Налог на россиян в рк

Содержание страницы:

Заключили сделку с организацией из Казахстана: как не платить налоги дважды

Правила международного договора применяются, даже если в национальном законодательстве установлены иные нормы. Однако российские организации, оказывающие услуги (выполняющие работы) для предприятий Казахстана, знают, что на практике это соблюдается не всегда. Особенно остро проблема стоит перед теми фирмами, у которых нет своего представительства в республике. С законно заработанных доходов таких компаний налоговые агенты из Казахстана удерживают корпоративный подоходный налог. И это при том, что в родной стране с тех же доходов россиянам предстоит заплатить налог на прибыль. В такой ситуации есть два способа избежать двойного налогообложения.

Что говорится в международном договоре

Если российская организация получает доходы, например, от выполнения работ, оказания услуг в Казахстане, и при этом у нее нет там постоянного учреждения, то прибыль облагается налогом только в РФ. Такая норма закреплена в статье 7 Конвенции от 18 октября 1996 г. между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (далее – Конвенция)*.

* В Конвенции содержится ограниченный перечень доходов (роялти, проценты и иные аналогичные доходы) российских организаций, которые в соответствии с Конвенцией могут облагаться подоходным налогом в Республике Казахстан.

Что говорится в законодательстве Казахстана

В Налоговом кодексе Республики Казахстан (далее – НК РК) предусмотрен иной порядок. Из него следует, что даже если у российской организации–нерезидента нет в Казахстане так называемого «постоянного учреждения», налоговый агент (казахстанское предприятие) все равно должно удержать с выплачиваемого дохода корпоративный подоходный налог (это аналог налога на прибыль в России).

Доходом нерезидента от источника в Казахстане признается доход от выполнения работ или оказания услуг на территории республики (п.1 ст.192 НК РК). Налог составляет 20% от суммы таких доходов. При этом вычеты не применяются (п.1 ст.193 НК РК).

Что понимать под «постоянным учреждением нерезидента»

Постоянным учреждением нерезидента в Казахстане признается постоянное место деятельности в республике, через которое он осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе через уполномоченное лицо (п.1 ст.191 НК РК). Перечень мест осуществления деятельности, подпадающий под понятие постоянного учреждения нерезидента, приведен в подпунктах 1 – 6 пункта 1 статьи 191 НК РК.

При этом если речь идет об оказании услуг или выполнении работ, постоянным местом деятельности признается место оказания услуг, выполнения работ через служащих или другой персонал, нанятый нерезидентом для таких целей. Причем при условии, что деятельность такого характера продолжается в Казахстане более 183-х календарных дней в пределах любого последовательного 12-тимесячного периода с даты начала осуществления предпринимательской деятельности в рамках одного проекта или связанных проектов (п.2 ст.191 НК РК).

Если у российской организации–нерезидента в Казахстане есть постоянное учреждение, она обязана зарегистрироваться в качестве налогоплательщика в казахстанском налоговом органе в порядке, установленном статьей 562 НК РК.

Компромисс

На деле должен применяться особый порядок, устраняющий двойное налогообложение. Доходы российской организации – нерезидента, полученные от источников в Казахстане, полностью или частично освобождаются от подоходного налога. Налоговый агент (казахстанская организация) в момент выплаты или при отнесении дохода на вычеты вправе не начислять налог или применить пониженную ставку, предусмотренную международным договором. При этом нерезидент должен быть окончательным получателем дохода и резидентом страны, с которой заключен международный договор. Такие условия предусмотрены в статье 212 НК РК.

Российской организации придется предоставить налоговому агенту документ, подтверждающий резидентство в РФ. Последний должен соответствовать требованиям пункта 4 статьи 219 НК РК.

Если условия статьи 212 НК РК не выполняются, налоговый агент обязан в момент выплаты дохода нерезиденту удержать подоходный налог и перечислить его в бюджет или на условный банковский вклад, открытый на нерезидента (ст.216 НК РК).

