Пути изменения форм собственности

Методы изменения формы собственности

Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить одна в другую. Этот процесс осуществляется разными методами. Рассмотрим важнейшие из них.

1.Национализация – это переход частной собственности на основные объекты хозяйства (земля, промышленность, транспорт, банки) в собственность государства. Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую эпоху она проводится. Процессом, обратным национализации, является приватизация.

2.Приватизация – это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может носить скрытый характер, например аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

3.Денационализация – представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам.

4.Реприватизация – это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков. Акций и т.д. у частных собственников. Реприватизация, в отличие от денационализации, как правило, не сопровождается актами государственной власти.

Приватизация является частью более широкого процесса – разгосударствления экономики.

5. Разгосударствление – это переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.

Пути изменения форм собственности

Отношения по поводу собственности всегда играли существенную роль в жизни общества. «СОБСТВЕННОСТЬ» происходит от слов «собъ» — пожитки, имущество и «собность» — обладание вещью как личным достоянием. Собственность относится к основным устоям общества. Поэтому любое правительство разрабатывает юридические законы о собственности.

Собственность в юридическом смысле выражает имущественные отношения. Собственнику принадлежит обусловленное законом имущество.

Собственность в экономическом смысле охватывает весь хозяйственный процесс и пронизывает отношения по производству, распределению, обмену и потреблению полезных благ и услуг.

Собственность — это не вещь, а отношение по поводу вещей. В собственности выражается право субъекта на пользование объектом (вещью). Субъектами могут быть государство, коллектив, отдельная личность. Основными объектами являются: земля, здания, предметы материальной и духовной культуры и т. д. Иными словами,

СОБСТВЕННОСТЬ — ЭТО СИСТЕМА ОБЪЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ПО ПОВОДУ ПРИСВОЕНИЯ СРЕДСТВ И РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВА.

Присвоение является сердцевиной каждого общественного способа производства. Понятия «собственность» и «присвоение» не следует отождествлять. Собственность — более абстрактное понятие, в отличие от присвоения, которое конкретно.

ПРИСВОЕНИЕ — ЭТО КОНКРЕТНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СПОСОБ ОВЛАДЕНИЯ ВЕЩЬЮ.

На разных этапах развития общества способы овладения вещью, т. е. присвоение, менялись. В своих простейших формах присвоение возникло до того, как люди научились производить материальные блага. Так, на заре человеческого общества люди присваивали дары природы, не производя их (охота, рыболовство, собирательство и т. п.). В дальнейшем, по мере появления и развития производства, объектом присвоения стали не только дары природы, но, в основном, продукты производства.

Присвоение всегда осуществляется в интересах тех или иных субъектов. Если производство осуществляется в интересах частных лиц, то налицо частная собственность (частное присвоение). Если производство осуществляется в интересах группы, то речь идет о коллективном присвоении. Если производство функционирует в интересах общества, значит, имеет место общественное присвоение (общественная собственность).

Собственность и присвоение имеют внутренние законы. Их — два. Первым является закон собственности на продукт СВОЕГО труда. Ему соответствует закон присвоения: ТРУД — изначальный способ присвоения. Эти законы характерны для простого товарного производства.

Преобразование трудовой частной собственности в капиталистическую происходит на основе перехода первого закона собственности во второй — в закон собственности на продукт ЧУЖОГО труда. Ему соответствует уже другой закон присвоения: ОБРАЩЕНИЕ — изначальный способ присвоения. На базе этих законов существует капиталистическое товарное производство. Таким образом, первый закон собственности и первый закон присвоения связаны с личным трудом и личным присвоением произведенного продукта. Второй закон собственности и второй закон присвоения связаны с наемным трудом и присвоением результатов этого труда через обмен, т. е. через сферу обращения. \

В отношениях собственности определяющую роль играет собственность на средства производства. Она определяет форму, посредством которой рабочая сила соединяется со средствами j производства. По способу и характеру осуществления этого соединения различают экономические эпохи (сравните формы привлечения к труду раба, крепостного, свободного наемного рабочего).

Отношения собственности включают в себя ПОЛЬЗОВАНИЕ, ВЛАДЕНИЕ и РАСПОРЯЖЕНИЕ объектами собственности. Допустим, собственник средств производства сам не занимается созидательной деятельностью. Он предоставляет возможность другим лицам владеть его вещами на определенных условиях. Тогда между собственником и предпринимателем возникают отношения использования имущества. Предприниматель временно получает юридическое право владения, пользования и распоряжения чужой собственностью. Примером таких отношений может служить АРЕНДА — договор о предоставлении за определенную плату имущества собственника во временное пользование другим | лицам. Следовательно, владение, пользование и распоряжение — ‘ это не полная собственность.

В неоинституциональной школе, где основателями теории прав собственности являются А. Алчиан и Р. Коуз, под системой прав \ собственности понимается множество норм, регулирующих доступ к редким ресурсам. Эти нормы могут санкционироваться как законами, так и обычаями, моральными установками, религиозными заповедями. Они образуют так называемый «пучок прав собственности», основными элементами которого являются: право на исключение из доступа к ресурсам других агентов, право на получение ресурса, право на получение от него дохода, право на передачу всех предыдущих полномочий. Любой акт обмена, согласно этой теории, есть обмен «пучками прав собственности». Отношения собственности в этой теории выводятся из редкости ресурсов: если не существует ограниченности ресурсов, то бессмысленно говорить о собственности. Поэтому отношения собственности — это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Если отсутствуют исключения из доступа к ресурсам, то они — ничьи, т.е. принадлежат всем. Такие ресурсы не являются объектом собственности.

Истории известны разные типы собственности, главными из которых являются ОБЩАЯ и ЧАСТНАЯ.

Исторически исходной была общая собственность. Она основывалась на общем труде и совместном присвоении его результатов.

В дальнейшем появилась частная собственность. Она выступает в двух видах: трудовая и нетрудовая.

Субъекты трудовой частной собственности — единоличные крестьяне, ремесленники и другие лица, которые живут своим трудом. В сегодняшней России к ним относятся фермеры и люди, занятые индивидуальной трудовой деятельностью.

Второму виду частной собственности свойственно обогащение за счет чужого труда. Когда основная масса средств производства попадает в руки немногих лиц, это означает отчуждение остальной части общества от этих благ. Тогда возникает имущественное неравенство и поляризация общества.

Имеется и третий вид присвоения — СМЕШАННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, когда имущество образовано за счет денежных и иных взносов участников.

В России в соответствии с законом признается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Государственная собственность — это такая система отношений, при которой управление и распоряжение объектами собственности осуществляют представители государственной власти. Государственная собственность существует на уровне всего народного хозяйства (федеральная собственность); на уровне края, области (коммунальная собственность); на уровне района, города, села (муниципальная собственность).

Коллективная собственность — это такая система экономических отношений, при которой трудовой коллектив совместно младеет, пользуется и распоряжается средствами и продуктами производства. Формами коллективной собственности в России и настоящее время являются кооперативная, акционерная, собственность трудовых коллективов, общественных организаций и т. п.

Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. )го означает, что формы собственности могут переходить одна в другую. Этот процесс осуществляется разными МЕТОДАМИ. Рассмотрим важнейшие из них.

Национализация — это переход частной собственности на основные объекты хозяйства (земля, промышленность, транспорт, банки) в собственность государства. Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую эпоху она проводится. Процессом, обратным национализации, является приватизация.

Приватизация (от лат. privatus — частный) — это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может носить скрытый характер, например аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и репри-ватизации.

Денационализация — представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам. В настоящий период этот процесс получил широкое распространение в странах Балтии — Эстонии, Латвии, Литве.

Реприватизация — это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций и т. д. у частных собственников. Реприватизация, в отличие от денационализации, как правило, не сопровождается актами государственной власти.

Приватизация в России имеет интересную историю. Так, еще Иван Грозный в массовом масштабе конфисковал имения опальных бояр и «сажал» на них опричников. Екатерина II передавала государственные земли фаворитам и привилегированным вельможам. В XVII—XVIII вв. государство в России владело верфями, горнодобывающими предприятиями, суконными и полотняными мануфактурами, большая часть которых впоследствии приватизировалась. В современной России приватизация приняла широкий размах. Ее механизм был определен Законом о приватизации, принятым в 1991 г. В нем были заложены основы приватизации:

1. Определены три формы приватизации — продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования. Созданы две государственные структуры — комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом и фонды имущества. В функции первых входили подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.

2. Были определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов. Справедливости ради отметим, что реализация закона о приватизации усилила социальные противоречия в обществе и поэтому сам закон подвергается критике.

Приватизация является частью более широкого процесса — разгосударствления экономики.

РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ — ЭТО ПЕРЕХОД ОТ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ГОСУДАРСТВЕННО-ДИРЕКТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА К ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЮ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО НА ОСНОВЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ.

Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной. Во-вторых, меняются экономическая роль и функции государства: государство перестает быть субъектом хозяйствования и начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.

ГЛАВА 3: СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ.

Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что

формы собственности могут переходить одна в другую. Этот процесс

осуществляется разными способами. Я рассмотрю важнейшие из них:

Национализация – передача из частной собственности в собственность государства

предприятий и целых отраслей экономики. Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое

содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую

эпоху она производится. Процессом, обратным национализации, является

Приватизация (от лат. privatus – частный) – часть процесса разгосударствления

собственности на средства производства и передача ее в собственность частным и

акционерным компаниям, отдельным физическим лицам (частным собственникам) и

трудовым коллективам на основе выкупа или в аренду с правом последующего

выкупа, а также безвозмездно, т.е. трансформация государственной собственности

в иные формы собственности. К формам приватизации относятся также распродажа

определенной доли акций; денационализация и реприватизация (передача

государственной собственности в иные формы собственности).

Денационализация – возврат государством национализированного имущества

прежним владельцам. В настоящий момент этот процесс получил широкое

распространение в странах Балтии – Эстонии, Латвии, Литве.

Реприватизация – это возврат в частную собственность государственной

собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий,

земли, банков, акций т.д. у частных собственников. Реприватизация, как

правило не сопровождается актами государственной власти.

ГЛАВА 4. ПРИВАТИЗАЦИЯ.

Преобразования собственности в России ассоциируются чаще всего с приватизацией.

Однако приватизация является только одной из форм. Преобразования

собственности включают в себя как перераспределение прав в рамках одной и той

же формы собственности, так и переход от одних форм собственности к другим.

В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество

дискуссионных и нерешенных проблем . Более того, в условиях перехода России к

рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для

дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие

«приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность»,

«разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в

экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации,

либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о

сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности

и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными

проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих

в связи с изменением формы собственности на средства производства: с

«государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов,

отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых

коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений.

Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что

приватизация является разгосударствлением собственности.

В соответствии с Федеральным законом “О приватизации государственного

имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ” под

приватизацией понимается “возмездное отчуждение находящегося в собственности

РФ, субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов

приватизации) в собственность физических и юридических лиц” – оборудования,

зданий, других материальных активов предприятий, долей государства и местных

органов в капитале АО.

В современной России приватизация приняла широкий размах, механизм был

определен Законом о приватизации, принятым в 1991 году. В этом законе были

заложены основы приватизации:

1. определены три формы приватизации: продажа предприятий с

аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.

2. созданы две государственные структуры: комитеты по управлению

государственным (муниципальным) имуществом и фонда имущества. В функции

первых входили подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий,

связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляют

продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.

3. были определены объекты приватизации и их денежная оценка.

Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение

оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных

Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике

показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный

характер. Основными негативными чертами являются следующие:

1. Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей,

объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых

коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку

согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и

ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».

2. Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в

темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями

местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.

3. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ

передачи собственности. Его организационная форма – введение системы

приватизационных чеков на предъявителя.

4. Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам

Последствия приватизации – тема многих научных дискуссий. И это

неудивительно, ведь приватизация – чрезвычайно сложный процесс, затрагивающий

практически все сферы экономической, политической и социальной жизни. В целом

множество суждений можно свести к одному: итоги приватизации разочаровывают.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Отношения собственности буквально пронизывает все фазы хозяйственной

деятельности. Решающее значение здесь имеет собственность на средства

производства, которая формирует всю остальную систему отношений, а также то,

какие отношения возникают между собственником средств производства и лицом,

не являющимся им; как распределяется производственный продукт, как

осуществляется его обмен на другие продукты.

Собственность экономически реализуется, если она приносит доход владельцу,

который позволяет не только окупать затраты, но и получать прибыль.

Говоря о собственности как об экономических отношениях, надо подчеркнуть то,

что это отношения не субъекта к объекту, а отношения между субъектами по

поводу того, кто владеет, кто пользуется, распоряжается и управляет объектом

собственности. История развития отношений собственности показывает, что тот

класс и та социальная группа, которая владеет средствами производства по

существу определяет всю остальную систему, поэтому всякое изменение

экономических отношений всегда предполагает прежде всего изменение отношений

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. — М., 1998

2. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. — М.,1999

3. Иохин В. Я. Экономическая теория: учебник. — М., 2003

4. Политическая экономия словарь под ред. М.И. Волкова, А.Д. Смирнова,

И.П. Стерликова М.,1983

5. Экономика – справочник под ред. Е.Ф. Борисова, А.А. Петрова, Ф.Ф.

Стерликова. — М., 1997

6. Толковый словарь русского языка Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. – 4-е изд.

7. Перевалов Ю.В. , Басаргин В.Ф. Формирование структуры собственности на

приватизированных предприятиях //Всероссийский экономический журнал ЭКО. –

8. Казанцев С.В. Государственная собственность и отношение к ней в

современной России // Всероссийский экономический журнал ЭКО. – 2000. – №5.

9. Илышев А.М. , Сучкова И.В. Приватизация и интеллектуальный капитал //

Всероссийский экономический журнал ЭКО. – 2000. – №3

10. Пуляевский Н. Предприятия малой энергетики нуждаются в приватизации

//БОСС (бизнес: организация, стратегия, системы). – 2003. – спецвыпуск первое

Пути изменения форм собственности

Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование»

Номер 2-3 (11-12) Август 2002г

Изменение форм собственности: московский региональный опыт

Мосунов Ю.Г., заместитель руководителя Департамента государственного и муниципального имущества г. Москвы, Крюков В.В., д.э.н.

За последние десять лет национальная экономика России и ее субъектов прошла ряд этапов реформирования, среди которых изменение форм собственности относится к наиболее важным как по институциональному, так и содержательному срезу. В Законе г.Москвы «О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы» от 11.04.2001 № 12-ЗК приватизация определяется как «структурный элемент государственной политики управления собственностью на основе возмездной ее передачи в собственность физическим и юридическим лицам, направленной на развитие производства, создание рабочих мест, наполнение рынка конкурентоспособными товарами и услугами российских товаропроизводителей, расширение налогооблагаемой базы». Сходную трактовку дают и другие региональные нормативно-законодательные акты, принятые в последние годы в РФ в соответствии с федеральным законодательством.

Какие цели преследует государство, передавая свою собственность юридическим и физическим лицам? Основной целью, безусловно, является повышение эффективности использования всех видов имущества, ресурсов и богатств страны. Однако существуют и другие общественно значимые цели приватизационных процессов.

В федеральной Концепции управления государственным имуществом содержится следующий обширный перечень конкретных целей (задач) приватизации:

  • создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе российской экономики;
  • вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизация структуры государственной собственности, включая структуру участия государства в хозяйственных товариществах и обществах;
  • уменьшение расходов федерального бюджета на управление государственным имуществом;
  • привлечение инвестиций в реальный сектор российской экономики, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии российских предприятий, готовых взять на себя обязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий и безусловно их выполнять;
  • создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщение отечественной продукцией российского рынка и ее продвижение на мировой рынок, расширение производства и создание новых рабочих мест;
  • существенное повышение качества менеджмента и эффективности управления за счет усиления ответственности собственников приватизированных предприятий, а также заинтересованности руководства и персонала предприятий в результатах их производственной деятельности;
  • формирование более эффективной структуры горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе российской экономики;
  • восстановление активного функционирования фондового рынка;
  • рациональное пополнение доходной части бюджета с акцентом на Бюджет развития Российской Федерации.

В принятых в Москве нормативно-законодательных документах (закон о приватизации, концепция приватизации) в качестве самостоятельного вопроса рассматриваются средства и методы достижения вышеперечисленных целей приватизационного процесса.

Главными средствами достижения целей приватизации в ходе реализации приватизационных процедур являются следующие:

  • продолжение линии на реализацию системы адресной, «точечной» приватизации с конкретизацией обременений и обязательств отчуждаемых объектов;
  • индивидуальный подход к реорганизуемым предприятиям;
  • определение льгот работникам приватизируемых предприятий и порядка их предоставления;
  • тщательная предпродажная подготовка приватизируемого предприятия с целью повышения инвестиционной привлекательности, увеличения котировок продаваемых акций, их ликвидности;
  • активная реклама объектов приватизации;
  • создание организационных и правовых условий для рыночной оценки активов в сделках приватизации;
  • мониторинг стоимости городского имущества;
  • постоянный мониторинг деятельности приватизированных предприятий;
  • развитие и совершенствование правовой базы и механизмов контроля за:
    • соблюдением действующего законодательства в сфере приватизации всеми субъектами процесса приватизации;
    • выполнением долговых и других обязательств;
    • выполнением инвестора и инвестиционных и социальных условий коммерческих конкурсов, условий инвестиционных конкурсов, иных обязательств инвесторов;
  • использование процедур судебного и досудебного решения конфликтных ситуаций в направлении согласования интересов сторон и исправления допущенных нарушений;
  • развитие системы государственной регистрации прав.

Важное значение имеют способы приватизации, применяемые в городе согласно действующему законодательству (статья 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ) к ним относятся:
1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

В Москве, где традиционно продажи арендованного имущества осуществлялись по высоким, воспроизводственным ценам (базовая ставка 10800 рублей за 1 кв.м), значительная часть объектов нежилого фонда сохраняется на правах аренды. Арендаторы могут реализовать свое право выкупа по ранее утвержденным планам приватизации.

В соответствии с Концепцией управления собственностью и утвержденной постановлением Правительства Москвы от 8 августа 2000 г. № 617 политикой города на 2000-2003 гг. в области продажи городского имущества СГУП по продаже государственного и муниципального имущества г.Москвы в 2001 году обеспечил выполнение финансового годового задания.

При уточненном финансовом задании на год в сумме 929 млн.руб. фактический объем продаж составил 1105 млн.руб. или 119%.

СГУП заключил с арендаторами нежилых помещений в 2001 г. 1698 договоров купли-продажи на общую сумму 1,9 млрд.руб. и 46,8 млн.долл. При этом в зачет выполнения финансового задания СГУП пошло 920,1 млн.руб. при задании 789 млн.руб.

Процесс заключения договоров купли-продажи осуществлялся, с одной стороны, на основе заявлений арендаторов о выкупе нежилых помещений, с другой стороны — на основе программы приватизации, принятой московской городской Думой и утвержденных планов приватизации. Сотрудники подразделений СГУП по продаже государственного и муниципального имущества г.Москвы в основном обеспечили выполнение графиков заключения договоров по всем операциям. Предприятия потребительского рынка и услуг Москвы имели преимущественное право на выкуп арендуемого помещения. Коммерческим структурам преимущественно продавались помещения со значительным износом, требующим значительных инвестиционных средств.

По договорным ценам обеспечено заключение 501 договора на сумму 46,8 млн.долларов, что составило 60,9% от общей реализации денежных средств. В зачет выполнения финансового задания СГУП пошло 19,2 млн.долл. Средняя стоимость выкупа составила 349 долл. за один квадратный метр. В целях стимулирования инвестиций в арендуемые помещения, на основании действующего Положения о продаже объектов нежилого фонда (решений Комиссии и распоряжения Департамента государственного и муниципального имущества г.Москвы), сумма инвестиций учитывалась в структуре стоимости (цены) объекта.

С арендаторами нежилых помещений поддерживается постоянная связь, информация о выкупе систематизируется, что позволяет регулировать процессы правового и финансового режимов приватизации. В договорах купли-продажи отражается, исходя из утвержденного плана приватизации предприятий потребительского рынка и услуг, вид деятельности и использование помещения по назначению.

Все договора заключены на основании протокольных решений Комиссии по продаже объектов нежилого фонда в г.Москве и распоряжений по Департаменту государственного и муниципального имущества г.Москвы. С учетом принятых решений о продаже объектов нежилого фонда поддерживается установленное соотношение между объемами продаваемых площадей и площадей, остающихся в аренде (8 млн. кв.метров).

В 2001 году СГУП’ом были выставлены на торги принадлежащие городу акции в 131 открытых акционерных обществах. Торги состоялись по 119 акционерным обществам, в том числе по отраслям: здравоохранение — 41, промышленность — 28, строительство — 34, транспорт — 4, прочие — 12.

В соответствии с ППМ № 819 от 17.10.2000 проданы на денежных аукционах «золотые» акции в 48 АО строительного комплекса города.

Кроме того, в 2001 году было завершено 8 инвестиционных программ. Сумма инвестиций, вложенных инвесторами в акционерные общества, составила 457,13 млн.рублей 6,25 млн.долларов США.

Всего заключено 229 договоров купли-продажи акций на сумму 58,23 млн.рублей, из которых 55,97 млн.рублей поступили на счет СГУП (см.табл.). Установленное финансовое задание (30 млн.руб.) выполнено.

С 2001 г. наряду с проведением существующих видов аукционов положено начало проведения аукционов с использованием институтов фондового рынка. Во исполнение постановления Правительства Москвы от 24.10.2001 № 963 «О ходе выполнения распорядительных документов Правительства Москвы по выводу хозяйственных обществ с участием города Москвы на рынок ценных бумаг» в декабре 2001 г. состоялся первый специализированный аукцион по продаже акций ОАО «Бирюлево» и ОАО «Инвестиционно-финансовая компания «ЧИФ СЗ СОЮЗ» с использованием биржевых технологий.

Порядок проведения специализированного аукциона по продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, условия участия в нем, форма подачи заявок на участие в специализированном аукционе, порядок определения победителей, а также порядок расчетов за приобретаемые акции определяется Положением, утвержденным распоряжением ДГМИ от 12.11.2001 № 4646-р.

В октябре 2001 г. СГУП принял участие в Первой московской выставке «Фондовый рынок — 2001» (распоряжение Мэра Москвы от 15.08.2001 № 815-РМ), в ноябре — в Конференции в Дискуссионном клубе «Экономист» по теме «Проблемы повышения эффективности управления имуществом. Опыт Москвы и практика регионов».

Считаем, что необходимо и дальше совершенствовать информационно-организационную деятельность в области управления имущества, налаживании деловых кругов федеральных и региональных структур, Государственной и Городской думами.

Общий объем продаж объектов незавершенного строительства в 2001 г. составил 130 млн.руб. при финансовом задании 110 млн.руб.

Было реализовано 59 объектов незавершенного строительства общей площадью 10,6 тыс. кв.м на сумму 81,4 млн.руб.

Во исполнение распоряжения Мэра Москвы от 13.01.99 № 11-РМ «О порядке продажи помещений предприятиям легкой и текстильной промышленности для организации фирменной торговли» реализовано 16 объектов незавершенного строительства на сумму 18,6 млн.руб.

На конкурсной основе было продано 6 объектов приватизации на сумму 46 млн.рублей.

Здесь имеются проблемы. Пока в СГУП не поступила утвержденная на 2002 год программа подготовки и продажи объектов незавершенного строительства, которая сдерживается отработкой титульных списков по строящимся объектам бюджетного финансирования и их согласованием с префектурами.

Вместе с тем за последние три года существенно возрос объем инвестиций, внесенных коммерческими структурами в выкупаемые ими нежилые помещения.

Тем не менее в 2001 году стратегия покупателя при выкупе объекта недвижимости изменилась. В настоящее время покупатель сначала приобретает нежилое помещение, а затем вносит инвестиции. Так в 2000 году было продано 40,1 тыс. кв.м, а 2001 году 69,7 тыс. кв.м помещений непригодных к эксплуатации.

Анализ стоимости объектов продаж вторичного рынка, проведенных среди 12 риэлторских компаний г.Москвы показывает, что в последнее время происходит сближение уровня цен первичного и вторичного рынков.

По нашему мнению, рациональная продажа нежилых помещений их пользователям не только пополняет городской бюджет, но и дает дополнительные преимущества. Собственник недвижимости в отличие от арендатора больше заинтересован в модернизации и развитии основных фондов. В результате увеличиваются объемы производства товаров народного потребления, создаются новые рабочие места, растет прибыль предприятий. Следовательно, увеличиваются налоговые поступления в городскую казну. И еще один немаловажный аспект. Город снимает с себя бремя по обслуживанию помещений, находящихся в частной собственности. Тем самым, довольно значительные бюджетные средства, направляемые ранее на эксплуатацию нежилого фонда, высвобождаются для последующего использования на решение других важных социальных городских проблем.

Важной стороной приватизационных процессов, которая нуждается в совершенствовании, является контроль за соблюдением новыми собственниками условий приватизационных соглашений в части выполнения социальных условий, сохранения профиля объектов приватизации.

Сложившаяся система контроля основана на требованиях постановления Правительства Москвы от 04.06.96 № 461 «Об упорядочении осуществления контроля за выполнением договоров купли-продажи муниципальной (государственной) собственности и мерах по сохранению профиля предприятий потребительского рынка». В основе своей она состоит в осуществлении контроля за выполнением обязанностей покупателями, вытекающих из договоров купли-продажи муниципальной собственности, в использовании помещений. По фактам нарушений условий договоров купли-продажи Комиссией по приватизации принимается решение либо о расторжении договора, либо об изменении условий договоров. При этом изменение профиля использования помещения приватизированными предприятиями возможен исключительно по согласованию с территориальными органами исполнительной власти города.

За последний год совместно с Госгоринспекцией, префектурами, департаментом государственного и муниципального имущества и Департаментом потребительского рынка и услуг проведено 400 проверок по использованию нежилых помещений коммерческими структурами. По результатам проверок выявлено, что 122 предприятия произвели перепрофилирование используемых помещений. Из них порядка 15% доплатили за изменение профиля помещений. По 25 предприятиям принято решение Городской комиссии по приватизации об изменении первоначального плана приватизации предприятий. По остальным проверенным организациям ведется претензионно-исковая работа. Анализ работы в данном направлении показал как позитивную роль контроля, так и проблемы, связанные с недостатками законодательной базы, недостаточной четкостью механизма контроля за использованием объектов нежилого фонда приватизированными предприятиями (взимания доплат в бюджет города, установления порядка изъятия помещений у собственников, длительное время не использующих объекты недвижимости и т.д.).

Необходимо на законодательной основе установить ответственность собственников объектов нежилого фонда, вплоть до расторжения договоров купли-продажи и изъятия объектов недвижимости в городскую собственность за длительное (более 12 месяцев) неиспользование помещений.

Требуется установить четкий механизм получения согласования на перепрофилирование объекта в префектуре административного округа, Управе района, подразделениях потребительского рынка. При этом согласование на перепрофилирование должно предоставляться исключительно на условиях доплаты и оформления соответствующего дополнительного соглашения к ранее заключенному договору купли-продажи.

Территориальные органы исполнительной власти, Московская лицензионная палата должны выдавать соответствующие разрешения на осуществление того или иного вида деятельности, а также лицензии только в случае, если заявленный вид деятельности соответствует назначению помещения, указанному в договоре купли-продажи.

При продаже объектов незавершенного строительства в соответствии с условиями конкурсов в обязательном порядке в договорах купли-продажи необходимо указывать сроки завершения строительных работ и начало функционирования предприятий в купленных помещениях. В случае нарушения указанных условий установить ответственность собственников, вплоть до расторжения договоров купли-продажи и изъятия помещений.

Организация контроля должна строиться на основе координации действий структур, участвующих в проверках.

Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (статья 31) предусматривается возможность прекращения обременений или изменения их условий в случае:

  • отсутствия или изменения государственного либо общественного интереса в обременении, в том числе в публичном сервитуте;
  • невозможности или существенного затруднения использования имущества по его прямому назначению.

Прекращение обременения, в том числе публичного сервитута, или изменение их условий допускается на основании решения органа, принявшего решение об условиях приватизации, или иного уполномоченного органа либо на основании решения суда, принятого по иску собственника имущества.

Проведенный в феврале 2002 года в Деловом центре «Александр Хаус» круглый стол «Пути, формы и методы совершенствования управления городским имуществом» был посвящен таким актуальным вопросам, как

  • проблемы применения положений нового земельного законодательства;
  • опыт эффективного управления муниципальным имуществом;
  • вопросы правовых взаимоотношений реального бизнеса и городских властей.

В выступлении Первого заместителя Мэра, руководителя комплекса по имущественно-земельным отношениям Толкачева О.М. подчеркивалась необходимость консолидации усилий субъектов Федерации, Федерального центра, всех участников рынка недвижимости в реализации принятых законов о земле и приватизации государственного и муниципального имущества с учетом ранее принятых законодательных документов о столице РФ, уставе города Москвы, Генеральном плане Москвы и др. Имеющиеся позитивные успехи Москвы как субъекта Федерации связаны с созданием Государственного земельного кадастра и мониторинга земель, в частности баланса земель города Москвы в разрезе административных округов (по состоянию на 01.01.2001), пакета документов имущественно-земельного дела и порядка оформления договоров аренды единого объекта недвижимости, поступлением денежных средств от использования земельных участков и нежилых помещений важно использовать в других регионах.

Как показывает практика, эффективность процесса приватизации значительно повышается при активном участии территорий в выработке условий продажи объектов, в контроле за соблюдением собственниками условий договоров купли-продажи. Основной стратегической линией в выработке политики приватизации государственного имущества в г.Москве должно стать теснейшее взаимодействие органов по управлению и продажи государственного имущества с префектурами и управами районов города. Это позволит принимать взвешенные, отвечающие интересам города, решения.

Необходимо укрепить взаимодействие и с федеральными структурами. Договор от 24.06.98 № 4-19-9792/8 «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы» должен быть дополнен разработкой и реализацией федеральных целевых программ по развитию г.Москвы, выделению инвестиций из федерального бюджета и компенсации городом затрат на выполнение столичных функций. Городу Москве, как субъекта РФ, необходимо передать акции российских предприятий федерального подчинения, при этом Специализированное предприятие должно быть наделено всеми полномочиями по осуществлению сделок с государственным федеральным имуществом на территории г.Москвы с установлением соответствующего распределения средств от приватизации, как в московский, так и в федеральный бюджеты.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях) .

Материал из журнала «Право и инвестиции». Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге «Пресса России» – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 — 2014 «Право и инвестиции».

Еще по теме:

  • Федеральным законом 418 фз Прокуратура Московской области С 1 января 2018 года на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», которым установлены основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с […]
  • Правила на соревнованиях по боевому самбо Правила самбо Основные правила соревнований по самбо В самбо разрешается применять броски, удержания и болевые приёмы на руки и ноги. В самбо броски можно проводить с помощью рук, ног и туловища. В самбо баллы присуждаются за броски и удержания. Бросок — это приём, с помощью […]
  • Осаго в туле 2018 Калькулятор ОСАГО в Тула на 2018 года Сделайте расчет на калькуляторе, и мы покажем вам где дешевле застраховать машину по ОСАГО в Тула Стоимость ОСАГО в компаниях: Результаты полученные на калькуляторе будут сохранены в Вашем личном кабинете. Вы всегда сможете их посмотреть и сделать […]
  • Налог на имущество за 2 квартал сроки Отчет по налогу на имущество в 2017 году Актуально на: 29 июня 2017 г. Организации, являющиеся плательщиками налога на имущество, должны отчитываться перед ИФНС по итогам отчетных периодов, а также по итогам года (ст. 386 НК РФ). Налог на имущество: отчетность в 2017 году По итогам […]
  • Что дает договор купли продажи автомобиля Что дает договор купли продажи автомобиля После оформления покупки. Одним из самых распространенных способов для продажи своего транспортного средства остается договор купли-продажи. Такой вариант особенно удобен тем, что данный документ может составить каждый человек, согласовав его как […]
  • Право на наследство опекуна у опекаемого Имеет ли право опекун на наследство опекаемого Вопросы опеки и попечительства детально урегулированы законодательством РФ. Это обеспечивает защиту прав самых уязвимых категорий граждан — недееспособных (ограниченно дееспособных) и несовершеннолетних. Но если с правами тех, кто под […]
  • Памятка по правилам поведения на водоемах Памятка по правилам поведения на водоемах В этом году весна пришла раньше обычного. Лед на реках почти весь сошел, а на закрытых водоемах ледяной покров еще остался и представляет определенную опасность. Очень опасно по нему ходить: в любой момент может рассыпаться с шипением под ногами […]
  • Закон 52-кз ставропольского края Ставропольский край: Закон № 52-кз от 27.11.2002 Ставропольский край Редакция устарела, новую редакцию можно найти здесь Внимание! В закон внесены изменения Принят Государственной Думой СК 21 ноября 2002 года (в ред. Законов СК от 16.10.2003 N 31-кз, от 07.06.2004 N 40-кз, от 29.11.2004 […]