Трудовой договор со стажером нотариуса

Нотариус как работодатель в российском праве (Романовская О.В.)

Дата размещения статьи: 23.09.2014

Российский нотариат выполняет важную правовую функцию — защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Это достигается путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Таким образом, центральное место в системе правоотношений занимает сам нотариус, а не коллективное образование: нотариальная контора, нотариальная палата и др.
В соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате (далее — Основы о нотариате) на должность нотариуса назначается гражданин России, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности. В последующем нотариус при назначении на должность может сделать выбор: работать ли ему в государственной нотариальной конторе или заниматься частной практикой. В случае перехода на частную практику нотариус становится потенциальным работодателем. Статья 8 Основ о нотариате закрепляет перечень его полномочий, которые во многом идентичны правам юридического лица : «Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации». Понятно, что в данном перечне ключевым полномочием выступает фраза — «нанимать и увольнять работников».
———————————
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 10. Ст. 357.
См.: Ралько В.В. Сущность и содержание правовой деятельности нотариата в современных правовых системах и семьях // Бюллетень нотариальной практики. 2009. N 6. С. 2 — 46; Ярков В.В. Субъекты нотариального права // Нотариус. 2003. N 6.

Статья 15 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) устанавливает: «Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором». Данная статья специально содержит ограничение: «Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается». Обращаясь в любую нотариальную контору, можно увидеть, что нотариус чаще всего не является единственным лицом своей конторы. В осуществлении профессиональной деятельности ему помогают его работники (в широком смысле слова), которые в большинстве случаев оформляются любым иным договором, но только не трудовым.
Нередко частнопрактикующий нотариус обосновывает отказ от оформления трудовых отношений тем обстоятельством, что он не подпадает под понятие работодателя. С этим утверждением следует не согласиться. Статья 20 ТК устанавливает: «Работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры». Основы о нотариате как раз являются тем иным федеральным законом, позволяющим указывать на нотариуса как возможного работодателя.
Несмотря на анализ общих правил, Основы о нотариате содержат большое количество неточностей, которые нивелируют статус нотариуса как работодателя. Остановимся на наиболее показательных.
Статья 5 Основ о нотариате в числе гарантий нотариальной деятельности указывает: «Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий. «. Фраза «работающие в нотариальной конторе» не точна, т.к. относится не к работодателю, а к месту совершения нотариальных действий. Получается, что если нотариус осуществляет нотариальное действие вне помещения нотариальной конторы, а ему в этом помогает его работник, то последний уже не является «лицом, работающим в нотариальной конторе».
Статья 12 Основ о нотариате вводит понятие «дисциплинарный проступок» применительно к деятельности частнопрактикующего нотариуса. Это означает, что сам нотариус, выполняя функции работодателя, выступает в качестве некоего подчиненного лица, находящегося под особой дисциплинарной властью. ТК РФ дает понятие дисциплинарному проступку (ст. 192): неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Соответственно возникает дилемма: может ли работодатель сам нести дисциплинарную ответственность? Если да, то перед кем? Учитывая, что субъектом, применяющим ответственность, выступает суд (с которым нотариус не находится в трудовых отношениях), а инициатором ответственности — нотариальная палата (нотариус не является ее работником), по-видимому, следует говорить о появлении нового типа правоотношений — дисциплинарных, имеющих характер административных. Действующее российское законодательство такой тип правоотношений системно практически не регулирует, включая лишь некие «вкрапления» в отдельные отраслевые законы. Это порождает путаницу в судебной практике, т.к. суды пытаются применить по аналогии нормы ТК РФ к правоотношениям, которые не относятся к трудовым.
