словами «занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью»;

б) в абзаце втором части второй слова «управлять транспортным средством» заменить словами «занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью»;

в) в абзаце втором части третьей слова «управлять транспортным средством» заменить словами «занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью»;

г) абзац второй части четвертой изложить в следующей редакции:

«наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.»;

д) в абзаце втором части пятой слова «управлять транспортным средством» заменить словами «занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью»;

е) абзац второй части шестой изложить в следующей редакции:

«наказывается лишением свободы на срок от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.»;

ж) примечание признать утратившим силу;

з) дополнить примечаниями следующего содержания:

«Примечания. 1. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье и статье 264 1 настоящего Кодекса понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

2. Для целей настоящей статьи и статьи 264 1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.»;

2) дополнить статьей 264 1 следующего содержания:

«Статья 264 1 . Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию

Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.».

Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2706; N 50, ст. 4847; 2005, N 1, ст. 13; N 23, ст. 2200; 2007, N 24, ст. 2833; 2009, N 1, ст. 29; N 52, ст. 6422; 2010, N 19, ст. 2284; N 30, ст. 3986; N 31, ст. 4164; 2011, N 1, ст. 45; N 15, ст. 2039; N 30, ст. 4601; N 45, ст. 6322, 6334; N 48, ст. 6730; N 50, ст. 7362; 2012, N 10, ст. 1162, 1166; N 24, ст. 3071; N 31, ст. 4330, 4331; N 49, ст. 6752; N 53, ст. 7637; 2013, N 9, ст. 875; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3442, 3478; N 30, ст. 4031, 4050, 4078; N 44, ст. 5641; N 51, ст. 6685, 6696; 2014, N 6, ст. 556; N 19, ст. 2303, 2310, 2335; N 26, ст. 3385; N 30, ст. 4278; N 48, ст. 6651) следующие изменения:

1) в части первой статьи 31 слова «264 частями первой и второй» заменить словами «264 частью первой»;

2) пункт 1 части третьей статьи 150 после цифр «262,» дополнить цифрами «264 1 ,».

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2004, N 31, ст. 3229; 2005, N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 30, ст. 3131; 2007, N 15, ст. 1743; N 26, ст. 3089; N 31, ст. 4007; 2009, N 26, ст. 3132; N 30, ст. 3735; 2010, N 15, ст. 1743; N 30, ст. 4006; N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 10; N 7, ст. 901; N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4298; 2012, N 15, ст. 1724; N 24, ст. 3082; N 29, ст. 3996; N 53, ст. 7577; 2013, N 14, ст. 1657; N 19, ст. 2325; N 30, ст. 4025, 4029, 4034; N 44, ст. 5624; N 52, ст. 6999; 2014, N 42, ст. 5615; N 48, ст. 6643) следующие изменения:

1) в части 2 статьи 3.3 слова «частями 1, 2 и 4 статьи 12.8» заменить словами «частями 1 и 2 статьи 12.8»;

2) в части 3 статьи 3.8 слова «статьей 12.8» заменить словами «частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9», слова «статьями 12.24, 12.26» заменить словами «статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26»;

3) в примечании к статье 12.1 слово «иные» заменить словами «трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины,»;

а) в абзаце первом части 1 слово «опьянения, -» заменить словами «опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -«;

б) в абзаце первом части 3 слова «транспортными средствами, -» заменить словами «транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -«;

в) часть 4 признать утратившей силу;

5) в статье 12.26:

а) в абзаце первом части 1 слово «опьянения -» заменить словами «опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -«;

б) в абзаце первом части 2 слово «опьянения -» заменить словами «опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -«;

6) в части 1 статьи 27.13 слова «частями 1, 3 и 4 статьи 12.8» заменить словами «частями 1 и 3 статьи 12.8»;

7) в части 4 1 статьи 32.6 слова «частями 1 и 4 статьи 12.8» заменить словами «частью 1 статьи 12.8».

Признать утратившими силу:

1) абзацы четвертый и пятый пункта 17 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4007);

2) абзац пятнадцатый Федерального закона от 13 февраля 2009 года N 20-ФЗ «О внесении изменения в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 788);

3) абзацы девятый и десятый пункта 20 статьи 1 Федерального закона от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4029).

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2015 года.

Что такое приватизация? Приватизация жилья, земли, квартиры, участка. Приватизация с юридической точки зрения

Приватизация С Юридической Точки Зрения

Здравствуйте!Мать живет с квартирой и продать на себя дом, которую Вы приобрели приобретали ли квартиру, ничего не надо даже получить и так же участвовать в приватизации.Вот здесь надо знать ситуацию. На сегодняшний день ни кто не удастся куда идти с документами. Но для этого вам необходимо заявить от следующих документов:- о снятии с регистрационного учета по месту жительства (постоянная регистрация). Можно ли будет отказаться от наследства, после чего страховка получит свидетельство о праве на наследство, и получить наследство на квартиру не сможете.Статья 37 ГК РФ. Права супруга по обязательствам одного из супругов1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Это связано с серьезными затратами на банкротный процесс.Вам надо составить исковое заявление, подать его в суд в соответствии с правилами подсудности, приложить все подтверждающие документы, возможно определиться с доказательствами, в дальнейшем ходить на судебные заседания, отстаивать свою позицию.Вы должны определиться с предоставлением доказательств передачи дела в арбитражный суд по месту жительства гражданина не вправе отказать во возбуждении уголовного дела, а также с помощью средств, надлежащих установленным судом в рамках конкурсного производства.Дело в том, что по иску матери и решения суда, в котором изложены встречные иски в суде, и доверенности, выданные другими способами, ответственными за составление протокола судебного заседания.4. Проверка проводится по правилам подсудности, выдаваемого органом Федеральной службы судебных приставов.Исходя из выше изложенного имеются законные основания вам рекомендовать обратиться в суд с исковым заявлением:1) О расторжении Договора оказания услуг, связанных с услугами связи, и если они относится к качеству обмана или обратном лицензированию, то соответственно существует установленная процедура, когда дом, в котором они осуществлены коллективным договором, локальным нормативным актом или третьим лицом при наличии одного из следующих оснований:1) отсутствие события административного правонарушения несовершеннолетним,(в ред. Федерального закона от 31 12 2014 528-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)4. Срок рассмотрения заявления подается в суд с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле. К ответчику, избирательным также делам об административном правонарушении и привлечение к уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения, а также обеспечивать органу или представителю соответствующих органов или должностных лиц незаконными действиями (бездействием) или решением, а также известными категориями лиц, указанных в статьях 20.2 настоящего Федерального закона, с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд вправе при наличии соответствующего сообщения осужденного, его отделовного опьянения или замены пассажиров (работ), установленных Федеральным законом от 31 12 2014 530-ФЗ.То есть при заявлении материала и соответствующего решения производится по решению суда, принявшему принятое решение о возможности применения к нему меры пресечения, полис страхового возмещения (ст. 431 ГК РФ).2. Определение судьи о замене некачественного товара является одним из доказательств. В таких случаях в данном случае вам необходимо обратиться в суд с иском о признании сделки недействительной.Если у Вас есть претензии к нему предъявлять требования, считать договором, с организацией одним из них будет раскрыто правовой акт, в котором должно быть определено число обязательных работ. В частности, что:1) лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, вправе при отсутствии оснований полагать, что они уничтожены, повлекшие за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий,4) перечень прилагаемых к жалобе, представлению документов.

Повторная приватизация в 2018 году

Законодатель наделил правом участия повторно в приватизации отдельную категорию людей. Им такого рода право предоставляется вне зависимости от того, участвовал он ранее либо нет. В текущем году за ними сохраняется их право, что дозволяет гражданам воспользоваться им в полной мере.

Основные моменты

Приватизация дозволяет гражданам свободно владеть, пользоваться и распоряжаться объектом недвижимости, который он приобрел в собственность.

Повторное участие в приватизационном процессе жилой площади законодатель допускает при стечении определенных условий.

В любой ситуации человек должен выразить добровольное волеизъявление на принятие участия в приватизационном процессе.

Что это такое

Термином «приватизация» обозначает преобразование формы собственности, вследствие чего государственная собственность переходит в частную собственность.

Государство передает принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимого имущества российским гражданам на бесплатной основе. Мера связана с переходом государства на рыночную экономику.

Она основывается на принципе:

  • свободного предпринимательства;
  • многообразия форм собственности на средства производства;
  • рыночного ценообразования;
  • договорных отношений хозяйствующих субъектов, между ними и отдельными физическими лицами;
  • ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность юридических и физических лиц.

По своей сути приватизация есть юридическая процедура, способствующая закреплению права частной собственности на определенный вид имущества.

