Правила виды предложений

Правила виды предложений

Предложения делятся на простые и сложные. Как простые, так и сложные предложения могут быть распространенными и нераспространенными, т. е. содержать или не содержать кроме главных второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства и т. п.): Он пришёл очень быстро. и Он пришёл.

Простое предложение

Простое предложение – это синтаксическая единица, образованная одной синтаксической связью между подлежащим и сказуемым или одним главным членом.

Двусоставное предложение – это простое предложение с подлежащим и сказуемым как необходимыми компонентами: Они засмеялись. Он был умён. Туча – чёрная, тяжёлых очертаний.

Односоставное предложение – это простое предложение, в котором есть только один главный член (с зависимыми словами или без них). Односоставные предложения бывают:

  • Неопределенно-личное: Меня вызвали к директору.
  • Обобщенно-личное: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Безличное: На улице стемнело.
  • Определенно-личное: Сижу и рисую.
  • Инфинитивное: Молчать! Вам уже ехать.
  • Назывное: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
  • Неполное предложение – это предложение, в котором отсутствует один или несколько членов (главных или второстепенных), на которые указывает контекст или ситуация: Правда остаётся правдой, а молва – молвой. Мы разговорились, как будто век были знакомы. Вы, наверное, знаете о нашей работе? И обо мне? Я надену вот это синее.

Сложное предложение

Сложное предложение состоит из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и/или при помощи союзов. Сложные предложения делятся на:

  • Сложносочиненные предложения состоят из частей (простых предложений), самостоятельных в грамматическом отношении, связанных по смыслу и при помощи сочинительных союзов и, а, но, да, или, либо, однако, зато, а также сложных сочинительных союзов ни. ни. то. то. то ли. то ли. не то. не то. и др.: Дождь кончился, и взошло солнце. То зазвонит телефон, то позвонят в дверь.
  • Сложноподчиненные предложения состоят из частей (простых предложений), одна из которых несамостоятельна в грамматическом и смысловом отношении; части связаны при помощи подчинительных союзов и союзных слов: что, чтобы, где, когда, куда, почему, если (ежели), как, пока, хотя, поэтому, какой, который, чей и т. д., а также сложных подчинительных союзов: благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, вместо того чтобы, несмотря на то что, прежде чем, с тех пор как и др. Подчинительный союз и союзное слово – всегда в придаточном предложении: Я знаю, что они друзья. Он не хочет, чтобы его ждали. Сергей не ответил, потому что не слышал вопроса.
  • Бессоюзные предложения. Части бессоюзного предложения (простые предложения) почти всегда самостоятельны в грамматическом отношении, но иногда неравноправны по смыслу; союзы и союзные слова отсутствуют: Сияло солнце, зеленели берёзы, свистели птицы. Слышу: стучат в дверь. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

2. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Правила

Предложение — это наименьшая единица общения. Оно
характеризуется интонацией завершённости, которая на письме
передаётся точкой, вопросительным или восклицательным знаком.
Слова в предложении связаны грамматически, т. е. с помощью окончаний
и предлогов, а также по смыслу.
Предложение имеет грамматическую основу, которая состоит
из главных членов — подлежащего и сказуемого или одного из них.

Виды предложений по цели высказывания бывают
повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательные предложения сообщают о каком – либо событии:

В саду расцвели яблони и груши.

Вопросительные предложения содержат вопрос, требующий ответа:

Побудительные предложения побуждают собеседника к действию,
содержат просьбу, совет, запрет:

Не шумите, пожалуйста.

Предложения могут различаться не только по цели высказывания,
но и по силе выраженных в них чувств, эмоций. Предложения, которые
произносятся с восклицательной интонацией, называются
восклицательными. В конце восклицательных предложений ставится
восклицательный знак:

Какое прекрасное утро!

Задачи на тему «Предложение. Виды предложений по цели высказывания»

Выберите предложение побудительное, восклицательное.

1) Как шелестят колоски в поле!

3) Люди, берегите природу! Неверно. Не кликай на пустое поле. Неверно. Неверно. Выберите предложение повествовательное, невосклицательное.

1) Какое сегодня число?

2) Послушай, пожалуйста!

3) Наступила осень, высохли цветы. Неверно. Не кликай на пустое поле. Неверно. Неверно. Выберите предложение, повествовательное, восклицательное.

2) Это прекрасный лес!