Как избежать двойного налогообложения

Как показывает практика, безопаснее всего для казахстанских организаций удержать подоходный налог при выплате доходов российским компаниями и перечислить его в государственный республиканский бюджет. Однако такой подход не соответствует положениям Конвенции. Ведь, как было указано выше, международный договор предполагает, что доходы, полученные российской организацией в Казахстане, подлежат налогообложению только в РФ.

Следует отметить, что удержание казахстанской организацией корпоративного подоходного налога не освобождает российскую компанию от обязанности обложить доходы налогом на прибыль в РФ.

Перспектива заплатить налог с доходов от одной и той же операции дважды вряд ли порадует российскую организацию. У нее есть два выхода из сложившейся ситуации.

Способ первый

Российская организация может вернуть удержанный налог, обратившись в казахстанские налоговые органы с заявлением о возврате налога. Нужно также подать дополнительные формы к нему с приложением копий:

– контракты (договоры, соглашения) на выполнение работ (оказание услуг) или на иные цели;

– учредительные документы (в них должны быть указаны учредители (участники) юридического лица – нерезидента);

– акты выполненных работ или иных документов, подтверждающих факт и сроки выполнения нерезидентом различных видов работ;

– счет, платежный документ, подтверждающий суммы выплаченных доходов и суммы уплаченных налогов;

– документ, подтверждающий резидентство налогоплательщика-нерезидента, заверенный компетентным или уполномоченным органом РФ (так называемый сертификат резидентства).

Недостаток этого способа в том, что он требует подготовки большого объема документации. Поэтому организации редко используют этот вариант.

Способ второй

Есть возможность зачесть сумму корпоративного подоходного налога, удержанного в Казахстане, при уплате налога на прибыль в РФ. Такой зачет действительно предусмотрен Конвенцией, а также нормами НК РФ. Однако использовать этот способ рискованно. Объясним, почему.

Согласно статье 23 Конвенции двойное налогообложение в России устраняется следующим образом: если резидент России получает доход или владеет капиталом в Казахстане, которые в соответствии с Конвенцией могут облагаться налогом в этой республике, сумма налога, уплачиваемая в Казахстане, может быть вычтена из налога, взимаемого с этого резидента в России. Такой вычет, однако, не будет превышать российского налога, исчисленного с такого дохода или капитала в России.

Зачет производится при условии, что организация представит документ, подтверждающий уплату налога за пределами России. А если налоги удержаны в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговым агентом, то понадобится подтверждение от него (ст.311 НК РФ). В качестве такого подтверждения может выступать письмо от налогового агента, подписанное уполномоченным лицом. К нему должно прилагаться платежное поручение о перечислении соответствующей суммы в качестве налога (письмо Минфина от 16 июня 2010 г. N 03-08-05).

Минфин за зачет, а ФНС – против

Возможность зачесть сумму налога на прибыль, удержанного с доходов российской организации в Казахстане в соответствии с законодательством этого иностранного государства, подтверждается «нашим» Минфином в письмах от 24 мая 2011 г. N 03-03-06/1/304, от 31 декабря 2009 г. N 03-08-05, от 17 декабря 2009 г. N 03-08-05.

В то же время, по мнению налоговиков, зачет не может быть произведен, если у организации нет постоянного представительства на территории республики. Ведь при таких обстоятельствах доходы в соответствии с Конвенцией вообще не должны были облагаться налогом в Казахстане (письмо УФНС по г. Москве от 25 ноября 2004 г. N 26-12/76619). По мнению налоговиков, у организации есть только один выход – обратиться за возвратом в соответствующий налоговый орган Республики Казахстан.

В единственном судебном решении по данному вопросу арбитры принимают сторону налоговиков. В нем говорится, что если казахстанская организация необоснованно удержала сумму налога, то российская компания не может воспользоваться правом зачета в соответствии с пунктом 3 статьи 311 НК РФ, поскольку такой порядок налогообложения не соответствует положениям Конвенции (постановление ФАС Московского округа от 27.07.2005, 20.07.2005 N КА-А41/6603-05).

Таким образом, вопрос, можно ли зачесть налог, удержанный казахстанскими предприятиями, при налогообложении дохода, на сегодняшний день является спорным. И все же, по располагаемой нами информации, налоговые органы на местах не препятствуют такому зачету.

