Виды субсидий бюджетному учреждению

Виды субсидий бюджетному учреждению

ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОПЕРАЦИЙ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ СУБСИДИЙ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЗАДАНИЯ И СУБСИДИЙ НА ИНЫЕ ЦЕЛИ

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Об отражении предоставленных субсидий в учете бюджетных учреждений пойдет речь в этой статье.

Прежде чем рассматривать вопросы бухгалтерского учета, напомним общие положения, касающиеся финансирования бюджетных учреждений, для чего обратимся к положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и нормам Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
Итак, государственные (муниципальные) учреждения могут быть автономными, бюджетными или казенными (статья 123.22 ГК РФ).
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (статья 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений. Но учреждение вправе осуществлять и иные виды деятельности, не являющиеся для него основными, при условии, что это служит достижению целей создания учреждения, соответствует указанным целям и предусмотрено учредительными документами (пункты 1, 2 статьи 24 Закона N 7-ФЗ).
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения утверждает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, и отказаться от выполнения такого задания бюджетное учреждение не вправе (пункт 3 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 г. N 640 (далее — Положение N 640).
Государственное (муниципальное) задание представляет собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), что установлено статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Целевые субсидии и порядок их расходования бюджетными учреждениями на примере Краснодарского края (Федченко Е.А., Кириенкова О.Ю.)

Дата размещения статьи: 02.11.2015

Рассмотрим порядок предоставления целевых субсидий на опыте бюджетных учреждений Краснодарского края. В соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) бюджетным и автономным учреждениям из бюджетов бюджетной системы РФ предоставляются субсидии, которые подразделяются на:

субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием бюджетным или автономным учреждением государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ).

При этом согласно ч. 15 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» расходовать данные субсидии бюджетные учреждения могут без представления ими в управление казначейского контроля Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края (далее — Департамент по финансам) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Следует отметить, что учет операций со средствами государственных бюджетных учреждений Краснодарского края (за исключением субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций), согласно порядку проведения кассовых выплат, утвержденному п. 5 Приказа Департамента по финансам от 29.11.2010 N 669, отражается на лицевом счете государственного бюджетного учреждения Краснодарского края;

субсидии на иные цели, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы РФ (устанавливаются законом о соответствующем бюджете) (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ).

Учет операций со средствами, предоставленными государственным бюджетным учреждениям Краснодарского края из краевого бюджета в виде субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций, отражаются на отдельном лицевом счете государственного бюджетного учреждения Краснодарского края. Расходовать эти средства бюджетные учреждения могут только после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операций кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидий в соответствии с порядком санкционирования указанных расходов, утвержденных Приказом Департамента по финансам от 30.11.2010 N 673.

Рассмотрим подробно порядок санкционирования.

Напомним, что все операции по целевым субсидиям осуществляются в пределах средств, отраженных по соответствующему аналитическому коду субсидии на лицевом счете по иным субсидиям.

Алгоритм действия учредителя и учреждения. Орган исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, — учредитель ежегодно представляет в Департамент по финансам перечень целевых субсидий на очередной финансовый год, в котором отражаются целевые субсидии, предоставляемые в соответствующем финансовом году.

Перечень целевых субсидий формируется учредителем учреждения в разрезе аналитических кодов по каждой целевой субсидии.

Код субсидии предусматривается Департаментом по финансам в составе показателей сводной бюджетной росписи. Перечень целевых субсидий при наличии между учредителем и Департаментом по финансам электронного документооборота с применением электронной цифровой подписи представляется в электронном виде.

При отсутствии электронного документооборота с применением электронной цифровой подписи перечень целевых субсидий представляется на бумажном носителе с одновременным представлением на машинном носителе. Если в течение финансового года в указанный перечень будут внесены изменения в части его дополнения, то учредитель должен представить в управление казначейского контроля дополнение в перечень целевых субсидий.

Учредитель также должен утвердить Сведения об операциях с целевыми субсидиями (далее — Сведения), предоставленными учреждению на очередной финансовый год, утвержденные учредителем.

Относительно не использованных на начало текущего финансового года остатков целевых субсидий прошлых лет, на суммы которых согласно решению соответствующего учредителя подтверждена потребность в направлении их на те же цели, учреждением представляются в Департамент по финансам Сведения, в которых сумма разрешенного к использованию остатка целевой субсидии прошлых лет указывается в графе 5 Сведений с указанием кода целевой субсидии, в графе 2 Сведений — при сохранении кода указанной целевой субсидии в новом финансовом году либо в графе 4, если код указанной целевой субсидии изменен в новом финансовом году (при этом в графе 2 указывается прежний код целевой субсидии).