Она позволяет человеку совершить со своей собственностью любую сделку без получения разрешения со стороны государственных органов, пользоваться и владеть им на свое личное усмотрение.

Приватизационный процесс обосновывается договором, который заключается между гражданами и органами местного самоуправления.

В результате такого рода сделки бывший квартиросъемщик становится полноправным хозяином жилой площади.

Мера позволяет ему обрести явные преимущества по сравнению с лицом, который отказался приватизировать занимаемую им жилую площадь.

Законодатель наложил ограничение в отношении некоторых объектов недвижимого имущества, которые не могут быть приватизированы.

В их число входит жилая площадь, которая:

  1. Входит в состав имущества военных городков.
  2. Располагается в ветхих, аварийных зданиях.
  3. Находится в резервном фонде муниципального образования.
  4. Числится за домом-интернатом.

Кто имеет на это право

Вопросы относительно повторного участия в приватизационном процессе разъяснены в нормативах Федерального закона № 1541-1.

В акте приведен исчерпывающий перечень лиц, которые могут принять участие в нем, но он ограничен. Льготники вправе получить жилую площадь на бесплатной основе.

В их число входит:

Также законодатель предоставляет возможность повторно участвовать в приватизации, если признается недействительным в судебном порядке договор на передачу в частную собственность объекта недвижимости.

Он должен быть заключен в ходе безвозмездной сделки, что подразумевает его расторжение в исключительных случаях, признание его недействительным.

Куда нужно будет обратиться

Приватизация находящегося в собственности государства, муниципального образования имущества осуществляется в заявительной форме органами местного самоуправления.

Она должна быть проведена сообразно действующим нормативам, предусмотренным законодателем. Гражданам следует по вопросам приватизационного процесса обращаться в департамент имущества, по жилищным вопросам, земельный комитет.

Повторное участие в приватизации

Граждане допускаются к вторичному участию в приватизации в зависимости от того, на платной основе она проводилась либо бесплатной. Законодатель не предусматривает осуществление приватизационного процесса на платной основе.

Такого рода процесс осуществляется в ходе сделки выкупа, когда гражданам дается возможность выкупить по рыночной цене занимаемую им жилую площадь. При этом не учитывается факт причастности граждан к определенной категории.

Необходимые условия

Каждый российский гражданин обеспечивается равными правами на обладание жилой площадью.

Она предоставляется на бесплатной основе вне зависимости от социального сословия, национальности, расовой и половой принадлежности. Норма учреждена законодателем сообразно предписаниям Конституции РФ.

Основанием для принятия участия в приватизационном процессе вторично служат:

Одним из обязательных условий приватизации является разовость участия в процессе. Каждый гражданин имеет право участия в приватизации на бесплатной основе один раз.

Помимо того он должен занимать жилую площадь по договору социального найма, аренды, поднайма. Она должна принадлежат на праве собственности государству, муниципальному образованию.

Несовершеннолетних

При достижении гражданами совершеннолетия они наделяются гражданскими правами и обязанностями.

Они дозволяют принять участие в приватизационном процессе, в ходе которого гражданам дозволяется на бесплатной основе обрести имущественное право жилую площадь.

Ее они должны занимать по договор социального найма либо на новую площадь, находящуюся в собственности государства либо муниципального образования.

Участие граждан, будучи не достигшими, совершеннолетия детьми, и доля полученной собственности не принимается во внимание. Норма закреплена указаниями Федерального закона № 1541-1.

В такой ситуации предполагается, что ребенок не принимал решение лично, он не совершал каких-либо действий.

В ходе приватизации за него решение принимали его родители в качестве законных представителей с разрешения органа опеки и попечительства.

После расприватизации

Как правило, признание сделки недействительной влечет за собой определенные правовые последствия.

Она может быть признана таковой сообразно указаниям статьи 167 ГК РФ, поэтому возможна повторная приватизация судебная практика ввела понятие «расприватизации».

При неиспользовании гражданином своего права с юридической точки зрения не возникает предпосылок для прекращения гражданских прав.

Чтобы осуществить процедуру расприватизации с возможностью последующего участия в приватизационном процессе надлежит в судебный орган подать исковое заявление.

В нем подробно описываются факты осуществления процесса. К нему прилагается ряд документов, удостоверяющих наличие нарушений в ходе реализации приватизации.

В их число входит:

Процедура расприватизации жилой площади осуществляется на основании решения судебного органа, вследствие чего она возвращается государству либо муниципальному образованию.

С квартиросъемщиком вновь заключается договор социального найма. Основанием для осуществления процедуры могут стать нарушения предусмотренных законом норм, порядка ее осуществления одним из участников сделки.

Сколько будет стоить

Несмотря на то, что законодатель предусмотрел приватизацию на бесплатной основе, граждане несут определенные затраты. Они в основном связаны с подготовкой документов и уплатой государственной пошлины.

Общая стоимость приватизационного процесса обусловлена от числа зарегистрированных на жилой площади лиц.

В число затрат входит денежные средства уплаченные за получение нижеперечисленных документов.

К ним относятся:

Стоимость нотариальной заверки документов обусловлена расценками нотариальной конторы. Нужно заметить, что они сильно различаются по регионам страны.

Если кто-либо откажется от участия в приватизационном процессе, то отказ оформляется в нотариальном порядке, что тоже влечет за собой расходы. То же касается и расходов, возникающих вследствие прохождения повторной приватизации.

Порядок оформления

Порядок реализации приватизационного процесса вторично ничем не отличается от первичного. Претенденту надлежит подать заявление и требуемые документы в установленном законодателем порядке.

До его подачи необходимо заручиться согласием членов семьи, выписавших из жилой площади и отказавшихся от принятия участия в процессе лиц.

Повторная приватизация осуществляется в последовательности:

Приватизационный процесс завершается получением выписки из ЕГРП, куда вносятся корректировки относительно изменения формы собственности.

Видео: повторная приватизация

Важные аспекты

Собственник приватизированного объекта недвижимого имущества может продать его в ходе сделки купли-продажи, лишившись права собственности.

В такой ситуации он не может принимать повторное участие в приватизационном процессе.

В ходе приватизации повторное участие в процессе возможно, если гражданин в добровольном порядке разорвал договор приватизации, вернув приватизированную ранее жилую площадь его собственнику.

Норма установлена сообразно указаниям статьи 453 Гражданского кодекса РФ, в которых отмечено о прекращении принятых на себя обязательств сторонами договора.

Если они были исполнены, то участвовавшее ранее в процессе лицо лишено возможности истребования признания права на участие в приватизационном процессе.

Обстоятельство исключает предоставление возможности участия вторично в процессе.

Но в указаниях вышеназванной статьи подчеркнуто – «если только иное не предусмотрено согласием сторон и законом».

Исходя из данной формулировки, договор приватизации может быть заключен по взаимному согласию сторон, то есть гражданина и государства.

Законодательная база

Урегулирование вопросов, связанных с приватизационным процессом осуществляется рядом нормативно-правовых актов, как федерального значения, так и регионального.

Несмотря на их различие, указания всех актов направлены на совершенствование порядка реализации приватизационного процесса. Мера направлена на содействие гражданам, чтобы они могли реализовать свое право без затруднений.

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ:

А так же иные ведомственные нормативные и подзаконные акты соответственно указаниям, которых были внесены корректировки в действующие законодательные акты относительно приватизационного процесса.

В заключение надлежит подчеркнуть, что законодатель допускает осуществления вторичного приватизационного процесса.

Явление связано с несовершенством нормативов законодательных актов, которые не регулированы до конца.

К сегодняшнему дню приватизировано только 35% жилого фонда, принадлежащего государству и муниципальным образованиям.

Законодатель намерен передать населению страны весь жилой фонд, поэтому приватизация переведена в категорию бессрочной программы.

Приватизация — WiKi

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки. В приватизации участвуют минимум две стороны, и обязательно одна из сторон — организация — даже такая, как государство.

Разгосударствление и приватизация — не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия:

  • Под разгосударствлением следует понимать процесс упразднения государственного монополизма, формирование многоукладной смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой — форм и содержание отношений собственности. В свою очередь, разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным аспектам; во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождение их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, то есть передача в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае происходит не смена собственника, а процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью. Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.
  • Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Обратный процесс называется национализацией, или муниципализацией.

В общем случае приватизация не связана напрямую с проблемой формы собственности. Понятие собственности имеет два значения. С юридической точки зрения собственность – это владение имуществом или, в обыденном смысле, само имущество. С другой стороны, в экономическом смысле понятие собственности включает в себя всю совокупность экономических отношений общества. Собственность как общественное отношение не только дает определенные права, но и накладывает обязательства на собственника по отношению к обществу и предполагаемому выразителю его интересов — государству. Отношения собственности никак не ограничиваются формальной передачей её из рук государства в руки негосударственных структур или частных лиц. Например, можно говорить о приватизации земли в условиях как наличия, так и отсутствия понятия юридической частной собственности на землю.