Пример

Российская организация осуществляет пуско-наладочные работы системы измерения количества и показателей качества нефти на территории Казахстана. Указанные работы были выполнены в течение трех месяцев. Стоимость работ составляет $40 000. В бухгалтерской отчетности данная сделка будет отражена следующим образом:

Дебет 62 Кредит 90

– $40 000– отражена выручка от реализации на общую стоимость договора;

Дебет 51 Кредит 62

– $32 000 (40 000 – 8000) – перечислена разница между стоимостью договора и суммой удержанного КПН;

Дебет 68 Кредит 62

– $8000 – произведен зачет на сумму удержанного КПН;

Дебет 99 Кредит 68

– условно $5000 – отражена сумма начисленного налога на прибыль по указанной сделке;

Дебет 99 Кредит 68

– $3000 (8000 – 5000) – отражена разница между суммой КПН и суммой налога на прибыль. Эта разница не учитывается при налогообложении прибыли.

Старший эксперт компании «Аудэкс»

Иностранцы в Казахстане: приобретение и продажа недвижимости

Какими правами обладают иностранцы в Казахстане по приобретению жилья, нежилой недвижимости, земельных участков, наследованию имущества? Должен ли иностранец обладать видом на жительство для приобретения недвижимости? Могут ли иностранца лишить недвижимости?

Приобретение жилья

«Иностранцы, постоянно проживающие в Республике Казахстан, в жилищных отношениях имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан.

Иностранцы могут иметь в Республике Казахстан на праве собственности жилище (за исключением временно пребывающих иностранцев). «.

На практике данное положение трактуется следующим образом:

  • иностранец, имеющий вид на жительство, вправе приобрести любое жилье (квартиру, дом)
  • иностранцам, не имеющим вида на жительство, в оформлении и регистрации сделки по приобретению жилья будет отказано.

Таким образом, иностранцу, не проживающему в Республике Казахстан, но желающему приобрести жилье, остается следующий вариант — получить вид на жительство, затем приобрести жилье. Однако вариант не единственный.

Юридические лица с иностранным участием могут безо всяких ограничений приобретать в собственность жилье, независимо от того, находится ли учредитель организации на территории Республики Казахстан или нет. Поэтому альтернативным вариантом является создание юридического лица и приобретение жилья в его собственность.

Приобретение земельных участков

Согласно пунктам 3, 4 статьи 23 Земельного кодекса Республики Казахстан в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (негосударственных) могут находиться земельные участки только для следующих целей:

  • под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами;
  • земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением.

Земли, предназначенные для ведения товарного сельскохозяйственного производства и лесоразведения, не могут находиться в собственности иностранцев и иностранных юридических лиц (пункт 4 статьи 23 Земельного кодекса). В соответствии с пунктом5 статьи 37 Земельного кодекса земельные участки для товарного сельскохозяйственного производства могут предоставляться иностранцам и лицам без гражданства в аренду на срок до 10 лет.

Право постоянного землепользования не может принадлежать иностранным землепользователям (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса).

Особенности в отношении граждан Российской Федерации

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса, если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Земельном кодексе, то применяются правила указанного договора. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, к земельным отношениям применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание законодательного акта.

К примеру пунктом 1 статьи 4 Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о правовом статусе граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, установлено, что гражданин одной Стороны, постоянно проживающий на территории другой Стороны, пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане Стороны проживания, за изъятиями, установленными данным Договором. В то же время пунктом 1 статьи 6 указанного Договора установлено, что приобретение собственности гражданами одной Стороны, постоянно проживающими на территории другой Стороны, регулируется законодательством Стороны проживания. В связи с этим на граждан России, постоянно проживающих в Казахстане (имеющих вид на жительство), все равно распространяются вышеуказанные ограничения и они вправе приобретать в собственность участки только с целевым назначением, указанным в пунктах 3, 4 статьи 23 Земельного кодекса.

Особенности в отношении граждан Республики Беларусь

Аналогичная ситуация имеет место в отношении граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в Казахстане (имеющих вид на жительство). Пункт 1 статьи 4 Договора между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь о правовом статусе граждан Республики Казахстан,
постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, и граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан предусматривает, что гражданин Беларуси, постоянно проживающий на территории Казахстана, пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане Казахстана за изъятиями, установленными данным Договором. Пунктом 1 статьи 6 данного договора установлено, что приобретение собственности гражданами одной Стороны, постоянно проживающим на территории другой Стороны, регулируется законодательством Стороны проживания. Таким образом, применяется право Республики Казахстан и ограничения, указанные в пунктах 3, 4 статьи 23 Земельного кодекса, сохраняются.

Приобретение нежилой недвижимости

В отношении приобретения недвижимости, не относящейся к жилому фонду (зданий, сооружений, помещений, офисов, магазинов и т.д.) законодательство Республики Казахстан не содержит ограничений не зависимо от того, имеет ли иностранец вид на жительство или нет. Норма, прямо указывающая на такую возможность также отсутствует, но она вытекает из содержания вышеприведенной статьи 23 Земельного кодекса, предусматривающей возможность нахождения в собственности иностранцев земельных участков. Ведь право на земельный участок неразрывно связано с правом на строения, расположенные на нем.

Наследование жилья

Указанные выше ограничения на приобретение жилья не действуют при наследовании имущества в силу заключенных Республикой Казахстан международных соглашений. Так, например, согласно статье 47 Кишиневской конвенции от 07.10.2002 года «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», участниками которой являются Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, граждане каждого из государств могут наследовать на территориях других участников Конвенции имущество или права по закону или по завещанию на равных условиях и в том же объеме, как и граждане данного государства.

Нотариусы выдают свидетельства о праве на наследство на недвижимость и любое другое имущество иностранцам, независимо от того, проживают ли они в Казахстане или нет. Порядок оформления наследственных прав в этом случае не отличается от общеустановленного.

Должен ли иностранец продать принадлежащее ему жилье в течение определенного срока (1 года)?

Пунктом 1 статьи 252 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) установлено, что если по основаниям, допускаемым законодательными актами, в собственности лица оказалось имущество, которое не может ему принадлежать в силу законодательных актов, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение 1 года с момента возникновения права собственности на данное имущество, если иные сроки не предусмотрены законодательными актами.

Со ссылкой на указанную норму казахстанские нотариусы и органы юстиции разъясняют, что иностранец, который приобрел жилье на законных основаниях (например, унаследовал), должен его продать в течение 1 года, поскольку иностранец, не обладающий видом на жительство, не вправе иметь в собственности жилье на территории Республики Казахстан.

Также в указанном пункте 1 статьи 252 Гражданского кодекса говорится, что в случае, если имущество не будет отчуждено собственником в указанный срок, оно по решению суда подлежит принудительному отчуждению с возмещением собственнику стоимости имущества за вычетом затрат по его отчуждению. То есть, если руководствоваться данным пунктом, то жилье иностранца, не проживающего в Казахстане, и не распорядившегося жильем в течение 1 года, должно быть принудительно продано по решению суда с торгов, а вырученная сумма (за вычетом издержек) должна быть передана иностранцу. В то же время порядок такой принудительной продажи законом или подзаконными актами не установлен. Ни у одного государственного органа в настоящее время не имеется полномочий на предъявление подобных исков в суд, и на практике данные положения закона не реализуются. Для иностранцев не установлено никакой ответственности или штрафов за то, что они не распорядятся своим жильем в течение 1 года. Поэтому в настоящее время несоблюдение срока для продажи жилья иностранцем, не влечет никаких негативных последствий в виде изъятия жилья или денежных санкций.

Собственность на недвижимость у иностранца, утратившего гражданство Республики Казахстан

Если гражданин Республики Казахстан приобрел квартиру (или другую недвижимость), а впоследствии утратил гражданство и (или) уехал из республики, является ли это основанием для утраты им прав на недвижимость? Должен ли он ее продать или она может быть конфискована? Законодательство не предусматривает ни оснований, ни порядка для таких действий (выкуп, конфискация) в отношении недвижимости бывшего гражданина Казахстана. Законодательством не предусмотрены обязанность бывшего казахстанского гражданина отчуждать свою недвижимость после утраты гражданства, а также право государства на изъятие такой недвижимости. Законодательство не устанавливает каких-либо сроков для отчуждения такой недвижимости, особых условий продажи в виде повышенной ставки налога, не ограничивает сроков владения и не устанавливает срок в течение которого необходимо распорядиться недвижимостью под угрозой ее утраты.

Исключением может считаться жилая недвижимость, к которой в случае утраты гражданства могут быть применимы правила статьи 252 Гражданского кодекса, рассмотренные в предыдущем разделе. В данном случае принудительная реализация жилья у бывших казахстанских граждан, утративших гражданство, на практике также не реализована.

Исключения из указанного выше правила установлены также в отношении земельных участков. Согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса при выходе гражданина, являющегося собственником земельного участка, предоставленного для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, лесоразведения, садоводства и дачного строительства, из гражданства Республики Казахстан право собственности подлежит отчуждению или переоформлению согласно нормам статьи 66 Земельного кодекса. Эта статья в свою очередь предусматривает, что земельный участок должен быть отчужден в течение одного года или в указанный срок право на участок должно быть переоформлено в право, которое данному субъекту может принадлежать — то есть право аренды.

В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Земельного кодекса, если гражданин, являющийся собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения, выходит из гражданства Республики Казахстан, земельный участок подлежит возврату в собственность государства либо право на земельный участок должно быть в течение одного года переоформлено в право аренды сроком до 10 лет. При возврате земельного участка в государственную собственность собственнику выплачивается цена земельного участка, по которой этот участок был приобретен у государства, за счет средств, поступающих от продажи земельных участков. В случае отказа местного исполнительного органа от приобретения земельного участка по его разрешению такой участок может быть продан гражданину Республики Казахстан.

Можно ли приобретать жилье гражданину Казахстана, состоящему в браке с иностранцем?

Гражданин Республики Казахстан свободно может приобретать на свое имя жилье в Казахстане, не смотря на то что состоит в браке с иностранцем. Никаких ограничений в этом отношении закон не предусматривает. При этом иностранный супруг при покупке жилья также фактически станет собственником доли в этом жилье, хотя приобретать его непосредственно на свое имя, не имея вида на жительство в Казахстане, он не вправе.

Можно ли приобретать земельный участок гражданину Казахстана, состоящему в браке с иностранцем?

Гражданин Республики Казахстан, состоящий в браке с иностранным гражданином, в обычном установленном порядке вправе приобретать земельные участки в собственность или в землепользование (аренду). Специальных ограничений этом плане законом не предусмотрено. При этом иностранный супруг при приобретении земли, также как и при приобретении жилья, фактически станет собственником доли в земельном участке, даже если в силу установленных ограничений непосредственно приобрести участок на свое имя не смог.

Требуется ли перерегистрация имущества, принадлежащего иностранцу?

Оформив и зарегистрировав на свое имя имущество при его приобретении, иностранец не должен периодически подтверждать права на него, производить перерегистрацию этого имущества, менять документы и совершать иные действия, чтобы сохранить права на него. Таких требований казахстанское законодательство не содержит.

Налоги иностранцев при продаже недвижимости

Иностранец является резидентом

В случае если иностранец является резидентом Республики Казахстан, то применяется общий порядок налогообложения, установленный для граждан Казахстана, а именно прирост стоимости при продаже недвижимости облагается индивидуальным подоходным налогом по ставке 10%. Если недвижимость реализуется по истечению одного года с момента приобретения, обязанности по уплате налога не возникает.

Иностранец является нерезидентом

Иной порядок применяется если иностранец, реализующий в Казахстане недвижимость, не является казахстанским резидентом.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса Республики Казахстан доходы от прироста стоимости при реализации находящегося на территории Республики Казахстан имущества, права на которое или сделки по которому подлежат государственной регистрации (недвижимость относится к такому имуществу) считаются доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан.

Приростом стоимости в данном случае является положительная разница между стоимостью реализации и стоимостью приобретения недвижимости.

Согласно подпункту 6) статьи 194 Налогового кодекса доходы нерезидента от прироста стоимости облагаются налогом по ставке 15 процентов. Поэтому вся сумма прироста стоимости будет обложен налогом по указанной ставке. В отличие от налогообложения дохода от продажи жилой недвижимости резидентов, для нерезидентов не действует правило, освобождающее от налогообложения, если жилье находилось в собственности более одного года. Таким образом, резиденты уплачивают налог независимо от срока владения недвижимостью, но только в случае, когда стоимость продажи выше стоимости приобретения.

Согласно пункту 3 статьи 204 Налогового кодекса уплата индивидуального подоходного налога производится физическим лицом-нерезидентом самостоятельно не позднее 10 календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по индивидуальному подоходному налогу за налоговый период, которая должна быть сдана не позднее 31 марта следующего года.

В случае, если стоимость приобретения отсутствует (например, недвижимость приобретена в дар, унаследована, приватизирована без уплаты денег), то до совершения сделки необходимо произвести оценку продаваемой недвижимости в оценочной компании, обладающей соответствующей лицензией. Прирост стоимости в этом случае будет определяться как положительная разница между стоимостью продажи и оценочной стоимостью.

Иностранцы — граждане государств, с которыми у Республики Казахстан заключены Конвенции об избежании двойного налогообложения (например Российской Федерации), могут также воспользоваться положениями этих конвенций, если законодательство их государств не предусматривает обложение налогом прироста стоимости при продаже недвижимости. С полным перечнем государств, с которыми заключены такие Конвенции, можно ознакомиться на сайте Налогового комитета Министерства Финансов. Для того, чтобы применить положения международного договора иностранцу необходимо получить в налоговом органе своего государства, письменное подтверждение (справку, сертификат) о том, что он является резидентом своего государства. Этот документ необходимо предъявить в налоговый орган Республики Казахстан со ссылкой на статью 215 Налогового кодекса.

Налог на россиян в рк

КАКИМИ НАЛОГАМИ, И ПО КАКИМ СТАВКАМ ОБЛАГАЕТСЯ ЗАРПЛАТА РАБОТНИКА-НЕРЕЗИДЕНТА РК?

Какими налогами, и по каким ставкам облагается зарплата работника-нерезидента РК? Можно рассмотреть на конкретном примере?

Комментарии. В Республике Казахстан имеется две категории иностранных граждан:

-иностранцы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан (лица, получившие вид на жительство или удостоверение лица без гражданства);

-иностранцы, временно пребывающие в Республике Казахстан.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 июня 1995 года № 2337 «О правовом положении иностранцев» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.11.2014 г.), иностранцы, постоянно проживающие в Республике Казахстан, в трудовых отношениях имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан.

В соответствии с Трудовым кодексом не допускается заключение трудового договора с иностранцами, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения работодателем разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы. Под нерезидентами, согласно статье 190 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — Налоговый кодекс), рассматриваются иностранцы, которые не соответствуют положениям статьи 189 Налогового кодекса.

Налогообложение доходов — иностранных физических лиц зависит от вида договора, который заключен с ними организацией. Если с иностранным физическим лицом заключен трудовой договор, то он является работником и его доходы должны облагаться налогами в соответствии с порядком, предусмотренным в статьях 201, 202, 203 Налогового кодекса.

В целях налогообложения работники иностранные физические лица подразделяются в соответствии со статьей 189, 190 Налогового кодекса на две категории: резиденты и нерезиденты. Иностранный работник — резидент облагается в том же порядке, что и граждане Казахстана: работодатель удерживает из его дохода по ставкам статьи 158 Налогового кодекса индивидуальный подоходный налог и начисляет и уплачивает социальный налог согласно статье 358 Налогового кодекса.

В соответствии с Трудовым кодексом не допускается заключение трудового договора с иностранцами, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения работодателем разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы.

Обязательные пенсионные взносы удерживаются из доходов тех иностранных работников, которые получили вид на жительство на территории Казахстана. За эту же категорию работников работодатель обязан перечислять социальные отчисления.

Если работник — иностранное физическое лицо и, согласно статьям 189, 190 Налогового кодекса, не является в целях налогообложения резидентом (основной признак резидентства — пребывание на территории Казахстана 183 и более дней), то работодатель с его дохода обязан удержать индивидуальный подоходный налог у источника выплаты по ставкам статьи 158 Налогового кодекса, но без предоставления вычетов, предусмотренных налоговым законодательством РК. Также с затрат на выплату дохода работнику — иностранному физическому лицу работодатель обязан уплатить в бюджет социальный налог.

Данные об индивидуальном подоходном налоге, удержанном с дохода иностранного физического лица у источника выплаты, должны отражаться: по резидентам и нерезидентам в квартальном расчете по форме 210.00.

Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу 210.00 составляется налоговыми агентами, за исключением применяющих специальные налоговые режимы для крестьянских или фермерских хозяйств и для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации, по отношению к иностранцам и лицам без гражданства согласно главам 18, 19 раздела 6, главе 25 раздела 7, разделу 12 Налогового кодекса.

Пример. В компании работают несколько сотрудников-иностранцев из РФ и Кыргызстана, имеют вид на жительства, являются резидентами РК.

В связи с тем, что работник-иностранец имеет вид на жительство, данный работник в целях налогообложения будет рассматриваться как резидент.

Индивидуальный подоходный налог. Иностранные работники резиденты облагаются ИПН в соответствии с положениями пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса, по ставке 10% с правом на применение налоговых вычетов предусмотренных статьей 166 Налогового кодекса (при наличии заявление на предоставление налоговых вычетов).

А также в отношении иностранных работников работодатель обязан уплачивать социальный налог по ставке, установленной пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса, в размере 11% от объекта обложения, определяемого в соответствии с положениями статьи 357 Налогового кодекса.

Таким образом, в отношении работника иностранца резидента РК компания должна уплачивать ИПН по ставке 10% с применением налоговых вычетов и социального налога по ставке 11%.

Что касается социальных отчислений, то согласно Закону Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года № 405-II «Об обязательном социальном страховании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.11.2014 г.) обязательному социальному страхованию подлежат работники, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РК и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории РК, за исключением получателей пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий.

Обязательные пенсионные взносы. Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014 г.) иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РК, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами РК, если иное не предусмотрено Законами и международными договорами.

Таким образом, иностранный работник имеющий вид на жительство РК, обязан заключить договор с пенсионным фондом, а у компании в связи с этим возникает обязательства по уплате социальных отчислений и ОПВ в ЕНПФ.

На основании статьи 203 Налогового кодекса Декларация по ИПН и социальному налогу по иностранцам и лицам без гражданства (Форма 210.00), представляется налоговым агентом в налоговый орган по месту уплаты налога ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в который входят отчетные налоговые периоды.

При выплате зарплаты сотрудникам имеющим вид на жительство компании необходимо предоставлять Форму 210.00.

Налогообложение доходов физического лица-нерезидента

В РК имеется две категории иностранных граждан: иностранцы, постоянно проживающие на территории РК, и иностранцы, временно пребывающие в РК.

Привлечение иностранных рабочих в Казахстане регулируется несколькими нормативными правовыми актами, в частности Трудовым кодексам Республики Казахстан, законом о занятости населения, законом о правовым положении иностранцев, правилами въезда и пребывания иностранцев, а также правилами определения квоты, условиями и порядком выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, сообщает Аstananalog.kz.

В Республике Казахстан имеется две категории иностранных граждан:

иностранцы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан (лица, получившие вид на жительство или удостоверение лица без гражданства);

иностранцы, временно пребывающие в Республике Казахстан.

В соответствии с законом о правовом положении иностранцев иностранцы, постоянно проживающие в Республике Казахстан, в трудовых отношениях имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан.

В соответствии с Трудовым кодексом не допускается заключение трудового договора с иностранцами, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения работодателем разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы. Под нерезидентами, согласно статье 190 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», рассматриваются иностранцы, которые не соответствуют положениям статьи 189 Налогового кодекса.

Доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются доходы, определенные пунктом 1 статьи 192 Налогового кодекса.

И в соответствии со статьей 201 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» , доходы физического лица-нерезидента облагаются индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты по ставке 20%, без осуществления налоговых вычетов, если иное не установлено настоящей статьей.

Исчисление и удержание индивидуального подоходного налога по доходам, облагаемым у источника выплаты, производятся налоговым агентом не позднее дня выплаты доходов физическому лицу-нерезиденту.

При выплате дохода в иностранной валюте размер дохода, облагаемого у источника выплаты, пересчитывается в тенге с применением рыночного курса обмена валют на дату выплаты дохода.

Особенности налогообложения доходов иностранца и лица без гражданства, являющегося резидентом Республики Казахстан.

Исчисление, удержание и перечисление индивидуального подоходного налога у источника выплаты с доходов иностранца или лица без гражданства, являющегося резидентом Республики Казахстан, а также представление налоговой отчетности производятся налоговым агентом в порядке, установленном статьей 202 Налогового кодекса, по ставкам, которые предусмотрены статьей 158 Налогового кодекса.

При исчислении индивидуального подоходного налога у источника выплаты применяются налоговые вычеты, предусмотренные статьей 166 Налогового кодекса.

Перечисление индивидуального подоходного налога с доходов физического лица-нерезидента в бюджет производится налоговым агентом по месту своего нахождения до 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором налог подлежит удержанию в соответствии с настоящим пунктом.

Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу по иностранцам и лицам без гражданства представляется налоговым агентом в налоговый орган по месту уплаты налога ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в который входят отчетные налоговые периоды.

Еще по теме:

  • Наказания wow Китайских заключенных заставляют играть в World of Warcraft Заключенные исправительной колонии Цзиси на северо-востоке Китая днём дробят камни и роют туннели в шахте, а по ночам играют в World of Warcraft. К этому их принуждает руководство тюрьмы, которое затем за реальные деньги […]
  • Квитанция госпошлины замена паспорта 45 лет Сколько стоит замена паспорта России: способы оплаты, квитанция Государственная пошлина является одной из разновидностей сборов, взимаемых за совершение органом власти или его должностным лицом определенного юридически значимого действия. Соответственно, оказывает данную услугу ГУВМ МВД […]
  • Образец договор купли продажи металлического гаража Договор купли продажи гаража Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон договора купли-продажи гаража за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу юридическую помощь, в том числе и по заполнению данного бланка, связавшись с нами по телефонам […]
  • Барабаш юрист Барабаш юрист Ольга Владимировна, здравствуйте! Прошу Вас дать совет по ЗПП. В интернет-магазине заказал костюм со скидкой в 1500 рублей. После получения и вскрытия заказа выяснилось, что прислали только верхнюю часть. Позвонил на горячую линию, сказали такого костюма в наличии больше […]
  • Как узнать есть ли у тебя штрафы по имени Совет: как проверить штрафы ГИБДД по фамилии и удостоверению владельца? Еще каких-то десятка два лет назад, никто бы и подумать не смог быть, что глобальная сеть Интернет может настолько распространится, и стать такой доступной и востребованной, что только дикари из влажных лесов близ […]
  • Ст 1592 ч 3 ук рф Статья 159.2. Мошенничество при получении выплат 1. Мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем […]
  • Колёсный стаж Сохранение медицинского стажа при переходе из коммерческой скорой в государственную Здравствуйте.Я фельдшер скорой помощи,работал в течении 5 лет на государственной скорой помощи,затем уволился и в течении года работал официально на коммерческих скорых.Вернувшись на государственную […]
  • Налог при покупке дома за материнский капитал ФНС разъяснила правила учета маткапитала при предоставлении имущественного вычета В открытом письме от 22 июля 2014 года Федеральная налоговая служба России распространила пояснения Министерства финансов Российской Федерации от 10 июля 2014 года касательно особенности уплаты подоходного […]