Президент рф не принимает законов

Статья 90 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Комментарий к Статье 90 Конституции РФ

1. В комментируемой статье определяются основные виды правовых актов, посредством которых Президент оформляет решения, принятые им в целях реализации своих конституционных полномочий, а также устанавливается их место в системе законодательства РФ.

Указы Президента, как правило, являются нормативными правовыми актами, они содержат общие правовые предписания, обращены к неопределенному кругу субъектов и рассчитаны на длительное и многократное применение. Указы могут носить также ненормативный (индивидуальный) характер. Указами индивидуального характера оформляются, например, решения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти и некоторых других лиц, решения по вопросам помилования, предоставления гражданства, политического убежища, награждения государственными наградами РФ, присвоения почетных званий, высших воинских и высших специальных званий и др.

Распоряжения Президента носят главным образом ненормативный характер и обычно касаются конкретных лиц либо отношений. Например, распоряжениями Президента регламентируются вопросы работы Администрации Президента.

Такое разграничение между различными актами главы государства установлено распоряжением Президента РФ от 05.02.1993 N 85-рп, которым также утвержден Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации. Некоторые вопросы подготовки актов Президента, касающиеся, в частности, реализации главой государства права внесения законодательных инициатив, урегулированы также Указом Президента РФ от 10.06.1994 N 1185 «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» (в ред. от 26.11.2001).

Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента регулируется Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (в ред. от 28.06.2005). Официальное опубликование указов имеет целью довести их содержание до всеобщего сведения, что необходимо для применения указов на практике. При этом официальное опубликование служит гарантией того, что публикуемый текст полностью соответствует подлиннику, т. е. тому тексту, который был принят главой государства и подписан им.

Нормативные акты главы государства носят властный характер, служат базой для функционирования исполнительной власти в Российской Федерации и наряду с федеральными конституционными и федеральными законами составляют правовую основу для издания Правительством РФ его постановлений и распоряжений (ч. 1 ст. 115 Конституции). Издание Президентом большого числа нормативных указов принципиального характера по важнейшим вопросам экономики и политики не означает неправомерного вторжения в сферу законодательства, где правомочен лишь парламент. Конституция ограничивает нормотворческую компетенцию Президента лишь в том плане, что он не может издавать указы по вопросам, уже регламентированным законом; он не может издавать указы по вопросам, в отношении которых Конституция содержит прямые указания на то, что они должны быть регламентированы федеральным конституционным или федеральным законом.

В остальном нормотворческая компетенция Президента не ограничена каким-либо закрытым перечнем предметов ведения. Как разъяснил Конституционный Суд, для случаев, когда Конституция не детализирует порядок действий Президента, а также в отношении полномочий, не перечисленных в ст. 83-89 Конституции, их общие рамки определяются принципом разделения властей (ст. 10) и требованием ч. 3 ст. 90, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и законам РФ. Более того, издание Президентом указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, вытекает из его конституционных полномочий по обеспечению исполнения конституционных предписаний и согласованного функционирования органов государственной власти (ст. 80) и не нарушает установленного Конституцией разграничения компетенции между органами государственной власти на федеральном уровне (по горизонтали) при условии, что такие указы не противоречат Конституции и федеральным законам и их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих актов законодателем (см. Постановления КС РФ от 30.04.1996 N 11-П, от 30.04.1997 N 7-П *(982)). В распоряжении Президента РФ от 11.11.1994 N 578-рп «О нормативных актах Президента РФ» подчеркнуто, что указы, принятые впредь до издания соответствующего закона, должны признаваться утратившими силу по мере законодательного урегулирования соответствующих вопросов на федеральном уровне или на уровне субъектов Федерации.

Реализация Президентом своей компетенции в «установленном Конституцией Российской Федерации порядке» предполагает также возложение им на Правительство в соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 114 Конституции задач во исполнение указов Президента. Точка зрения, согласно которой полномочия Президента могут быть реализованы только при наличии соответствующего закона, означает отказ от принципа прямого действия Конституции, закрепленного в ч. 1 ст. 15 Конституции (см. Постановление КС РФ от 31.07.1995 N 10-П*(983)).

