Правило купцов

Купечество в России в 19 веке

Купечество – одно из сословий Российского государства 18-20 веков и являлось третьим после дворянства и духовенства сословием. В 1785 году «Жалованной грамотой городам» определялись права и сословные привилегии купечества. В соответствии с этим документом купечество освобождалось от подушной подати, а также и телесных наказаний. А некоторые купеческие фамилии и от рекрутчины. Также они обладали правом беспрепятственного переезда из одной волости в другую в соответствии с «паспортной льготе». Также для поощрения купцов было принято Почетное гражданство.
Для определения сословного статуса купца брался его имущественный ценз. С конца 18 века существовало 3 гильдии, каждая из них определялась по размеру капитала. Каждый год купец платил ежегодный гильдейский взнос, составляющий 1% от общего капитала. Благодаря этому случайный человек не мог стать представителем определенного сословия.
В начале 18 в. начали формироваться торговые привилегии купечества. В частности начали появляться «торгующие крестьяне». Очень часто несколько семей крестьян скидывались, оплачивали гильдейский взнос 3 гильдии, чем в частности освобождали своих сыновей от рекрутства.
Самым важным в изучении жизни людей является изучение их быта, но историки вплотную занялись его этим не так давно. И в этой области купечество предоставило безграничное количество материала для узнавания русской культуры.

Обязанности и особенности.

В 19 веке купеческое сословие оставалось достаточно закрытым, сохранявшего свои правила, а также обязанности, особенности и права. Туда не особо пускали посторонних. Правда, бывали случаи, когда в эту среду вливались люди из других сословий, обычней всего из разбогатевших крестьян или не желавшие или не могущие идти по духовному пути.
Частная жизнь купцов в 19 веке оставалась островком старинной старозаветной жизни, где все новое воспринималось, минимум подозрительно, а традиции исполнялись и считались незыблемым, что должно выполняться из поколения в поколение неукоснительно. Конечно, для развития бизнеса купцы не чурались светских развлечений и посещали театры, выставки, рестораны, где завязывались новые нужные для развития дела знакомства. Но вернувшись с такого мероприятия, купец менял модный смокинг на рубаху и полосатые штаны и в окружение своего многочисленного семейства садился пить чай около огромного медного начищенного самовара.
Отличительной чертой купечества была набожность. Церковь была обязательной для посещения, пропускать службы считалось грехом. Также важно было и молиться дома. Конечно же, религиозность тесно переплеталась с благотворительностью – помощь различным монастырям, соборам и церквям больше всего оказывали именно купцы.
Бережливость в быту, доходящая иногда до крайней скупости – одна из отличительных черт в жизни купцов. Расходы на торговлю были обыденными, а вот тратить лишнее на собственные нужды считалось совсем лишним и даже греховным. Было вполне нормальным, когда младшие члены семьи донашивали одежду за старшими. И такую экономию мы можем наблюдать во всем – и в содержании дома, и в скромности стола.

Купеческим районом Москвы считался Замоскворецкий. Именно здесь были почти все дома купцов в городе. Строили здания, как правило, используя камень, а каждый купеческий дом окружал участок с садом и более мелкими постройками, к ним относились бани, конюшня и хозяйственные строения. Изначально на участке обязательно должна была находиться баня, но позже ее часто упраздняли, а мылись в специально построенных общественных заведениях. Сараи же служили для хранения утвари и вообще всего, что было необходимо для лошадей и ведения хозяйства.
Конюшни всегда строились прочными теплыми и обязательно так, чтобы не было сквозняков. Коней берегли из-за дороговизны, и так заботились о здоровье лошадей. Их в то время держали двух видов: выносливых и крепких для дальних поездок и породистых, изящных для городских выездов.
Непосредственно сам купеческий дом состоял из двух частей – жилой и парадной. Парадная часть могла состоять из нескольких гостиных роскошно оформленных и обставленных, хотя и не всегда со вкусом. В этих комнатах купцы, для пользы дела устраивали светские приемы.
В комнатах обязательно ставили по несколько диванов и диванчиков обитые тканью неярких цветов – коричневой, синей, бордовой. На стенах парадных комнат вешались портреты хозяев и их предков, а в нарядных горках глаз радовала красивая посуда (часто составляющая приданое хозяйских дочерей) и всякие дорогие безделушки. У богатых купцов был странный обычай: все подоконники в парадных комнатах были уставлены бутылками разной формы и размерами с домашними медами, наливками и тому подобным. Из-за невозможности часто проветривать комнаты, а форточки давали плохой результат, воздух освежали различными доморощенными методами.
Расположенные в задней части дома жилые комнаты были намного более скромно обставленные и окна их выходили на задний двор. Для освежения воздуха в них вешали пучки душистых трав, часто привозимых из монастырей и перед тем как их повесить, окропляли святой водой.
С так называемыми удобствами дело обстояло еще хуже, находились туалеты во дворе, строились плохо, ремонтировались редко.

Еда вообще является важным показателем национальной культуры и как раз купечество являлось хранителем кулинарной культуры.
В купеческой среде есть было принято 4 раза в день: в девять утра – утренний чай, обед – около 2-х часов, вечерний чай – в пять вечера, ужин в девять вечера.
Купечество кушало плотно, к чаю подавалось множество видов выпечки с десятками начинок, различные сорта варенья и меда, покупной мармелад.
Обед всегда содержал первое (уха, борщ, щи и т.д.), затем несколько видов горячих блюд, а после этого несколько закусок и сладкое. В пост готовились только постные блюда, а в разрешенные дни – рыбное.

скачать dle 12.1

Правило купцов

Правило купца Захарова:

А вот следовать третьему правилу «грамотного владения» богатством гораздо сложнее, чем правилу Любви. Однако руководствоваться третьим правилом следует во что бы то ни стало. Это правило наиболее наглядно сформулировал когда-то, в XIX веке, купец Захаров: «Теряешь деньги – не теряешь ничего, теряешь здоровье – теряешь половину, теряешь энергию – теряешь все».

Трудно смириться, что, потеряв деньги, не теряешь ничего. Жаль ведь кровных-то! Невозможно понять, что, потеряв здоровье, теряешь только половину. Кажется ведь – жизнь рушится. Однако как же точно подмечено: потерянные деньги можно вновь заработать, здоровье, хоть и нельзя вернуть полностью, все-таки можно поправить. Но все это – только если не потеряешь своей энергетики. Конечно, если очень постараешься.

Но ведь и энергия в нашей жизни вроде быстро вырабатывается и так же скоро истощается. Откуда же берут ее вечно энергичные люди, эти самые неутомимые, неунывающие «моторы жизни»?

Конечно, самый главный поставщик энергии – это наши положительные эмоции и сила духа, которые, увы, посещают нас не всегда. Хорошо бы и со стороны уметь подкачаться-поднабраться энергии. Да у кого? У супруга? Но он и сам еле с работы приползает, так изматывается. У цветков на окошке? Но они, хиленькие, уж который день без солнца. Можно было бы, конечно, у деревьев позаимствовать. Да они-то в лесу, а дома только мебель деревянная. Впрочем, какая она деревянная? Наша мебель из ДСП сделана, а из ДСП только дрянью накачаться можно, а вовсе не доброй энергией.

Вот и слушай после этого умников, которые важно рассуждают: энергия везде. Впрочем, может, она действительно везде, только добывать мы ее не умеем. Может, поучимся?

Есть несколько самых простых способов. Способ первый – прямой позвоночник. То есть надо ходить и сидеть прямо – как в школе учили: «Держи спину прямо!» Неужели так просто? Да! Следите за собой. Согнутая спина – верный признак вашей робости, неуверенности, уныния и отчаяния. К тому же неуверенность и уныние – только внешнее выражение. А внутреннее состояние показывает, что по вашему позвоночнику энергия не течет в том объеме, как должна. Еще древние эзотерики знали, что планетарная, солнечная, космическая энергия проходит у человека по позвоночному столбу, поэтому многие целители проводили проверку человека на стройность и прямоту спины. Частенько первым делом пациента просто заставляли прямо стоять у стены по полчасика. Индийские йоги для прямоты позвоночника советовали при ходьбе выворачивать руки ладонями наружу (вперед). Может, и нам попробовать?

Способ второй – танец и пение. Еще с доисторических времен известно, что шаманы набирали особую силу и энергию во время камлания – плясок с бубнами и пения. Конечно, с тех пор мы многое подрастеряли, но природа человеческая осталась прежней: ритм танца и пения (как и ритм музыки вообще) дает огромную энергию. Недаром по древнеиндийскому поверью великий бог Шива создал землю танцуя. Итак, замечено, что танец наделяет человека энергией в физическом плане. Сами попробуйте в момент уныния повторить хотя бы пару ритмичных танцевальных движений, сразу почувствуете, что сил прибавилось. А если станцуете лихой танец, не только про уныние забудете, но сами решите, как Шива, «свою землю» создать. Недаром в прелестной и очаровательной «Золушке» Шварца Король в недоумении спрашивает: «Что же нам делать?!», а министр бальных танцев господин де Па-де-труа отвечает: «Танцевать, конечно!» И точно – два-три танцевальных па, и Добро побеждает Зло: туфелька, которую мачеха заставила Золушку натянуть на огромную ножищу своей старшей дочери, слетает на пол, и все видят, что эта хрустальная туфелька подходит только крошечной Золушке. А значит, она-то и есть настоящая невеста Принца!

Пение же дает человеку огромную энергию не в физическом, а в ментальном (духовном) плане, а значит, действует еще сильнее. Помните, как «всеобщая няня и леди Совершенство» Мэри Поппинс советует: «Два часа вокала до обеда и час после – и ваши горести забудутся навсегда»? А ведь леди Мэри права, недаром она нянчила не только всех людей, но и всех волшебников мира. Пение – отличный способ самонастроя человека. Оно дает ему сильнейшую и чистейшую энергию, причем сразу же, без промедлений. Пение – наш резонанс со Вселенной. Поэтому куда как полезнее напевать мелодии вальсов Штрауса, чем мучиться пением тяжелого, разрушающего энергетику человека рока. Я знала одну пожилую даму, которая, заметив, что я постоянно тихонько напеваю, сказала:

– Никогда не переставайте напевать! Знаете, я тоже любила мурлыкать что-нибудь на ходу. Но как-то заметила – иду без песенки. И знаете, что я в тот миг поняла? Я постарела.

Не старейте душой, дорогие читатели! Попробуйте напеть свою любимую мелодию, и вы сразу почувствуете – камень с души спадает, а вы сами к небесам воспаряете. Песня – это состояние полета. А пение на ходу – самое простейшее снабжение самого себя вселенской энергией. Недаром многие творческие люди признавались, что их лучшие идеи и мысли приходили к ним на ходу. Итак, вперед и с песней!

Ну а если вы сидите дома, как быть, откуда взять энергию? Способ третий – выходите на балкон. Встать следует на деревянную доску, а на не бетонный пол. Поза – какая вам привычна, главное – не напряженная. Основное условие – на восходе или на закате солнца. На рассвете надо успеть выйти минут за десять до появления яркого солнечного шара. На закате же выходите сразу после того, как солнце закатится за горизонт. Все это для того, чтобы не смотреть на резкий солнечный свет. И едва светило скрылось за горизонтом и небо озарилось мягким свечением, это время ваше. Выкиньте из головы все мысли и постарайтесь, глядя на золотые и розовые облака, голубое и сиреневое небо, ощутить, что вы – часть этого небесного полога. Можно поднимать и опускать руки, тянуться или приседать, словом, делать все, что вам приятно. Главное – снять мышечные зажимы и ни о чем не думать, то есть не давать вашим мыслям блокировать проток небесной энергетики. Десять минут такой «накачки» – и вот вы уже полны сил. Ну а проделав это 21 раз, вы обретете энергию на три месяца.

Таких приемов «забора энергии» существует множество. Только помните, вы – вовсе не энергетический вампир. Не качайте энергию с людей (специально не пишу, как это делается!) – может выйти себе дороже. Вы же не знаете, здоров человек или болен…

Так что не кидайтесь на людей. Есть же вокруг вас природа, горы, море, теплый дождь, мягкий снег, заветное дерево в парке… Если не понравились приемы, описанные в этой книге, найдите другой – сегодня литературы на эту тему много. Найдите! Основное требование, чтобы именно этот прием подходил именно вам. Вы сами поймете: если после упражнения вы хорошо себя почувствовали, стали более наполненным энергией и вам хочется улыбаться, даже не отдавая себе отчета чему, – это упражнение ваше. Если же после выполнения упражнения у вас закружилась голова, ноги стали ватными, в сердце – холодок, а в уме – один негатив, значит, такое упражнение не для вас. Однако следует знать, что зачастую после набора энергии нам хочется спать. Такое чувство – вовсе не показатель усталости и того, что упражнение – не ваше. Наоборот, сонливость – сигнал того, что ваш организм вымотан до предела и что вы, набрав энергии, просто захотели спать – то есть у вас даже нет сил переварить эту энергию. В таком случае следует отправиться спать. И знать – если вы очень сильно переутомлены, не нужно ломать свой организм. Обязательно отдохните!

Ну а теперь я познакомлю вас с приемом подпитки энергией космоса, который особенно подходит для работы с денежным потоком, – составлением энергетического квадрата. Надеюсь, вы умеете писать цифры и считать до десяти? Тогда вперед – чертим квадрат: три цифры по три ряда, то есть девять цифр. Помните магический квадрат Пифагора, которым воспользовался американский миллионер Форд? Энергетический квадрат выглядит так же, но цифры в нем другие – у каждого свои. Ваши личные цифры. Разве вы не знаете, что у каждого человека есть личный нумерологический код?

Как его высчитать? Не так уж и сложно. Однако здесь следует оговориться, что, в отличие от иных квадратов, цифры вашего личного квадрата в большинстве своем будут не простыми, а двузначными.

В первый ряд поставим три цифры: цифру вашего дня, месяца и года рождения. Например – 25 мая 1971 года.

Тогда у вас первое число – число дня: 25 (сокращать не нужно).

Второе – число месяца: май = 5 (если октябрь – декабрь, сокращать не нужно).

Третье – число года: 1971 равно 18 (1 + 9 + 7 + 1 = 18, далее сокращать не надо).

Вписываем в первый ряд цифры 25, 5, 18.

Во второй ряд поставим цифры вашего имени, отчества, фамилии. Откуда их взять? Вспомним нумерологическую таблицу, в которой каждой букве алфавита принадлежит своя цифра от 1 до 9.

Итак, считаем: отдельно – имя, отдельно – отчество, отдельно – фамилия. Если ваше имя вышло, например, цифрой 23, то сокращать до простого числа не надо. Так же считаем отчество и фамилию. То есть во втором ряду:

Четвертая цифра – цифра имени.

Пятая – цифра отчества.

Шестая – цифра фамилии.

Для седьмой, восьмой и девятой цифры придется вспомнить астрологию.

Седьмая цифра – номер вашего знака зодиака. Знаков двенадцать, причем, если вы входите в 10-й (Козерог), 11-й (Водолей) и 12-й (Рыбы), цифры не надо сокращать, а оставить их как есть – 10, 11, 12.

Ищем свой знак по дню рождения.

1 – Овен (21 марта – 20 апреля)

2 – Телец (21 апреля – 20 мая)

3 – Близнецы (21 мая – 21 июня)

4 – Рак (22 июня – 22 июля)

5 – Лев (23 июля – 23 августа)

6 – Дева (24 августа – 23 сентября)

7 – Весы (24 сентября – 23 октября)

8 – Скорпион (24 октября – 22 ноября)

9 – Стрелец (23 ноября – 21 декабря)

10 – Козерог (22 декабря – 20 января)

11 – Водолей (21 января – 20 февраля)

12 – Рыбы (21 февраля – 20 марта)

То есть если вы родились 25 августа, номер вашего знака зодиака – 6. Это и есть первая цифра третьего ряда. Ну а если 19 января – 10 (не надо сокращать до 1).

Восьмая цифра – номер вашего года по восточному календарю.


То есть если вы родились в 1974 году, номер вашего года – 3 (Тигр), а если в 1982 году – 11 (Собака, внимание – сокращать до двойки не следует). Это и будет восьмая цифра.

Девятая цифра – нумерологическое значение того, чего вы желаете в данный момент от судьбы. Например, вы набираете энергию ради получения здоровья. Значит, ключевое слово «деньги». Складываем буквы по таблице, получается 47 (сокращать не следует). Ну а если вам не хватает энергии для приманивания или владения богатством, то вы можете высчитать значение слов «богатство», «деньги» или конкретно «доллар», «евро». Нумерологическое значение вашего ключевого слова и будет последней, девятой цифрой магического квадрата.

Ну а теперь расположим девять цифр в три ряда (по три цифры) и выучим квадрат наизусть. Это и есть ваш личный нумерологический код.

Садитесь в удобное кресло (можно и прилечь) в удобной позе и повторяйте цифры. При этом руки всегда держите ладонями вверх, через них и пойдет энергия. Вы это почувствуете, когда ладони завибрируют, или пальцы начнет покалывать, или в ладонях появится холодок. Это значит, энергия пошла. Если нет, надо повторить цифры еще раз. И снова подождите некоторое время. Действительно, пальцы начало покалывать. Энергия идет!

Если нет – повторите цифры в третий раз. Если же и после третьего повтора пальцы ничего не почувствовали, значит, этот час не ваш. Подождите какое-то время. Ваш час придет. Возможно, просто где-то среди звезд еще не сложилась ваша личная Звездная Мозаика. Вы ведь верите, что…

Все наши желанья, и думы, и сны

Огнем мирозданья меж звезд зажжены.

Неужто с врагами нам не совладать?

Ведь с нами – над нами Небесная рать.

Это английский поэт и писатель Редьярд Киплинг. Между прочим, поэзия (особенно ритмичная) тоже прекрасно подходит для набора энергии. Попробуйте почитать вслух ритмичные стихи, и вы поймете, что я права.

Рецепт тридцать первый:

Никто и никогда сам не станет богатым, если у него не будет достаточно энергии не только для приобретения богатства, но и для самой жизни. Конечно, речь идет о приобретенном богатстве, а не полученном от папы, мамы, дядюшки и прочих друзей-родственников. Так что первым делом нарабатывайте энергию.

«Бытие и сознание» московского купечества

Бытие через быт

Быт является одной из важнейших составляющих человеческой жизни. Мы создаем быт, подстраивая под себя окружающее пространство. Мы практически не можем существовать вне быта. Бытие определяет сознание, в конце концов, каким бы спорным ни было это утверждение.

Тем не менее целенаправленным изучением быта историки занялись не так давно. И здесь купечество дает огромное количество материала для исследования, особенно для тех, кто изучает традиционную русскую культуру или просто ею интересуется.

Обязанности и особенности

В XIX столетии купцы были достаточно закрытым сословием со своими правами, обязанностями и особенностями. Правда, это не означало, что в него не могли влиться люди из других сословий, чаще всего разбогатевшие крестьяне или дети духовенства, не желавшие или не имевшие возможности идти по духовной стезе.

Внутренняя, частная жизнь купечества в этот век представляла собой островок «старинной» русской жизни по заветам отцов и дедов, патриархальную среду, где любые новшества принимались, как минимум, с подозрением, а традиции считались основой жизни. Несмотря на это, ради пользы дела купцы не чуждались вполне светских развлечений — театров, выставок, концертов. Это помогало завязывать нужные знакомства, заключать выгодные сделки и т. д. Но это проникновение культуры европейской практически никак не влияло на бытовую культуру: вернувшись с концерта модной певицы, купец мог легко поменять европейское платье на красную рубаху и полосатые штаны и сесть пить чай с семьей вокруг огромного начищенного самовара.

Все писатели и публицисты XIX века отмечали, что купцы были наиболее религиозной частью городского поселения. В субботы, воскресенья и двунадесятые праздники считалось обязательным присутствие на службе. Не менее обязательной (а точнее, почти никому не приходило в голову, что может быть как-то иначе) была и домашняя молитва. Добрым делом в купеческой среде считалась благотворительность, жертвование на храмы и монастыри, ктиторство.

Одной из отличительных черт купцов была бережливость в быту, иногда доходившая до скупости. Если расходы, связанные с торговлей, считались необходимыми, то чрезмерные расходы на личные нужды общественное мнение порицало и считало предосудительным. Вполне нормальной была ситуация, когда сын донашивал кафтан отца или даже деда. Подобная экономия распространялась на все сферы частной жизни: дома были не очень большими, стол — достаточно скромным и т. д.

В Москве купцы селились в основном в Замоскворечье. Дом строился из камня, вокруг него размещались службы — конюшня, сараи, баня и сад. Баня как необходимый элемент купеческого дома в XIX веке уже отмирала, теперь мыться ездили в общественные бани. В сараях хранились самые разнообразные инструменты, упряжь для лошадей и т. д. Конюшни старались строить прочными, теплыми и без сквозняков, чтобы лошади не простудились. Лошади были двух видов, крепкие и выносливые для поездок в другие уезды и губернии; красивые и породистые — чтобы щеголять в театре и на ярмарках. Ну а кладовые были целым царством домашних запасов, приготовленных по старинным рецептам: квасили капусту, солили и мариновали грибы, овощи, мочили яблоки, солили мясо и рыбу, варили варенье, иногда по нескольку суток подряд, и т. д.

Сам дом состоял из двух частей — парадной и жилой. В парадной части обязательна была гостиная, но вообще парадных комнат могло быть несколько, ведь в то время некоторые купцы уже устраивали светские приемы и балы — для пользы дела, разумеется. По описаниям современников, в первой половине XIX века в большинстве купеческих домов парадные комнаты оформлялись богато, даже роскошно, но не всегда со вкусом. Потолки расписывались: райские птицы, сирены, купидоны. Из мебели обязательными были диваны, диванчики нескольких разновидностей, обитые неяркой тканью — синей, бордовой, коричневой и т. п. В парадных комнатах хозяева старались повесить свои портреты и портреты предков, в стеклянных шкафах радовали глаз красивые и дорогие безделушки. Интерьеры купеческих домов обладали интересной особенностью: в парадных комнатах все подоконники были заставлены разнокалиберными бутылями с домашними наливками, настойками, медами и прочим. Из-за этого окна в комнатах плохо открывались, и проветривали редко, открывая форточки. В таких условиях воздух приходилось освежать искусственно: курили мятой, уксусом (вспоминаем «Лето Господне»), «смолкой». Смолкой называли конус из бересты, куда насыпали сосновую смолу с ароматными веществами, а сверху клали тлеющий уголек.

Жилые комнаты располагались в задней части дома, они были скромнее обставлены, с более низкими потолками и выходили во двор — еще одно проявление скромности в быту. Часто в них вешали пучки целебных трав и цветов, которые отгоняли насекомых и также освежали воздух. Есть сведения, что такие пучки травы могли привозиться из различных монастырей, и, перед тем как повесить, их кропили святой водой.

С тем, что мы называем «бытовыми удобствами», в купеческих домах было еще хуже. «Удобства», то есть туалеты, располагались во дворе, имели непрезентабельный вид, плохо строились и редко ремонтировались, провалиться в такой туалет было вполне реально.

. к врачам относились с подозрением

В целом в купеческой среде к врачам относились с подозрением, считая, что они более стремятся получить высокий гонорар, чем вылечить больного. Это вкупе с невысоким уровнем тогдашней медицины заставляло купцов и их домашних предпочитать в лечении домашние средства. При простуде грудь и горло оборачивали шерстяным чулком, внутрь принимали пунш, при расстройствах желудка лечились квасом с солью, огуречным рассолом, моченой грушей, а с приступами гипертонии боролись кровопусканием и пиявками. Народные средства тоже иногда могли принести вред, тот же цирюльник, пускавший кровь, мог занести инфекцию в ранку. Желудочные болезни напрямую зависели от рациона. Так что же ели московские купцы?

Еда вообще — одна из важнейших составляющих национальной культуры. Купеческая среда стала одной из хранительниц русской кулинарной культуры.

Прежде всего, сколько раз в день ели? В девять часов утра подавался чай, около двух обедали, примерно в пять часов пили вечерний чай, в девять ужинали. Теперь можно подробно рассмотреть, что конкретно ело и пило купечество за каждой трапезой.

К чаю полагалась выпечка, самая разнообразная, постная или скоромная, из разного теста и с десятками начинок, а также непременно — мед разных сортов, домашнее варенье, покупной мармелад. Пышки, пирожки, булочки, ватрушки, большие пироги подавались также к обеду и ужину.

Обед традиционно состоял из нескольких горячих блюд и закусок. На первое был суп, чаще всего щи, борщ, уха затем подавалось несколько горячих блюд, а после них — разнообразные закуски и сладкое. Звание любимого купеческого супа прочно удерживали щи с сушеными грибами. Так как в купеческой среде строго соблюдались посты, то борщ варили на мясном или постном бульоне, а уху ели не всегда. Все рецепты были традиционными, полученными от отцов, а новые практически не заимствовались. Все блюда состояли из простых ингридиентов, которые можно было купить на московских рынках. На второе подавали блюда сытные и не сложные в приготовлении. В посты это каши и овощи с грибами, приготовленные с постным маслом. В обычные дни — запеченное мясо, птица, кулебяка с большим количеством начинки (морковь с луком, рыбный и мясной фарш, грибы и т. д.). Основными приправами были соль, перец, лук, лавровый лист.

Что касается напитков, то пили купцы домашние наливки, настойки, квасы, сбитни, иногда домашнее пиво. Все это делалось дома и не требовало больших расходов. Покупные вино и водка появлялись на столе только по воскресным и праздничным дням.

Сладкое состояло прежде всего из выпечки — больших пирогов с начинкой из свежих фруктов или домашнего варенья, маленьких пирожков, булочек, коврижек, пряников.

В промежутке между четырьмя основными трапезами купцы и купчихи ели орехи, мармелад и домашнее варенье. Делалось оно на сахарном и медовом сиропе из различных фруктов и ягод. Варка могла занимать сутки или больше. Отдельного разговора стоит купеческая любовь к чаю и чаепитиям, ставшая чуть ли не хрестоматийным признаком принадлежности к этому сословию благодаря известной картине Кустодиева. Действительно, купечество и чаепитие почти неразделимы.

В XIX веке на территории России пили несколько сортов чая — «ординарный», «кирпичный с солью, маслом и молоком», «ма-ю-кон», «лян-син», «жемчужный или златовидный ханский». Вероятно, что цена «ординарного» чая была намного ниже, чем чая «жемчужного ханского». Но даже «ординарный» чай был высокого качества. Огромное значение имело правильное приготовление чая. Сухой чай всегда заливали крутым кипятком и немного настаивали. В чай могли добавляться сливки, но ни в коем случае не сахар. Считалось, что сахар портит вкус и аромат чая, если он добавлен непосредственно в чашку. Сахар подавался отдельно, и чай пился «вприкуску». К чаю могли подаваться различные сладости, такие, как варенье, выпечка, а могло быть просто чаепитие с одним лишь сахаром. За чаем могли разговаривать на разные темы, начиная с обсуждения городских новостей и заканчивая выдачей дочерей замуж. Купцы заключали сделки на миллионы рублей, сидя за чаем. Чаевничали в купеческих семьях много раз в день (обязательно утром и вечером). Гостям всегда предлагалось выпить чаю, это было в каком-то роде проявление радушия и гостеприимства. Обязательным атрибутом чайной церемонии был самовар. По традиции он ставился в центр стола, вокруг него располагались чайные чашки и тарелки с выпечкой. Первым наливал себе чай глава семьи, а за ним остальные по старшинству.

В первой половине XIX века купцы постепенно начинают делиться на две группы — «модников», носивших европейскую одежду, бривших или стригших бороду, пользовавшихся духами и т. д., и приверженцев «русского платья». Нередко разделение на эти две группы проходило и по возрастному принципу. Отец мог ходить в «русском платье», а сын одеваться по французской или немецкой моде. Женская одежда включала в себя как традиционные, так и привнесенные из Европы черты. «Золотая купеческая молодежь», или «модники», практически не интересовалась торговой или какой-либо другой деятельностью, предпочитая тратить капиталы своих отцов, придерживавшихся традиций предков, на европейскую одежду, гулянья с цыганами, азартные игры. Одежда их могла и не отличаться от аристократической, но держались они в ней неуверенно. Кроме того, их выдавала неправильная искаженная речь и практически полное отсутствие знания иностранных языков (в первую очередь французского). Постепенно они отвыкали от подобной речи, в то время как их отцы продолжали говорить «оттелева», «отселева», «ахтер», «камплиент», «эвося», «эвтот», «намнясь» и носить сюртуки, шинели и фуражки.

В домашней обстановке купцы «с бородой» любили надевать просторные рубахи, напоминающие крестьянские (особенно популярен был красный цвет). Иногда они надевали и халаты, но это встречалось достаточно редко, по крайней мере в первой половине XIX века. Средств на одежду они тратили немного, предпочитая донашивать одежду отца, а то и деда.

Наиболее своеобразной была женская купеческая одежда. Платье кроилось по европейским лекалам, но поверх него часто надевали шали, душегрейки, на голову повязывали платки. Индивидуальность костюма подчеркивали ленты, оборки, кружева. Чаще всего их покупали задешево, на известных всей Москве распродажах в Фомин понедельник, где можно было купить только что вышедшие из моды платки, шали и кружева. Платья, разумеется, делились на праздничные и повседневные. Повседневные носили дома, в гости к родным или соседям, при походе на рынок. Праздничные надевали в церковь и на ярмарки. Количество платьев у купчих зависело от доходов семьи, но и здесь расточительство не поощрялось. В первой половине XIX века женщины из купеческого сословия, особенно молодые, начинают носить чепцы и шляпки.

Невозможно обойти вниманием вопрос об украшениях купчих. Как правило, зажиточные купцы дарили женам и дочерям довольно дорогие украшения — золотые кольца с драгоценными камнями, жемчужные ожерелья, золотые серьги, сделанные ювелирами золотые или серебряные гребни для волос тонкой работы. Если взглянуть на «парадные» портреты состоятельных или богатых купцов и их жен, то скромная темная одежа мужей контрастирует с ярким платьем жены, а если на портретах изображена немолодая пара, то уж во всяком случае в женском костюме присутствуют украшения. На каждом пальце — по золотому кольцу с камнями или без них. У пожилых — жемчужный воротник платья, сплетенный в традиционной русской технике «поднизи», у молодых — жемчужные ожерелья, золотые цепочки, у всех — серьги в ушах, часто браслеты. В церковь украшения не надевали.

Досуг

Купцы со своими семьями посещали театр, гостей, гулянья, ярмарки просто как обычные покупатели. Ярмарка была традиционным местом развлечения, а театры только входили в моду у купцов. В середине XIX века театры в Москве были в основном домашними. Число их только в Москве достигало 20. Можно назвать несколько самых известных: князя Н. П. Юсупова в Харитоньевском переулке, графа Н. П. Шереметьева в Кускове и Останкине, а также графа С. П. Апраксина на Знаменке. Императорскими театрами в Москве были Большой и Малый (открылся в 1825 году). Особой популярностью пользовались пьесы драматического или комедийного характера, в то время как оперы и балеты купцы недолюбливали. Если постановки в Малом театре чем-то отдаленно напоминают представления на ярмарках (не имеется в виду сходство действия, костюмов, игры актеров, а похожая направленность постановок — и там и там разыгрываются бытовые сюжеты), то опера и балет — совершенно новые явления, для купечества непонятные. Странные костюмы (особенно для балета) и поведение актеров на сцене — все это вызывало недоумение и иногда довольно критическую оценку у купцов. В свою очередь, купцы любили слушать (да и сами исполнять) традиционные русские песни на гуляньях или во время праздников. Они были им ближе, к тому же важную роль играл тот факт, что песни эти «услаждали слух» дедов и отцов. В первой половине XIX века купечество начинает устраивать торжественные обеды, иногда даже балы.

Летние гулянья, в которых участвовали и купцы, проходили по главным московским улицам, вокруг Кремля, в Сокольниках и в Марьиной роще, а также в тогдашних окрестностях города — в Царицыно, Кунцево, Кусково, на Воробьевых горах, в Кузьминках, Останкино, Коломенском, Архангельском. Зимние гулянья (утренние прогулки и «катанья») были в Кремлевском саду, на Тверском бульваре, по набережной Москвы-реки и Новинскому валу. На гуляньях, проходящих весной, всегда присутствовали паяцы, фокусники. 1 мая открывалось загородное гулянье в Сокольниках и Марьиной роще. Необходимо отметить, что летом в гуляньях участвовали в основном купцы и прочий городской люд, так как дворяне разъезжались по своим имениям за пределами Москвы. В садах или парках играла полковая и инструментальная музыка, пели и плясали цыгане, жители города катались в лодках, по вечерам устраивались фейерверки.

Можно сказать, что в первой половине XIX века быт московского купечества представлял собой ни на что не похожий синтез традиционной русской культуры с начинающими проникать в нее элементами культуры европейской, появившейся в России в начале XVIII века. Тем не менее Православие мыслилось фундаментом частной и общественной жизни. Процесс можно абстрактно изобразить как смену внешней оболочки без изменения внутреннего ядра, основ.

Кто такие купцы?

Кто такие купцы?

Купец – это, по сути дела, старинное название предпринимателя, человека, производящего торговые сделки от своего имени. Такой человек покупал товар не для того, чтобы пользоваться им, а для того, чтобы продать кому-то другому – т.е. выступал посредником между производителем и покупателем. Это особенно важно, например, когда товар производят за тридевять земель от места проживания потенциальных покупателей, впрочем, даже без учёта расстояний, производителю удобнее, когда не нужно заботиться самому о поиске покупателей. Разумеется, посредничество связано с определёнными расходами (как гласит русская пословица, «за морем телушка – полушка, да рубль – перевоз»), да и самому посреднику надо жить на какие-то доходы – поэтому продаёт он товар дороже, чем закупает у производителя.

Эта профессия родилась вместе с торговлей в период распада родового строя, когда «сдавало позиции» натуральное хозяйство и уже в цивилизациях Древнего мира играло немалую роль, причём не только экономическую: торговые контакты помогали народам знакомиться друг с другом, купеческие караваны привозили из дальних стран не только товары, но и сказки, песни, легенды… Наиболее известны были в Древнем мире, пожалуй, финикийские купцы.

В средневековом обществе купцы объединяются в торговые гильдии (подобно тому, как объединяются в цеха ремесленники). И хотя такие гильдии защищают интересы купцов, всё-таки риск, связанный с торговыми операциями, у каждого свой – и успех (или наоборот, провал) тоже. Поэтому купец в Средние века – это особый человек, отличающийся от прочих людей той эпохи прежде всего «курсом на индивидуализированность», меньшую связь с общиной, чем у крестьянина или даже у ремесленника. Деятельность купца требовала умения читать, писать, считать – в то время как рыцари и даже герцоги зачастую были неграмотными… В определённом смысле средневековых купцов можно считать провозвестниками грядущих эпох – Возрождения и Нового времени, когда именно из купечества формируется класс владельцев мануфактур, в перспективе – капиталистов.

Существовало купечество и в нашей стране. В Древней Руси главными торговыми путями были реки – не случайно именно на их берегах возникали города. С XIII века Русь оказывается включена в систему Великого шёлкового пути, и главная нагрузка ложится на сухопутный транспорт – товары возят на лошадях. Вплоть до появления железных дорог в XIX веке именно гужевой транспорт был основой торговли, породив попутно знаменитые ямщицкие песни, которые так любят включать в репертуар современные академические певцы – особенно с русским народным оркестром.

Зародившись в Древней Руси, купечество в XVIII в. становится полупривилегированным сословием. Переломным моментом стала гильдейская реформа 1775 г., когда купцам было предписано вместо подушной подати выплачивать гильдейский взнос в размере 1% от размера капитала. Не всем это оказалось по силам – количество купцов сократилось до 12% от прежнего их числа. Правда, ситуация изменилась после Жалованной грамоты городам 1785 г., предоставившей купцам монополию на торговлю. Согласно этому акту, купцы разделялись на три гильдии: купцы 1й гильдии имели право свободно передвигаться по стране («паспортная льгота»), вести заграничную торговлю и владеть морскими судами, а 2й гильдии – речными, и те, и другие освобождались от рекрутской повинности, владели заводами и фабриками. Купцы третьей гильдии занимались мелкой торговлей и содержали постоялые дворы.

Одновременно скалдывается специфический купеческий быт, как бы сказали сейчас – «стиль жизни», воспетый А.Н.Островским: большая семья патриархального склада, как правило, многодетная, зачастую помимо родных детей были приёмные – т.н. «воспитанники». Дети купцов уже в 15-16 лет включались в профессиональную деятельность: вели конторские книги, работали в лавках и даже ездили в другие города заключать торговые сделки. Жена купца далеко не всегда была таким бесправным существом, как это иногда представляют: если она сама была из купеческого рода, то могла иметь собственное купеческое свидетельство, самостоятельно вести дела и даже заключать сделки с собственным мужем. Правда, не всегда жена купца была купеческой дочерью: купцы часто женились на мещанках – представительницах низшего слоя городского сословия (видимо, именно такова была судьба Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза» и Катерины Измайловой, героини рассказа Н.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

Отличала купцов и своеобразная манера одеваться: картуз, длиннополый сюртук из тёмно-синего крепа или толстого сукна, сапоги с высокими голенищами, нередко – смешение стилей: шуба и цилиндр. Впрочем, со временем купцы всё больше переходят на европейский стиль одежды (вспомним Вожеватова из драмы А.Н.Островского «Бесприданица»: «по костюму европеец»).

Что касается людей искусства, то они, как правило, купцов не жаловали: купец в литературе обычно обманщик, мошенник, скупец, семейный деспот и недалёкий человек. Нередко высмеивается желание купцов стать вровень с дворянами – впрочем, у тех тоже свои интересы: разорившийся дворянин не прочь выгодно жениться на дочке богатого купца… Дело доходило даже до серьёзных конфликтов на этой почве: после выхода пьесы А.Островского «Свои люди – сочтёмся» московское купечество потребовало принять меры в отношении автора, и писатель пять лет находился под надзором полиции…

В каком соотношении с реальностью находились такие литературные образы? Конечно, назвать их стопроцентной клеветой нельзя – всё это действительно было. Но как всякий литературный тип, они преувеличены – были среди купцов и люди, отличающиеся высокой культурой, такие нередко становились меценатами. Вспомним Савву Мамонтова, к чьим советам прислушивался даже Ф.Шаляпин! Купеческая династия Демидовых создавала промышленность Урала… словом, роль купечества в истории нашей страны в частности и цивилизации вообще трудно переоценить!

Еще по теме:

  • Приложение 3 к приказу министерства труда и социальной защиты Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 февраля 2015 г. N 125н "Об утверждении форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения" Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 февраля 2015 г. N 125н"Об утверждении […]
  • Изменения в закон о прокуратуре рф Внесены изменения в закон о прокуратуре Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «0 прокуратуре Российской Федерации». Федеральный закон принят Государственной Думой 22 февраля 2017 года и одобрен Советом Федерации 1 марта 2017 года. Справка […]
  • Копия приказа об отпуске Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику На основании данного приказа фиксируется факт предоставления отпусков работникам организации. Издается приказ руководителем организации. В соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации и Методическими […]
  • Закон рк предпринимательской деятельности Об индивидуальном предпринимательстве Закон Республики Казахстан от 19 июня 1997 г. N 135-I. Утратил силу - Законом РК от 31 января 2006 года N 124 (Z060124)(порядок введения в действие см. ст.51 Закона (Z060124) Настоящий Закон направлен на реализацию установленного Конституцией […]
  • Приказ мвд 333 2014 Приказ Министра обороны РФ от 3 июня 2014 г. N 333 "Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации" Приказ Министра обороны РФ от 3 июня 2014 г. N 333"Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в […]
  • Образец заявления о возврате денег за мебель Самозащита потребителя претензия мебель образец В претензии Вам необходимо указать, кому Вы ее предъявляете, представиться и своими словами описать суть дела и свои требования. Обратите внимание в соответствии со ст. 18, 19 Закона "О защите прав потребителей" до истечения гарантийного […]
  • Зао иском курган Зао иском курган Курган +7 (3522) 55-00-29 КУПИ КВАРТИРУ МЕЧТЫ ГРУППА КОМПАНИЙ ​Кургансельстрой ГК «Кургансельстрой» — один из крупнейших застройщиков Курганской области. Главные направления деятельности компании — строительство и ремонт жилых, общественных, административных и […]
  • Закон мо 191-2014-оз от Закон Московской области от 30 декабря 2014 г. N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" (принят постановлением Московской областной Думы от 18 декабря 2014 г. N 17/110-П) (с изменениями и дополнениями) Закон Московской области от 30 декабря 2014 г. N 191/2014-ОЗ"О […]