Приказ мз ссср 1000

ПРИКАЗ МИНЗДРАВА СССР ОТ 23.09.1981 N 1000 (РЕД. ОТ 22.12.1989, С ИЗМ. ОТ 04.05.1990) «О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Начальник Главного управления

лечебно — профилактической помощи

Приложение N 14

к приказу Министерства

от 23.09.1981 г. N 1000

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЗАВЕДУЮЩЕМ ОТДЕЛЕНИЕМ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ

ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

1. Заведующий отделением восстановительного лечения городской поликлиники осуществляет непосредственное руководство деятельностью подчиненного ему медицинского и другого персонала и несет полную ответственность за качество и эффективность лечения больных.

2. На должность заведующего отделением восстановительного лечения назначается врач, прошедший специальную подготовку.

3. Назначение и увольнение заведующего отделением восстановительного лечения производится главным врачом поликлиники в установленном порядке.

4. Заведующий отделением восстановительного лечения в своей работе подчиняется главному врачу поликлиники и его заместителю по медицинской части.

5. Заведующий отделением восстановительного лечения руководствуется в своей деятельности положением о городской поликлинике, настоящим положением и другими документами, утвержденными Министерством здравоохранения СССР, а также действующим законодательством и указаниями руководства поликлиники.

6. Заведующий отделением несет непосредственную ответственность:

— за постановку и уровень лечебной работы в отделении;

— внедрение прогрессивных методов восстановительного лечения больных.

7. Заведующий отделением восстановительного лечения имеет право и обязан:

— принимать непосредственное участие в подборе и расстановке врачебных и других кадров отделения;

— представлять руководству к поощрению лучших работников и вносить предложения о наложении дисциплинарного взыскания на лиц, нарушающих трудовую дисциплину;

— решать вопросы приема больных на восстановительное лечение, организовывать консультации специалистов и консилиумы по согласованию с руководством;

— проверять правильность и полноту выполнения индивидуальных планов лечения больного;

— контролировать своевременность заполнения и качество ведения медицинской документации, установленных учетно — отчетных форм врачами отделения, составлять отчеты о работе отделения;

— проводить экспертизу временной нетрудоспособности в соответствии с положением об экспертизе временной нетрудоспособности.

Начальник Главного управления

лечебно — профилактической помощи

Приложение N 15

к приказу Министерства

от 23.09.1981 г. N 1000

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВРАЧЕ ТРАВМАТОЛОГЕ — ОРТОПЕДЕ ОТДЕЛЕНИЯ

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

1. Врач травматолог — ортопед отделения восстановительного лечения имеет специальную подготовку.

2. Врач травматолог — ортопед отделения восстановительного лечения непосредственно подчиняется заведующему отделением восстановительного лечения и проводит работу под его руководством.

3. Врач травматолог — ортопед отделения восстановительного лечения в своей работе руководствуется положением о городской поликлинике, настоящим положением и другими официальными документами, действующим законодательством.

4. В соответствии с задачами отделения восстановительного лечения врач травматолог — ортопед обеспечивает и несет непосредственную ответственность за:

— отбор и прием больных на восстановительное лечение;

— составление и выполнение индивидуального плана восстановительного лечения, его эффективность;

— проведение мероприятий по повышению квалификации среднего медицинского персонала;

— обоснованность длительности курсов восстановительного лечения.

5. Врач травматолог — ортопед обязан:

— вести амбулаторный прием больных;

— составлять и осуществлять индивидуальный план комплексного обследования и восстановительного лечения больного;

— следить за выполнением назначений средним медицинским персоналом;

— проводить разъяснительную работу с больными и их родственниками по вопросам режима труда и быта, в сложившихся в связи с болезнью условиях;

— проводить экспертизу временной нетрудоспособности в установленном порядке в соответствии с положением об экспертизе временной нетрудоспособности;

— качественно и своевременно вести медицинскую документацию, установленные учетно — отчетные формы и составлять отчеты о своей деятельности.

Начальник Главного управления

лечебно — профилактической помощи

Приложение N 16

к приказу Министерства

от 23.09.1981 г. N 1000

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВРАЧЕ — НЕВРОПАТОЛОГЕ ОТДЕЛЕНИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО

ЛЕЧЕНИЯ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

1. Врач — невропатолог отделения восстановительного лечения имеет специальную подготовку.

2. Врач — невропатолог отделения восстановительного лечения непосредственно подчиняется заведующему отделением восстановительного лечения и проводит работу под его руководством.

3. Врач — невропатолог отделения восстановительного лечения в своей работе руководствуется положением о городской поликлинике, настоящим положением и другими официальными документами, действующим законодательством.

4. В соответствии с задачами отделения восстановительного лечения врач — невропатолог обеспечивает и несет непосредственную ответственность за:

— отбор и прием больных на восстановительное лечение;

— составление и выполнение индивидуального плана восстановительного лечения и его эффективность;

— проведение мероприятий по повышению квалификации среднего медицинского персонала;

— обоснованность длительности курса восстановительного лечения.

5. Врач — невропатолог обязан:

— вести амбулаторный прием больных;

— составлять и осуществлять индивидуальный план комплексного обследования и восстановительного лечения;

— следить за выполнением назначений средним медицинским персоналом;

— проводить разъяснительную работу с больными и их родственниками по вопросам режима труда и быта в сложившихся в связи с болезнью условиях;

— проводить экспертизу временной нетрудоспособности в установленном порядке — в соответствии с положением об экспертизе временной нетрудоспособности;

— качественно и своевременно вести медицинскую документацию, установленные учетно — отчетные формы и составлять отчеты о своей деятельности.

Начальник Главного управления

лечебно — профилактической помощи

Приложение N 17

к приказу Министерства

от 23.09.1981 г. N 1000

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВРАЧЕ — КАРДИОЛОГЕ ОТДЕЛЕНИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО

ЛЕЧЕНИЯ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

1. Врач — кардиолог отделения восстановительного лечения имеет специальную подготовку.

2. Врач — кардиолог отделения восстановительного лечения непосредственно подчиняется заведующему отделением восстановительного лечения и проводит работу под его руководством.

3. Врач — кардиолог отделения восстановительного лечения в своей работе руководствуется положением о городской поликлинике, настоящим положением и другими официальными документами, действующим законодательством.

4. В соответствии с задачами отделения восстановительного лечения врач — кардиолог обеспечивает и несет непосредственную ответственность за:

— отбор и прием больных на восстановительное лечение;

— составление и выполнение индивидуального плана восстановительного лечения и его эффективность;

— проведение мероприятий по повышению квалификации среднего медицинского персонала;

— обоснованность и продолжительность курса восстановительного лечения.

5. Врач — кардиолог обязан:

— осуществлять комплексное восстановительное лечение больных кардиологического профиля и обеспечивать его эффективность;

— оказывать консультативную и методическую помощь по вопросам восстановительного лечения больных кардиологического профиля врачам амбулаторно — поликлинических учреждений в районе деятельности отделения восстановительного лечения;

— осваивать и внедрять в практику новые современные методы и средства восстановительного лечения, основанные на достижениях науки и техники и передового опыта лечебно — профилактических учреждений;

— проводить разъяснительную работу с больными и их родственниками по вопросам режима труда и быта, в сложившихся в связи с болезнью условиях;

— следить за выполнением назначений средним медицинским персоналом;

— проводить экспертизу временной нетрудоспособности в установленном порядке — в соответствии с действующим положением об экспертизе временной нетрудоспособности;

— своевременно и качественно вести медицинскую документацию, установленные учетно — отчетные формы и составлять отчеты о своей деятельности.

Начальник Главного управления

лечебно — профилактической помощи

Приложение N 18

к приказу Министерства

от 23.09.1981 г. N 1000

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ ОТДЕЛЕНИЯ

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

1. Логопедический кабинет отделения восстановительного лечения оказывает помощь взрослым больным, имеющим нарушения высших психических функций (афазии, апраксии, дизартрии и пр.) в результате перенесенного инсульта или травмы головного мозга.

2. Работники логопедического кабинета подчиняются заведующему отделением восстановительного лечения.

3. Работники логопедического кабинета используют в своей работе современные методы и средства восстановительного лечения.