Указы имеют прямое действие и не нуждаются в утверждении парламентом, ратификации или одобрении в иной форме субъектами РФ. Они могут быть дополнены, изменены или признаны утратившими силу только самим Президентом. Кроме того, нормативные указы Президента могут утратить силу также по решению Конституционного Суда, поскольку в соответствии со ст. 125 Конституции указы Президента, имеющие нормативный характер, могут быть предметом рассмотрения Конституционного Суда с целью установления их соответствия Конституции.

2. Существенное значение для обеспечения единства и целостности РФ, ее правовой системы имеет обязательность актов Президента для исполнения на всей территории страны, которая включает не только территорию субъектов Федерации, поименованных в ст. 65 Конституции, но и все сухопутные, водные и воздушные пространства, находящиеся под юрисдикцией России, а также объекты с государственной символикой РФ (например, корабли, авиалайнеры и т.д.).

Поскольку указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории РФ, то по аналогии с решением Конституцией вопросов соотношения федеральных законов и актов субъектов Федерации (ст. 76) следует заключить, что нормативные акты Президента, изданные по предметам ведения РФ (ст. 71) и предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72), имеют верховенство над законами и иными нормативными правыми актами субъектов Федерации. В случае если нормативный акт Президента противоречит нормативному правовому акту субъекта Федерации, изданному в рамках реализации его полномочий вне пределов ведения РФ и предметов совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 73, ч. 4 и 6 ст. 76), действует нормативный правовой акт субъекта Федерации.

Организация контроля за реализацией указов Президента возложена главой государства на свою Администрацию (в частности, на Контрольное управление Президента*(984), а также на полномочных представителей Президента в федеральных округах*(985). Контроль за исполнением указов Президента федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации осуществляет Правительство.

3. Указы и распоряжения Президента носят подзаконный характер и не должны противоречить не только Конституции, которая имеет высшую юридическую силу (ч. 1 и 2 ст. 15), но и федеральным законам. Гарантом обеспечения конституционности нормативных актов Президента является Конституционный Суд (ч. 2 ст. 125 Конституции). Указы Президента или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125). Проверка соответствия правовых актов Президента федеральным законам возложена Конституцией на суды общей юрисдикции и арбитражные суды. При этом суд, установив несоответствие акта государственного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120).

Оценка соответствия указов Президента федеральным законам судами общей юрисдикции и арбитражными судами вне связи с рассмотрением конкретных дел, в порядке абстрактного нормоконтроля не исключается Конституцией (ч. 2 ст. 120, ст. 125-127). Такие полномочия судов могут быть установлены федеральным конституционным законом, с тем чтобы в нем были закреплены виды нормативных актов, подлежащих проверке судами, правила о подсудности, субъекты, управомоченные обращаться в суд с требованием о проверке законности актов, обязательность решений судов по результатам проверки актов для всех правоприменителей. Данная правовая позиция изложена в Постановлениях КС РФ от 16.06.1998 N 19-П и от 11.04.2000 N 6-П *(986).

Президент рф не принимает законов

Глава 4. Президент Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Статья 107 Конституции РФ

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Комментарий к Статье 107 Конституции РФ

1. Комментируемая статья посвящена заключительной стадии законодательного процесса — промульгации закона Президентом, которая заключается в официальном провозглашении в установленные Конституцией сроки принятого парламентом закона, его официальном опубликовании, после чего закон приобретает обязательную силу. В процессе реализации этой нормы обнаружилась неопределенность в понимании положений ст. 107 Конституции, касающихся понятия «принятый федеральный закон», процедуры отклонения федерального закона Президентом, а также повторного рассмотрения федерального закона палатами Федерального Собрания в «установленном Конституцией Российской Федерации порядке».

В Постановлении от 22.04.1996 N 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации»*(1022) Конституционный Суд следующим образом истолковал ч. 1 комментируемой статьи. Под «принятым федеральным законом», по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции, понимаются: законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч. 1-4 ст. 105 Конституции; законы, повторно принятые Государственной Думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции; законы, одобренные Государственной Думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется для подписания и обнародования Президенту Советом Федерации независимо от того, одобрен этот закон данной палатой путем голосования или без рассмотрения. Только в единственном случае, предусмотренном ч. 5 ст. 105 Конституции (в случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы), принятый федеральный закон Президенту направляет не Совет Федерации, а Государственная Дума.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет обязанность Президента в течение 14 дней подписать федеральный закон и обнародовать его.

В силу занимаемого Президентом в системе разделения государственной власти в Российской Федерации места, возлагаемых на него гарантийной, интеграционной и координационной функций и роли в законодательном процессе данная обязанность носит не безусловный характер. Подписание Президентом закона имеет, строго говоря, государственно-нотариальное значение. При этом, однако, в процессе предварительного изучения принятого федерального закона Президент осуществляет также контрольную функцию, проверяя тем самым необходимость и своевременность его издания.

Именно для того, чтобы Президент и обслуживающий его аппарат (Администрация Президента) могли тщательно проанализировать закон и сопутствующие ему материалы, ч. 2 ст. 107 Конституции установила, что глава государства в течение 14 дней подписывает и обнародует принятый федеральный закон. При этом необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

— течение установленного Конституцией 14-дневного срока начинается с момента официального поступления принятого федерального закона главе государства из уполномоченного на то органа (Совета Федерации или в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 105 Конституции, — Государственной Думы);

— из текста Конституции неясно, какие дни в данной ситуации имеются в виду — календарные или рабочие, однако практика деятельности Президента позволяет сделать вывод, что имеются в виду календарные дни;

— представляется, что названный срок установлен ч. 2 комментируемой статьи именно для подписания Президентом и принятия им решения о незамедлительном обнародовании принятого федерального закона, а не подписания и фактического его обнародования.

В Конституции наряду с термином «обнародование» используются термины «опубликование», «официальное опубликование», за которыми скрываются несовпадающие по своему юридическому содержанию понятия (см. комментарий к ст. 15). В Федеральном законе от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 22.10.1999) под опубликованием закона понимается воспроизведение его текста в печати (в печатных изданиях или в виде отдельных изданий), под обнародованием закона — доведение федерального закона до всеобщего сведения по телевидению и радио, а также путем рассылки государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, передачи по каналам связи, распространения в машиночитаемой форме.

Представляется возможным следующее истолкование понятий обнародования и опубликования законов. Глава государства, направляя закон для официального опубликования в «Российскую газету» и «Собрание законодательства Российской Федерации», не лишен возможности в не терпящих отлагательства случаях, если законом не затрагиваются права и свободы человека и гражданина (такие законы согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ вступают в силу только после официального опубликования), довести этот закон до всеобщего сведения по телевидению и радио или довести его до сведения адресатов путем рассылки, передачи по каналам связи, распространения в машиночитаемой форме. Такое обнародование, однако, также может квалифицироваться в качестве официального опубликования, в результате которого закон вступает в силу и порождает юридические обязательства для его адресатов.

Федеральные законы, по общему правилу, вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», если иной порядок их вступления в силу не предусмотрен в них самих.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи глава государства — не пассивный участник данной стадии законодательного процесса; он вправе в течение 14 дней с момента поступления к нему принятого федерального закона наложить на него вето (лат. veto — налагаю запрет, запрещаю), которое выступает элементом системы «сдержек и противовесов», реализующей конституционный принцип разделения властей в Российской Федерации. В упомянутом Постановлении КС РФ от 22.04.1996 N 10-П указывается, что отклонение федерального закона Президентом, предусмотренное в ч. 3 ст. 107 Конституции, означает принятое в течение 14 дней с момента получения закона решение Президента об отказе в его подписании с указанием мотивов такого отказа; причем Конституция не ограничивает главу государства в мотивации отклонения, поскольку оно осуществлено в установленный срок. Следовательно, решение Президента об отклонении федерального закона, заявленное по истечении 14 дней после его поступления, не может квалифицироваться как вето; такое решение юридических последствий не порождает.

Конституционный Суд указал, что не является отклонением федерального закона в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции возвращение Президентом федерального закона в соответствующую палату Федерального Собрания, возможное только в случае нарушения ею установленных Конституцией требований к порядку принятия федеральных законов и предусмотренных ею условий и процедур, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона. Тем самым Суд весьма широко истолковал содержание конституционно-контрольной функции главы государства, поскольку объектом контроля становится не только закон, принятый палатами парламента, но, по существу, и соблюдение ими самими собственных регламентов, причем такое волеизъявления главы государства, как предполагается, основано на его личной оценке.

Между тем в подобной ситуации не могут игнорироваться регламенты палат Федерального Собрания как легитимированные непосредственно Конституцией (см. комментарий к ч. 4 ст. 101) способы самоорганизации федерального парламента. В частности, Регламент Государственной Думы, определяя порядок голосования и принятия решений, устанавливает, что депутат Государственной Думы свое право на голосование осуществляет лично. При этом соблюдение требования о необходимости личного голосования депутата Государственной Думы как существенный элемент надлежащего порядка принятия федеральных законов является обязательным. Отсюда также вытекает, что депутат, отсутствовавший во время голосования, не вправе подать свой голос по истечении времени, отведенного для голосования.

Из требования о личном голосовании депутата, однако, имеется исключение. Статья 85 Регламента Государственной Думы предусматривает, что при использовании для голосования электронной системы допускается передача депутатом Государственной Думы своего голоса другому ее депутату в связи с отсутствием на заседании Госдумы по уважительным причинам.

Заявление о передаче своего голоса другому депутату Государственной Думы в период отсутствия на заседании палаты депутат Государственной Думы составляет на имя Председателя Государственной Думы на депутатском бланке с указанием причины отсутствия, времени, на которое передается голос, а также того, как распорядится голосом при голосовании по вопросам, рассматриваемым палатой. Заявление о передаче своего голоса в период отсутствия на заседании палаты депутат Государственной Думы вправе также направить телеграммой. Заявления и телеграммы непосредственно передаются в Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы для учета и хранения.

Положение ч. 3 ст. 107 Конституции о том, что в случае отклонения Президентом федерального закона Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон, означает, что на рассмотрение такого закона распространяются положения ч. 1 и 3 ст. 105, положение ч. 4 ст. 105 о 14-дневном сроке в толковании, которое дано Постановлением КС РФ от 23.03.1995 N 1-П*(1023), а также положения ч. 1 и 3 ст. 107 Конституции. Если отклоненный Президентом федеральный закон не был повторно рассмотрен Советом Федерации, он не может считаться одобренным этой палатой, а вето — преодоленным.

Отсюда следует, что вето Президента является не абсолютным, а относительным (суспенсивным); основанием для применения вето является не только противоречие принятого федерального закона Конституции, но и его, с точки зрения главы государства, нецелесообразность, несвоевременность, способность негативно сказаться на отношениях РФ с другими государствами и иными субъектами международного права и т.п. Не является вето возвращение главой государства федерального закона в соответствующую палату Федерального Собрания, если ею нарушены установленные Конституцией требования к порядку принятия федеральных законов и предусмотренных ею условий и процедур.

Вето Президента может быть преодолено повторным рассмотрением федерального закона, если он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации (111 из 166) и Государственной Думы (300 из 450); преодоление парламентом наложенного Президентом вето на федеральный закон порождает для главы государства безусловную обязанность подписать закон в течение семи дней и обнародовать его. Одновременно глава государства сохраняет право обратиться при наличии соответствующих условий в установленном Законом о Конституционном Суде РФ порядке в Суд с запросом о проверке конституционности подписанного им и обнародованного федерального закона.

При этом гл. 15 Регламента Государственной Думы «Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации» установлено, что отклоненный Президентом в течение 14 дней со дня поступления федеральный закон вновь рассматривается Государственной Думой. Такой закон передается Советом Государственной Думы в ответственный комитет, который в течение 10 дней рассматривает мотивы решения Президента об отклонении федерального закона, принятого Государственной Думой. По итогам рассмотрения ответственный комитет вносит на рассмотрение Государственной Думы проект постановления Государственной Думы, в котором может предложить ей одно из следующих решений:

а) согласиться с решением Президента об отклонении федерального закона и снять его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой;

б) принять федеральный закон в редакции Президента;

в) создать по предложению либо с предварительного согласия Президента специальную комиссию для выработки согласованного текста федерального закона по отклоненному Президентом федеральному закону с учетом предложений Президента;

г) одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.

Совет Государственной Думы после получения от ответственного комитета одного из возможных проектов постановления Государственной Думы включает во внеочередном порядке вопрос о повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Президентом, в проект порядка работы Госдумы на очередное заседание. Повторное рассмотрение федерального закона, отклоненного Президентом, начинается с выступления полномочного представителя Президента в Государственной Думе либо иного официального представителя Президента. Затем выступает представитель ответственного комитета и по предложению ответственного комитета принимается одно из перечисленных решений.

Постановление Государственной Думы о согласии с решением Президента об отклонении федерального закона и снятии его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой принимается большинством голосов от общего числа депутатов. Если же Госдума по предложению ответственного комитета не согласилась с решением Президента об отклонении федерального закона и не сняла его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой, то председательствующим на заседании на голосование палаты ставится вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции.

Решение о принятии федерального закона в редакции Президента принимается большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный закон в редакции Президента в течение пяти дней направляется в Совет Федерации. В случае если Государственная Дума не согласилась с предложением ответственного комитета принять федеральный закон в редакции Президента, председательствующим на заседании Государственной Думы на голосование палаты вновь ставится вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Госдумой редакции.

Если Президент предложил Государственной Думе создать специальную комиссию, то ответственный комитет может запросить у Президента предварительное согласие на создание специальной комиссии. Если Президент предложит Государственной Думе создать специальную комиссию либо даст предварительное согласие на ее создание, ответственный комитет вносит на рассмотрение палаты проект постановления Государственной Думы о создании специальной комиссии. Если Президент не предложил Государственной Думе создать специальную комиссию и не дал предварительного согласия на ее создание, ответственный комитет вносит на рассмотрение палаты проект постановления Государственной Думы, в котором предлагает Госдуме одно из указанных выше решений.

Если Государственная Дума согласилась с предложением ответственного комитета о создании специальной комиссии, палата большинством голосов от общего числа депутатов принимает постановление о создании специальной комиссии, об избрании в ее состав депутатов Государственной Думы и сопредседателя специальной комиссии от Госдумы. Указанное постановление направляется Президенту и в Совет Федерации. В случае если Государственная Дума не согласилась с предложением ответственного комитета создать специальную комиссию, ответственный комитет вносит на рассмотрение палаты проект постановления Государственной Думы, в котором предлагает Госдуме одно из решений, предусмотренных п. «а» и «г» ч. 2 ст. 134 Регламента палаты.

При принятии решения специальная комиссия действует по принципу «одна сторона — один голос», при этом члены специальной комиссии от Государственной Думы принимают решение большинством голосов от их общего числа. Решение специальной комиссии считается принятым, если по каждому предложению Президента стороны пришли к единому мнению. До подписания заключительного протокола и сопоставительной таблицы федеральный закон в редакции специальной комиссии направляется сопредседателем специальной комиссии от Госдумы в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для проведения правовой и лингвистической экспертиз в соответствии с требованиями ст. 112 Регламента палаты.

По окончании работы специальной комиссии сопредседателем специальной комиссии от Государственной Думы на повторное рассмотрение Государственной Думы вносятся: федеральный закон в редакции специальной комиссии, завизированный сопредседателями специальной комиссии, заключение по нему Правового управления Государственной Думы, решение специальной комиссии и сопоставительная таблица, содержащая текст федерального закона, к которому имеется поправка специальной комиссии, текст поправки, новая редакция текста федерального закона с учетом поправки специальной комиссии, краткая мотивировка решения специальной комиссии.

Если сторонами не преодолено разногласие хотя бы по одному предложению Президента, специальная комиссия принимает решение о прекращении дальнейшей работы, которое подписывается сопредседателями специальной комиссии и направляется в ответственный комитет. Ответственный комитет информирует Государственную Думу об итогах работы специальной комиссии и вносит на рассмотрение палаты проект постановления Государственной Думы, в котором предлагает одно из указанных выше решений.

Если установленный срок деятельности специальной комиссии истек, а выработка согласованного текста федерального закона не завершена, то по решению специальной комиссии сопредседатель специальной комиссии от Государственной Думы вносит на рассмотрение палаты проект постановления Государственной Думы о продлении срока работы в составе специальной комиссии депутации Госдумы. Если указанный проект постановления Государственной Думы не был внесен или соответствующее постановление не было принято Государственной Думой, деятельность специальной комиссии прекращается и ответственный комитет вносит на рассмотрение палаты проект постановления Государственной Думы о признании утратившим силу постановления Государственной Думы о создании специальной комиссии и о принятии Государственной Думой одного из перечисленных решений.

Принятие федерального закона в редакции специальной комиссии оформляется постановлением Государственной Думы. В случае отклонения федерального закона в редакции специальной комиссии председательствующим на заседании Государственной Думы на голосование палаты вновь ставится вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции.

Решение об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов. Данное решение оформляется постановлением Государственной Думы. Одобренный в ранее принятой Государственной Думой редакции федеральный закон в течение пяти дней направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации. Если же предложение об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции не набрало необходимого для его принятия числа голосов, то федеральный закон считается отклоненным и дальнейшему рассмотрению не подлежит. Результат голосования оформляется постановлением Государственной Думы.

Еще по теме:

  • Ст 90 123 федерального закона Разъяснение требований ФЗ от 22.07.2008 г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04. 2012 г. №390 Внимание! Конференция завершена, все остальные вопросы вы можете задать […]
  • Крепление контейнеров на судах Погрузка, крепление контейнеров в трюмах и на палубе судна. Для перевозки на судах предлагаются контейнеры длиною 20 и 40 фут и высотой 8,5; 9,0; и 9,5 фут. Основным узлом в контейнере является фитин, при помощи него грузят, крепят и перевозят контейнеры, рис.19. Перед погрузкой […]
  • Аксонометрия правила построения Аксонометрия правила построения § 13. Построение аксонометрических проекций Построение аксонометрических проекций начинают с проведения аксонометрических осей. Положение осей. Оси фронтальной ди-метрической проекции располагают, как показано на рис. 85, а: ось х - горизонтально, ось z - […]
  • Единый срок уплаты налогов для физических лиц В России 1 декабря истекает срок уплаты имущественных налогов Пени на неуплаченные налоги будет начисляться со 2 декабря МОСКВА, 1 декабря. /ТАСС/. Последний день уплаты имущественных налогов в России - земельного и транспортного налога, а также налога на недвижимое имущество наступает 1 […]
  • Гражданство белгород На гражданство РФ Для прохождения тестирования на знание русского языка на уровне, достаточном для получения гражданства РФ необходимы следующие документы: Оригинал документа, удостоверяющего личность (паспорт и его перевод/ вид на жительство/ удостоверение беженца). Копию паспорта […]
  • Правило 85 по пдд Изменения в ПДД от 8 ноября 2017 года. 8 ноября 2017 года прошло очередное обновление ПДД. После этого обновления в экзаменационных билетах произошли изменения. Подробно посмотреть что изменилось в вопросах можно в статье: Изменение в экзаменационных билетах ПДД от 8 ноября 2017 года. […]
  • Брянский военных суд Брянский областной суд Адрес: 241050, г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 59 Телефон: (4832) 62-50-05, 58-96-02 (ф.) E-mail: [email protected] Брянский гарнизонный военный суд Адрес: 241020, г. Брянск, ул. 2-я Аллея, д. 12 Телефон: (4832) 63-74-26, 63-74-27 (ф.) E-mail: […]
  • Под залог недвижемости кредит Денежный кредит под залог НЕДВИЖИМОСТИ Альтернатива Сумма от 200 000 до 30 000 000 рублей под залог недвижимого имущества. Гражданство РФ • Возраст от 20 до 85 лет* • Клиент официально трудоустроен (имеет постоянный доход); • Клиент имеет постоянную регистрацию на территории Российской […]