Грузопассажирский транспортный налог

Расчет транспортного налога в 2016 году

Обновление: 22 декабря 2016 г.

Для расчета транспортного налога необходимо вначале определиться с видом транспортного средства. В соответствии с Налоговым кодексом транспортный налог рассчитывается только для транспортных средств, относящихся к объектам налогообложения (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса).

Виды транспортных средств

К транспортным средствам, подлежащим налогообложению, относятся:

  • самоходный транспорт (автобус, легковой и грузовой автомобиль, мотоцикл, мотороллер и т.д.);
  • самоходные машины и др. механизмы на гусеничном и пневматическом ходу;
  • самоходный морской и речной транспорт (гидроцикл, моторная лодка, катер, парусное судно, яхта, теплоход) и несамоходные (буксируемые суда);
  • техника для передвижения по снегу (мотосани, снегоход);
  • прочие воздушные и водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Транспортные средства, по которым не начисляется налог

Транспортные средства, которые не подлежат регистрации и в отношении которых не производится начисление транспортного налога, перечислены в п. 2 ст. 358 НК РФ:

  • лодки на весельном ходу либо моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 лошадиных сил;
  • легковые автомобили, специально приспособленные для использования инвалидами, и легковые автомобили с мощностью двигателя менее 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), которые были получены (приобретены) через органы соцзащиты населения в установленном законом порядке;
  • морские и речные суда, используемые для промысла;
  • грузовые и пассажирские речные, морские и воздушные суда, принадлежащие индивидуальным предпринимателям и организациям, осуществляющим пассажирские и (или) грузовые перевозки;
  • самоходные комбайны всех марок, тракторы, специальные автомашины (скотовозы, молоковозы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания и т.п.), используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции и зарегистрированные за сельскохозяйственными товаропроизводителями;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, с законодательно предусмотренной в них военной и (или) приравненной к ней службе;
  • угнанные и находящиеся в розыске транспортные средства при подтверждении факта угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • самолеты и вертолеты, принадлежащие санитарной авиации и медицинской службе;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  • морские буровые суда, передвижные буровые установки, стационарные и плавучие платформы.

Определение налоговой базы

Оценка налоговой базы производится по каждому объекту отдельно (в соответствии со ст. 359 Налогового кодекса).

  • Для транспортных средств с двигателем используются лошадиные силы (если данные указаны в киловаттах, необходим перевод в л.с.).
  • Для воздушного транспорта с реактивным двигателем – паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.
  • Несамоходный транспорт (буксир) – размер суммы по валовой вместимости (реестровые тонны);
  • Прочие водные и воздушные транспортные средства, не указанные в предыдущих пунктах, – в единицах транспортных средств.

Налоговая ставка зависит от категории объекта, мощности двигателя/силы тяги/единиц транспортных средств. Размер ставки устанавливается законами субъектов Российской Федерации, но не может быть более или менее чем в 10 раз по сравнению со значениями, указанными в ст. 361 Налогового кодекса. Региональная ставка может быть дифференцирована по экологическому классу или возрасту транспортного средства. Субъекты Российской Федерации не могут уменьшать налоговую ставку на легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

Расчет транспортного налога

Сумма налога рассчитывается в соответствии с условиями, указанными в ст. 362 Налогового кодекса. Если в территориальном округе определены отчетные периоды (квартал), то за каждый период перечисляются авансы, а в конце года уплачивают излишки. Если отчетный период не установлен, то тогда сумма налога платится одним платежом по истечении года.

Формулы расчета транспортного налога

Без отчетных периодов:

Итоговая сумма к уплате = Налоговая база * Ставка

С отчетными периодами:

Аванс, который необходимо уплатить 1 раз в 3 месяца = Итоговая сумма / 4

Аванс, который необходимо уплатить 1 раз в 3 месяца = Налоговая база * Ставка / 4

Остаточная сумма по итогам года = Налоговая база * Ставка – Перечисленные авансы

Пример расчета

Предприятие имеет автобус, мощность двигателя которого составляет 160 л.с. Ставка транспортного налога – 5 руб./л.с. (до 200 л.с. включительно).

Транспортный налог за год:

160 л.с. * 5 руб./л.с. = 800 руб.

Основные проблемы при расчете транспортного налога возникают при определении типа транспортных средств. Например, при расчете налога на транспорт грузопассажирского предназначения (автофургон, 7 мест, до 3,5 т, категория по ПТС – «В») налоговый орган будет интерпретировать данное транспортное средство не как легковое, а как грузовое. Для ухода от различий в толковании категорий рекомендуется использовать Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), Конвенцию о дорожном движении.

