Разрешения в сольфеджио

Содержание страницы:

S o l F a theory

7. Интервалы: диатонические и хроматические

Диатоническими называются те интервалы, которые образуются между основными ступенями звукоряда (все чистые, большие, малые интервалы и тритоны, независимо от того, содержат они в себе хроматически изменённые звуки или нет).

Ступеневой величиной интервала называется количество охватываемых им ступеней, а тоновой – количество заключённых в нём тонов и полутонов.

Хроматическими называются интервалы, не являющиеся основными: все увеличенные, уменьшенные (кроме тритонов), все дважды увеличенные и дважды уменьшенные интервалы и т.п., не встречающиеся в диатонике.

Увеличенным или уменьшенным может быть любой интервалы, кроме чисто примы (она занимает 0 тонов, поэтому не бывает ум. 1).

Увеличенным называется интервал, который на хроматический полутон шире чистого или большого при одинаковой с ним ступеневой величине. Уменьшённым называется интервал, который на хроматический полутон уже чистого или малого при одинаковой с ним ступенеей величине. Дважды увеличенным называется интервал на хроматический тон шире чистого или большого при одинаковой с ним ступеневой величине. Дважды уменьшённым называется интервал на хроматический тон уже чистого или малого при одинаковой с ним ступеневой величине.

Наиболее распространённые дв. Ум. И дв. Ув. Интервалы: дв. ув. 8, 4, 1; дв. ум. 5, 8.

Характерными называются увеличенные и уменьшенные интервалы гармонического мажора и минора (кроме тритонов), образовавшиеся в результате понижения на полтона VI ступени в мажоре или повышения на полтона VII ступени в миноре. Это ув. 2- ум.7; ув. 5 – ум. 4. Все характерные интервалы относятся к хроматическим.

Акустическое разрешение диатонических интервалов

Акустические диссонансы: секунды, септимы, тритоны.

Акустически все диссонансы неустойчивы, все консонансы – устойчивы (но в ладу акустические консонансы могут оказаться неустойчивыми и будут стремиться к разрешению в ладовые устои).

  • Из двух звуков в секунде нижний звук – диссонирующий (требующий разрешения; при наиболее строгом голосоведении), при разрешении идёт на тон или полтона вниз. Верхний звук – свободный, разрешения не требует и остаётся на месте. Б.2 идёт таким образом в б. 3 или м.3, а м. 2 – только в м. 3.
  • Септимы – обращения секунд, поэтому диссонирует в них верхний звук. Разрешается аналогично: диссонирующий верхний голос идёт на полтона или тон вниз, а нижний остаётся на месте. Таким образом б. 7 идёт в б. 6, а м. 7 – в б. 6 и м. 6.

Возможны и более свободные варианты разрешения септим и секунд: диссонирующий звук на секунду вниз, а свободный — в любой звук, образующий консонанс со звуком разрешения.

  • ум. 5: оба звука сходятся : а) на полтона; б) один на полтона, другой на тон;
  • ув. 4: оба звука расходятся аналогично ум. 5.

Ладовое разрешение диатонических интервалов

Устойчивыми являются лишь те консонирующие интервалы, которые образуются только из устойчивых ступеней лада (т.е. звуков T53). Все остальные интервалы, включающие в себя хотя бы одну неустойчивую ступень лада, — неуйсточивы и стремятся к разрешению в устойчивые интервалы.

Ладовым разрешением называется переводм неустойчивых интервалов в устойчивые. Оно произведится на основе секундовых и (реже) кварто-квинтовых тяготений.

  • определить тональности, где встречается этот интервал;
  • если этот неустойчивый интервал образован двумя неустойчивыми звуками, то они оба при разрешении плавно идут в ближайший устойчивый звук. Избегать параллельного движения квинтами, октавами и примами. Желательно, чтобы в интервале разрешения ясно проявлялся лад.
  • Если в интервале один неустойчивый звук, то он плавно разрешается в ближайший устойчивый звук. Другой звук останется на месте.

