Закон о молодом специалисте москва

Права молодого специалиста

Здравствуйте.Я в этом году заканчиваю университет по специальности «Филология», и планирую работать школьным учителем.Скажите,какие права и льготы у молодого специалиста,и как их реализовать?

Ответы юристов (1)

Льготы молодым специалистам, устанавливаемые государством и региональными властями, призваны стимулировать трудоустройство выпускников начальных, средних и высших учебных заведений в государственные и муниципальные организации.

Кто считается молодым специалистом

Статус молодого специалиста и предоставление соответствующих льгот на федеральном уровне сегодня практически не регулируется. Единственный нормативно-правовой акт, содержащий подобное положение – статья 70 Трудового кодекса РФ, которая запрещает работодателю устанавливать при приеме на работу испытательные сроки для граждан, окончивших средние профессиональные и высшие учебные заведения менее года назад.
Понятие «молодой специалист» законодательно не установлено, однако, исходя из содержания региональных нормативно-правовых актов, критерии присвоения статуса в целом едины в масштабе всей страны:
возраст до 35 лет (в некоторых регионах возраст ограничен 30 годами);
наличие начального (профтехучилища и лицеи), среднего профессионального или высшего образования, полученного по очной системе обучения в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию (ряд регионов устанавливает в качестве дополнительного условия обучение на бюджетной основе);
первичное трудоустройство на предприятие бюджетной сферы после получения диплома.
Предоставление льгот, единовременных выплат и прочие меры социальной поддержки молодых специалистов устанавливаются отраслевыми соглашениями соответствующих ведомств. Что касается негосударственных структур – такая поддержка осуществляется на основании локальных нормативно-правовых актов конкретных предприятий.
Иными словами, чтобы получить достоверную информацию о причитающихся льготах, при трудоустройстве или сразу после него необходимо ознакомиться с коллективным договором предприятия. Кроме того, во многих организациях действуют положения о статусе молодого специалиста – в этих документах четко прописываются условия труда вчерашних студентов, механизм предоставления им льгот, количество и размер выплат и пр.
До какого возраста действует статус молодого специалиста
Предельный возраст молодого специалиста для получения им соответствующих льгот – 30-35 лет, в зависимости от региона трудоустройства. Статус действует в течение 3 лет с момента заключения трудового договора и повторно не присваивается.
В следующих случаях статус молодого специалиста может быть продлен – максимум еще на 3 года:
прохождение срочной воинской или альтернативной службы;
обучение в очной аспирантуре (адъюнктуре);
отпуск по беременности и родам, а также по уходу за ребенком.
Меры по поддержке молодых специалистов
Несмотря на отсутствие единых общероссийских мер по социальной поддержке молодых специалистов, они устанавливаются в регионах. Как правило, помощь выражается в предоставлении следующих гарантий:
единовременные выплаты при трудоустройстве;
компенсационные выплаты с целью возмещения расходов на транспорт;
предоставление льготных кредитов или субсидий на приобретение (строительство) жилья либо предоставление корпоративного жилья;
выдача беспроцентной ссуды на обустройство;
частичное или полное возмещение расходов на оплату содержания детей в дошкольных учреждениях и пр.
Приоритет в этом направлении имеют две бюджетные сферы – образование и здравоохранение.
Например, действующая редакция Постановления Правительства Москвы № 172-ПП от 23.03.2004 г. «О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений г. Москвы» содержит следующие условия для присвоения статуса молодого специалиста:
возраст до 35 лет;
наличие среднего профессионального или высшего педагогического образования;
начало педагогической деятельности не позднее, чем через 3 месяца с момента получения диплома.
Важно: отсутствие специального образования не лишает молодого педагога статуса, если он работает в указанной сфере. Например, школьный преподаватель, не достигший 35 лет и имеющий диплом по любой профессии, не связанной с педагогикой, также может претендовать на званиемолодого специалиста.
Для учителей из Северной столицы верхний возрастной порог ниже – молодыми специалистами, в соответствии с законом г. Санкт-Петербурга «О мерах социальной поддержки работников государственных образовательных учреждений № 107-27 от 03.04.2007 г. (в редакции от 2011 года), считаются педагоги в возрасте до 30 лет.
Не старше 30 лет должен быть и школьный учитель из Саратова, чтобы получить статус молодого специалиста – об этом свидетельствует положение закона Саратовской области «О социальной поддержке молодых специалистов учреждений бюджетной сферы Саратовской области» № 96-ЗСО от 03.08.2011 г.
Важно: информацию о социальной поддержке молодых педагогов в конкретном регионе можно получить в территориальном подразделении департамента образования по месту жительства и работы.
Сфера здравоохранения менее либеральна: государство предусмотрело социальные выплаты ильготы молодым специалистам – врачам только в случае их переезда в сельскую местность. В соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании в РФ» № 326-ФЗ от 29.11.2010 г. медики получают право на получение компенсационных выплат при соблюдении следующих условий:
возраст до 35 лет;
прибытие после окончания обучения на работу и проживание в сельскую местность;
заключение трудового договора на срок не менее 5 лет.
Молодой специалист в школе: льготы и выплаты
Равно как и сам статус, выплаты и льготы молодым специалистам государственных и муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются на региональном уровне. Например, в Москве и Санкт-Петербурге это выглядит следующим образом:
Москва
Помимо единовременной денежной выплаты при поступлении на работу молодые педагоги – москвичи в первые 3 года трудовой деятельности имеют право на надбавку к заработной плате в размере 40% от ставки. Для специалистов, получивших диплом с отличием, надбавка выше – 50%.
Кроме того, столичные учителя получают еще один вид доплаты – 15% от ставки для компенсации половины стоимости проездного билета.
Важно: размер надбавок и доплат исчисляется без учета дополнительной нагрузки. То есть если молодой преподаватель работает на полторы ставки, доплату он получит только на одну.
Санкт-Петербург
Для молодых преподавателей школ Северной столицы надбавки к зарплате не предусмотрены, они имеют право только на получение единовременных выплат:
6 базовых единиц – для специалистов, получивших диплом о высшем и среднем профессиональном образовании государственного образца;
8 базовых единиц – для специалистов, получивших такой же диплом, но красного цвета, то есть с отличием.
По состоянию на 01.01.2015 года размер одной базовой единицы составляет 8 432 рубля.
Кроме того, в течение первых 3 лет работы учителям Санкт-Петербурга, не достигшим 30 лет, должны ежемесячно компенсироваться расходы на проезд любым видом пассажирского транспорта, за исключением такси, в пределах половины стоимости.
Важно: получить единовременную выплату можно, обратившись с соответствующим заявлением в департамент образования или орган социальной защиты Санкт-Петербурга.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Единовременная выплата молодому специалисту

