Виды налогов 2005

Виды налогов

Налоги можно классифицировать по различным основаниям. Наиболее распространенными видами налогов являются следующие:

1. Прямые и косвенные налоги

Деление налогов на прямые и косвенные обычно определяют категорией, именуемой «носитель налогового бремени».

В литературе принято считать, что прямой налог – это налог, где его субъект выступает фактическим носителем налогового бремени, Косвенный налог (его еще называют адвалорным) – это налог, где субъект налога перекладывает его бремя на другое лицо, выступающее фактическим плательщиком данного налога (носителем налога).

2. Реальные и личные налоги

Прямые налоги принято подразделять на реальные и личные.

Реальные налоги [от англ. real – имущество] – это налоги на имущество.

К реальным налогам относятся, например, налог на имущество, налог на транспортные средства, земельный налог.

Личные налоги – это налоги на доходы (прибыль) налогоплательщика.

К личным налогам относятся, например, налог на доходы организаций, налог на доходы физических лиц, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов и т. п.

4. Налоги с юридических лиц и граждан

В зависимости от своего субъекта налоги подразделяются на следующие виды.

Налоги с юридических лиц (организаций) (по западной терминологии – корпоративные налоги).

В России к ним в настоящее время, например, относятся налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций.

Налоги с физических лиц (граждан) (по западной терминологии – индивидуальные налоги).

К числу таких налогов в России относится, например, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц.

Смешанные налоги, которые уплачивают как юридические, так и физические лица. Последние при этом могут выступать в качестве индивидуальных предпринимателей.

К числу смешанных налогов, применяемых в России, относятся, например, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, земельный налог, единый социальный налог (взнос).

Отметим, основная часть налогов в России относится к категории смешанных налогов.

5. Общегосударственные, региональные и местные налоги

В зависимости от территориального уровня налоги в Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные.

В Российской Федерации деление налогов на федеральные, региональные (налоги субъектов Федерации) и местные налоги, так и перечисление видов налогов, входящих в ту или иную группу, устанавливается непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации.

К федеральным налогам, например, относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог (взнос) и целый ряд других.

Федеральные налоги устанавливаются непосредственно Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

К региональным налогам относятся, например, налог на имущество организаций, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж и ряд других.

Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

К местным налогам относятся, например, земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу.

Местные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводятся в действие этими актами и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

7. Общие и целевые налоги

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевые.

Налоги общего назначения (абстрактные налоги), будучи зачисленными в бюджет, растворяются там в массе других бюджетных доходов и расходуются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.

Целевые (специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий. Примером целевого налога выступает социальный налог.

Отметим, что целевые налоги обычно устанавливаются в качестве доходного источника специального внебюджетного фонда.

Отметим также, что к данной классификации примыкает деление налогов на обычные и чрезвычайные.

Обычные налоги применятся в условиях нормального функционирования государства.

Чрезвычайные налоги выступают реакцией на некие форс-мажорные обстоятельства, резко повышающие уровень государственных расходов, что соответственно требует дополнительных доходов. Примером могут служить военные налоги, которые вводились во многих воющих странах, включая СССР, в период второй мировой войны.

8. Окладные и неокладные налоги

По субъекту исчисления и способу уплаты налогов они подразделяются на окладные и неокладные.

При окладных налогах его сумма (так называемый «оклад налога») устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом и обязанность уплаты налога возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения (налогового уведомления) с указанием исчисленной суммы налога, налоговой базы и сроков уплаты налога.

К числу таких налогов относится, например, земельный налог и налог со строений, взимаемый с граждан.

Неокладные налоги исчисляются и уплачиваются (разумеется, в установленные налоговым законодательством сроки и порядке) налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за правильностью исчисления налога и своевременностью его уплаты.

Примером неокладного налога является налог на прибыль организаций. Здесь налогоплательщик сам ведет учет объекта обложения, исчисляет налогооблагаемую базу, определяет сумму налога и производит его уплату.

