Ст 90 123 федерального закона

Разъяснение требований ФЗ от 22.07.2008 г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04. 2012 г. №390

Внимание! Конференция завершена, все остальные вопросы вы можете задать через форму обратной связи

Вопросы по онлайн конференции

ст. 85 № 123-ФЗ использование приточной вентиляции для вытеснения продуктов горения за пределы зданий без усройства естественной или механической вытяжной противодымной вентиляции — не допускается. п. 7.1 СП 7.13130.2009 — системы приточной противодымной вентиляции должны применяться только в необходимом сочетании с системами вытяжной противодымной вентиляции. Вопрос — необходимо ли устройство систем дымоудаления (например из коридоров) при устройстве подпора воздуха в тамбур технологической лестницы, соединяющей подвал с первым наземным этажом, или устройстве на этажах зон безопасности для МГН с подпором воздуха при пожаре или устройстве подпора воздуха при пожаре в шахту пожарного лифта.

Во 2 статье Федерального закона № 123 имеется определние безопасной зоны. Может ли данная зона находится внутри здания и, если да, то какими конструктивными элементами она должна выделяться и какие системы противопожарной защиты должны быть для нее запроектированы?!

Согласно ст. 68 Федерального закона № 123 на территориях поселений и городских округов должны быть источники противопожарного водоснабжения. Свод правил СП 8.13130.2009 требует необходимость расхода воды на нужды наружного пожаротушения 110 л/с для городов с численностью более 1 млн. чел. После присоединения к г. Москве новых территорий, существующие водпроводные сети присоединенных населенных пунктов не способны обеспечить требуемый расход. Есть ли необходимость реконструкции водопроводных сетей для увеличения расходов на нужды пожаротушения при новом строительстве объектов на данной территории?

Здравствуйте. При внесении изменений федеральным законом от 10.07.2012 N 117-ФЗ в федеральный закон № 123-ФЗ «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» из ст. 90 были исключены требования по устройству лифтов для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях, по необходимости устройства выходов на кровлю и спсобов из исполнения, также были исключены требования по устройству аварийных выходов и требования к ним из статьи 89. В настоящее время в нормативных документах по пожарной безопасности (включеных в перечни нормативных документов, принятых в развитие технических регламентов) данных требований не существует. Вопрос: Прошу подтвердить, что исходя из вышеперчисленного данные требования утратили свою силу и необходимость устройства лифтов для пожарных, аварийных выходов, выходов на кровлю и т. д. отпала и на сегодняшний день законных оснований требовать исключеные из Федерального закона № 123-ФЗ ранее существовавшие требования не имеется. При этом прошу учесть, что требования ч. 1 ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ регламентируют возможность использовать нормативные документы, действовавшие до вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ, до дня вступления в силу соответствующих ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ (а не нормативных документов).

В соответсвии с п3. Ст.53 Безопасная эвакуация людей из зданий, сооружений и строений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре. Вопрос: каким образом необходимо подтверждение необходимого времени эвакуации при пожаре, для каких объектов необходимо выполнять расчет времени эвакуации до наступления опасных факторов пожара и по каким методикам его выполнять? В частности каким образом расчитать время эвакуации из жилых многоквартирных домов? В какой раздел проектной документации входит расчет эвакуации?

При внесении изменений федеральным законом от 10.07.2012 N 117-ФЗ в федеральный закон № 123- ФЗ «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» статья 67 утратила силу. Каким документом регламентируются проезды и подъезды к зданиям и сооружениям? Информационное письмо от 19 июля 2012 г № 19-2-3-2855 отсылает к СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Требования данного СНиП не вошли ни в один из перечней, перечисленных в части 2 статьи 5 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Следовательно, выполнение требований СНиП 2.07.01-89* не может служить обоснованием обеспечения безопасности зданий, сооружений.

Прошу разъяснить требования ст. 66 Федерального закона № 123-ФЗ. Данная статья регламентирует размещение взрывопожароопасных объектов на территории поселений и городских округов. Второе и третье предложения в данной статье гласят о том, что иные производственные объекты, на территориях которых расположены здания и сооружения категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности, могут размещаться как на территориях, так и за границами поселений и городских округов, при этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное настоящим Федеральным законом. Прошу подтвердить, в каких случаях возникает необходимость оценки пожарного риска при проектировании производственных объектов со зданиями категорий А, Б и В, размещаемых на территории поселений и городских округов?