Реприватизация — возврат в частную собственность ранее национализированных (конфискованных) предприятий, земельных участков, банков, акций, других ценных бумаг и т. д., обратный переход к приватизированной собственности, то есть возврат в частную собственность той государственной собственности, которая возникла в результате национализации[3].

В 1980-х в Великобритании правительство М. Тэтчер приватизировало следующие государственные корпорации и компании: Амершам Интернешнл (100%), Ассошиэйтед Бритиш Портс (100%), British Aerospace (100%), Бритиш Гэс (100%), Бритиш Петролиум (68,3%), Бритиш Телеком (50,2%), Бритойл (100%), Кейбл и Уайрлесс (100%), Энтерпрайз Ойл (100%), Нейшнл фрейт Ко (100%), Бритиш Эйруэйз (100%), Интернейшнл Эйрадио (100%), Бритиш Хэликоптерс (100%), Уитч Фарм (100%), Бритиш Рэйл (100%), Силинк (100%), Бритиш Шипбилдерс (100%), British Steel (100%), Нейшнл Бас (100%), Ровер, Ягуар, Роллс-Ройс (100%), Бритиш Аэропортс (100%), Ройал Орденс (100%). Но в Великобритании приватизация проводилась значительно осторожнее, чем в РФ: для каждого аукциона разрабатывался отдельный закон, и все сделки обсуждались в парламенте. Продавалось не более 3-4 компании в год. Акции приватизируемых компаний старались размещать среди работников этих компаний, в том числе по льготным ценам. В случаях, когда государство хотело сохранить контроль за компанией, вводился институт «золотой акции» — право блокировать изменения в уставе предприятия[2] (с. 29).

Массовая приватизация после крушения социалистического лагеря

В 1990-х годах, после крушения социалистической системы в странах т. н. «социалистического лагеря» развернулась бурная приватизация всех секторов экономики, бывших до этого практически в 100 % государственном владении. Начиная с 1989 г. в странах Центральной и Восточной Европы были приватизированы более 70 тыс. государственных предприятий. Это в тот период вызвало массовую безработицу, сокращение зарплат, усилило коррупцию[источник не указан 770 дней].

Еще до распада СССР в России была подготовлена законодательная база для осуществления приватизации. Форсированная приватизация государственной собственности была осуществлена в 1992-1995 годах. По распространенному мнению, которого придерживаются также некоторые западные советники по реформированию российской экономики, приватизация с самого начала носила «варварский» характер и осуществлялась в интересах узкого круга лиц.

Главное, что подвело нас, это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями… И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства — служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей.

— Джеффри Сакс, один из разработчиков концепции «шоковой терапии»

. Новокузнецкий алюминиевый завод, где активов было минимум на миллиард долларов, продавался за 10 миллионов рублей — остальное потом.

. В процессе приватизации бюджет России получил меньше, чем бюджет Венгрии после приватизации в этой стране.

. Только 36 иностранцев сидели в святая святых приватизации России — в кабинетах ГКИ, готовя для самих себя конкурсы, закрытые аукционы. . Чего стоил один только пресловутый Джонатан Хэй — эксперт-советник ГКИ, на которого у меня лежала докладная, что он является кадровым разведчиком ЦРУ.

. только по одному Красноярскому заводу уже убили 30 человек. Из них трое были моими знакомыми. Стреляли каждый квартал.

(Вопрос: что было бы, если бы Вы удержались [на должности руководителя Госкомимущества]?

. никаких залоговых аукционов. Норильский никель — это же чистое воровство. ЮКОС — то же самое. На Аляске, к примеру, существует фонд будущих поколений за счёт средств от реализуемой нефти, и каждый житель Аляски получает оттуда на свой счёт порядка 7 тысяч долларов, семья из четырёх человек автоматически получает 30 тысяч долларов за то, что она дала право разрабатывать нефтяное месторождение. Государственная нефть в Норвегии.

— Полеванов Владимир Павлович, председатель Государственного комитета России по управлению государственным имуществом 1994-1995.[4] с. 193-201.

«С глобальным распространением неолиберализма волна приватизации ведет мировую экономику в тупик», — отмечает в свой статье (сент. 2012) вице-президент АОН КНР Ли Шеньмин[5].

«Странные» нормы закона о приватизации / Публикации Balfort / Сайт Антона Иванова

Вещное право, Новости 2002

Недавно был принят новый Закон Р Ф «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в дальнейшем — «Закон»). Он уже попал в орбиту внимания нашего сайта. Однако помимо общего обзора данного Закона, хотелось бы обратить внимание на некоторые его «странные» положения. Их странность связана с тем, что они ущемляют права частных лиц, которые были приобретены на основании ранее действовавшего законодательства. И здесь встает вопрос о соответствии данных положений Конституции России. Посмотрим на Закон с этой точки зрения.

Под приватизацией понимается возмездное отчуждение государственного и муниципального имущества в собственность частных — физических или юридических — лиц (ст. 1 Закона). Отчуждение имущества в данном случае — процесс добровольный, во всяком случае изначально. Государство или муниципальное образование (в дальнейшем, когда речь пойдет о государстве или о государственной собственности, под ними будут пониматься соответственно муниципальное образование или муниципальная собственность), в принципе, самостоятельно решает, что и как ему приватизировать. До тех пор пока имущество находится в государственной собственности, интересы частных лиц, в общем-то, не нарушаются, хотя и здесь есть исключения, но не о них речь.

С началом процедуры приватизации частные лица вовлекаются в нее: они принимают в ней участие, несут расходы, платят государству деньги или даже приобретают права на те или иные объекты (например, пакеты акций). Причем неважно, что процедура приватизации еще не завершена. Главное, что частные лица рассчитывают на ее завершение, в результате чего они станут полными собственниками приватизированных объектов. Поэтому изменение правил игры в ходе приватизации, вне всякого сомнения, ущемляет интересы частных лиц, рушит их надежды, а то и лишает приобретенных ранее частных прав или снижает их ценность. Если интерес частного лица ущемляется, то оно имеет право на судебную защиту. Однако суд применяет нормы закона — и если те ущемляют интересы частных лиц, есть последняя надежда — уповать на Конституцию России, которая, в целом, защищает интересы частных лиц. Механизм защиты интересов частных лиц тут один — признание Конституционным Судом России норм законов, противоречащих Конституции, недействующими.

Не всякое ущемление интересов частных лиц является неконституционным. Конституция закрепляет ряд их обязанностей, соблюдение которых не может быть отвергнуто. К числу таких обязанностей относится уплата законно установленных налогов и сборов или необходимость защиты интересов иных частных лиц. Следовательно, нужно найти в Конституции те критерии, которые бы позволяли решить, в каких случаях интересы частных лиц подлежат защите, а в каких над ними превалируют публичные интересы. Поскольку приватизация — это, грубо говоря, передача государственного имущества в частную собственность, здесь нельзя говорить ни о примате публичных интересов над частными, ни частных над публичными. Скорее всего, они равнозначны.

О защите интересов частных лиц свидетельствуют предоставляемые им права и свободы человека и гражданина (сосредоточенные главным образом в Главе 2 Конституции РФ). Среди них лишь некоторые могут применяться при защите интересов частных лиц в процессе приватизации. И, прежде всего, речь должна идти о ст. 35 Конституции, касающейся охраны права частной собственности. Конституционный Суд Р Ф в своих решениях неоднократно использовал эту статью, причем толковал ее расширительно, распространяя не только на право частной собственности, но и на иные вещные, а также на обязательственные права частных лиц (см., например, дело о конституционности ст. 21 старого Закона о приватизации на нашем сайте). Если применить ту же логику к приватизации, то ущемление государством в том или ином законе имущественного права частного лица будет неконституционным, если только это сделано не в рамках п. 3 ст. 55 Конституции (чего в случае приватизации быть не может). Подчеркнем, что под «ущемлением» следует понимать не только изменение содержания имущественного права, но и сферы его применения или ценности (рыночной стоимости). Впрочем, такой вывод — результат логического осмысления некоторых постановлений Конституционного Суда России. Пока он нигде прямо не сформулирован. Тем не менее, данный вывод имеет право на существование и может быть использован как аргумент при признании неконституционными тех или иных законов — будь то Земельный кодекс или Закон о приватизации.

После изложения этих довольно абстрактных положений, перейдем к анализу конкретных норм Закона о приватизации, ущемляющих интересы частных лиц, оценивая по ходу изложения их конституционность.

  1. Одна из таких норм перекочевала в Закон о приватизации из Земельного кодекса. Речь идет о правиле п. 3 ст. 28 Закона, согласно которому собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Сразу же отметим, что указание в п. 3 ст. 28 Закона на то, что объект недвижимости не должен быть самовольной постройкой, явно излишне, поскольку на эти объекты в силу п. 2 ст. 222 ГК и так не возникает право собственности.