К числу неокладных налогов относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество организаций, социальный налог, налог на транспортные средства, земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации

Для того, чтобы создать бизнес-план или провести планирование своих налоговых платежей, необходимо для начала знать полный список налогов, которые предстоит уплачивать компании. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

  • федеральные налоги и сборы,
  • налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные налоги и сборы),
  • местные налоги и сборы.

Региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом, устанавливаться не могут (ст.12 Налогового кодекса РФ). Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Налоговый кодекс определяет закрытый перечень региональных и местных налогов и сборов.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом (ст.3, 12 Налогового кодекса).

Федеральные налоги и сборы

(устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации)

Региональные налоги

(устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации)

Местные налоги

(устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований)

налог на добавленную стоимость

налог на доходы физических лиц

единый социальный налог

налог на прибыль организаций

налог на добычу полезных ископаемых

налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

налог на имущество организаций

налог на игорный бизнес

налог на имущество физических лиц

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
(ст.5 Налогового кодекса РФ)

Порядок установления, изменения и отмена налогов и сборов

Федеральные налоги и сборы

  • Устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом

Налоги и сборы субъектов РФ

  • Устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах в соответствии с Налоговым Кодексом.
  • Устанавливая региональный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения:
    • налоговые льготы
    • налоговую ставку *1)
    • порядок уплаты налога
    • сроки уплаты налога
    • форму отчетности по данному налогу

    Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом (ст. 12 Налогового кодекса РФ)

Местные налоги и сборы

  • Устанавливаются, изменяются правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах в соответствии с Налоговым Кодексом
  • Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют следующие элементы налогообложения:
    • налоговые льготы
    • налоговую ставку *1)
    • порядок уплаты налога
    • сроки уплаты налога
    • форму отчетности по данному налогу

    Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом (ст. 12 Налогового кодекса РФ)

*1) Налоговая ставка устанавливается в пределах, установленных Налоговым кодексом.

виды налогов в образовании

Образовательное учреждение: как платить налоги

Гайворонская О. В.

Эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Ранее образовательные учреждения пользовались льготами по налогам, которые предусматривало для них законодательство об образовании. Однако с введением глав второй части Налогового кодекса эти льготы не применяются. О том, как сейчас должны исчислять налоги образовательные учреждения и какие особенности в налогообложении предусмотрены для них Налоговым кодексом, рассказывается в статье.

Основная цель каждой образовательной организации — воспитание и обучение граждан. Поэтому осуществлять свою деятельность они могут только как некоммерческие организации. При этом они вправе выбрать любую организационно-правовую форму, которую предусматривает гражданское законодательство РФ для некоммерческих организаций. Так определено в статье 11.1 Федерального закона от 11.07.92 № 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон № 3266-1). Отметим, что большинство образовательных организаций создается в форме учреждения.

Основные положения об учреждении

Учреждение полностью или частично финансирует собственник. Он выделяет денежные средства по смете и контролирует их использование. Средства государственным и муниципальным образовательным учреждениям выделяются по нормативам финансирования в расчете на одного обучающегося или воспитанника. Эти нормативы разрабатываются отдельно для каждого типа, вида и категории образовательного учреждения.

Чтобы учреждение могло заниматься образовательной деятельностью, учредитель закрепляет за ним землю, здания, сооружения, оборудование и другое необходимое имущество.

Учреждение и право собственности

Учреждение не является собственником имущества, которое ему передали учредители. Имущество закреплено за ним только на праве оперативного управления. Это означает, что учреждение не может им полностью распоряжаться. Согласно статье 296 Гражданского кодекса владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным имуществом учреждение вправе лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника.

Вместе с тем собственник имущества (учредитель) вправе распоряжаться имуществом по собственному усмотрению. В частности, он или орган, уполномоченный выступать от его имени, имеет право во внесудебном порядке изымать лишнее имущество или то, которое не используется или используется не по назначению.

Достаточно спорным всегда был вопрос о праве собственности на имущество образовательного учреждения. В Законе № 3266-1 указано, что негосударственное образовательное учреждение (далее — НОУ) может быть собственником имущества в соответствии с законодательством (п. 5 ст. 39). Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 48 ГК РФ учредители имеют право собственности на имущество учреждения. Поэтому руководствоваться следует именно положениями Гражданского кодекса.