Ситуация такая: В 2013 году я окончила государственный педагогический университет ( по специальности лингвист- преподаватель). В сентябре 2013 года я устроилась в один из университетов Спб на должность преподавателя. Там мне никакой выплаты не заплатили. С сентября 2014 года я работаю в школе в должности учителя. В школе сказали, что мне не полагается выплата, так как я уже не являюсь молодым специалистом, потому что устроилась не впервые на работу после окончания университета.

Имею ли я право претендовать на единовременную выплату в размере 6 базовых единиц?

Ответы юристов (4)

Здравствуйте, Анна! Ваш вопрос принят в работу. Для подготовки ответа потребуется некоторое время.

Есть вопрос к юристу?

Согласно Социального кодекса Санкт-Петербурга

Глава 9. Дополнительные меры социальной поддержки работников государственных учреждений

Для целей настоящей главы используются следующие понятия: молодой специалист — гражданин, закончивший образовательное учреждение среднего или высшего профессионального образования, впервые получивший документ государственного образца о соответствующем уровне образования ивпервые поступивший на работу по специальности в государственное учреждение не позднее 3 лет после получения документа государственного образца о соответствующем уровне образования;


базовая единица — единица, применяемая для расчета размера дополнительных мер социальной поддержки, предоставляемых в соответствии с настоящим Кодексом, равная по величине размеру базовой единицы, принимаемой для расчета должностных окладов и тарифных ставок (окладов) работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, устанавливаемой в соответствии с законом Санкт-Петербурга.

