Как оформить государственный контракт

Содержание страницы:

Каковы порядок и условия работы с государственным контрактом?

Как известно, государственный заказ является не только привлекательной сделкой, но также ключом, открывающим новые уровни успеха. Госзаказ в соответствии с российским законодательством осуществляется только в форме проведения открытых конкурсов (аукционов), успешное участие в которых обязывает иметь соответствующий опыт и некоторые узкоспециализированные знания.

Исполнителями государственного заказа могут быть как юридические, так и физические лица. Рассмотрим основные моменты получения возможности исполнять государственный заказ.

Участие в конкурсе и заключение государственного контракта

После размещения на региональном или федеральном сайте государственным заказчиком извещения о проведении торгов и конкурсной документации, где указаны:

  • максимальная цена договора;
  • сроки поставки товаров (выполнения работ, предоставления услуг);
  • определение качества товаров (работ, услуг) и другие условия.

Будущие участники торгов направляют госзаказчику свои заявки на участие, которые проходят процедуру регистрации. После заседания конкурсной комиссии по открытию доступа к заявкам, а также заседания по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе, происходит рассылка уведомлений об участии в торгах участникам размещения заказа. Затем проводится последнее заседание конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок, содержащих котировки с указанием цены, на сайте оформляется и размещается протокол оценок и сопоставления заявок на участие в конкурсе с направлением победителю одного экземпляра протокола и проекта госконтракта.

Следует отметить, что в большинстве случаев для участия в открытом конкурсе требуется обеспечение государственного контракта в размере до 5% его начальной (максимальной) стоимости.

Государственный или муниципальный контракт представляет собой гражданско-правовой договор выполнения работ, поставки товаров или оказания услуг, регулируемый статьями 525–534 и 763–768 ГК РФ Гражданского Кодекса РФ, Федеральными законами №94–ФЗ, 174–ФЗ и 223–ФЗ, Постановлением Правительства РФ №722 и другими нормами законодательства, для задач обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах бюджета. Срок государственного контракта, объем выполнения обязательств и стоимость (товаров, работ, услуг), размер и порядок финансирования, а также способ обеспечения исполнения обязательств являются неотъемлемыми атрибутами этого юридического документа.

Заключение государственного контракта часто требует дополнительного обеспечения его исполнения в размере до 30% его начальной (максимальной) стоимости, которое может быть предоставлено в форме банковской гарантии.

Порядок заключения госконтракта таков, что отказ или уклонение от заключения контракта, либо невыполнение условий его исполнения, приводит к штрафным санкциям, при которых средства, внесенные в качестве обеспечения или в виде банковской гарантии, остаются у государственного заказчика или истребываются у банка, выдавшего гарантию.

Статусом государственного заказчика может обладать государственный или муниципальный орган или бюджетное учреждение. При этом государственные корпорации, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения обязаны размещать заказ в соответствии с разработанными в обязательном порядке «Положениями о закупках».

Исполнение государственного контракта

После подписания государственного контракта наступает этап исполнения. Напомним, что на этом этапе может быть удержана денежная сумма до 30% первоначальной стоимости контракта в качестве обеспечения условий выполнения работ, поставки товаров или предоставления услуг. Обеспечением исполнения госконтракта может являться банковская гарантия. При этом обеспечение предоставляется заказчику до подписания контракта. В государственном контракте могут быть прописаны условия по обеспечению его исполнения банковской гарантией.

Например, форма обеспечения госконтракта выбирается участником открытых торгов самостоятельно в электронном виде, при этом разрешается предоставлять вступившую в силу банковскую гарантию, которая оформлена по форме банка-гаранта, при условии, что банковская гарантия содержит:

  • указание на госконтракт, исполнение которого она обеспечивает путем указания на стороны контракта в качестве принципала и бенифициара по гарантии, названия предмета контракта и ссылки на протокол торгов, как основание заключения контракта;
  • указание на согласие кредитной организации с тем, что изменения и дополнения, внесенные в государственный контракт, не освобождают его от обязательств по соответствующей банковской гарантии;
  • указание на согласие гаранта с тем, что гарантия сохраняет свое действие вне зависимости от изменений организационно-правовой формы принципала;
  • условие, что гарант перечисляет бенефициару сумму обеспечения исполнения контракта в размере 30% начальной (максимальной) цены контракта в случаях нарушения поставщиком сроков, некачественного исполнения или одностороннего отказа от исполнения госконтракта и т.д.

Расторжение государственного контракта

В соответствии с действующим законодательством государственный или муниципальный контракт должен содержать ряд обязательных условий:

  1. Объем работ;
  2. Стоимость работ;
  3. Начало и конец выполнения работ, включая промежуточные сроки;
  4. Размер и порядок финансирования;
  5. Форма обеспечения исполнения обязательств контракта.

Эти условия отнесены законодательством к существенным. По общим правилам Гражданского кодекса РФ, а именно согласно пункту 2 статьи 450, контракт может расторгаться решением суда по требованию одной стороны, если допущены нарушения существенных условий контракта, что означает причинение стороне ущерба, влекущего за собой значительную потерю того, на что сторона имела законное право рассчитывать при подписании госконтракта.

Например, этим существенным условием может оказаться срок начала и окончания работ, или промежуточные сроки, если они занесены в госконтракт. Если же по какой-либо причине сроки не определены, сам договор признается ничтожным. Нарушение существенных условий государственного контракта влечет за собой право одной из сторон прервать договорные отношения в судебном порядке. Однако расторжение договора возможно и по обоюдному согласию сторон, при этом подписывается соответствующее соглашение о расторжении контракта.

Гарантии по госконтрактам без залога

Для получения банковских гарантий по государственным контрактам без залога можно обратиться к кредитному брокеру «Тендер-Гарант», работающему на рынке банковских услуг с 2007 года, и заслужившего безупречную репутацию в своем секторе рынка.

Компания «Тендер-Гарант» оказывает высококвалифицированную помощь при получении банковских гарантий всех видов у целого ряда крупных банков по цене самих банков. Банковские гарантии на участие в открытых конкурсах (аукционах) или на исполнение государственных (муниципальных) заказов предоставляются в течение нескольких дней, при этом клиенты экономят на затратах при открытии счета и залоговых платежей.

Компания «Тендер-Гарант» не навязывает своим клиентам продукты определенных банков, позволяя самостоятельно выбрать наиболее выгодное предложение, кроме того, специалисты компании помогут грамотно оформить все необходимые документы.

Форма государственного контракта

Из анализа ст. 124, 161 ГК РФ, ст. 528-529 ГК РФ, 763-768 ГК РФ и положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следует письменная форма государственного и муниципального контракта, при этом государственный и муниципальный контракт, заключаемый по результатам электронного аукциона, заключается в форме электронного документа.

Особенности формы заключения контрактов с государством

Государственный или муниципальный контракт – это гражданско-правовой договор оказания услуг, поставки товаров, выполнения работ, который заключается для обеспечения государственных нужд, заложенных в бюджет. Требования относительно формы заключения контрактов с государством представлены в ГК РФ и других законодательных актах. Соглашение, как правило, содержит такие пункты:

  • сведения о сторонах контракта;
  • предмет сделки;
  • срок действия договоренностей;
  • права и обязанности сторон;
  • перечень технической документации;
  • сроки выполнения работ/предоставления услуг/поставки товаров;
  • порядок сдачи-приемки работ/услуг/товаров;
  • страхование рисков;
  • ответственность сторон.

Форма заключения контракта должна совпадать с формой приложений к нему. Если договор заключен в письменной форме, то и сопроводительные документы должны иметь аналогичный вид. В противном случае они будут признаны недействительными.

В типовой форме муниципального контракта необходимо предусмотреть порядок изменения и расторжения договора, способ разрешения споров, форс-мажор. Предмет и другие условия сделки следует детализировать в акте приема-передачи работ/имущества, спецификации, графике предоставления услуг и других приложениях.

Примерная форма государственного контракта представлена в разделе «Госконтракты». Выберите подходящий шаблон и составьте договор онлайн.

Государственный контракт по 44-ФЗ

Год назад Президент Российской Федерации подписал новый закон о контрактной системе, вступивший в свои права с 1 января 2014. Несмотря на это, данный нормативно-правовой акт по-прежнему широко обсуждается, и это вовсе не удивительно, ведь своим появлением он внес массу изменений: заключение контракта по 44-ФЗ во многом кардинально отличается от того порядка, который диктовал нам предыдущий 94-ФЗ.

Понятие государственного контракта по 44-ФЗ

Прежде всего, стоит заметить, что новый закон не использует слово «договор», внедрив в свой текст другое, в чем-то синонимичное – «контракт».

Итак, согласно Статье 3 Федерального Закона №44, государственный, муниципальный контракт – это договор, заключенный от имени Российской Федерации государственным, либо муниципальным заказчиком в целях обеспечения соответствующих государственных или муниципальных нужд.

Заключение контракта по 44-ФЗ: общие изменения

Основной миссией нового законодательного акта было провозглашено установление абсолютной прозрачности в сфере государственных закупок, борьба с коррупцией и нерациональным расходованием бюджетных средств.

В связи с этими целями и были внесены те самые изменения, которые для многих сделали Федеральный Закон №44 действительно революционным. Они присутствуют практически на каждом этапе – начиная с предварительного планирования закупки и заканчивая контролем над исполнением контракта.

  • Контрактная служба. Начиная с 2014 года, каждая государственная или муниципальная структура, ежегодно осуществляющая закупки на сумму свыше 100 млн рублей, обязана иметь в своем штате специальную контрактную службу. В нее должны входить высококвалифицированные специалисты в сфере закупок и заключения государственных контрактов по 44-ФЗ. Мера призвана сделать закупки грамотнее и эффективнее.
  • Планирование закупочной деятельности. Если ранее государственный заказчик должен был составлять только планы-графики на год, то теперь ежегодные планы-графики оказались дополнены планами закупок, которые составляются на три года. Кроме того, появились изменения, связанные и с планами-графиков, которые ранее уже существовали – это их формирование в десятидневный срок с момента передачи прав распоряжаться бюджетными средствами по направлению, а также их обязательная публикация в открытом доступе в рамках ЕИС.
  • ЕИС – Единая Информационная Система. Время не стоит на месте, и на смену старому сайту, где проводились госзакупки, 44-ФЗ привел целую информационную структуру. В рамках ЕИС будут не только организовываться и проводиться тендеры, здесь же можно будет найти всю интересующую информацию по планам-графикам и планам закупок крупнейших поставщиков, по исполнению уже заключенных контрактов, по рынку цен и предложений и многое другое. Создание подобной системы призвано к тому, чтобы убить одновременно двух зайцев – оптимизировать процесс и обеспечить информационную доступность.
  • Антидемпинговая политика. Демпинг крайне негативно влияет на качество исполнения контракта, и именно поэтому 44-ФЗ объявил войну этому явлению. Начиная работать «по-новому», любой поставщик, предложивший цену на 25% ниже начальной, будет обязан предоставить детальное обоснование этой цены, доказательства того, что он сможет выполнить работу должным образом по этой цене, а также обеспечение контракта в 1,5 раза больше того, что обозначено в рамках тендерной документации. Только в таком случае заявка от этого участника будет принята на конкурс.
  • Исполнение контракта. И даже после заключения контракта, рано расслабляться. Ведь даже на стадии исполнения контракта 44-ФЗ внедряет ряд новшеств. Теперь, прежде чем подписать акт приемки услуг или продукции, заказчик обязан провести экспертизу соответствия поставок предмету и условиям контракта. А после нее – составить отчет и опубликовать его в ЕИС.

Если вы хотите получить гарантированный результат – подписанный государственный контракт по 44-ФЗ в своих руках – не доверяйте участие в тендерах дилетантам, обратитесь к профильному обслуживанию от компании «Бико Финанс» и будьте спокойны за будущее своего бизнеса!

Срочно нужны деньги для обеспечения заявки или обеспечения контракта?

Отправьте заявку — уже завтра у вас будут деньги!

Как получить государственный контракт?

Современная контрактная система России выстроена на базе положений Бюджетного кодекса РФ, законов 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года и 223-ФЗ от 18 июля 2011 года. После многочисленных преобразований и дополнений закупочная деятельность превратилась в четкий механизм. Доступ к государственным заказам открыли всем представителям бизнеса, включая малое предпринимательство.

Два направления – один принцип

Правила заключения контрактов на выполнение работ и поставку товаров неодинаковы. Порядок выбора делового партнера напрямую зависит от правового статуса заказчика. На законодательном уровне выделено сразу две сферы:

1) Закупки для государственных нужд

Регулируется процедура положениями закона 44-ФЗ. В роли заказчиков здесь выступают публичные структуры:

  • муниципалитеты;
  • региональные органы;
  • федеральные службы.

Нормативным актом к числу государственных заказчиков отнесены «Росатом» и «Роскосмос».

2) Закупки юридических лиц

Юридическим базисом является закон 223-ФЗ от 18 июля 2011 года. Отличиями процедуры стали упрощенный порядок публикации заказов и иной статус заказчиков. Руководствуются документом:

  • корпорации с долей участия государства или муниципалитета 50 и более процентов;
  • унитарные предприятия;
  • компании естественных монополий;
  • автономные муниципальные организации.

Полный перечень субъектов приведен в статье 1 Закона. При открытии тендера должностные лица обязаны следовать утвержденному руководителем положению. Локальный акт публикуют в открытом доступе.

Несмотря на ряд отличий, процедуры схожи. Оба правовых механизма построены на принципах добросовестной конкуренции. Предписания направлены на исключение мошеннических или коррупционных схем. Представители среднего и малого бизнеса могут получить заказ как в той, так и в другой сфере.

Способы организации закупок

Парламентарии разработали несколько методов оценки потенциальных поставщиков. Выбор участника осуществляют в четырех формах.

1) Организация конкурса

Условия тендера могут быть разными. Статья 24 закона 44-ФЗ предусматривает следующие варианты отбора:

  • закрытый;
  • открытый;
  • двухэтапный;
  • открытый с ограниченным участием;
  • закрытый с ограниченным участием.

Установление барьеров для подачи заявок возможно при наличии исчерпывающего обоснования. Цель заказчика – добиться наиболее выгодных условий исполнения договора.

2) Проведение аукциона

Право на заключение контракта достается участнику, предложившему минимальную цену. Отбор проводят:

  • в электронной форме;
  • в закрытом формате.

Нередко победителя определяют без участия людей. Решение принимают на основании данных автоматизированной системы.

3) Запрос котировок

Информацию о требуемых товарах или услугах размещают в ЕИС. Определение победителя сводится к выбору наименьшей стоимости. Условиями использования метода являются:

  • начальная цена договора не более 500 000 в валюте РФ;
  • годовой объем закупки не более 10%.

Общий размер расходов, осуществляемых с применением метода котировок, не должен превышать 100 миллионов рублей в год.

4) Запрос предложений

Суть способа заключается в публикации сведений о закупке в ЕИС. Предприниматели и компании направляют комиссии свои предложения. Выигрывает участник, озвучивший оптимальный вариант. Применение способа жестко ограничено во избежание злоупотреблений.

Что нужно знать участнику закупки?

Стать полноправным игроком на рынке государственных и муниципальных контрактов может любой коммерсант. Побороться за выгодный заказ вправе организации и частные бизнесмены.

Особую поддержку получают субъекты малого предпринимательства. На федеральном уровне установлены специальные квоты. Так, доля закупок у представителей этого сегмента не может быть ниже:

  • тендеры по 44-ФЗ – 15%;
  • заказы по 223-ФЗ – 18%.

Направить заявку вправе лица, отвечающие требованиям закона 209-ФЗ от 24 июля 2007 года.

Как избежать неприятностей?

Успех работы на этом рынке напрямую связан с умением предпринимателя объективно оценивать свои возможности. Представители ФАС РФ неоднократно озвучивали рекомендуемый алгоритм действий:

  • критический анализ финансовых возможностей бизнеса;
  • подготовка ресурсов для качественного и своевременного исполнения заказа;
  • привлечение к сотрудничеству квалифицированного специалиста по закупочной деятельности;
  • построение производства с учетом отсроченного платежа по договору (аванс перечисляют крайне редко);
  • детальное изучение тендерной документации и требований законодательства.

Одним из условий успешной работы является грамотная организация денежных потоков. Весь объем издержек можно разбить на три составляющие:

  • обеспечение заявки – 5% от суммы контракта;
  • гарантия исполнения – от 5 до 30 % цены сделки;
  • расходы на оформление документов.

Возврат внесенных сумм осуществляют по правилам, предусмотренным закупкой. Информация публикуется в день размещения тендера.

Таким образом, включиться в борьбу за государственный или муниципальный заказ вправе любой предприниматель страны. Условиями достижения успеха является ответственное отношение к выполнению обязательств, внимательное изучение документации и неукоснительное следование правилам. Характерной чертой системы стал формализм. Побеждает в тендерной гонке лишь тот, кто готов выполнить самые строгие требования.

Государственные контракты

01.01.2014 г. вступил силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе»), устанавливающий единые правила заключения госконтрактов, предметом которых являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 8 ст. 3 ФЗ «О контрактной системе», государственным контрактом является договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (госконтракт), муниципального образования (муниципальный договор) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных/муниципальных нужд.

Как оформить госконтракт: особенности сделки

Главной отличительной чертой типового государственного контракта является особая цель использования товаров (услуг, работ), а именно их закупка для государственных или муниципальных нужд, в том числе в государственный резерв. Государственными нуждами (федеральными и региональными) являются потребности Российской Федерации в продукции (услугах, работах), необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ. Специфика предмета госконтракта (договора с госструктурами), в свою очередь, обусловливает и особый состав его участников, структуру договорных связей, порядок заключения и исполнения.

Проект государственного и муниципального контракта определяет права и обязанности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика), а так же регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с заказчиком при исполнении контракта.

Проектом государственного контракта для обеспечения государственных нужд могут быть предусмотрены контроль со стороны заказчика хода работ по выполнению обязательств и оказание консультативной и иной помощи поставщику (исполнителю, подрядчику) без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего. Порядок и условия изменения, и расторжения контракта устанавливаются ст. 95 ФЗ «О контрактной системе».

Порядок заключения государственного контракта

Для госконтракта устанавливается специальный правовой режим, в частности, связанный со строительными, проектными и изыскательскими работами, направленными на удовлетворение государственных потребностей и финансируемых за счет бюджетных средств.

Еще одной важной особенностью государственных контрактов является порядок их заключения – такие сделки заключается на основе государственных закупок, размещаемых в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Из приведенного в ФЗ «О контрактной системе» и ГК РФ определения государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг следует, что он является консенсуальным, возмездным и взаимным.

Форма заключения государственного контракта, как и многих других договоров с госзаказчиком, – простая письменная. Чтобы составить грамотное соглашение, заполните шаблон, который подготовили наши юристы.

Еще по теме:

  • Закон по алкоголю 171 Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с изменениями и дополнениями) Информация об […]
  • Органы налагающие административное наказание Административное наказание Административное наказание: понятие, виды и характеристика Административное наказание имеет преимущественно профилактические цели, и поэтому ранее используемый термин «административное взыскание» больше отвечал своему предназначению. Административное наказание […]
  • Бланк штрафа для гибдд Квитанция Сбербанка. Форма ПД-4 Данная форма используется для различного рода платежей, но в данный момент нас интересует именно оплата штрафа ГИБДД. С помощью квитанции Сбербанка Формы ПД-4 Вы можете оплатить штрафы ГИБДД в любом отделении Сбербанка. Очень удобно заполнять форму прямо […]
  • С большой буквы слово закон Коллегия адвокатов Слово закон пишется с большой или маленькой буквы Написание отдельных наименований, слов и словосочетаний Географические и административно-территориальные названия С прописной буквы пишутся все слова, входящие в состав географических и административно-территориальных […]
  • Общедомовая собственность подвал Может ли собственник захватить общедомовой подвал без согласования с другими собственниками и приватизировать его? В таунхаусе на 8 квартира есть подвал. Оформлен как 8 квартир. Свидетельство на каждую квартиру у каждого собственника отдельное на свои конкретные 150 квм, а на участок […]
  • Исполнение решений и поручений иностранных судов 19.4. Исполнение судебных решений и поручений иностранных судов Действие судебного решения, вынесенного судом одного государства, ограничено территорией этого государства. Это вызвано прежде всего тем, что судебное решение рассматривается в качестве части правопорядка того государства, в […]
  • Трудовой стаж мчс Сайт пожарных | Пожарная безопасность Последние публикации: Расчет пенсии работникам и сотрудникам пожарной охраны, МЧС в 2018 году. Калькулятор пенсии . Условия выхода на пенсию. Размер пенсии. На сегодняшний день штат сотрудников службы МЧС России достаточно велик, в ряды работников […]
  • Требует разрешения флеш плеера Справка по Flash Player Оглавление Всплывающий запрос локального сохранения This information applies to Adobe Flash Player on desktop and notebook computers. To change Flash Player settings on mobile devices, visit the Settings Manager for mobile devices. Почему необходимо отвечать на […]