Действующее законодательство позволяет образовательному учреждению заниматься предпринимательской деятельностью. Например, это может быть торговля, оказание разного рода посреднических услуг, приобретение акций и облигаций. Главное — указать такую деятельность в уставе учреждения. Перечень видов деятельности, которые может осуществлять образовательное учреждение, представлен в статье 47 Закона № 3266-1.

Виды образовательных учреждений

Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или в ведении субъекта РФ), муниципальными и негосударственными (п. 3 ст. 12 Закона № 3266-1).

Государственные и муниципальные учреждения, как правило, обозначают единым понятием — бюджетные образовательные учреждения (далее — БОУ).

В пункте 1 статьи 161 Бюджетного кодекса дано определение бюджетного учреждения. Им признается организация, которая создается органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера. Данное учреждение финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Деятельность бюджетных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями. На их основе БОУ разрабатывают свои уставы. Типовые положения об образовательных учреждениях утверждает Правительство РФ.

Для негосударственных образовательных учреждений эти типовые положения выполняют функции примерных.

Тип, вид и категория образовательного учреждения определяются в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ. Эти признаки устанавливаются при его государственной аккредитации, которую проводят государственные органы управления образованием.

Право на образовательную деятельность появляется у учреждения после получения лицензии. Она выдается в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796 (далее — Положение о лицензировании).

Юридическое лицо признается некоммерческой организацией, если оно не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ). Некоммерческие организации могут быть созданы для достижения социально значимых целей, направленных на осуществление общественных благ.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит целям, ради которых они созданы.

Гражданский кодекс предусматривает такие формы некоммерческих организаций:

общественные или религиозные организации (объединения);

благотворительные и иные фонды;

ассоциации и союзы.

Федеральными законами установлены также другие формы некоммерческих организаций. А именно: некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, государственные корпорации (Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ); адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация (Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-Ф3); ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ (Федеральный закон от 17.12.99 № 211-ФЗ).

Порядок налогообложения образовательного учреждения

До вступления в действие глав части второй Налогового кодекса образовательные учреждения руководствовались нормами статьи 40 Закона № 3266-1 1 . Пункт 3 данной статьи освобождал их от уплаты всех видов налогов по непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом. Поэтому для образовательных учреждений было крайне важно разграничивать их деятельность на предпринимательскую и непредпринимательскую.

Типы образовательных учреждений

Статья 12 Закона № 3266-1 устанавливает следующие типы образовательных учреждений:

общеобразовательные начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

учреждения дополнительного образования взрослых;

специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

учреждения дополнительного образования детей;

другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

С 1 января 2005 года учреждения дополнительного образования исключены из этого перечня в соответствии со статьей 16 Закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Сегодня образовательные учреждения, так же как и остальные налогоплательщики, при исчислении налогов руководствуются только нормами Налогового кодекса и федеральными законами о налогах (например, Законом РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю»), являющихся составной частью законодательства о налогах и сборах.

Налог на прибыль

Налоговый учет в образовательном учреждении зависит от того, какое оно: бюджетное или негосударственное.

Особенности ведения налогового учета бюджетными образовательными учреждениями установлены статьей 321.1 НК РФ. Эти учреждения ведут раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и от иных источников. Под иными источниками подразумеваются доходы от коммерческой деятельности. Отметим, что в тексте Кодекса понятия «коммерческая деятельность» и «предпринимательская» употребляются как равнозначные.

Налоговой базой для БОУ является разница между доходами и расходами, связанными с ведением коммерческой деятельности. Доходы в виде целевого финансирования и расходы, производимые за счет этих средств, не учитываются при расчете налога на прибыль.

К доходам от коммерческой деятельности относятся доходы, которые поступают от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, а также внереализационные доходы (без учета НДС, акцизов по подакцизным товарам).