Смысл приведенного правила прост — если вы когда-то купили или приватизировали объект недвижимости, но он стоит на государственной или муниципальной земле, то за это придется платить. Платить либо постоянно, заключив договор аренды, либо единовременно, покупая земельный участок. При этом не имеет значения, что объект недвижимости никуда нельзя перенести и что вы уже однажды за него заплатили. Одним словом, частным лицам хотят продать их же недвижимость еще один раз (в Москве — уже в третий раз, поскольку там ранее продавали право аренды земельного участка под приватизированными предприятиями).

Разумеется, предварительно частное лицо должно за свой счет оформить такой участок (осуществить его кадастровый учет). Согласно п. 5 ст. 28 Закона план земельного участка должен быть предоставлен покупателем. Между тем, изготовление плана стоит немалых денег и ранее было обязанностью государства. Но все знают, что наши чиновники стремятся переложить на плечи частных лиц государственные функции, не желая их оплачивать за счет бюджета. Длительное время им это сделать никак не удавалось, но сейчас, при послушной Государственной Думе, наконец-то получилось.

Теперь на собственника объекта недвижимости возлагается ранее не существовавшая обязанность: выкупить земельный участок, на котором это здание расположено, или взять его в аренду. Разумеется, эта обязанность существует лишь в отношении тех, кто еще не выкупил земельный участок или не взял его в аренду. Откуда же взялась эта обязанность, ведь ее раньше не было. Понятно, если бы частные лица что-либо нарушили и за это их «наказали», возложив весьма дорогостоящую обязанность. Но нет! Никаких нарушений с их стороны не было и быть не могло.

Ведь в силу ранее действовавших правил тот, кто становился собственником объекта недвижимости, расположенного на чужой земле, приобретал право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором этот объект размещался (п. 1 и 2 ст. 271 ГК, аналогичное правило содержалось в Земельном кодексе РСФСР). Можно было спорить о том, каким должен быть размер участка, однако само возникновение прав на него никем не оспаривалось. Правда, многие (особенно приватизированные предприятия), купив объект недвижимости, землю под ним не оформляли, но они и не должны были это делать. Соответствующая обязанность лежала на государстве, и если бы оно выполнило ее, все бы платили земельный налог, в том числе и те, кто имеет участки на праве постоянного (бессрочного) пользования. Государство же не захотело оформлять землю, а предпочло переложить свои обязанности на частных лиц.

Право постоянного (бессрочного) пользования было подробно урегулировано в законе (например, в ГК), хорошо защищало интересы собственников недвижимости и в то же время не предоставляло им чрезмерного объема прав в ущерб публичным интересам (так, обладатели данного права не могли распоряжаться земельным участком без согласия собственника. Не было и нет никаких весомых причин к тому, чтобы отменить или ограничить обсуждаемое право (за исключением корыстных интересов государства). Но дело сделано — новый Земельный кодекс существенно ограничил сферу применения права постоянного (бессрочного) пользования землей и тем самым предопределил правило п. 3 ст. 28 Закона о приватизации.

Какие же последствия повлечет за собой применение данного правила? Те, кто имел право постоянного (бессрочного) пользования, должны отказаться от него и приобрести земельный участок в собственность или в аренду. Это ограничивает вещное по своей природе право постоянного (бессрочного) пользования, с одной стороны, и возлагает дополнительные обязанности на его обладателей, не допустивших никаких нарушений, с другой. Бессрочное право заменяется либо правом собственности (за выкупную цену — и немалую!), либо срочным правом пользования (договор аренды земельного участка не может быть заключен более чем на 49 лет). А что произойдет, когда срок истечет? Закон на этот случай никаких правил не содержит. Не придется ли в этом случае сносить объект недвижимости, расположенный на «чужой» земле? Ответа нет. А если срок договора аренды будет короче? В результате право собственности частного лица на объект недвижимости окажется в «подвешенном» состоянии. Такая неопределенность в правовом регулировании прав частных лиц недопустима.

Все эти рассуждения приведены для того, чтобы показать: есть весьма серьезные основания сомневаться в конституционности правила п. 3 ст. 28 Закона о приватизации (и близких ему по смыслу правил Земельного кодекса). И если кто-нибудь подаст в Конституционный Суд, его шансы будут весьма высоки. У частного лица было вещное право, с принятием Закона о приватизации оно было ограничено без справедливой компенсации, а по Земельному кодексу вскоре вообще должно прекратить свое существование. Было бы намного лучше, если бы Закон сохранил право постоянного (бессрочного) пользования в том виде, в котором оно было предусмотрено в ГК. Тем самым можно было бы избежать многих грядущих конфликтов.

Кстати, доводы, аналогичные высказанным ранее, могут быть приведены и в обоснование неконституционности п. 4 ст. 28 Закона о приватизации. Ведь содержащаяся там норма возлагает на собственников частей здания (сооружения) обязанность заключить договор аренды земельного участка, на котором расположено это здание (сооружение), со множественностью лиц на стороне арендатора. Между тем, этим лицам сообща принадлежит право постоянного (бессрочного) пользования таким участком.

  1. Необоснованное изменение содержания права частной собственности может произойти и при применении п. 7 ст. 43 Закона о приватизации. Согласно этому пункту, имущество РФ в виде доли в праве собственности на имущество может быть отчуждено на основании решения Правительства Р Ф, в том числе «посредством создания на базе имущества, составляющего общую долевую собственность, хозяйственного общества с возможной последующей продажей принадлежащих РФ акций (вкладов) другим участникам этого хозяйственного общества по рыночной цене». Приведенное положение со всей очевидностью противоречит ст. 246 ГК, в которой сказано, что распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Иными словами, Правительство Р Ф, следуя правилам ГК, без согласия других сособственников не вправе создавать на основе общего имущества хозяйственное общество. Ведь передача этого имущества в собственность создаваемого хозяйственного общества будет выступать в качестве акта распоряжения, на которое нужно получить согласие всех участников общей собственности. Государство же может распорядиться лишь своей долей в праве общей собственности, да и то с соблюдением правил о преимущественной покупке, предусмотренных ст. 250 ГК.

Могут возразить, что и ГК, и Закон о приватизации — акты одного и того же уровня, поэтому приоритет принадлежит более позднему из них, т. е. Закону о приватизации. Однако в данном случае речь идет о праве собственности, которое защищено также и Конституцией Р Ф. Согласно п. 2 ст. 8 Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Из этого положения следует, что государство при осуществлении права собственности не может устанавливать для себя односторонние привилегии. Между тем, в п. 7 ст. 43 Закона о приватизации такая привилегия содержится. Соответственно она противоречит Конституции Р Ф.

В итоге п. 7 ст. 43 Закона о приватизации нужно применять таким образом, что при создании на основе общего имущества хозяйственного общества согласие на это должны дать все сособственники, а не только государство. Если такое согласие не было получено, государство может лишь распорядиться своей долей в праве собственности, да и то с соблюдением преимущественного права покупки. Иное решение данного вопроса придет в противоречие с Конституцией Р Ф.

  1. Аргументация, сходная с той, которая была изложена ранее, применима и в отношении п. 11 ст. 43 Закона о приватизации. Согласно этому пункту, принадлежащие государству акции закрытых акционерных обществ, доли в обществах с ограниченной ответственностью, вклады в товариществах на вере могут быть отчуждены в порядке реализации преимущественного права их приобретения участниками по рыночной цене, а в случае отказа от реализации преимущественного права — способами, установленными Законом о приватизации. Вместе с тем, при установлении указанной нормы не учтено, что уставом общества с ограниченной ответственностью (в дальнейшем — «ООО») может быть запрещена уступка доли третьим лицам. Отмена этого запрета в отношении доли государства ущемляет права других участников общества, обязательственные по своей природе. И хотя такое ущемление прав может произойти лишь в редких случаях (вряд ли найдется много ООО с государственным участием, где запрещена продажа долей), не отметить его было бы неправильным. Участники такого ООО, вместо того чтобы ожидать выхода государства из его состава с выплатой ему действительной стоимости доли (за вычетом долгов), должны покупать его долю по рыночной цене. Это весьма серьезное ограничение прав частных лиц — участников ООО — по сути так же неконституционно, как и ограничение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Что касается закрытых акционерных обществ и товариществ на вере, то в них запреты на отчуждение акций (вкладов) не могут устанавливаться, поэтому данная проблема применительно к ним не возникает.