Подобные сложности возникают при оценке сельскохозяйственной техники: если техника используется в сельском хозяйстве, она не облагается налогом, а если в иных целях – то облагается.

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2011 г. N 18АП-7939/11 (ключевые темы: транспортный налог — государственный регистрационный знак — паспорт транспортного средства — дорожное движение — фургон)

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2011 г. N 18АП-7939/11

07 сентября 2011 г.

N 18АП-7939/2011
Дело N А76-5509/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2011 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2011 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А.,

судей Кузнецова Ю.А., Толкунова В.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.07.2011 по делу N А76-5509/2011 (судья Кунышева Н.А.).

В заседании с учетом объявленного перерыва приняли участие представители:

открытого акционерного общества «Челябинскгазком» — Вахтина Л.Б. (доверенность N 466 от 12.10.2010), Деев С.Н. (доверенность N 8278 от 23.06.2011);

Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Челябинска — Макова Т.А. (доверенность N 03-05/007235 от 06.04.2011).

Открытое акционерное общество «Челябинскгазком» (далее — заявитель, общество, налогоплательщик, ОАО «Челябинскгазком») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска (далее — заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) от 14.01.2011 N 9 (с учетом изменений, внесенных решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 01.03.2011 N 16-07/000492) в части начисления транспортного налога за 2009 г. в сумме 123 317 рублей, пени по состоянию на 14.01.2011 в размере 12 245,93 рублей (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда первой инстанции от 07.07.2011 заявленные обществом требования удовлетворены (т.4 л.д. 65-71), решение инспекции признано недействительным в оспариваемой части.

В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, в удовлетворении требований обществу отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на то, что спорные транспортные средства обосновано отнесены инспекцией к типу — грузовых, с применением соответствующей налоговой ставки. По мнению инспекции, категория транспортного средства в целях налогообложения определяется на основании представляемых уполномоченными органами сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения, указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства.

Заявитель доводы инспекции отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, указал, что категория транспортного средства определяется на основании данных паспорта транспортного средства. В случае наличия сомнений при определении типа конкретного транспортного средства следует руководствоваться п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), согласно которому все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268 , 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя инспекции, приходит к выводу о наличии оснований для частичной отмены судебного акта первой инстанции.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по транспортному налогу за 2009 год, представленной ОАО «Челябинскгазком». По результатам проверки составлен акт от 18.11.2010 N 4849 (т.2 л.д.19-28) и вынесено решение от 14.01.2011 N 9, которым налогоплательщик привлечен к ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ за неуплату транспортного налога в виде штрафа в размере 76,54 руб. Кроме того, обществу начислены пени по транспортному налогу в сумме 13 592,27 руб. и предложена к уплате недоимка по транспортному налогу в сумме 146 783 руб. (т.1 л.д.32-50).

Основанием начисления транспортного налога послужил вывод инспекции о неверном применении ОАО «Челябинскгазком» ставки транспортного налога, установленной для легковых автомобилей, в отношении транспортных средств следующих марок: ГАЗ-3302 (33021), ГАЗ-3741, ГАЗ-2705 (ГАЗ-27057), ГАЗ-2752, (ГАЗ-57527), ИЖ-2717, УАЗ-3909 (39094, 39099, 390994, 390902, 390995), УАЗ-2206 (220604, 22069), УАЗ-452, УАЗ-3962 (396252, 396259, 39629), установленное на основании сведений, представленных из базы данных органов ГИБДД ГУВД по Челябинской области, а также писем завода-изготовителя ОАО «Автозавод «ГАЗ» (г.Нижний Новгород) от 15.09.2010 N 5766/850-02-01-40, от 23.09.2010 N 5975/850-02-01-20, ОАО «Ижевский Автомобильный завод» (г.Ижевск) от 13.09.2010 N 702-0081, ОАО «Ульяновский автомобильный завод» (г.Ульяновск) от 10.09.2010 N 05-841/12, о том, что транспортные средства указанных выше марок по наименованию (типу транспортного средства) относятся к «грузовым автомобилям»; а транспортные средства марок: УАЗ-452, УАЗ-2206, УАЗ-3962 по наименованию (типу транспортного средства) относятся к «автобусам».