Статья 44. Категории граждан, в отношении которых устанавливаются дополнительные меры социальной поддержки работников государственных учреждений

В соответствии с настоящей главой дополнительные меры социальной поддержки предоставляются гражданам, работающим на основании трудового договора в государственных учреждениях и являющимся:
педагогическими работниками государственных образовательных учреждений, государственных учреждений здравоохранения и государственных учреждений социального обслуживания населения и медицинскими работниками, основным местом работы которых являются государственные образовательные учреждения;

Статья 45. Дополнительные меры социальной поддержки работников государственных учреждений

В отношении работников государственных учреждений, указанных в статье 44 настоящего Кодекса, устанавливаются следующие дополнительные меры социальной поддержки
1) единовременная выплата:

молодым специалистам, указанным в абзацах втором-четвертом статьи 44 настоящего Кодекса и получившим документ государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании, — шесть базовых единиц;

молодым специалистам, указанным в абзацах втором-четвертом статьи 44 настоящего Кодекса и получившим документ государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании с отличием, — восемь базовых единиц;

Исходя из изложенного одним из принципов является тот обстоятельство, чтобы специалист работал на своей должности впервые.

Так как Вы получается работаете на другой работе то к сожалению Вы уже не имеете право на получение данной выплаты.

В Санкт-Петербурге нашел только одно решение по подобному случаю, и оно к сожалению не в Вашу пользу.

