Налоговый кодекс рф налог прибыль

Статья 274 НК РФ — Налоговая база

1. Налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению.

2. Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 настоящего Кодекса, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с настоящей главой предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

3. Доходы и расходы налогоплательщика в целях настоящей главы учитываются в денежной форме.

4. Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, исходя из цены сделки с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса.

5. Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой.

6. Для целей настоящей статьи рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному статьей 105.3 настоящего Кодекса, на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения в них налога на добавленную стоимость, акциза).

7. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

8. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток — отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с настоящей главой, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном настоящей главой, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.

Убытки, полученные в отчетном (налоговом) периоде, принимаются в целях налогообложения в порядке и на условиях, установленных пунктом 1 статьи 278.1 и статьей 283 настоящего Кодекса.

9. При исчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу, подлежащему налогообложению в соответствии с главой 29 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики, являющиеся организациями игорного бизнеса, а также организации, получающие доходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности.

При этом расходы организаций, занимающихся игорным бизнесом, в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, в общем доходе организации по всем видам деятельности.

Аналогичный порядок распространяется на организации, перешедшие на уплату налога на вмененный доход.

10. Налогоплательщики, применяющие в соответствии с настоящим Кодексом специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.

11. Особенности определения налоговой базы по банкам устанавливаются с учетом положений статей 290 — 292 настоящего Кодекса.

12. Особенности определения налоговой базы по страховщикам устанавливаются с учетом положений статей 293 и 294 настоящего Кодекса.

13. Особенности определения налоговой базы по негосударственным пенсионным фондам устанавливаются с учетом положений статей 295 и 296 настоящего Кодекса.

14. Особенности определения налоговой базы по профессиональным участникам рынка ценных бумаг устанавливаются с учетом положений статей 298 и 299 настоящего Кодекса.

15. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами устанавливаются в статье 280 с учетом положений статей 281, 282 и 304 настоящего Кодекса.

16. Особенности определения налоговой базы по операциям с производными финансовыми инструментами устанавливаются с учетом положений статьи 280 и статей 301 — 305 настоящего Кодекса.

17. Особенности определения налоговой базы клиринговыми организациями устанавливаются с учетом положений статей 299.1 и 299.2 настоящего Кодекса.

18. Организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» (далее в настоящем пункте — участник проекта) и прекратившая использовать право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, по основанию, предусмотренному абзацем третьим пункта 2 статьи 246.1 настоящего Кодекса, определяет нарастающим итогом совокупный размер прибыли, полученной за истекшие налоговые периоды с начала того налогового периода, в котором годовой объем выручки, полученной участником проекта, превысил один миллиард рублей.

Указанный в настоящем пункте совокупный размер прибыли определяется как суммы прибыли (убытка), рассчитанные по итогам каждого предыдущего налогового периода. Для целей настоящего пункта при определении совокупного размера прибыли не учитывается прибыль (убыток), полученная по итогам налоговых периодов, предшествующих налоговому периоду, в котором годовой объем выручки, полученной участником проекта, превысил один миллиард рублей.

Форма расчета совокупного размера прибыли устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

19. Налоговая база по прибыли, полученной участниками консолидированной группы налогоплательщиков, определяется ответственным участником этой группы в порядке, установленном настоящей статьей, с учетом особенностей, установленных статьями 278.1 и 288 настоящего Кодекса.

20. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, устанавливаются статьей 275.2 настоящего Кодекса.

21. Налоговая база, определяемая контролирующими лицами по прибыли контролируемых ими иностранных компаний, определяется с учетом особенностей, установленных статьей 309.1 настоящего Кодекса, и не подлежит уменьшению на величину расходов по прочей деятельности, а также убытков, полученных от прочей деятельности контролирующих лиц.

Налог на прибыль организаций

  • Налоги и налоговая система
  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Налоговые органы
  • Налоговые проверки
  • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
  • Налоговое администрирование и налоговый контроль
  • Упрощенная система налогообложения
  • Принципы налогообложения

Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль является одним из важнейших федеральных налогов, играющим фискальную и регулирующую роль.

В настоящее время налог на прибыль регулируется главой 25 НК РФ.

Плательщики налога на прибыль разделяются на две группы:

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи, в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением указанных игр.

Налог на прибыль не уплачивают также организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивающие единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, а также организации, уплачивающие налог на игорный бизнес.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью признается:

  • для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ;
  • для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ;
  • для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Классификация доходов организации

Под доходами от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Доходы определяются на основании первичных и других документов, подтверждающих получение дохода, и документов налогового учета.

Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами в рублях.

Налоговое законодательство предусматривает 43 вида доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

К ним, в частности, относятся доходы:

  • в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;
  • в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств, а также которые получены в пределах вклада участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
  • в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов в уставный капитал организации;
  • в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке;
  • в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами России, а также в соответствии с законодательством России атомными станциями для повышения их безопасности, используемых для производственных целей;
  • в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;
  • в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа, а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;
  • в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:
  • от организации, если уставный капитал получающей (передающей) стороны более чем на 50% состоит из вклада передающей (получающей) организации;
  • от физического лица, если уставный капитал получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада этого физического лица.

При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам;

  • другие доходы в соответствии со ст. 251 НК РФ.

Классификация расходов организации

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с российским законодательством, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, или документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы, связанные с производством и реализацией, группируются по следующим элементам:

  1. материальные расходы;
  2. расходы на оплату труда;
  3. суммы начисленной амортизации;
  4. прочие расходы.

К материальным расходам относятся затраты на:

  • приобретение сырья, материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);
  • приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию;
  • приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;
  • приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, а также расходы на трансформацию и передачу энергии;
  • приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика;
  • другие расходы.

Стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов: метод оценки по стоимости единицы запасов, метод оценки по средней стоимости, метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

В расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной или натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства России, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Суммы начисленной амортизации

Расходы налогоплательщика на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки. Указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований). Расходы налогоплательщика на НИОКР, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение одного года в размере фактически осуществленных расходов.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся:

  • суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд, в фонд социального страхования на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством, в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, начисленные в установленном законодательством России порядке, за исключением платежей по налогу на прибыль и платежей за сверхнормативное негативное воздействие на окружающую среду;
  • расходы на сертификацию продукции и услуг;
  • расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала;
  • расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
  • арендные платежи за арендуемое имущество;
  • расходы на содержание служебного транспорта. Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством;
  • расходы на командировки;
  • расходы на юридические, информационные, аудиторские, консультационные и иные аналогичные услуги;
  • плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление (в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке);
  • расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями;
  • расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией;
  • расходы на канцелярские товары;
  • расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы);
  • расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20000 рублей и обновление программ для ЭВМ и баз данных;
  • расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг);
  • другие расходы.

См.далее: Внереализационные расходы

К расходам, не учитываемым при налогообложении прибыли, согласно ст. 270 НК, относятся суммы начисленных дивидендов и других сумм распределяемого дохода; штрафы, пени и иные санкции, перечисляемые в бюджет; взносы в уставный капитал; суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и др.

Главой 25 НК РФ предусмотрены два метода признания доходов/расходов в налоговом учете:

  • метод начислений;
  • кассовый метод.

При использовании метода начислений доходы/расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления/выбытия денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Организации (за исключением банков) имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. При использовании кассового метода датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках или в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом. Расходы при кассовом методе признаются после их фактической оплаты с учетом следующих особенностей:

  • расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство;
  • амортизация признается только по оплаченному налогоплательщиком амортизируемому имуществу, используемому в производстве;
  • расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере их фактической уплаты.

Налоговая база по налогу на прибыль

Налоговая база по налогу на прибыль равна денежному выражению прибыли организации. При этом по прибыли, облагаемой по различным ставкам, налоговая база рассчитывается раздельно.

При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток, то налоговая база признается равной нулю. При этом, согласно ст. 283 НК РФ, налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Кроме этого НК РФ устанавливает особенности формирования налоговой базы при осуществлении следующих операций (табл.14):

Статья 287 НК РФ. Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей (действующая редакция)

1. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 настоящего Кодекса.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

2. Российская организация или иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговые агенты), выплачивающие доход иностранной организации, удерживают сумму налога из доходов этой иностранной организации, за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (в отношении которых применяется порядок, установленный пунктом 4 настоящей статьи), при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

3. Особенности уплаты налога налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, устанавливаются статьей 288 настоящего Кодекса.

4. По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, не позднее дня, следующего за днем выплаты.

Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 4 статьи 284 настоящего Кодекса у получателя доходов, уплачивается в бюджет налогоплательщиком — получателем дохода в течение 10 дней по окончании соответствующего месяца отчетного (налогового) периода, в котором получен доход, исходя из дат, признаваемых датами получения дохода в соответствии со статьями 271 и 273 настоящего Кодекса.

5. Вновь созданные организации уплачивают авансовые платежи за соответствующий отчетный период при условии, если выручка от реализации не превышала пять миллионов рублей в месяц либо пятнадцать миллионов рублей в квартал. В случае превышения указанных ограничений налогоплательщик начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, уплачивает авансовые платежи в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи с учетом требований пункта 6 статьи 286 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 287 НК РФ

1. Анализ правил п. 1 ст. 287 показывает, что:

1) сумма налога на прибыль организаций, которая подлежит уплате по итогам всего налогового периода (иначе говоря, исчисленная за период с 1 января по 31 декабря, с учетом правил ст. 286 НК об исчислении суммы налога на прибыль организаций

нарастающим итогом (т.е. необходимо учитывать суммы налога на прибыль организаций уже уплаченные по истечении первого квартала, полугодия, 9 месяцев), должна учитываться не позднее (хотя раньше можно это сделать) 31 марта календарного года, следующего непосредственно за истекшим налоговым периодом (см. об этом коммент. к ст. 289 НК);

2) квартальные авансовые платежи (а они уплачиваются налогоплательщиками, упомянутыми в абз. 1 п. 2 ст. 286 НК, по итогам последнего отчетного периода, т.е. первого квартала, полугодия, 9 месяцев) уплачиваются не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Иначе говоря, уплата авансового платежа за первый квартал должна иметь место не позднее 30 апреля, за полугодие — не позднее 30 июля, за 9 месяцев — не позднее 30 октября. Квартальные авансовые платежи также уплачиваются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, у которых за предыдущие четыре квартала выручка от реализации не превышала в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал (см. коммент. к п. 3 ст. 286 НК);

3) ежемесячные авансовые платежи (а они уплачиваются лишь теми налогоплательщиками налога на прибыль организаций, которые в порядке, предусмотренном в абз. 3 п. 2 ст. 286 НК, воспользовались правом исчисления суммы авансового платежа по налогу на прибыль организаций исходя из фактически полученной в течение истекшего месяца прибыли) уплачиваются не позднее 15-го числа каждого из месяцев, входящих в тот или иной отчетный период. Например, сумма авансового платежа налога на прибыль организаций за январь должна быть уплачена не позднее 15 января, за февраль — не позднее 15 февраля и т.д. В практике возник вопрос: нет ли противоречий между правилами абз. 3 п. 2 ст. 286 НК (где речь идет о фактически полученной прибыли) и правилами п. 1 ст. 287? Безусловно, определенное противоречие налицо: как можно определить фактически полученную прибыль за тот или иной месяц к 15-му числу? Только расчетным путем. То есть законодатель, отказавшись в целом от исчисления суммы авансовых платежей по налогу на прибыль организаций исходя из суммы предполагаемой прибыли, в данном случае допускает применение такого метода исчисления суммы авансовых платежей исходя из этой предполагаемой прибыли (за вторую половину месяца, за который осуществляется уплата авансового платежа). В связи с этим (впредь до устранения законодателем упомянутого противоречия) необходимо исходить из буквального содержания абз. 3 п. 1 ст. 287, а это означает, что ежемесячные авансовые платежи уплачиваются именно в срок не позднее 15-го числа каждого месяца отчетного периода;

4) по итогам каждого отчетного периода суммы ежемесячных авансовых платежей (уплаченных в течение этого отчетного периода) засчитываются при уплате квартальных платежей. Так, если сумма квартального авансового платежа по налогу на прибыль организаций составляет 1200 тыс. руб., а за январь и февраль налогоплательщик налога на прибыль организаций уже уплатил авансовые платежи (соответственно в сумме 300 тыс. руб. и 500 тыс. руб.), то упомянутые суммы (300 тыс. руб. + 500 тыс. руб. = 800 тыс. руб.) подлежат зачету и налогоплательщик по итогам первого квартала должен будет уплатить 400 тыс. руб.;

5) суммы авансовых платежей, уплаченные по итогам первого квартала, полугодия, 9 месяцев, засчитываются в счет уплаты налога на прибыль организаций по итогам данного налогового периода в целом. То есть если за 9 месяцев уплачено 1,5 млн. руб., а всего по итогам налогового периода необходимо уплатить 2 млн. руб., то сумма 1,5 млн. руб. засчитывается в счет уплаты 2 млн. руб.

Возникает вопрос: не противоречат ли правила абз. 5 п. 1 ст. 287 правилам п. 2 ст. 286 НК (о необходимости рассчитывать сумму авансового платежа по налогу на прибыль организаций нарастающим итогом) и правилам п. 7 ст. 274 НК (о том, что налоговая база по налогу на прибыль организаций также определяется нарастающим итогом с начала налогового периода)? Противоречие есть, и его нужно устранить: буквальное толкование абз. 5 п. 1 ст. 287 может привести к ошибочному выводу о том, что авансовые платежи за первый квартал не засчитываются в счет авансовых платежей по налогу на прибыль организаций за полугодие, а последние — в счет авансовых платежей по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев. По всей вероятности, законодатель имел в виду именно авансовые платежи за первый квартал, авансовые платежи за полугодие, авансовые платежи за 9 месяцев: этот вывод сделан на основе систематического толкования абз. 2 п. 2 ст. 286 НК (где говорится, что квартальные авансовые платежи уплачиваются по итогам каждого отчетного и налогового периодов). См. также п. 20 Постановления N 5.

2. Применяя правила п. 2 ст. 287, нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:

а) они посвящены случаям выплаты дохода:

— российскими ЮЛ иностранным организациям;

— иностранными организациями иностранным же организациям;

б) их следует применять лишь в том случае, когда доход (упомянутый выше) выплачивается иностранной организации, которая не осуществляет свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство: вывод основан на систематическом толковании п. 4 ст. 286 НК (см. коммент. к ней) и п. 2 ст. 287;

в) и иностранная организация, выплачивающая доход другой иностранной организации (при этом она должна осуществлять свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство), и российская организация признаются в данном случае налоговыми агентами. В качестве таковых они должны:

— исчислять сумму авансового платежа по налогу на прибыль организаций;

— удерживать сумму такого авансового платежа при каждой выплате (перечислении) дохода иностранной организации, не связанного с деятельностью постоянного представительства в Российской Федерации. При этом упомянутую сумму запрещается уплачивать за счет собственных средств налогового агента: это противоречило бы смыслу ст. 24 НК;

— перечислять (в течение 3 календарных дней с момента выплаты дохода) сумму авансового платежа в бюджет, а в случаях, предусмотренных в ст. 57 НК, уплатить в кассу наличными: дело в том, что даже если сам доход был выплачен иностранной организации (и при этом доход не связан с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации) не в денежной, а в иной форме (например, если ей доход выдали аккумуляторами), — сумма налога на прибыль организаций должна быть исчислена, удержана и перечислена в бюджет в денежной форме (ст. 45, см. коммент. к ст. 45, 57 НК в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Изд. 2-е. М.: КОНТРАКТ, 2001). Иные правила исчисления, удержания и перечисления в бюджет суммы налога на прибыль организаций с упомянутых доходов могут быть предусмотрены только в нормах самого НК;

— перечислять сумму налога на прибыль организаций в течение 3 дней. Речь идет о 3 календарных днях (т.е. и нерабочие дни при исчислении исключать нельзя); отсчет их начинается со следующего (после дня выплаты (перечисления) дохода) дня.

3. Особый порядок установлен для налогоплательщиков, имеющих обособленные подразделения, относительно:

а) исчисления сумм налога на прибыль организаций, подлежащих уплате;

б) перечисления этих сумм в бюджет (см. коммент. к ст. 288 НК).

4. Специфика правил п. 4 ст. 287 состоит в том, что:

а) они подлежат применению лишь постольку, поскольку налогоплательщику налога на прибыль организаций выплачивается доход в виде:

— дивидендов. При этом нужно учесть, что понятие «дивиденд» (для целей налогообложения налогом на прибыль организаций) не совпадает не только с понятием «дивиденды» для целей действующего гражданского законодательства (например, ГК, Закона об АО, Закона о ценных бумагах), но и с понятием «дивиденды», указанным в ст. 43 НК (см. об этом коммент. к преамбуле ст. 275 НК);

— процентов по государственным и муниципальным (но не по иным) ценным бумагам (см. коммент. к ст. 281 НК);

б) они исходят из того, что сумма налога на прибыль организаций по упомянутым выше расходам:

— удерживается российской организацией (выплачивающей доходы) при каждой выплате дохода (см. коммент. к п. 5 ст. 286 НК);

— перечисляется в бюджет указанной организацией (налоговым агентом) не позднее 10 календарных дней (отсчитываемых со следующего после выплаты дня). Исчисление сроков в данном случае осуществляется в соответствии со ст. 6.1 НК;

в) они предусматривают, что суммы налога на прибыль организаций по доходам в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (кроме государственных и муниципальных облигаций, эмитированных до 20 января 1997 г.), по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г. (эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга СССР, внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации), подлежат уплате в бюджет самим налогоплательщиком налога на прибыль организаций — получателем дохода. При этом уплата должна быть произведена не позднее 10-го числа месяца, непосредственно следующего за тем, когда такой доход был получен.

5. Характеризуя правила п. 5 ст. 287, нужно учесть, что:

а) они касаются лишь организаций, вновь созданных после начала налогового периода (например, 10 марта);

б) упомянутые организации обязаны уплачивать квартальные авансовые платежи за соответствующий отчетный период (в нашем примере — за полугодие, т.е. по состоянию на 30 июня) постольку, поскольку:

— выручка от реализации (исключая доходы, полученные в виде внереализационных доходов, см. коммент. к ст. 250 НК) ежемесячно не превышала 1 млн. руб. (включительно);

— упомянутая выручка хотя в отдельные месяцы и превысила сумму 1 млн. руб., но в целом за квартал (в нашем примере — за II квартал) не превысила сумму 3 млн. руб. (например, в апреле организация получила выручку от реализации в сумме 300 тыс. руб., в мае — 700 тыс., а в июне — 1300 тыс. руб.);

в) они императивно предписывают и вновь созданным организациям осуществлять авансовые платежи (ежемесячно или квартально) по правилам, указанным в п. 2 ст. 286 НК (см. коммент. к ней), если:

— упомянутая выше выручка превысила предусмотренные в п. 5 ст. 287 пределы;

— налогоплательщик налога на прибыль организаций представил в налоговый орган соответствующее уведомление (о том, что в дальнейшем он будет осуществлять уплату авансовых платежей в соответствии с п. 2 ст. 286 НК). В практике возник вопрос: нет ли ошибки в п. 5 ст. 287 (где делается отсылка к п. 2 ст. 287)? Безусловно, налицо опечатка: нужно было отослать к п. 2 ст. 286 НК. Иной вывод противоречил бы смыслу и содержанию п. 2 ст. 287 (см. об этом выше). Впредь до уточнения редакции п. 5 ст. 287 применить его невозможно (ибо прямая отсылка на п. 2 ст. 286 НК отсутствует, а аналогию закона и аналогию права НК не допускает);

г) переход на новую систему авансовых платежей должен быть осуществлен вновь созданными организациями начиная с 1-го числа месяца, непосредственно следующего за тем, в котором были превышены ограничения, указанные в п. 5 ст. 287. В практике возник вопрос: нет ли противоречий в п. 5 ст. 287: с одной стороны, допускается превышение суммы 1 млн. руб. в отдельные месяцы квартала, с другой стороны — налогоплательщик обязан перейти на новую систему уплаты авансовых платежей начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место? Определенное противоречие налицо, и его нужно устранить. Впредь до этого налогоплательщики вправе истолковывать неясности, противоречия п. 5 ст. 287 в свою пользу (ст. 3, 108 НК) и исходить из того, что речь идет о превышении суммы 3 млн. руб.

Еще по теме:

  • Кбк по налогу на имущество организаций с 2018 года КБК налог на имущество 2018 Статьи по теме КБК по главному имущественному налогу организаций в 2018 году мы привели в таблице, включая информацию о пенях и штрафах. Крайний срок уплаты налога за год устанавливается законом вашего субъекта РФ. Рассчитайте зарплату в программе «Упрощенка […]
  • Пособие уходу за ребенком до 1 5 лет расчет Как рассчитать ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет Вопрос-ответ по теме Работница с 28 марта 2016 по 15 августа 2016 находилась в отпуске по беременности и родам. С 16.08.16 по 31.08.16 она предъявила продолжение листка нетрудоспособности. Ребенок родился 08.06.2016г. С […]
  • Образец приказ о новогодних праздниках 2018 Приказ о работе в праздничные дни 2018: образец Статьи по теме Приказ о работе в праздничные дни применяйте, если отправляете сотрудника на работу в праздник. За неправильный приказ трудовая инспекция привлечет руководителя к ответственности. Читайте статью, чтобы составить приказ о […]
  • Наказание за воровство в европе Наказание за воровство в европе Срочная оплата Skype-консультации (40,00 Euro) Оплату также можно перечислить на следующие реквизиты: Deutsch-Russisches Kollegium der Juristen e.V. IBAN: DE44505500200009023755 BIC (SWIFT): HELADEF10FF Stätische Sparkasse Offenbach Бизнес в Германии […]
  • Проверка штрафов в мордовии Штрафы ГИБДД - Мордовия Проверка по базе ГИБДД и оплата штрафов 24/7. Юридическая помощь Оплата штрафов 24/7 - Мордовия. Проверить штрафы на сайте ГИБДД. Управление ГИБДД МВД по Республике Мордовия Индекс: 430030г Саранск, ул Строительная, д 6Телефон дежурной части подразделения: […]
  • Закон об общем жилье Публикации "Заложниками" общей долевой собственности на квартиры и загородные дома чаще всего оказываются те, кому недвижимость досталась по наследству либо в порядке приватизации. Между совладельцами нередко разгораются нешуточные споры, а то и разыгрываются настоящие драмы. Какие […]
  • Субсидии на квартиры полицейским Как получить субсидию сотрудникам полиции на приобретение жилья в 2018 году Субсидия сотрудникам полиции на приобретение жилья – вид гос.поддержки, которую может получить каждый работник МВД. Финансовое обеспечение и поддержание на должном уровне жизнь служащих в органах – одна из […]
  • Закону челябинской области 121-зо Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области 22.03.2018 Постановление Правительства Челябинской области от 20.02.2018 № 67-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 23.05.2012 г. N 259-П" 22.03.2018 Федеральный закон от 21.12.2004 № […]