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 01.03.2011 N 16-07/000492, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение инспекции изменено путем отмены в резолютивной части решения: пункта 1 в части привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ за неуплату транспортного налога в виде штрафа в размере 76,54 руб.; пункта 2 в части начисления пени по транспортному налогу в сумме 1 286,97 рублей; пункта 3.1 в части предложения уплатить недоимку по транспортному налогу за 2009 год в сумме 22 753 рублей (т.1 л.д.54-58).

Общество, полагая, что решение инспекции не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговым органом не представлено достоверных доказательств того, что спорные транспортные средства относятся к категории грузовых.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

При этом ст. 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Налоговые ставки, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации,

Кроме того, НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

На территории Челябинской области транспортный налог введен Законом Челябинской области «О транспортном налоге» N 114-30 от 28.11.2002, ст. 2 которого предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Таким образом, исходя из положений п. 1 , 3 ст. 361 НК РФ, а также ст. 2 Закона Челябинской области «О транспортном налоге» N 114-30 от 28.11.2002, следует вывод, что для целей исчисления транспортного налога установлены следующие категории наземных транспортных средств:

— мотоциклы и мотороллеры;

— другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;

В п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, что допуск автотранспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

В России государственной регистрации подлежат автомототранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепы к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам ( п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»).

В соответствии с Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 «О введении паспортов транспортных средств» паспорт транспортного средства представляет собой документ, действующий на всей территории Российской Федерации, для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении.

Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, производится на основании их паспортов, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории России (п. 8 Приказа МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств»).

Таким образом, паспорт транспортного средства (ПТС) — основной документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации ( Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477).

В соответствии с пунктами 26 — 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом от 23.06.2005 Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации N 192 и Министерства экономического развития Российской Федерации N 134 (далее — Положение о ПТС), установлено:

— в строке 2 паспорта «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в «одобрении типа транспортного средства» либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств;

— в строке 3 «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением;

— в строке 4 «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974 (далее — Конвенция о дорожном движении). Категории транспортных средств, установленные этим пунктом, определены для выдачи соответствующих удостоверений на управление транспортными средствами.

При определении категории транспортного средства органом сертификации учитываются технические характеристики и особенности конструкции и используется классификация, установленная Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (далее — КВТ ЕЭК ООН).

Перевод категорий транспортных средств, указываемых в одобрении типа транспортного средства, в категории по классификации Конвенции о дорожном движении производится в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по КВТ ЕЭК ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении, в соответствии с которыми к транспортным средствам категории «B» (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся:

— механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые);

— механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 т (грузовые).

Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «B» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.

Более того, суд апелляционной инстанции, исходя из анализа норм п. 1 , 3 ст. 361 НК РФ, а также ст. 2 Закона Челябинской области «О транспортном налоге» N 114-30 от 28.11.2002 приходит к выводу, что под категориями транспортных средств в данных нормативных правовых актах понимаются прямо указанные: автомобили легковые; мотоциклы и мотороллеры; автобусы; автомобили грузовые; другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу; снегоходы, мотосани.

При этом, указанное понятие «категория транспортных средств» не совпадает по содержанию со строкой 4 ПТС «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)», указываемой лишь в целях выдачи соответствующих удостоверений на право управления транспортными средствами и, соответственно, не может определяться исключительно на основании сведений, указанных в данной строке ПТС.

В то же время учитывая, что ПТС является основным документом, содержащим сведения о зарегистрированном транспортном средстве, то отнесение автомобиля к одной из категорий, установленных НК РФ и законом Челябинской области «О транспортном налоге» N 114-30 от 28.11.2002 (автомобили легковые; мотоциклы и мотороллеры; автобусы; автомобили грузовые; другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу; снегоходы, мотосани) осуществляется на основании сведений, указанных в ПТС, однако содержащихся не только в строке 4 «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)», но и иных строках, в том числе, в строке 3 «Наименование (тип ТС)».

Изучив представленные в материалы дела паспорта спорных транспортных средств, суд апелляционной инстанции, считает, что автомобили, в паспортах которых помимо указания в строке 4 категории транспортного средства «В» имеется прямое указание в строке 3 на грузовой тип транспортного средства, а именно: «грузовой», «грузовой а/м», «грузовой (фургон)», «грузовой (бортовой)», «грузовой фургон цельнометаллический» относятся в целях исчисления транспортного налога к категории грузовые автомобили.

В частности, как грузовые автомобили апелляционным судом квалифицированы следующие транспортные средства:

— УАЗ 390994 (государственный регистрационный знак к204мн, с862ву, х882ку, а593кв, с857ву, с867ву, с866ву, с850ву, х883ку, с858ву, а686кв, с863ву, х891ку, х892ку, к207мн, к206мн),

— УАЗ 390902 (государственный регистрационный знак м229хк, м211хк, в540ум, т714ус, в542ум, м209хк, м176хк, м208хк, р472те, р470те, м212хк, м213хк, м207хк, м216хк, м210хк, а594кв)

— ИЖ 2715 (государственный регистрационный знак м506хк),

— УАЗ 3303 (государственный регистрационный знак в764нх, н017уа),

— ГАЗ 270500 (государственный регистрационный знак о154нт),

— ГАЗ 27057 (государственный регистрационный знак о112то, р449те, о113то, р448те, о261то, у801тв),

— УАЗ 39099 (государственный регистрационный знак х810мм),

— УАЗ 3741 (государственный регистрационный знак в763нх),

— ГАЗ 33023 (государственный регистрационный знак о457ун),

— УАЗ 396252 (государственный регистрационный знак м491хе),

— ГАЗ-330210-07 (государственный регистрационный знак о161нт),

— ГАЗ 33021 (государственный регистрационный знак у415тв),

— УАЗ 3962 (государственный регистрационный знак к249ха, к246ха, о865уу),

— УАЗ 39094 (государственный регистрационный знак м741тт, н015уа, н152уа, н016уа),

— УАЗ 39099 (государственный регистрационный знак р471те),

— УАЗ 33039 (государственный регистрационный знак н142уа).

Всего налогоплательщиком был занижен транспортный налог по указанным выше автомобилям на сумму 58 497 рублей.

В отношении остальных автомобилей апелляционный суд приходит к выводу о верном исчислении заявителем транспортного налога исходя из ставок налога, установленных для категории легковые автомобили по следующим основаниям.

В представленных в материалы дела паспортах указанных транспортных средств помимо указания в строке 4 категории транспортного средства «В» имеется указание в строке 3 на следующие типы транспортных средств: «грузопассажирский (фургон)», «грузопассажирский а/м», «грузопассажирский», «грузовой фургон цельнометаллический 7 (3) мест», «специальная», «аварийная», «фургон цельнометаллический», что не позволяет однозначно квалифицировать данные автомобили как грузовые транспортные средства.

Иные сведения, указывающие на возможность однозначного отнесения таких автомобилей к какой-либо категории транспортных средств, паспорта транспортных средств не содержат, в связи с чем суд апелляционной инстанции, руководствуясь нормой п. 7 ст. 3 НК РФ, считает возможным истолковать все сомнения в пользу налогоплательщика и признать за ним право использовать при исчислении транспортного налога в отношении данных транспортных средств ставку налога, установленную для легковых автомобилей.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции о невозможности определения категории транспортного средства на основании строки 4 Паспортов транспортных средств «Категория ТС» в отношении всех спорных автомобилей, как основанные на неправильном толковании норм ст. 361 НК РФ и ст. 2 Закона Челябинской области «О транспортном налоге» N 114-30 от 28.11.2002 и сделанные без учета иных сведений, содержащихся в Паспортах транспортных средств.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворения требований открытого акционерного общества «Челябинскгазком» о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска от 14.01.2011 N 9 в части предложения уплатить транспортный налог за 2009 г.. в сумме 60 397 руб. и соответствующие суммы пени (с учетом изменений внесенных решением Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 01.03.2011 N 16-07/000492). Апелляционная жалоба налогового органа в указанной части подлежит удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.

Руководствуясь статьями 176 , 268 — 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Челябинска удовлетворить частично, решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.07.2011 по делу N А76-5509/2011 отменить в части удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью «Челябинскгазком» о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Челябинска от 14.01.2011 N 9 в части предложения уплатить транспортный налог за 2009 г.. в сумме 60 397 руб. и соответствующих сумм пени.

В указанной части в удовлетворении требований обществу с ограниченной ответственностью «Челябинскгазком» — отказать.

В остальной части решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.07.2011 по делу N А76-5509/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Челябинска — без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.

Определяем ставку транспортного налога для фургонов и других нетипичных автомобилей с категорией «B»

Вылавливаем нужную информацию из ПТС

Сразу скажем, что данные, указанные в строке 4 «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» паспорта транспортного средства (ПТС), учитывать не нужно. Ведь категория «B» вовсе не означает, что автомобиль является легковым. И вот почему. Она включает в себя транспортные средства с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т и числом пассажирских мест (помимо места водителя) не более восьми (Пункт 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (далее — Положение); п. 5 Приложения 6 к Конвенции о дорожном движении). В данную категорию могут попасть, помимо легковых, и небольшие грузовые машины.