3) Спешите делать добрые дела! Неверно. Не кликай на пустое поле. Неверно. Нeвeрнo. Задание выполнено. Неверно.

Выберите предложения, в которых есть только один главный член.

1) Но тут раздаётся телефонный звонок.

2) Товарищ капитан, вас просят.

3) Устроим у нас весёлую ёлку

4) В дверь стучат.

5) Дым рассеивается.

Выберите предложения, в которых есть только один главный член.

Типы предложений в английском языке: types of sentences in English

Чтобы не пропустить новые полезные материалы, подпишитесь на обновления сайта

Предложение – это единица речи, которая выражает законченную мысль, обладает грамматической формой и интонацией. Все типы предложений в английском языке можно разделить по структуре и по цели высказывания. В этой статье мы рассмотрим обе классификации.

Типы предложений по цели высказывания

Цель высказывания сообщает, как и зачем мы используем предложения: утверждаем или спрашиваем, приказываем или восклицаем. Согласно этой классификации предложения делятся на четыре типа:

    Declarative sentences– повествовательные предложения.

Повествовательные предложения констатируют факты. С их помощью мы что-то утверждаем или отрицаем.

Catherine is a sous-chef in that restaurant. – Кэтрин работает су-шефом в том ресторане.

They want to repair the roof of their country cottage. – Они хотят починить крышу загородного дома.

I didn’t go to the gym yesterday. – Я не ходил в спортзал вчера.

Steve doesn’t like cherry ice cream. – Стив не любит вишневое мороженое.

Interrogative sentences – вопросительные предложения.

Вопросительные предложения нужны нам для того, чтобы спрашивать и уточнять информацию. Они бывают общие, специальные, альтернативные и разделительные. В статье «Типы вопросов в английском языке» мы рассказали о каждом из них.

Особенность в том, что во всех вопросах, кроме разделительного, используется обратный порядок слов: вспомогательный/модальный глаголподлежащеесмысловой глагол. Со специальными вопросами также употребляется вопросительное слово (what? – что?, when? – когда?, where? – где? и т. д.).

Do you mind taking Larry with us? – Ты не против взять Ларри с нами? (общий вопрос)

Where is he? Can you see him? – Где он? (специальный вопрос) Ты его видишь? (общий вопрос)

Are you going to Australia or New Zealand? – Вы едете в Австралию или Новую Зеландию? (альтернативный вопрос)

You worked yesterday, didn’t you? – Ты вчера работал, не так ли? (разделительный вопрос)

Imperative sentences – повелительные предложения.

Этот тип предложений нужен для того, чтобы приказывать, просить или приглашать что-то сделать. В повелительных предложениях мы обращаемся чаще всего ко второму лицу (you – ты, вы, Вы). Также мы можем предложить собеседнику что-то сделать вместе с помощью слова let’s (давай).

Please shut the door. – Закрой дверь, пожалуйста.

Just look at her! – Только посмотри на нее!

Don’t tell off your children in public! It’s so embarrassing. – Не отчитывай детей на людях. Это так унизительно.

Let’s meet on Saturday. – Давай встретимся в субботу.

Exclamatory sentences – восклицательные предложения.

Такие предложения выражают эмоции. На письме их всегда можно узнать по восклицательному знаку в конце. В устной речи восклицания обычно произносятся громко и эмоционально.

That’s brilliant! – Это гениально!

I don’t want to take part in this competition! – Я не хочу принимать участие в этом соревновании!

The weather is wonderful! – Погода чудесная!

Good job! – Отличная работа!

В целом любое предложение может стать восклицательным, если добавить в конце восклицательный знак.

The apples are sour. → The apples are sour!

Яблоки кислые. → Яблоки кислые!

Давайте посмотрим небольшое видео, в котором мы еще раз повторим все типы предложений и даже потренируемся определять каждый из них.

Типы предложений по структуре

По структуре типы предложений в английском и русском языках бывают простые и сложные. Рассмотрим их:

В простом предложении обычно одно подлежащее и одно сказуемое. Их может быть и два, и три, но в этом случае все подлежащие и сказуемые должны быть однородными.

He wants to become a writer. – Он хочет стать писателем.

Can I give you a word of advice? – Я могу дать тебе совет?

James and Jordon are both suitable for this position. – И Джеймс, и Джордон подходят на эту должность. (однородные подлежащие)

We will go and find you an elegant dress. – Мы пойдем и найдем тебе элегантное платье. (однородные сказуемые)

Такие предложения состоят из двух частей, которые по-английски называются clauses (части сложного предложения). Clauses бывают двух видов: main clause (главное предложение) и subordinate clause (придаточное предложение). Давайте рассмотрим разные типы сложных предложений в английском языке.

    Compound sentences– сложносочиненные предложения.

Сложносочиненные предложения состоят из двух или более частей. Обе части независимы друг от друга, то есть мы можем разбить сложное предложение на два простых и смысл не потеряется.

Части сложносочиненного предложения соединяются между собой союзами and (и, а), or (или), but (но) или с помощью запятой, в этом случае союз не нужен. Обратите внимание, что в английском языке запятая перед союзами употребляется факультативно, то есть по желанию автора слов.

The weather was awful and we decided to stay in. – Погода была ужасная, и мы решили остаться дома.

I called Jerry yesterday but he wasn’t at home. – Я позвонил Джерри вчера, но его не было дома.

Lenny and Jessy went shopping and we baked an apple pie. – Ленни и Джесси пошли по магазинам, а мы испекли яблочный пирог.

I was looking in the window, there was no one in the street. – Я смотрел в окно, на улице никого не было.

Complex sentences – сложноподчиненные предложения.

Сложноподчиненное предложение, как и сложносочиненное, может состоять из двух и более частей. В таких предложениях придаточное подчиняется главному (main clause + subordinate clause), то есть без главного придаточное теряет смысл. Части такого предложения мы соединяем между собой подчинительными союзами: when (когда), if (если), what (что), why (почему), because (потому что), before (перед тем как), after (после того как), while (в то время как) и многими другими.

My friend won’t be able to join us (main clause) because he doesn’t feel well (subordinate clause) . – Мой друг не сможет присоединиться к нам, потому что он не очень хорошо себя чувствует.

I don’t know (main clause) why he accepted the invitation from a stranger (subordinate clause) . – Я не знаю, почему он принял приглашение от незнакомца.

We will go for a walk (main clause) if the rain stops (subordinate clause) . – Мы пойдем гулять, если дождь прекратится.

I am eager to know (main clause) who is the author of this book (subordinate clause) . – Я очень хочу узнать (главное) , кто автор этой книги (придаточное) .

Придаточные предложения делятся на многие подвиды, мы подробно описали их в статье «Придаточные предложения в английском языке».
Complex-compound sentence – смешанный тип сложного предложения.

Мы рассмотрели, как выглядят сложные предложения в «чистом» виде. В реалиях английского языка мы можем встретить и смешанный тип: предложение, состоящее из нескольких независимых и нескольких подчинительных частей.

I bumped into Julia (main clause) when I was going home (subordinate clause) and we decided to have lunch together sometime (main clause) . – Я наткнулся на Джулию, когда шел домой, и мы решили пообедать как-нибудь вместе.

When I moved to New York (subordinate clause ) , I felt lonely at first (main clause) but then I met Michael and we became good friends (main clause) . – Когда я переехал в Нью-Йорк, сначала мне было одиноко, но потом я встретил Майкла, и мы стали хорошими друзьями.

I’ve been always thinking (main clause) that Mr. Martins is a kind person (subordinate clause) but it turned out (main clause) that he is mean and greedy (subordinate clause) . – Я всегда считал, что мистер Мартинс добрый человек, но оказалось, что он злой и жадный.

Как видите, типы предложений в английском языке и в русском очень похожи, поэтому запомнить их достаточно легко. Напоследок предлагаем вам еще раз повторить эту тему вместе с преподавателем Adam.

Московский государственный университет печати

Синтаксис современного русского языка

В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом). Повествовательные предложения — наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются относительной законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (П.).

Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, т.е. цель их познавательная. Например: Зачем тебе в Петербург? (П.); Что ты теперь скажешь себе в оправдание? (П.).

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация — повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса, например: Вы на Западном фронте были? (Сим.) (Ср.: Вы на Западном фронте были?; Вы на Западном фронте были ? );

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос), например: Не град враждебный ли горит? (Л.); Но скоро ль возвратится он с богатой данью? (Л.);

3) вопросительные слова — вопросительные частицы, наречия, местоимения, например: Не лучше ли тебе отстать от них самому? (П.); Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (Л.); Зачем мы здесь стоим? (Ч.); Откуда зарево блестит? (Л.); А что ты делал в моем саду? (П.); Чем прикажешь заняться? (П.).

Вопросительные предложения делятся на собственно вопросительные, вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические.

Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ. Например: Написали ли вы свое завещание? (Л.); Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир? (Л.).

Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно вопросительным, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными: Так вы едете? (Бл.); Так это решено, Герман? (Бл.); Значит, в Москву теперь? (Ч.).

Вопросительные предложения могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно (Бл.); А если бы и заговорил. Что нового может он рассказать? (Бл.).

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они имеют переходный характер — от вопроса к сообщению.

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса. Например: Итак, может быть, наш прекрасный поэт продолжит прерванное чтение? (Бл.); Не поговорить ли нам сначала о делах? (Ч.); — Так вы дадите мне Гоголя? — спрашивает Иван Матвеич (Ч.).

В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи. Например: Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своею совестью? (Л.); Желанья. Что пользы напрасно и вечно желать? (Л.); Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей? (Л.).

По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса): — Скажите, Степан, вы женились по любви? — спросила Маша. — Какая у нас в деревне любовь? — ответил Степан и усмехнулся (Ч.).

Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например: Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и — можешь себе представить? — ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает (Фед.).

Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера — неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др. Например: Как, ты ее разлюбил? (Л.); Разве ты меня не узнаешь? (П.); И как могла она допустить до этого Курагина? (Л. Т.).

Дополнительные оттенки могут быть эмоционального плана, например, оттенок отрицательной экспрессии: Ты, что, глухой, что ли? ; оттенок вежливости (смягчение вопроса достигается обычно с помощью частицы не): Ты не придешь завтра ко мне? Ср.: Ты придешь завтра ко мне?

Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего, их цель — побуждение к действию.

Они могут выражать: 1) приказ, просьбу, мольбу, например: — Молчать. ты! — злым шепотом воскликнул Объедок, вскакивая на ноги (М. Г.); — Поезжай, Петр! — командовал студент (М. Г.); Дяденька Григорий. наклонись-ка ухом (М. Г.); А ты, голубчик, не ломай его. (М. Г.); 2.) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, например: Оригинальная баба эта Арина; вы заметьте, Николай Петрович (М. Г.); Питомцы ветреной Судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.); Смотри, чаще руки-то мой, — берегись! (М. Г.); 3) согласие, разрешение, например: Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят; 4) призыв, приглашение к совместному действию, например: Ну, вот и давай стараться во всю силу победить болезнь (М. Г.); Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.); 5) желание , например: Дать бы ему сажи голландской с ромом (М. Г.).

Многие из этих значений побудительных предложений разграничиваются недостаточно четко (например, мольба и просьба, приглашение и приказ и т.д.), поскольку это выражается чаще интонационно, чем структурно.

Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются: 1) побудительная интонация; 2) сказуемое в форме повелительного наклонения; 3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение ( давай, давайте, ну-ка, да, пусть ).

Побудительные предложения различаются по способу выражения сказуемого.

Наиболее распространено выражение сказуемого глаголом в форме повелительного наклонения, например: Уж вы капитана разбудите сначала (Л. Т.); Вот ты и повози денек (М. Г.).

Побудительный оттенок может быть внесен в значение глагола специальными частицами: Пусть сильнее грянет буря! (М. Г.); Да здравствует солнце, да скроется тьма! (П.).

В качестве сказуемого побудительного предложения может быть использован глагол в форме изъявительного наклонения (прошедшего и будущего времени), например: Поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви! (П.); Пошел с дороги! (М. Г.); — Поехали, — сказал он (Казак.).

В качестве сказуемого — глагол в форме сослагательного наклонения, например: Ты бы послушала, какая в душе у меня музыка. (М. Г.). Среди этих предложений выделяются предложения со словом чтобы, например: Чтоб никогда об вас я больше не слыхала (Гр.), причем глагол может быть опущен: Чтобы ни одна душа — ни-ни (М. Г.). Такие предложения характеризуют разговорную речь.

Сказуемым в побудительном предложении может быть инфинитив, например: Позвать Бертрана (Бл.); Не сметь меня раздражать!

Инфинитив с частицей бы выражает мягкую просьбу, совет: К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам (Гр.).

В разговорной речи часто используются побудительные предложения без словесного выражения сказуемого — глагола в форме повелительного наклонения, ясного из контекста или ситуации. Это своеобразные формы предложений живой речи с ведущим словом — именем существительным, наречием или инфинитивом . Например: Карету мне, карету! (Гр.); Дежурного генерала скорее! (Л. Т.); Тише, сюда, осторожней. В степь, где не светит луна! (Бл.); Господа! Молчание! Наш прекрасный поэт прочтет нам свое прекрасное стихотворение (Бл.); — Горячей воды! — командовал худенький студентик с красными опухшими веками (М. Г.); Пи-ть! Ой, голубчики! (М. Г.).

Структурным центром побудительных предложений (также в разговорной речи) могут быть и соответствующие междометия: айда, марш, цыц и др.: — Айда ко мне! — крикнул он (М. Г.).

Восклицательными называются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией.

Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные.

Например, повествовательно-восклицательные: Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (Л.); вопросительно-восклицательные: Кто б Измаила смел спросить о том?! (Л.); побудительно-восклицательные: — О, пощади его. постой! — воскликнул он (Л.).

Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:

1) интонация, передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию), например: Прощай, письмо любви, прощай! (П.); Явись, вдохни восторг и рвенье полкам, оставленным тобой! (П.);

2) междометия, например: Ах, этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства (Гр.); . И, увы, мое шампанское торжествует над силою магнетических ее глазок! (Л.); Ух. хорошо здесь подают! Ахти, хорошо! (М. Г.); Тьфу, господи, прости! Пять тысяч раз твердит одно и то же! (Гр.);

3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, придающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и др., например: Ну что за шейка! Что за глазки! (Кр.); Ну вот вам и потеха! (Гр.); Куда как мил! (Гр.); То ль дело Киев! Что за край! (П.); Как хороши, как свежи были розы! (Т.); Фу ты, какая! Слова ей не скажи! (М. Г.).

Нераспространенным называется предложение, имеющее только позиции главных членов — подлежащего и сказуемого, например: Прошло несколько лет (П.); Был полдень (Шол.); Стало светать (Пришв.); Тишина. Гул (Кат.). Такие предложения представляют структурный минимум и включают в себя лишь предикативную основу.

Предложения, имеющие, наряду с главными, позиции второстепенных членов, называются распространенными , например: Между тем солнце поднялось довольно высоко. Снова чистое, будто выметенное, без облаков небо сияло бледной голубизной (Б. Пол.); В полдень Разметнов пришел домой пообедать и через дверцу калитки увидел возле порога хаты голубей (Шол.); В каждом развитом духовно человеке повторяются и живут очертания его Родины (Расп.).

Предложение может быть распространено согласуемыми, управляемыми и примыкающими словоформами (по правилам присловных связей), входящими в предложение посредством словосочетаний, или словоформами, относящимися ко всему предложению в целом. Ср.: Блестела лаковая зелень тополей (Паст.); Как-то в августе в полдень ножи и тарелки на террасе позеленели, на цветник пали сумерки (Паст.). В первом предложении словоформы лаковая и тополей , будучи определениями, одновременно включаются в словосочетания ( лаковая зелень, зелень тополей ); во втором — компоненты как-то в августе в полдень — характеризуют всю предикативную основу предложения ( ножи и тарелки позеленели ). Распространители предложения в целом называются детерминантами . Как правило, детерминирующими бывают различные обстоятельства и дополнения, выражающие семантический субъект или объект: Зимой на Тверском бульваре поселилась одна из сестер (Паст.); В парке было много змей (Паст.); В начале августа наши перебрались из Баварии в Италию (Паст.); Катюше было много дела по дому (Л. Т.); Обер-кондуктору был вагон по душе, и он то и дело в него наведывался (Паст.); У Блока было все, что создает великого поэта (Паст.).

Таким образом, распространители предложения могут включаться в предикативную основу предложения, распространяя либо состав подлежащего, либо состав сказуемого, или быть распространителями основы в целом. Термин «детерминант» введен Н.Ю. Шведовой .

© Центр дистанционного образования МГУП

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания (4-й класс)

Образовательные:

  • обобщить знания о предложениях, разных по цели высказывания, об их оформлении на письме;
  • формировать умение распознавать предложения по цели высказывания и употреблять в речи;
  • активизировать знания учащихся по теме полученные в 3 классе.

Воспитательные:

  • формировать интерес к урокам русского языка
  • воспитывать аккуратность, чёткость, внимательность в работе.

Развивающие:

  • развивать навыки правильной логической речи;
  • развивать память,
  • формировать орфографическую зоркость.

I. Организационный момент.

Проверить готовность к уроку. Поприветствовать гостей.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

— Какая бывает речь?

— Из чего состоит наша речь?

— Что такое предложение?

— Как узнаём его в устной речи?

— Как узнаём его в письменной речи?

Сегодня мы повторяем тему:

«Виды предложений по цели высказывания». (тема на доске)

III. Наблюдение над предложениями разными по цели высказывания.

1. — Прочитайте то, что на доске:

— Можно ли эту запись назвать предложением?

— Почему не поставила знак в конце?

— Прочитайте с разной интонацией.

— Какое предложение по цели высказывания? Что ставим в конце предложения?

— Какое предложение по цели высказывания? Что ставим в конце предложения?

— Какое предложение по цели высказывания? Какой знак в конце предложения?

2. Вспомним наших друзей из 3 класса (а вспомнить помогут Ева, Даша и Марк)

Дети читают стихи и показывают иллюстрации знаков.

Точку ставим в конце фраз иль
Окончив свой рассказ.

Разные вопросы задаю я всем: Где? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?

Ребята! В предложении стою я для того,
Чтоб выделить волнение, тревогу, восхищение,
Победу, торжество.
Не зря я от рождения противник тишины.
Где я, те предложения с особым выражением Произносить должны!

3. Спасибо. А теперь составить целое правило, используя его части на доске:

  • сообщает о чём — либо повествовательное, в конце «.»
  • содержится вопрос вопросительное, в конце «?»
  • сдержится совет, призыв побудительное, в конце «!»

4. Итак, вспомнили правило, составили на доске, ещё раз скажите, какие бывают предложения по цели высказывания? (вывесить плакат)

IV. Упражнения в распознавании и правильном произношении побудительного, повествовательного и вопросительного предложений.

1. Обратимся к другим друзьям — тетрадям.

Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою!
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!

Сначала, как всегда, минутка чистописания. В начале урока мы говорили, что речь состоит из предложений. Проговорим вместе слово «предложение». Какой звук слышим в начале этого слова? Сейчас вспомним написание большой буквы П и строчной п.

— письмо в воздухе, письмо в тетрадях.

2. Произнесём орфографически ещё раз слово «предложение»

Напишем два раза, поставим ударение, подчеркнём безударные гласные.

3. А теперь напишите посередине тему урока «Виды предложений»

4. Откройте учебники на странице 5, упражнение № 5. Прочитайте.

— Докажите, что это текст?

— Какие предложения по цели высказывания?

— Каких нет предложений по цели высказывания?

— Придумайте побудительное предложение, связанное с текстом по смыслу. Запишите его в тетрадях.

5. Откройте страницу 6, упражнение № 6. Прочитайте текст.

— Какие предложения по цели высказывания?

— Какого нет предложения по цели высказывания?

— Какие предложения бывают по интонации?

— Какое по интонации последнее предложение?

6. А сейчас списываем текст под диктовку цепочкой. Комментированное письмо.

А теперь все отдыхаем,
Отдыхаем и мечтаем
О волшебных берегах,
О невиданных краях.
Мы много ходили (дети шагают)
Мы много бегали (бег на месте)
Мы много прыгали (прыжки)
Встречались с друзьями (изображают радость)
Расставались с друзьями (изображают печаль)
И вернулись в любимый город, домой (вдох — выдох)

VI. Упражнения на закрепление пройденного материала.

На доске: Земля — наш дом родной сохраним природу на планете вы готовы

— Прочитайте текст. Сколько получилось предложений? Прочитайте первое. Какое оно по цели высказывания? Докажите.

Как понимаете значение слова «Земля»?

Прочитайте второе. Какое оно по цели высказывания? Докажите. Почему мы к этому призываем? Этой теме посвящены и ваши рисунки. (1 и 2 кл.), некоторые я поместила на доску в виде небольшой выставки.

Прочитайте 3 предложение. Какое оно по цели высказывания?

Сейчас вы списываете эти предложения, ставя нужный знак. (Правило предложения).

После проверки поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, поставьте оценки.

Проверить 2 работы, поставить отметки.

1. — Какие бывают предложения по цели высказывания?

— Расскажите о каждом.

2. У каждого ученика на парте листок со стихотворением. Это не простое стихотворение, а правило, в котором некоторые слова пропущены.

По . всегда различай предложения:
В повествовательном — .
. — в вопросительном. (Дашь ответ?)
А в побудительном — . .
Эти слова вы видите на экране (графопроектор):
просьба совет цели вопрос сообщение
Вставьте слова так, чтобы получилось правило в стихах.
По цели всегда различай предложения:
В повествовательном — сообщение
Вопрос
— в вопросительном. (Дашь ответ?)
А в побудительном — просьба, совет.

Сравните с образцом на экране.

VIII. Домашнее задание.

Дома можете выучить это стихотворение или правило из учебника, выполнить упражнение № 7.

Спасибо всем за работу. Урок окончен.

Самоанализ урока.

Данный урок — один из первых в начале учебного года, урок повторения пройденного, поэтому и задачи ставились соответствующие. Считаю, что цели были достигнуты, дети работали активно, с интересом. Правда, темп урока был чуть замедленней, чем обычно, объясняется это началом учебного года: многие дети мысленно ещё на отдыхе, да и руки отвыкли от письма.

Для активизации учащихся использовались разные виды работ: чтение стихов детьми, карточки для составления правила, физминутка, взаимопроверка тетрадей. Дети сами формулировали правила в традиционной форме и в форме стихотворения. Проводилась словарная работа, дети писали под диктовку своих одноклассников — это активизировало их интерес и внимание.

Можно было бы включить больше индивидуальных заданий, чтобы каждый ребёнок хоть раз, но ответил на уроке. Сложность в том, что в классе появились три новых мальчика, которые ещё не освоились в классе, да и другим детям надо время, чтобы войти в учебный ритм.

В целом, я довольна проведённым уроком и работой учащихся.

Еще по теме:

  • Смешное заявление в полицию Прикольные заявления на отпуск Прикольные заявления на отпуск У важаемый Владимир Владимирович! Прошу предоставить мне очередной оплачиваемый отпуск с 10.01.20** по 25.01.20** ввиду того, что я не хочу работать! Хачу играть с рибятами в футбол и катаца на велике. С сохранением заработной […]
  • Код льготы по транспортному налогу Льготы по транспортному налогу в декларации Отражение в налоговой декларации льгот по налогу Тем, кто пользуется льготами по транспортному налогу, установленными законами субъектов РФ в соответствии со статьей 356 НК РФ, теперь надо учитывать в налоговой декларации количество месяцев […]
  • Подоходный налог при рождении Стандартный налоговый вычет на ребёнка Если гражданин получает доходы, с которых удерживается НДФЛ по ставке 13%, и у него есть дети, тогда он имеет право воспользоваться стандартным налоговым вычетом на ребёнка и ежемесячно платить меньше подоходного налога в бюджет. Кто может […]
  • Герб следственного комитета рф Следственного комитета РФ Главная Статьи 17 Август 2012 года Геральдические знаки СК России Указом Президента РФ (N 633 от 11 мая 2011 года) утверждено положение о геральдическом знаке – эмблеме и флаге Следственного комитета Российской федерации, а также положение о знамени […]
  • Приказ 463 минприроды Действующие приказы Минприроды России Приказ Минприроды РФ от 20.12.2011 N 958 "О признании утратившими силу приказа МПР России от 1 ноября 2005 г. N 298 и приказа Минприроды России от 9 декабря 2008 г. N 329" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2012 N 23175) Приказ Минприроды РФ от […]
  • Как подать на гражданство израиля Евразийский юридический портал Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката Необходимые документы для получения гражданства Израиля Желание получить израильское гражданство вполне объяснимо, ведь граждане этой страны могут в полной мере […]
  • Приказа о списании канцтоваров Образец акта на списание канцелярских товаров Одним из отдельно выделяемых вопросов при списании различного рода средств и материалов, которые числятся на балансе фирмы или организации, является оформление списания канцелярских товаров, какие периодически расходуются практически всеми […]
  • Кировоград адвокаты Адвокат Кировоград, хорошие юристы в г. Кропивницкий Адвокат Кировоград, юридическая компания «За и Против» очень рады видеть Вас. При любой юридической задачи, мы поможем, проконсультируем, защитим. Как правило, первое, что приходит в голову обычному человеку от слова «адвокат», это […]