Алгоритм действий управления казначейского контроля. Управление казначейского контроля Департамента по финансам проверяет представленный учредителем перечень целевых субсидий:

— на соответствие установленной форме;

— на наличие в сводной бюджетной росписи краевого бюджета бюджетных ассигнований, предусмотренных учредителю как главному распорядителю бюджетных средств по кодам классификации расходов краевого бюджета, указанным им на перечне целевых субсидий;

— на соответствие наименования субсидии ее наименованию, указанному в нормативном правовом акте, устанавливающем порядок предоставления целевой субсидии.

Если форма или информация, указанная в перечне целевых субсидий, не соответствуют требованиям установленного порядка, управление казначейского контроля не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем представления перечня целевых субсидий, возвращает учредителю перечень целевых субсидий с указанием причин возврата.

Управление казначейского контроля также осуществляет контроль за представленными учреждениями сведениями об операциях с целевыми субсидиями на соответствие информации, содержащейся в них, указанной в перечне целевых субсидий. Если форма или информация по не использованным на начало текущего финансового года остаткам целевых субсидий прошлых лет, указанная в Сведениях, не соответствуют требованиям, установленным порядком, управление казначейского контроля не позднее рабочего дня, следующего за днем представления Сведений, возвращает Сведения и оформляет отказ с указанием причин возврата. Отказ оформляется путем отражения причины отклонения на обратной стороне второго экземпляра сведений (в случае представления на бумажном носителе) либо путем проставления причины отклонения в автоматизированной системе «Бюджет».

Если форма или информация, указанная в Сведениях, соответствуют требованиям, установленным порядком, управление казначейского контроля не позднее рабочего дня, следующего за днем представления учреждением Сведений, проверяет их на непревышение:

— фактических поступлений и выплат, отраженных на отдельном лицевом счете, показателям, содержащимся в Сведениях;

— суммы разрешенного к использованию остатка целевой субсидии прошлых лет, код которой указан в графе 2 Сведений (в графе 4, если код указанной целевой субсидии изменен в новом финансовом году), над суммой соответствующего остатка целевой субсидии прошлых лет, учтенной по состоянию на начало текущего финансового года на отдельном лицевом счете учреждения.

Бухгалтерский учет операций, связанных с получением и расходованием целевых субсидий. Бюджетные учреждения при ведении бухгалтерского учета должны пользоваться следующими нормативными актами:

— Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н);

— Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 174н).

Согласно п. 21 Инструкции N 157н в целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения рабочего плана счетов, для отражения хозяйственных операций, осуществляемых за счет целевых субсидий, применяется код вида финансовой обеспеченности (деятельности) 5 «Субсидии на иные цели». Данный код указывается в 18-м разряде номера счета рабочего плана счетов учреждения.

В соответствии с Инструкцией N 174н операции по поступлению и расходованию целевых субсидий необходимо отражать в бухгалтерском учете так:

— начисление доходов по представленной бюджетному учреждению в порядке, установленном законодательством РФ, субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов, финансовым источником обеспечения которых являлась данная субсидия, на основании Справки (ф. 0504833), оформленной согласно отчету по субсидии на иные цели (п. 93 Инструкции N 174н):

Д-т сч. 5 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» К-т сч. 5 401 10 180 «Прочие доходы»;

— поступление субсидии на иные цели на отдельный лицевой счет бюджетного учреждения, открытый в порядке, установленном законодательством РФ (п. 72 Инструкции N 174н):

Д-т сч. 5 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства» К-т сч. 5 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»;

— начисление расходов бюджетного учреждения, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии на иные цели, с отнесением на финансовый результат текущего финансового года, на основании первичных (сводных) учетных документов по соответствующим операциям и объектам учета (п. 153 Инструкции N 174н):

Д-т соответствующих счетов аналитического учета 5 401 20 200 «Расходы хозяйствующего субъекта» (5 401 20 211 — 5 401 20 213, 5 401 20 221 — 5 401 20 226, 5 401 20 231, 5 401 20 232, 5 401 20 262, 5 401 20 263, 5 401 20 271 — 5 401 20 273, 5 401 20 290)

К-т соответствующих счетов аналитического учета 5 101 00 000 «Основные средства» (5 101 21 000 — 5 101 28 000, 5 101 31 000 — 5 101 38 000) в части объектов основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно, введенных в эксплуатацию; 5 104 00 000 «Амортизация» (5 104 11 410 — 5 104 13 410, 5 104 15 410, 5 104 18 410, 5 104 21 410 — 5 104 28 410, 5 104 28 420, 5 104 31 410 — 5 104 38 410, 5 104 39 420); 5 105 00 000 «Материальные запасы» (5 105 21 440 — 5 105 26 440, 5 105 31 440 — 5 105 36 440); 5 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» (5 208 12 660, 5 208 21 660, 5 208 22 660, 5 208 62 660, 5 208 63 660, 5 208 91 660); 5 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (5 302 11 730 — 5 302 13 730, 5 302 21 730 — 5 302 26 730, 5 302 62 730, 5 302 91 730); 5 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (5 303 02 730, 5 303 05 730, 5 303 06 730 — 5 303 08 730, 5 303 10 730 — 5 303 13 730);

— возврат неиспользованного остатка субсидии на иные цели (бюджетные инвестиции) (п. 93 Инструкции N 174н):

Д-т сч. 5 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» К-т сч. 5 201 11 610 «Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства».

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.

3. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

4. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Какие субсидии получают учреждения

Статьи по теме

В конце каждого года учреждение предварительно отчитывается по субсидии на госзадание и готовится к новому соглашению с учредителем. Как поступает субсидия бюджетному учреждению, какие виды, как их учесть и вовремя сдать отчеты, – в статье.

Субсидия бюджетному учреждению: виды

Субсидии государственному или муниципальному учреждению выделяют на:

  • финансовое обеспечение государственного или муниципального задания;
  • иные цели;
  • капвложения в объекты государственной собственности.

Также в форме субсидии можно получить грант. Например, когда исполнительные органы власти награждают победителей конкурсов между бюджетными и автономными учреждениями.

Об этом сказано в пунктах 1, 4 статьи 78.1, статье 78.2, пункте 1 статьи 79 Бюджетного кодекса РФ. Не путайте субсидии коммерческим организациям, которые поступают по статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

Субсидии бюджетным и автономным учреждениям

Учредитель по-разному перечисляет обеспечение бюджетным и автономным учреждениям в зависимости от их вида.

Субсидии на финансовое обеспечение государственного или муниципального задания

Подведомственные бюджетные и автономные учреждения получают от учредителя задание на услуги или работы.

Чтобы выполнять задание, государственному или муниципальному учреждению выделяют субсидию на возмещение нормативных затрат. Для этого заключают соглашение с графиком перечисления средств. В нем указывают, в какие сроки и в каком объеме поступят деньги.

Учреждение отчитывается, в каком объеме выполнило задание. Как правило, это делают два раза – предварительно в конце текущего года и окончательно в следующем году. Подробнее>>

Учредитель уменьшит объем задания, если по данным предварительного отчета показатели меньше установленных с учетом допустимых отклонений.

Полезный материал в статье

Предварительный отчет о выполнении госзадания

В этом случае часть денег придется вернуть в бюджет.

Сумму возврата определит учредитель по окончательному отчету о госзадании. Деньги верните из остатка субсидии на госзадание. Если этих средств не хватает, используйте только деньги от платной деятельности.

Еще статьи по теме:

Если выполнили госзадание, остаток средств не возвращайте. Используйте деньги на нужды учреждения. Для этого в плане ФХД остаток средств распределите на расходы следующего года.

Учредитель не вправе уменьшить объем субсидии на госзадание следующего года на сумму экономии отчетного года.

Субсидии на иные цели

Учреждения получают целевые субсидии на конкретные расходы, которые не включены в затраты на выполнение государственного или муниципального задания. Например, это расходы на капитальный ремонт, покупку основного средства, реализацию целевых программ или выплату поощрений, вознаграждений.

Деньги на иные цели поступают по заключенному с учредителем договору или соглашению. Подробнее>>

По результатам расходов предоставляют Сведения (ф. 0501016).

Остатки целевых денег, которые не использовали в отчетном году, перечислите в доход бюджета. В платежном документе укажите код 000 2 18 00000 00 0000 180 «Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата организациями остатков субсидий прошлых лет». Детализация данного кода зависит от того, в какой бюджет возвращаете деньги. Например, если бюджетное учреждение возвращает деньги в федеральный бюджет, укажите КБК получателя 000 2 18 01010 01 0000 180, автономное – 000 2 18 01020 01 0000 180. Это следует из письма Минфина России от 14.01.2016 № 02-01-09/787.

Федеральные учреждения могут не перечислять остатки в бюджет, если им понадобятся деньги на следующий год. Для этого до 1 июля года, следующего за отчетным, нужно подать в орган Казначейства России Сведения (ф. 0501016), в которых учредитель подтвердит потребность направить остатки на те же цели.

Учредитель может подтвердить потребность в остатках после того, как учреждение перечислит их в бюджет. В этом случае деньги из бюджета вернут на счет.

Если учредитель или контрольные органы признают затраты нецелевым расходом, средства придется вернуть в бюджет.

Субсидии на капвложения

Бюджетные и автономные учреждения могут получить также субсидии на приобретение недвижимости или капвложения в объекты строительства государственной и муниципальной собственности.

На суммы вложений увеличивают стоимость основных средств, которые принадлежат им на праве оперативного управления.

Субсидию на капвложения предоставляют по соглашению. В него можно включить сразу несколько объектов. В соглашении указывают условия:

  • цели и объем с разбивкой по годам с указанием в отношении каждого объекта;
  • наименование каждого объекта капстроительства, его мощность и стоимость, сроки строительства, реконструкции с элементами реставрации, технического перевооружения или приобретения, общий объем капвложений, объем средств;
  • права и обязанности сторон соглашения и порядок их взаимодействия;
  • условие о соблюдении Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ;
  • обязанность федерального автономного учреждения открыть в органе Федерального казначейства лицевой счет;
  • сроки перечисления на открытый лицевой счет или порядок, как эти сроки определяются;
  • права органа, который предоставил деньги;
  • положения о проверке;
  • порядок возврата остатка денег, если нет решения направить их на те же;
  • порядок возврата использованных средств на капвложения или приостановка их предоставления, если учредитель выявил нарушения;
  • порядок и сроки отчетности;
  • случаи и порядок изменений в соглашение.

Об этом сказано в пункте 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ.

Неиспользованный остаток средств верните в бюджет. Но деньги могут оставить. Например, если учредитель подтвердил потребность направить средства на те же цели, что и в прошлом году, и вынес решение об этом.

Субсидии государственным и муниципальным учреждениям

Разберем особенности для государственных и муниципальных учреждений.

Отчет об исполнении госзадания

Для федеральных учреждений форму Отчета об исполнении госзадания утвердило Правительство РФ в постановлении от 26.06.2015 № 640.Отчитываются по нему два раза. В IV квартале сдают предварительный отчет. Дату отчета установят в госзадании. Окончательный отчет представляют в следующем году не позднее 1 марта.Срок также установит учредитель.

В регионах и муниципалитетах форму и срок отчета об исполнении муниципального заданияустанавливают региональные и местные органы власти.

Соглашение о целевой субсидии

С федеральными учреждениями соглашение о целевой субсидии заключаютэлектронно в системе «Электронный бюджет». Типовую форму для них утвердил Минфин России приказом от 31.10.2016 № 197н.

Для региональных и местных учреждений формы утверждены органами власти на местах.

Соглашение о средствах на капвложения

У федеральных учреждений соглашение должно дополнительно содержать условия об обязательствах нести расходы по объекту на разработку и проведение:

  • проектной документации на объекты капстроительства;
  • инженерных изысканий для подготовки данной документации;
  • технологического и ценового аудита инвестиционных проектов по строительству, реконструкции, реставрации, техническому перевооружению объектов капитального строительства;
  • аудита проектной документации;
  • государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
  • проверки достоверности определения сметной стоимости объектов.

Также прописывается условие нести эксплуатационные расходы после ввода объекта за счет федерального бюджета в объеме, который не превышает нормативные затраты на услуги в рамках госзадания.

Субсидия образовательному учреждению

Федеральные бюджетные и автономные образовательные организации, подведомственные Минобрнауки России, получают целевые деньги в порядке, утвержденном приказом от 09.01.2017 № 8, для:

  • выплаты стипендий обучающимся;
  • ежемесячной компенсацииоплаты жилых помещений и коммунальных услуг работникам, проживающим и работающим в сельских местностях и рабочих поселках;
  • содержания имущества и др.

Порядок предоставления субсидий

Чтобы определить объем финансового обеспечения, учредитель рассчитывает его. Общий порядок расчета устанавливают для:

  • федеральных – Правительство РФ (в настоящее время действует постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640);
  • субъектов РФ – высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ;
  • муниципальных– местная администрация.

Затраты, которые включают в расчет объема финансирования, – в таблице:

Учет бюджетных субсидий, предоставляемых учреждению

В силу норм ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Учет субсидий ведется по коду вида деятельности 4. Кроме того, из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным учреждениям на иные цели (учет субсидий ведется по коду вида деятельности 5). Для получения бюджетных субсидий между учреждением и органом исполнительной власти, исполняющим функции учредителя, заключается соглашение. Разъяснения по отражению на счетах бухгалтерского учета начислений по доходам и поступлений сумм бюджетных субсидий были приведены в Письме Минфина РФ от 18.09.2012 № 02-06-07/3798. Совсем недавно Минфин выпустил письмо, в котором разъяснил порядок учета учреждениями сумм субсидий и возврата неиспользованного остатка субсидий, подлежащего возврату в бюджет (Письмо Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436).

Содержащаяся в данном письме корреспонденция счетов существенным образом отличается от применяемой сейчас учреждениями и установленной п. 93 Инструкции № 174н[1]. О положениях этого письма мы и поговорим в статье.

Согласно нормам п. 93 и 94 Инструкции № 174н по счету 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» в рамках получаемых сумм бюджетных субсидий совершаются следующие бухгалтерские записи:

Начисление доходов в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания на лицевой счет бюджетного учреждения

Поступление доходов в рублях на лицевой счет бюджетного учреждения

Начисление доходов по предоставленной в порядке, установленном законодательством РФ, бюджетному учреждению субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов, финансовым источником обеспечения которых являлась указанная субсидия, отражается на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833), оформленной согласно отчету по субсидии на иные цели

Начисление сумм доходов.

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 01.04.2016 № 02-06-07/19436, начисление доходов в сумме бюджетных субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражается в учете учреждения как доходы будущих периодов на основании соглашений, заключенных между учреждением и учредителем, при этом делается запись:

Дебет счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг».

Кредит счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг».

Признание доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражается при наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения вне зависимости от факта перечисления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и отражается следующим образом:

Дебет счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»

Кредит счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

Для справки:

Согласно нормам п. 301 Инструкции № 157н [2] счет 401 40 «Доходы будущих периодов» предназначен для учета сумм доходов по соглашениям о предоставлении бюджетных субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в том числе на иные цели, а также на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

Инструкция № 174н в редакции Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 № 227н не содержит положений о применении счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» при начислении доходов в рамках сумм субсидий, полученных учреждением на выполнение государственного (муниципального) задания. Проект приказа Минфина о внесении очередных изменений в положения данной инструкции, размещенный сейчас на сайте для общественного обсуждения, тоже не предусматривает использование этого счета для отражения учета доходов по субсидиям.

Здесь же хотелось бы обратить внимание читателей на фразу, которую содержит Письмо Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436: при наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения вне зависимости от факта перечисления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания начисление доходов текущего (отчетного) финансового года в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражается по дебету счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» и кредиту счетов 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».

Таким образом, фактически Минфин допускает два варианта отражения начисления сумм доходов, в рамках субсидий, получаемых учреждением.

В отношении целевых субсидий такой путаницы не возникает, поскольку доходы по таким субсидиям начисляются после того, как будет составлен и утвержден отчет о расходовании сумм целевой субсидии.
Отражение субсидий, выделенных учреждению, как доходов будущих периодов производится тогда, когда соглашение о предоставлении субсидии заключается в конце финансового года на следующий год (например, соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задания учредителя на 2017 год заключено между учреждением и органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя в декабре 2016 года). В этом случае суммы субсидий фактически поступят в 2017 году, а в декабре 2016 года на дату подписания соглашения учреждение в учете отражает суммы доходов, планируемых к поступлению в 2017 году в качестве доходов будущих периодов. В случае, когда соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задания учредителя заключается в текущем финансового году и в этом же году учреждению будут выделяться из бюджета субсидии (например, в январе 2015 года между учредителем и учреждением заключается соглашение о предоставлении субсидий на 2016 год), в учете суммы субсидий будут отражаться как доходы текущего периода.

Возврат неиспользованных остатков сумм субсидий.

Статьей 4 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ внесены изменения в ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, предусматривающие, что федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат субсидии в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъекта РФ, муниципальными бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ средства в объеме остатков субсидий, предоставленных в 2015 году федеральным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), подлежат в установленном Правительством РФ порядке возврату в федеральный бюджет.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (п. 33) предусмотрено, что в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ федеральные бюджетные и автономные учреждения до 1 июля 2016 года обеспечивают возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий, предоставленных им в 2015 году на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод, что федеральное законодательство обязывает бюджетные учреждения возвращать остатки сумм субсидий только в случае недостижения показателей, установленных учредителем в рамках государственного задания. Советуем бюджетным учреждениям субъектов РФ и муниципалитетов для решения данного вопроса обратиться к нормативно-правовым актам, изданным на соответствующем уровне. Если учреждение по итогам года выполнило задание учредителя и у него остались неизрасходованные суммы субсидий, требование о возврате субсидии в бюджет в федеральном законодательстве отсутствует. Возможно, такое требование содержится в нормативных актах отдельных субъектов РФ или муниципалитетов, хотя обычно нормативные акты субъектов РФ и муниципалитетов РФ копируют положения федеральных документов.

Из разъяснений Минфина, представленных в Письме от 01.04.2016 № 02-06-07/19436, следует, что финансовое ведомство выделяет несколько оснований для возврата сумм субсидий:

  • возврат остатка сумм субсидий, выделенных на выполнение задания учредителя, образовавшихся в связи с недостижением учреждением установленных государственным (муниципальным) заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ);
  • возврат остатка неизрасходованных сумм целевых субсидий;
  • возврат остатка сумм целевой субсидии в случае выявленных в ходе проверки нарушений по расходованию средств целевой субсидий.

При отражении возврата неиспользованного остатка суммы в учете субсидии применяется счет 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Заметим, что на сайте Минфина размещен проект приказа, которым будут внесены изменения в Инструкцию № 174н. В проекте предусмотрена проводка по возврату в доход бюджета остатков сумм субсидий посредством применения счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

Рассмотрим, как в бухгалтерском учете отражается возврат остатков сумм субсидий по каждому из названных оснований (бухгалтерские записи в таблице приведены на основании информации, содержащейся в Письме Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436).

Еще по теме:

  • Нужно оформить пенсию Какие нужны документы для оформления пенсии по старости? Законодательство РФ предусматривает три различных вида пенсий по старости (п. 1 ст. 3 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; п. п. 3, 6 ст. 5, пп. 5, 8 п. 1 ст. 4 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ): 1) страховая пенсия по старости, назначаемая […]
  • 162 федеральный закон Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ"О стандартизации в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 5 апреля, 3 июля 2016 г. Принят Государственной […]
  • Закон об автошинах 5. Колеса и шины 5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более: для транспортных средств категорий L - 0,8 мм; для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 - 1 мм; для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 - 1,6 […]
  • Узаконить предпринимательство как правильно узаконить предпринимательскую деятельность? как правильно узаконить предпринимательскую деятельность? Добрый день. Имеется дело по пошиву одежды. Все заказы идут через интернет. Все оплаты от клиентов + расчет со швеями + расчет с поставщиком ткани осуществляется через […]
  • Все про закон архимеда Все про закон архимеда Компьютерная модель представляет собой иллюстрацию закона Архимеда. Вводится понятие «Архимедова сила», демонстрируются условия плавания тел. Существование гидростатического давления приводит к тому, что на любое тело, находящееся в жидкости или газе, […]
  • Как пишется расписка на передачу денег Как правильно пишется расписка в получении денежных средств? Несколько дней назад при заключении авансового соглашения я попросила продавца квартиры написать расписку о получении денежных средств по договору. На что он удивился: «Зачем Вам расписка на деньги? В договоре же написано, что […]
  • Уфмс возврат денежных средств Порядок возврата уплаченной государственной пошлины за оформление загранпаспорта В соответствии с Налоговым Кодексом (гл. 25.3) уплаченная ранее госпошлина на загранпаспорт может быть возвращена полностью или частично. Для того чтобы вернуть свои деньги, нужно обратиться в отделение ФМС […]
  • Заявление воспитателя гпд на 1 категорию Аттестация воспитателя Не секрет, что аттестация очень трудный и стрессовый этап. Я постаралась поделиться своими знаниями и документами для аттестации, так как когда-то прилично помучилась, готовясь к этой процедуре. Вы найдете необходимый материал для аттестации воспитателя на первую […]