Гр. дело № 2-7928/2014

Именем Российской Федерации (извлечение для размещения на Интернет-сайте суда) 29 октября 2014 года Санкт-Петербург Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Емельяненко Е. А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дерягиной Д. Г., с участием: Ильиной С. В., в лице представителя по доверенности Самойловой Е. В.; Администрации Калининского района Санкт-Петербурга, в лице представителя по доверенности Михаськиной Н. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ильиной С.В. об оспаривании отказа Администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 20.01.2014 № Х выраженного в ответе на обращение, УСТАНОВИЛ: Ильина С. В. (далее также – заявитель) обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании выраженного в ответе на обращение Администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 20.01.2014 № Х решения об отказе в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки работникам государственных учреждений в виде единовременной выплаты как молодому специалисту в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (принят ЗС СПб 09.11.2011).В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении изложенных требований.Представитель Администрации Калининского района Санкт-Петербурга в заседании суда выразил несогласие с доводами рассматриваемого заявления, требовал в его удовлетворении отказать; представил отзыв по существу спора.Привлеченный с учетом пункта 13.1. Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100 (в ред. от 29.07.2014), к участию в разбирательстве дела Комитет финансов Санкт-Петербурга, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания по рассмотрению и разрешению настоящего дела, явку своего представителя в это заседание не обеспечил, об отложении разбирательства дела не ходатайствовал, возражения по существу спора не выдвинул, в связи с чем суд, руководствуясь частью 2 статьи 257 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствии этого заинтересованного в его исходе лица.Заслушав явившихся в заседание суда лиц, участвующих в деле, обсудив их доводы, исследовав непосредственно и оценив в совокупности по правилам статьи 67Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГПК РФ) представленные доказательства, суд приходит к следующему.Согласно разъяснениям пункта 1 Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» и в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078 Администрация района Санкт-Петербурга (далее — Администрация) является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга, в связи с чем настоящее дело должно быть рассмотрено по правилам главы 25 ГПК РФ.Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 разъяснено: принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.Из доводов рассматриваемого заявления следует, что о существе рассматриваемого решения заявителю стало известно из письма Администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 20.01.2014 № Х, притом, заявитель не указывает, когда и при каких обстоятельствах им получено это письмо.Между тем даже с учетом срока, вытекающего из Постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции», суд находит рассматриваемый процессуальный срок пропущенным в рамках настоящего дела: заявитель обратился в суд за защитой нарушенного права спустя более полугода после принятия оспариваемого решения.В соответствии с часть 2 статьи 256 ГПК РФ пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.Исходя из положений части 4 статьи 112 ГПК РФ этот срок может быть восстановлен в случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.В отношении физических лиц, участвующих в деле, к таким обстоятельствам, в частности, могут относиться тяжелая болезнь, беспомощное состояние, иные относящиеся к личности заявителя обстоятельства, а также другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться в суд. Таких обстоятельств в деле не усматриваетсяТаким образом, судом установлено, что рассматриваемое заявление подано в суд за пределами срока, установленного законом для его подачи, и основания для восстановления этого срока (уважительной причины пропуска срока) суд не усматривает.Наряду с изложенным суд отмечает следующее.В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (принят ЗС СПб 09.11.2011) (далее — Закон) в отношении работников государственныхучреждений, указанных в статье 44 настоящего Кодекса, устанавливаются следующие дополнительные меры социальной поддержки: единовременная выплата молодымспециалистам, указанным в абзацах втором — четвертом статьи 44 настоящего Кодекса и получившим документ государственного образца овысшемилисреднемпрофессиональномобразовании, — шесть базовых единиц.Согласно статье 44 Закона установленные главой 9 Закона дополнительные меры социальной поддержки предоставляются гражданам, работающим на основании трудового договора в государственныхучреждениях и являющимся педагогическими работниками государственныхобразовательныхучреждений, государственных учреждений здравоохранения и государственныхучреждений социального обслуживания населения и медицинскими работниками, основным местом работы которых являются государственные образовательныеучреждения.Притом, согласно легальной дефиниции понятия «молодойспециалист», закрепленной в преамбуле главы 9 Закона, это — гражданин, закончившийобразовательноеучреждениесреднегоиливысшегопрофессиональногообразования, впервые получивший документ государственного образца о соответствующем уровне образования и впервые поступивший на работу по специальности в государственное учреждение не позднее 3 лет после получения документа государственного образца о соответствующем уровне образования.Между тем из материалов настоящего дела следует, что заявитель не может быть отнесена к категории «молодой специалист», определяемой указанными нормами, поскольку на день получения документа государственного образца о соответствующем уровне образования (ХХХ) уже имела трудовой стаж в Х профессии (л.д. 11 – 13): с 01.09.2012 работала на должности Х в Х, где работает по настоящее время на другой Х должности (то есть на день получения документа о высшем профессиональном образовании государственного образца заявитель не является специалистом впервые поступившим на работу по специальности в государственное учреждение либо является специалистом поступившим на работу по специальности в государственное учреждение не после (а до) получения документа овысшемпрофессиональномобразовании государственного образца). Установленная в деле невозможность отнесения заявителя к категории «молодой специалист» делает невозможным применение в ее деле правил статьи 44, пункта 1 статьи 45 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки работникам государственных учреждений в виде единовременной выплаты как молодому специалисту.Таким образом, оспоренное в деле решение Администрации Калининского района Санкт-Петербурга об отказе в такой выплате заявителю является законным и обоснованным.На основании изложенного, руководствуясь статьями 2, 3, 12, 194 – 199, главами 23, 25 Гражданскогопроцессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: отказать в удовлетворении заявления Ильиной С.В. об оспаривании отказа администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 20.01.2014 № Х выраженного в ответе на обращение.Решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в апелляционном порядке, предусмотренном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в Судебную коллегию погражданским делам Санкт-Петербургского городского суда через Калининский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Уточнение клиента

Почему мне не полагалась выплата в прошлом году, когда я устроилась впервые после университета на работу в университет по специальности?

21 Мая 2015, 21:53

Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки работников государственных учреждений

1. Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки работников государственных учреждений устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
2. Дополнительные меры социальной поддержки предоставляются работникам государственных учреждений по основному месту работы. При исполнении работником должностных обязанностей по совместительству дополнительные меры социальной поддержки, на которые работник имеет право предоставляются по месту основной работы.
3. Дополнительные меры социальной поддержки назначаются и выплачиваются в размерах, установленных Кодексом, с учетом их последующей индексации в порядке, определенном Кодексом. Единовременная выплата молодым специалистам государственных образовательных учреждений назначается и выплачивается в размерах, установленных на дату подачи заявления.
4. Дополнительные меры социальной поддержки предоставляются на основании заявления о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки (далее — заявление) по форме согласно приложению N 1, поданного заявителем (его законным представителем) в отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга. Заявление может быть подано на бумажном носителе либо в форме электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и портала «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге», а также иным способом, позволяющим передать заявление в форме электронного документа.
Одновременно с заявлением представляются следующие документы:
— документ, удостоверяющий личность заявителя (его представителя) (паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности, выданное на период его замены),
— справка с места работы.
— документ государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании,
— трудовую книжку либо ее копию, оформленную надлежащим образом.
Документы, прилагаемые к заявлению, подлежат копированию и после копирования возвращаются заявителю.
Решение о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки или об отказе в их предоставлении принимается администрацией Кировского района Санкт-Петербурга в течение десяти рабочих дней со дня подачи заявления с приложением документов, предусмотренных настоящим Порядком.
При обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность представленных заявителем сведений в подтверждение права на предоставление дополнительных мер социальной поддержки, срок принятия решения о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки или об отказе в предоставлении указанных мер продлевается на десять рабочих дней.
Решение о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки оформляется распоряжением администрации Кировского района Санкт-Петербурга (далее — распоряжение) с указанием вида и размера дополнительной меры социальной поддержки.
О принятом решении исполнительный орган информирует заявителя в течение пяти рабочих дней со дня издания распоряжения.
Решение об отказе в предоставлении дополнительных мер социальной поддержки направляется заявителю с указанием причины отказа и порядка его обжалования.
Администрации Кировского района Санкт-Петербурга на основании распоряжения и подтверждающих документов формирует личные дела получателей и направляет их в государственное учреждение не позднее трех рабочих дней со дня издания распоряжения.
Предоставление дополнительных мер социальной поддержки прекращается в случае утраты получателем права на предоставление дополнительных мер социальной поддержки. Прекращение предоставления дополнительных мер социальной поддержки в случае утраты получателем права на предоставление дополнительных мер социальной поддержки производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства. Решение о прекращении предоставления дополнительных мер социальной поддержки оформляется распоряжением исполнительного органа в течение десяти рабочих дней со дня установления обстоятельств утраты получателем права на предоставление дополнительных мер социальной поддержки. О принятом решении исполнительный орган информирует государственное учреждение и получателя в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения. Решение о прекращении предоставления дополнительных мер социальной поддержки направляется получателю с указанием причины прекращения предоставления дополнительных мер социальной поддержки.
В случае установления факта излишней выплаты дополнительных мер социальной поддержки администрации Кировского района Санкт-Петербурга организует работу по возврату в бюджет Санкт-Петербурга излишне выплаченных сумм.
Получатели обязаны извещать администрацию Кировского района Санкт-Петербурга не позднее чем в десятидневный срок о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение предоставления дополнительных мер социальной поддержки, за исключением обстоятельств, наступление которых не зависит от получателя.

Вы получается пострадали от незнания закона, Вы должны были как только вы в первый раз устроились, самостоятельно обратиться с заявлением в Администрацию г. Санкт-Петербурга, о выплате Вам доплаты, как молодому специалисту.

Уточнение клиента

Мне зав. Кафедры сказала, что в высшей школе выплаты не производятся. Только в этом году я узнала, что в законе нет такой информации. То есть сейчас я не могу потребовать у них восполнения этой выплаты?

Кому и какие льготы дает статус молодого специалиста?

Льготы молодым специалистам, устанавливаемые государством и региональными властями, призваны стимулировать трудоустройство выпускников начальных, средних и высших учебных заведений в государственные и муниципальные организации. Льготы молодым специалистам, порядок их предоставления, статус молодого специалиста и условия для его получения — все это и многое другое описывается в настоящей статье.

Кто считается молодым специалистом по Трудовому кодексу РФ?

Статус молодого специалиста и предоставление соответствующих льгот на федеральном уровне сегодня практически не регулируется. Единственный нормативно-правовой акт, содержащий подобное положение — статья 70 Трудового кодекса РФ, которая запрещает работодателю устанавливать при приеме на работу испытательные сроки для граждан, окончивших средние профессиональные и высшие учебные заведения менее года назад. Иных льгот молодой специалист по Трудовому кодексу РФ не имеет.

Даже само понятие «молодой специалист» как таковое не установлено ни в Трудовом кодексе, ни в каком-либо другом федеральном законе. Лишь исходя из содержания региональных нормативно-правовых актов можно выделить основные критерии получения данного статуса:

  • возраст до 35 лет (хотя в некоторых регионах возраст ограничен 30 годами);
  • наличие начального (профтехучилище или лицей), среднего профессионального или высшего образования, полученного по очной системе обучения в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию (ряд регионов устанавливает в качестве дополнительного условия обучение на бюджетной основе);
  • первичное трудоустройство на предприятие бюджетной сферы после получения диплома.

Предоставление льгот, единовременных выплат и прочие меры социальной поддержки молодых специалистов устанавливаются отраслевыми соглашениями соответствующих ведомств. Что касается негосударственных структур, то такая поддержка осуществляется на основании локальных нормативно-правовых актов конкретных предприятий.

Иными словами, чтобы получить достоверную информацию о причитающихся льготах, при трудоустройстве или сразу после него необходимо ознакомиться с коллективным договором предприятия. Кроме того, во многих организациях действуют положения о статусе молодого специалиста — в этих документах четко прописываются условия труда вчерашних студентов, механизм предоставления им льгот, количество и размер выплат и пр.

До какого возраста действует статус молодого специалиста

Предельный возраст молодого специалиста для получения им соответствующих льгот — 30–35 лет, в зависимости от региона трудоустройства. Статус действует в течение 3 лет с момента заключения трудового договора и повторно не присваивается.

В некоторых случаях статус молодого специалиста может быть продлен до 6 лет:

  • при прохождении срочной воинской или альтернативной службы;
  • обучении в очной аспирантуре (адъюнктуре);
  • нахождении в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком.

Меры по поддержке молодых специалистов. Выплаты молодым специалистам

Общероссийских мер по социальной поддержке молодых специалистов сейчас нет — они регулируются лишь региональным законодательством. Как правило, помощь выражается в предоставлении следующих гарантий:

  • единовременных выплат при трудоустройстве;
  • компенсационных выплат с целью возмещения расходов на транспорт;
  • льготных кредитов или субсидий на приобретение (строительство) жилья либо предоставлении корпоративного жилья;
  • беспроцентной ссуды на обустройство;
  • частичного или полного возмещения расходов на оплату содержания детей в дошкольных учреждениях и пр.

Приоритет в этом направлении имеют две бюджетные сферы: образование и здравоохранение.

Например, действующая редакция Постановления Правительства Москвы № 172-ПП от 23.03.2004 «О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений г. Москвы» содержит следующие условия для присвоения статуса молодого специалиста:

  • возраст до 35 лет;
  • наличие среднего профессионального или высшего педагогического образования;
  • начало педагогической деятельности не позднее чем через 3 месяца после получения диплома.