1.Убедительная просьба разработать перечень обязательных к исполнению нормативных документов по ПБ таких как НПБ, ГОСТы, СП и т.д. 2. Рассмотреть возможность пересмотра (переработки) СНиП 21-0197*. К примеру вопросы о целесообразности обработки косоуров и др. металических конструкций в АБЧ произ.зданий в которых даже при самом худшем развитии пожара с ними ничего не будет. т.к. отделено достаточным расстоянием от произв. участка и противоп. дверьми сам произ.участок. 3. Не понятно для чего оборудовать (сооружать) тамбур-шлюзы из помещения комнат разведения красок размером 10 кв.м. от красильного отделения той же категории. 4.Так же не ясен выход из положения если высота эвак выхода ниже 190 см. т.к. над выходом лежит лестничный марш для изменения которого нужно разобрать половину здания. Все здания до 1980 года постройки. Спасибо!

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Пожарная безопасность представляет собой состояние полной защищённости граждан, их имущества и государственных ценностей от возгораний любого уровня. Достижению данного состояния способствует соблюдение норм техники безопасности и следование общему регламенту Федерального закона № 123.

Но что представляет собой данный нормативный акт? Какие существенные обновления он претерпел за последнее время? Поговорим об этом в статье.

Общие сведения о законе

Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ принят Государственной Думой в третьем чтении 4 июля 2008 года. 11 июля рассматриваемый нормативный акт был одобрен уполномоченными членами Федеративного совета. Президентом Российской Федерации ФЗ 123 о пожарной безопасности был подписан 22 июля 2008 года, и в тот же день обрёл официальную юридическую значимость.

Изучаемый нормативный акт состоит из 8 разделов, включающих в себя 34 Главы и 152 статьи. Структура регламента о требованиях пожарной безопасности такова:

  • Раздел 1 — Общие положения изучаемого нормативного акта (Гл. 1-14, ст. 1-64);
  • Раздел 2 — Безопасность жилых поселений и городских округов (Гл. 15-17, ст. 65-77);
  • Раздел 3 — Обеспечение защищённости при строительстве и принятии в эксплуатацию архитектурных сооружений (Гл. 18-19, ст. 78-91);
  • Раздел 4 — Объекты производства (Гл. 20-22, ст. 92-100);
  • Раздел 5 — Противопожарная техника (Гл. 23-29, ст. 101-132);
  • Раздел 6 — Пожарная безопасность техники и продукции, предназначенной для общей эксплуатации (Гл. 30-32, ст. 133-140, статьи, содержащиеся в главе 32 утратили легитимность);
  • Раздел 7 — Нормативы проведения оценочной экспертизы (Гл. 33, ст. 141-150);
  • Раздел 8 — Итоговые положения рассматриваемого Федерального закона (Гл. 34, ст. 151-152).

Также прочтите Федеральный закон №64 в новой редакции тут:

Нормативы изучаемого Федерального закона применяются в целях обеспечения защиты здоровья граждан и имущественных ценностей посредством предотвращения возгорания. твакже читайте об изменениях в ФЗ №141.

Сфера применения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности

Положения изучаемого Федерального закона о пожарной безопасности применяются в случаях:

  • Проектирования и строительства жилых и нежилых зданий;
  • Капитального ремонта;
  • Разработки технических противопожарных регламентов в соответствии с нормативами Федерального закона «О техническом регулировании», в которых содержатся положения о пожарной безопасности;
  • Разработки документации технического назначения.

Ознакомьтесь с основными положениями ФЗ №151 по ссылке:

Последние поправки

Как и любой нормативный акт, изданный на территории Российской Федерации, Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ регулярно претерпевает ряд определенных поправок. Последние изменения в рассматриваемый документ были внесены 29 июля 2017 года. В первую очередь поправки коснулись статьи 64, текст которой, согласно нововведениям, раскрывает нюансы составления пожарной декларации. Рассматриваемый документ предусматривает:

  • Оценку риска возможного возгорания;
  • Оценку допустимого ущерба, причинённого гипотетическим пожаром.

Пожарная декларация может быть оформлена в рамках добровольного страхования имущества на случай пожара. В свою очередь, ст. 67 утратила силу на основании нововведений 2017 года.

Текущие поправки коснулись также статьи 84 рассматриваемого Федерального закона. В пункте 12 изучаемой части технического регламента слова «медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении» были заменены на «организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях.»