Аналогичные проблемы нередко возникают при толковании дисциплинарной ответственности судей, адвокатов . Следует признать, что сущность и значение дисциплинарной ответственности, не охватываемой нормами трудового права, в российской юридической доктрине основательно не изучены. В указанном аспекте следует упомянуть Определение Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2004 г. N 60-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шестакова Виталия Анатольевича на нарушение его конституционных прав положением статьи 25 Федерального закона «Об органах судейско
го сообщества в Российской Федерации», в котором указывается, что нормы Трудового кодекса РФ не распространяются на порядок дисциплинарного производства в отношении судьи. Добавим, что аналогичный вопрос перед Конституционным Судом РФ был поставлен в отношении работников прокуратуры. В своем Определении от 16 июля 2009 г. N 1040-О-О Конституционный Суд РФ вообще ушел от ответа о распространении норм ТК РФ на дисциплинарное производство по факту аморального поступка сотрудника прокуратуры. В приведенных примерах дисциплинарная ответственность в большей мере носит административно-правовой характер, и ее отличие от ответственности по трудовому законодательству заключается прежде всего в целевом назначении. Трудовые правоотношения носят частноправовой характер, именно поэтому правовой статус государственных служащих выведен из-под его сферы действия. Статья 1 Трудового кодекса РФ устанавливает: «Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей». В.И. Крусс рассматривает дисциплинарную ответственность с точки зрения конституционного правопользования, где обе стороны трудового правоотношения обладают набором конституционных прав: «Заключая трудовой договор с работником, работодатель не просто рассчитывает на правомерно-дисциплинированное сотрудничество (партнерство), но имеет на него право (безотносительно к конкретному работнику). Расторгая договор с нарушителем трудовой дисциплины по соответствующим основаниям, он действительно применяет дисциплинарное взыскание, «восстанавливая» тем самым свое право заключить аналогичный по содержанию договор с другим, предположительно более дисциплинированным лицом» . Цели дисциплинарной ответственности судей, адвокатов, нотариусов лежат в иной плоскости — обеспечение их независимости, которая, в свою очередь, является гарантом их профессиональной деятельности. Хотя отметим, что присутствует много сторонников отнесения дисциплинарной ответственности судей к разновидности трудовой . По-видимому, будут такие сторонники и у понимания трудовой природы дисциплинарной ответственности самих нотариусов. Г.Г. Черемных вообще считает, что дисциплинарной ответственности в Основах о нотариате нет и быть не может: «Неужели не очевидно, что не могут, не вправе нотариальные палаты субъектов Российской Федерации, как и Федеральная нотариальная палата, являясь некоммерческими организациями, подменять законодателя, определять, что такое дисциплинарная ответственность, устанавливать ее виды и т.д. и вводить ее в практику. Такая ответственность может быть установлена только федеральным законом. Однако для нотариуса она не может быть установлена и на федеральном уровне, поскольку по своему правовому статусу нотариус не является должностным лицом, не находится в трудовых отношениях ни с нотариальной палатой (тем более с Федеральной), ни с территориальным органом юстиции» .
———————————
См.: Романовская О.В. Правовой статус адвокатской палаты субъекта Российской Федерации // Гражданин и право. 2013. N 3. С. 57 — 65; Ее же. О дисциплинарной ответственности судей // Российская юстиция. 2012. N 9. С. 46 — 51.
Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2009 г. N 1040-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Багмета Анатолия Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями статей 363, 381, 382, 387, 388 и 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 40.4 и 41.7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статей 192 и 193 Трудового кодекса Российской Федерации и статей 57, 58 и 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Крусс В.И. Конституционные критерии юридической ответственности // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 4. Аналогичное мнение высказано С.Е. Чанновым. См.: Чаннов С.Е. Публичная дисциплинарная ответственность государственных служащих: проблемы построения модели // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 2. С. 40 — 42.
Еремина С.Н. Дисциплинарная ответственность судей через призму науки трудового права // Российский судья. 2011. N 2. С. 32 — 36; Ершова Е.А. Трудовое право в России. М.: Статут, 2007. 620 с.
Черемных Г.Г. Частнопрактикующий нотариус — не субъект дисциплинарной ответственности // Нотариус. 2008. N 5.

Статья 19 Основ о нотариате определяет процедуру назначения на должности стажера и помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе, хотя ст. 2 Основ о нотариате допускает прохождение стажировки у частнопрактикующего нотариуса. Это, кстати, также одна из неточностей текста Закона, которая нуждается в устранении. В Законе указывается, что права и обязанности стажера и помощника нотариуса определяются трудовым договором. Статья 56 ТК РФ предусматривает: «Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя». Основная последовательность действий по фиксации правоотношений между нотариусом и стажером закреплена в Порядке прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (далее — Порядок), утвержденном Приказом Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 179 .
———————————
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 28.

Порядок предусматривает, что кандидатуры руководителей стажировки утверждаются совместным решением территориального органа Минюста России и нотариальной палаты из числа нотариусов со стажем работы нотариусом не менее трех лет, при наличии у них соответствующих условий для организации работы стажера. Если это частнопрактикующий нотариус, то после принятия решения о его назначении руководителем стажировки нотариальная палата (а не нотариус) заключает трудовой договор на срок стажировки со стажером. Назначение на должность стажера также осуществляется нотариальной палатой. При этом оплата труда стажера нотариуса, занимающегося частной практикой, производится из фонда оплаты труда нотариальной палаты. Руководитель стажировки составляет на основании программы стажировки и представляет для утверждения нотариальной палате индивидуальный план стажировки. Контроль за проведением стажировки, освоением программы стажировки, выполнением индивидуального плана стажером осуществляет нотариальная палата. Вспомним приведенное выше понятие трудового договора. При этом в соответствии со ст. 15 ТК РФ: «Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором». Анализируя приведенные определения, нетрудно увидеть, что отношения «стажер — частный нотариус», как и отношения «стажер — нотариальная палата», не подпадают под понятие трудовых. Стажер заключает трудовой договор с нотариальной палатой, а фактически трудовую функцию (если о таковой можно говорить) выполняет у нотариуса. Соответственно, правила внутреннего распорядка должны соблюдаться не те, которые установлены в нотариальной палате, а у частного нотариуса, как у работодателя. Тем более что Основы о нотариате устанавливают обязанности стажера нотариуса как работника нотариальной конторы, а нотариальная контора — не филиал нотариальной палаты, тем более не ее структурное подразделение. Закон не предусматривает ситуацию с прекращением трудового договора и с регулированием функции работодателя частнопрактикующего нотариуса по отношению к стажеру. Только по результатам прохождения стажировки нотариус составляет заключение об итогах стажировки и представляет его на утверждение в нотариальную палату. По-видимому, после этого трудовой договор должен быть прекращен. Возникает невольный вопрос: если стажер не выполняет указания нотариуса, нарушает распорядок работы конторы, разглашает сведения, составляющие нотариальную тайну, кто может инициировать процесс привлечения его к дисциплинарной ответственности, вплоть до прекращения отношений? И как быть, если нотариальная палата встанет на сторону стажера? Нотариус становится заложником ситуации. Статья 7 Закона Республики Казахстан от 14 июля 1997 г. N 155 «О нотариате» устанавливает (часть 5): «Стажерами нотариуса могут быть граждане Республики Казахстан, имеющие высшее юридическое образование и прошедшие аттестацию в аттестационной комиссии юстиции. Стажеры проходят стажировку у нотариусов, занимающихся частной практикой, или у государственных нотариусов на основании договора о стажировке». По-видимому, аналогичное правило необходимо предусмотреть и в отечественном законодательстве.
Можно констатировать и иные трудности определения статуса нотариуса в трудовых правоотношениях. Статья 11 Налогового кодекса РФ отождествляет индивидуального предпринимателя и нотариуса применительно к налоговым правоотношениям. В соответствии с налоговым законодательством нотариус как работодатель является плательщиком ряда налогов. Между тем Основы о нотариате специально закрепляют, что нотариальная деятельность не является предпринимательской.
Статья 19 Основ о нотариате определяет, что права и обязанности помощника нотариуса определяются трудовым договором. Применительно к данному вопросу публиковался комментарий в журнале «Российская юстиция», согласно которому специально указывалось на включение должности помощника нотариуса в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367. В связи с этим отношения
между нотариусом и его помощником должны строиться на основании заключенного между ними трудового соглашения и действующего трудового законодательства, чем и необходимо руководствоваться при решении вопросов по найму и увольнению этих категорий служащих, а также при предоставлении им льгот и пособий . Кстати, Закон Республики Армения от 27 декабря 2001 г. N ЗР-274 «О нотариате» также более четок. Статья 29 содержит специальное правило «Стажер и аппарат нотариуса», в которой закреплены не только требования к помощнику нотариуса, но и то, какие действия могут им осуществляться.
———————————
Российская юстиция. 1998. N 11.

Примеров таких «нестыковок» действующего законодательства относительно статуса нотариуса можно привести достаточно много. В любом случае они обосновывают необходимость более четкого определения правового положения лиц свободной профессии, а также внесения изменений в Трудовой кодекс РФ. Следует добавить, что согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ нотариус не ведет трудовые книжки на своих работников.
Проблемы взаимоотношений внутри нотариальной конторы приводят к распространению практики, когда нотариус не заключает трудовые договоры с лицами, которые выполняют фактически функции его работников. Техническую работу выполняют индивидуальные предприниматели, которые нередко выступают лишь соарендаторами помещений нотариальных контор вместе с нотариусами. Однако подобные отношения несут определенный риск. В случае разглашения нотариальной тайны, совершения каких-то иных действий, которые повлекут вред нотариусу, привлечение к ответственности будет весьма проблематичным. Более того, ст. 6 Основ о нотариате закрепляет: нотариус не вправе оказывать посреднические услуги при заключении договоров. Логика Основ о нотариате проста: нотариус (именно он) вправе взимать плату за услуги технического и правового характера, которая и должна покрывать в том числе содержание работников нотариальной конторы . Следует приветствовать, что подобная логика сохранена в проекте Федерального закона N 398234-6 «О нотариате и нотариальной деятельности» (внесен депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым). Более того, следует поддержать автора законопроекта и надеяться, что наконец-то долгожданный проект Закона о нотариате (версии которого неоднократно публиковались в СМИ и на сайте Федеральной нотариальной палаты) обретет силу закона.
———————————
См.: Бурова А.С. Правомерность и обязательность оказания услуг правового и технического характера при совершении нотариальных действий частными нотариусами. Основные проблемы // Юрист. 2013. N 3. С. 23 — 26; Романовская О.В. Оплата услуг нотариуса (комментарий к решению Конституционного Суда России) // Нотариус. 2013. N 1. С. 13 — 18.

Указанный проект содержит специальную ст. 19 «Сотрудники, занятые в осуществлении нотариальной деятельности, и иные работники нотариуса». Содержание статьи отличается проработанностью. Так, в качестве общего правила указывается, что нотариус обязан осуществлять нотариальную деятельность лично и самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 1). Далее уточнение: нотариус вправе привлекать на основании трудового договора работников. Прекращение полномочий нотариуса влечет прекращение трудовых договоров с работниками нотариуса. Никаких иных вариантов выстраивания отношений нотариуса и лиц, занимающихся некоей профессиональной деятельностью в помещении нотариальной конторы, проектом не предусматривается. Определены полномочия работников (часть 3): «Работники нотариуса, оказывающие содействие в непосредственном осуществлении нотариальной деятельности (далее — сотрудники нотариуса, занятые в осуществлении нотариальной деятельности), имеют право по поручению нотариуса:
— собирать необходимые для совершения нотариального действия информацию и документы;
— передавать документы в органы, осуществляющие государственную регистрацию;
— получать свидетельства о государственной регистрации, а также иные документы;
— составлять проекты документов, необходимых для совершения нотариального действия;
— выполнять иную подготовительную работу, необходимую для совершения нотариального действия;
— участвовать в формировании архивного фонда нотариуса.
Для представительства интересов заявителя сотрудник нотариуса, занятый в осуществлении нотариальной деятельности, должен иметь доверенность, выданную заявителем. При удостоверении нотариусом такой доверенности нотариальный тариф не взимается».
Проект Закона специально выделяет помощника нотариуса (ч. 4 ст. 19): «Помощником нотариуса может быть занятый в осуществлении нотариальной деятельности сотрудник нотариуса, успешно сдавший квалификационный экзамен. Помощник нотариуса вправе совершать действия, указанные в части 3 настоящей статьи, а также давать заявителям или иным участникам нотариальных действий разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий и замещать временно отсутствующего нотариуса». Вводится и понятие иных работников нотариуса: лица, выполняющие технические работы, и т.п., не являются сотрудниками нотариуса, занятыми в осуществлении нотариальной деятельности. Действительно, нотариус может нанимать водителя для осуществления деятельности вне помещения конторы, разнорабочих, менеджера офиса и др., которые выполняют технические функции обеспечения деятельности конторы, а не нотариуса.
Однако следует отметить, что теперь будет нуждаться в корректировке трудовое законодательство в части уточнения статуса лиц свободной профессии и в первую очередь нотариуса.

Литература

1. Бурова А.С. Правомерность и обязательность оказания услуг правового и технического характера при совершении нотариальных действий частными нотариусами. Основные проблемы // Юрист. 2013. N 3. С. 23 — 26.
2. Еремина С.Н. Дисциплинарная ответственность судей через призму науки трудового права // Российский судья. 2011. N 2. С. 32 — 36.
3. Ершова Е.А. Трудовое право в России. М.: Статут, 2007. 620 с.
4. Крусс В.И. Конституционные критерии юридической ответственности // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 4.
5. Ралько В.В. Сущность и содержание правовой деятельности нотариата в современных правовых системах и семьях // Бюллетень нотариальной практики. 2009. N 6. С. 2 — 46.
6. Романовская О.В. О дисциплинарной ответственности судей // Российская юстиция. 2012. N 9. С. 46 — 51.
7. Романовская О.В. Оплата услуг нотариуса (комментарий к решению Конституционного Суда России) // Нотариус. 2013. N 1. С. 13 — 18.
8. Романовская О.В. Правовой статус адвокатской палаты субъекта Российской Федерации // Гражданин и право. 2013. N 3. С. 57 — 65.
9. Чаннов С.Е. Публичная дисциплинарная ответственность государственных служащих: проблемы построения модели // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 2. С. 40 — 42.
10. Черемных Г.Г. Частнопрактикующий нотариус — не субъект дисциплинарной ответственности // Нотариус. 2008. N 5. С. 2 — 6.
11. Ярков В.В. Субъекты нотариального права // Нотариус. 2003. N 6. С. 2 — 13.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Памятка нотариуса

ДОЛЖНОСТИ СТАЖЕРА И ПОМОЩНИКА НОТАРИУСА. ПОРЯДОК ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТИ НОТАРИУСА, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКОЙ

1. Назначение на должности стажера и помощника нотариусов государственной нотариальной конторе. Статья 19 Основ законодательства РФ о нотариате ввела новые понятия в законодательство о нотариате — стажер нотариуса и помощник нотариуса. Назначение на должности стажера и помощника нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится органом юстиции, а нотариуса, занимающегося частной практикой, — органом юстиции по представлению региональной нотариальной палаты. Однако, вне зависимости от того в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, работают стажер или помощник нотариуса, к ним предъявляются одинаковые требования.

Лица, претендующие на должность нотариуса, должны пройти стажировку 1 сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. Для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, срок стажировки может быть сокращен совместным решением территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации и нотариальной палатой субъекта Российской Федерации. Однако в любом случае продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Количество должностей стажеров нотариуса определяется ежегодно совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты.

Стажером нотариуса может быть назначен только гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации и подтвержденное документом государственного образца либо полученное в другом государстве и признанное в Российской Федерации в установленном порядке, и обладающий необходимым уровнем подготовки. Помощник нотариуса помимо диплома о высшем юридическом образовании должен иметь лицензию на право нотариальной деятельности, полученную в установленном порядке. Тем не менее, ни стажер, ни помощник нотариуса не вправе самостоятельно совершать нотариальные действия: они имеют право вести консультационную работу, подготавливать проекты нотариальных документов, посылать запросы, вести делопроизводство и т.п., однако подписывать все без исключения нотариальные документы имеет право только нотариус.

Для выявления уровня подготовки лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов, проводится экзамен в порядке, определяемом органом юстиции и нотариальной палатой. После проведения экзамена орган юстиции и нотариальная палата принимают совместное решение о назначении руководителей стажировки лицам, показавшим лучшие результаты на экзамене. Руководителями стажировки могут быть только нотариусы со стажем работы в этой должности не менее трех лет и при наличии у них соответствующих условий для организации работы стажера. На основании данного решения орган юстиции или нотариальная палата не позднее месяца с даты проведения экзамена заключают со стажерами трудовой договор на срок стажировки, в котором определяются права и обязанности стажера. Оплата труда стажера нотариуса, занимающегося частной практикой, производится из фонда оплаты труда нотариальной палаты, а стажера в государственной нотариальной конторе производится из фонда заработной платы государственной нотариальной конторы.

Приказ Министерства юстиции РФ от 29 июня 2015 г. № 151 “Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса”

В соответствии со статьей 19 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711, № 35, ст. 3607, № 45, ст. 4377; 2005, № 27, ст. 2717; 2006, № 27, ст. 2881; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21, № 27, ст. 3213, № 41, ст. 4845, № 43, ст. 5084; 2008, № 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, № 1, ст. 14, ст. 20, № 29, ст. 3642; 2010, № 28, ст. 3554; 2011, № 49 (ч. 5), ст. 7064, № 50, ст. 7347; 2012, № 27, ст. 3587; 2013, № 14, ст. 1651, № 51, ст. 6699; 2014, № 26 (ч. 1), ст. 3371, № 30 (ч. 1), ст. 4268; 2015, № 1 (ч. 1), ст. 10, № 13, ст. 1811) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса.

2. Признать утратившими силу:

приказ Минюста России от 21 июня 2000 г. № 179 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса» (зарегистрирован Минюстом России 27.06.2000, регистрационный № 2281);

пункт 3 Изменений в нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденных решением правления Федеральной нотариальной палаты от 28 февраля 2005 г. и приказом Минюста России от 1 августа 2005 г. № 120 (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2005, регистрационный № 6904);

пункт 2 Изменений вносимых в нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации в сфере нотариата, утвержденных решением правления Федеральной нотариальной палаты от 25 июля 2008 г. и приказом Минюста России от 18 августа 2008 г. № 174 (зарегистрирован Минюстом России 25.08.2008, регистрационный № 12168);

пункт 2 Изменений, вносимых в некоторые нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденных решением правления Федеральной нотариальной палаты от 30 марта 2012 г. № 04/12 и приказом Минюста России от 15 мая 2012 г. № 77 (зарегистрирован Минюстом России 23.05.2012, регистрационный № 24294).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 июня 2015 г.

Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса
(утв. решением правления Федеральной нотариальной палаты от 18 мая 2015 г., приказом Министерства юстиции РФ от 29 июня 2015 г. № 151)

1. Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (далее — Порядок), утвержден в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I (далее — Основы).

2. Лица, претендующие на должность нотариуса, проходят стажировку в течение одного года у нотариуса, занимающегося частной практикой (далее — нотариус) и имеющего стаж нотариальной деятельности не менее трех лет.

3. Стажером нотариуса (далее — стажер) может быть гражданин Российской Федерации, получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования.

4. Количество должностей стажеров ежегодно определяется решением нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (далее — нотариальная палата) по согласованию с территориальным органом Минюста России (далее — территориальный орган).

5. В течение десяти рабочих дней после даты определения количества должностей стажеров нотариальной палатой утверждаются кандидатуры руководителей стажировки из числа нотариусов, имеющих стаж нотариальной деятельности не менее трех лет, а также условия прохождения стажировки.

6. Не позднее пяти рабочих дней со дня утверждения кандидатур руководителей стажировки в общедоступных местах в помещении нотариальной палаты, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте нотариальной палаты размещаются следующие информационные материалы о предстоящей стажировке:

требования, предъявляемые к лицам, претендующим на должность стажера;

количество должностей стажеров, определенных решением нотариальной палаты и реквизиты этого решения;

сроки, время, место приема и перечень документов, необходимых для прохождения стажировки;

список руководителей стажировки.

7. В течение двадцати рабочих дней со дня размещения информационных материалов, указанных в пункте 6 Порядка, лицо, претендующее на должность стажера, подает в нотариальную палату заявление (приложение к Порядку), а также предъявляет подлинники и представляет копии:

документа, удостоверяющего личность и подтверждающего гражданство Российской Федерации;

документа о высшем юридическом образовании в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования.

Указанные в абзацах первом — третьем настоящего пункта заявление и копии документов могут быть представлены лично, через представителя или направлены почтовой связью заказным письмом с уведомлением о вручении. При этом датой подачи заявления является дата его отправления. Оригиналы документов представляются при заключении трудового договора.

В случае подачи заявления и представления документов лично заявление и заверенные уполномоченным сотрудником нотариальной палаты копии представленных документов формируются в личное дело лица, претендующего на должность стажера, а подлинники возвращаются этому лицу в день их представления.

Фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, претендующего на должность стажера, перечень и реквизиты поданных им документов, дата и время подачи документов, а также его подпись и подпись уполномоченного сотрудника нотариальной палаты, принявшего документы, заносятся в журнал заявлений лиц, претендующих на должность стажера.

Нотариальная палата проверяет достоверность представленного документа о высшем юридическом образовании.

8. В течение десяти рабочих дней со дня, следующего за последним днем подачи заявления и документов, нотариальная палата принимает решение о соответствии лиц, претендующих на должность стажера, требованиям части первой статьи 19 Основ.

В случае если число лиц, претендующих на должность стажера и удовлетворяющих требованиям части первой статьи 19 Основ, превышает количество утвержденных должностей стажеров, нотариальная палата принимает решение о проведении экзамена с целью выявления наиболее подготовленных лиц.

Дата и время проведения экзамена согласовываются с территориальным органом. При этом дата проведения экзамена не может быть ранее двадцати рабочих дней со дня размещения информации, указанной в абзаце четвертом настоящего пункта.

В течение двух рабочих дней со дня принятия решения о проведении экзамена в общедоступных местах в помещении нотариальной палаты, а также на сайте нотариальной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается информация о лицах, допущенных к сдаче экзамена (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения), о дате, времени, месте, порядке проведения экзамена, а также перечень примерных вопросов, включаемых в тесты.

Лицам, допущенным к сдаче экзамена, в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о проведении экзамена нотариальная палата почтовым отправлением или по адресу электронной почты, указанному в заявлении лица, претендующего на должность стажера, направляет уведомление о дате, времени и месте проведения экзамена.

В порядке и в срок, определенные в абзаце пятом настоящего пункта, лица, не допущенные к сдаче экзамена, уведомляются нотариальной палатой об отказе в допуске к сдаче экзамена с указанием причин отказа.

9. Экзамен проводится в форме тестирования. Порядок проведения экзамена и перечень вопросов, включаемых в тесты, определяются нотариальной палатой по согласованию с территориальным органом.

10. Для приема экзамена формируется экзаменационная комиссия в составе не менее шести человек. В состав экзаменационной комиссии на паритетных началах входят представители нотариальной палаты и территориального органа. В число представителей со стороны нотариальной палаты и территориального органа могут входить члены судейского и научного сообщества.

Председателем комиссии по должности является начальник территориального органа или его заместитель, заместителем председателя комиссии — президент нотариальной палаты или член правления нотариальной палаты.

В состав экзаменационной комиссии не могут входить руководители стажировки, а также супруг (супруга), родители, дети, внуки, братья, сестры, дедушки, бабушки лица, претендующего на должность стажера, или родители, дети, внуки, братья, сестры, дедушки, бабушки супруга (супруги) лица, претендующего на должность стажера.

Полномочиями по приему экзамена у лиц, претендующих на должность стажера, может наделяться квалификационная комиссия, сформированная в соответствии с Положением о квалификационной комиссии*.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

11. На должности стажеров зачисляются лица, набравшие наибольшее количество баллов по результатам сдачи экзамена.

При равном количестве баллов, полученных по результатам сдачи экзамена, на должности стажеров зачисляются все лица, получившие равное количество баллов. При этом количество должностей стажеров увеличивается в соответствии с пунктом 4 Порядка.

В течение двух рабочих дней со дня сдачи экзамена в общедоступных местах в помещении нотариальной палаты, а также на сайте нотариальной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается информация о лицах, зачисленных на должность стажера.

12. Не позднее двадцати рабочих дней со дня проведения экзамена нотариальная палата принимает решение о назначении руководителей стажировки лицам, зачисленным в стажеры, и заключает с ними трудовой договор на один год.

Оплата труда стажера производится из фонда оплаты труда нотариальной палаты.

13. Программа стажировки является единой и обязательной для всех стажеров и руководителей стажировки и утверждается нотариальной палатой.

Программа должна содержать перечень мероприятий, направленных на получение стажером специальных теоретических знаний, приобретение практических навыков по совершению нотариальных действий и организации работы нотариуса.

При сокращении срока стажировки или его продлении стажер обязан освоить программу стажировки в полном объеме.

На основании программы стажировки руководитель стажировки составляет индивидуальный план стажировки, который утверждается нотариальной палатой.

14. Дата начала стажировки определяется нотариальной палатой в течение трех рабочих дней после заключения трудовых договоров, предусмотренных пунктом 12 Порядка, и является одинаковой для всех стажеров.

Срок стажировки может быть сокращен через шесть месяцев прохождения стажировки на основании совместного решения территориального органа и нотариальной палаты.

Решение о сокращении срока стажировки принимается на основании заявления стажера, а также ходатайства и заключения об итогах стажировки руководителя стажировки.

Нотариальная палата и руководитель стажировки ведут учет времени, фактически отработанного стажером. Время отсутствия стажера в период прохождения стажировки не засчитывается в срок стажировки.

Срок стажировки продлевается совместным решением территориального органа и нотариальной палаты на время отсутствия стажера в период прохождения им стажировки. В случае продления срока стажировки трудовой договор подлежит продлению на время отсутствия стажера.

В течение срока стажировки на основании заявления руководителя стажировки и стажера, а также в случае прекращения статуса нотариуса, являющегося руководителем стажировки, нотариальная палата принимает решение о назначении другого руководителя стажировки из утвержденного нотариальной палатой списка руководителей стажировки. Назначение другого руководителя стажировки осуществляется в течение трех рабочих дней. При этом время отсутствия стажера в период замены руководителя стажировки засчитывается в срок стажировки.

15. Нотариальная палата осуществляет контроль за проведением стажировки, освоением программы стажировки и выполнением индивидуального плана стажером путем проведения промежуточного тестирования стажеров не реже одного раза в квартал по темам программы стажировки, а также иными способами, установленными нотариальной палатой.

16. По результатам прохождения стажировки руководитель стажировки составляет заключение об итогах стажировки и представляет его в нотариальную палату.

В заключении об итогах стажировки указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя стажировки; фамилия, имя, отчество (при наличии) стажера; срок прохождения стажировки, в том числе срок продления или сокращения стажировки; причины продления срока стажировки или его сокращения; объем выполненного плана стажировки; результаты промежуточной проверки прохождения стажировки; заключение о готовности к сдаче квалификационного экзамена.

Нотариальная палата на основании заключения об итогах стажировки в пятнадцатидневный срок со дня поступления заключения принимает решение об удовлетворительном или неудовлетворительном результате прохождения стажировки.

Решение о результате прохождения стажировки в письменной форме направляется лицу, проходившему стажировку, в течение десяти рабочих дней со дня его принятия.

Лицо, не прошедшее стажировку, вновь допускается к стажировке на общих основаниях.

* Справочно: приказ Минюста России от № «Об утверждении Положения о квалификационной комиссии» (зарегистрирован Минюстом России , регистрационный № ).

Приложение
к Порядку прохождения стажировки
лицами, претендующими на
должность нотариуса

(наименование нотариальной палаты и

адрес ее нахождения)

(фамилия, имя, отчество (при

адрес жительства, номер телефона и

адрес электронной почты лица,

желающего пройти стажировку у

лица, желающего пройти стажировку у нотариуса

В соответствии с решением _______________ (наименование нотариальной

палаты) от ______________ N _____ (дата и номер решения нотариальной

палаты) об определении количества должностей стажеров прошу допустить

меня к прохождению стажировки у нотариуса, занимающегося частной

В случае проведения экзамена прошу допустить меня к сдаче экзамена

для лиц, претендующих на должность стажера нотариуса.

Настоящим даю свое согласие _______________ (наименование

нотариальной палаты и адрес ее нахождения) на обработку моих

персональных данных, включая их получение от меня и/или от третьих лиц,

с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.

(Дата, время) (Подпись) (Расшифровка подписи)

Обзор документа

С 1 января 2015 г. действуют изменения в Основы законодательства о нотариате, посвященные стажерам нотариуса. Предусмотрены общие положения, определяющие его статус, порядок стажировки.

Подготовлены новые правила прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса.

Как и ранее, минимальный период стажировки — 1 год. Ее нужно проходить у частного нотариуса со стажем деятельности не менее 3 лет. Ранее предусматривалась возможность стажировки и в государственной нотариальной конторе.

Предъявляются только 2 требования к стажерам. Наличие гражданства России. Получение высшего образования в аккредитованном вузе. Таким образом, претенденты прилагают к заявлению о стажировке только удостоверяющий личность документ и документ об образовании.

Обновлены процедуры организации стажировки. Отметим, что в отличие от прежнего новый порядок не содержит положений об увеличении и сокращении ее сроков.

В течение 10 рабочих дней с даты, следующей за последним днем подачи документов, нотариальная палата принимает решение о соответствии претендентов установленным требованиям.

Если число кандидатов превышает количество утвержденных должностей стажеров, то проводится экзамен в форме теста для выявления наиболее подготовленных. Образуется комиссия.

Пересмотрены некоторые положения об оформлении итогов стажировки.

Еще по теме:

  • Решение задач закон ома участка цепи Примеры решения задач по теме «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединения проводников» «Физика - 10 класс» При решении задач на применение закона Ома необходимо учитывать, что при последовательном соединении проводников сила тока во всех проводниках одинакова, а при […]
  • Закон о рекламе часть 6 ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О РЕКЛАМЕ» СОДЕРЖАНИЕ Статья 1. Цели настоящего Федерального закона Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Статья 4. […]
  • Закон о защите прав ребенка в свердловской области Закон Свердловской области от 23 октября 1995 г. N 28-ОЗ "О защите прав ребенка" (с изменениями и дополнениями) Закон Свердловской области от 23 октября 1995 г. N 28-ОЗ "О защите прав ребенка" С изменениями и дополнениями от: 30 апреля, 5 декабря 1997 г., 22 декабря 2000 г., 28 декабря […]
  • С какого возраста можно взять ребенка под опеку С какого возраста можно взять ребёнка в приёмную семью в москве? С какого возраста можно взять ребёнка в приёмную семью Приёмная семья – форма воспитания ребёнка (детей) в семье (на дому) у «приемного родителя» -воспитателя. Такая семья заменяет пребывание ребёнка в детском доме или […]
  • Увольнение по ст81 п8 Увольнение с работы на основании п. 2 ч. 1 ст 81 ТК РФ Здравствуйте! Работодатель ОАО Управляющая Компания №2 ДЖКХ г.Нижневартовск. (директор Дадеркин Дмитрий Николаевич) подписал приказ о сокращение моей должности согласно п.2.ч.1. ст.81 ТК РФ. Я отец четверых малолетних детей(младшему […]
  • Заявление в прокуратуру белгород Прокуратура Белгородской области В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Главная История Руководство […]
  • Осаго с 31 года Страховая компания УРАЛСИБ – отзывы отказ в страховании водителей младше 31 года рожления У моего сына закончилась страховка ОСАГО в Уралсибе. Когда пришел продлять ее, ему было отказано. Основание-есть письмо с головного офиса об отказе страховать водителей младше 31 года рожления. […]
  • Нотариусы г орле Нотариусы Орел Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Алексеева Елена Петровна Телефон: +7 (4862) 45-42-42 Адрес: 302028 г. Орел, ул. Октябрьская, 42 Часы […]