Внимание! При определении типа автомобиля ориентироваться на присвоенную ему категорию «B» не следует.

Наиболее важная информация, позволяющая определить тип транспортного средства, содержится в строке 3 «Наименование (Тип ТС)». В ней указывается характеристика транспортного средства, определяемая, в частности, его назначением ( Пункт 27 Положения).
На правомерность такого порядка определения типа транспортного средства неоднократно указывали и Минфин (Письма Минфина России от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05, от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105), и налоговая служба (Письмо ФНС России от 18.02.2008 N ШС-6-3/[email protected]).
Поэтому если в этой строке написано, что автомобиль является легковым или грузовым, то тип автомобиля, можете считать, определен, если, конечно, какие-либо другие документы и данные не позволяют отнести автомобиль к другому типу (Постановления ФАС УО от 14.05.2009 N Ф09-2987/09-С3; Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 N 17АП-3934/2009-АК).
Но иногда установить тип автомобиля на основании информации, содержащейся в строке 3 паспорта транспортного средства, невозможно. Например, там может быть указано: «санитарный автомобиль», «фургон», «фургон цельнометаллический», «грузо-пассажирский фургон», «инкассаторский» и т.д., а упоминания о том, что автомобиль грузовой или легковой, нет.
В отдельных случаях решить этот вопрос можно, обратившись к строке 2 «Марка, модель ТС» ПТС. По автомобилям российского производства (за исключением автомобилей иностранных марок, произведенных в России по лицензии) данное поле содержит буквенно-цифровой шифр (Пункт 26 Положения), часть которого как раз несет в себе информацию о типе вашего автомобиля. Это вторая цифра после буквенной аббревиатуры. Если это цифра 1, то автомобиль является легковым, 2 — автобусом, 3 — грузовым (бортовым), 7 — фургоном, 9 — специальным транспортом (Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава. ).
Поэтому если там указана цифра 1 или 3, то тип транспортного средства можно считать определенным, а вот цифры 7 или 9 ясности, увы, не вносят. Если же ваш автомобиль иностранного производства, то такого цифрового шифра вообще не будет.

Запасаемся дополнительными документами

Есть еще несколько способов определить тип автомобиля.
Во-первых, вы можете обратиться за разъяснениями в подразделение ГИБДД, в котором зарегистрировано транспортное средство.
Во-вторых, можно сделать запрос в специализированные организации — например, Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) или Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ). Но учтите, что и НАМИ, и НИИАТ оказывают такие услуги на платной основе, поэтому обращаться к ним целесообразно, если цена вопроса для вас достаточно существенна.
В-третьих, можно запросить информацию и у завода-изготовителя.
Полученные заключения помогут вам определиться с выбором автомобильной категории и докажут, что вы все сделали правильно, если не инспектору, то суду (Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 N 17АП-3934/2009-АК; ФАС УО от 14.05.2009 N Ф09-2987/09-С3; ФАС ВВО от 24.04.2006 по делу N А29-3981/2005а).

Предупреди руководителя
Для определения типа автомобиля могут потребоваться дополнительные документы из ГИБДД, от завода-изготовителя или из других источников. Без них налоговики могут признать машину грузовой, и транспортный налог придется платить в большем размере.

Что говорят суды

Нужно признать, что судебная практика по делам, касающимся «проблемной категории» транспортных средств, к сожалению, на сегодня не сформировалась. В каждом судебном разбирательстве решение принимается в зависимости от конкретных обстоятельств рассматриваемого спора. Причем, в зависимости от аргументов сторон, один и тот же автомобиль может быть признан в одном случае легковым, а в другом — грузовым. Например, ФАС ЗСО автомобиль ГАЗ 2752 признал грузовым, а ФАС УО и Семнадцатый арбитражный апелляционный суд — легковым (Постановления ФАС ЗСО от 18.05.2009 N Ф04-2807/2009(61116111-А03-15); ФАС УО от 14.05.2009 N Ф09-2987/09-С3; Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 N 17АП-3934/2009-АК). Автомобиль ИЖ 2717-230 также в различных судах признавался и грузовым, и легковым (Постановления ФАС ВВО от 25.07.2008 N А29-6237/2007; ФАС УО от 21.11.2007 N Ф09-9469/07-С3).
Кстати в ситуациях, когда из ПТС установить тип автомобиля невозможно, некоторые суды, принимая во внимание норму п. 7 ст. 3 НК РФ (согласно которой все неясности трактуются в пользу налогоплательщика), признавали автомобили легковыми, даже несмотря на документы, дополнительно представленные налоговиками (Постановления ФАС ЗСО от 13.06.2007 N Ф04-4154/2006(35097-А81-26), от 05.09.2007 N Ф04-6832/2006(37827-А81-15)).