Важно: отсутствие специального образования не лишает молодого педагога статуса, если он работает в указанной сфере. Например, школьный преподаватель, не достигший 35 лет и имеющий диплом по любой профессии, не связанной с педагогикой, также может претендовать на звание молодого специалиста.

Для учителей из северной столицы верхний возрастной порог ниже — молодыми специалистами в этой сфере, в соответствии с законом г. Санкт-Петербурга № 107-27 «О мерах социальной поддержки работников государственных образовательных учреждений» от 03.04.2007 (в редакции от 2011 года), считаются педагоги в возрасте до 30 лет.

Не старше 30 лет должен быть и школьный учитель из Саратова, чтобы получить статус молодого специалиста — об этом свидетельствует положение закона Саратовской области «О социальной поддержке молодых специалистов учреждений бюджетной сферы Саратовской области» № 96-ЗСО от 03.08.2011.

Важно: информацию о социальной поддержке молодых педагогов в конкретном регионе можно получить в территориальном подразделении департамента образования по месту жительства и работы.

Сфера здравоохранения менее либеральна: государство предусмотрело социальные выплаты и льготы молодым специалистам —врачам только в случае их переезда в сельскую местность. В соответствии с законом № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» от 29.11.2010, медики получают право на получение компенсационных выплат, если соответствуют следующим требованиям:

  • возраст до 35 лет;
  • трудоустройство и проживание после окончания обучения в сельской местности;
  • заключение трудового договора на срок не менее 5 лет.

Молодой специалист в образовании. Льготы и выплаты

Равно как и сам статус, выплаты и льготы молодым специалистам государственных и муниципальных образовательных учреждений устанавливаются на региональном уровне. Например, в Москве и Санкт-Петербурге это выглядит следующим образом:

Помимо единовременной денежной выплаты при поступлении на работу молодые педагоги — москвичи в первые 3 года трудовой деятельности имеют право на надбавку к заработной плате в размере 40% от ставки. Для специалистов, получивших диплом с отличием, надбавка выше — 50%.

Кроме того, в Москве молодой специалист в образовании получает еще один вид доплаты — 15% ставки для компенсации половины стоимости проездного билета.

Важно: размер надбавок и доплат исчисляется без учета дополнительной нагрузки. То есть, если молодой преподаватель работает на полторы ставки, доплату он получит только за одну.

2. Санкт-Петербург

Для молодых преподавателей школ северной столицы надбавки к зарплате не предусмотрены, но они имеют право на получение единовременных выплат в размере:

  • 6 базовых единиц — для специалистов, получивших диплом о высшем и среднем профессиональном образовании государственного образца;
  • 8 базовых единиц — для специалистов, получивших диплом такого же уровня с отличием.

По состоянию на 01.01.2015 размер одной базовой единицы составляет 8432 рубля.

Кроме того, в течение первых 3 лет работы учителям Санкт-Петербурга, не достигшим 30 лет, должны ежемесячно компенсироваться расходы на проезд любым видом пассажирского транспорта, за исключением такси, в пределах половины стоимости.

Получить единовременную выплату можно, обратившись с соответствующим заявлением в соответствующий департамент образования или орган социальной защиты Санкт-Петербурга.

Помощь молодым специалистам сферы здравоохранения

Закон № 326-ФЗ устанавливает для молодых врачей, переехавших в сельскую местность, компенсационные выплаты в размере 1 миллиона рублей в рамках общероссийской социальной программы «Земский доктор». Для получения выплаты необходимо заключить соответствующий договор с органами местного самоуправления по месту работы.

Подъемные деньги полагаются только врачам, то есть специалистам, имеющим высшее медицинское образование и устроившимся на работу по профилю. При этом основным условием для предоставления денежной компенсации является 5-летний срок работы молодого доктора в селе. В случае досрочного увольнения часть ранее выплаченной суммы ему придется вернуть.

Помимо денег государство обязано обеспечить таких специалистов жильем посредством:

  • предоставления помещения для проживания;
  • предоставления земельного участка для строительства жилья;
  • либо компенсации части кредита или займа на приобретение жилья.

Важно: единовременная выплата в размере 1 миллиона рублей имеет целевой характер и не облагается налогом: деньги должны быть потрачены исключительно на улучшение жилищных условий. Например, при возмещении государством части кредита на приобретение жилья погашение оставшейся части предполагается из средств, выплаченных в рамках программы «Земский доктор».

Дополнительные меры соцзащиты медиков в регионах России

Многие регионы России устанавливают для медиков, устроившихся на работу в учреждения здравоохранения в сельской местности, дополнительные меры поощрения. Так, законодательство Псковской области включает в список и представителей среднего медицинского персонала, назначив им единовременные выплаты помимо предусмотренных федеральным законодательством:

  • врачам — 100000 рублей;
  • медицинским сестрам и фельдшерам — 30000 рублей;
  • медицинским сестрам и фельдшерам, трудоустроившимся в фельдшерско-акушерские пункты, — 50000 рублей.

В Ростовской области молодые врачи начинают получать материальную поддержку от муниципалитета еще до получения дипломов: дополнительные выплаты к стипендии установлены для студентов 4–6 курсов Ростовского медицинского университета. А врачи-интерны, независимо от года обучения, получили право на выплаты в размере 5000 рублей ежемесячно — в качестве прибавки к заработной плате.

Важно помнить, что точные сведения о видах льгот и выплат молодым медикам в регионах и порядке их предоставления следует получать в органах местного самоуправления или территориальных отделах и департаментах здравоохранения. При этом отсутствие в региональном бюджете достаточных средств не может быть основанием для отказа в предоставлении выплат.

Еще по теме:

  • Как узнать сумму страховой пенсии Сервис по информированию о пенсионных правахв системе обязательного пенсионного страхования С помощью нового сервиса ПФР Вы можете: Проверьте, какие сведения отражены на Вашем лицевом счете в Пенсионном фонде Что делать, если какие-либо сведения о Вас учтены не в полном […]
  • Обязательная страховка при ипотеке в сбербанке Страховка при ипотеке в Сбербанке в 2018: от чего можно отказаться Приветствуем! Сегодня разберем страхование при оформлении ипотеки Сбербанка. Банки заставляют страховать недвижимость, приобретаемую в кредит, и при оформлении ипотеки заемщики соглашаются с дополнительными расходами на […]
  • Идеи для юриста Юрист он-лайн Для всех, кто говорит, что все ниши бизнеса уже заняты и начать своё дело предпнинимателю очень трудно, предлагаю очередную поучительную историю моего знакомого, который опроверг это утверждение. В этой статье хочу поделиться успехом моего знакомого, который смог занять […]
  • Кому можно написать жалобу на прокуратуру В каких случаях подается жалоба на органы прокуратуры Прокуратура контролирует точное соблюдение прав граждан со стороны других лиц, организаций и государственных учреждений, правильность применения законодательных норм, тем самым пресекая их любые возможные нарушения. К сожалению, […]
  • Закон о жилищных субсидиях гражданам выезжающим из районов крайнего севера Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ"О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов […]
  • Образец письма сверки по налогам Заявление на акт сверки с налоговой: образец Актуально на: 14 апреля 2017 г. Заявление на акт сверки с налоговой: образец В рамках сверки с налоговой по расчетам налогоплательщика в части налогов, сборов и страховых взносов сведения, имеющиеся у ИФНС, сверяются с данными организации или […]
  • Сроки уплаты подоходного налога в 2014 году Срок уплаты НДФЛ Актуально на: 1 декабря 2015 г. Обязанность по перечислению НДФЛ в бюджет возложена на самих налогоплательщиков и в некоторых случаях на налоговых агентов. От того, кто именно будет исполнять эту обязанность, и зависит порядок и сроки уплаты НДФЛ. Порядок и сроки уплаты […]
  • Ст 204 ук рф наказание Уголовная ответственность за коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) Статьей 204 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за коммерческий подкуп, то есть: - за незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной […]