Порядок образования и упразднения судов

Статья 3. Порядок создания и упразднения судов общей юрисдикции

Статья 3. Порядок создания и упразднения судов общей юрисдикции

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 12 марта 2014 г. N 5-ФКЗ часть 1 статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции России от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ»

1. Федеральные суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом.

2. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 12 марта 2014 г. N 5-ФКЗ часть 4 статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции России от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ»

4. Общая численность судей федеральных судов общей юрисдикции устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

5. Общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

См. комментарий к статье 3 настоящего Федерального конституционного закона

Порядок создания и упразднения судов в РФ;

1. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

2. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

В части 1 статьи регламентированы правила создания и упразднения федеральных судов. Высшие судебные органы государства, такие как Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, учреждены в соответствии с Конституцией РФ. Порядок образования и деятельности высших судебных органов определен федеральными конституционными законами, принятыми во исполнение конституционных норм (ч. 2 ст. 128 Конституции РФ). Поскольку высшие судебные органы учреждены конституционными нормами, то их упразднение возможно не иначе как путем внесения изменений в текст Конституции РФ в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (ст. 136 Конституции РФ). Такие изменения к конституционному тексту вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Усложненный порядок упразднения таких судов вызван тем высоким статусом, который им присущ, и той ролью, которую они играют в общественно-политической и экономической жизни страны.
Другие федеральные суды, а именно нижестоящие суды по сравнению с Верховным Судом РФ в системе судов общей юрисдикции, нижестоящие суды по сравнению с Высшим Арбитражным Судом РФ в системе арбитражных судов, создаются и упраздняются путем внесения изменений и дополнений в ст. 4 настоящего Закона.
Субъекты РФ самостоятельно определяют порядок организации и деятельности судов субъектов РФ (ч. 2 комментируемой статьи). Однако следует подчеркнуть, что субъекты РФ осуществляют правотворчество в этой сфере с учетом федерального регулирования.
Важное правило содержится в ч. 3 настоящей статьи. Оно заключается в том, что упразднение суда невозможно без предварительной передачи его полномочий другим органам. Это правило служит целям недопущения правового вакуума, когда права, подлежащие защите по закону, фактически не могут быть защищены в силу отсутствия уполномоченного на то органа. Кроме того, четкое определение компетенции судебных органов, в том числе и при упразднении каких-либо из них, позволит не допустить споры о подведомственности и подсудности дел тому или иному суду либо другому органу.

Действующая судебная система РФ, ее структура. Порядок образования и упразднения судов в РФ

Наряду с единством характерной чертой судебной системы Российской Федерации является ее внутренняя дифференциация.

Структурасудебной системы РФ отличается сложностью. Суды можно классифицировать по различным основаниям. Так, в судебную систему Российской Федерации входят федеральные суды и суды субъектов РФ (ст.4 ФКЗ «О судебной системе»). Федеральным судам относятся:

· Конституционный Суд Российской Федерации;

· Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

· Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

· Дисциплинарное судебное присутствие.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

· конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,

· мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

В зависимости от предметной компетенции традиционно выделяют три подсистемы (ветви) судебной системы: 1) Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции (территориальные и военные); 3) арбитражные суды. Полагаем, что образование нового федерального суда – Дисциплинарного судебного присутствия положило начало существованию четвертой ветви судебной системы.

Судебная система Российской Федерации строится с учетом иерархии. Судебная иерархия означает, что вышестоящий суд может проверять законность, обоснованность и справедливость решений нижестоящих судов. Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право осуществлять в предусмотренных федеральным законом формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О судебной системе РФ»:

1. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

2. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

18. Действующая судебная система рф, ее структура. Порядок образования и упразднения судов в рф.

Структура судебной системы:

Согласно ст. 4 ФКЗ «О судебной системе», судебную систему РФ составляют Федеральные суды и суды субъектов.

