Закон 1874

4. Правила о лицах, имеющих право быть поверенными по судебным делам 1874 года.

25 мая 1874 году были приняты Правила о лицах, имеющих право быть поверенными по судебным делам. Они вошли в главу третью, раздела IX общего Учреждения Судебных установлений.80

80 Свод законов Российской Империии. Том 16. Книга 1. Издание 1914 года.

82 позже была введена статья 406/19 запрещающая женщинам быть частными поверенными

83 Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2002. N 8. С. 62.

84 Грацианский Н.И. «Безурядица в адвокатуре». Журнал «Юридическая Летопись», 1890, N 7, 98.

Отмечая принятия указанных Правил как попытку легализовать деятельность подпольных адвокатов, поставив их под контроль государства, абсолютное большинство авторов признает институт частных поверенных, установленный этими ими, «язвой современной адвокатуры. Его организация крайне несовершенна. Она не гарантирует в достаточной степени ни юридических познаний, ни нравственных качеств, ни независимости частных поверенных», — утверждал Васьковский.81

Лица, допускаемые в частные поверенные. Ограничения.

Право быть поверенным предоставлялось не только присяжным, но и всякому частному лицу – мужчине или женщине,82 русскому подданному или иностранцу, лишь бы принявший на себя обязанность поверенного по делам достиг гражданского совершеннолетия (21 года) и не принадлежал к тем, кому законом запрещено быть поверенными, правда, с некоторыми исключениями: не достигшим совершеннолетия; монашествующим; священнослужителям белого духовенства; признанным несостоятельными; состоящими под опекой; ученикам, воспитанникам, студентам, слушателям, мировым судьям того мирового округа, где дело производится; отлученным от церкви по приговору духовного суда; лишенным всех прав состояния; исключенным из службы по суду или из духовенства за пороки и некоторым другим.83

Для частных поверенных не требовалось высшее образование; они могли находиться на службе; о них почти не собирались сведения относительно нравственной благонадежности; надзор за ними судебных мест, выдающих свидетельства, можно сказать, был только номинальный. «С кистенем ходили среди публики», как выразился о них по делу Волженского бывший прокурор, а позже присяжный поверенный Грацианский Н.И.84

Нередко принятие в частные поверенные зависело от усмотрения суда и личного отношения к кандидату. Зачастую допускались и нарушения при выдаче свидетельств. Например, в ноябре 1874 г. съезд мировых судей Орловского судебно-мирового округа принял к рассмотрению заявление кандидата, обвиняемого в совершении преступления. По мнению товарища окружного прокурора, выдача свидетельства «была предрешена».85

86 Свод законов. Т. 16. Учреждение судебных установлений. Ст. 406/19

87 ГАКО, ф. Р – 24, оп. 13. Д. 17, лл. 2, с. 2.

88 Бюллетень Минюста Российской Федерации. 2002. N 6. С. 50.

Для женщин доступ к получению юридической профессии был закрыт86. Печать и общественность неоднократно поднимали вопрос о праве женщин заниматься юриспруденцией. В США и странах Европы женщины допускались к адвокатской практике и с успехом вели судебные дела. Отдельные попытки женщин выступать в качестве защитников в судах были и в России. Так, в начале 90-х гг. XIX в. В Сибири с большим успехом вели в судах дела женщины-адвокаты Аршаулова и Кичеева. Частным поверенным была Е.Ф. Козьмина. Она училась на акушерских курсах, организованных при Казанском университете. С целью приобретения средств к жизни она совмещала учебу с работой, занимаясь перепиской бумаг у сенатора А.Ф. Кони, который в то время занимал должность прокурора Казанского окружного суда. Канцелярская работа стала первой серьезной пробой сил на юридическом поприще. При выборе из трех специальностей Е.Ф. Козьмина приняла решение в пользу юриспруденции. Желая получить звание частного поверенного, она обратилась в Нижегородский окружной суд с просьбой о допущении ее к экзаменам. Выдержав экзамен на «отлично», в феврале 1875г. Е.Ф. Козьмина получила звание частного поверенного со взносом установленной платы 150 рублей в год.87

Судебная практика у Е.Ф. Козьминой складывалась вполне удачно. С большим успехом она провела сложный процесс по спору о наследстве купца Нестерова. Почувствовав в себе достаточно уверенности, Е.Ф. Козьмина в том же 1875 г. обратилась в Московскую судебную палату с ходатайством о допущении ее к экзамену на звание частного поверенного при этой палате. Однако судебная палата не допустила Козьмину к экзаменам, сославшись на правительственный Указ от 14 января 1871 г. и последующий циркуляр министра юстиции о недопуске женщин к получению права на звание частного поверенного. 6 сентября 1875 г. отказ судебной палаты Козьмина обжаловала в Правительствующий Сенат. Сенат отменил определение Московской судебной палаты и разрешил допустить ее к экзамену. Но 7 января 1876 г. по «Высочайшему повелению» министра юстиции Е.Ф. Козьминой и всем женщинам был закрыт доступ к профессии адвоката. Свидетельство, выданное ей Нижегородским окружным судом, было отобрано, а денежную сумму она смогла получить только через год. 88

Оформление допуска к профессии частного поверенного. Взнос.

В соответствии с Правилами по делам, производившимся как в общих, так и в мировых судах, поверенными (кроме присяжных поверенных) могли быть лица, получившие особые свидетельства на право ходатайствовать по другим делам. Форма свидетельства устанавливалась Министерством юстиции (статья 406/1 Учреждения Судебных установлений).89 Свидетельства на право ходатайства по чужим делам выдавались мировыми съездами, окружными судами и судебными палатами. Свидетельства эти давали право на ходатайство лишь в том судебном месте, из которого они выданы, за исключением, например, случая, когда поверенный, принявший на себя хождение по делу, производящемуся в мировых судебных установлениях, окружном суде или в судебной палате, по желанию тяжущегося или подсудимого, ходатайствовал по тому же делу и в Кассационных департаментах правительствующего Сената (статьи 406/2, 406/3, 406/4 Учреждения Судебных установлений).90

90 Свод законов. Т. 16. Учреждение судебных установлений. Ст. 406/2, 406/3, 406/4

91 Свод законов. Т. 16. Учреждение судебных установлений. Ст. 406/5, 406/7

92Свод законов. Т. 16. Учреждение судебных установлений. Ст. 406/8

Желающий получить свидетельство на право быть поверенным должен был подать прошение в соответствующий суд с приложением документов, удостоверяющих его личность, подтвердив в прошении, что для получения права быть поверенным нет препятствий. Если впоследствии выяснялось, что препятствия имелись, то у лица отбиралось свидетельство и оно привлекалось к уголовной ответственности в соответствии с законом. Если суд отказал в выдаче свидетельства, то это решение можно было обжаловать в вышестоящей судебной инстанции (статьи 406/5, 406/7 Учреждения Судебных установлений).91

Информацию о лицах, получивших свидетельство на право быть поверенными, суд доводил до сведения министра юстиции и публиковал имена этих лиц в местных губернских ведомостях (статья 406/8 Учреждения Судебных установлений).92

Основное отличие частных поверенных от присяжных заключалось в возможности получить свидетельство при «удостоверении суда в своих познаниях» не только от окружного суда, но и от съезда мировых судей. Предполагалось, что после подачи заявления кандидат в частные поверенные, должен был выдержать письменный или устный экзамены. В соответствие со статьями 406/6 и 406/7 Учреждения Судебных установлений «судебное место имеет право удостовериться в надлежащих познаниях желающего получить свидетельство на хождение по делам», судебное место принимает в соображение «все сведения, которые оно признает нужными». Таким образом, «выдача свидетельств зависела всецело от благоусмотрения судов и их личного отношения к кандидатам в поверенные…В виду такой зависимости от личного усмотрения судов, частными поверенными делались по большей части лица невысокого достоинства».93

94 Свод законов. Т. 16. Учреждение судебных установлений. Ст. 406/11

95 Свод законов. Т. 16. Учреждение судебных установлений. Ст. 406/9, 406/10

96 Свод законов. Т. 16. Учреждение судебных установлений. Ст. 406/18

97 ГАКО, ф. 33, оп. 1, д. 108, лл. 287 – 288 об.

За получение свидетельств, выдаваемых окружными судами и судебными палатами, плата поступала в доход казны; сбор же со свидетельств, выдаваемых мировыми съездами, обращался в общие земские средства, а в городах, где мировые установления содержались из городских доходов, в эти доходы (статья 406/11 Учреждения Судебных установлений).94 Размер сбора зависел от учреждения, выдавшего свидетельство, и составлял по свидетельствам мирового съезда – 40 рублей в год; по свидетельствам окружного суда и судебной палаты – 70 рублей в год. Дозволялось получать свидетельства и от нескольких судов с платою за каждое свидетельство отдельно. Плата вносилась за год вперед в январе месяце. Получавший свидетельство между 1 июля и 1 января вносил плату за полгода. (статьи 406/9 и 406/10 Учреждения Судебных установлений).95

Этим же законом от 25 мая 1874 г. было предоставлено право по делам, производившимся у мировых судей, допускать к ходатайству в качестве поверенных и лиц, которые не имели свидетельства (не являлись частными поверенными), «но не более как по трем делам в течение года в пределах того же мирового округа».

Перед допущением к судебному разбирательству такие лица спрашивались судьей: не ходатайствовали ли они уже в этом году в пределах мирового округа по чужим делам, и если ходатайствовали, то сколько раз. За ложное показание по этому вопросу виновные подвергались уголовной ответственности (статья 406/18 Учреждения Судебных установлений).96

В мировых судах защита допускалась, но не являлась обязательной, т.е. «ни на ком по закону не лежит обязанность защищать интересы обвиняемого, если он сам не нашел себе защитника». По уголовным делам в окружном суде или судебной палате подсудимый также мог сам избирать себе в защитники кого пожелает (из разрешенных законом, естественно). Но если подсудимый не нашел себе защитника, то по его просьбе председатель суда назначал ему официально защитника.

Практика применения закона о частных поверенных показала его несовершенство. Пробелы закона восполнялись по аналогии с нормами, регулирующими деятельность присяжных поверенных. 97 Так, в 1874 г. Сенат рассмотрел кассационную жалобу А. Протопопова, поданную на приговор Сарапульского окружного суда. Подсудимый просил отменить приговор, так как суд не разрешил ему защищать его родного брата. Основанием для отказа явилось отсутствие у него свидетельства частного поверенного. Сенат разъяснил, что защитниками, кроме присяжных поверенных, родителей и супругов, могут быть только лица, получившие свидетельство. По мнению Сената, это правило относится к поверенным, но не к защитникам по уголовным делам. Следовательно, оснований для расширительного толкования закона о частных поверенных нет. Таким образом, Сенат, применив по аналогии ст. 565 Устава уголовного судопроизводства, устанавливающую, что подсудимые вправе выбирать себе защитников не только из присяжных поверенных, но и из других лиц, устранил пробел закона о частных поверенных. Приговор Сарапульского окружного суда был отменен.98

99 Свод законов. Т. 16. Учреждение судебных установлений. Ст. 406/13

100 Свод законов. Т. 16. Учреждение судебных установлений. Ст. 406/14

101 Свод законов. Т. 16. Учреждение судебных установлений. Ст. 406/15

Ответственность частного поверенного.

Дисциплинарную власть над частными поверенными осуществляли суды, при которых состояли лица, получившие свидетельства. В случае «неправильных и предосудительных действий» этих лиц суды рассматривали их действия и могли подвергать частных поверенных следующим дисциплинарным взысканиям: а) предостережению или замечанию; б) выговору; в) запрещению отправлять обязанности поверенного на время свыше одного года; г) исключению из числа поверенных (статья 406/13 Учреждения Судебных установлений).99

На постановления окружных судов и мировых съездов о наложении дисциплинарного взыскания в течение 2-х недель могла быть подана жалоба или принесен протест прокурорского надзора, которые рассматривались судебной палатой, решение которой являлось окончательным. На постановления судебной палаты о наложении дисциплинарного взыскания на частных поверенных желающих или состоящих при указанной палате жалоба или протест могли быть принесены в тот же срок в соединенное присутствие первого и кассационных Департаментов Сената (статья 406/14 Учреждения Судебных установлений). 100

Статья 406/15 предоставлялось право Министру Юстиции «устранять от ходатайства по судебным делам» лиц на свое усмотрение, если до него дошли «несомненные сведения», которые «обнаруживают предосудительный образ действий, не соответствующий званию поверенного». 101 В последствие указанное правило предлагалось распространить и на присяжных поверенных.

Оплата труда частных поверенных.

Относительно размера вознаграждения на частных поверенных распространялось действие статей 395 и 396 Учреждения Судебных установлений, т.е. их оплата труда и размер вознаграждения определялся также как у присяжных поверенных по письменному соглашению между сторонами и по таксе, определяемой, как предполагалось, каждые три года (статьи 406/16, 395, 396 Учреждения Судебных установлений).102

102 Свод законов. Т. 16. Учреждение судебных установлений. Ст. 406/16, 395, 396

103 Табашников.«О ходатаях по крестьянским делам». «Журнал гражданского и уголовного права»,1883, N2.

Принятие Правил о лицах, имеющих право быть поверенными по судебным делам, не достигло тех целей, которые ставились. «Наряду с присяжными поверенными, — людьми, обладающими далеко немаловажной теоретической и практической подготовкой образовалось особое сословие судебно-патентованных адвокатов, которые, в огромном большинстве случаев, либо имея первичные признаки юридической подготовки, либо не будучи вовсе повинны в каком-нибудь знакомстве с азбучными началами и понятиями права и судопроизводства, претендуют однако на положение присяжных поверенных, выступают на суде, с самоуверенностью, достойной лучших людей и ставят своим клиентам столь высокие и беспощадные требования, на которые едва ли решаются лучшие из присяжных поверенных».103

«Деятельность частных поверенных чрезвычайно вредна еще в том отношении, что они являются счастливыми конкурентами несравненно более образованного и честного сословия присяжных поверенных», считал Васьковский.

Закон 1874

Начиная с Петра I, все сословия в России привлекались к службе в армии. Дворяне обязательно должны были сами проходить военную службу, а податные сословия — обеспечивать армию рекрутами. Когда Екатерина II освободила «благородное дворянство» от обязательной службы, рекрутчина оказалась уделом беднейших слоев общества. Дело в том, что до принятия Устава о воинской повинности рекрутская повинность не носила характер личной обязанности нести военную службу. В ряде случаев допускалась замена поставки рекрута натурой, денежным взносом или наймом охотника — человека, который соглашался пойти на службу вместо призванного рекрута.
Реформы в военной области стимулировались неутешительными итогами Крымской войны 1853-1856 гг. Уже в конце 1850-х годов был упразднен институт военных кантонистов и сокращен до 10 лет срок службы низших чинов. Новый виток реформ был связан с назначением в 1861 г. на пост военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина. Военные преобразования развернулись сразу по нескольким направлениям, включая: введение новых воинских уставов, сокращение личного состава армии, подготовку обученных резервов и офицерских кадров, перевооружение армии и реорганизацию интендантской службы. С 1864 до 1867 г. численность вооруженных сил была сокращена с 1132 тыс. до 742 тыс. чел., без снижения реального военного потенциала.
Во главу угла военной реформы был положен принцип децентрализации войскового управления путем создания военных округов, командующие которых должны были соединять в своих руках высшее командование войсками и контроль над военной администрацией. 6 августа 1864 г. было принято «Положение о военно-окружных управлениях», согласно которому было создано сначала 9 военных округов, а 6 августа 1865 г. — еще 4 военных округа. Одновременно была проведена реорганизация военного министерства. В 1865 г. был учрежден Главный штаб – высший орган оперативно- стратегического и строевого управления войсками, подчиненный военному министру. В свою очередь, созданный еще в 1827 г. Генеральный штаб стал структурным подразделением Главного штаба. Основной целью данных реформ было сокращение армии в мирное время и одновременное обеспечение возможности ее развертывания во время войны.
С 1865 г. началась военно-судебная реформа, в основе которой лежало внедрение принципов гласности, состязательности сторон и отказ от телесных наказаний. Были установлены три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суд. В 1860-х годах, по инициативе военного ведомства, началось строительство стратегических железных дорог, а в 1870 году были образованы специальные железнодорожные войска. Реорганизации армии сопутствовала коренная перестройка старых оружейных заводов и строительство новых, благодаря чему в 1870-е годы завершилось перевооружение армии нарезным оружием.
Условия Парижского мирного договора существенно ограничивали возможности развития военно-морского флота. До 1864 г. очевидно первостепенное внимание к береговой обороне. Это подтверждается строительством на российских верфях, прежде всего, предназначенных для береговой обороны канонерских лодок. Одновременно на созданное в 1856 г. и состоявшее под Высочайшим покровительством Русское Общество Пароходства и Торговли была возложена задача создания училищ для подготовки морских кадров. На практике эти меры представляли собой реализацию плана создания резерва военного флота, способного отчасти компенсировать отсутствие такового. Во второй половине 1860-х гг. российское правительство начинает строить башенные фрегаты, предназначенные для океанских крейсерских операций.
Реформа военно-учебных заведений предусматривала создание военных и юнкерских училищ, в которые с 1876 г. стали принимать лиц всех сословий. Из 66 кадетских корпусов были сохранены только два — Пажеский и Финляндский, а остальные были переформированы в военные гимназии или в военные училища. В 1877 г. была создана Военно-юридическая академия и расширена основанная Николаем I Академия Генерального штаба.
Также во главу военной реформы были поставлены вопросы престижа военной службы и корпоративности военного сословия. Этим целям служило создание военных библиотек и военных клубов, сначала офицерских, а в 1869 г. было создано первое солдатское собрание, с буфетом и библиотекой. Составной частью реформы стало улучшение материального положения офицеров: с 1859 по 1872 г. как минимум на 1/3 (а для многих категорий в 1,5 – 2 раза) были повышены выплаты и жалование. Столовые деньги офицеров составляли от 400 до 2 тыс. руб. в год, тогда как обед в офицерском клубе обходился всего в 35 копеек. С 1859 г. стали создаваться кассы для офицеров и других чинов для выплаты пенсий и пр. Причем для всех чинов давались заемные ссуды под единые 6% годовых.
Однако все эти нововведения не смогли устранить сословную структуру армии, основанную на системе рекрутских наборов, прежде всего, среди крестьян и монополии дворян на занятие офицерских должностей. Поэтому в 1870 г. для разработки вопроса о воинской повинности была образована особая комиссия. Спустя четыре года Комиссия представила на рассмотрение императора Устав всеобщей всесословной воинской повинности, который был высочайше утвержден в январе 1874 г. Рескрипт Александра II от 11 (23) января этого же года поручал министру привести закон в исполнение «в том же духе, в каком он составлен».
Согласно Уставу, на воинскую службу по жребию, который делался один раз в жизни, призывались по достижению 20 лет. Те, кто по номеру вынутого жребия не подлежал поступлению в постоянные войска, зачислялись в ополчение. Устав определил общий срок военной службы в сухопутных войсках 15 лет, на флоте — 10 лет, из которых действительная военная служба равнялась 6-ти годам на суше и 7-ми — на флоте. Остальное время приходилось на службу в запасе (9 лет в сухопутных войсках и 3 — на флоте). То есть по выходу в запас солдат время от времени мог призываться на учебные сборы, не препятствовавшие его частным занятиям или крестьянскому труду.
Устав также предусматривал льготы по образованию и отсрочки по семейному положению. Так, освобождению от службы подлежали единственные сыновья у родителей, единственные кормильцы в семье при малолетних братьях и сестрах. От воинской повинности по социальному состоянию освобождались священники всех христианских вероисповеданий, некоторые лица мусульманского духовенства, штатные преподаватели вузов и обладатели ученых степеней. По национальному признаку освобождению подлежали нерусские туземные жители Средней Азии, Казахстана, некоторых округов Сибири, Астраханской, Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской и Закаспийской областей, Архангельской губернии. На особых условиях к службе привлекалось население Северного Кавказа и Закавказья нехристианских вероисповеданий: для них отбывание воинской повинности заменялось уплатой особого денежного сбора. Сокращенные сроки службы устанавливались для выпускников высших, средних и низших учебных заведений. По уставу 1874 г. для первых срок определялся в полгода, для вторых – в полтора года и для третьих — в три года. Впоследствии эти сроки были увеличены соответственно до двух, трех и четырех лет. Предусматривалась и практика отсрочек для учащихся высших и средних учебных заведений.
Для исполнения воинской повинности в каждой губернии учреждались губернские по воинской повинности присутствия, которые находились в ведении Управления по делам воинской повинности Главного штаба Военного министерства. Устав о воинской повинности с изменениями и дополнениями действовал до января 1918 г.

Глущенко Е. Реформатор российской армии Д.А. Милютин (1816-1912) // Маркетинг. 1994. № 1. С. 132-145.

Головин H.H. Русские законы о всеобщей воинской службе // Военные усилия России в Мировой войне. Париж, 1939.

Дмитрий Алексеевич Милютин // История государства Российского: Жизнеописания. XIX век. Вторая пол. М., 1998. С. 44-56.

Форсова В.В. Военная реформа Александра II //Вестник РАН. 1995. Т. 65. N 9. С. 826-835.

Шевырев А.П. Русский флот после Крымской войны: либеральная бюрократия и морские реформы. М., 1990.

Какие воинские части Устав отнес к постоянным сухопутным войскам?

Какие категории населения были освобождены от воинской повинности?

Какие льготы по воинской службе предусматривались для лиц с образованием?

Назовите основные составные части военной реформы 1860-1870-х гг.

Тютрюмов И.М. Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената и комментариями русских юристов. Книга первая.

76. Воспрещение всяких предварительных, произвольных между супругами актов, клонящихся к разрыву супружеского союза, распространяется на все вообще Христианские исповедания, не выключая и тех, которые принимают брак за союз гражданский (а); но сим не отменяются те особые правила, коими Протестантские духовные правительства должны руководствоваться в принятии таковых дел к своему рассмотрению и в решении оных постановлениями Протестантского исповедания (см. Уст. Ин. Испов., изд. 1896 г., ст. 317-386 (б)). (а) 1819 марта 26 (27737). — (б) 1827 сент. 5 (1356); 1832 дек. 28 (5870) ст. 66-135.

77 исключена [ср. 1864 февр. 10 (40588) II, ст. 3].

Отд. II. О метрической записи браков раскольников

78. (Прод. 1906 г.[112])Браки старообрядцев и сектантов приобретают в гражданском отношении через записание в установленные для сего особые метрические книги (ср. Зак. Сост., ст. 931-954 по изд. 1899 г. и по Прод.) силу и последствия законного брака (а). Воспрещаются и не подлежат записи в метрические книги такие браки старообрядцев и сектантов, кои возбранены Законами Гражданскими (ст. 3-5, 12, 20, 21 и 23) (б). Существование брака старообрядцев и сектантов считается доказанным со дня записи в метрической книге. Но если по обжаловании в установленном порядке определения Полицейского Управления о препятствии к записи определение сие признано будет неправильным, то брак по просьбе о том одного или обоих супругов считается имеющим законную силу не со дня действительного внесения оного в метрическую книгу, а со времени первоначального о нем заявления. О сем делается особая отметка в метрической книге (в). Брак, записанный в метрической книге, может быть расторгнут только по суду в случаях, определенных в статье 45 (по Прод.) (г). Браки, воспрещенные законом или же заключенные между лицами, состоящими в браке, совершенном по правилам Православной Церкви или по обрядам другого, признаваемого в государстве вероисповедания, считаются незаконными и недействительными, хотя бы и были записаны в метрической книге (д). Несоблюдение при записи брака в метрическую книгу установленных правил подвергает виновных законной ответственности, но не разрушает самого брака (е). (а) 1874 апр. 19 (53391) прав., ст. 1; 1905 апр. 17, Собр. Узак. 526, Имен. ук., ст. 5 и 7. — (б) 184 апр. 19 (53391) прав., ст. 2; 1905 апр. 17, Собр. Узак. 526, Имен. ук., ст. 5 и 7. — (в) 1874 апр. 19 (53391) прав., ст. 11; 1905 апр. 17, Собр. Узак. 526, Имен. ук., ст. 5 и 7. — (г) 1874 апр. 19 (53391) прав., ст. 12. — (д) Там же, ст. 13; 1905 апр. 17, Собр. Узак. 526, Имен. ук., ст. 1; пол. Ком. Мин., I ст. 1. — (е) 1874 апр. 19 (53391) прав., ст. 14.

Примечание. Относительно браков, существовавших между раскольниками до 19 апреля 1874 г., соблюдаются следующие правила: 1) раскольники, записанные в сказках десятой ревизии мужем и женой, признаются состоявшими в законном браке супругами, доколе действительность брака не будет опровергнута по суду; 2) брачные союзы, заключенные раскольниками после десятой народной переписи, записываются в метрические книги на точном основании общих правил о метрической записи браков раскольников; 3) постановления, изложенные в пунктах 1 и 2 сего примечания, не имеют по делам об имуществе обратной силы и не могут служить основанием для какого бы то ни было иска по имуществу за время до 19 апреля 1874 г. 1874 апр. 19 (53391) мн. Гос. Сов., ст. 1, 3, 6.

О браках раскольников

1. Раскольники, крещенные по православному обряду, не могут считаться принадлежащими к расколу от рождения и потому не подлежат внесению в установленные для раскольников метрические книги (ст. 947 т. IX Св. Зак. изд. 1899 г.) (ук. 1 Деп. Сената 11 сент. 1903 г., N 7872).

2. Прав. Сенат (по Общ. Собр. 1 и Касс. Деп. 1899 г., N 28) разъяснил, что если раскольниками было предпринято все требуемое от них правилами 19 апр. 1874 г. для записи их брака и если притом Полицейским Управлением было неправильно им отказано в такой записи, то за ними должно быть признано право доказывать существование своего права в исковом порядке.

3. «Закон не допускает иного способа доказывания законности браков раскольников, заключенных после 19 апреля 1874 г., как только записью этих браков в особо установленные полицейские метрические книги: По закону 19 апреля 1874 г. моментом, с которого брак раскольников считается существующим, принимается день внесения о сем записи в метрические книги, и таким образом запись эта является равносильной самому заключению между раскольниками союза, приобретающего силу и последствия законного брака. Иное дело в браках между православными: записи в метрическую книгу подлежит только брак, уже совершенный по правилам Церкви, и метрическая запись служит лишь доказательством самого события брака, считающегося законным с момента совершения его по церковному чинопоследованию. Таким значением записи в приходскую метрическую книгу брака между лицами православными объясняются и постановленные в тех же законах гражданские правила о том, что метрические книги служат не единственным, а только главным доказательством брачного союза и что в случае сомнительности внесенной в метрическую книгу записи о браке, а также при отсутствии таковой записи событие брака может быть доказываемо разного рода документами и даже следствием» (94/36).

3 1 . Актом, служащим основанием брачного союза раскольников, закон признает религиозный обряд венчания, совершенный согласно верованию брачующихся, но не запись брака в метрические книги. Поэтому если брак раскольников не записан в метрические книги, то суд обязан удостовериться, в порядке состязательного производства, в наличности условий, свидетельствующих о действительности брака (1902/69).

4. Брачный союз раскольников, заключенный в промежуток времени между Х ревизией и 19 апр. 1874 г., не подлежал внесению в метрич. для раскольников книгу в том лишь случае, если бы ко времени издания означ. закона одного из супругов или обоих не было уже в живых (94/35).

5. Дети, рожденные от раскольничьего брака, совершенного после Х ревизии, но до издания закона 19 апреля 1874 г., — хотя бы супруги, пережив издание этого закона, не записали ни брака, ни рождения детей, — «не лишены права доказывать свою законнорожденность, и право это не погашается ни смертью родителей, ни каким-либо сроком, ни даже давностью (1347 ст. Уст. гр. суд.). Констатировать свою законнорожденность они могут посредством обращения к установленной на то власти с ходатайством о записи в метрическую книгу. Но от них зависит также в случае отказа в такой записи, а равно в предвидении возможности споров, обратиться с требованием о признании законности рождения и непосредственно к суду» (97/65).

6. Несоблюдение при записи брака в метрическую книгу установленных правил подвергает виновных ответственности, но не разрушает самого брака» (97/65).

7. Если брачный союз раскольников возникает с момента светской регистрации брака безотносительно к религиозным обрядам, то это не что иное как брак «гражданский».

А.Л. Боровиковский. — «Брак и развод по проекту гражд. уложения», «Ж. М. Ю.», октябрь 1902 г., стр. 50.

8. Раскольничьим религиозным обрядам закон не придает никакого значения; вся сила брака лежит в записи в особые метрические книги, и только со дня такой записи брак раскольничий считается существующим, а значит, от этого гражданского акта он восприемлет свое значение, потому и есть гражданский брак.

Проф. А.И. Загоровский. — «О проекте семейственного права», «Ж. М. Ю.», февраль 1903 г., стр. 78.

9. И в самом заглавии закона 1874 г., и во всех его правилах и мотивах ясно выражена и вполне последовательно проведена та мысль, что в полицейском управлении происходит не совершение брака, а запись брака раскольников, и вот эта запись, сообщающая браку раскольников «силу и последствия законного брака», и должна быть признана актом узаконения, так как, согласно тем же правилам и мотивам закона 1874 г. она обладает всеми вышеуказанными признаками узаконения брака и даже прямо и объявлена в мотивах закона этим актом.

С.Б. Гомолицкий. — «Брак раскольн. по закону 19 апр. 1874 г., «Вестн. Права», ноябрь и декабрь 1903 г., стр. 92.

10. Б.В. Никольский, в своем докладе «Юридическая природа раскольничьих браков», читанном им в заседании гражданского отделения Юридического общества 12 февраля 1904 г., высказывал взгляд, что 90 ст. т. Х ч. 1, и только она, делает признание раскольничьего брака гражданским — невозможным, так как гражданский брак мы имеем лишь в том случае, когда государственная санкция исключает санкцию других властей. У нас же согласно означенной статье государственная власть присоединяет свою санкцию к религиозной санкции. Следовательно, пока существует статья 90 или пока раскольничий брак не исключен из нее путем применения, запись раскольничьего брака в метрические книги не делает его видом гражданского брака.

Прив.-доцент Б.В. Никольский. — «Юрид. природа раскольнич. браков», «Вестн. Права», май 1904 г., стр. 117.

11. А.А. Леонтьев, возражая в заседании Юрид. общества против доклада г. Никольского «Юрид. природа раскольничьих браков», заметил, что, исключая Свода Законов издания 1832 г., все другие издания не что иное как инкорпорация, которая нисколько не заменяет собой текста инкорпорируемых законов, если последний неполно внесен в свод. Поэтому отсутствие примечания к 90 ст. Х т. I ч. в изданиях, последовавших после закона 1874 г., не может колебать тех выводов о природе раскольничьего брака, которые должны быть сделаны из самого смысла этого закона, из его первоначального текста и заключаются только в том, что этот закон вводит для раскольничьих браков именно форму гражданского брака, так как установленный этим законный брак раскольников ничем от гражданского брака не отличается.

А.А. Леонтьев. — «Проток. гражд. отдел. С. П. Б. юридического общества», «Вестн. Права», май 1904 г., стр. 121.

12. Закон, устанавливая для раскольников гражданские браки, оставляет на их волю совершать такие браки или не совершать. В последнем случае брачное сожительство раскольников, признаваемое ими законным, не признается за такое светским законом и не имеет, по светскому закону, юридических последствий, которые он связывает с законным браком.

Проф. К.Д. Кавелин. — «Очерк юридич. отнош., возникающ. из семейн. союза», стр. 41-42.

13. Если принять во внимание, что некоторые раскольничьи секты не признают таинства брака и не предполагают совершения какого-либо религиозного обряда, что оглашение и запись раскольничьих браков выполняются совершенно независимо от церковного обряда, если таковой требуется в подобных случаях среди прочих сект, что запись раскольничьего брака может быть сделана до совершения религиозного обряда, которому не придается никакого юридического значения, то станет очевидно, что закон 19 апреля 1874 г. установил для раскольников именно гражданский брак.

Н.П. Дружинин. — «О зап. раскольн. браков», «Юрист», 1903 г., N 42, стр. 1387.

Гл. III. О браках нехристиан между собою и с Христианами


Отд. I. О браках лиц новокрещенных

79. Лицо нехристианского исповедания по восприятии св. крещения может пребывать в единобрачном сожительстве с некрещеной женой; брак их остается в своей силе и без утверждения оного венчанием по правилам Православной Церкви. 1729 апр. 25 (5400); июня 18 (5444); 1825 дек. 18 (4).

См. ст. 37, 80 и 82.

80. Если жена или одна из жен магометанина или другого лица нехристианского исповедания примет св. крещение, то брак ее может оставаться в своей силе без утверждения оного венчанием по правилам Православной Церкви, но тогда лишь, когда муж, остающийся в своей вере, даст обязательство: 1) имеющих родиться от них с того времени детей, которые должны быть крещены в православную веру, ни прельщениями, ни угрозами, ниже другими какими-либо способами, не приводить в свой закон, и жене своей, за содержание православной веры, поношения и укоризны не наносить; 2) состоять с принявшей св. крещение во все время ее жизни или доколе продолжится брак их в единичном сожительстве, откинув прочих жен, если имеет. Сверх того, должно быть известно, что принявшая св. крещение не была перед тем отлучена мужем своим от брачного с ним сожительства. В противном случае, т.е. когда муж не согласится дать вышеизложенные обязательства или когда откроется, что принявшая крещение была им отлучена от сожительства с ним, брак их расторгается и жене дозволяется вступить в новый с лицом Христианского исповедания. 1836 окт. 14 (9710).

81. Если один из супругов, принадлежащих к иудейскому закону, обратится к православию, а другой останется в прежнем законе, но с обратившимся жить пожелает, то, оставив их в супружестве без расторжения, обязать подписками: первого в том, чтобы он тщательно имел попечение о приведении другого увещанием к восприятию православной веры, а сего в том, чтобы рождаемых в сем браке детей ни прельщениями, ни угрозами, ниже другими какими-либо способами не приводил в закон иудейский и обратившемуся в православную веру супругу за содержание оной поношения и укоризны не наносил. Если же муж или жена по обращении другого супруга жить в прежнем брачном союзе не пожелают, то брак расторгается, и обратившемуся лицу разрешается вступить в брак с лицом православным. Но в случае, если брак не расторгнут, ни мужу, ни жене не дозволяется постоянное жительство в губерниях, где евреям оседлость воспрещена. 1825 дек. 18 (4); 1851 апр. 9 (25106).

1. Следует полагать, что принятие иудеем лютеранства не составляет основания к расторжению брака, потому что такое сожительство не противоречит догматам лютеранской церкви.

Проф. Г.Ф. Шершеневич. — «Учебник русск. гражд. права», изд. 1907 г., стр. 621.

82. Буде новокрещенный имел прежде нескольких жен, по восприятии св. крещения он должен выбрать из них одну, с коей жить пожелает, преимущественно же обратившуюся равномерно к Христианству, и тогда брак их благословляется по Церковному чиноположению. Сие же правило распространяется и на жен, бывших за несколькими мужьями. 1739 янв. 12, ст. 4; 1771 апр. 8 (13592) VI.

См. ст. 37, 79 и 80.

83. Если ни одна из жен креститься не пожелает (ст. 82) и муж не изъявит согласия жить с некрещеной, то ему дозволяется вступить в новый брак с Православной. 1739 янв. 12, ст. 4.

84. Брак остается в своей силе и тогда, когда оба супруга перейдут в Христианство, хотя бы оный совершен был в степенях родства, Церковью возбраненных. 1771 апр. 8 (13592) IV.

См. ст. 23, 37 и 64.

Отд. II. О браках Христиан с лицами, не принадлежащими к Христианству

85. Российским подданным Православного и Римско-Като-лического исповеданий брак с нехристианами, а Протестантского брак с ламаитами и язычниками вовсе запрещается. 1827 янв. 19 (828) ст. 2; 1832 дек. 28 (5870) ст. 78; 1905 апр. 17, Собр. Узак. 526, пол. Ком. Мин. Х, ст. 3.

86 отменена [1857 июля 15 (32068); 1864 июля 12 (41051)].

87. Брак Российских подданных евангелического исповедания с магометанами и евреями совершается на основании Устава Евангелическо-Лютеранской Церкви в России (Уст. Ин. Испов., изд. 1896 г., ст. 328).

88 и 89 исключены [ср. 1864 февр. 10 (40588) II, ст. 3].

Отд. III. О браках нехристиан между собою

90. Каждому племени и народу, не выключая и язычников, дозволяется вступать в брак по правилам их закона или по принятым обычаям, без участия в том гражданского начальства или Христианского духовного правительства. 1775 марта 17; (14275) ст. 17; 1800 окт. 14 (19600); 1804 дек. 9 (21547) ст. 51, 53; 1722 июля 22 (29126) § 286, 287; 1826 дек. 1 (715) ст. 4; 1827 янв. 19 (828) ст. 1, 3, 4; февр. 6 (878) уст., § 74.

1. «Брачный договор мусульман (кебинный акт), составленный их духовенством по правилам шариата в присутствии свидетелей и внесенный в метрические книги, не представляет собой акта домашнего, действительность которого, по ст. 919 т. Х ч. 1 Зак. Гражд., обусловливается подписью дающего акт или кого-либо другого по его уполномочию» (1900/13).

3. Кем должны быть удостоверяемы браки между евреями, в законе не содержится указания. В сенатской практике вопрос об этом не был возбуждаем. Но из того, что и браки евреев констатируются записью в метрические книги (т. IX ст. 1080) и что судебным установлениям вообще не предоставлено права удостоверять законность браков, нужно прийти к заключению, что и браки между евреями могут быть удостоверяемы только духовными лицами иудейского исповедания, если признать, что и для них, как для раскольников, единственным доказательством события брака служат метрические их книги, и что раз в этих последних брак не записан и не может быть записан, он ничем не может быть удостоверен.

В.Л. Исаченко. — «Русское гражд. судопр.», т. II (2-е изд. 1906 г.), стр. 20.

91. Запрещение вступать в брак прежде достижения женихом или невестой определенного выше, в статье 3, возраста распространяется как на исповедующих магометанскую веру, так и на принадлежащих к иудейскому закону подданных Империи Российской. 1835 марта 22 (7990).

92. О заключении и расторжении браков магометан записывается в особые шнуровые книги по правилам, изложенным в Законах о Состояниях (изд. 1899 г., ст. 906-911).

93. По магометанским правилам жены отбывающих обязательную военную службу магометан имеют неотъемлемое право выходить замуж за других, если только имеют разводные письма; но для пресечения средств пользоваться сим дозволением вступать в новые супружества тем, которые на то не имеют права, установлены правила, изложенные в нижеследующих (94 и 95) статьях. 1835 янв. 7 (7735); 1874 янв. 1 (52983).

94. Предоставляется вступать в новые браки тем только женам отбывающих обязательную военную службу магометан, которые будут иметь разводные от мужей письма, и когда развод с ними будет сделан по магометанским законам. Те только разводные письма магометан признаются действительными, которые записаны в метрические книги по предписанному в Законах о Состояниях порядку и подписаны приходскими Имамами или Муллами. Женам магометан, получившим разводные письма, должны быть выдаваемы выписки из метрических книг, содержащие в себе упомянутые разводные письма с тем, чтобы они по истечении срока, в тех письмах назначенного, объявляли непременно, для записки в метрические книги, о своем желании вступить в новое супружество. Вменяется в обязанность приходским Имамам и Муллам при совершении второго бракосочетания рассматривать разводные письма и по надлежащем удостоверении в их существе и форме совершать бракосочетание только тогда, когда нет причины к спорам. 1835 янв. 7 (7735) ст. 1-4; 1874 янв. 1 (52983).

95. Как браки, с соблюдением всех вышеозначенных правил совершившиеся, так и рождаемые в оных дети признаются законными; напротив того, браки, основанные на неправильном разводе и заключенные вопреки правилам, выше сего постановленных, должны быть признаваемы недействительными. 1835 янв. 7 (7735).

1. Согласно ст. 95 т. Х ч. 1 дети, рожденные от законных браков мусульман, наравне с рожденными от браков лиц христианских исповеданий, признаются законными (ст. 119 т. Х ч. 1), и опровержение законности лица, рожденного в браке, хотя и предоставляется мужу его матери, но не иначе как с соблюдением установленных правил, путем иска в надлежащем суде и с представлением доказательств, в законах указанных (ст. 1348-1351 Уст. Гр. суд.), причем одного, не только простого, но и подкрепленного клятвой (лиан) заявления отца, без других доказательств и без судебного решения, недостаточно для опровержения законности рождения (ст. 1348 Уст. Гр. суд.), устранение же общих судопроизводственных узаконений, с заменой их процессуальными правилами шариата и притом не устанавливающими достаточных гарантий прав детей, было бы и неправильным, и несправедливым по отношению к детям магометан, имеющих одинаковое с другими подданными право на законную защиту (1900/41).

[112] Высочайше утв. 12 февраля 1907 г. положение Совета Министров об издании временных правил для узаконения незаписанных в метрические книги браков старообрядцев и сектантов, а также происшедшего от сих браков потомства (Собр. Узак., 447):

На осн. 87 ст. основных законов (Св. Зак., т. I, ч. 1, изд. 1906 г.), в дополнение и изменение подлежащих узаконений постановить:

1) Старообрядцы и отделившиеся от православия сектанты, записанные за время, предшествовавшее изданию настоящего закона, в сословные посемейные списки или в иного рода заменяющие сии списки документы мужем и женой, а по полицейским метрическим книгам (Зак. о сост., изд. 1899 г., ст. 931) не числящиеся состоящими в брачном союзе, как не отвечающие требованиям, в ст. 947, 949 и 953 Зак. о сост. (изд. 1899 г.) указанным, признаются состоящими в законном браке, а происшедшие от сих браков дети почитаются их законными детьми.

2) Внесение в метрические книги браков старообрядцев и сектантов, совершенных по обрядам их вероучений, но не внесенных ко времени издания настоящего закона в метрические книги (Зак. о сост., изд. 1899 г., ст. 947 и 953) и не означенных в подлежащих посемейных списках или иных заменяющих последние документах, а также происшедших от сих браков детей, допускается не иначе как по определениям окружного суда, постановленным в порядке охранительного судопроизводства.

3) Право домогаться внесения брака или рождения в метрическую книгу не прекращается никакой давностью.

4) Просить о внесении в метрическую книгу брака и происшедших от него детей могут при жизни супругов лишь сами последние или один из них, если другой не находится в живых. В случае смерти обоих супругов просить о внесении в метрические книги рожденных от них детей могут сами дети и их опекуны. Сверх того, ходатайства о внесении в метрическую книгу детей могут возбуждаться прокурорским надзором, когда с этим сопряжен интерес государства.

Домогательства самих детей о внесении их в метрические книги при жизни родителей могут быть осуществлены лишь путем предъявления ими по сему предмету исков в общеустановленном порядке (Уст. гр. суд., изд. 1892 г., ст. 1356 1 и 1356 2 ).

5) Означенные в предшествующей статье просьбы подаются в окружной суд по месту совершения брака или рождения ребенка, а если последних несколько, то по месту рождения кого-либо из них по выбору просителей. В случае же неизвестности, где именно произошло событие, подлежащее внесению в метрическую книгу, — по месту жительства просителей.

6) При просьбе должны быть представлены доказательства, подтверждающие совершение брака по обрядам вероучения супругов или родителей и происхождение детей именно от этого брака, а в случае подачи просьбы детьми или их опекунами (ст. 4) также в подтверждение смерти обоих родителей.

7) Доказательствами совершения брака по обрядам вероучения супругов и происхождения от этого брака детей могут служить, сверх означенных в ст. 1356 5 Уст. гр. суд., также удостоверения, выдаваемые старообрядческими и сектантскими духовными лицами, настоятелями и наставниками, и всякого рода иные документы. От суда зависит, смотря по обстоятельствам дела, допускать показания свидетелей в качестве самостоятельного доказательства или лишь в дополнение к письменным доказательствам.

8) О дне, назначенном для слушания дела, участвующие в деле лица извещаются повестками.

9) Дела по просьбам о внесении браков и рождений в метрические книги рассматриваются судом при закрытых дверях и разрешаются по выслушании заключения прокурора.

10) Суд, удостоверясь: 1) в совершении между супругами или родителями брака по обрядам их вероучения, 2) в происхождении детей именно от этого брака, 3) в случае заявления просьбы о внесении в метрическую книгу брачного союза в соответствии его гражданским законам и в незапрещенности его уголовными и 4) в случае заявления просьбы о внесении в метрическую книгу детей сими последними или их опекунами — в смерти обоих родителей, а также, выслушав словесные объяснения просителей, если они явились в заседание, постановляет определение о внесении брака или рождения детей в метрическую книгу.

11) Участвующие в деле лица, а также прокурор по делам, им возбужденным, вправе приносить частные жалобы на определение суда и просьбы об их отмене, на общем основании.

12) Исполнение определения суда о внесении брака или рождения в метрическую книгу приостанавливается до истечения срока, на принесение частной или кассационной жалобы, а если она подана, то до разрешения оной.

13) По вступлении определения в законную силу (ст. 12) просителям выдается копия с сего определения с надписью, что она выдана на предмет внесения в метрическую книгу.

14) Каждому заинтересованному лицу предоставляется в ограждение своих прав оспаривать действительность брака, признанного законным на основании настоящего узаконения, а также происхождение от такого брака детей на общем основании. При этом установленный в ст. 1340 Уст. гр. суд. срок исчисляется со дня обнародования настоящего закона, если оспаривается действительность брака, значащегося в посемейном списке или ином заменяющем его документе, а в прочих случаях — со дня внесения брака в метрическую книгу.

15) Имущественные права, приобретенные третьими лицами ввиду признававшейся до издания настоящего узаконения недействительности невнесенных в метрические книги браков старообрядцев и сектантов, остаются в силе. Но переживший супруг, брак коего признан на основании настоящего узаконения действительным, а также происшедшие от такового брака нисходящие могут быть утверждены в правах наследования по закону и к таким наследствам, которые открылись до издания настоящего закона, если родственники, призванные к наследству, в силу признававшейся доселе недействительности указанных браков еще не приняли наследства или не подали в суд просьбы об утверждении их в правах наследования.

Еще по теме:

  • Соколова обратилась за назначением пенсии Контрольная работа по «Гражданскому праву» Алферов отработал 6 лет в Мезенском районе Архангельской области и еще 8 лет в г. Архангельске. В каком возрасте он приобретет право на пенсию по старости? Согласно ФЗ «О пенсионном обеспечении в РФ» в районах Крайнего Севера необходимо […]
  • Закон 138 фз от 2011 года Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ “О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации” Принят Государственной Думой 3 июня 2011 года Одобрен Советом Федерации 8 июня 2011 года Часть 4 […]
  • Закон от 190293 4520-1 Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и […]
  • Закон 2124 сми Закон "О СМИ" Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I"О средствах массовой информации" С изменениями и дополнениями от: 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 […]
  • Федеральный закон о негосударственных пенсионных фондах Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ"О негосударственных пенсионных фондах" С изменениями и дополнениями от: 12 февраля 2001 г., 21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 2 […]
  • Образец иска неустойка по договору долевого участия Иск о взыскании неустойки по дду с застройщика Адвокат тел: 8 (495) 664-55-96 Внимание! Это образец. Он не может быть применен ко всем делам В Головинский районный суд г.МосквыИстец: Е.Н.А.Саратовская обл., г.Балаково, ул.Ленина,д.82, кв.33Представитель Истца:Хоруженко А.С.Курьянов […]
  • Закон о жилищных субсидиях гражданам выезжающим из районов крайнего севера Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ"О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов […]
  • Стаж от 5 до 8 лет Трудовой стаж: процент начисления больничного Какой процент больничного стажа следует применять в том или ином случае? На время болезни сотрудникам, работающим в организации по трудовому договору, полагается оплата периода нетрудоспособности. Не секрет, что в зависимости от […]