Налог на техобслуживание

Кто обязан платить НДС?

Организации на ОСНО

В первую очередь платить НДС обязаны организации и ИП на общей системе налогообложения. Каждый квартал такие компании сдают отчетность по НДС, а с 2014 года делать это нужно в электронном виде через интернет. Справиться с этой задачей помогает система Контур.Экстерн. В Экстерне все просто — заходите и начинайте работать. Экстерн проверит ваш отчет перед отправкой и укажет на форматные ошибки, если они есть. Даже если вы будете не за компьютером, система оповестит вас о статусе отчета по СМС.

3 месяца бесплатно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна

Организации, совмещающие ЕНВД и ОСН

В случае если компания совмещает ЕНВД и общий режим налогообложения, доходы, которые она получает от деятельности на «вмененке», не облагаются НДС. Чтобы не платить налог, необходимо вести раздельный учет НДС при ОСН и ЕНВД, соблюдая следующие условия:

  • если для деятельности по ЕНВД организация или ИП покупает товары (услуги) с НДС, то сумму НДС нужно учитывать в стоимости этих товаров (в том числе основных средств и нематериальных активов);
  • если для деятельности на ОСН организация или ИП покупает товары (услуги) с НДС, то сумму НДС принимают к вычету в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Но есть некоторые затраты, при которых невозможно раздельно учитывать НДС при ЕНВД и НДС при ОСН. К таким затратам относится, к примеру, аренда офиса или оплата коммунальных платежей. В этом случае сумму «входного» НДС следует распределять пропорционально тому, как данные товары (услуги) используются в каждом из видов деятельности.

Также не нужно забывать ежемесячно не позднее 25 числа месяца, который следует за отчетным кварталом, подавать декларацию по НДС и уплачивать налог.

НДС для организаций на УСН

Предприниматели на УСН освобождены от уплаты ряда налогов: в частности, организации не платят налог на прибыль и НДС, а ИП не платят НДФЛ и налог на имущество. Но все же существует ряд исключений, при которых ООО и ИП на УСН обязаны платить НДС:

  • при импорте товаров на территорию РФ;
  • если налогоплательщик выставляет счет-фактуру, в котором указан НДС;
  • при осуществлении операций по договору о совместной деятельности, договору доверительного управления имуществом на территории России.

В этих ситуациях необходимо платить НДС и представлять декларацию по НДС.

Если контрагент (поставщик) на ОСН указывает в счете НДС, то получатель товара на УСН может спокойно оплачивать этот счет, поскольку НДС в этом случае является налогом поставщика. Покупатель на УСН (вне зависимости от варианта налогообложения) не обязан платить налог и представлять декларацию по НДС. Товар, закупленный с НДС, продавать нужно без учета суммы НДС.

Организации на УСН, ЕНВД, патенте, которые выставили покупателю счет-фактуру с НДС

Организации и предприниматели на УСН не обязаны платить НДС, но иногда они сталкиваются с просьбой покупателя выставить счет-фактуру с НДС. Это не запрещено делать, но тогда необходимо будет уплатить эту сумму НДС и подать декларацию. Сделать это можно только в электронном виде.

Налоговые агенты

Налоговые агенты по НДС обязаны платить налог на добавленную стоимость в бюджет и сдавать декларацию. Обязанности налогового агента могут исполнять и фирмы на спецрежимах.

Налоговому агенту придется отчитаться по НДС, если он:

  • приобрел товары (услуги) у иностранных компаний, которые не состоят на налоговом учете в РФ;
  • реализует по посредническим договорам товары (услуги) иностранных фирм, которые не состоят на учете в России;
  • арендует или покупает государственное имущество;
  • покупает имущество банкрота и др. (менее распространенные случаи описаны в ст. 161НК РФ).

Посредники обязаны вести журнал учета счетов-фактур

Те агенты и комиссионеры, которые применяют спецрежимы налогообложения и реализуют товары (услуги) доверителя, стоящего на учете по ОСН, обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. Эти журналы нужно сдавать в налоговую в электронном виде. Отчитываться таким образом нужно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Если компания работает по посредническим договорам с иностранной фирмой, не состоящей на учете в РФ, то она обязана отправлять журнал учета полученных и выставленных счетов фактур вместе с декларацией по НДС в электронном виде.

Чтобы убедиться в том, что вы сдали всю отчетность и заплатили все необходимые налоги, запросите с помощью онлайн-сервиса Контур.Экстерн официальный акт сверки с налоговой, в котором будет отражена вся информация о ваших взаиморасчетах, представленных декларациях и зачисленных в бюджет платежах.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ И РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ СЛУЖЕБНОГО ТРАНСПОРТА, ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ, МОЙКУ, АВТОСТОЯНКИ

Большое число фирм и коммерсантов, осуществляющих деятельность в самых разных отраслях, использует автомобильный транспорт, расходы на содержание которого могут быть учтены в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

О том, и как правильно учесть такие расходы, как их документально оформить, мы и расскажем в этой статье.

Обратимся к Налоговому кодексу Российской Федерации (далее — НК РФ). Подпунктом 11 п. 1 ст. 264 НК РФ определено, что расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта) относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

К прочим расходам относятся также и расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Если служебный поезд или самолет есть лишь у немногих крупных компаний, то служебными автомобилями располагает очень большое число организаций. Именно о расходах на содержание служебного автомобильного транспорта мы и поговорим.

Напомним, что расходы, произведенные налогоплательщиком, в целях исчисления налога на прибыль в соответствии с п. 2 ст. 252 НК РФ подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

В свою очередь, расходы, связанные с производством и реализацией, на основании п. 2 ст. 253 НК РФ подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.

Нормы расхода топлива

В расходах на содержание служебного автотранспорта львиную долю расходов составляют расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

Как мы только что отметили, расходы на содержание служебного транспорта относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, при этом НК РФ не предусмотрено нормирование указанных расходов, а также не установлены правила определения обоснованности таких расходов, на что указано в Письме Минфина России от 27 января 2014 г. N 03-03-06/1/2875.

Вместе с тем при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р. Пунктом 3 названного документа определено, что нормы расхода топлив и смазочных материалов предназначены в том числе для расчетов по налогообложению предприятий.

Как сказано в Письме Минфина России от 4 сентября 2007 г. N 03-03-06/1/640, расходы на покупку бензина для служебных легковых автомобилей могут быть подтверждены кассовыми чеками на покупку топлива и путевыми листами. В этом же Письме отмечено, что в отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, при определении норм расхода топлива следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля. Аналогичное мнение высказано в Письмах Минфина России от 14 января 2009 г. N N 03-03-06/1/6 и 03-03-06/1/15.

Отметим, что Минтрансом России уже дважды вносились изменения в Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р:

— Распоряжением Минтранса России от 14 мая 2014 г. N НА-50-р;

— Распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 г. N НА-80-р.

Между тем в соответствии с п. 6 Методических рекомендаций N АМ-23-р на период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС, в отношении данных АТС могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

Вместе с тем хотим обратить внимание налогоплательщиков на Постановление ФАС Центрального округа от 4 апреля 2008 г. по делу N А09-3658/07-29, в котором суд указал, что налоговым законодательством не предусмотрено нормирование горюче-смазочных материалов в целях налогообложения прибыли, а Нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом, носят рекомендательный характер.

Еще на один документ хотелось бы обратить внимание читателей, а именно на Заключение Минэкономразвития России от 20 апреля 2012 г. «По итогам экспертизы на Распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р «О введении в действие Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — Заключение).

В п. 3.1 Заключения отмечено, что в Методических рекомендациях указано, что нормы подлежат применению для расчетов по налогообложению предприятий. Между тем в НК РФ отсутствуют нормы, устанавливающие обязанность налогоплательщиков нормировать расходы на топливо и смазочные материалы при эксплуатации автомобильного транспорта для целей налогообложения прибыли. В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, при этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Затраты налогоплательщика на приобретение топлив в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ относятся к материальным расходам. А к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта, что следует из пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.