Конституционный Суд РФ;

Система судов общей юрисдикции:

Верховный Суд РФ

Верховные Суды республик

Суды городов федерального значения

Суд автономной области

Суды автономных округов

Система арбитражных судов:

Высший Арбитражный суд РФ

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

Арбитражные апелляционные суды

Арбитражные суды субъектов

Арбитражные специализированные суды субъектов (по интеллектуальным правам)

Конституционные (уставные) суды субъектов

Порядок образования и упразднения судов

Согласно ст. 17 ФКЗ «О судебной системе», Конституционный Суд РФ, ВС РФ, ВАС РФ, которые созданы в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путём внесения поправок в Конституцию РФ.

Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

Мировые судьи и Конституционные (уставные) суды субъектов создаются и упраздняются законами субъектов.

19. Звено судебной системы. Судебные инстанции.

Звено судебной системы – совокупность одноименных судов, обладающих одинаковыми судебными полномочиями (компетенцией) и находящиеся во взаимосвязи с судами соответствующей судебной подсистемы..

Суды общей юрисдикции образуют четырехзвенную систему:

3 – ВС республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. Областные и равные им суды.

2 – Районные и городские суды

1 – Мировые судьи

Военные суды образуют трехзвенную систему:

3 – Военная коллегия ВС РФ

2 – Окружные (флотские) военные суды

1 – Гарнизонные военные суды

Арбитражные суды образуют четырехзвенную систему:

3 – Арбитражные кассационные суды

2 – Арбитражные апелляционные суды

1 – Арбитражные суды субъектов

Конституционный Суд РФ не образует подсистемы судов.

Судебная инстанция характеризует этап разрешения дела, форму осуществления правосудия и полномочия суда по выполнению тех или иных форм его деятельности. Под судебной инстанцией понимается суд или его структурное подразделение, наделенное строго определенными полномочиями по разрешению дел.

Выделяют суды первой, второй (апелляционной) и кассационной инстанций, а также надзорной инстанции.

Формы осуществления правосудия:

Рассмотрение дела по первой инстанции;

Апелляционный порядок рассмотрения дела;

Рассмотрение дела в порядке кассационного производства;

Пересмотр вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора;

Возобновление производства по делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Решение суда первой инстанции может быть пересмотрено в установленном законом порядке в последующих инстанциях.

20. Мировые судьи, их место в судебной системе. Компетенция мирового судьи.

21. Требования, предъявляемые к мировым судьям. Порядок наделения их полномочиями.

Требования, предъявляемые к мировому судье, порядок назначения на должность установлены в соответствии с ФЗ «О мировых судьях» от 17.12.1998 г. ст-я 5 ( требования), ст-я 6( порядок назначения)

Гражданин РФ, достигший 25 лет.

Стаж работы по юр. проф. не менее 5 лет

Отсутствие поступков, порочащих репутацию

Сдача квалификационного экзамена и получение рекомендации квалификационной коллегии судей субъекта. ( От сдачи экзамена и предоставления рекомендации освобождается лицо, имеющее стаж работы в должности фед. Судьи не менее 5 лет.)

Мировой судья не может:

Относится к полит. Партиям и движениям

Осущ. предпринимательскую деят-ть

Совмещать работу в должности судьи с иной оплачиваемой деятельностью, кроме творческой.

Мировые судьи назначаются на должность законодательным органом субъекта, либо избираются населением соответствующего судебного участка.

17.Действующая судебная система рф, ее структура. Порядок образования и упразднения судов в рф.

Cудебная система — совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано: “1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.

В ст. 125 определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место. Ему напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную практику, а равно практику другихправоохранительныхHYPERLINK «http://jurkom74.ru/pravoochranitelnie-organi/ponyatie-osnovnie-priznaki-zadachi-i-tseli-napravleniya-pravoochranitelnoy-deyatelnosti» органов.

Что касается Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, о которых говорится в ст. 126 и 127, то им отведено несколько иное место. У них есть свои подсистемы судов. В отношении судов, входящих в соответствующие подсистемы, они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают им разъяснения по вопросам судебной практики.

Структура судебной системы в целом определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодательных актов:

Закона о судоустройстве;

Закона об арбитражных судах;

Закона о военных судах;

Закона о мировых судьях.