Для грузовых и легковых автомобилей одной и той же мощности разница в транспортном налоге может быть весьма существенна. Причем, как правило, чем меньше в машине лошадиных сил, тем сильнее разнятся ставки (например, по автомобилям мощностью до 100 л. с. ставки отличаются больше чем в 2 раза). И чтобы не было неожиданных споров с проверяющими, не поленитесь — загляните в ПТС своего «спорно легкового» автомобиля. А если окажется, что информация из ПТС никак не проясняет ситуацию, запасайтесь дополнительными бумажками.

Сумма налога зависит не только от мощности двигателя, но и от категории транспорта: грузовой или легковой. Как правило по грузовым машинам ставки налога выше. Категорию машины нужно определять на основании данных, отраженных в ПТС.

Вопрос: Прошу разъяснить, каким образом должен исчисляться транспортный налог по транспортному средству ГАЗ-2217 «Баргузин» (тип — автобус на 6 мест, категория «В», число пассажирских мест — 6, не считая места водителя, мощность двигателя — 140л.с.). Возможно ли применить ставку (ст. 361 НК РФ) «автомобили легковые с мощностью двигателя от 100 до 150 л.с.»?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно статье 358 Кодекса в качестве категорий транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, легковые и грузовые автомобили.
В целях администрирования транспортного налога согласно статье 362 Кодекса сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В формах сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (утверждены приказом ФНС России от 17.09.2007 г. N ММ-3-09/[email protected]), предусмотрены показатели «тип транспортного средства» и «назначение (категория) транспортного средства».
Установленное главой 28 Кодекса распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 г. (далее — Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как легковые и грузовые автомобили, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.

Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 г. N 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции. В то же время при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать следующее.

В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, что допуск транспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Так, документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства, подтверждающий в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта России от 01.04.1998 г. N 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»). Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 г., в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Так, например, согласно Приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств к транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.

В третьей строке «Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства согласно вышеназванному Положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например: «Легковой», «Автобус», «Грузовой — самосвал, фургон, цементовоз, кран» и т.п.
Аналогично в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и пунктом 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: «1» — легковой автомобиль; «7» — фургоны; «9» — специальные.

Таким образом, категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Еще по теме:

  • Законы об основах туристской деятельности в рф Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 10 января […]
  • Кто имеет право применять бсо Федеральный закон "О ККТ" Информация об изменениях: Наименование изменено с 3 июля 2018 г. - Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" С изменениями […]
  • Заявление о согласии на прививку лечение простудных заболеваний Респираторные заболевания Простуда ОРВИ и ОРЗ Грипп Кашель Пневмония Бронхит ЛОР заболевания Насморк Гайморит Тонзиллит Боль в горле Отит Согласие на прививку от гриппа образец Как написать заявление об отказе проведения […]
  • Приказа ростехнадзора 168 от 07042011 Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2011 г. N 168 "Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей […]
  • Приказ о корректировке рабочих программ педагогов Положение о рабочей программе Согласовано Рассмотрено «Утверждаю Протокол заседания профкома на заседании педагогического совета Директор школы № от протокол № от .2016 г. Приказ № _____ от .2016 г. Положение о рабочей программе педагога МОУ «СОШ с. Алексашкино Питерского района […]
  • Приказ о приеме с испытательным сроком образец Трудовой договор: срок испытания Обновление: 17 мая 2016 г. Если работодатель при трудоустройстве работника пожелал проверить соответствие его деловых качеств той должности, на которую работник принимается, он вправе включить условие о такой проверке (испытании) в трудовой договор. Срок […]
  • Приказ мвд по служебным проверкам 2013 Приказ МВД РФ от 26 марта 2013 г. N 161 "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 26 марта 2013 г. N 161"Об утверждении Порядка […]
  • Ст Нк рф госпошлина в суд Статья 333.19 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями СТ 333.19 НК РФ. 1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным […]