Понятие места жительства по закону

Содержание страницы:

Понятие места жительства по закону

Гражданский Кодекс РФ однозначно трактует понятие «места жительства» следующим образом (статья 20, глава 1):

«Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает».

Первым отклонением от этой нормы можно считать статью 2-ую Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», которая звучит так:

«Место жительства — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Как видно из текста, понятие «места жительства» сужается до жилых помещений, список которых жестко регламентирован и не включает, к примеру, таких мест, как передвижной вагончик (трейлер), избушку лесника, юрту, степь, подъезд или подвал дома, колодец и т.п. Таким образом, граждане, в силу разных причин, проживающие в подобных местах, не имеют места жительства.

Место жительства в Российской Федерации имеет значение для реализации целого ряда прав и свобод. К нему привязаны: избирательное право, получение бесплатной медицинской помощи, судопроизводство, льготы, выдача загранпаспортов и пр.

С точки зрения российского чиновника «местом жительства» является место «постоянной регистрации», которое может быть доказано единственным способом — отметкой в паспорте.

Место жительства гражданина

Место жительства гражданина

В соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать:

  • место пребывания;
  • место жительства.

Место жительства гражданина

Для осуществления и защиты гражданских прав важное юридическое значение имеет место жительства гражданина. В качестве такового признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, считается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20 ГК РФ).

С местом жительства гражданина законодательство РФ связывает важнейшие правовые последствия. Так, именно с местом жительства гражданина связаны признание его безвестно отсутствующим и объявление умершим. В соответствии с местом жительства определяются подсудность при предъявлении иска, место открытия наследства, исполнения обязательств и т. п.

К месту жительства гражданина относятся (а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма, аренды, либо на основаниях, предусмотренных законодательством):

  • жилой дом;
  • квартира;
  • служебное помещение;
  • общежитие;
  • гостиница-приют;
  • специальный дом для одиноких престарелых;
  • дом-интернат для инвалидов, ветеранов;
  • дома маневренного фонда.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение 6 месяцев.

Место пребывания гражданина

От места жительства необходимо отличать место пребывания гражданина, под которым следует понимать место, в котором он находится временно (гостиница, дом отдыха и т. п.), в то время как место жительства — место, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает (квартира, жилой дом, общежитие и т. п.).

В соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

К местам пребывания гражданина относятся жилые помещения, в которых гражданин проживает временно:

  • гостиница;
  • санаторий;
  • дом отдыха;
  • пансионат;
  • больница;
  • туристическая база;

Регистрация по месту жительства и по месту прибывания

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилые помещения, не являющиеся их место жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию.

Граждане, изменившие место жительства, обязаны не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию.

Статья 20. Место жительства гражданина

1. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

2. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Комментарий к Ст. 20 ГК РФ

1. В соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом данное право, как и иные конституционные права и свободы человека и гражданина, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях:

— защиты основ конституционного строя;

— защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;

— обеспечения обороны и безопасности государства.

Цели, по которым могут быть ограничены гражданские и жилищные права граждан, «продублированы» в абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ и ч. 3 ст. 1 ЖК РФ.

2. Комментируемая статья посвящена месту жительства гражданина. В соответствии с ней «местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает», а «местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов». В свою очередь, ЖК РФ в ч. 4 ст. 1 указывает на то, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон о праве граждан на свободу передвижения) конкретизирует содержание понятия «место жительства» и устанавливает, что местом жительства являются: жилой дом, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

———————————
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ (далее — Ведомости СНД и ВС). 1993. N 32. Ст. 1227.

Чаще всего определить место, где гражданин постоянно проживает, достаточно просто. С некоторой степенью условности можно сказать, что это то место, где гражданин проживает всегда. Гораздо сложнее определить место жительства, если гражданин живет в разных местах. В этом случае требуется определить то место, где он проживает чаще всего (преимущественно).

Место жительства следует отличать от места пребывания. Под последним обычно разумеется гостиница, санаторий, пансионат, дом отдыха и т.п. В таких ситуациях все достаточно просто — понятно, что гражданин не может постоянно проживать в профилактории или в охотничьем домике (если, конечно, ему не предоставлено служебное жилье в этих объектах). Есть, однако, и более сложные ситуации, когда гражданин где-либо длительное время проживает и тем не менее местом жительства место его пребывания не считается. Так, местом жительства военнослужащих срочной службы признается то место, где они постоянно проживали до призыва. Местом жительства лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях, учебных заведениях системы профессионально-технического образования и т.п., находящихся не в том месте, где граждане проживали до поступления в соответствующее учреждение, по общему правилу считается то место, из которого они прибыли. Местом жительства лиц, находящихся в следственных изоляторах, местах лишения свободы и т.п., считается то место, где они постоянно проживали до взятия под стражу.

3. С местом жительства гражданское и другое законодательство связывает вопросы исполнения обязательств, открытия наследства, подачу ряда исковых заявлений, получение пенсий и т.д. и т.п. При этом в отличие от правовой ситуации до принятия Конституции РФ 1993 г. отечественная правовая система менее жестко привязывает осуществление гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей к административному прикреплению граждан к определенному жилому помещению (прописке).

Вплоть до недавнего времени действовали многочисленные подзаконные акты, регулирующие пресловутую прописку. Закон о праве граждан на свободу передвижения вместо прописки ввел регистрационный учет граждан России. При этом важно подчеркнуть, что данный Закон указывает на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Нормативные правовые акты и, соответственно, судебная практика почти всегда связывали право граждан на проживание в жилом помещении с пропиской. По данному вопросу было дано соответствующее разъяснение в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. N 2 «О практике применения судами жилищного законодательства» (п. 7) . Однако с принятием Закона о праве граждан на свободу передвижения и Конституции РФ 1993 г. норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, вступила в противоречие с указанными актами и, как следствие, признана Конституционным Судом РФ неконституционной. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой» указано, в частности, что поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Л.Н. Ситаловой на нарушение ее конституционного права на жилище примененными судом в ее деле нормами ЖК РСФСР.

———————————
См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М.: СПАРК, 1995. С. 171.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 18. Ст. 1708.

По делу было установлено, что гражданка Л.Н. Ситалова в течение пяти лет находилась в фактических брачных отношениях с гражданином В.Н. Кадеркиным и проживала в его квартире, оставаясь прописанной в другом жилом помещении. После смерти родителей В.Н. Кадеркина она поставила вопрос о прописке в его квартире, на что согласия не получила.

В жалобе был поставлен вопрос о нарушении ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен такового. Законодатель, осуществляя регулирование этого конституционного права, обязан был следовать требованию ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о недопустимости ущемления законами прав и свобод человека и гражданина. Это имело непосредственное отношение к установленному в ЖК РСФСР порядку вселения в жилое помещение.

Положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР о праве нанимателя на вселение других граждан в занимаемое им жилое помещение «в установленном порядке» носило бланкетный характер. Неопределенность юридического содержания данного положения не позволяла ответить на вопрос о том, какой орган и каким актом должен устанавливать этот порядок, и порождала произвольное понимание того, что оно означало по своему существу.

Отсутствие указания на вид нормативного акта, который должен устанавливать порядок вселения в жилое помещение, позволяет законодательным и исполнительным органам государственной власти различных субъектов Российской Федерации устанавливать такой порядок по собственному усмотрению, что может привести к нарушению конституционного права граждан на жилище и произвольному лишению их жилья.

Противоречива была также и судебная практика применения ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР. При юридически сходных обстоятельствах дела указанной категории разрешались судами по-разному, что влекло неодинаковые правовые последствия для граждан.

Из Конституции РФ и Закона о праве граждан на свободу передвижения следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения либо условием реализации прав и свобод граждан (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище. Однако до настоящего времени «установленный порядок», определяющий процедуру вселения в жилое помещение, понимался в правоприменительной практике исключительно как соблюдение положений о прописке, что имело место и при разрешении дела гражданки Л.Н. Ситаловой (со ссылкой на ч. ч. 1 и 2 ст. 54 ЖК РСФСР).

Таким образом, положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, как в его буквальном истолковании, так и в том смысле, который ему придавался сложившейся правоприменительной практикой, приводило к нарушению ст. ст. 18, 19 (ч. 1) Конституции РФ, а также основных прав и свобод граждан, предусмотренных ст. ст. 27, 40 (ч. 1) Конституции РФ, и не согласовывалось с основаниями и условиями их ограничения, закрепленными в ст. 55 (ч. ч. 2 и 3) Конституции РФ. Вместе с тем ч. 2 ст. 54 ЖК РСФСР, определяя условия приобретения равных прав на пользование жилым помещением, не противоречила указанным конституционным нормам .

———————————
См. также Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы» // Российская газета. 17.04.1996. N 73.

Уже после вынесения Конституционным Судом РФ названного выше решения Правительство РФ приняло Постановление от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» , а Министерство внутренних дел РФ утвердило соответствующую Инструкцию , в которых конкретизируются нормы Закона о праве граждан на свободу передвижения. Однако с сожалением приходится отметить, что еще преждевременно говорить об окончательном «уходе» прописки из нашей жизни. Еще действуют региональные документы, которыми местные власти пытаются регулировать прописку вопреки Конституции РФ и другим указанным выше актам.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1995. N 30. Ст. 2939.

Инструкция о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Приказом Министра внутренних дел РФ от 23 октября 1995 г. N 393, зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 16 ноября 1995 г. N 980) // Российские вести. 07.12.1995. N 223.

4. Все сказанное о правилах комментируемой статьи главным образом относится к должному. Как это часто бывает, сущее не соответствует должному. В большинстве случаев на практике в качестве места жительства гражданина признается место регистрации. И отнюдь не только в силу юридической неграмотности, правового нигилизма и т.п.

Суд, изучив обстоятельства конкретного дела, может констатировать, что гражданин постоянно или преимущественно проживает (проживал) в определенном месте. Но как быть при принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 ЖК)? Как поступать нотариусу при определении места открытия наследства, т.е. последнего места жительства наследодателя? Практически в таких и множестве иных ситуаций не остается ничего другого, кроме как считать, что местом жительства гражданина является место регистрации. Не случайно, к примеру, в нотариальной практике в качестве подтверждения факта места открытия наследства, т.е. места последнего постоянного жительства наследодателя, принимаются следующие документы:

— справка жилищно-эксплуатационной организации о регистрации гражданина по месту его жительства;

— справка органа местного самоуправления аналогичного содержания;

— справка с места работы умершего о месте его жительства;

— справка адресного бюро о регистрации гражданина по месту его жительства;

— справка жилищного либо жилищно-строительного кооператива;

— выписка из домовой книги;

— справка рай(гор)военкомата о том, где проживал гражданин до призыва на воинскую службу;

— справка органа социальной защиты населения о том, по какому адресу доставлялась пенсия наследодателю .

Монография Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцевой, П.В. Крашенинникова, Е.Ю. Юшковой, В.В. Яркова «Настольная книга нотариуса» (В двух томах) (том II) включена в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2004 (издание 2-е, исправленное и дополненное).

См.: Настольная книга нотариуса: Учебно-методическое пособие. В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. М.: БЕК, 2003. С. 198.

В случае сомнений, при наличии спора установление факта места открытия наследства, т.е. последнего места жительства наследодателя, может быть произведено в судебном порядке по правилам установления фактов, имеющих юридическое значение (ст. ст. 264 — 268 ГПК РФ) .

———————————
См.: Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. 3-е изд. М.: Статут, 2006. С. 525 — 535 (автор соответствующего комментария — И.Е. Манылов).

Это (ориентир на место регистрации) и не хорошо, и не плохо. Просто нет других критериев. Плохо, когда «регистрация по месту жительства» (прописка) воспринимается как нечто, определяющее жилищные и иные права.

К регистрации нужно относиться примерно так: если гражданин зарегистрирован (прописан) в определенном месте, то, наверное, он там проживает, — но отдавать себе отчет в том, что, может быть, данный гражданин живет в другом месте.

5. Как представляется, правило, сформулированное в п. 2 комментируемой статьи, не следует абсолютизировать. По общему правилу несовершеннолетние граждане (малолетние по ст. 28 ГК) проживают вместе с законными представителями. Вместе с тем нередко бывает и по-другому. Например, ребенок в связи с большой занятостью родителей проживает с бабушкой. Думается, в некоторых случаях возможно признание местом жительства малолетнего иного места, нежели то, где проживают его законные представители.

Место жительства и пребывания граждан РФ

Что такое место жительства

Каждый дееспособный гражданин РФ выбирает место жительства по своему усмотрению. Свободный выбор места жительства — одно из важнейших прав человека, предусмотренных международными соглашениями и статьей 27 Конституцией РФ. Статьей 150 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК) установлено, что право выбора места жительства как нематериальное благо, принадлежащее гражданину, защищается законом.

В российских правовых актах под местом жительства понимается:

место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ);

жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированный дом, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ (статья 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (далее — Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1);

является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абзац 2 пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, далее – Правила регистрации).

Таким образом, при характеристике понятия «место жительства» законодатель выделяет три элемента, в соответствии с которыми место нахождения гражданина может быть признано местом жительства:

статус помещения (жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированный дом (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов), а также иное жилое помещение);

период проживания: постоянно или преимущественно (временно);

основания проживания (например, в качестве собственника, по договору найма (поднайма), аренды и т.д.).

При этом постоянное проживание не означает длительное проживание в качестве одного из обязательных условий. Важно, чтобы в силу сложившихся условий гражданин обосновался в данном месте.

Для некоторых категорий граждан предусматривается легальное, т. е. определенное самим законом, место жительства:

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК).

В случае проживания родителей или усыновителей в разных местах местом жительства их детей в возрасте до 14 лет будет место жительства того из родителей (усыновителей), с которым дети проживают.

Местом жительства недееспособных граждан, находящихся под опекой, считается место жительства их опекунов.

Регистрация по месту жительства

Сам по себе факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на законном основании в определенном месте не дает основания к определению его места жительства. В настоящее время основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в целях принятия на учет, является формальный признак — регистрация гражданина по месту жительства, осуществляемая в соответствии с Правилами регистрации. Документами, подтверждающими адрес места жительства гражданина РФ, являются документы, удостоверяющие личность физического лица (паспорт или иной документ).

Обычно правоприменители исходят из предложения, что гражданин имеет регистрацию по месту его фактического проживания. Регистрация является предусмотренным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Таким образом, основным доказательством места жительства гражданина является его регистрация. Однако отсутствие регистрации не исключает возможности установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрации.

Правилами регистрации предусмотрена обязанность граждан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Регистрация граждан РФ по месту жительства производится путем проставления соответствующей отметки в их паспортах (пункт 18 Правил регистрации). Гражданам РФ, регистрация которых по месту жительства производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства. К числу таких документов согласно п. 5 Правил регистрации относятся свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста) и паспорт, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами РФ (для лиц, постоянно проживающих за пределами РФ).

Перечень документов, необходимых для регистрации по месту жительства

Согласно пункту 18 Правил регистрации для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:

заявление о регистрации по месту жительства по установленной форме;

документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов.

Граждане, снявшиеся с регистрационного учета по месту жительства до прибытия к новому месту жительства, представляют адресный листок убытия, выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства.

В случае отсутствия (утраты) адресного листка убытия гражданин в письменной форме сообщает о причинах, по которым не может его представить. Отсутствие адресного листка убытия у гражданина, снявшегося с регистрационного учета по последнему месту жительства, не является основанием для отказа в приеме и рассмотрении его заявления о регистрации по месту жительства.

Сроки регистрации

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны зарегистрироваться по такому месту пребывания по истечении указанного срока (пункт 9 Правил регистрации).

Гражданин, изменивший место жительства, обязан не зарегистрироваться по новому месту жительства не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства.

Практическое значение места жительства

Точное определение места жительства имеет существенное значение для охраны прав и интересов граждан и обеспечения государственных интересов.

Необходимость знать точное место жительства гражданина возникает при решении ряда вопросов правового характера, исполнении гражданами своих прав и обязанностей, включая гражданское, семейное, административное и процессуальное. Отсутствие регистрации по месту жительства препятствует реализации ряда основных прав и свобод граждан, признанных и гарантированных Конституцией Российской Федерации, в частности права:

на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;

свободно и в полном объеме пользоваться и распоряжаться имуществом, свободно перемещать товары, услуги и финансовые средства;

на социальное обеспечение, получение медицинской помощи, дошкольного и школьного образования;

определения места жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, и граждан, находящихся под опекой;

регистрации актов гражданского состояния;

принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов;

состоять на учете налогоплательщика — физического лица;

обращения в судебные органы и участия в гражданском процессе, а также в исполнительном производстве;

на получение официальных вызовов, извещений, уведомлений, в том числе судебных повесток;

на принятие наследства, т.к. местом открытия наследства признается последнее постоянное место жительства наследодателя.

Место пребывания

Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина

Место пребывания – это то место, где вы живете временно, регистрироваться по месту пребывания необходимо спустя 90 дней со дня прибытия (п. 9 Правил регистрации).

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

При этом гражданин, вправе зарегистрироваться по месту пребывания и до истечения 90-дневного срока.

Перечень документов, необходимых для регистрации по месту пребывания

Согласно пункту 9 Правил регистрации для регистрации граждан по месту пребывания гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:

заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;

документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

В случае регистрации по месту пребывания на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, или свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение гражданин вправе не предъявлять эти документы, а только указать в заявлении о регистрации по месту пребывания их реквизиты.

В таком случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления информацию о таких документах и производит регистрацию гражданина по месту пребывания.

Территориальные органы Федеральной миграционной службы регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.

По желанию гражданина свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания.

На какой срок можно зарегистрировать гражданина по месту пребывания?

Срок регистрации гражданина по месту пребывания определяется по взаимному соглашению:

с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними совершеннолетними гражданами, при условии проживания в домах государственного, муниципального и специализированного жилищных фондов;

с собственниками жилых помещений;

с правлениями жилищных или жилищно-строительных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

Подпись в реквизите «подпись лица, предоставившего жилое помещение» заявления о регистрации по месту пребывания по форме N 1 либо заявления о регистрации по месту жительства по форме N 6 является подтверждением наличия соглашения нанимателя либо собственника жилого помещения с гражданином на его вселение и временное (постоянное) проживание.

Проживающие совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетние пользователи свое согласие на вселение и временное (постоянное) проживание гражданина выражают в письменной форме.

Снятие граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства

Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания (пункт 30 Правил регистрации), а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристских базах и в иных подобных учреждениях — по их выбытии.

При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление почтовым отправлением или через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, может подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:

изменения места жительства — на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства или о снятии его с регистрационного учета по месту жительства.

призыва на военную службу — на основании сообщения военного комиссариата;

осуждения к лишению свободы — на основании вступившего в законную силу приговора суда;

признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;

обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда.

Какой порядок установлен законодательством для снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства?

Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, на туристских базах и в иных подобных учреждениях — по их выбытии (пункт 30 Правил регистрации).

При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление почтовым отправлением или через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, может подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случаях:

а) изменения места жительства — на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства или о снятии его с регистрационного учета по месту жительства;

б) признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

в) смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

г) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;

д) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда;

е) выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства — на основании решения территориального органа Федеральной миграционной службы;

ж) поступления заявления гражданина, находящегося за пределами Российской Федерации, заверенного в соответствующем российском загранучреждении в стране проживания, либо у нотариуса с последующей легализацией документа в соответствии с Гаагской конвенцией 1961 года, за исключением случаев, когда апостиль не требуется в соответствии с международным договором Российской Федерации (поступившего почтовым отправлением из страны проживания);

При снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «в», «г» и «д» соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.

О порядке подачи заявления о регистрации по месту пребывания по почте

При направлении в орган регистрационного учета почтовым отправлением заявления о регистрации по месту пребывания по форме № 1ПР, подписанного заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, гражданин одновременно направляет копию документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении, заверенную нотариально либо должностным лицом, ответственным за регистрацию.

Одновременно с указанными документами направляется адресный листок прибытия по форме № 2 и статистический листок прибытия по форме № 12П (заполняется при регистрации на срок от 9 месяцев и выше).

В случае волеизъявления гражданина оформленное свидетельство о регистрации по месту пребывания выдается ему на руки в приемные дни непосредственно в подразделении, либо направляется органом регистрационного учета почтовым отправлением по адресу жилого помещения, указанному гражданином в заявлении о регистрации по месту пребывания.

Собственнику (нанимателю) направляется письменное уведомление об оформленной регистрации по месту пребывания в его жилом помещении гражданина.

Куда и в какой срок необходимо обратиться с заявлением о регистрации по месту пребывания или по месту жительства?

Для регистрации по месту пребывания или по месту жительства в определенном жилом помещении необходимо обратиться с соответствующим заявлением и необходимыми документами к лицам, ответственным за прием и передачу в территориальные органы Федеральной миграционной службы документов.

Лицами, ответственными за передачу в территориальные органы Федеральной миграционной службы документов, в зависимости от формы собственности жилого помещения являются:

  • собственники жилого помещения, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями (т.е. соглашение на ведение данной работы между ними с одной стороны и управляющей жилищным фондом организацией с другой стороны отсутствует),
  • уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации (если имеется соглашение на ведение ими данной работы);
  • уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами (если жилое помещение находится в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов);
  • уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг;
  • должностные лица органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, осуществляющие контроль за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного (т.е. жилое помещение находится в государственной собственности) и муниципального (т.е. жилое помещение находится в муниципальной собственности) жилищного фонда.

Для регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение необходимо обратиться к уполномоченным лицам товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации. При их отсутствии (т.е. при отсутствии соглашения на ведение данной работы между собственником жилого помещения с одной стороны и управляющей жилищным фондом организацией с другой стороны), по вопросу регистрации по месту жительства необходимо обращаться непосредственно в подразделение Федеральной миграционной службы, обслуживающее территорию, на которой расположено соответствующее жилое помещение.

Также граждане вправе направить заявления о регистрации по месту пребывания или по месту жительства в территориальный орган ФМС России, обслуживающий территорию, на которой расположено соответствующее жилое помещение, в форме электронного документа через Единый портал предоставления государственных и муниципальных услуг или по почте (только для регистрации по месту пребывания).

Заявление о регистрации по месту жительства должно быть подано гражданином не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства.

Заявление о регистрации по месту пребывания подается гражданами, прибывшими для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, до истечения указанного срока.

Статья написана и размещена 7 ноября 2012 года. Дополнена — 29.08.2014, 24.05.2017

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Еще по теме:

  • Алименты с ип по упрощенке Алименты с индивидуального предпринимателя Обновление: 6 июля 2017 г. Можно сказать, что процедура взыскания алиментов с индивидуального предпринимателя законодательно урегулирована. Законодатель установил перечень доходов, на которые можно обращать взыскание, а также выпустил […]
  • Претензия э претензия покупателя А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я претензия покупателя - претензія покупця (укр) claim the buyer's (англ) Anspruch des Käufers (нем) demande de l'acheteur (фр) претензия покупателя - (претензионное письмо) это деловое инициативное […]
  • Конспект занятия по правилам дорожного движения старшая группа Конспекты занятий по ПДД в старшей группе детского сада Занятия по правилам дорожного движения в детском саду для старших дошкольников 5-6 лет Методическое пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, студентам факультетов дошкольного образования педагогических […]
  • Налоговая рассрочка заявление Получение отсрочки по уплате налогов в 2017 году по новому порядку Налоговики в конце прошлого года издали приказ от 16.12.2016 № ММВ-7-8/[email protected]ФНС, которым утвердили обновленный порядок для получения юрлицами и ИП отсрочки либо рассрочки по уплате взносов и налогов в Федеральный бюджет. […]
  • Ук рф преступления против общественной безопасности Преступления против общественной безопасности понятие и виды Понятие преступлений против общественной безопасности глава 24 Уголовного кодекса РФ Нормы главы 24 Уголовного кодекса РФ предусматривают уголовную ответственность за посягательства на общественную безопасность и общественный […]
  • Госдума приняла решение не индексировать пенсии работающим пенсионерам Сергей Миронов осудил решение Госдумы об отмене индексации пенсий Вчера Госдума приняла в третьем чтении законопроект №911767-6, в соответствии с которым работающие пенсионеры останутся без индексации пенсий. К слову сказать, «за» проголосовало всего 239 депутатов (всего в Госдуме 450 […]
  • Основы бизнес-анализа учебное пособие Бариленко, Булыга, Бердников: Основы бизнес-анализа. Учебное пособие Аннотация к книге "Основы бизнес-анализа. Учебное пособие" Рассматриваются сущность и основные концептуальные направления бизнес-анализа. Исследуются задачи, методы и инструменты бизнес-анализа, применяемые в практике […]
  • Уплата налога усн за 2014 год ип срок УСН сроки уплаты в 2016 году Статьи по теме Сроки уплаты налога при УСН есть в нашем календаре бухгалтера на 2016 год. Обратите внимание, что если срок уплаты выпадает на выходной или праздник, он переносится на ближайший рабочий день. УСН сроки уплаты в 2016 году Платить налог за 2015 […]