В статье 47 Закона № 3266-1 установлены те виды деятельности, которые можно отнести к предпринимательской деятельности образовательного учреждения. Вместе с тем при решении вопроса об исчислении налогов следует оперировать понятиями именно налогового законодательства. На это указывает пункт 3 статьи 11 НК РФ. В нем говорится, что специфические термины и понятия законодательства о налогах и сборах используются в значениях, которые определены в соответствующих статьях Кодекса.

Так, например, Закон № 3266-1 не относит к доходам от предпринимательской деятельности средства, полученные от оказания платных образовательных услуг. Но в соответствии с нормами статьи 321.1 НК РФ они должны учитываться как доход, полученный БОУ от коммерческой деятельности, и включаться в налоговую базу по налогу на прибыль.

Расходы должны отвечать общим требованиям, установленным главой 25 НК РФ. В отдельном порядке учитываются три вида затрат, которые могут относиться и к расходам от коммерческой деятельности, и к расходам, учитываемым в смете БОУ. Это расходы на коммунальные услуги, услуги связи и часть транспортных расходов. В налоговую базу они включаются в определенной пропорции. Она рассчитывается исходя из доли доходов от коммерческой деятельности в общей сумме доходов. При этом в общую сумму доходов при расчете пропорции включаются все коммерческие доходы и средства целевого финансирования. Внереализационные доходы в ней не учитываются. На это указывает пункт 3 статьи 321.1 НК РФ.

С 1 января 2006 года к пропорционально распределяемым расходам будут также относиться расходы по всем видам ремонта основных средств. Если в смете бюджетного учреждения не предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи и на ремонт основных средств, приобретенных за счет бюджета, то они должны учитываться при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности. Эксплуатация таких основных средств должна быть связана с ведением предпринимательской деятельности. Это установлено статьями 1 и 8 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ.

В состав расходов относят также суммы амортизации, начисленные по основным средствам, приобретенным за счет коммерческой деятельности.

На практике нередко возникают ситуации, когда бюджетные учреждения производят расходы на ведение как коммерческой деятельности, так и деятельности, финансируемой согласно смете. Пунктом 5 статьи 252 НК РФ установлено, что суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщиков, повторно в расходы не включаются. Поэтому если расходы полностью профинансированы за счет средств бюджета, БОУ не могут учесть их для целей налогообложения прибыли.

Заметим, что бюджетных сумм может быть недостаточно для погашения расходов, указанных в смете. На их финансирование учреждения направляют собственные средства. Вместе с тем источником погашения в этом случае могут быть только суммы, оставшиеся после уплаты налога на прибыль. На это указывает абзац 5 пункта 1 статьи 321.1 Налогового кодекса.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской деятельности в последующем, после уплаты налогов отражаются в смете доходов и расходов, в соответствии с которой они финансируются. В бюджете эти средства учитываются как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. На это указывает пункт 2 статьи 42 БК РФ.

Поясним сказанное на примере.

Государственная политехническая академия (ГПА) является бюджетным образовательным учреждением и финансируется за счет средств регионального бюджета.

Доходы академии за 1-е полугодие 2005 года составили 1 600 000 руб., в том числе:

700 000 руб. выделено из бюджета согласно смете;

800 000 руб. получено при оказании платных образовательных услуг;

100 000 руб. получено в виде грантов на проведение научного исследования.

Согласно смете доходов и расходов ГПА полученные средства (700 000 руб.) должны быть направлены на финансирование коммунальных услуг в сумме 200 000 руб. и зарплату работников — 500 000 руб.

Фактические расходы ГПА за этот период составили 1 209 000 руб., в том числе:

зарплата работников — 500 000 руб.;

коммунальные услуги — 400 000 руб.;

покупка многофункционального принтера для оказания платных услуг — 9000 руб.;

расходы на содержание бассейна (используется для предоставления платных услуг) — 300 000 руб.

Налоговая база по налогу на прибыль сформирована так:

доходы — 800 000 руб.;

расходы — 509 000 руб. (200 000 руб. + 9000 руб. + 300 000 руб.), где 200 000 руб. (400 000 руб. х 0,5) — сумма коммунальных услуг, принимаемая при расчете налога на прибыль. Она определяется исходя из следующей пропорции: 800 000 руб. : (700 000 руб. + 800 000 руб. + 100 000 руб.) = 0,5.