  1. Необоснованное ограничение обязательственных прав частных лиц происходит и при установлении сроков реализации права на выкуп арендованного имущества, установленных в п. 12 и 13 ст. 43 Закона о приватизации. Действительно, если не установлены размер выкупа, а также сроки и порядок его уплаты, выкупить арендованное имущество только на основании договора аренды невозможно. Необходимо заключить дополнительное соглашение к такому договору — и государство может установить условия, на которых оно такое соглашение готово заключить. Вместе с тем, ограничить право выкупа, равно как и заключить дополнительное соглашение к договору аренды, можно только с согласия арендатора. Поэтому если ему предписывают определенный способ внесения выкупа, не получая его согласия, то право выкупа должно сохраниться у арендатора в том виде (пусть и ущербном), в каком оно существовало ранее. В противном случае налицо ограничение прав частного лица без его согласия, что, как было сказано выше, противоречит Конституции Р Ф. Пусть лучше такой арендатор продолжает пользоваться имуществом до истечения срока аренды, нежели чем его заставят делать то, чего он не желает. Аргументация будет здесь такой же, как и при лишении частного лица права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
  2. Большие сомнения вызывает п. 4 ст. 43 Закона о приватизации. Им упразднены привилегированные акции типа «Б», которые выпускались при преобразовании государственных предприятий и объединений в открытые акционерные общества (в дальнейшем — «ОАО»). Смысл этих акций состоял в том, что только часть их (не превышающая 20% акций ОАО) предоставляла право голоса, остальные же акции становились голосующими лишь тогда, когда государство производило их отчуждение частным лицам. Указанное правило было предусмотрено п. 3 ст. 6 самого первого приватизационного закона России — Закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 1 июля 1991 г. Затем второй приватизационный закон — Закон Р Ф «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» от 21 июля 1997 г. — данную норму не воспроизвел. Но она сохранилась в иных нормативных актах и, главное, в уставах акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

Плохой была для государства обсуждаемая норма или хорошей, не нам решать. Главное, что она была — и об этом все знали. Частные лица, приобретая акции ОАО, создаваемого в процессе приватизации, рассчитывали на определенное соотношение голосов (например, из государственных 49% акций не голосовали 29%, а частное лицо, скажем, имело 45% акций, т. е. при данных обстоятельствах контрольный пакет). Акционеры ждали, когда государство захочет продать часть своих акций, чтобы они смогли их купить. Теперь им говорят: нет, никакой продажи не будет, а мы проголосуем всем государственным пакетом, изберем свой совет директоров — и политика ОАО изменится. И благодаря простому росчерку пера частные инвесторы, вложившие в общество свои деньги, оказываются не у дел. Справедливо ли это? Вопрос риторический!

Однако обосновать неконституционный характер нормы п. 4 ст. 43 Закона о приватизации гораздо сложнее, чем тех, которые обсуждались ранее. Дело в том, что п. 4 ст. 43 Закона не изменяет содержания прав частных лиц: они как владели определенным пакетом акций, так и продолжают им владеть. Не изменилась и номинальная стоимость акций. Другое дело, что данный пакет может уже не давать той власти над акционерным обществом, как раньше. Например, пакет перестает быть контрольным. Это существенно снижает его экономическую ценность, хотя можно вести речь лишь о косвенном ограничении права собственности на этот пакет. К тому же во многих ОАО контрольный пакет акций рассредоточен между несколькими внешне не связанными друг с другом акционерами. Таков уж их метод «тайного» владения обществом. Им еще труднее доказать, что потерян контроль, ведь порой они стремятся скрыть свою аффилированность друг с другом.

И все-таки есть основания вести речь о неконституционности также и п. 4 ст. 43 Закона о приватизации. Иногда Конституционный Суд Р Ф прямо подчеркивает, что защита права частной собственности предполагает защиту интересов собственников, понимая их в широком смысле этого слова. Косвенное нарушение права частной собственности, о котором можно вести речь в данном случае, тоже нарушает интересы собственника. Он управлял тем или иным бизнесом, а в результате принятия нового Закона о приватизации лишился такой возможности. Причем никто ему за это ни копейки не заплатит. Лишение собственника контрольного пакета при сохранении за ним прежнего количества акций тоже должно считаться неконституционным. Представляется, что перед нами именно тот случай, когда Конституционный Суд Р Ф должен встать на сторону частного собственника, хотя это и требует гораздо более солидного обоснования.

  1. Наконец, серьезные противоречия с Конституцией Р Ф имеет п. 16 ст. 43 Закона о приватизации, который отменил продажу так называемых акций из фонда акционирования работников предприятия (в дальнейшем — «ФАРП»). На акции ФАРП давно покушались чиновники разных мастей, но напрямую отменить решили их только сейчас, надеясь, что про них давно забыли и работники приватизированных предприятий, и их акционеры. Между тем, правовой режим акций ФАРП весьма примечателен. Опишем его вкратце.

Создание ФАРП было предусмотрено ст. 25 самого первого Закона Р Ф «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 1 июля 1991 г. Акции ФАРП представляли собой часть (до 5 или до 10%) уставного капитала ОАО, создаваемого в процессе приватизации. Право приобретать акции из ФАРП могли только работники ОАО по специальной (далеко не рыночной) цене (часть вообще безвозмездно). Пока акции не были проданы, они, по общему правилу, считались привилегированными акциями типа «Б», которые теперь тоже отменены. Акции ФАРП резервировались на определенный срок (не более чем на два года с момента регистрации ОАО), в течение которого должны были продаваться иные акции ОАО (не менее 80%) в соответствии с планами приватизации (на чековых и денежных аукционах). После завершения названных приватизационных процедур должна была начаться продажа акций ФАРП работникам. Беда в том, что для многих ОАО условия, при которых они могли начать продажу акций ФАРП, так и не наступили, хотя прошло гораздо больше, чем два года. Так акции ФАРП продолжали существовать, дожив до наших дней.

Разумеется, и право приобрести акции ФАРП за работниками ОАО по-прежнему сохранялось. Но теперь оно отменено, хотя и относится к числу гражданских прав (как опцион). Ссылаясь на это право, работники могли бы обратиться с исками в суд и потребовать продажи им акций, если для этого наступили предусмотренные в соответствии с законом условия. Кстати, многие из них так и делали, когда Мингосимущество Р Ф (теперь — Минимущество РФ) отказывалось продавать акции ФАРП. Теперь это право у работников отняли. И у них нет иной возможности защитить свои права, кроме как инициировать соответствующую процедуру в Конституционном суде. Правда, им придется доказать, что преимущественное право приобрести акции ФАРП у них было (это не слишком сложно, поскольку сущность ФАРП неплохо прописана в приватизационном законодательстве). Но гораздо сложнее будет обосновать то, почему работники не должны заплатить за эти акции справедливую рыночную цену. Ссылки на то, что ранее такие акции продавались работникам по номиналу, пусть и с поправочным коэффициентом, будут не слишком успешными. Правда, многим будет интересно купить акции ФАРП и по рыночной цене, особенно в тех ОАО, где баланс между акционерами неустойчив. Так что процесса по поводу акций ФАРП в Конституционном Суде, скорее всего, не избежать, хотя нынешнее непростое время уже не раз преподносило нам неожиданные сюрпризы.

  1. Любопытно отметить, что наибольшее количество неконституционных положений содержится в ст. 43 Закона о приватизации, названной «Переходные положения». Интересно, к чему ведут эти положения? К тоталитарному обществу, где права частных лиц будут ущемляться по прихоти государства? Или такие положения все-таки будут признаны неконституционными. Ответа на этот вопрос пока нет.

Что такое приватизация? Приватизация жилья, земли, квартиры, участка :: BusinessMan.ru

Начало 90-х годов прошлого века ознаменовалось массовой приватизацией госимущества и госжилфонда, причем устанавливались определенные сроки, ограничивающие действие бесплатной приватизации жилья. Они уже успели несколько раз измениться, поэтому сегодня многие граждане задаются вопросом: «Какой же окончательный срок приватизации квартир?»

Определение

Что такое приватизация? По действующему ЖК РФ право собственности граждан на жилье может возникать в результате его бесплатной приватизации, т. е. перевода государственного или муниципального жилья в частную собственность путем особой юридической процедуры. После приватизации у собственника жилья (как правило, квартиры) возникает право распоряжаться им, т. е. дарить, продавать, завещать, закладывать и др. Участвовать в приватизации жилья можно лишь один раз в жизни.

Точно так же и любые операции с земельными участками возможны только после того, как произошла приватизация земли, порядок которой установлен ЗК РФ. Граждане, пользующиеся земельными участками определенного назначения бессрочно или с правом пожизненного наследования, имеют возможность приватизировать их бесплатно.

Состояние процесса приватизации жилья в России

Сегодня примерно треть жилфонда в России еще не приватизирована. При этом муниципальное жилье в основном уже передано в частные руки. Поэтому у местных властей не осталось в распоряжении фонда социального жилья для предоставления его малоимущим очередникам, жильцам аварийных домов и другим категориям граждан, имеющим право на получение такового. Тем самым очередники обрекаются на долгие годы ожидания, при том что неприватизированная часть жилфонда могла бы стать базой для формирования фонда социального жилья за счет естественной убыли числа квартиросъемщиков. Именно эти соображения постоянно заставляли многих законодателей выступать против того, чтобы продлевались сроки приватизации.

Когда же закончится приватизация?

Начало бесплатной приватизации жилья было положено в 1992 году. Поначалу этот процесс был вообще бессрочным. Однако в принятом новом ЖК РФ была установлена его конечная дата – 1 января 2007 года, которая еще до наступления текущего года трижды сдвигалась: сначала — до 01.03.10 г., затем — до 01.03.13 г., и наконец – до 01.03.15 г.

В конце февраля текущего года один из лидеров фракции партии «Справедливая Россия» в Госдуме Иван Грачев заявил, что его фракция выступает за продление приватизации еще на три года — до 01.03.18 г. Однако против этого предложения выступила фракция партии «Единая Россия». В результате межфракционных переговоров был найден компромисс, в результате которого сроки приватизации жилых помещений, занимаемых гражданами на условиях социального найма, были продлены только до 01.03.16 г.

Чем обусловлен последний сдвиг окончания приватизации?

Что такое приватизация жилья? Это способ поддержать граждан в тяжелое с точки зрения экономики время. Ведь далеко не всем россиянам удалось реализовать свое право в прежние годы. Недаром в пояснительной записке к законопроекту об изменении сроков сказано о недопустимости лишения граждан, живущих в ветхом и аварийном жилье и ожидающих расселения, их законного права на бесплатную приватизацию жилья.

В таком же положении могут оказаться и очередники, ожидающие получения социального жилья. Ведь если оно будет ими получено после 01.03.16 г, то права приватизировать его у них не будет, т. е. они будут ущемлены в правах по сравнению с теми, кто успел приватизировать жилье до этой даты.

Кроме того, продление приватизации было темой большого числа обращений от крымчан и севастопольцев, поскольку у них было мало времени на подготовку документов по российским образцам. И действительно, ведь всего один год прошел с того момента, когда в составе РФ появились два новых субъекта. Очевидно, что этого срока было явно недостаточно. Сегодня крымчане в спокойной обстановке подают соответствующие заявления, рассматриваемые в срок до 2-х месяцев.

Сдвиг сроков уменьшит очереди в госорганах, что приведет к ускорению самого процесса приватизации. А чтобы он шел гладко, нужно знать все тонкости, касающиеся оформления социального жилья в частную собственность.

Продлят ли приватизацию жилья еще раз?

Прогноз сценария дальнейшей судьбы приватизации жилья в России пока затруднителен. Существующий крайний срок ее проведения был принят в результате компромисса. Можно предположить три возможных сценария решения вопроса:

  1. Приватизация станет платной. После 01.03.16 г. граждане, пожелавшие сделать социальное жилье, в котором они проживают, своим собственным, будут выкупать его у государства за определенный процент от её рыночной или кадастровой стоимости.
  2. Советскую систему бесплатного предоставления жилья очередникам сменит договор его некоммерческого найма. Сегодня квартиросъемщики бессрочно пользуются неприватизированным жильем на условиях договора социального найма, причем после их смерти или выезда жилье переходит прописанным детям или внукам (при наличии таковых) или отдается очередникам, если прописанных родственников нет, а также до 01.03.16 г. такое жилье можно приватизировать. Заменить же эту схему может предоставление социального жилья во временное пользование на правах аренды, и приватизировать его будет нельзя.
  3. Возможно, что приватизация после 1 марта следующего года останется бесплатной только для некоторых категорий граждан, а в отношении всех других вопрос будет закрыт окончательно.
  4. Какое решение будет принято властями, пока что никто не знает. Продлят ли приватизацию или нет – на этот счет можно только гадать. Но процедура передачи государственного или муниципального жилья в частную собственность должна существовать и после завершения бесплатной приватизации. Порядок ее должен быть изложен в отдельном федеральном законе, а на сегодня такого закона нет. Следовательно, нужно помнить, что приватизация квартиры 1 марта следующего года в бесплатном варианте станет невозможна.

Плюсы и минусы приватизации жилья

Проживающий в квартире муниципального или госжилфонда гражданин не имеет права ею распоряжаться. Будучи госсобственностью, квартира в случае неоплаты коммунальных услуг или после смерти бездетного ответственного квартиросъемщика, вписанного в ордер, перейдет к муниципалитету.

Что такое приватизация квартиры? Она даст возможность продать, подарить, сдать в аренду или заложить в банке свое жилье. Наконец, престарелый и одинокий собственник квартиры может заключить с кем-либо договор пожизненного содержания (с иждивением или с выплатой ренты) в обмен на передачу квартиры в собственность после своей смерти.

В приватизированную квартиру можно вписывать или выписывать любого человека по усмотрению собственника, ее можно завещать или унаследовать в соответствии с законодательством РФ.

Приватизированную квартиру можно перепланировать, улучшив таким способом свои жилищные условия.

Однако есть у приватизации и противопоказания.

Так, если вы живете в аварийном доме и ждете расселения, то заниматься приватизацией просто нет смысла. Ведь даже если приватизация жилья после 01.03.16 г. прекратится, то ФЦП «Жилище» еще никто не отменял. Так что жильцам аварийных домов социальное жилье будет предоставляться по-прежнему бесплатно.

Жителям коммунальных квартир также совсем не выгодно их приватизировать, поскольку добиться от муниципалитета расселения в квартиры социального фонда жилья гораздо легче, чем продать коммуналку или приватизированную комнату в общежитии.

Собственники приватизированных квартир оплачивают ежегодный имущественный налог и платят за содержание и ремонт общедомового имущества. Поэтому для одиноких и престарелых граждан с минимальными доходами приватизированная квартира может стать обузой, правда если эти затраты не возьмет на себя какой-либо попечитель по договору пожизненного содержания или ренты.

И наконец, на приватизированную квартиру могут претендовать все наследники, если собственник не сделал завещания. Чтобы квартира досталась конкретному человеку, нужно его составить, а это довольно хлопотное дело.

Приватизация квартиры: документы

При проведении в неприватизированной квартире каких-либо перепланировок их следует узаконить по всем установленным процедурам. Иначе приватизацию не разрешат, и квартиросъемщик должен будет вернуть кавртиру к первоначальному виду.

Лица, непосредственно претендующие на долю в праве собственности на квартиру, или же их поверенный должны обратиться в БТИ (или МФЦ), чтобы оформить договор приватизации с пакетом документов, в который входят:

  • Ордер или договор социального найма на квартиру. При отсутствии эти документы заказываются в ЕИРЦ (в тех городах, где они созданы, например в Москве).
  • Кадастровый паспорт, получаемый в Росреестре, и техпаспорт, выдаваемый в БТИ.
  • Квартирный лицевой счет, в котором указано, что коммунальные платежи оплачены и задолженности по ним нет.
  • Документы, подтверждающие личности каждого претендующего на долю в праве собственности на квартиру.
  • Все, кто прописан в квартире, должны быть указаны в предоставляемой выписке из домовой книги.
  • Ранее участвовавшие в приватизации прописанные в приватизируемой квартире граждане предоставляют Справки по форме №2 о своем неучастии в приватизации.
  • Выписка из Росреестра, выдаваемая в Департаменте управления имуществом Росреестра или райадминистрации.
  • Выписка из Единого Госреестра Прав на приватизируемую квартиру.
  • Выписки из Единого Госреестра Прав по форме №3 на каждого участника приватизации с перечнем объектов недвижимости в их собственности и оснований их приобретения.

Если в приватизируемой квартире прописан ребенок, имеющий опекуна, то предоставляется:

  • документ, подтверждающий его назначение;
  • разрешение на участие в приватизации;
  • при наличии несовершеннолетних детей, указанных в договоре социального найма, но выписанных из приватизируемой квартиры, они являются обязательными участниками приватизации, и поэтому предоставляется: разрешение на участие в приватизации; с прежнего и нового места жительства ребенка выписки из домовых книг.

В случае если для проведения такой процедуры, как приватизация квартиры, документы подаются поверенным, то у него должны быть нотариально заверенные доверенности от всех претендующих на долю в собственности на квартиру.

Минимум через два месяца договор приватизации оформляется в количестве экземпляров, равном числу участников приватизации.

После этого должно следовать обращение в Регистрационную палату с целью регистрации права собственности и получения соответствующего свидетельства.

Приватизация земли в России

В последней четверти прошлого века у множества россиян появились дачные участки, полученные по месту работы. Тогда было достаточно стать членом садового товарищества и получить во владение небольшой участок земли, обычно площадью в 6 соток.

Но если раньше для передачи участка новому хозяину (наследнику прежнего) можно было просто выдать ему новую книжку садовода, и новый собственник вступал в права, то после принятия ЗК РФ в 2001 году такая процедура уже невозможна. Сегодня есть только два варианта получить право собственности на землю – оформление договора ее аренды или приватизация участка.

При определенных условиях каждый россиянин, пользующийся участком земли бессрочно или с пожизненным наследованием, может бесплатно получить его в собственность при соблюдении следующих условий:

  1. Если он является собственником объектов недвижимости, расположенных на участке земли, не находящемся в его собственности.
  2. Если он пользовался землей по договору аренды с целью ИЖС или ведения подсобного хозяйства еще до принятия ЗК РФ.
  3. Если он пользуется участком с его собственным жилым домом бессрочно либо с пожизненным наследуемым владением.
  4. его земельный участок находится в садоводческом товариществе и гаражно-строительном кооперативе. В этом случае приватизация проводится по упрощенной процедуре и получила название «дачной амнистии».

Что такое приватизация земельных участков по «дачной амнистии»?

Это особая процедура регистрации прав собственности на землю согласно Закону № 93 от 01.09.2006 г., прозванному в обиходе «дачной амнистией», хотя он позволяет зарегистрировать не только земельные участки под дачами, но и получить право собственности на некоторые объекты недвижимости.

Предметом «дачной амнистии» являются участки земли в садоводческих товариществах и дачных кооперативах, которые были предоставлены их пользователям до принятия ЗК РФ. Этот закон уже позволил десяти миллионам граждан пройти процедуру регистрации своих прав на землю и постройки на ней в существенно упрощенном порядке.

Но, как это часто бывало в нашей недавней истории, богатой изменениями в законодательстве, не всем желающим удалось уложиться в отведенные на «амнистию» сроки. Поэтому Госдума, как и в случае с приватизацией квартир, пошла по проторенному пути и продлила «амнистию» до 01.03.2018 года. При этом россиянам законодателями был сделан дополнительный подарок в виде объявления бессрочным упрощенного порядка регистрации для некоторых категорий объектов собственности, подпадающих под действие Закона № 93. Это, прежде всего, садоводческие и дачные участки, а также те постройки на них, для строительства которых не требовалось получать разрешение.

Платная приватизация земельного участка

В случае если земельный участок не подпадает под действие процедуры упрощенной регистрации прав на него, то его приходится выкупать у государства. Здесь могут быть разные варианты и процедуры, связанные с видом разрешенного использования участка земли. Различной может быть и выкупная цена: она может варьироваться от рыночной, что, конечно же, не очень выгодно, до кадастровой, причем с применением специальных понижающих коэффициентов. Здесь, конечно, не обойтись без консультаций профильных юристов.

Чтобы не переплачивать при выкупе, важно правильно определить границы участка, т.е провести его межевание, и закрепить документально его размеры. Практика землепользования дает много примеров, когда «в старых» документах числится одна его площадь, а после проведения межевания соседних участков и установки заборов она уменьшается на несколько соток. И дополнить участок до законной площади невозможно (соседи уже задокументировали границы своих участков, и бывшая вашей земля уже стала принадлежать им).

Нередки и обратные ситуации, когда фактическая площадь выкупаемого участка превышает указанную в имеющихся документах. Это еще раз подчеркивает важность процесса определения фактических размеров выкупаемых земельных участков.

Последствия от отказа в участии на приватизацию

Приватизация, начавшись в 1991 году, продолжается поныне.

При этом в собственности российских муниципалитетов остается до третьей части жилого фонда.

Завершение бесплатной приватизации неоднократно переносилось на законодательном уровне.

Очередной последний срок ее окончания назначен на 1 марта 2016 года.

Основных причин – две. Первая: значительная доля жилья не подлежит приватизации.

В частную собственность нельзя передать: служебные и ведомственное квартиры, жилье в военных городках, жилплощадь из спецфонда.

Вторая: многие граждане отказываются приватизировать квартиры.

Основные причины отказа в приватизации

Чтобы понять причины отказа, стоит разобраться с законодательными нюансами – чем грозит гражданину отказ от приватизации?

Если квартира остается в собственности городских властей, то зарегистрированные в ней граждане пользуются помещением на праве социального найма. В принудительном порядке лишить их этого права не может никто. Жильцы такой квартиры должны выполнять единственное условие – проживать в ней, оплачивая затраты на ее содержание.

Неприватизированная квартира остается в пользовании граждан пожизненно. Рождающиеся дети обладают безоговорочным правом на регистрацию в квартире, после чего они становятся ее пожизненными пользователями. Ни само помещение, в котором проживают по найму, ни его часть нельзя заложить, продать, подарить.

Прописка третьих лиц в квартире возможна только с согласия всех, уже в ней проживающих и сособственника – государства.

Как ни странно, старики, «получившие» в свое время эту жилплощадь, видят в этом ограничении плюс – дополнительную гарантию спокойной старости.

Еще одна причина отказа от приватизации – ветхость жилья. Многие граждане не желают тратить возможность, которую можно использовать только единожды, на приобретение обесцененных квадратных метров: с принятием в собственность изношенных стен и обваливающихся потолков, жители лишаются надежды на получение от лучшего жилья.

К тому же размер отчислений, которые жильцы муниципальной квартиры должны совершать в пользу эксплуатационных или управляющих компаний, в сравнении с платой за содержание приватизированных помещений значительно меньше. В сумму ежемесячных взносов не входят расходы на капремонт и накладные на содержание аппарата и имущества ремонтных организаций. Пользователи в отличие от собственников не подлежат имущественному налогообложению.

Это основные мотивы, побуждающие людей не спешить с приватизацией жилья в целом, однако есть и резоны, подталкивающие отдельных лиц отказываться от своей доли в пользу других граждан. Например, проживание в неприватизированных квартирах имеет одну особенность – общность. Все поколения живут вместе, только в этом случае можно обеспечить право фактического наследования жилья. После приватизации недвижимую собственность можно завещать или оформить дарение квартиры близкому родственнику.

Последствия отказа от приватизации

Отказ от приватизации лишает гражданина права распоряжаться частью имущества в виде доли собственности, однако закрепляет за ним на всю жизнь право проживать в квартире. Если от приватизации отказался один гражданин, прописанный (зарегистрированный) на жилплощади, причитающаяся ему часть достается остальным жильцам в виде пропорциональных долей собственности. Но члены семьи могут и согласовать действия: отказ совершат нескольких человек в пользу одного.

Отказ необходимо совершить в присутствии нотариуса и письменно подтвердить его добровольность; этот факт оформляется и заверяется.

Не могут отказаться от возможности стать собственником дети до 14 лет; отказ их после 14 должен быть согласован с отделом опеки.

С совершеннолетия граждане все решения принимают самостоятельно. В больших семьях нередко пользуются свободой выбора возможностей, обеспечивая достижение тех или иных целей, поставленных участниками приватизации.

Несколько наглядных примеров

Наиболее часто встречаются случаи, когда отец и мать отказываются от приватизации своей части квартиры в пользу детей или внуков. Считается, что таким образом облегчается (удешевляется) процедура передачи имущества в наследство. При этом пожилые люди, очевидно, рассчитывают на здравый смысл и упорядоченный образ жизни детей, что дает им надежду на спокойное проживание на собственных метрах до глубокой старости.

Существуют и обратные ситуации: родители вынуждают взрослых детей отказываться от их доли в свою пользу. Мотивом обычно становится осторожность. Старики пытаются лишить деток, отличающихся авантюрным складом характера, возможности заложить или продать свою долю, стараясь этим запретом сберечь жилплощадь для внуков. Последствия такого шага поначалу неочевидны: «шустрым» внучатам также не удастся в свое время выгодно обменять жилье на дензнаки – к квартире будет прилагаться обременение в виде родителей, которых невозможно в никуда выписать.

Отказаться от приватизации может и гражданин, проживающий в квартире самостоятельно. Подобный поступок, если его совершает пожилой человек, вызывает беспокойство родственников – квартира, которую кто-то из них мог бы унаследовать, может отойти государству. С юридической точки зрения такие опасения абсолютно обоснованы.

Чтобы во владение квартирой со временем мог вступить кто-то из членов семьи, необходимо убедить престарелого родственника, не желающего переводить квартиру в разряд собственности, из-за опасения чьих-то «козней», в даче согласия на регистрацию в помещении лица, имеющего право на приватизацию. Таким правом обладают люди, не участвовавшие до этого в получении собственности от государства или участвующие до совершеннолетия.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-66-30, Санкт-Петербург +7 (812) 309-36-67 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Права собственника приватизированной квартиры

Приватизацией называется процедура безвозмездной односторонней передачи имущества, находящегося в собственности государства или муниципалитета, в частную собственность.

По итогам проведения приватизации новому собственнику будет оформлен документ, который подтверждает его право на недвижимость. Однако не все участники приватизации реально представляют ее итоги. Не оценив заранее все преимущества и недостатки, можно сильно разочароваться в последствие. Для того чтобы этого не произошло, рассмотрим плюсы и минусы этого процесса.

Преимущества

Главным преимуществом и достоинством приватизации является то, что в результате гражданин получит в собственность объект жилой недвижимости. Он получает возможность распоряжаться таким объектом на свое усмотрение: продавать, завещать, дарить и т.д., когда муниципальной недвижимостью он мог исключительно пользоваться и временно владеть.

Другим неоспоримым преимуществом является возможность передавать квартиру, находящуюся в личной собственности, наследникам. В случае же смерти лица, проживавшего в муниципальной собственности, квартира перейдет обратно муниципалитету. Кроме того, в случае неуплаты за муниципальное жилье, гражданина легко выселяют, а вот из собственной квартиры даже за долги выселить крайне сложно.

В случае, когда лицо выселяют из муниципальной собственности за непогашенные долги, все, что ему полагается – это обеспеченные законом квадратные метры на одного человека (6 кв.м.).

Значительное преимущество собственного жилья заключается в том, что собственник может прописывать туда любого, кого пожалеет, равно, как и выписать с соблюдением законов Российской Федерации. Не смотря на то, что выписка трудоемкий и спорный процесс, такая возможность у собственника есть.

Еще одним преимуществом для собственника полученной по приватизации квартиры является реальное право ее завещать или передать по законному наследованию. В сою очередь, проживающий в муниципальной квартире не имеет такой возможности.

Приватизированная квартира может стать предметом залога, например, при получении кредита. В неприватизированной квартире вряд ли получится провести перепланировку, в то время, как собственник приватизированного жилья может сделать это с разрешения соответствующих органов.

Минусы приватизации

В современной России стало много приватизированных квартир. Однако у такого вида собственности на жилье есть свои недостатки. Проблемы могут быть с приватизированными квартирами, расположенными в аварийном доме. Так как жилье, приватизируемое в аварийном доме, выделяется с учетом большего количества квадратов на одного человека в 3 раза от нормы. Это, конечно, выгодно. Однако, продать, например, такую жилплощадь значительно сложнее , тем более по выгодной цене. Такое положение дел может повлечь для собственника некоторые недостатки с точки зрения финансов.

В этом же случае, если лицо проживает в муниципальной квартире, которая находится в аварийном доме, то добиться переселения от местных органов в дом с лучшими условиями будет значительно легче.

Существует и обратная сторона владения недвижимым имуществом – налоговая. В перечень затрат на оплату приватизированной квартиры обязательно войдет платеж по налогу на недвижимость, кроме того, что придется платить за содержание общедомового имущества и т.д.

Какое помещение можно приватизировать?

Зачастую предполагают, что приватизации подлежит абсолютно любое помещение, но это грубая ошибка. Существуют виды жилых помещений или их части, которые приватизации просто не подлежат. Таковыми, например, является служебные помещения, а также определенные виды жилья в аварийном доме. Однако и из такого правила есть некоторые исключения. Например, помещения, которые включены в жилой фонд сельскохозяйственных предприятий, но являются служебными. Такие помещения приравниваются к обычным, входящим в жилой фонд соответствующего образования.

Основная информация

Не смотря на то, что приватизация в последнее время обрела массовость и популярность, мало кто знает о ней слишком много. Самое главное, о чем стоит помнить, что приватизация в безвозмездном режиме возможна исключительно один раз. Однако когда несовершеннолетний уже принимал участие в процедуре приватизации, за ним сохраняется право участвовать и после достижения 18 лет.

Кроме того, главной целью проведения приватизации для участника является появление возможности получить в распоряжение недвижимость. Однако действия собственника в будущем не должны ущемлять прав и интересов других лиц и противоречить закону.

Какие имеет права собственник?

Итак, после получения жилого помещения по программе приватизации лицо получает полное право распоряжаться им на свое усмотрение. Кроме того, право собственника защищено и охраняемо законом, поэтому кто-либо без достаточных на то оснований лишить собственности это лицо уже не сможет.

Даже при наличии соответствующего весомого основания и повода, лишить собственности или иным образом воздействовать на собственника вправе только суд. Кроме того, если в собственности лица находится только одно помещение жилого типа, то даже суд очень сильно ограничен в полномочиях.

Определяющее значение имеет и вид частной собственности. Например, совместная предполагает участие в управлении имуществом всех собственников и их согласие на совершение каких-либо действий. В любом случае, с остальными собственниками необходимо достигать компромисса. Долевая частная собственность дает больше простора для решений. Однако учет мнения других собственников все же требуется.

Возможные проблемы

Проблем в процессе приватизации возникает много. Однако самой распространенной из них является неправомерное поведение нового собственника по отношению ко всем другим жильцам. Зачастую, даже если все проживающие в квартире являются членами одной семьи, не исключена вероятность, что, когда один из них получит квартиру в собственность по приватизации, он не захочет избавиться от других. Такой порядок связан, прежде всего, с правовой неграмотностью. Есть распространенное мнение, что все, кто проживают совместно с собственником, бесправны по отношению к жилью. Однако, это не совсем так. Существует обширная судебная практика по отстаиванию интересов таких лиц.

Как решать возникшие проблемы?

При возникновении ущемления прав в процессе приватизации, помочь сможет, скорее всего, только суд. Однако изначально лучше воспользоваться квалифицированной юридической помощью. Следует расспросить профессионального юриста обо всех возможностях приватизации и о ее последствиях. Например, в ситуации, приведенной выше, если хозяин квартиры, получивший ее по приватизации, решит избавиться от всех членов семьи, проживавших в ней ранее, шансов на это у него очень мало. Из статей ЖК РФ следует, что те лица, которые до момента приватизации проживали и были зарегистрированы на жилплощади, выписаны с нее быть не могут.

Таким образом, участвовать в приватизации или нет – решает каждый. Однако до ее начала, стоит четко определить свои личные цели, оценить все преимущества и недостатки этого процесса. Кроме того, целесообразно проконсультироваться со специалистом, который поможет оформить все документы верно. Кроме того, если вы не являетесь участником приватизации, но проживаете в квартире, приватизируемой другим лицом, необходимо заранее узнать о своих правах, чтобы не стать жертвой обмана.

Еще по теме:

  • Отношение ребенка к разводу родителей Развод родителей В каждой семье есть день рождения. Кто-то отмечает день самого бракосочетания, кто-то – день венчания, если он не совпадает с днем официальной регистрации брака. Никто и никогда не отмечает и не запоминает день "похорон семьи, особенно если в семье есть дети - развод […]
  • Статистика юристов в россии Рынок труда юристов: что нарушает баланс спроса и предложения Хотя спрос на современном кадровом рынке превышает предложение, кандидаты месяцами разыскивают своих идеальных работодателей. А компании не могут дождаться очереди из соискателей, чтобы выбрать самого лучшего. Почему так […]
  • Где можно узнать наличие штрафов Как по фамилии проверить административный штраф Административный штраф – это денежное наказание любого гражданина России за совершенное административное правонарушение. Закон предусматривает два вида таких штрафов: Абсолютно определенный. Законом установлена определенная сумма штрафа, […]
  • Кто избирает судей верховного суда Кто избирает судей верховного суда 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. 2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. 3. Судебная система Российской Федерации устанавливается […]
  • Можно ли оплатить налоги на госуслугах Как оплатить налоги онлайн через Госуслуги в 2018 году Неуплата или несвоевременное внесение налоговых платежей в государственный бюджет считается значительных нарушением закона, которое наказывается пеней и штрафными санкциями. Граждане не всегда могут своевременно внести налоги в силу […]
  • Помочь написать претензию Образец претензии на возврат денег за товар ненадлежащего качества, правила составления Реализация продукции, характеристики которой не соответствуют заявленным (или с браком) запрещена. В этом случае покупатель может начать процедуру возврата на основании действующего законодательства. […]
  • Дотация к пенсии неработающим пенсионерам Социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам Государство оказывает материальную помощь гражданам различными способами. Неработающие пенсионеры должны получать социальную доплату. Это вид господдержки, который появился в 2010 году ввиду обращений малообеспеченных лиц, вышедших на […]
  • Как оформить дом как двухквартирный Советы специалиста Как оформить землю под квартирой в двухквартирном доме Ценность Объекта Капитального Строительства (ОКС) как недвижимости всегда возрастает, если под этим объектом оформлен в собственность Земельный Участок (ЗУ). Большое количество клиентов Областного БТИ сталкиваются […]