Из приведенных конституционных положений и положений названных законодательных актов можно сделать по крайней мере три вывода:

правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования — даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Верховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) — не относятся к числу органов судебной власти, реализующих полномочия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной системы, в частности, потому, что это противоречило бы ч. 2 ст. 4 Закона о судебной системе, где сказано, что “в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации”;

суды в Российской Федерации подразделяются на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации;

всю совокупность федеральных судов следовало бы сгруппировать в три подсистемы (блока):

Конституционный Суд РФ;

Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор;

Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.

Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из названных блоков. В ст. 126 Конституции РФ они именуются судами общей юрисдикции. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами.

Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

гарнизонных военных судов;

окружных (флотских) военных судов;

Военной коллегии — одного из основных подразделений Верховного Суда РФ.

Конституция РФ и иное действующее законодательство допускают возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но делам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

В третий блок федеральных судов включены арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ (арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).

Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125Конституции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он не осуществляет надзора ни за какими федеральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ.

Законом о судебной системе предусмотрена возможность образования судов субъектов РФ:

конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

Вся судебная система Российской Федерации — единое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее: “Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета”.

Для обеспечения единства судебной системы принципиальное значение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст. 17 Закона о судебной системе этот порядок предполагает, что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государственных органов или должностных лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов РФ:

высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ), созданные на основании предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в нее;

другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами;

суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъектов РФ и должности мировых судей) создаются и упраздняются с соблюдением требований федеральных законов и законов соответствующих субъектов РФ.

Ст.17. Порядок создания и упразднения судов

1. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

2. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Еще по теме:

  • Поправки в законе о страховании вкладов Госдума приняла закон о страховании банковских вкладов малого бизнеса Москва. 24 июля. INTERFAX.RU - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем, окончательном, чтении закон о распространении системы страхования вкладов в банках на предприятия малого бизнеса. Согласно закону, […]
  • Определение прямой налог Прямой налог это. В разделе «Экономика» в КИМ ЕГЭ по обществознанию есть такой пункт с темой «Налоги». Что конкретно входит в эту тему определяется ФГОСами. Прямой налог — это обязательная к рассмотрению тема, без которой освоение данного раздела в будет неполным. И как следствие вы […]
  • Если заболел после увольнения по сокращению Больничный лист после увольнения по сокращению штата Актуально на: 19 февраля 2016 г. В обязанности работодателя входит оплата больничного листа бывшему работнику, если травма или болезнь наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения его работы по трудовому договору (ч. 2 […]
  • Консультация алименты бесплатно Бесплатная консультация по алиментам Необходимо тщательно изучить правовую сторону вопроса касательно взыскания алиментов с родителя, который не оказывает материальной помощи семье и не принимает участия в воспитании детей. Очень редки случаи, когда удавалось добровольно достичь […]
  • Ирина сычёва когда суд Ирина Сычева, последние новости: "герои" ВИДЕО в туалете на вечеринке МАДИ получили 9 и 9,5 лет тюрьмы (ВИДЕО) Ирина Сычева, чем закончилось дело: приговор для парней, участвовавших в изнасиловании студентки МАДИ, 26 октября 2016 озвучен в суде. Решением Савеловского суда российской […]
  • Приказ 36 об аттестации эталонов Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 января 2014 г. N 36 "Об утверждении рекомендаций по проведению первичной и периодической аттестации и подготовке к утверждению эталонов единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования […]
  • Ростелеком официальный сайт жалобы Как подать жалобу на Ростелеком Поскольку вы являетесь потребителем услуг компании, которая несет ответственность за их своевременное и качественное предоставление, вы имеет право подать жалобу в случае недостаточного выполнения компанией своих обязанностей (не забывайте, что […]
  • Образец иска по договору аренды Исковое заявление о взыскании задолженности по арендной плате жилого помещения В ___________________ суд г. ____________ Истец: ______________________________________ Ф.И.О. ______________________________________ Адрес места жительства, телефон Ответчик: […]