а) полутоновое всегда более убедительно (если вообще возможно);

б) нельзя неустойчивый звук вести к уиносону с неподвижным соседним голосом;

в) некоторые интервалы (секунды на V и VII ступени) нельзя разрешить только с помощью ладовых тяготений (из-за пункта «б»). Используется двойное разрешение: акустическое + ладовое.

г) септима не идёт в октаву, а разрешается через промежуточные интервалы, соответствующие ладовым функциям D или S.

д) кварто-квинтовые тяготения основаны, в основном, на ладогармонических функциональных связях: V-I, IV-I. Ближайшие к V ступени звуки – неустойчивые, поэтом при разрешении V-V, V-I. S, хотя и окружена устойчивыми звуками, сохраняет своё подчиненное функциональное значение по отношению к тонике, поэтому тоже возможно IV-I.

Разрешение хроматических интервалов

Увеличенные интервалы разрешаются ходом одного из голосов на секунду в сторону расширения расстояния между голосами. Уменьшенные интервалы – наоборот.

Некоторые (ув. 2, ум. 7, тритоны) также могут разрешаться двусторонне.

В целом, в ладу разрешение хроматических интервалов по своим принципам не отличается от разрешения диатонических интервалов.

Сольфеджио.Все правила по сольфеджио в муз.школе — VI

78. Гармонический мажор

Гармоническим мажором называется мажор с пониженной VI ступенью.

Гамма ДО мажор гармоническая:

Субдоминантовое трезвучие в гармоническом ДО мажоре:

79. Таблица интервалов в пределах октавы

Интервалом называется сочетание двух звуков, взятых последовательно (один за другим) или одновременно. Количество ступеней, заключенных в интервале, устанавливает название интервала, а число тонов между звуками — вид интервала.

80. Переменный лад

Переменный лад — лад, в котором имеются две тоники. Чаще всего тоническими трезвучиями переменного лада являются трезвучия мажора и параллельного ему минора или наоборот.

Пример — первая фраза песни в ФА мажоре, а вторая в параллельном ему РЕ миноре.

81. Устойчивые и неустойчивые интервалы в ладу

Устойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в состав тонического трезвучия.

Неустойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в состав тонического трезвучия.

Устойчивые интервалы в ДО мажоре (звуки тонического трезвучия):

  • ДО-МИ, ДО-СОЛЬ, ДО-ДО, МИ-СОЛЬ, МИ-ДО, МИ-МИ, СОЛЬ-ДО, СОЛЬ-МИ, СОЛЬ-СОЛЬ.

Неустойчивые интервалы в ДО мажоре, в которых один звук неустойчивый, а второй устойчивый:

  • ДО-РЕ, ДО-ФА, ДО-ЛЯ, ДО-СИ, МИ-ЛЯ, МИ-СИ, МИ-РЕ, СОЛЬ-СИ, СОЛЬ-РЕ, СОЛЬ-ФА, РЕ-СОЛЬ, СИ-СОЛЬ, ФА-СОЛЬ.

Неустойчивые интервалы в ДО мажоре, в которых оба звука неустойчивые:

  • СИ-РЕ, СИ-ФА, СИ-ЛЯ, РЕ-ФА, ФА-ЛЯ, РЕ-СИ, ФА-СИ, ФА-РЕ, ЛЯ-СИ, ЛЯ-РЕ, ЛЯ-ФА.

82. Ладовое разрешение интервалов

Ладовым разрешением называется переход неустойчивых звуков интервала в ближайшие устойчивые звуки лада.
Если в неустойчивом интервале один звук устойчивый, а второй неустойчивый, то устойчивый звук при разрешении остается на месте, а неустойчивый по ладовому тяготению переходит в ближайший устойчивый звук.
Если оба звука в интервале неустойчивые, то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки.
Увеличенные интервалы при разрешении всегда расширяются а уменьшенные суживаются.

Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых один звук устойчивый, а другой неустойчивый:

  • РЕ-СОЛЬ в МИ-СОЛЬ, РЕ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, СИ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, ДО-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, СОЛЬ-ФА в СОЛЬ-МИ.

Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых оба звука неустойчивые :

  • СИ-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, РЕ-СИ в ДО-ДО, РЕ-СИ в МИ-ДО, ФА-СИ в МИ-ДО, ЛЯ-СИ в СОЛЬ-ДО.

Скачок доминантового звука в тонику на кварту вверх или на квинту вниз при разрешении неустойчивых интервалов:

  • ФА-СОЛЬ в МИ-ДО, РЕ-СОЛЬ в ДО-ДО, СИ-СОЛЬ в ДО-ДО, СОЛЬ-ФА в ДО-МИ, СОЛЬ-РЕ в ДО-ДО, СОЛЬ-СИ в ДО-ДО.

При разрешении неустойчивых интервалов следует избегать параллельных октав и квинт. Например:

  • РЕ-РЕ в ДО-ДО нельзя, РЕ-РЕ нужно вести в МИ-ДО.

83. Разрешение субдоминантового и доминантового трезвучий и их обращений

Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения разрешаются в тонический аккорд. Звук, принадлежащий тоническому трезвучию, остается на месте, а два остальных (неустойчивых) звука ведутся по ладовому тяготению на секунду в одну сторону — от субдоминанты вниз, от доминанты вверх.
Разрешение субдоминантового трезвучия и его обращений в ДО мажоре:

  • ФА-ЛЯ-ДО в МИ-СОЛЬ-ДО;
  • ЛЯ-ДО-ФА в СОЛЬ-ДО-МИ;
  • ДО-ФА-ЛЯ в ДО-МИ-СОЛЬ.

Разрешение доминантового трезвучия и его обращений в ДО мажоре:

  • СОЛЬ-СИ-РЕ в СОЛЬ-ДО-МИ;
  • СИ-РЕ-СОЛЬ в ДО-МИ-СОЛЬ;
  • РЕ-СОЛЬ-СИ в МИ-СОЛЬ-ДО.

84. Вводные септаккорды

Вводным септаккордом называется септаккорд, построенный от VII ступени лада. В зависимости от септимы вводные септаккорды бывают:

  • Малый вводный — если крайние звуки септаккорда образуют малую септиму.
  • Уменьшенный вводный — если крайние звуки септаккорда образуют уменьшенную септиму.

Малый вводный септаккорд встречается в натуральном мажоре, а уменьшенный вводный септаккорд —в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.

Малый вводный септаккорд в натуральном ДО мажоре:

Интервальный состав малого вводного септаккорда:

  • м.З — м.З — б.З крайние звуки образуют м.7.

Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ЛЯ миноре:

Интервальный состав уменьшенного вводного септаккорда:

  • м.З — м.З — м.З крайние звуки образуют ум.7.

Разрешение вводных септаккордов: Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоением терцового тона, для того чтобы избежать параллельных квинт.

Малый вводный септаккорд в натуральном ДО мажоре
СИ-РЕ-ФА-ЛЯ разрешается в ДО-МИ-МИ-СОЛЬ.

Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ЛЯ миноре
СОЛЬ-диез-СИ-РЕ-ФА разрешается в ЛЯ-ДО-ДО-МИ.

85. Таблицы мажорных и минорных тональностей

Тональностью называется определенная высота лада.

Мажорные и параллельные им минорные тональности с диезами:

  • ДО мажор — ЛЯ минор;
  • СОЛЬ мажор — МИ минор;
  • РЕ мажор — СИ минор;
  • ЛЯ мажор — ФА-диез минор;
  • МИ мажор — ДО-диез минор;
  • СИ мажор- СОЛЬ-диез минор;
  • ФА-диез мажор — РЕ-диез минор;
  • ДО-диез мажор — ЛЯ-диез минор.

Мажорные и параллельные им минорные тональности с бемолями:

  • ФА мажор — РЕ минор;
  • СИ-бемоль мажор — СОЛЬ минор;
  • МИ-бемоль мажор — ДО минор;
  • ЛЯ-бемоль мажор — ФА минор;
  • РЕ-бемоль мажор — СИ-бемоль минор;
  • СОЛЬ-бемоль мажор — МИ-бемоль минор;
  • ДО-бемоль мажор — ЛЯ-бемоль минор.

86. Тетрахорды

Тетрахордом называется мелодическая последовательность из четырех звуков, расположенных по секундам в объеме чистой кварты.

Тетрахорды в гамме ДО мажор:

  • ДО-РЕ-МИ-ФА — нижний, или первый тетрахорд;
  • СОЛЬ-ЛЯ-СИ-ДО — верхний, или второй тетрахорд.

87. Энгармонически равные тональности

Энгармонически равные тональности — тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию.

Энгармонически равные мажорные тональности:

  • СИ мажор и ДО-бемоль мажор;
  • ФА-диез мажор и СОЛЬ-бемоль мажор;
  • ДО-диез мажор и РЕ -бемоль мажор.

Энгармонически равные минорные тональности:

  • СОЛЬ-диез-минор и ЛЯ-бемоль минор;
  • РЕ-диез минор и МИ-бемоль минор;
  • ЛЯ-диез минор и СИ-бемоль минор.

88. Буквенное обозначение звуков и тональностей

Для буквенных обозначений применяются начальные буквы латинского алфавита: A, a; B, b; C, c; D, d; E, e; F, f; G, g; H, h.

Таблица слоговых и буквенных названий

Разрешение интервалов

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы подробнее поговорим про разрешение интервалов в тональности.

Вообще интервалы важная и полезная вещь. На практике мы можем брать не аккорды целиком, а гармонические интервалы (то есть два звука, взятые вместе), переводить одно созвучие в другое так, как нужно для нашей музыки.

Это может звучать очень красиво. Поэтому давайте про разрешение интервалов поговорим подробнее.

Но перед тем как перейти непосредственно к теме данной статьи давайте вспомним то что уже знаем.

Вообще интервалы вещь достаточно «магическая» и в ней кроется много чего интересного. Например, увеличенный интервал как мы знаем при разрешении увеличивается (яркий пример того как это мы рассматривали здесь: http://gorstorehov.com/page/umenshennaya-kvinta-i-uvelichennaya-kvarta).

Много интересного таят в себе и обращения интервалов. Например малый интервал при обращении превращается в большой и наоборот.

Кроме того не всегда расстояние между звуками в полтора тона, к примеру означает интервал м3. Иногда одно и то же созвучие можно назвать по-разному.

Сегодня же давайте поподробнее поговорим на тему разрешения.

Когда речь заходит про разрешение, то сразу же вспоминается доминантсептаккорд. Можно ведь разрешать и отдельные интервалы из этого созвучия и это тоже можно назвать переходом из доминанты в тонику.

Однако, в тональности мы можем и просто два звука взятые вместе и содержащие хотя бы одну неустойчивую ступень разрешать в ближайшие устойчивые ступени.

На практике это будет звучать хорошо.

Например, возьмём интервал ми+фа в тональности до мажор. Это будет малой секундой. В этом интервале ми — устойчивая ступень, фа — неустойчивая. Так как одна ступень неустойчивая, то и интервал будет неустойчивым. Его надо разрешить. Разрешается он по принципу ладового тяготения.

Значит фа у нас надо перевести в ми, а вторую ми оставить на месте.

рис. 1

Далее возьмём ноты ре+до в тональности До минор. Тут то же самое ре — вторая ступень переводится в до, а верхняя до остаётся на месте.

рис. 2

А теперь возьмём ноты ре+ля бемоль в той же тональности.

Тут тоже устойчивые ступени надо перевести в устойчивые, но в данном случае этот интервал будет разрешаться так.

рис. 3

То есть ля бемоль переводится в соль, а ре в ми бемоль.

Просто ум5 должен при разрешении уменьшаться (на то он и ум.), а если руководствоваться принципом ладового тяготения (и перевести ре в до, а ля бемоль в соль) этого не произойдет. Можно назвать это исключением.

Но в любом случае суть разрешения неустойчивых интервалов нам ясна.

Разрешение характерных интервалов

Интересно, а как получить какие-нибудь увеличенные и уменьшенные интервалы (кроме тритона)?

Для этого например можно взять не натуральную гамму, а гармоническую.

Как мы знаем чтобы получить гармонический мажор надо понизить в натуральном мажоре 6-ую ступень. Из-за этого у нас получатся интересные интервалы (их называют характерными, видимо из-за того что как раз и получаются из-за понижения шестой ступени).

В гармоническом мажоре это следующие созвучия:

рис. 4

Хотя на рисунке 4 лишь три интервала, мы можем сделать их обращения и получим ещё три. Разрешениями обращенных интервалов будут обращения разрешений исходных.

Как видите у нас могут получиться такие интересные созвучия как ув5, ум7, ув2 и так далее.

А вот характерные интервалы в гармоническом миноре (о нём мы писали здесь: http://gorstorehov.com/page/kak-postroit-minornie-gammi):

рис. 5

Как мы знаем чтобы получить гармонический минор надо в натуральном повысить 7-ую ступень на полтона (на рисунке 5 повышенная 7-ая это нота соль диез).

Интервалы в музыке, виды интервалов, построение интервалов

Здравствуйте, уважаемые читатели. В данной статье поговорим про интервалы в музыке, увидим какие виды интервалов выделяют, а также про построение интервалов.

Интервалы в музыке имеют качественную и количественную характеристики. Качественная обозначает количество тонов и полутонов в интервале, количественная отражает число ступеней в нём.

Интервалы бывают большими и малыми (в этом случае пишут букву «м» или «б» — это качественная характеристика), а также чистыми (пишут «Ч»). Цифры рядом с буквами в названии (например, м3) означают число ступеней в интервале (это количественная характеристика).

Число ступеней в названии произносятся как числительные на латыни: прима — 1, секунда — 2, терция — 3, кварта — 4, квинта — 5, секста — 6, септима — 7, октава — 8. Так м3 переводится как малая терция, б3 — большая терция.

Большой интервал (в названии которого есть «б») больше малого (в случае одинакового количества в них ступеней) на один полутон всегда.

Давайте посмотрим теперь какие интервалы являются резкими (диссонансами), а какие мягкими (консонансами):

1 Мягкие — терции, сексты, пустые (к пустым относят чистые интервалы: ч1 — чистая прима; ч4 — чистая кварта; ч5 — чистая квинта; ч8 — чистая октава). Стоит здесь упомянуть, в приме расстояния между нотами нет (0 тонов), на практике когда подряд играется одна и та же нота это и есть прима.

Также ч4, ч5, ч8 называются чистыми потому что они неизменны, нет их больших и малых вариантов. Еще их за эту особенность называют совершенными консонансами.

Терции же и сексты могут иметь мажорное (б3 и б6) звучание или минорное (м3 и м6). Поэтому их называют еще несовершенными консонансами.

2 Резкие. Тритон — называется так потому что между 2-мя нотами ровно три тона, причем также его называют ув4 (увеличенной квартой) или ум5 (уменьшенной квинтой).

Следующий диссонанс — секунда. м2 — малая секунда отличается расстоянием между нотами всего в полтона, за счет чего обладает самым резким звучанием, в б2 (большой секунде) как вы поняли один тон. Последний резкий интервал — это септима. Бывает также большой (б7 — 5,5 тонов) и малой (м7 — 5-ть тонов).

Интервалы также называют мелодическими если они используются в мелодии (ноты в них играются раздельно) или гармоническими (если две ноты играются вместе).

рис 1

Важная тема — это обращения интервалов. Обращение — это когда нижний звук интервала (его еще называют основанием) переносят на октаву вверх или верхний звук (вершину) переносят вниз на октаву.

При обращении с интервалами происходят некоторые метаморфозы. Один интервал превращается в другой, например так:

рис 2

На рисунке 2 вы видите, что при перенесении верхнего звука в чистой кварте вниз на октаву получается чистая квинта.

С обращением других интервалов вы тоже можете познакомится в статье о разнице между увеличенной квартой и уменьшенной квинтой к примеру. И обращения терций и секст тоже таят в себе некоторые особенности.

Да, как правильно считать ступени в интервалах (те самые цифры в названиях)? Если у нас в названии пишется цифра четыре значит между двумя нотами изображаемыми на нотном стане должно быть ровно четыре ступени. Так для ч5 изображенной на рисунке 2 мы считаем ступени так: фа — 1, соль — 2, ля — 3, си — 4, до — 5. Вот как раз от «фа» до «до» наша квинта и получилась.

Мы знаем когда надо писать «м», «б», «ч» в названиях, а что значит «ув» и «ум»? Представим, что у нас на нотном стане число ступеней между вершиной и основанием интервала должно быть 2, а расстояние между ними должно равняться 1,5 тона. В этом случае мы не можем написать м3, ведь цифра должна отражать именно количество ступеней (нам же надо 2-ве, а не три ступени), но и б2 написать тоже не можем, тогда расстояние будет отражаться не то (нам нужно 1,5 тона, а в б2 только 1). Поэтому мы и можем в таких случаях написать увеличенная секунда (ув2).

рис 3

На рисунке 3 изображены два одинаковых на слух созвучия, а записали мы их по-разному.

На самом деле вариантов использования «ув» и «ум» множество. Уменьшать и увеличивать можно абсолютно все интервалы, главное понять принцип, что мы выше описали.

Также стоит отметить, что если консонансы не требуют разрешения, то диссонансы требуют — они «тянуться» к консонансам. Так, малая септима разрешается в большую сексту, а большая септима в чистую октаву. В то же время секунды — это те же септимы по звуковому составу, стоит лишь сделать их обращения.

рис 4

Суть разрешения в том чтобы резкий интервал перешёл в более спокойный (мягкий). На рисунке 4 малую секунду можно еще разрешать также как и большую в м3 (ноты «фа-диез+соль» в «ми+соль»).

Все интервалы, что мы рассмотрели выше являются простыми. Они находятся в пределах одной октавы. Также есть составные — они величиной больше октавы (например, нона — 9, ундецима — 11, терцдецима — 13), но по звуковому составу они такие же как простые.

рис. 5

Например, представим, что у нас гамма натуральный до-мажор и мы берём ноты «до» и «ре» одновременно. Получится простой интервал б2. Если мы в нем перенесём ноту ре на октаву вверх, то у нас получится уже нона или б9. В этом вся разница, в гитаре как раз составные интервалы часто добавляются как надстройки к аккордам, например помните мы писали про доминантсептаккорд — вот там составные интервалы у нас используются (9, 11, 13).

Обращение составных интервалов немного другим будет — мы перемещаем верхний звук на октаву вниз, нижний на октаву вверх одновременно.

Интервал в импровизации

О строении мы поговорили, теперь о практике. Как же разнообразить нашу импровизацию при помощью интервалов? Все просто — обычно, мы последовательно играем ноты гаммы, например «ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля». По-другому можно сказать, обыгрываем гамму ля-минор секундами, большими и малыми. И, действительно, от «ля» до «си» — большая секунда, от «си» до «до» — малая и так далее. Ничто не мешает брать другие интервалы от каждой ноты того же ля-минора. Например, играя терциями мы берем ноты гаммы не последовательно, а от каждого её звука по-порядку отстраиваем терцию.

Точно так же гамма обыгрывается секстами, квартами и так далее. Таким образом, при чередовании различных интервалов мелодия получает разнообразие.

Простое построение интервалов

Иногда не очень просто быстро построить какой-то интервал. Поэтому для этого существуют формулы, прямо как в математике. Так как чаще всего мы используем простые интервалы, и самый большой из них октава, то по ней мы и будем ориентироваться, вот формулы, наглядно показывающие как это делать:

Ч1(прима) = 0 Тонов;
Ч8 (октава) = 6 Тонов;
м2 (малая секунда)= 0,5 Тона;
б7 (большая септима) = ч8 — м2 =5,5 Тонов;
б2 (большая секунда)= 1 Тон;
м7 (малая септима) = ч8-б2 = 5 Тонов;
м3 (малая терция) = 1,5 Тона;
б6 (большая секста) = Ч8 — м3 = 4,5 Тона;
б3 (большая терция)= 2 Тона;
м6 (малая секста) = Ч8 — б3 = 4 Тона;
Ч4 (чистая кварта) = 2,5 Тона;
Ч5 (чистая квинта) = 3,5 Тона;
ув4 (увеличенная кварта) = 3 Тона;
ум5 (уменьшенная квинта) = 3 Тона.

Если у вас есть желание поддержать сайт Gorstorehov.com вы можете сделать добровольное пожертвование. Деньги пойдут на развитие сайта.

саша
11 Ноября 2014 в 19:14

Игорь
12 Ноября 2014 в 14:03

сергей
04 Мая 2016 в 13:16

Даша
03 Октября 2016 в 15:50

Снежана
08 Марта 2017 в 20:10

Снежана
08 Марта 2017 в 20:11

Учитель
03 Марта 2018 в 09:01

ирина
04 Января 2017 в 15:15

Аня
03 Мая 2016 в 19:12

Лера
07 Октября 2016 в 20:48

Катя
09 Июня 2017 в 18:18

Юля
17 Января 2018 в 10:53

Юля
17 Января 2018 в 10:52

Яна
06 Мая 2016 в 15:34

Уля
16 Октября 2016 в 21:42

Акнурнота
24 Ноября 2016 в 20:46

Розаліна
27 Февраля 2017 в 16:57

дари
19 Апреля 2018 в 18:53

Рита
14 Сентября 2016 в 15:33

лол
10 Октября 2016 в 17:11

соня
06 Октября 2016 в 19:36

Миша
06 Декабря 2016 в 18:24

Кира
07 Декабря 2016 в 14:38

эля
11 Апреля 2017 в 19:05

Ангелина
18 Мая 2017 в 12:12

Веролика
19 Декабря 2017 в 07:59

FYSMEY play
19 Мая 2017 в 11:34

Веролика
19 Декабря 2017 в 08:01

Ксения
04 Октября 2017 в 17:15

Нитти
09 Марта 2018 в 22:58

саша
11 Ноября 2014 в 19:15

ДМШ 5 Рогоза Виктория Николаевна Белгород
14 Сентября 2016 в 15:36

Разрешение (музыка)

Разрешением в музыке называется движение звуков интервала или аккорда от неустойчивых ступеней к устойчивым. Вне лада такое движение невозможно.

Разрешение интервалов

Существуют только четыре простых интервала (в отличие от составных интервалов), требующих разрешения. При этом увеличенные интервалы всегда разрешаются в более широкие, а уменьшённые — в более узкие.

  • увеличенная секунда (ув. 2) разрешается в большую или малую терцию (б. 3 или м. 3)
  • уменьшённая септима (ум. 7) — в большую или малую сексту (б. 6 или м. 6)
  • увеличенная кварта (ув. 4) — в большую или малую сексту (б. 6 или м. 6)
  • уменьшённая квинта (ум. 5) — в большую или малую терцию (б. 3 или м. 3)

Существует одна особенность. Поскольку и ув. 4 и ум. 5 являются тритонами, звучат очень неустойчиво и требуют разрешения, необходимо иметь в виду, на какой ступени какого лада построен этот интервал. В зависимости от этого данный тритон будет иметь различные разрешения. При определении интервала на слух всегда ориентируются на последующее разрешение.

Разрешение аккордов

Разрешения требуют увеличенные и уменьшённые трезвучия, а также септаккорды и их обращения. Разрешаются они в устойчивые трезвучия и их обращения. Исключение составляет доминантсептаккорд (Д7): он разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой.

Реже трезвучие неустойчивой ступени (например, второй) разрешается в трезвучие устойчивой (например, в тонику), несмотря на то, что такое трезвучие не является ни увеличенным, ни уменьшённым.

Литература

  • В. А. Вахромеев Элементарная теория музыки / Техн. редактор Л. Виноградова. — Третье издание. — М .: Государственное музыкальное издательство, 1961. — С. 139—144. — 25 000 экз. — ISBN 978-5-7140-0962-4

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Разрешение (музыка)» в других словарях:

Разрешение — Разрешение: Разрешение сделать что то антоним к слову «запрет». Позволение сделать что то запрашиваемое, в том числе документ, это подтверждающий; Разрешение на работу; Разрешение на временное проживание; Разрешение на поселение; Разрешение … Википедия

Музыка Израиля — Музыка Израиля представляет собой неотъемлемую часть культуры Израиля. Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По видимому, тогда она не… … Википедия

МУЗЫКА — МУЗЫКА, искусство организации звуков. Восприятие М. и действием. В восприятии М. можно отметить следующие моменты, из к рых каждый может существовать до известной степени самостоятельно. 1) Общее органическое потрясение/ вызываемое динамической… … Большая медицинская энциклопедия

Музыка (значения) — В Викисловаре есть статья «музыка» Музыка: Музыка вид искусства. Музыка старейшее музыкальное издательство России. Музыка вокально инструментальный ансамбль СССР 60 80х годов (худ. рук. Н. Воробьев) … Википедия

Музыка в Третьем рейхе — Все виды искусства в нацистской Германии были подчинены политике гляйхшалтунг, или координации, и только музыка, наименее политическое из искусств, не испытывала серьезного давления при гитлеровской диктатуре, оказавшись неким обособленный… … Энциклопедия Третьего рейха

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия

Пётр I и музыка — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Содержание … Википедия

Рок и альтернативная музыка в Иране — Иранский рок (перс. راک ایرانی‎) направление в иранской музыке, которое начало формироваться в 1970 е, его развитию способствовали фестиваль искусств в Ширазе и влияние таких рок групп как Pink Floyd, Camel и Eloy. Впоследствии участники… … Википедия

Интервал (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Интервал. Интервал (от лат. intervallum промежуток, расстояние; разница, несходство) в музыке соотношение между двумя звуками определённой высоты. Наименьшей единицей измерения… … Википедия

Блатная музыка — Блатной жаргон (музыка) Блатная песня … Википедия

Еще по теме:

  • Правила умножения степеней Свойства степени Напоминаем, что в данном уроке разбираются свойства степеней с натуральными показателями и нулём. Степени с рациональными показателями и их свойства будут рассмотрены в уроках для 8 классов. Степень с натуральным показателем обладает несколькими важными свойствами, […]
  • Играем в шахматы правила Правила игры в шахматы для начинающих В этой статье ВЫ уважаемый посетитель, узнаете в простой и лаконичной форме правила игры в шахматы: вы узнаете, что такое шахматная доска, как правильно расставлять фигуры на шахматной доске, что такое рокировка и зачем её придумали, как записывать […]
  • Мотороллер осаго Нужна-ли страховка на мопед до 50 кубиков? 2 ответa на вопрос от юристов 9111.ru Необходимо учитывать следующее. В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных […]
  • Федеральный закон о трудовой деятельности Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]
  • Фз конституционны суд Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ"О Конституционном Суде Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 8 февраля, […]
  • Закон об образовании в мордовии Статья по теме: РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ОТ 8 АВГУСТА 2013 Г. № 53-З "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ" В работе освещаются основные положения нового закона "Об образовании в Республике Мордовия" Предварительный просмотр: Управление образования Администрации городского […]
  • Нужно оформить пенсию Какие нужны документы для оформления пенсии по старости? Законодательство РФ предусматривает три различных вида пенсий по старости (п. 1 ст. 3 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; п. п. 3, 6 ст. 5, пп. 5, 8 п. 1 ст. 4 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ): 1) страховая пенсия по старости, назначаемая […]
  • Санитарных правил для холодильников 4695-88 СП 4695-88. Санитарные правила для холодильников 1. Общие положения 2. Требования к территории 3. Планировка и устройство производственных помещений 4. Требования к водоснабжению и канализации 5. Требования к освещению, отоплению, вентиляции и холодоснабжению 6. Требования к холодильным […]