4. Для нормальной организации работы логопедического кабинета ему выделяется соответствующее помещение и оборудование.

5. Работники логопедического кабинета обязаны:

— вести установленную документацию, в которой должно быть отражено содержание работы и указаны применяемые методы;

— вести этапные эпикризы (не реже 1 раза в 10 дней), отражающие динамику восстановления речи больного;

— фиксировать результаты обследования по окончании курса восстановительной терапии с оценкой эффективности логопедической работы.

Начальник Главного управления

лечебно — профилактической помощи

Приложение N 19

к приказу Министерства

от 23.09.1981 г. N 1000

О ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ (КАБИНЕТЕ)

Положение утратило силу. — Приказ Минздрава СССР от 21.12.1984 N 1440.

Приложение N 20

к приказу Министерства

от 23.09.1981 г. N 1000

ПОЛОЖЕНИЕ

О ХИРУРГИЧЕСКОМ, ОТОЛАРИНГОЛОГИЧЕСКОМ,

ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОМ И НЕВРОЛОГИЧЕСКОМ

ОТДЕЛЕНИИ (КАБИНЕТЕ) ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

1. Хирургические, отоларингологические, офтальмологические и неврологические отделения (кабинеты) организуются в составе городской поликлиники.

2. Заведует отделением (кабинетом) специалист, получивший специальную подготовку по соответствующей специальности.

3. Контроль за работой отделения (кабинета) осуществляется руководством поликлиники.

4. Врачи отделений (кабинетов) работают в контакте с врачами — специалистами другого профиля и, в первую очередь, с врачами терапевтами — участковыми (территориальных и цеховых врачебных участков).

5. Врачи отделений (кабинетов) в своей работе руководствуются настоящим положением, приказами, указаниями и инструкциями Министерства здравоохранения СССР и действующим законодательством.

6. Основными задачами отделений (кабинетов) является проведение мер профилактики заболеваний, раннее выявление больных и их эффективное лечение в условиях поликлиники и на дому по своему профилю.

7. В соответствии с этими задачами врачи отделений (кабинетов) осуществляют:

— регулярное проведение амбулаторного приема по графику, утвержденному администрацией поликлиники;

— динамическое наблюдение и активное лечение больных до их выздоровления, ремиссии или госпитализации;

— контроль за своевременностью выполнения диагностических и лечебных процедур больными, находящимися под наблюдением в данном отделении (кабинете);

— своевременное направление больных, при показаниях, на ВТЭК;

— консультации больных по направлениям других врачей — специалистов, в т.ч. на дому;

— своевременное выявление лиц, подлежащих диспансеризации по профилю данного отделения (кабинета), и взятие их на динамическое наблюдение;

— проведение экспертизы временной нетрудоспособности с выдачей больничных листков в соответствии с действующим законодательством;

— проведение санитарно — просветительной работы и гигиенического воспитания населения.

8. Отделение (кабинет) имеет необходимую площадь для размещения, в соответствии с санитарно — гигиеническими нормами и требованиями, а также медицинское оборудование, инструментарий и инвентарь.

Начальник Главного управления

лечебно — профилактической помощи

Приложение N 21

к приказу Министерства

от 23.09.1981 г. N 1000

ПОЛОЖЕНИЕ

О КАБИНЕТЕ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

1. Кабинет инфекционных заболеваний является структурным подразделением городской поликлиники.

2. На должность врача кабинета инфекционных заболеваний назначается квалифицированный врач — инфекционист, получивший специальную подготовку по инфекционным болезням.

3. Врач кабинета инфекционных заболеваний подчиняется руководству поликлиники. Методическое руководство кабинетами инфекционных заболеваний осуществляется главными внештатными инфекционистами и оргметодотделами инфекционных больниц.

4. Кабинет инфекционных заболеваний должен иметь помещения и оборудование, обеспечивающие его деятельность.

5. Основными задачами кабинета инфекционных заболеваний являются:

— обеспечение своевременного и раннего выявления инфекционных больных;

— проведение организационно — методической работы и обеспечение квалифицированной консультативной помощи по диагностике и лечению больных инфекционными и паразитарными заболеваниями в амбулаторно — поликлинических учреждениях;

— изучение и анализ динамики инфекционной заболеваемости и смертности, разработка и осуществление мероприятий по повышению качества и эффективности диагностики, лечения и профилактики инфекционных заболеваний.

6. В соответствии с этими задачами врач кабинета инфекционных заболеваний осуществляет:

— систематическую работу по повышению знаний врачей — специалистов, ведущих амбулаторный прием, по вопросам клиники, ранней диагностики, лечения и диспансеризации инфекционных заболеваний, организуя конференции по разбору всех случаев несвоевременно выявленных больных инфекционными заболеваниями или необоснованно направленных в кабинет инфекционных заболеваний;

— консультацию врача — терапевта участкового по обследованию больных, подозреваемых на инфекционное заболевание, и о порядке направления их для постановки окончательного диагноза в кабинете инфекционных заболеваний;

— консультативную помощь больным в поликлинике и на дому с целью уточнения диагноза, назначение лечебно — профилактических мероприятий и решения вопроса о госпитализации;

— дополнительные (лабораторные и др.) исследования инфекционных больных;

— лечение инфекционных больных в поликлинических условиях и долечивание реконвалесцентов после выписки из стационара;

— контроль за полным клиническим и бактериологическим выздоровлением инфекционных больных с использованием методов инструментального и лабораторного исследования (ректороманоскопия, дуоденальное зондирование и др.);

— анализ работы по проведению профилактических прививок у взрослых;

— диспансерное наблюдение и санацию реконвалесцентов, больных с хроническими инфекционными заболеваниями, бактерио- и паразитоносителей;

— учет больных инфекционными заболеваниями, бактерионосителей, паразитоносителей на основании экстренных извещений об инфекционных заболеваниях, направленных в СЭС;

— анализ динамики инфекционной заболеваемости и смертности, качества и эффективности диагностических и лечебных мероприятий, диспансеризации, противорецидивного лечения в районе деятельности городской поликлиники;

— проведение пропаганды медицинских знаний по профилактике инфекционных заболеваний.

7. Кабинет инфекционных заболеваний проводит свою работу в тесной взаимосвязи с врачами — терапевтами участковыми и другими врачами — специалистами поликлиники, а также с санитарно — эпидемиологической станцией.

8. Врач кабинета инфекционных заболеваний принимает участие в составлении комплексного плана, проведении лечебно — оздоровительных мероприятий, направленных на снижение заболеваемости населения и работников прикрепленных промышленных предприятий, строительных организаций и автотранспортных предприятий.

9. Врач кабинета инфекционных заболеваний систематически повышает свою квалификацию на курсах усовершенствования, а также путем участия в научно — практических конференциях и работе соответствующего научного медицинского общества.

10. Врач кабинета инфекционных заболеваний обязан:

— проводить экспертизу временной нетрудоспособности в соответствии с положением об экспертизе временной нетрудоспособности;

— качественно и своевременно вести медицинскую документацию, установленные учетно — отчетные формы и составлять отчет о своей деятельности.

Начальник Главного управления

лечебно — профилактической помощи

Приложение N 22

к приказу Министерства

от 23.09.1981 г. N 1000

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ

ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

1. Гастроэнтерологический кабинет городской поликлиники организуется в составе крупных городских поликлиник.

2. На должность врача гастроэнтерологического кабинета назначается высококвалифицированный терапевт, имеющий специальную подготовку в области гастроэнтерологии.

3. Гастроэнтерологический кабинет подчиняется в своей работе руководству поликлиники.

4. Гастроэнтерологический кабинет работает в тесном контакте с другими врачами других структурных подразделений поликлиники (кабинета инфекционных заболеваний, онкологического, хирургического и др.).

5. Врач гастроэнтерологического кабинета в своей работе руководствуется настоящим Положением, приказами, указаниями и инструкциями Министерства здравоохранения СССР, действующим законодательством.

6. Основными задачами гастроэнтерологического кабинета является оказание специализированной лечебно — диагностической помощи больным с заболеваниями органов пищеварения, исключая инфекционные и опухолевые заболевания желудочно — кишечного тракта.