На основании внесённых поправок, в статье 89 появилось упоминание о помещениях категорий В1 — В4. Данные помещения оснащены аварийными выходами.

Важные положения ФЗ 123

Положения, указанные в регламенте изучаемого Федерального закона, являются предельно важными для каждого гражданина Российской Федерации. Рассмотрим несколько наиважнейших статей ФЗ-123:

Данная часть рассматриваемого нормативного акта повествует о принципах технического регулирования в сфере пожарной безопасности, которое представляет собой:

  • Установление в юридических и нормативных актах положений о технике пожарной безопасности;
  • Правовое упорядочивание в сфере эксплуатации средств пожарной безопасности.

Поправками от 3 июля 2016 года в ст. 4 рассматриваемого Федерального закона внесены дополнения в отношении Республики Крым.

Приводится следующий классификационный перечень сооружений по функциональной пожарной опасности:

  • Ф1 — жилые помещения;
  • Ф2 — культурно-развлекательные учреждения;
  • Ф3 — здания общественного пользования (вокзалы, поликлиники и т. д.);
  • Ф4 — образовательные организации;
  • Ф5 — складские помещения.

Повествует о системах пожарообнаружения и нормативах оповещения граждан о необходимости эвакуации. Данные объекты должны располагаться в строениях, пожар на территории которых приведёт к травматическим ситуациям.

Устанавливаются определённые расстояния, препятствующие возникновению пожара или его распространению. Соответствующие расстояния высчитываются:

  • От лесополосы до ближайших строений;
  • Вне лесопарков;
  • На лесной территории.

Также читайте ФЗ 69 в последней редакции по ссылке:

В данном отрывке изучаемого Федерального закона устанавливается, что подразделения пожарной охраны должны располагаться на территориях таким образом, чтобы сотрудники рассматриваемой службы могли быстро мобилизоваться в случае вызова. Временной период от момента вызова пожарной бригады в черте города не должен превышать 10, а в сельской местности — 20 минут.

Статьи 82 и 83

Изучаемым Федеральным законом устанавливаются правила пожарной безопасности в электрических установках (кабелях, электрощитах, проводах) архитектурных сооружений. Определяются функции и свойства пожарной сигнализационной системы.

Федеральный закон № 83 с последними изменениями на 2018 год тут:

Определяет требования к уровню огнеупорности архитектурных сооружений в зависимости от классификации, предоставленной в ст. 32 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ.

Раскрываются нюансы деятельности подразделений противопожарных служб. Для беспрепятственной деятельности пожарников необходимо:

  • Обеспечивать здания пожарными подъездами и подъездными путями;
  • Оборудование специализированных противопожарных бригад подъёмными установками;
  • Установить в архитектурном строении противопожарный водопровод.

Согласно действительному Федеральному закону, в зданиях высотой более 10 метров должен быть предусмотрен аварийный выход на кровлю.

Скачать действующую редакцию ФЗ 123

Для подробного изучения рассматриваемого Федерального закона необходимо обратиться к его актуальному регламенту. ФЗ 23 о пожарной безопасности в последней редакции доступен по следующей ссылке:

Пожарная безопасность жилых зданий

Статистика пожаров

Ежегодно в среднем более 70% пожаров происходит в жилом секторе (в т.ч. до 50% — в жилых зданиях), а доля погибших и травмированных при пожарах в жилье превышает 80%. По данным акад. Брушлинского Н.Н. («Пожарное дело», 2012, №4) по г. Москве до 86% людей погибает при пожаре до прибытия пожарных подразделений (среднее время их прибытия в г.Москве менее 7 мин.), причем основная часть погибших находились в нетрезвом состоянии; статистика за 2010 год по региональным центрам МЧС России приведена на рис.1.

Статистика ВНИИПО МЧС России по этажности жилых зданий: более 25 эт. — менее 30 пожаров в год и до 10 чел погибших; 10-25 эт. — 10 тыс.пожаров, около 300 погибших; 6-9 эт. — 13,5-18 тыс. пожаров, до 900 погибших; 3-5 эт. — 20-22,5 тыс. пожаров, до 2,2 погибших; 1-2 эт. — до 125 тыс. пожаров, около 10 тыс. погибших. При этом в жилых зданиях I и II степеней огнестойкости происходит до 50 тыс.пожаров, на которых погибает около 3 тыс.чел. в год. Таким образом, проблема носит выраженный социальный характер и не обусловлена, например, несовершенством нормативных документов по пожарной безопасности, хотя остается достаточно высокой доля пожаров в 10-25-этажных жилых зданиях (т.е. высотой более 28 м), для которых предъявляются существенные требования по огнестойкости, системам пожарной сигнализации (СПС), противодымной защите (ПДЗ) путей эвакуации, первичным средствам пожаротушения. Однако, преимущественно из-за неудовлетворительной эксплуатации таких систем их эффективность явно недостаточна: работоспособность СПС только за последние 3 года существенно возросла и с 35% стала выполнять задачу в 65% случаев; ПДЗ в 80% случаев не срабатывала и только в 5% выполнила задачу.

Некоторые особенности технического регулирования

для зданий высотой до 28 м в сводах правил (СП 1.13130.2102, СП 2.13130.2009, СП 4.13130.2009 ) имеются противопожарные требования практически только по объемно-планировочным и конструктивным решениям, за исключением устройства СОУЭ в зданиях коридорного типа (п.5 табл.2 СП 3.13130.2009);

подтверждение соответствия пожарной безопасности жилых зданий по существу возможно по п.2) ч.1 ст. 6 ФЗ №123 /1/, т.е. когда в полном объеме выполнены требования технических регламентов и нормативных документов по пожарной безопасности; это обусловлено тем, что расчет пожарного риска согласно п.1) ч.1 ст.6 и ст.79 для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 (многоквартирные жилые здания) по приказу МЧС России от 30.06.2009 г. №382 (с изменениями на 12.12.2011 г.) не проводится;

согласно ст.53 ФЗ №123 /1/ для классов Ф1.1, Ф1.3 необходимо обеспечить безопасную эвакуацию людей; при этом следует, очевидно, использовать методы по определению расчетного и необходимого времени эвакуации по ГОСТ 12.1.004-91* и только для встроенно-пристроенных частей классов Ф2-Ф4, Ф5 (категории В1-В4, Г, Д , в т.ч. наземных и подземных автостоянок Ф5.2 проводить расчеты пожарных рисков по приказу МЧС России от 30.06.2009г. №382 (с изменениями на 12.12.2011 г.);

отсутствие гармонизации требований СП, разрабатываемых и вводимых в действие приказами МЧС России, и СП Минрегиона России (актуализированные СНиП, которые в нарушение положений ст.3 и ст.6 ФЗ №69 /6/ не согласовываются с МЧС России); примеры: п.5.1.11 СП 4.13130.2009 не допускает установки газового оборудования в кухнях зданий высотой более 10 этажей, а п. СП 62.133330.2011 таких ограничений не содержит; п.7.1.3 СП 54.133302011 предусматривает только конструктивную огнезащиту деревянных конструкций, что не отвечает требованиям п.п. 5.4.3 и 5.4.5 СП 2.13130.2012 в части применения пропиток и тонкослойных огнезащитных составов и т.д.;

согласно п.4.10 СП 54.13330.2011 в подвальном, цокольном, 1-2 этажах жилых зданий допускается размещение встроенно-пристроенных помещений (стилобаты) общественного назначения, в которых могут быть также и многосветные пространства (атриумы), для которых нормативные требования не определены, за исключением их противодымной защиты по п.п.7.2 и 7.13 СП 7.13130.2009; в СП величина выноса таких частей за пределы габаритов здания указана только минимальная (1,5м), а максимальная не указана, что, как правило, приводит к необходимости разработки СТУ. Ещё более сложная ситуация, когда указанные объемно-планировочные решения используются в составе проектируемых жилых высотных комплексов (см.фото, где высота встроенно-пристроенной наземной части составляет более 2-х этажей) или зданий с апартаментами, для которых в СП отсутствует даже понятие и его определение;

неопределенность в отношении условий для жизнедеятельности маломобильных групп населения (МГН), когда п.4.3 СП 54.13330.2011 предусматривает в жилых зданиях квартиры для МГН группы М4, как правило, на первых этажах, а в п.п. 5.2.27-5.2.29 СП 59.13330.2011 изложены требования по устройству зон безопасности в целом для этажей здания; учитывая «перспективы» появления в каждой семье хотя бы одного человека категории МГН, органы экспертизы требуют устройство зон безопасности на каждом этаже здания с учетом понятия по п.2) ст.2 ФЗ №123 /1/;

неоднозначность требований СП в части обеспечения эвакуации: в п.7.2.8 СП 54.13330.2011 отсутствует требование по устройству лестничных клеток в секционных зданиях при общей площади на этаже 500м 2 и менее, а согласно п.5.4.2 СП 1.13130.2009 каждая квартира на высоте более 15 м, кроме эвакуационного, должна иметь аварийный выход, которым считается балкон или лоджия с глухим простенком не менее 1,2 м, которые в принципе не могут считаться аварийным выходом с учетом понятий по п.1) и 2) ст.2 ФЗ №123 /1/ и их остекления *п.3.8 и 3.10 приложения Б СП 54.13330.2011. При площади от 500 до 550 м 2 (по аналогии с п.5.4.10 СП 1.13130.2009) допускается устройство одной лестничной клетки (в зданиях до 28 м — видимо, Л1 при оборудовании адресной АПС, более 28 м — незадымляемую без указания её типа согласно ч.3 ст.40 ФЗ №123 /1/ при оборудовании адресной АПС или АУП.

Об изменениях нормативной правовой базы

С вступлением в силу ФЗ №117 /4/, признаны утратившими силу ст.67 («Проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям»), ст.72, ст.75 и применение новой редакции ст.69 (по противопожарным расстояниям) ФЗ №123 /1/. С учетом этих изменений ФЗ №123 /1/ появились неопределенности в составе требований пожарной безопасности для разработки ПД по разд.№2 «Схема планировочной организации земельного участка» и разд.№9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности». Так, часть из этих требований имеется в СП 4.13130 /10/, например, в отношении противопожарных расстояний (табл.1, п.п.4.3 — 4.15, табл.35 п.6.11.1). Однако следует учитывать, что требования СП 4.13130 /10/, как и других СП по пожарной безопасности, подлежат применению на добровольной основе согласно ч.3 ст.7 ФЗ №184 /5/ и приказа Ростехрегулирования /9/. МЧС России выпустило информационное письмо от 19.07.2012 г. №19-2-3-2855, согласно которому, в частности, требования к противопожарным расстояниям и проездам в переходный период могут быть приняты по СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Названный СНиП входит в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ №1047-р /8/, и подлежит применению на обязательной основе согласно ч.1 ст.6 и ч.3 ст.42 ФЗ №384 /2/. Однако, из требований пожарной безопасности СНиП в перечень вошли только п.6.39* и табл.10* по расстояниям (не сказано, что противопожарным!) от гаражей и открытых стоянок до жилых зданий. Вместе с тем, требования приложения 1* СНиП, где достаточно детально изложены необходимые противопожарные расстояния между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промпредприятий, требования по проездам для пожарной техники в названный перечень /8/ не входят и поэтому могут применяться только на добровольной основе. В СП 42.13330.2011 /12/ противопожарные требования (гл.15) даны со ссылкой на главу 15 ФЗ №123 /1/, в которой ст.67 («проходы, проезды и подъезды») признана утратившей силу, а ссылка в /12/ на главу 16 по противопожарным расстояниям, даже при признании утратившими силу ст.72 и 75, табл.11 и 16, отсутствует. Следует сказать, что СП 42.13330 /12/, а также более 30 других СНиП, актуализированных Минрегионом России во исполнение ч.5 ст.42 ФЗ №384 /2/ и ставшими сводами правил согласно ч.2 ст.42 ФЗ №384 /2/, по сравнению с нормативными документами, вошедшими в распоряжение Правительства /8/, вновь стали содержать требования пожарной безопасности. Поэтому такие своды правил следует относить к нормативным документам по пожарной безопасности на основании ч.3 ст.4 ФЗ №123 /1/ при условии, что они согласованы с МЧС России, на которое ст.3 и ст.6 ФЗ №69 /6/ возложено нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности. На практике этого не происходит.

Основанием для разработки и согласования СТУ согласно ч.8 ст.6 ФЗ №384 /2/ является не только отсутствие или недостаточность требований, а также отступление от требований национальных стандартов и сводов правил обязательного применения, вошедших в перечень /8/, который подлежит актуализации не реже чем каждые 5 лет. Вместе с тем, в части обеспечения пожарной безопасности СТУ подлежат разработке только при отсутствии нормативных требований (ч.2 ст.78 ФЗ №123 /1/ и приказ МЧС России от 28.11.2011г. №710), хотя МЧС России, видимо, может рассматривать СТУ по пожарной безопасности и по двум другим основаниям (недостаточности требований и отступлении от нормативных требований), но только давая соответствующее заключение для согласования СТУ Минрегионом России, как это предусмотрено его приказом от 01.04.2008 г. №36 (с учетом изменений, внесенных приказом от 21.10.2010 г. №454).

С принятием ФЗ №117 /4/ возникли разночтения в применении требований ранее применявшейся табл.16 приложения к ФЗ №123 /1/, которая не регламентировала противопожарные расстояния до жилых зданий. В СП 4.13130 /10/ имеется табл.35 с требованиями по противопожарным расстояниям от гаражей и открытых стоянок до жилых зданий. Примерно такая же табл.10 имеется в п.11.25 СП 42.13330 /12/ в разд. «транспорт и улично-дорожная сеть», где нет упоминания, что нормируемые расстояния являются противопожарными. Более того, при числе автомобилей более 300 нормируется расположение стоянок на производственной территории на расстоянии не менее 50м от жилых зданий и расстояния определяются по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (см. СанПин 2.2.1/2.1.1 2003).

С признанием утратившей силу ст.67 ФЗ №123 /1/ содержащиеся в ней требования пока не включены в нормативные документы, в том числе к обеспечению подъезда или проезда пожарных автомобилей к зданиям жилого назначения с одной-двух сторон или со всех сторон (кстати, ФЗ не требовал кругового проезда!).

Согласно утратившей силу ст.67 (ч.6) ФЗ №123 /1/ ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6м. Во многих проектах реализовать это требование было проблематично, например, в условиях «точечной» застройки, при реконструкции объектов в исторической части городских поселений и т.д. При этом проезды и подъездные пути для пожарной техники могут быть как специальными, так и совмещенными с функциональными проездами и подъездами (п.1 ч.1 ст.90 ФЗ №123 /1/). В отношении функциональных проездов очевидны разночтения. Так, в табл.8 СП 42.13330 /12/ используются категории основных (две полосы движения по 2,75 м каждая) и второстепенных (одна полоса движения шириной 3,50м) проездов, что следует учитывать при реализации требования п.1 ч.1 ст.90 ФЗ №123 /1/.

Недостатком нормирования в отношении обеспечения проездов является непринятие во внимание возможности обеспечения доступа в коридоры каждого этажа с пожарных автолестниц или автоподъемников в пределах их технических характеристик, как выполнение требования п.2 приложения 1* СНиП 2.07.01-89* по доступу пожарных в любую квартиру или помещение.

Между тем, следует учитывать также требование п.3 ч.1 ст.80 ФЗ №123, где упор сделан именно на конструктивные, объемно-планировочные решения зданий, сооружений, обеспечивающие доступ личного состава пожарных подразделений и доставки средств пожаротушения в любое помещение, что может быть, например, достигнуто:

с помощью лифтов для транспортирования пожарных подразделений (ГОСТ Р 53296-2009), устройств для чистки и ремонта фасадов на высотах, превышающих технические характеристики пожарных автолестниц и автоподъемников;

использованием площадок на покрытии здания для беспосадочного вертолетного десантирования пожарных с аварийно-спасательным снаряжением;

размещением закладных элементов с несущей способностью не менее 300 кгс в помещениях и на стенах фасадов для использования индивидуальных систем спасения людей;

размещением закладных элементов или сплошного монорельса (силовой штанги и т.п.) с несущей способностью не менее 1500 кгс по периметру кровли для крепления аварийно-спасательного снаряжения для доступа спасателей к любой точке фасада, крепления систем группового спасения для спуска людей с кровли и этажей до уровня земли и т.д.

Существенное значение на проектирование многосекционных или блокированных зданий имело требование ч.11 ст.67 ФЗ №123 в отношении сквозных проездов (арок) и их конфигурации, особенно круговых, и соответствующие радиусы поворотов. В ФЗ №123 /1/ и СНиП 2.07.01-89* такие требования отсутствуют. Аналогичная ситуация характерна для уклона проездов в местах установки автолестниц и автоподъемников. Согласно п.11.8 СП 42.13330 /12/ радиусы закругления проезжей части дорог местного значения (к ним более всего подходят, видимо, проезды и подъезды для пожарных автомобилей к зданиям, сооружениям) по кромке тротуаров или разделительных полос следует принимать не менее 5 м.

Согласно утратившей силу ч.9 ст.67 ФЗ №123 конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.. Однако, методика расчета таких нагрузок в НД отсутствует, что создает неопределенность для проектировщиков и органов надзора при выборе и экспертизе соответствующих проектных решений, особенно с учетом разработки для высотных и уникальных зданий «Плана тушения пожаров». Аналогами для таких нормативов и расчетов могут быть требования п.12.3 МГСН 1.01-99 и п.16.2.2 ТСН 31-332-2006 Санкт-Петербург по конструкции дорожной одежды пожарных проездов из расчета не менее 16 тонн на ось (методика расчета для такого варианта ранее имелась в приложении 3 МГСН 3.01-01).

При проектировании открытых автостоянок легковых автомобилей для жилых зданий используются требования по расстояниям (не записано, что по противопожарным расстояниям, т.к. оно имеется в СанПин 2.2.1/2.1.12003) табл.10* СНиП 2.07.01-89*, табл.10 СП 42.13330.2011, табл.9.3.1 МГСН 1.01-99, в которых отсутствует критерий, когда открытые автостоянки следует считать раздельными. В результате, при наличии, например, второстепенных проездов шириной 3,5 м или даже основных проездов шириной 5,5 м (табл.8 СП 42.13330 /12/) между различными частями открытой автостоянки число машино-мест часто суммируется, что приводит к необходимости увеличения расстояния до жилых зданий не менее чем в 1,5 раза (например, с 10 м до 15 м или с 15 м до 25 м и т.д.) по табл. 35 СП 4.13130 /8/ или табл.10 СП 42.13330 /12/ — НД. Поэтому на практике часто приходится ширину проезда между автостоянками увеличивать до 8м. Это приводит во многих случаях либо к сокращению числа машиномест, либо к нерациональному использованию земельного участка, выделенного под строительство объекта. Вполне достаточным было бы считать открытые автостоянки легковых автомобилей до 50 м/мест каждая автономными при ширине проезда между ними не менее, например, 4 м (за аналог приняты нормативные требования п.5.4.13 и п.5.4.14 СП 2.13130.2009). В нормах Республики Беларусь, например, противопожарные разрывы между высотным зданием и открытыми площадками для стоянки автотранспортных средств принимаются не менее 15 м, что, не допускает произвольного толкования нормативных требований.

Согласно ежегодным статистическим сборникам ФГБУ ВНИИПО МЧС России наружный противопожарный, хозяйственно-питьевой-противопожарный водопроводы используются при тушении более 15% пожаров, но если учесть, что около 35% пожаров происходит в сельских поселениях, где противопожарный водопровод весьма неразвит или отсутствует вообще, то примерно 25% пожаров тушится с использованием городских водопроводных сетей. При этом необходимо учитывать, что соответствующие п.5.1 и табл.1 СП 8.13130 /15/ определяют нормативный расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров в городских округах, городских и сельских поселениях в зависимости от числа жителей в поселении для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети. Однако на практике, если объект строительства расположен в городе с населением более 1 млн. чел., то органы экспертизы требуют принимать расход не менее 110л/с (последняя строка табл.5.1 СП 8.13130.2009 для числа жителей более 1000 тыс.чел.), хотя, как правило, проводится только подключение водопровода проектируемого объекта к существующим городским водопроводным сетям и, в такой ситуации, необходимо руководствоваться табл. 2, 3 и 4 СП 8.13130 /15/, согласно которым этот расход может быть в 2,5 – 4 раза ниже, т.е., например, 25-35л/с.

Согласно утратившей силу ч.17 ст.90 ФЗ №123 на покрытии зданий с отметкой пола верхнего этажа более 75 м предусматривались площадки для транспортно-спасательной кабины пожарного вертолета размером не менее 5х5 м, т.е. требованиями ФЗ не предусматривался вариант посадки собственно вертолета на покрытие здания. Однако, при проектировании высотных зданий в течение ряда лет требовалось устройство на покрытии площадок размером не менее 20х20 м, рассчитанных на статическую (11 т) и динамическую (22 т) нагрузки для вертолета, например, типа К-32. Такое требование реализовано в проектах многих жилых высотных зданий, хотя известны существенные ограничения по использованию летательными аппаратами воздушного пространства над значительной частью Москвы, а также проблемы при приближении вертолета собственно к горящему зданию (ближе 70 м) вследствие возможной конвективной тепловой колонки, превышении силы ветра нормативных значений, наличия вертикальных конструкций рядом стоящих зданий и т.д.

В ст.53 ФЗ №123 /1/ определены требования к путям эвакуации людей из зданий, сооружений при пожаре. При этом методология расчетов строится на том, что они проводятся для определения интервала времени от момента обнаружения пожара до выхода людей в безопасную зону, в качестве которой для здания в целом принимается выход непосредственно наружу. Вместе с тем, для зданий с большим числом находящихся в них людей это условие является недостаточным, т.к. существенное значение будет иметь наличие возможности рассредоточения эвакуирующихся людей на прилегающей территории из расчета не менее, например, 0,2 м 2 на одного эвакуирующегося. Данное обстоятельство имеет существенное значение не только на случай пожара, но и других чрезвычайных ситуаций.

1. Принятие ФЗ №117 /4/ создало определенные возможности выбора проектных решений на основе применения сводов правил, как правило, добровольного применения согласно /9/. Вместе с тем, ряд утративших силу, но достаточно значимых требований пожарной безопасности не содержится в действующих нормативных документах, что целесообразно учесть при совершенствовании НД или отражать, при необходимости, в СТУ.

2. Следует проводить гармонизацию требований СП (актуализированных СНиП) с НД по пожарной безопасности, принятыми МЧС России путем согласования на этапе их проектов с МЧС России согласно ст.3 и ст.6 ФЗ №69 /6/.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

2. Федеральный закон от 30.12.2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

3. Федеральный закон от 25.11.2011 г. №337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 10.07.2012 г. №117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

5. Федеральный закон от 27.12.2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании».

6. Федеральный закон от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности».

8. Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 г. №1047-р «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

9. Приказ Ростехрегулирования от 30.04.2009 г. №1573 Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

10. СП 4.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (с изменениями, утверждёнными и введёнными в действие с 01.02.2011 г. приказом МЧС России от 09.12.2010 г. №638).

12. СП 42.13330.2011 «Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утвержден и введен в действие с 20.05.2011 г. приказом Минрегиона России от 28.12.2010 г. №820).

15. СП 8.13130.2009 Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с учетом изменений, внесенных приказом МЧС России от 09.12.2010 г. №640).

Еще по теме:

  • Общая собственность презентация Презентация к курсу "Экономика и право" по теме "Право общей собственности" (10 класс) Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал" Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки […]
  • Приказ минфина от 6 августа 2018 г 124н Приказ Минфина РФ от 28.02.2018 N 36Н Зарегистрировано в Минюсте России 29 марта 2018 г. N 50561 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗот 28 февраля 2018 г. N 36н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗРАБОТКИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО […]
  • Судебные споры каско Суд со страховой по КАСКО Отказ выплат по страхованию КАСКО – ситуация неприятная, но очень распространенная в нашей практике. Кроме отказа, страховщики часто применяют такие действия, как занижение страховых выплат (чаще всего в результате проведения независимой экспертизы) либо […]
  • Экспертиза картины в москве Экспертиза картин в Москве Экспертиза проводится бесплатно для Владельца произведений, если произведения реализуются через нашу организацию. Также экспертный совет Аукционного дома бесплатно для Владельца проводит предварительную экспертизу в присутствии Владельца. Для экспертизы Вы […]
  • Бланк гостехнадзор купли продажи Как оформить договор купли-продажи самоходной машины? Популярным видом техники является самоходная машина. Оформление договора купли-продажи трактора или снегоходного устройства имеет особенности. Общие сведения Договор купли-продажи самоходной машины – это документ, который […]
  • Виновато суд Суд не внял доводам РИАС, что в его финансовом крахе виновато правительство, и не расторг договор с банком Судья Арбитражного суда Ростовской области Светлана Абдулина отказала (А53-7010/2011) ООО "Росинтерагросервис" (РИАС), головной структуре одноименной группы сельскохозяйственных […]
  • Правила применения оружия ведомственной охраны Статья 15. Применение специальных средств Статья 15 . Применение специальных средств Работники ведомственной охраны имеют право на применение специальных средств в случаях: 1) отражения нападения на охраняемые объекты; 2) отражения нападения на работников ведомственной охраны или лиц, […]
  • Платежи за капитальный ремонт закон Является ли обязательной плата за капремонт? Федеральный закон об оплате за капремонт стал темой для бурных обсуждений, разногласий и различных поправок. Собственники разделились на два противоборствующих фронта, каждый из которых преследует определенную цель. Одни расценивают данный […]