Таким образом, налогооблагаемая прибыль ГПА составит 291 000 руб. (800 000 руб. – 509 000 руб.), а сумма налога на прибыль — 69 840 руб. (291 000 руб. х 24%).

Негосударственное образовательное учреждение исчисляет и уплачивает налог на прибыль в общем порядке на основании главы 25 Налогового кодекса.

При формировании налоговой базы в доходы НОУ не включается имущество, полученное в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному источником этого целевого финансирования. В отношении НОУ такими средствами могут являться гранты.

Также при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (кроме поступлений в виде подакцизных товаров) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Они безвозмездно поступают от других организаций и (или) физических лиц и используются получателями по назначению. Перечень целевых поступлений указан в пункте 2 статьи 251 НК РФ. Он является закрытым. Целевыми поступлениями для НОУ могут быть: пожертвования; имущество, переходящее по завещанию в порядке наследования; средства (имущество), которые получены на осуществление благотворительной деятельности; используемые по целевому назначению поступления от собственников учреждения.

НОУ обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и как целевые поступления 2 . Если такой учет отсутствует, данные средства подлежат налогообложению с даты их получения в общем порядке.

Чтобы разграничить целевые средства и доходы от предпринимательской деятельности, надо правильно оформлять эти поступления документально. Все первичные документы на получение средств (платежные поручения, приходные кассовые ордера) должны иметь формулировку, которая подтверждает безвозмездность перечисленных поступлений на ведение уставной деятельности.

Средства целевого финансирования и целевые поступления, используемые не по целевому назначению, признаются внереализационным доходом и включаются в налогооблагаемую базу. Основанием служит пункт 14 статьи 250 НК РФ.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывают также доходы в виде имущества, безвозмездно полученного образовательными учреждениями на ведение уставной деятельности. Это положение действует в отношении тех учреждений, которые имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности (подп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Кроме того, в доходы не включается имущество, которое безвозмездно передано от учредителя, вклад которого в уставном капитале НОУ превышает 50% (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом такое имущество не признается доходом для целей налогообложения, если в течение одного года со дня его получения оно (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.

Остальные доходы, полученные НОУ, а также произведенные расходы включаются в налоговую базу по налогу на прибыль в общем порядке.

Поясним сказанное на примере.

Социально-экономический университет (СЭУ) является негосударственным образовательным учреждением. Он создан учредителем — физическим лицом и имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что показатели финансовой деятельности двух учреждений за полугодие 2005 года одинаковы. При этом в отличие от предыдущего примера сумма в размере 700 000 руб. перечислена учредителем СЭУ на содержание университета без указания конкретных статей и сумм расходования.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль сумма доходов СЭУ составит 800 000 руб. В состав расходов бухгалтер университета должен включить всю сумму расходов, то есть 1 209 000 руб. (500 000 руб. + 400 000 руб. + 9000 руб. + 300 000 руб.).

Таким образом, у негосударственного образовательного учреждения СЭУ по аналогичным показателям по итогам полугодия образуется убыток в сумме 409 000 руб. (800 000 руб. – 1 209 000 руб.).

Порядок учета имущества образовательных учреждений зависит от того, за счет каких средств оно было приобретено. Если имущество получено как целевое поступление или приобретено за счет целевых средств и используется для некоммерческой деятельности, то оно не амортизируется. На это указывает подпункт 2 пункта 2 статьи 256 НК РФ. Основные средства, которые куплены за счет других источников, амортизируются на общих основаниях. При этом они должны отвечать условиям, установленным пунктом 1 статьи 256 Кодекса: срок их полезного использования должен быть более 12 месяцев и первоначальная стоимость превышать 10 000 руб.

Налог на добавленную стоимость

Деятельность по оказанию услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными учреждениями учебно-производственного или воспитательного процесса не облагается НДС. При этом согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ от обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги, связанные с проведением учебно-производственного процесса по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии. Консультационные услуги и услуги по сдаче в аренду помещений облагаются НДС.

Указанные услуги некоммерческих образовательных учреждений освобождаются от обложения НДС независимо от того, на какие цели направлен доход, полученный за оказание данных услуг.

Отметим также, что данное освобождение не распространяется на других лиц, оказывающих образовательные услуги. К ним, например, могут относиться индивидуальные предприниматели или обособленные структурные подразделения.

В подпункте «а» пункта 2 Положения о лицензировании установлено, что не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, которые не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Таким образом, на эти виды деятельности не распространяется освобождение от обложения НДС, предусмотренное подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

В случаях, когда некоммерческое образовательное учреждение осуществляет несколько видов деятельности, как облагаемых налогом, так и освобождаемых от налогообложения, оно должно вести раздельный учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 149 НК РФ). Это относится также к тем организациям, которые имеют обособленные или структурные подразделения, созданные для целей проведения образовательного процесса.

Реализация некоммерческими образовательными учреждениями товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретенных на стороне подлежит обложению НДС. При этом не важно, куда направляется доход от реализации.

Услуги образовательных учреждений по сдаче в аренду имущества, в том числе недвижимого, также облагаются налогом на добавленную стоимость. Исключением здесь является только сдача в аренду спортивных сооружений для спортивно-зрелищных мероприятий (подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Не подлежит обложению НДС реализация услуг, указанных в подпункте 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Это положение распространяется на образовательные организации, которые имеют структурные подразделения культуры и искусства. Например, дома и дворцы культуры, клубы, библиотеки и т. д. Некоммерческие образовательные организации должны получить соответствующий код ОКВЭД, который начинается с цифры 92 3 . Это позволит признать, что организации осуществляют деятельность, относящуюся к областям культуры и искусства. Также необходимо учитывать положения абзаца 5 подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса. В нем приведен исчерпывающий перечень учреждений культуры, в отношении которых применяется данная норма.

При оказании услуг по сдаче в аренду закрепленного за некоммерческими образовательными учреждениями федерального или муниципального имущества либо имущества субъектов РФ необходимо учитывать следующее.

Особенности учета «входного» НДС

Налоговый кодекс предусматривает следующие варианты учета «входного» НДС:

налог принимается к вычету, если приобретенные товары (работы, услуги) используются для операций, признаваемых объектом налогообложения, и выполнены все необходимые для вычета условия (статьи 171 и 172);

налог учитывается в стоимости, если приобретенные товары (работы, услуги) используются для операций, указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ;

налог распределяется между операциями, облагаемыми и не облагаемыми НДС. При этом приобретенные товары (работы, услуги) используются как в тех, так и в других операциях (п. 4 ст. 170). Налог распределяется пропорционально доле, которую занимает стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), подлежащих налогообложению, в общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг). Аналогично определяется пропорция и для товаров, освобождаемых от налогообложения.

Если у налогоплательщиков отсутствует раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для операций, как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению, то суммы «входного» НДС вычету не подлежат. Они также не учитываются в составе расходов при исчислении налога на прибыль.

Договор аренды может быть заключен между арендаторами и образовательными учреждениями, не являющимися органом государственной власти и управления и органами местного самоуправления. При этом образовательные учреждения — балансодержатели указанного имущества. Сумма арендной платы, включая НДС, перечисляется учреждению, а оно в общем порядке исчисляет и уплачивает НДС в бюджет.

Единый социальный налог

От уплаты ЕСН освобождаются учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей. Данным учреждениям льготы по уплате налога предоставляются при условии, что единственным собственником их имущества являются общественные организации инвалидов. Этот факт подтверждается учредительными документами (решение учредителя о создании, устав, положение). В них приводятся данные о собственнике, а также указывается, что учреждение создано для достижения соответствующих социальных целей и оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Налог не уплачивается с сумм выплат и иных вознаграждений, которые не превышают в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо. На это указывает пункт 2 статьи 239 НК РФ.

Данное положение не распространяется на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных и иных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых. Перечень указанных товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 № 884.

Данная льгота предусмотрена только для ЕСН. Она не распространяется на взносы на обязательное пенсионное страхование, установленные Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Этот вывод нашел отражение в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.04.2003 № 12355/02.

Налог на имущество организаций

Объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). Сюда также включается имущество, которое передано во временное владение, пользование и распоряжение.

Таким образом, объектом налогообложения является как имущество, приобретенное образовательным учреждением, так и то, которое находится на балансе на праве оперативного управления.

Статьей 381 Кодекса установлены налоговые льготы по налогу на имущество организаций. В настоящее время от его уплаты освобождены организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд образования. Образовательное учреждение вправе воспользоваться данной льготой только при условии непосредственного использования имущественного комплекса по целевому назначению.

С 1 января 2006 года данная льгота утрачивает силу (ст. 4 Федерального закона от 11.11.2003 № 139-ФЗ).

Таким образом, со следующего года все образовательные учреждения будут уплачивать налог на имущество организаций на общих основаниях. Вместе с тем субъекты Российской Федерации в своих законах могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования, в том числе и для образовательных учреждений. Такое право им дает пункт 2 статьи 372 НК РФ.

До 2005 года учреждения образования полностью освобождались от уплаты земельного налога, поскольку порядок его исчисления не регулировался нормами Налогового кодекса. Соответственно действовала льгота, закрепленная пунктом 3 статьи 40 Закона № 3266-1 и статьей 12 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю».

С 1 января 2005 года введена в действие глава 31 «Земельный налог» НК РФ. Земельный налог является местным и устанавливается нормативными актами муниципальных образований (в Москве и Санкт-Петербурге — законами). Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования.

Еще по теме:

  • Имеет ли права наследства бывшая жена Имеет ли право на наследство бывшая жена? Одним из вопросов, с которым нередко обращаются к юристам по наследственным делам, является вопрос наследования бывшими супругами (мужем или женой) имущества умершего. Случается, что в скором времени после развода один из бывших супругов […]
  • Правило написания двойного н Правило написания двойного н § 97. С двойным н пишутся суффиксы -енн(ый), -ствен-н(ый), -енн(ий) и -онн(ый) имен прилагательных, образованных от существительных, напр.: соломенный ( от солома), обеденный (обед), жизненный (жизнь), свойственный (свойство), клюквенный (клюква), оспенный […]
  • Налог на недвижимость с 1 января 2018 года Налог на недвижимость в России в 2018 году Продолжая курс экономических реформ, российские власти не обошли своим вниманием и сферу недвижимости. Знаковым в этом вопросе стал 2016 год, когда уже с первого января в практику был внедрен ряд инновационных изменений. Перемены коснулись 28 […]
  • Консультация юристов бесплатно одинцово Бесплатная юридическая консультация в Одинцово Для оказания юридической помощи создана юридическая консультация г. Одинцово. Это наиболее популярная у населения форма сотрудничества между клиентом и юридической фирмой. Здесь работает целая когорта узких специалистов. Юрист по […]
  • Кто определяет размер земельного налога Как определить ставку земельного налога? Ставка земельного налога – это размер выплат, которые должен осуществлять собственник земельной территории в местную казну. Сумма определяется с учетом характеристик земли, а также ее кадастровой цены. Рассмотрим основные аспекты этого вопроса […]
  • Вопросы о трудоустройстве несовершеннолетних Вопросы соблюдения законов о несовершеннолетних Ребенок идет на работу. Статья 63 ТК РФ устанавливает, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. Трудовую деятельность ребенок вправе и раньше, с 15 лет, если он получил общее образование; […]
  • Выплаты при выходе на пенсию военнослужащим Выплаты за болезнь, полученную в период службы Более 1000 военнослужащих и членов их семей получили ответы от военного юриста медиа группы Mil.Press. Если ваш вопрос связан с денежным довольствием, пенсионным обеспечением, жилищной проблемой или увольнением со службы, выберите нужную […]
  • Налоги steam Опыт создания игры маленькой командой без бюджета и продажи её в Steam (Bravada - Interbellum team) (комментарии) Про доходы не могу рассказать, извини. В теме с игрой уже объяснял почему. > кажется эта процедура не обязательна, но при ее соблюдении стим дает скидку процентов на 5%? […]