7. В соответствии с этими задачами врачи кабинета осуществляют раннее выявление заболеваний органов пищеварения, своевременное и эффективное лечение больных, страдающих язвенной болезнью желудка и 12-ти перстной кишки, хроническим гастритом, хроническим холециститом, гепатитом, гепатозом, циррозом печени, хроническим панкреатитом, хроническим энтероколитом, колитом, проктосигмоидитом, хроническим неспецифическим язвенным колитом, функциональными заболеваниями кишечника и др.;

— внедрение в практику современных методов диагностики и лечения заболеваний органов пищеварения;

— наблюдение за своевременностью выявления и полнотой охвата диспансеризацией больных с заболеваниями органов пищеварения, анализ эффективности диспансеризации;

— диспансеризацию больных с наиболее сложной патологией желудочно — кишечного тракта, отбор которых производится совместно с врачами терапевтических отделений;

— систематические консультации и рекомендации по обследованию и лечению больных с заболеваниями органов пищеварения, находящихся под диспансерным наблюдением врача — терапевта участкового;

— организацию и проведение мероприятий по повышению квалификации врачей — терапевтов участковых и среднего медицинского персонала по вопросам профилактики, диагностики, лечения и экспертизы временной нетрудоспособности больных с заболеваниями органов пищеварения;

— проведение мероприятий по санитарно — гигиеническому воспитанию населения (вопросы профилактики заболеваний органов пищеварения, диетпитания).

8. Гастроэнтерологический кабинет оснащается необходимым оборудованием и инструментарием.

Приказ Минздрава СССР от 23 сентября 1981 г. N 1000 «О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Приказ Минздрава СССР от 23 сентября 1981 г. N 1000
«О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений»

С изменениями и дополнениями от:

16 апреля, 21 декабря 1984 г., 22 января, 30 мая 1986 г., 22 июля 1987 г., 24 февраля 1988 г., 22 декабря 1989 г.

Приказом Минздрава СССР от 4 мая 1990 г. N 188 настоящий приказ признан утратившим силу для лечебно-профилактических учреждений, перешедших на новые условия хозяйствования

В решениях XXVI съезда КПСС большое внимание обращено на охрану народного здоровья, дальнейшее развитие и совершенствование здравоохранения и медицинской науки. Поставлена задача — повысить уровень и качество медицинского обслуживания населения, усилить работу по предупреждению заболеваний, повысить эффективность диспансеризации и расширить охват ею населения.

Решение поставленной задачи в значительной мере будет зависеть от эффективной организации амбулаторно-поликлинической помощи населению.

Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л.И.Брежнев в Отчетном докладе на XXVI съезде КПСС указал на необходимость существенно улучшить работу поликлиник, диспансеров, амбулаторий, где обследуется и лечится 80 процентов всех больных. «Надо сделать все, чтобы советский человек всегда и повсюду мог получать своевременную, квалифицированную и чуткую медицинскую помощь»; вести непримиримую борьбу с фактами нарушения отдельными медицинскими работниками своего служебного долга, невнимательности к людям, добиться их полного искоренения указал Л.И. Брежнев.

Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года, принятых XXVI съездом КПСС, предусмотрено дальнейшее расширение сети учреждений здравоохранения, совершенствование их структуры и рациональное размещение, улучшение обеспечения учреждений здравоохранения лекарственными средствами, инструментами, медицинской техникой и оборудованием, инвентарем, транспортом и средствами связи, предусматривается дальнейшее улучшение условий труда и быта медицинских работников, осуществление ряда мероприятий, направленных на совершенствование охраны внешней среды, а также на решение ряда других вопросов, имеющих существенное значение для укрепления здоровья населения, гармоничного развития подрастающего поколения, снижения заболеваемости, инвалидности и смертности.

За годы IX и Х пятилеток (1971-1980 годы) было введено в строй за счет нового строительства свыше 1500 поликлиник на 1 млн. 276 тыс. посещений в смену. При этом осуществлялось строительство по типовым проектам, в основном, крупных поликлиник (на 750 посещений в смену и более). Это оказало существенное влияние на объем и качество амбулаторно-поликлинической помощи населению. В 1980 году число посещений к врачам амбулаторно-поликлинических учреждений составило 2,8 млрд., против 1,9 млрд., в 1970 году. Соответственно возрос показатель посещений к врачам поликлиник на одного городского жителя с 11,5 в 1970 году до 13,4 в 1980 году. Получила дальнейшее развитие сеть территориальных и цеховых врачебных участков.

Так, число территориальных терапевтических врачебных участков увеличилось с 34,3 тысячи в 1970 году до 52,6 тысячи в 1980 году, а цеховых врачебных участков, соответственно, с 12,7 тысячи в 1970 году до 17,6 тысячи в 1980 году.

В результате развития сети территориальных терапевтических врачебных участков и их разукрупнения существенно уменьшилась численность взрослого населения на одну должность врача-терапевта участкового — с 3065 в 1970 году до 2414 человек в 1980 году.

Расширилась профилактическая и лечебно-диагностическая деятельность поликлиник. Охват профилактическими осмотрами за последние 10 лет увеличился с 101 млн. в 1970 г. до 112,5 млн. в 1980 году, а диспансерным наблюдением — с 26,8 млн. человек в 1970 году до 44,9 млн. человек в 1980 году. Соответственно увеличился охват диспансерным наблюдением в расчете на 1000 жителей — с 74,2 человек (взрослых и подростков), состоящих на диспансерном учете, до 170,2 человек. Существенно увеличилось количество рентгенологических, лабораторных и функциональных исследований.

Особое значение для укрепления материально-технической базы поликлиник, развития участковой врачебной службы, расширения профилактических и лечебно-диагностических функций поликлиник имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 г. N 870 «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения».

Значительное развитие сети поликлиник в последние годы свидетельствует о том, что большинство руководителей органов здравоохранения республик, краев, областей правильно понимают роль и значение поликлиник в системе здравоохранения и принимают реальные и конкретные меры к укреплению их материально-технической базы.

За годы IX и Х пятилеток накоплен значительный опыт работы поликлиник, их отдельных структурных подразделений, врачей-специалистов. Появились новые эффективные формы работы поликлиник в области проведения профилактических мероприятий, диспансеризации, раннего выявления и лечения больных, восстановительного лечения, научной организации труда, организации работы регистратур и приема больных.

Особого внимания заслуживает организация отделений профилактики. Уже значительное число поликлиник в г.г. Москве, Ленинграде, Киеве, Риге, Харькове, Донецке, Запорожье, Кривом Роге, Свердловске и других имеют указанные отделения. В структуру отделений профилактики повсеместно включены: кабинеты доврачебного приема, смотровые кабинеты, кабинеты крупнокадровой флюорографии, прививочные кабинеты и ряд других. В некоторых отделениях профилактики организованы анамнестические кабинеты. Организация отделений профилактики в поликлиниках позволяет шире и в более ранних стадиях выявлять сердечно-сосудистые и раковые заболевания, предраковые состояния и ряд других заболеваний.

Значительно сокращены затраты времени со стороны лиц, проходящих профилактический осмотр, повысилось качество проводимых осмотров. В ряде союзных республик (Узбекская, Украинская) для проведения профилактических осмотров организованы специальные поликлиники. В Узбекской ССР действует 17 таких поликлиник, трехлетний опыт работы которых показал целесообразность их организации.

Накоплен значительный опыт в проведении диспансеризации, совершенствовании системы и форм диспансерного наблюдения, повышении ее эффективности. В ряде поликлиник РСФСР, Украинской, Белорусской, Латвийской и некоторых других союзных республик при проведении диспансеризации берутся на диспансерный учет и динамическое наблюдение лица с повышенным риском заболевания, а также здоровые, работающие в ведущих отраслях народного хозяйства. Шире применяется осмотр лиц, состоящих на диспансерном учете, группой врачей-специалистов с предварительным лабораторным и инструментальным обследованием. Для этой цели рационально используются субботние и другие дни недели.

Разработаны и осуществлены в целом ряде поликлиник мероприятия по сокращению нерациональных затрат времени врача (на заполнение различного рода учетной медицинской документации, выдачу выписок, справок и т. д.).

Во многих поликлиниках по настоящему четко и эффективно осуществляется преемственность в обследовании и лечении больных между поликлиникой, стационаром и учреждениями скорой медицинской помощи, что способствует повышению уровня оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению.

За последние годы все шире применяются в поликлиниках современные методы диагностики и лечения больных, в том числе рентгенологические и эндоскопические, лабораторные и функциональные методы исследования, физические методы лечения (физиотерапия, механотерапия, лечебная физкультура, массаж), рефлексотерапия, а также психотерапевтические методы. Это позволило активнее выявлять и успешнее лечить в условиях поликлиники многие заболевания.

Расширению объема и повышению качества обследования и лечения больных в условиях поликлиники способствуют организованные в ряде республик и областей консультативно-диагностические поликлиники. В этих поликлиниках организованы биохимические и цитологические лаборатории, отделения рентгенодиагностические, эндоскопические и функциональной диагностики, специализированные отделения и кабинеты: кардиологии, урологии, гематологии, эндокринологии, пульмонологии и др. Они оснащены современной медицинской техникой и в их работе участвуют высококвалифицированные специалисты медицинских ВУЗов, работники научно-исследовательских учреждений, опытные врачи практических учреждений. Это расширяет возможность больным своевременно получить консультацию у высококвалифицированных специалистов. Организация и использование консультативно-диагностических поликлиник нашла широкое применение в г.г. Москве, Ленинграде, Киеве, Днепропетровске и др. Эта форма повышения уровня консультативно-диагностической помощи больным в условиях поликлиники требует дальнейшего совершенствования.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 г. N 870 «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» в крупных поликлиниках организуются отделения восстановительного лечения. В настоящее время имеются такие отделения более чем в 200 поликлиниках. Опыт работы этих отделений свидетельствует о высокой эффективности восстановительного лечения больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата вследствие травм, ортопедических, с неврологическими и другими заболеваниями. В результате восстановительного лечения существенно сокращаются сроки временной нетрудоспособности больных, увеличивается число больных, вернувшихся к труду, снижается процент лиц, переведенных на инвалидность.

Характерной особенностью деятельности поликлиник является усиление внимания к вопросам преимущественного медицинского обеспечения рабочих промышленных предприятий, размещенных на территории деятельности городских поликлиник и не имеющих своих медико-санитарных частей. Во многих поликлиниках значительно расширена сеть цеховых врачебных участков, а в некоторых организованы терапевтические отделения цеховой участковости. В поликлиниках продолжает формироваться и совершенствоваться специализированная врачебная помощь. Число специализированных отделений и кабинетов за последние 10 лет увеличилось в 1,7 раза.

Осуществлены меры по улучшению медикаментозного обеспечения населения в период амбулаторного лечения, а также расширению взаимосвязи между аптечными учреждениями и поликлиниками. В настоящее время более чем в двух тысячах городских поликлиник организованы аптечные пункты по продаже медикаментов и свыше 1000 кабинетов фармацевтической информации. Особенно активно эта работа проводится в г.г. Москве, Ленинграде и других городах РСФСР, многих городах Украинской, Белорусской, Латвийской, Литовской и других союзных республик. Организация аптечных пунктов в поликлиниках позволяет больным после посещения врача здесь же получить почти все выписанные им лекарственные средства и своевременно начать лечение.

Кабинеты фармацевтической информации обеспечивают совместную работу врачей и фармацевтов по правильному и рациональному использованию лекарственных средств. Это позволило значительно расширить ассортимент используемых врачами лекарственных средств, применять аналоги временно отсутствующих лекарств. Проведенные мероприятия позволили внедрить в этих учреждениях гарантированное лекарственное обеспечение населения.

В настоящее время в стране имеется значительное число поликлиник с хорошей организацией медицинской помощи населению, которые обеспечивают высокий уровень диагностики и лечения больных и добиваются снижения заболеваемости и смертности среди обслуживаемого населения. Многие из них являются всесоюзными, республиканскими и областными школами передового опыта, лучшие учреждения за достигнутые успехи награждены переходящими Красными Знаменами Министерства здравоохранения СССР и ЦК профсоюза медицинских работников, Дипломами и медалями Выставки достижений народного хозяйства СССР и другими наградами. Особо следует отметить городские поликлиники NN 32, 38, 60, 87, 51, 151 г.Москвы, NN 48, 51 г.Ленинграда, NN 2 и 22 г.Киева, N 1 г.Риги, N 29 г.Ташкента, N 1 г.Новополоцка и многие другие.

Эффективность и качество поликлинической помощи во многом зависит от уровня руководства со стороны главных врачей поликлиник, их заместителей, заведующих отделениями и кабинетами, от степени общей и специальной их подготовки. За последние годы несколько усилена работа по повышению квалификации этой категории работников, однако ее объем и уровень еще недостаточны. Необходимо расширить подготовку руководителей поликлиник по вопросам управления и научной организации труда.

Несмотря на определенную работу, проделанную органами здравоохранения по развитию и совершенствованию работы амбулаторно-поликлинических учреждений, объем и уровень оказания внебольничной медицинской помощи населению, а также качество работы ряда амбулаторно-поликлинических учреждений, все еще существенно отстают от имеющейся потребности и современных достижений медицинской науки.

В ряде союзных республик: Азербайджанской, Узбекской, Туркменской, Киргизской, некоторых областях, краях и автономных республиках РСФСР, отдельных областях Украинской и Белорусской ССР — материально-техническая база некоторых поликлиник является неудовлетворительной. Некоторые поликлиники недостаточно оснащены современной лечебно-диагностической и другой аппаратурой.

В ряде республик и областей развитие сети амбулаторно-поликлинических учреждений значительно отстает от темпов роста численности населения городов и сельских поселений. Неудовлетворительно выполняются плановые задания по строительству поликлиник в Грузинской, Азербайджанской, Киргизской, Армянской и Туркменской союзных республиках, т.е. в районах с наименьшей обеспеченностью населения амбулаторно-поликлинической помощью и неудовлетворительной материально-технической базой этих учреждений.

Проверкой состояния амбулаторно-поликлинической помощи в ряде областей РСФСР, Украинской, Белорусской, Узбекской, Казахской, Туркменской союзных республик выявлены серьезные недостатки в системе организации и построения сети некоторых поликлиник и амбулаторий, организации их работы, уровня руководства ими.

Одним из наиболее существенных дефектов в работе ряда поликлиник является недостаточная преемственность в обследовании и лечении больных между поликлиникой и стационаром. Таким образом, в этих поликлиниках не достигается главная цель, которая преследовалась объединением больниц и поликлиник — преемственность на всех этапах обследования и лечения больных, быстрое внедрение в практику поликлиник новых методов и средств обследования и лечения больных, применяемых в больницах, обогащение врачей поликлиник и стационаров взаимным опытом работы.

В целом ряде поликлиник имеют место случаи, когда на плановую госпитализацию направляют больных недостаточно обследованных, хотя в поликлинике имеются все условия для полноценного обследования этой категории больных. Наряду с этим нередко в стационарах больничных учреждений делаются повторно аналогичные исследования, которые были проведены в поликлинике. В результате неоправданно увеличиваются сроки стационарного лечения.

Серьезные недостатки имеют место в процессе долечивания больных, после выписки их из стационара больницы или санатория (санатория-профилактория) и проведения последующего восстановительного лечения. Иногда эти мероприятия со стороны поликлиник ограничиваются оформлением больничных листков, без активного наблюдения и соответствующего лечения. В результате не закрепляются результаты лечения, достигнутые в стационаре (санатории), и тем самым, сокращается ремиссия в течении заболевания, возникает необходимость повторной госпитализации больных.

В ряде поликлиник отсутствует должная преемственность в работе с учреждениями скорой медицинской помощи, что нередко приводит к несвоевременному оказанию надлежащей медицинской помощи больным с рецидивирующими и другими заболеваниями, требующими систематического наблюдения и своевременного проведения всего комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий. Совершенно недопустимым является сокращение некоторыми поликлиниками объема оказания помощи больным на дому (окончание записи в 12- 14 часов и прекращение врачами посещения больных на дому в 16-17 часов). В результате некоторые больные, которых должен посетить участковый врач и оказать им необходимую помощь, вынуждены обращаться за медицинской помощью в учреждения скорой медицинской помощи. Это является одной из причин несвоевременного выезда бригад скорой медицинской помощи к больным с острой патологией.

В некоторых поликлиниках нет должной согласованности в работе с санитарно-эпидемиологическими станциями и прежде всего, в проведении комплексных противоэпидемических и профилактических мероприятий, а также в осуществлении мер по санитарно-гигиеническому воспитанию населения.

В некоторых поликлиниках не используются в полном объеме современные методы инструментального, аппаратного и лабораторного обследования больных, новые, эффективные методы и средства лечения. Вместе с тем, опытом работы передовых коллективов амбулаторно-поликлинических учреждений убедительно доказано, что многие категории больных можно полноценно обследовать и успешно лечить в условиях поликлиники.

Серьезные недостатки в ряде амбулаторно-поликлинических учреждений имеются в постановке и уровне проведения диспансеризации населения. Нередко диспансеризация больных и здоровых проводится формально и поверхностно. В ряде поликлиник не берутся на диспансерный учет и динамическое наблюдение лица с повышенным риском заболевания и рабочие ведущих отраслей промышленности. В то же время нагрузка по диспансерному наблюдению на одного врача-специалиста в некоторых поликлиниках не превышает 40-60 человек. Не всегда лицам, взятым на диспансерный учет, проводятся своевременно и в полном объеме необходимые исследования и лечебно-оздоровительные мероприятия. Еще недостаточно используются для проведения диспансеризации субботние дни недели.

В ряде поликлиник ограничен объем хирургической помощи и наблюдается малая хирургическая активность, что, в основном, обусловлено невысокой квалификацией некоторых врачей-хирургов, и отсутствием должного руководства и контроля за их работой.

Медленно внедряются в практику передовые, прогрессивные и эффективные формы и методы работы поликлиник или их отдельных структурных подразделений. Вместе с тем многие из них для своего внедрения не требуют особых, а некоторые вообще каких-либо материальных затрат.

Для повышения уровня лечебно-диагностического процесса в поликлиниках органы здравоохранения медленно организуют централизованные биохимические, серологические и цитологические лаборатории, эндоскопические отделения, а также консультативно-диагностические поликлиники. Работники некоторых медицинских ВУЗов и научно-исследовательских институтов еще недостаточно уделяют внимание работе поликлиник и оказанию практической помощи врачам этих учреждений.

Уровень и качество амбулаторно-поликлинической помощи во многом определяется подготовкой и квалификацией врачебных кадров, особенно участковых врачей. Прежде всего от их профессионального уровня и степени подготовки, воспитания и технического оснащения во многом зависит полнота обследования больного, своевременная диагностика и исход заболевания.

Однако некоторые руководители министерств здравоохранения союзных республик и местных органов здравоохранения далеко не все сделали, чтобы по-настоящему поднять авторитет и ответственность участкового врача поликлиники, качество и культуру его работы. Медленно выполняется важнейшая задача, поставленная перед органами здравоохранения постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 870 о разукрупнении врачебных участков. В ряде республик и областей численность населения на одного участкового врача-терапевта составляет три и более тысячи взрослого населения.

Органы здравоохранения в ряде случаев неправильно решают вопрос развития специализированной помощи. Проверка, проведенная более чем в 30 городах, показала, что нередко специализированные кабинеты и отделения организуются без учета потребности в данном виде медицинской помощи и имеющихся кадровых возможностей.

В некоторых поликлиниках имеет место неправильная и нечеткая работа регистратур, отсутствие предварительной записи больных на прием к врачу, медленно внедряется метод самозаписи больных; не используются другие прогрессивные методы работы регистратур. В ряде поликлиник не установлен надлежащий режим работы, графики работы врачей не в полной мере соответствуют графикам работы предприятий, размещенных на территории деятельности поликлиники. Медленно решаются вопросы совершенствования организации труда врачей и других медицинских работников.

В ряде поликлиник еще не изжиты факты невнимательного отношения к больным.

Руководители некоторых амбулаторно-поликлинических учреждений не уделяют должного внимания санитарно-просветительной работе и гигиеническому воспитанию населения, мало используют разнообразные формы группового и индивидуального санитарного просвещения, беседы врача с больным, особенно при посещении больных на дому и среди лиц, состоящих на диспансерном учете. Недостаточно широко пропагандируется среди населения здоровый образ жизни.

Важнейшей задачей является дальнейшее развитие и совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению. За годы Х пятилетки число амбулаторий в сельской местности увеличилось на 1382. В этот период организовано 1886 приписных терапевтических и 1274 педиатрических врачебных участков. Значительно расширена амбулаторная врачебная помощь сельскому населению в поликлиниках центральных районных больниц и консультативная помощь в межрайонных специализированных отделениях.

Продолжают расширяться передвижные виды амбулаторной врачебной помощи (амбулатории, стоматологические кабинеты и др.), а также увеличивается число выездов врачей-специалистов центральных районных больниц в сельские участковые больницы и амбулатории.

Улучшилось оснащение сельских амбулаторно-поликлинических учреждений медицинской техникой и санитарным автотранспортом. Повысилась укомплектованность сельских участковых больниц и амбулаторий врачебными и средними медицинскими кадрами.

В результате проведенных мероприятий число посещений сельских жителей к врачам увеличилось с 4,3 в 1975 г до 5,3 в 1980 г.

Однако объем врачебной амбулаторно-поликлинической помощи увеличивается медленными темпами, особенно в Казахской, Туркменской, Таджикской союзных республиках, ряде областей РСФСР.

План строительства сельских амбулаторно-поликлинических учреждений в Азербайджанской, Киргизской, Таджикской союзных республиках за Х пятилетку не выполнен.

В ряде областей РСФСР, Казахской, Киргизской, Туркменской, Таджикской союзных республик еще значительное число сельских участковых больниц и амбулаторий не укомплектовано врачами.

До настоящего времени продолжают иметь место факты, когда некоторые местные органы здравоохранения продолжают реорганизовывать сельские участковые больницы, без учета соответствующих условий.

В целях дальнейшего развития и совершенствования амбулаторно-поликлинической помощи, повышения ее качества и эффективности,

1.1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим областными, краевыми отделами здравоохранения, начальникам Главных управлений здравоохранения:

1.1.1. В 1981 году разработать в пределах выделенных на XI пятилетку материальных, трудовых и финансовых ресурсов перспективный план развития сети и совершенствования работы aмбулаторно-поликлинических учреждений в городских и сельских местностях на период до 1985 года, имея в виду обеспечить значительное повышение уровня амбулаторно-поликлинической помощи городскому и сельскому населению, усиление мер профилактики, снижение заболеваемости, инвалидности и смертности.

В плане предусмотреть следующие основные мероприятия:

— пересмотреть сеть имеющихся поликлиник (амбулаторий) с целью их укрупнения, используя, в необходимых случаях, небольшие учреждения, как отдельные структурные подразделения крупных поликлиник (отделение профилактики, восстановительного лечения и др.), без нарушения территориального и производственного (цехового) принципов оказания поликлинической помощи;

— в течение 1982-1985 гг. обеспечить приведение структуры всех городских поликлиник в соответствие с примерной организационной структурой городских поликлиник, а также с функциями, объемом и характером деятельности поликлиник, предусмотренных положением о них, утвержденных настоящим приказом;

— предусмотреть организацию в крупных городах городских поликлиник консультативно-диагностической помощи в соответствии с примерной организационной структурой, положением о ней, утвержденных настоящим приказом.

В этих поликлиниках предусмотреть организацию специализированных отделении (кабинетов) по следующим профилям: кардиологии, пульмонологии, гастроэнтерологии, урологии, онкологии, неврологии, эндокринологии, гематологии, аллергологии, артрологии и других.

В указанных поликлиниках обеспечить консультативные приемы профессоров, доцентов, ассистентов медицинских вузов (факультетов) и научных работников научно-исследовательских учреждений.

Считать целесообразным организовывать указанные поликлиники в составе многопрофильных больниц, клиник медицинских вузов и научно-исследовательских учреждений клинического профиля;

— предусмотреть организацию в крупных городах хозрасчетных городских поликлиник или отделений (на спецсредствах) для медицинского осмотра лиц, работающих в пищевых, коммунальных объектах и других учреждениях, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат обязательным профилактическим осмотрам;

— предусмотреть открытие в городских поликлиниках, обслуживающих 30 тысяч населения и более, отделений профилактики, организовав их работу в соответствии с положением о них, утвержденным настоящим приказом.

1.1.2. Усилить профилактическую деятельность поликлиник, сосредоточив работу врачей на проведении комплексных мероприятий по предупреждению заболеваний путем выявления лиц с повышенным риском заболевания и проведения среди них плановых лечебно-оздоровительных мероприятий, целенаправленной санитарной пропаганды за здоровый быт и борьбу с вредными привычками, рационального и эффективного использования физкультуры и спорта, создания «групп здоровья» и других мероприятий.

1.1.3. Организовать диспансеризацию населения в соответствии с положением о диспансеризации, утвержденным настоящим приказом и действующей инструкцией. Особое внимание сосредоточить на формировании диспансерных контингентов из числа рабочих ведущих отраслей промышленности и профессий с вредными и тяжелыми условиями труда, учащихся и работающих подростков, лиц с повышенным риском заболевания, а также больных, определяющих уровень заболеваемости и смертности (сердечно-сосудистые, онкологические, органов дыхания и пищеварения). Обеспечить целенаправленное применение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий: принятие мер по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на производстве и устранению вредных факторов, широкое использование противорецидивного и восстановительного лечения, своевременное направление на стационарное лечение, в санатории-профилактории, назначение диетического питания, использование других мероприятий.

1.1.4. Обеспечить действенную преемственность в обследовании и лечении больных между поликлиникой и стационаром, между поликлиникой и станциями (отделениями) скорой и неотложной медицинской помощи, между поликлиникой и санаториями (санаториями-профилакториями). Главная и основная цель этой большой и важной задачи — обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса.

Необходимо рассматривать каждый случай направления плановых больных из поликлиники в больницу без должной полноты обследования и непроведения активного наблюдения и лечения больных после выписки их из больницы, санатория (санатория-профилактория), особенно после лечения по поводу инфаркта миокарда, инсульта, как серьезные дефекты в работе поликлиники.

1.1.5. Сосредоточить особое внимание на повышении качества и культуры работы поликлиник, расширении объема и характера их лечебно-диагностической деятельности. С этой целью:

— в течение 1981-1983 гг. принять меры по оснащению (дооснащению) всех поликлиник медицинской техникой, инструментарием и оборудованием с учетом примерных перечней, утвержденных настоящим приказом;

— обеспечить обязательные лабораторные, инструментальные и аппаратные исследования при обследовании больных, обратившихся в поликлинику, в соответствии с перечнями обязательных исследований, утвержденных настоящим приказом. Исследования, не производящиеся в данной поликлинике, должны проводиться в централизованном порядке в другом амбулаторно-поликлиническом учреждении;

— обеспечить активное внедрение в работу поликлиник современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения больных;

— разработать конкретный план повышения квалификации врачей поликлиник на 1981-1985 гг., обратив особое внимание на подготовку врачей: участковых терапевтов, кардиологов, рентгенологов, лаборантов, невропатологов, офтальмологов, хирургов и др.;

— повысить ответственность заведующих отделениями (кабинетами) поликлиник за уровень и качество поликлинической помощи населению, культуру работы этих подразделений;

— направить идейно-воспитательную работу среди медицинского персонала поликлиник, прежде всего на искоренение случаев невнимательного отношения к больным. Каждый случай нарушения трудовой, производственной дисциплины предавать гласности в коллективах и принимать необходимые меры к их предупреждению;

— развивать и совершенствовать в коллективах поликлиник социалистическое соревнование, движение за коммунистическое отношение к труду и наставничество. Включать в социалистические обязательства конкретные предложения, направленные на улучшение показателей работы каждого сотрудника и коллектива в целом. Ежегодно проводить смотры работы поликлиник и их структурных подразделений.

1.1.6. Обязать главных специалистов министерств здравоохранения союзных республик и местных органов здравоохранения систематически анализировать состояние амбулаторно-поликлинической помощи по соответствующему разделу работы, разрабатывать и осуществлять план мероприятий, направленный на повышение качества обследования и лечения амбулаторных больных, на освоение врачами современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения больных.

1.1.7. Осуществлять дальнейшее развитие специализированных видов медицинской помощи в поликлинических условиях путем создания специализированных отделениЙ и кабинетов в крупных поликлиниках, сосредоточив в них узкоспециализированные приемы, диагностические кабинеты и лаборатории, оснащая их соответствующей медицинской техникой, укомплектовывая опытными кадрами;

1.1.8. Потребовать от руководителей поликлиник:

— повысить уровень руководства и контроль за работой всех структурных подразделений поликлиники;

— обеспечить высокий уровень оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению, качество проведения профилактических мероприятий и диспансеризации;

— систематического снижения на территории деятельности поликлиники заболеваемости, инвалидности и смертности населения;

— шире использовать принципы морального и материального стимулирования деятельности врачей поликлиники и прежде всего участковых врачей, представления к поощрениям, установления квалификационных категорий и др.

1.1.9. Обеспечить дальнейшее усиление роли территориальных поликлиник в медико-санитарном обеспечении рабочих промышленных предприятии. С этой целью:

— в 1981-1983 гг. завершить создание цеховых участков для промышленных предприятий с числом рабочих 1000 и более и осуществлять оказание им медицинской помощи в соответствии с действующими положениями. Медицинское обслуживание работников более мелких промышленных предприятий осуществлять персоналом территориальных поликлиник;

— практиковать создание отделений территориальных поликлиник на промышленных предприятиях, не имеющих медико-санитарных частей;

— усилить работу по руководству и оказанию практической помощи в работе цеховым врачам со стороны заведующих терапевтическими отделениями и врачей-специалистов поликлиник, прежде всего в разработке и осуществлении мер профилактики, проведении профилактических осмотров и диспансеризации;

— осуществить мероприятия по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности, имея в виду обеспечить обоснованную оценку состояния здоровья лиц, обратившихся в поликлинику.

1.1.10. Обратить особое внимание на дальнейшее развитие, совершенствование и укрепление территориальной участковой врачебной службы и повышение авторитета участкового врача. С этой целью:

— в течение 1981-1985 гг. завершить работу по разукрупнению территориальных врачебных участков и приведению численности населения на терапевтических участках до норм, установленных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 870 от 22 сентября 1977 г.;

— обеспечить в течение 1981-1985 гг. участковых врачей-терапевтов специальными укладками с набором необходимых медикаментов и инструментария и портативной диагностической аппаратурой;

— осуществить мероприятия по обеспечению участковых врачей-терапевтов автотранспортом в соответствии с нормативами, утвержденными приказом Министерства здравоохранения СССР N 300 от 25.03.76 г. «О нормах оснащения учреждений здравоохранения санитарным автотранспортом, о режиме работы санитарного автотранспорта»;

— обеспечить систематическое повышение квалификации участковых врачей-терапевтов путем их направления в институты (факультеты) усовершенствования врачей (не реже одного раза в 5 лет), а также используя другие формы повышения их знаний. При повышении их квалификации особое внимание обратить на подготовку в области сердечно-сосудистой патологии, заболеваний органов дыхания и пищеварения. Обучить всех участковых врачей-терапевтов расшифровке электрокардиограмм.

1.1.11. Обратить особое внимание на организацию и качество работы отделений и кабинетов восстановительного лечения в поликлиниках, с этой целью:

— в течение 1981-1985 гг. завершить организацию отделений восстановительного лечения в городских поликлиниках, имея в виду в наиболее крупных из них организовать межполиклинические отделения, в соответствии с утвержденными настоящим приказом положениями и штатными нормативами, и оснащать их оборудованием и аппаратурой в соответствии с примерным перечнем, утвержденным настоящим приказом;

— обеспечить проведение в отделениях восстановительного лечения всего комплекса лечебных мероприятий для больных, прежде всего таких групп заболеваний, как сердечно-сосудистые и нервные болезни, заболевания органов дыхания и повреждения опорно-двигательного аппарата;

— принять меры к производству на месте нестандартного оборудования для отделений восстановительного лечения поликлиник (в основном по разделу механо-терапии и трудовой терапии), используя для этой цели шефскую помощь местных промышленных предприятий, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов политехнического профиля.

1.1.12. Обратить особое внимание на систему организации и уровень работы регистратуры поликлиник, обеспечив ее деятельность в соответствии с положением, утвержденным настоящим приказом. Для улучшения и упорядочения работы регистратуры разработать и осуществить следующие мероприятия:

— рассмотреть и утвердить время и график работы регистратуры по каждой поликлинике, порядок записи больных на прием к врачу, сократить до минимума затраты времени больных на посещение поликлиник;

— в течение 1981-1982 гг. завершить перевод регистратур всех поликлиник на метод самозаписи на прием к врачу.

1.1.13. Повысить уровень руководства амбулаторно-поликлиническими учреждениями и усилить контроль за их деятельностью, с этой целью:

— улучшить подбор руководителей поликлиник и обеспечить систематическое повышение их квалификации по вопросам организации и управления амбулаторно-поликлиническими учреждениями;

— организовать при местных органах здравоохранения методические советы по амбулаторно-поликлинической помощи населению;

— повысить роль общественных советов, созданных при поликлиниках;

— обеспечить, не реже двух раз в течение года, проведение отчетов руководителей поликлиник перед населением.

1.1.14. Обеспечить в 1981-1985 гг. организацию в поликлиниках аптечных пунктов I категории и кабинетов фармацевтической информации, в соответствии с действующим положением и штатными нормативами.

1.1.15. Утвердить в 1981-1982 гг. лучшие амбулаторно-поликлинические учреждения в качестве республиканских и областных школ передового опыта, где систематически проводить совещания и обмен опытом главных врачей поликлиник и других медицинских работников этих учреждений.

1.1.16. Сосредоточить особое внимание на развитии и совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению, имея в виду в XI пятилетке значительно улучшить обеспечение населения сельских районов врачебной амбулаторно-поликлинической помощью. С этой целью:

— усилить работу по дальнейшему развитию сети амбулаторно-поликлинических учреждений в сельской местности, обратив особое внимание на строительство амбулаторий по действующим типовым проектам, широко привлекая для решения этой задачи средства колхозов, совхозов и других учреждений, предприятий и организаций;

— принять меры к оснащению амбулаторий, расположенных в сельской местности, необходимой медицинской техникой и прежде всего портативной, а также наборами и укладками. Обеспечить эти учреждения санитарным автотранспортом в соответствии с действующими нормативами;

— усилить работу по организации приписных терапевтических и педиатрических врачебных участков в составе поликлиник (амбулаторий) центральных районных больниц;

— разработать и в течение 1981-1985 гг. осуществить мероприятия по организации работы передвижных амбулаторий, стоматологических кабинетов и выездных врачебных бригад;

— продолжить развитие межрайонных специализированных отделений и расширить их деятельность по оказанию специализированной амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению.

1.2. Начальнику Планово-финансового управления Министерства здравоохранения СССР тов. Головтееву В.В., начальнику Главного управления лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР тов. Шаткину И.В., начальнику Управления по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники Министерства здравоохранения СССР тов. Бабаяну Э.А., начальнику В/О «Союзмедтехника» тов. Русанову В.П. директору Всесоюзного научно-исследовательского института социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко Министерства здравоохранения СССР тов. Серенко А.Ф.:

до 1 января 1982 года разработать табель оснащения поликлиник медицинской техникой, оборудованием и инвентарем, с учетом их мощности и структуры.

1.3. Директору Всесоюзного научно-исследовательского института социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко Министерства здравоохранения СССР тов. Серенко А.Ф. разработать и представить на утверждение проекты:

1.3.1. В 1982 г. — «Методических рекомендаций по организации рабочего места врача и медицинской сестры поликлиники»;

1.3.2. В 1982 г. — «Краткого справочника участкового врача-терапевта поликлиники»;

1.3.3. В 1982 г. — «Методических рекомендаций по применению (внедрению) комплекса мероприятий НОТ в условиях поликлиники»;

1.3.4. К 1 июля 1982 г. — систему показателей оценки объема, качества и эффективности работы амбулаторно-поликлинических учреждений;

1.3.5. К 1 июля 1982 г. — проект «Инструкции о порядке обеспечения преемственности в обследовании и лечении больных между поликлиникой, стационаром и станциями (отделениями) скорой и неотложной медицинской помощи».

1.4. Главному управлению высших учебных заведений Министерства здравоохранения СССР предусмотреть во всех институтах усовершенствования и факультетах усовершенствования врачей при медицинских ВУЗах организацию постоянно действующих циклов повышения квалификации руководителей поликлиник, заведующих отделениями, участковых врачей-терапевтов.

1.5. Директору ГИПРОНИИЗДРАВ’а тов. Рощину А.В., начальнику Главного управления лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР тов. Шаткину И.В., начальнику Управления проектирования и капитального строительства Министерства здравоохранения СССР тов. Ромашихину Ю.А.:

— в I квартале 1982 года разработать технико-экономические обоснования, задания и программы для проектирования амбулаторий различной мощности, расположенных в сельской местности.

1.6. Директору ГИПРОНИИЗДРАВ’а тов. Рощину А.В., начальнику Управления проектирования и капитального строительства Министерства здравоохранения СССР тов. Ромашихину Ю.А.:

— при разработке новых проектов поликлиник предусматривать в них помещения для размещения кабинетов и отделений в соответствии с примерной организационной структурой городских поликлиник, утвержденной настоящим приказом.

В поликлиниках мощностью 500 и более врачебных посещений в смену предусматривать, кроме того, автоматический картоподъемник для доставки медицинских карт в кабинеты врачей;

— до 1 июля 1983 года разработать типовые проекты амбулаторий, расположенных в сельской местности, и поликлиник различной мощности.

1.7. Начальнику Управления по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники Министерства здравоохранения СССР тов. Бабаяну Э.А., начальнику Главного управления лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР тов. Шаткину И.В. в трехмесячный срок рассмотреть и утвердить техническую документацию на функциональный стол для врача и медицинской сестры, ведущих амбулаторный прием, разработанный Всесоюзным научно-исследовательским институтом социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко Министерства здравоохранения СССР и ВПКТИ мебели; начальнику Главного управления материально-технического снабжения Министерства здравоохранения СССР тов. Астахову Н.А. принять меры к организации его серийного производства, начиная с 1982 года.

2.1. Примерную организационную структуру (приложение 1), положение (приложение 2) и примерный набор помещений (приложение 3) городской поликлиники;

2.2. Примерную организационную структуру городской поликлиники консультативно-диагностической помощи (приложение 4);

2.3. Положение о городской поликлинике консультативно-диагностической помощи (приложение 5);

2.4. Примерную штатно-организационную структуру и положение о хозрасчетной городской поликлинике для проведения профилактических осмотров (приложение 6, приложение 7),

2.5. Положения о структурных подразделениях городской поликлиники:

2.5.1. О регистратуре городской поликлиники (приложение 8);

2.5.2. Об отделении профилактики городской поликлиники (приложение 9);

2.5.3. О кабинете доврачебного приема городской поликлиники (приложение 10);

2.5.4. О смотровом женском кабинете (приложение 11);

2.5.5. Об отделении (кабинете) восстановительного лечения городской поликлиники (приложения 12, 13) и должностных лицах этого отделения (кабинета);

2.5.6. О заведующем отделением восстановительного лечения городской поликлиники (приложение 14);

2.5.7. Положение о враче-травматологе-ортопеде отделения восстановительного лечения городской поликлиники (приложение 15);

2.5.8. О враче-невропатологе отделения восстановительного лечения городской поликлиники (приложение 16);

2.5.9. О враче-кардиологе отделения восстановительного лечения городской поликлиники (приложение 17);

2.5.10. О логопедическом кабинете отделения восстановительного лечения городской поликлиники (приложение 18);

2.5.11. О физиотерапевтическом отделении (кабинете) городской поликлиники (приложение 19);

2.5.12. О хирургическом, отоларингологическом, офтальмологическом и неврологическом отделении (кабинете) городской поликлиники (приложение 20);

2.5.13. О кабинете инфекционных заболеваний городской поликлиники (приложение 21);

2.5.14. О гастроэнтерологическом кабинете городской поликлиники (приложение 22);

2.5.15. О пульмонологическом кабинете городской поликлиники (приложение 23);

2.5.16. Об эндокринологическом кабинете городской поликлиники (приложение 24);

2.5.17. О кардиологическом кабинете городской поликлиники (приложение 25);

2.5.18. О ревматологическом кабинете городской поликлиники (приложение 26);

2.5.19. О гериатрическом кабинете городской поликлиники консультативно-диагностической помощи (приложение 27);

2.5.20. Об эндоcкопическом кабинете городской поликлиники (приложение 28);

2.5.21. Об анамнестическом кабинете городской поликлиники (приложение 29);

2.5.22. О кабинете санитарного просвещения и гигиенического воспитания населения городской поликлиники (приложение 30);

2.5.23. О рентгеновском отделении (кабинете) городской поликлиники (приложение 31);

2.5.24. О клинико-диагностической лаборатории городской поликлиники (приложение 32);

2.5.25. Об отделении (кабинете) функциональной диагностики городской поликлиники (приложение 33);

2.5.26. Об аптечных пунктах и кабинете фармацевтической информации (приложения 34, 35).

2.6. Положение о диспансеризации взрослого населения (приложение 36);

2.7. Положение об организации и проведении профилактических осмотров (приложение 37);

2.8. Положение об организации и проведении прививок среди взрослого населения (приложение 38);

2.9. Положения о должностных лицах городской поликлиники:

2.9.1. О главном враче городской поликлиники (приложение 39);

2.9.2. О заместителе главного врача городской поликлиники по медицинской части (приложение 40);

2.9.3. О заместителе главного врача городской поликлиники по экспертизе временной нетрудоспособности (приложение 41);

2.9.4. О заведующем лечебно-профилактическим отделением городской поликлиники (приложение 42);

2.9.5. О враче-специалисте лечебно-профилактических подразделений поликлиники (приложение 43);

2.9.6. О враче-терапевте участковом поликлиники (амбулатории) (приложение 44);

2.9.7. О враче-терапевте участковом цехового врачебного участка (приложение 45);

2.9.8. О враче-терапевте подростковом поликлиники (амбулатории) (приложение 46);

2.9.9. Об участковой медицинской сестре территориального терапевтического участка (приложение 47);

2.9.10. О главной (старшей) медицинской сестре городской поликлиники (приложение 48);

2.10. Положение о поликлинике (амбулатории) центральной (районной) больницы (приложение 49);

2.11. Положение об амбулатории (приложение 50);

2.12. Положение о межрайонном лечебно-профилактическом отделении центральной районной (районной, городской) больницы (приложение 51);

2.13. Положение о выездной врачебной бригаде (приложение 52);

2.14. Положение о фельдшерско-акушерском пункте (приложение 53);

2.15. Примерный перечень основного оснащения медицинской техникой городских поликлиник (приложение 54);

2.16. Дополнительный перечень медицинской техники (к основному примерному перечню) для оснащения городской поликлиники консультативно-диагностической помощи (приложение 55);

2.17. Перечень медицинской техники, рекомендуемой дополнительно медико-санитарным частям при крупных промышленных предприятиях (приложение 56);

2.18. Перечень обязательных лабораторных исследований, применяемых в городской поликлинике (приложение 57);

2.19. Перечень обязательных инструментальных и аппаратных исследований, применяемых в городской поликлинике (приложение 58);

2.20. Расчетные нормы обслуживания для врачей амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) (приложение 59);

2.21. Положение о централизованной стерилизационной в городской поликлинике (приложение 60);

2.22. Штатные нормативы отделений профилактики городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тыс. человек (приложение 61);

2.23. Штатные нормативы медицинского и педагогического персонала отделений восстановительного лечения городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тыс. человек (приложение 62);

2.24. Положение о проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий на территории деятельности городской поликлиники (амбулатории) (приложение 63);

2.25. Изменение номенклатуры врачебных должностей и действующих штатных нормативов лечебно-профилактических учреждений здравоохранения (приложение 64);

3. Считать утратившими силу:

— приказ Министра здравоохранения СССР N 321 от 20.07.60 г. «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению амбулаторно-поликлинического обслуживания городского населения»;

— приказ Министерства здравоохранения СССР N 648 от 14.07.75 г. «Об утверждении Положения о кардиоревматологическом кабинете»;

— приказ Министерства здравоохранения СССР N 1133 от 5.11.80 г. «Об организации отделений восстановительного лечения в городских поликлиниках»;

— «Положение о смотровом кабинете поликлиники» — приложение 4 к приказу Министерства здравоохранения СССР N 425 от 29.04.76 г. «О мерах по дальнейшему улучшению и развитию онкологической помощи населению»;

— «Положение о враче-участковом терапевте цехового врачебного участка» приложение 3 к приказу Министерства здравоохранения СССР N 12 от 3.01.78 г. «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению медицинской помощи трудящимся промышленности, строительства, транспорта»;

— «Положение о ревматологическом кабинете поликлиники» — приложение 1 к приказу Министерства здравоохранения СССР N 890 от 28.08.79 г. «О дальнейшем совершенствовании ревматологической помощи населению»;

— приказ Министерства здравоохранения СССР N 674 от 9.08.50 г.;

— приказ Министерства здравоохранения СССР N 645 от 3.09.69 г.

— «Положение о фельдшерско-акушерском пункте» — приложение 1 к приказу Министра здравоохранения СССР N 566 от 27.07.73 г. «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы фельдшерско-акушерских пунктов страны».

Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения СССР тов. Сафонова А.Г.

Еще по теме:

  • Базаева нотариус королев Базаева нотариус королев Нотариусы г.Королева Мо Нотариус Панарин В.Т. Московская обл., Королев г., ул. Фрунзе, 21+7 (495) 512-64-87 Нотариус Шальнова Л.Н. Московская обл., Королев г., ул. 50 Лет ВЛКСМ, 4г+7 (495) 516-22-79 Нотариус Базаева Е.В. Московская обл.,Королев г., ул. Исаева, […]
  • Отменили ли налоги на машины Отменили ли налоги на машины Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Когда отменят транспортный налог в России? Для строительства и ремонта дорог. Действует с 2003 года. По трем причинам: 1. ТН начисляется не за […]
  • Закон зру-391 Закон зру-391 Закон РУз 11.12.2003 г. № 558-II C изменениями в соответствии с Законом РУз от 20.08.2015 г. № ЗРУ-391 Дата актуализации: 20.09.2015 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Цель настоящего Закона Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области создания, […]
  • Положение о военно-медицинской экспертизе Постановление Правительства РФ от 22 марта 2018 г. № 318 “О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе” (не вступило в силу) Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о военно-врачебной экспертизе, […]
  • Нотариус парамонова Нотариусы Волгоградской области. Нотариальная палата Волгоградской области. Официальный сайт Нотариус г. Волгограда Адрес: Волгоград, улица Н. Отрады, дом 17, Телефон: (8442) 59-72-12 Лицензия № 003406 от 21.11.2005 года. Приказ о назначении № 526-п от 09.12.2005 года Распорядок […]
  • Кассационная жалоба вс рф образец Сам себе адвокат защита прав в суде без адвоката Post navigation Кассационная жалоба председателю Верховного Суда РФ образец Председателю Верховного Суда РФ от адвоката ______________________ защищающего интересы осужденного по На постановлении судьи Верховного Суда РФ от […]
  • Спор о древних и новых СПОР О НОВЫХ И ДРЕВНИХ. 521 ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Этот «спор» было начат в 80-х годах XVII и продолжался четверть века. Зачинателем дискуссии был известный ска­зочник Шарль Перро, член Французской Академии. Он на заседании Французской Академии (27.01. 1681) прочитал по поводу […]
  • Приказы по прививкам в рб Приказы по прививкам в рб Инструкция по тактике проведения профилактических прививок среди населения в Республике Беларусь Глава 2. Планирование профилактических прививок Глава 3. Оценка показателей качества иммунизации Глава 4. Тактика проведения профилактических прививок против […]