При этом расходы на использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов определяются в пределах норм, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 г. N 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» (далее — Постановление N 92).

Таким образом, кроме указания на экономическую оправданность расходов, налоговое законодательство не содержит положений о необходимости нормирования затрат на топливо и смазочные материалы, за исключением случая нормирования расходов при использовании личного транспорта в служебных целях в соответствии с Постановлением N 92. Кроме того, Минтранс России не относится к органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов (ст. 4 НК РФ).

Также в Заключении отмечено, что на практике сложились две позиции о порядке учета затрат на топливо и смазочные материалы для целей исчисления налога на прибыль:

1-я позиция заключается в необходимости учета затрат на топливо и смазочные материалы в пределах норм, установленных Методическими рекомендациями. Такой позиции придерживается Минфин России (Письма от 3 сентября 2010 г. N 03-03-06/2/57, от 10 июня 2011 г. N 03-03-06/4/67, от 14 января 2009 г. N 03-03-06/1/15), а также УФНС по г. Москве (Письма от 3 ноября 2009 г. N 16-15/115253, от 13 октября 2009 г. N 16-15/107268), указывая, что в целях выполнения требования об обоснованности расходов при учете затрат на покупку топлив в расходах необходимо руководствоваться нормами расхода топлив и смазочных материалов, утвержденными Методическими рекомендациями.

Указанная позиция поддержана Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 1 декабря 2008 г. N Ф04-7500/2008(16942-А27-37) по делу N А27-4577/2008, в котором суд указал, что при определении налога на прибыль расходы на топливо необходимо учитывать в пределах Норм, утверждаемых Минтрансом России.

Согласно 2-й позиции расходы на топливо и смазочные материалы необходимо учитывать в целях налога на прибыль в размере фактически произведенных затрат. Данная позиция отмечается УФНС по г. Москве в Письме от 12 апреля 2006 г. N 20-12/29007. Она поддерживается судебной практикой. В частности, в Постановлении ФАС Московского округа от 25 сентября 2007 г., 28 сентября 2007 г. N КА-А41/9866-07 по делу N А41-К2-18913/05 указано, что НК РФ не содержит положений, ограничивающих принятие к учету для целей налогообложения расходов на приобретение горюче-смазочных материалов, расходов на содержание служебного транспорта какими-либо нормами. Аналогичной позиции придерживаются судьи ФАС Центрального округа в Постановлении от 4 апреля 2008 г. по делу N А09-3658/07-29. При этом отмечается, что Методические рекомендации носят рекомендательный характер.

К числу возможных положительных эффектов от использования подхода, предполагающего нормирование затрат организаций в целях учета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, может быть отнесено упрощение процедур администрирования (в том числе проверки) правильности исчисления субъектами предпринимательской деятельности расходов по налогу на прибыль. Оценок данного эффекта, в том числе монетарных, не представлено.

К негативным эффектам от применения предусмотренных Методическими рекомендациями нормативов для целей налогообложения может быть отнесена невозможность учета фактически понесенных расходов при уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль, что увеличивает себестоимость производимой продукции (оказываемых услуг) и, таким образом, необоснованно ухудшает положение отдельных участников рынка.

Документальное подтверждение расходов на ГСМ

Любой факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, что установлено ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ первичные учетные документы составляются по формам, определенным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 названного Закона.

По Информации Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (за исключением форм документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленных уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовых документов)).

Таким образом, унифицированные формы «первички» с 1 января 2013 г. могут применяться хозяйствующими субъектами по усмотрению. Как показывает практика, субъекты хозяйственной деятельности продолжают использовать унифицированные формы первичных учетных документов, утверждая их применение в установленном порядке, поскольку это освобождает от сложной работы по разработке собственных документов.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте утверждены Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78.

Документом, служащим для учета и контроля работы транспортного средства, а также водителя, является путевой лист (ст. 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав)).

Приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, которые должны применять юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Каждая из унифицированных форм путевых листов содержит раздел «Движение горючего». В Письме Госкомстата России от 3 февраля 2005 г. N ИУ-09-22/257 «О путевых листах» говорилось, что заполнение раздела «Движение горючего» производится в полном объеме по всем реквизитам исходя из фактических затрат и показателей приборов. Соответственно, и расходы на бензин списываются по кассовым чекам, талонам или другим документам на основании путевых листов, подтверждающих обоснованность пробега. Нормируемый расход ГСМ определяется в соответствии с Нормами расхода топлив и смазочных материалов, о которых мы уже упоминали.

В последнее время широкое распространение получило приобретение ГСМ посредством топливных карт. Порядок признания таких расходов в целях налогообложения прибыли был рассмотрен УФНС по г. Москве в Письме от 30 июня 2010 г. N 16-15/[email protected]

В Письме сказано, что топливные карты не имеют статуса кредитных или иных платежных карточек, эмитентом которых является кредитное учреждение, а используются как средство строгой отчетности, позволяющее держателю карты получить от лица покупателя определенное количество товара. Подобный вывод содержат Постановления ФАС Поволжского округа от 5 июня 2008 г. N А12-987/08-С22 и от 3 апреля 2008 г. N А12-16953/07-С22.

Топливная карта фиксирует объем приобретенного топлива в литрах и позволяет ее держателю заправлять бензин в топливный бак в пределах расходного лимита, установленного в заявке организации-покупателя.

Порядок расчетов с поставщиками ГСМ по топливным картам устанавливается договором, в котором стороны определяют лимит топлива, который может быть отпущен ежедневно (за месяц), размер предоплаты за бензин и обслуживание карты, а также иные условия (например, предоставление скидки, порядок сверки расчетов).

Ежемесячно поставщик топлива представляет организации-покупателю счет-фактуру, акт приема-передачи на проданное горючее, а также отчет (или реестр) операций по картам. В последнем документе указывается, когда и сколько топлива приобретено (данные с заправок).

При этом затраты на приобретение бензина по топливным картам не признаются для целей налогового учета в полном размере ни в момент уплаты суммы авансовых платежей в счет предстоящей поставки бензина (приобретение карты), ни в момент отгрузки бензина покупателю в топливный бак и списания с топливных карт количества и стоимости проданного бензина. Это связано с тем, что заправка бензина в автомобильный бак на основании чека терминала автозаправочной станции только подтверждает факт приобретения материальных ценностей в виде бензина, но не подтверждает факт использования бензина определенным автомобилем для определенных целей.

Основным документом, подтверждающим расход ГСМ, является путевой лист.

Таким образом, учет в целях налогообложения прибыли расходов на приобретение топливной карты в момент ее приобретения либо заправки топлива в бак автомобиля на основании счета-фактуры, акта приема-передачи на проданное горючее, а также реестра операций по картам является неправомерным.

Мойка автомобилей

В составе расходов на содержание служебного транспорта можно учесть в том числе расходы, связанные с оплатой мойки служебных автомобилей, о чем сказано в Письме Минфина России от 20 июня 2006 г. N 03-03-04/1/530.

Аренда гаража, услуги платных автостоянок

У многих организаций отсутствуют собственные гаражи для содержания служебных автомашин. В таких случаях приходится арендовать гаражи у других организаций и физических лиц либо пользоваться услугами платных автостоянок. Можно ли учесть расходы на аренду гаражей и услуги автостоянок в целях налогообложения прибыли?

Расходы на аренду гаражей у других организаций учитываются в целях налогообложения в качестве арендных платежей за арендуемое имущество (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Датой осуществления таких расходов на основании пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ признается:

— дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;

— либо дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;

— либо последний день отчетного (налогового) периода.

Напомним, что ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) определено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Именно собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, что следует из ст. 209 ГК РФ. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно положениям ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Таким образом, организация — арендатор помещений вправе учитывать для целей налогообложения прибыли расходы в виде арендных платежей, уплаченных в рамках договора аренды, заключенного в установленном законодательством порядке. Как следует из Письма Минфина России от 13 мая 2011 г. N 03-03-06/1/292, в случае отсутствия у правообладателя регистрации права собственности на арендуемое недвижимое имущество арендатор не вправе учитывать арендные платежи по указанному имуществу в составе расходов в целях налогообложения прибыли организаций.

Если договор аренды заключается на длительный срок, может возникнуть ситуация, когда арендодатель меняется. В п. 24 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. N 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» разъяснено, что переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу сам по себе не является основанием для внесения в судебном порядке изменений в условия договора аренды, заключенного прежним собственником с арендодателем (за исключением изменения в договоре сведений об арендодателе).

Как отмечено в Письме УФНС по г. Москве от 26 января 2011 г. N 16-15/006872, смена собственника арендованного имущества никаким образом не влияет на право арендатора пользоваться данным имуществом. Договор аренды продолжает действовать в силу ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, а арендодателем по такому договору становится другое лицо (новый собственник имущества). Соответственно, должно быть заключено дополнительное соглашение о замене стороны договора аренды — арендодателя, а счета за услуги аренды — выставляться от имени нового арендодателя.

Если организация пользуется услугами платных автостоянок, то оплата, как правило, производится наличными денежными средствами через подотчетное лицо. Расходы по оплате услуг платных автостоянок, при наличии оформленных в соответствии с требованиями бухгалтерского учета первичных оправдательных документов (кассовых чеков, авансовых отчетов подотчетных лиц и тому подобного), организация может отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, как расходы на содержание служебного автотранспорта. Такое мнение содержит Письмо Минфина России от 11 января 2006 г. N 03-03-04/2/1.

Это подтверждает и арбитражная практика, в частности Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 июля 2008 г. по делу N Ф04-3910/2008(7317-А81-14). Как следует из материалов дела, налоговый орган исключил из состава расходов налогоплательщика, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, расходы на парковку и мойку автомобилей в связи с непредставлением документального подтверждения. Арбитражным судом установлено, что подтверждающие документы по спорной ситуации имеются, расходы подтверждаются квитанциями к приходно-кассовым ордерам. Суд правомерно пришел к выводу о том, что спорные расходы организацией документально подтверждены и правомерно учтены в целях налогообложения прибыли.

Аналогичный спор между организацией и налоговым органом рассматривал суд Московского округа (Постановление ФАС Московского округа от 24 декабря 2008 г. N КА-А40/10731-08 по делу N А40-12749/08-142-37). Налоговики сочли, что налогоплательщик неправомерно признал для целей налогообложения расходы на содержание собственных служебных автомобилей, в том числе расходы на парковку, расходы на мойку и расходы на ремонт.

Довод налогового органа судом не принят, поскольку факт несения налогоплательщиком спорных расходов на содержание собственных служебных автомобилей подтверждается соответствующими первичными документами:

— в отношении расходов на парковку и мойку — талонами, авансовыми отчетами, кассовыми чеками;

— в отношении расходов на ремонт автомобилей — договорами на техническое обслуживание, заказами-нарядами на ремонт, счетами, счетами-фактурами, актами выполненных работ, платежными поручениями.

Между тем расходы на мойку и техобслуживание могут быть не приняты в целях налогообложения прибыли, если в первичных документах, подтверждающих произведенные расходы, не будут указаны марка и номер автотранспортного средства, в отношении которого эти расходы произведены. Подтверждением тому служит Постановление ФАС Поволжского округа от 11 марта 2009 г. по делу N А57-4951/2008, в котором суд признал обоснованным непринятие налоговым органом расходов на мойку автомобиля и расходов на его техническое обслуживание, поскольку представленные организацией первичные документы (квитанции) не содержат сведений, позволяющих определить, в отношении какого автомобиля произведены расходы.

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Уже в продаже электронное методическое пособие «Все об уточненной налоговой декларации» автора Сушонковой Елены

Уже в продаже электронное методическое пособие «Все о счетах-фактурах» автора Сушонковой Елены

Подписывайтесь на нас:

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

Недвижимость

Я тут живу, почему я должен за это платить?

Не понимаю, за что платить налог на недвижимость

Я с интересом ознакомился со статьёй «Надо драть по $1000 с хозяев квартир» — тем более, что ровно такие же мысли посещали в своё время и меня (только я никогда не считал, что так и надо сделать). Более того, меня всегда мучил вопрос о том, чем, вообще, обосновывается такой феномен, как налоги на недвижимость.

От редакции. Мы публикуем отклик на «личный опыт» нашего читателя «Надо драть по $1000 с хозяев квартир». Обращаем ваше внимание, что тексты, опубликованные в рубрике «Личный опыт», написаны читателями «Газеты.Ru». Редакция не всегда разделяет их точку зрения.

Сразу скажу, что я, вообще-то, совсем не против налогов per se — понятно, что государство необходимо (если вы не анархист), а его содержание стоит денег, которые кроме как из налогов в нормальной экономике взять неоткуда. Однако если речь идёт о подоходном налоге, налоге на прибыль или чём-то подобном, то приятная особенность этих налогов состоит в том, что я никогда не столкнусь с необходимостью заплатить больше, чем я заработал — потому что ставка налога никогда не превышает 100%.

Да, ставка может быть высока, я буду ворчать и буду недоволен тем, что мне меньше остаётся и не хватает на какую-то покупку, но я никогда не столкнусь с ситуацией, что должен заплатить деньги, которых у меня нет. В ситуации с налогом на недвижимость картина иная.

Жильё людьми используется как правило для проживания в нём, и таковое его использование само по себе не приносит прибыли (если вы, конечно, не превращаете свою квартиру в коммуналку, пустив к себе платных жильцов — «коечников» — но это занятие для мазохистов) — скорее наоборот, одни расходы.

Поэтому от самого факта владения жильём доходов, вообще говоря, нет, и может оказаться, что расходы по содержанию жилья (ремонт) и проживанию в нём (платежи ЖКХ) человеку под силу, а налог (ставка которого может быть любой) — нет, причём в этом нет никакой его вины.

И это не надуманный сценарий — существует куча пенсионеров, проживающих в центре Москвы (или других крупных городов) в формально очень дорогих квартирах, полученных ими от государства бесплатно, т.ч. при исчислении налогов по предлагаемой схеме (или даже просто от рыночной цены) они не смогут их платить. В итоге

им предлагается продавать жильё и переезжать в менее дорогое

(а значит, и менее комфортное) где-нибудь на окраине, а то и в провинции. А с какой, собственно, стати? В чём таком они провинились, что должны срываться с родных мест под старость лет (а переезд — непросто даже и для более молодых людей)?

Чтобы меня не обвинили в раздувании жалости к коммунистическим старушкам, замечу, что, во-первых, постареть всё равно придётся всем (или очень многим) из читающих эти строки, т.ч. проблема может коснуться и вас тоже, а во-вторых, по вам это может ударить и не дожидаясь вашего выхода на пенсию.

Не надо быть семи пядей во лбу и обладать охрененным жизненным опытом чтобы догадаться, что стабильный высокий доход (даже при наличии оного) гарантировать нельзя: человек может потерять работу, заболеть, развестись и т.д. И непонятно, почему из-за всего этого он должен тут же переезжать в другое жильё (что, кстати, всегда сопряжено с дополнительными тратами, а их-то у человека как раз и нехватка).

Наконец, главное, что меня смущает в налоге на недвижимость — это то, что непонятно, за что он платится.

Если исходить из очень такой либеральной парадигмы, что всё стоит денег, и если за что-то я не плачу, то платит кто-то другой, а потому за всё, что я потребляю, по идее, должен я сам и платить — то в ту же парадигму укладывается и противоположное утверждение: если я чем-то не пользуюсь, то и платить за это не должен. Так чем же таким я пользуюсь, что я оплачиваю налогом на недвижимость?

Если я плачу транспортный налог с автомобиля, то это понятно — автомобиль для езды нуждается в дорогах, на строительство и содержание которых (в идеале) и идёт транспортный налог. Более мощный (а значит и, как правило, более тяжёлый) автомобиль сильнее разбивает дорогу, и потому сумма налога с такого автомобиля выше.

Правда, на автомобиле я могу не ездить (напр., зимой), а налог плачу всё равно, т.ч. лучше бы его включить в цену топлива — но тут, по крайней мере, понятно, за что он платится и на что идёт. Кроме того — в противоположность известному афоризму — автомобиль — роскошь, а не средство передвижения.

Если я живу в квартире и пользуюсь светом, газом, водой, отоплением — т.е. потребляю услуги, предоставляемые мне другими людьми — то я это оплачиваю, но это не налог, а платежи ЖКХ. А налог-то за что?

За право жить в данном городе или в его центре? Но данное право бесплатно и гарантировано мне Конституцией (это там, где про «свободу перемещения по территории страны и право выбора места жительства»). За что же тогда?

Кстати, если считать, что жильё (как и, в принципе, любой собственность) я купил на заработанные мною деньги, то с них я уже заплатил государству подоходный налог и в дальнейшем могу тратить так, как мне заблагорассудится.

Почему же в случае покупки мною новых штанов они не облагаются никаким налогом, а при покупке квартиры — на меня накладывают ещё какую-то повинность?

Чем квартира как объект собственности отличается от штанов? Тем, что штаны со временем лишь теряют в цене, а квартира — как правило растёт? Но какая разница, если ни то ни другое я не использую для извлечения прибыли, а просто пользуюсь ими?

Единственное, что мне приходит в голову — это то, что мои права собственника нуждаются в защите, которую обеспечивает мне государство, а эта работа стоит денег, и за её выполнение взимается налог на собственность. Больше собственности — больше работы по её охране — больше сумма платежа.

Но во-первых, ряд услуг государство предоставляет гражданам бесплатно (охрана рубежей, здравоохранение, образование) — собственно, для того оно и нужно гражданам — и непонятно, почему и эту, базовую, в сущности, функциональность оно не могло бы тоже предоставлять бесплатно. А во-вторых, не верится мне, что данная услуга стоит ТАК дорого, что в качестве платы за неё за 25 лет я должен выплатить весьма немаленькую стоимость своей квартиры.

Ещё я слышал вариант, что свободные деньги граждан надо вкладывать в экономику, а для этого доходность разных её отраслей должна быть примерно одинакова, а если какая-то отрасль по норме прибыли сильно вырывается вперёд, то в экономике неизбежны опасные переходы.

Грубо говоря, все (в т.ч. и банки) начнут вкладывать в жильё, а кредитовать промышленность перестанут.

Ну, во-1-х, все не станут, т.к. невозможно вложить в жильё сумму, меньшую её стоимости (например, 1000$), а стоимость эта весьма высока, и люди зачастую и для проживания-то не могут её купить, не то что для инвестиций. Тут наблюдается квантование: нельзя же купить 1/100 квартиры, можно купить лишь квартиру целиком.

А во-2-х, даже если верен этот аргумент — то почему проблему инвестиций в промышленность нельзя решить каким-либо иным способом кроме выкидывания в Тьмутаракань пожилых пенсионеров? Почему они, эту промышленность создавшие, должны расплачиваться за экономическую импотенцию нынешнего правительства?

Кстати сказать, а плохо ли, если действительно люди станут массово вкладывать деньги в недвижимость? Рост цен на недвижимость всегда приводит к строительному буму (который мы и наблюдаем), в результате чего жилья физически становится больше, и чем же это плохо? Другое дело, что

темпы строительства всё равно не покрывают темпов выбытия ветхого жилья,

но это просто означает, что строить надо ещё больше, а не наоборот, сдерживать строительный бум, понижая цены. Рано или поздно, когда понастроят много, цены сами упадут — как и на любой другой товар. Непонятно, чем в этом смысле рынок жилья отличается от любого другого.

Ну и наконец. Вы заметили, что при решении любой поставленной перед собой задачи (в том числе и осмысленной) это государство из двух возможных вариантов — либо ограничение имеющихся возможностей граждан, либо предоставление им новых возможностей — всегда выбирает первый? Чего бы это ни касалось.

Хотим повысить безопасность детей — устраиваем истерическую кампанию против педофилов, повышаем ответственность. Хотим удержать лётчиков на военной службе — не выдаём им пилотские свидетельства гражданского образца — чтоб в гражданскую авиацию не убежали. Надо, чтоб крестьяне не поуезжали из деревни — отнимаем паспорта. И т.д.

Почему так? Почему не пойти вторым путём? Надо сбить цены на жильё (на покупку и аренду) — предоставляйте жильё по (сравнительно) низким ценам по договору соц.найма с правом жильца пролонгирования договора. Пусть бы этим занимались муниципалитеты.

Тогда и цены на рынке аренды упали бы (ибо зачем снимать у частника, который может в любой момент — да хоть бы даже и раз в год — передумать и выкинуть тебя на улицу, и тебе придётся искать другого арендодателя, который тоже через год сможет передумать — если можно снять жильё у муниципалитета), да и многие отказались бы от покупки жилья вообще, если бы у них был вариант без нервотрёпки жить в съёмном.

Единственный недостаток этой схемы — на этом денег в муниципалитетах особо не попилишь, это ж работать надо, управлять этим хозяйством.

Вот поэтому в дерьме и живём. А не потому что пенсионеров (пока) не обдираем, как липку.

Еще по теме:

  • Земельный налог сроки оплаты в 2014 Срок и порядок уплаты земельного налога Для многих предпринимателей осуществление деятельности связано с эксплуатацией различных земель. Они могут быть как арендованными, так и находиться в собственности у предпринимателя. В таком случае предусмотрена уплата земельного налога ИП. Кто […]
  • Тахограф автобус закон Установка тахографов на автобусы Какие автобусы необходимо оснащать тахографами? Установка тахографов на автобусы производится в порядке, предусмотренным Приказом Минтранса от 21 августа 2013 г. №273. Закон устанавливает следующий регламент установки цифровых тахографов на автобусы: […]
  • Медаль за особые успехи в учении 2018 приказ Как получить школьную медаль 1. Какую медаль может получить выпускник? Сейчас школьники могут быть представлены к медали «За особые успехи в обучении». Это аналог золотых и серебряных медалей школьников, который пришел им на смену в 2014 году. 2. Как получить медаль? Выпускник 11-го […]
  • Заявление на депозит Депозит нотариуса Заявление Правила нотариального делопроизводства, утвержденные решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 17 декабря 2012 года, приказом Минюста РФ от 16 апреля 2014 года № 78 (Далее – «Правила») в ст. 156 указывают что основанием для начала производства по […]
  • Налог на землю для физических лиц в 2014 году московская область Земельный налог 2014: ставка, льготы. Земельный налог для физических лиц. Земельный налог для пенсионеров Земельный налог представляет собой обязательные денежные взыскания в пользу государства, взимаемые с целью формирования бюджетных средств конкретного региона. Это означает, что эти […]
  • Оплата транспортного налога за 2014 год сроки Порядок и сроки уплаты налога на транспорт Чего больше всего на свете боятся налогоплательщики? Внезапной проверки и просрочить очередной платеж. Причем второе - гораздо больше. Если посещаете ФНС вы также часто, как прыгаете с парашютом с Крокус-Сити Холла, знание, когда истекает […]
  • Кто хочет принять российское гражданство Кто может получить российское гражданство в упрощённом порядке? Последнее обновление: 2.10.2014 г. В целях привлечения зарубежных инвестиций упрощённый порядок приёма в российское гражданство теперь будет распространяться на иностранных предпринимателей и инвесторов. При этом льготный […]
  • Зао иском курган Зао иском курган Курган +7 (3522) 55-00-29 КУПИ КВАРТИРУ МЕЧТЫ ГРУППА КОМПАНИЙ ​Кургансельстрой ГК «Кургансельстрой» — один из крупнейших застройщиков Курганской области. Главные направления деятельности компании — строительство и ремонт жилых, общественных, административных и […]