Закон о разграничении права на землю

Содержание страницы:

Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ
«О разграничении государственной собственности на землю»

С изменениями и дополнениями от:

Принят Государственной Думой 4 июля 2001 года

Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 июля 2006 г.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

Президент Российской Федерации

В Законе определяются правовые основы разграничения государственной собственности на землю: на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность. Устанавливается, что основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, а также вступившие в силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. Перечислены основания внесения земельных участков в перечни участков, на которые возникает право собственности РФ, субъектов федерации и муниципальных образований.

Федеральный закон вводится в действие через шесть месяцев после его официального опубликования.

Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»

Настоящий Федеральный закон вводится в действие через шесть месяцев после его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 20 июля 2001 г. N 137, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 июля 2001 г. N 30 ст. 3060, в «Парламентской газете» от 20-26 июля 2001 г. N 134

Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 июля 2006 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Основные моменты процедуры разграничения государственной собственности на землю в России

Земельные ресурсы всей страны не могут быть сосредоточены в руках лишь одного органа власти. В силу существования в России множества субъектов, земельные участки тоже распределяются по административно-территориальному признаку.

Такой процесс именуется разграничением государственной собственности на землю. Подробнее об этом механизме далее в статье.

Что такое разграничение государственной собственности на землю?

В первую очередь, это довольно сложный процесс, который включает в себя разраничение всей госземли на 3 уровня:

  • Российская федерация (федеральная собственность);
  • субъектов РФ (собственность региональная);
  • муниципалитетов (муниципальная собственность).

В процессе разграничения участков проводятся мероприятия по землеустройству и кадастровые работы для последующего кадастрового учета и регистрации каждого земельного надела на том или ином уровне власти.

В качестве таковых выступают:

  • Россия;
  • каждый субъект по отдельности (в том числе и города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
  • каждое муниципальное образование (город, поселок и т.д).

Непосредственно в правовые отношения по разграничению госземель вступают специально уполномоченные органы власти — федеральные, региональные и местные, в компетенцию которых входит решение земельных вопросов на своем уровне.

Законодательство

Процедуру разграничения государственной собственности на земельные наделы регулируют множество законодательных актов.

Среди них следующие:

  • Конституция РФ – это положения п.п. «г» статьи 72, в котором говорится о том, что разграничение находится в ведении всей страны и субъектов, и п. 3 ст. 35, где указано, что в пользу государства имущество может быть передано только по решению суда (к коему относится и участок земли);
  • Федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» — установили новые правила разграничения госсобственности на земельные наделы;
  • Гражданский кодекс РФ – закрепляет статус юрлиц, понятие имущества, права собственности и др.;
  • указы Президента;
  • постановления Правительства;
  • распоряжения, правила, положения, инструкции и другие акты.

Какие государственные земли подлежат разграничению?

Разграничению подлежат во-первых, те госземли, сведения о праве собственности на которые не содержатся в ЕГРН. То есть, не установлена их официальная принадлежность ни к РФ, ни к какому-либо субъекту РФ, ни к городскому или сельскому поселению.

А, во-вторых, могут быть разграничены участки, зарегистрированные в ЕГРН. То есть они распределяются РФ и передаются субъектам или муниципалитетам.

Порядок разграничения госземли

Государственная земля разграничивается строго на безвозмездной основе и строго в соответствии с российским законодательством. Земля, находящаяся в «частных руках» не подлежит никакому разграничению и передаче от собственника государству (кроме случаев вынесения судебного решения, о чем уже говорилось).

Существует 3 временных этапа развития правоотношений по разграничению госземель.

  1. До принятия №101-ФЗ земля разграничивалась на основании договоров между РФ и регионами. Однако при наличии договорных взаимоотношений между двумя уровнями власти, невозможно было принять ряд важных законов (Лесной кодекс РФ, по которому все лесные участки – это собственность федеральная).
  2. Во время действия №101-ФЗ. В этом законе не было четкой концепции того, как разграничивать госземли из-за длительности этой процедуры и плохой развитости госкадастра земельных участков.
  3. С 01.07.2006 года было оформлено право РФ на землю принятием федерального закона – №137-Ф3 от 25.10.2001г. «О введении в действие Земельного Кодекса РФ».

Он четко установил, какие земли отнесены к федеральной собственности.

На сегодня процесс разграничения выглядит следующим образом.

Соответствующим исполнительным органом госвласти или органа муниципалитета подается заявление о предоставлении земли субъекту РФ или муниципалитету в собственность, с указанием конкретного основания возникновения такого права. Пакет документов подается в орган госрегистрации права собственности – Росреестр.

В таком случае в регистрирующий орган предоставляется правоустанавливающий документ на этот объект недвижимости и кадастровый план надела, на котором видно, что здание там находится.

Критериями для отнесения того или иного участка к федеральной, региональной или местной собственности являются:

  • расположение на земельном наделе зданий, строений, сооружений, отнесенных к собственности либо Российской Федерации, либо субъекта РФ, либо муниципалитета;
  • передача участков или органам власти (федеральной, региональной, местной) или госпредприятиям, некоммерческим организациям, которые были созданы соответствующими органами;
  • другие случаи, прямо прописанные в законе.

Исключительно к госсобственности п. 4 ст. 87 ЗК РФ относит земли промышленности, а также иного спецназначения. Это, к примеру, те, что заняты: энергетическими системами, объектами атомной энергии, информатики и связи, обороны и безопасности страны, космической деятельности и др.

Принципы разграничения земель, находящихся в государственной собственности

Под принципами разграничения понимаются некие основополагающие юридические положения, на которых базируется процесс разграничения госземель. Существует целый ряд таких регулирующих принципов.

  • Закрепление на уровне Конституции РФ полномочий государственный органов в сфере разграничения земель госсобственности. Такие полномочия отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.
  • Приоритет в регулировании вопроса разграничения именно федеральных законов.
    Первоочередный контроль процесса разграничения госземель специализированным органом власти – Росимущество, а также ответственность должностных лиц при выполнении возложенных на них полномочий.
  • Безвозмездная основа приобретения земельных наделов в результате разграничения.
  • Единство порядка оформления права собственности на разграниченный участок: проведение землеустроительных работ, постановка на кадастровый учет и государственная регистрация должны быть едиными для всех участников процесса разграничения.
  • Обеспечение и сохранение прав и интересов граждан и юрлиц на земельные объекты.
  • Сохранение целевого назначения наделов в соответствии с земельным законодательством.
  • Сохранение и учет значения земельных участков в области экономики, истории и стратегического развития страны.
  • Законодательное регулирование обращения с неразграниченными землями.

Пользование землей общего пользования в СНТ имеет свои особенности.

Узнайте все про порядок выноса участка в натуру в нашей статье!

Много нужной информации о значении ситуационного плана во время газификации участка вы найдете тут.

Проблемы разграничения государственной собственности на землю

Можно сказать, что в общем, на сегодня процедура разграничения значительно упростилась, а объем права собственности на участки каждого из трех уровней стал конкретным и закрепленным на уровне закона.

Тем не менее, в свете новшеств появилась проблема, когда контроль за перечнями участков земли, которые могут принадлежать федерации, субъектам и муниципалитетам на праве собственности, возложен на регистрирующий права на недвижимость орган – Росреестр (а ранее эти функции осуществлялись специально уполномоченными органами в сфере исполнительной власти).

Так вот передача контрольных функций на регистрирующий орган породила множество дополнительных споров. В частности о том, есть ли достаточные полномочия у того или иного органа власти на распоряжение конкретным участком.

Институт разграничения государственной собственности на земельные наделы дает достаточную свободу для экономического и культурного развития регионов, а также городских и сельских поселений.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 653-60-87 , Санкт-Петербург +7 (812) 313-26-64 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»

Принят Государственной Думой 4 июля 2001 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю

Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон применяется в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге с учетом особенностей, установленных другими федеральными законами.

Статья 2. Возникновение права собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю

1. Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Статья 3. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;

земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Статья 4. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности

1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения;

фонда перераспределения земель;

земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением основания, указанного в абзаце четвертом статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является также основание, указанное в пункте 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности

1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения;

земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, указанных в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;

земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

2. Основание передачи земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

Статья 6. Порядок разграничения государственной собственности на землю

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:

специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 настоящего Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;

сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Разрешение споров о разграничении государственной собственности на землю

1. Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур.

2. В случае недостижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю рассматриваются в суде.

Статья 8. Введение в действие настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования.

2. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

3. Настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

По правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие.

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

Принципы разграничения государственной собственности на землю

аспирант РПА Минюста России, начальник отдела государственного земельного контроля Управления Роснедвижимости по Республике Карелия

Современное право пошло по пути нормативного закрепления принципов права и принципов его основных институтов. Одним из последних новшеств в земельном праве стал институт разграничения государственной собственности на землю. Он получил закрепление в нормах Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) и изданных в его развитие законах и нормативных актах.

Статья 1 ЗК РФ в качестве принципа земельного законодательства выделила разграничение государственной собственности на собственность Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Однако в Федеральном законе от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» отсутствовала традиционная для российского нормотворчества статья о принципах правового регулирования соответствующей области общественных отношений. Не установлены они и в иных правовых актах, регулирующих разграничение государственной собственности.

Принципы правового регулирования есть общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых отношений[1].

По мнению В.М. Попова, можно выделить следующие принципы:

· верховенство Конституции РФ и федеральных законов — правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю не может осуществляться договорами между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъекта о разграничении предметов ведения и полномочий и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче осуществления части полномочий, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

· приоритет органов государственной власти России в процессе разграничения государственной собственности на землю — перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, подготавливаются федеральными органами исполнительной власти и утверждаются Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления лишь согласовывают их;

· производность права собственности на земельный участок от права собственности на недвижимое имущество, расположенное на нем, в его границах или под ним;

· безвозмездность приобретения права собственности на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю — публичные образования не платят кому-либо за сам факт приобретения права собственности на земельные участки[2].

Е.А. Кодина дополняет эти принципы еще одним — принципом сохранения прав и законных интересов частной собственности и иных зарегистрированных в установленном порядке форм собственности на землю[3].

В Федеральном законе от 24.06.1999 № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» перечислены следующие основные принципы разграничения предметов ведения:

· верховенство Конституции РФ и федеральных законов;

· равноправие субъектов Федерации при разграничении предметов ведения и полномочий;

· недопустимость ущемления прав и интересов субъекта Федерации;

· согласование интересов Российской Федерации и ее субъектов;

· добровольность заключения договоров, соглашений;

· гласность заключения договоров, соглашений.

В Указе Президента РФ от 16.12.1993 № 2144 «О федеральных природных ресурсах» в качестве основного выделен принцип общегосударственного значения федеральных природных ресурсов.

Таким образом, можно сформулировать следующие принципы правового регулирования разграничения государственной собственности на землю, отвечающие понятию разграничения:

· конституционное закрепление полномочий по разграничению государственной собственности — эти полномочия отнесены Конституцией РФ (ч. 1 ст. 72) к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, которые вправе принимать по вопросам общей компетенции федеральные законы и законы субъектов Федерации. Исключена возможность установления новых полномочий по разграничению государственной собственности на основании различных соглашений, в том числе федеративных договоров;

· верховенство федерального законодательства — порядок и основы разграничения должны быть урегулированы федеральными законами. Принимаемые по вопросам разграничения законы субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам и регулировать эти отношения только в части, не урегулированной федеральным законодательством;

· приоритет и контроль органов государственной власти России в процессе разграничения государственной собственности на землю — Росимущество должно осуществлять контроль за разграничением государственной собственности на землю (так как разграничение есть распоряжение собственностью страны от имени России). Ответственность каждого публичного собственника за свои действия (после внесения изменений в ЗК РФ и Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») при обращении за государственной регистрацией права может привести к бесконтрольности проводимого разграничения. К сожалению, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним так и не стала гарантом законности сделок с недвижимым имуществом и регистрации прав;

· безвозмездность приобретения земельных участков в результате разграничения — разграничение земельных участков в собственность субъектов Федерации и муниципальных образований производится бесплатно. Этот принцип обосновывается исторической обусловленностью и необходимостью такого разграничения;

· производность права собственности на земельный участок от права собственности на недвижимое имущество, расположенное на нем, в его границах или под ним — соответствует общему принципу единства судьбы земельного участка и расположенного на нем недвижимого имущества. Принадлежность права на объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке, производна от принадлежности права на земельный участок. Учитывая специфику советского земельного законодательства (не признававшего иных форм собственности на землю, кроме государственной) и то, что разграничение недвижимого имущества, находящегося на земле (зданий, сооружений), началось недавно, целесообразно производить разграничение права собственности на землю в зависимости от принадлежности права собственности на недвижимое имущество, находящееся на земельном участке;

· единство порядка оформления прав собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в результате разграничения государственной собственности на землю — порядок проведения землеустроительных работ, постановки участка на кадастровый учет, его государственной регистрации должен быть единым для всех собственников, регламентироваться федеральными законами и не содержать каких-либо исключений;

· сохранение и обеспечение прав и законных интересов граждан и юридических лиц на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю на предоставленные им земельные участки — порядок разграничения государственной собственности на землю должен гарантировать гражданам и юридическим лицам сохранность их прав (права аренды, безвозмездного срочного пользования) на земельные участки, подвергнутые разграничению. Земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, в настоящее время не признаны объектом разграничения (Федеральный закон от 17.04.2006 № 53-ФЗ). В процессе разграничения эти права должны быть учтены и обеспечена их сохранность без возложения на их обладателей бремени переоформления каких-либо документов. То же самое касается сохранности условий действующих договоров аренды, изменение которых не должно быть связано со сменой собственника земельного участка;

· сохранение целевого назначения земельных участков — при разграничении государственной собственности на землю не могут быть изменены категория земель и вид разрешенного использования. Перевод земель и земельных участков из одной категории в другую должен осуществляться только в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

· сохранение и учет стратегического, экономического и исторического значения участков, подлежащих разграничению — принимаемые федеральные законы, провозглашающие право собственности на земельные участки, должны учитывать и сохранять значение соответствующих земельных участков;

· регулирование порядка распоряжения неразграниченными земельными участками федеральными законами — регулирование может осуществляться только в соответствии с федеральными законами. Сегодня порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В процессе разграничения могут быть сформулированы новые принципы, которые должны получить закрепление в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок разграничения государственной собственности на землю. В любом случае принципы должны быть основаны на нормах Конституции РФ.

1 См.: Общая теория права и государства: Учеб. / Под ред. В.В. Лазарева. — М., 2001. С. 135.

2 См.: Попов М.В. Комментарий к Федеральному закону «О разграничении государственной собственности на землю». — М., 2002. С. 15—16.

3 См.: Кодина Е.А. Муниципальная собственность на землю: механизмы ее приобретения в процессе разграничения государственной собственности на землю // Местное право. 2003. № 7—8. С. 28—29.

Споры о разграничении государственной собственности на землю: анализ судебной практики

Н.Б. МАЛОВА,
начальник отдела государственного земельного контроля Управления Роснедвижимости по Республике Карелия, аспирант Российской правовой академии Минюста России

Начавшийся в 2002 году процесс разграничения государственной собственности на землю на собственность России, субъектов Федерации и муниципальных образований оказался не столь простым и бесспорным.
Споры между Россией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю разрешаются заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур. При недостижении согласованного решения они могли рассматриваться в суде (ст. 7 Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»; далее — Закон о разграничении государственной собственности на землю).

Для достижения компромиссного решения по спорам законодательством предусмотрены следующие виды согласительных процедур:
· ведение переговоров с участием представителей заинтересованных (спорящих) сторон;
· рассмотрение споров в третейских судах, причем как созданных для рассмотрения конкретного спора, так и специализированных;
· образование согласительных комиссий, в состав которых на паритетной основе входят представители не только заинтересованных (спорящих) сторон, но и независимые эксперты.
Однако в Правилах подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у России, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 № 140 (далее — Правила), содержится предписание о создании именно согласительных комиссий.
Для досудебного рассмотрения спора Росимущество или его территориальный орган создавали согласительные комиссии, в состав которых входили уполномоченные представители Росимущества, заинтересованные органы государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Согласительная комиссия рассматривала разногласия в течение месяца со дня своего образования. По результатам работы она принимала решение о включении земельного участка в согласованный сторонами перечень земельных участков или о передаче спора в суд (п. 18 Правил).
С момента появления первых разногласий возникла необходимость определить, какие споры должны рассматриваться в суде и какому суду они подведомственны. Сама формулировка Закона о разграничении государственной собственности на землю выбрана не удачно. Спора о самом разграничении быть не может, так как необходимость его проведения закреплена Конституцией РФ и Земельным кодексом РФ (статьи 1, 16), а порядок его проведения, действовавший до 1 июля 2006 г., — законами о разграничении государственной собственности на землю и о введении в действие ЗК РФ, Правилами.
Отсутствие в п. 2 ст. 7 Закона о разграничении государственной собственности на землю указания на суд, рассматривающий споры о разграничении, было недоработкой нормативного акта, поскольку четкое определение подведомственности споров способствует их быстрому и законному разрешению, предотвращению необоснованных отказов в принятии заявления.
Статья 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» закрепляет следующую систему судов: федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации. Споры о разграничении государственной собственности на землю не являются спорами о компетенции между органами государственной власти, поэтому не подведомственны Конституционному суду РФ. Участие этого органа в разграничении государственной собственности на землю возможно только в случае получения запроса о проверке конституционности федерального закона.
Согласно ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных законом к ведению арбитражных судов. Одной из сторон в споре должен быть гражданин, тогда как в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о разграничении государственной собственности на землю сторонами споров о разграничении государственной собственности на землю являются публичные образования. Вот почему такие споры между публичными образованиями не подведомственны судам общей юрисдикции.
Однако, если в процессе разграничения государственной собственности на землю произойдет нарушение прав и законных интересов граждан, такие споры (об оспаривании актов Правительства РФ) будут рассматриваться Верховным судом РФ (ст. 27 ГПК РФ), например, если к собственности одного из публичных образований будет отнесен земельный участок, принадлежащий на праве собственности гражданину.
Споры о разграничении государственной собственности на землю, по мнению С.А. Боголюбова[1], относятся к категории экономических, поэтому рассматриваются арбитражным судом.
Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» предусматривает рассмотрение ВАС РФ экономических споров между Россией и субъектами Федерации, а также между субъектами Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 10). Согласно ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
К экономическим спорам между Россией и субъектами Федерации, между субъектами Федерации, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся споры о признании права собственности, о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан. Спор о разграничении государственной собственности на землю между Россией и субъектами Федерации, между субъектами Федерации может быть рассмотрен только в арбитражном суде. Тем более что Российская Федерация и ее субъекты, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на паритетных началах с гражданами и юридическими лицами.
К публичным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей этих субъектов (ст. 124 ГК РФ). По соглашению сторон возникший или могущий возникнуть спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду, до принятия им решения может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда (ст. 23 АПК РФ).
Какие же споры возникают в процессе разграничения государственной собственности на землю? Можно выделить две категории споров.
Первая — основная категория споров, связанных с оспариванием права собственности, оснований его возникновения путем признания права другого публичного собственника. Это споры о праве собственности на земельный участок. Они могли иметь место как в процессе согласования перечней, так и после внесения земельного участка в соответствующий перечень и государственной регистрации права. Во втором случае при признании права собственности отменяется распоряжение Правительства РФ, утвердившее право на спорный участок, и вносятся изменения в единый государственный реестр прав. Основанием для регистрации права собственности будет решение суда, вступившее в законную силу, а не распоряжение Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков.

Территориальное управление Росимущества по Республике Хакасия обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением о признании права федеральной собственности на земельный участок. Решением суда в удовлетворении заявленных исковых требований отказано. ФАС Восточно-Сибирского округа нашел кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим причинам.
Основанием для признания права собственности России на земельный участок является факт нахождения земельного участка у государственного унитарного предприятия либо факт нахождения на земельном участке федерального имущества либо имущества, принадлежавшего России до приватизации участка. Арбитражный суд Республики Хакасия правильно установил, что Россия утратила права на имущество, находившееся на праве хозяйственного ведения у ликвидированного ГУП «Черногорский завод АТИ». При этом имущество России перешло в собственность коммерческой организации в ходе реализации процедуры конкурсного производства в отношении этого завода.
Факт нахождения спорного земельного участка у государственного унитарного предприятия опровергается материалами, поскольку ГУП «Черногорский завод АТИ» ликвидировано и земельный участок у него изъят. Поскольку реализация федерального имущества не связана с применением Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», суд не признал право собственности России на спорный земельный участок на том основании, что на нем находится имущество, ранее принадлежавшее России[2].

Попытка досудебного разрешения спора в согласительной комиссии была обязательна (п. 1 ст. 7 Закона о разграничении государственной собственности на землю). Подтверждением работы согласительной комиссии служил протокол ее заседания с принятым на заседании решением. Только при соблюдении этого условия спор мог быть передан в суд и рассмотрен им (п. 5 ст. 4 АПК РФ, ст. 135 ГПК РФ). При отсутствии такого подтверждения суд должен вернуть заявление и приложенные к нему документы.
Споры о разграничении государственной собственности могут разрешаться путем предъявления в соответствии с главой 13 АПК РФ иска о признании права собственности на землю России, субъекта Федерации или муниципального образования. Иски подаются в арбитражный суд по месту нахождения земельного участка (ст. 38). Для целей разграничения права собственности на землю суд считает необходимым определять категорию земель, дату внесения земельного участка в соответствующий перечень земельных участков и правовое положение земельного участка именно на эту дату.
Категория земель определяется судом на основании кадастрового плана земельного участка и (или) правоустанавливающих документов. Дата внесения земельного участка в соответствующий перечень земельных участков определяется на основе сведений Росимущества. Правовое положение участка устанавливается судом на указанную дату на основании правоустанавливающих документов. Суд признает право собственности того субъекта, к собственности которого участок был отнесен в момент составления перечня.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия признано право федеральной собственности на земельный участок на том основании, что на дату внесения спорного земельного участка в перечень земельных участков, на которые у России возникает право собственности, действовало постановление органа местного самоуправления о предоставлении спорного участка в аренду Медвежьегорскому лесхозу, являющемуся государственным учреждением. В соответствии с абзацем третьим ст. 3 Закона о разграничении государственной собственности на землю земельные участки, предоставленные государственному учреждению в аренду, относятся к федеральной собственности. Так как в законе не уточнены вид права, на основании которого участок предоставлен, и цель предоставления, судами сделаны выводы о том, что для целей разграничения государственной собственности на землю такие обстоятельства не имеют решающего значения.
Закон о разграничении государственной собственности на землю не уточняет, какие органы государственной власти или местного самоуправления должны предоставлять земельные участки. Распоряжение земельными участками до момента разграничения осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Таким образом, суду необходимо однозначно определить, что решение о предоставлении земельного участка в аренду было принято уполномоченным органом в пределах его компетенции и в соответствии с законодательством, действовавшим в момент его принятия.

Количество аналогичных споров в большинстве субъектов Федерации в последний год увеличилось. Росимущество предъявило шесть исков к Республике Карелия о признании права федеральной собственности на земельные участки, половина из которых удовлетворены.
Вторая категория споров о разграничении государственной собственности связана с обжалованием отказа в государственной регистрации права собственности публичного собственника. Статья 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним) устанавливает основания для отказа в государственной регистрации права.
Можно выделить следующие основания отказа в государственной регистрации права собственности публичных собственников в результате разграничения:
· с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
· документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства;
· акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
· правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на этот объект;
· не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для государственной регистрации прав;
· имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами.
В случае обжалования отказа в государственной регистрации права регистрирующий орган обязуется судом произвести государственную регистрацию на основании имеющихся (представленных ранее) документов.

Президиум ВАС РФ рассмотрел заявление Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы (Мосрегистрация) о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции, постановления суда апелляционной инстанции (Арбитражного суда г. Москвы) и постановления ФАС Московского округа. Территориальное управление Минимущества России (Агентство федерального имущества по городу Москве) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании незаконным решения Мосрегистрации об отказе в государственной регистрации права собственности России на земельный участок и об обязании ответчика зарегистрировать право собственности на этот участок. Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения, ФАС Московского округа судебные акты оставил в силе.
В заявлении, поданном в ВАС РФ, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций Мосрегистрация просит их отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм материального права.
Президиум посчитал, что судебные акты подлежат оставлению без изменения, а заявление — без удовлетворения по следующим основаниям.
Статьей 17 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Одним из оснований являются акты, изданные органами государственной власти или местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, являются кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера. Как следует из материалов дела, решением Московской городской комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию федеральному государственному унитарному предприятию «Московский энергомеханический завод МПС России» в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок в районе Люблино. При обращении в учреждение юстиции для регистрации права истец представил решение, являющееся актом органа государственной власти, изданным в пределах его компетенции, а также план земельного участка с кадастровым номером, указав при этом, что земельный участок в силу закона является федеральной собственностью.
В соответствии со ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», п. 4 ст. 87 ЗК РФ землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, и эти земли являются федеральной собственностью. Пунктом 3 ст. 7 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» также установлено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 этого закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Таким образом, истцом представлены необходимые документы для регистрации права собственности России на земельный участок, который в соответствии с законодательством относится к федеральной собственности, и оснований для отказа в регистрации не имелось. Довод заявителя о необходимости представления предусмотренного п. 2 ст. 2 Закона о разграничении государственной собственности на землю акта Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у России возникает право собственности, не может быть признан обоснованным. Этот пункт не подлежит применению в тех случаях, когда земельные участки в соответствии с федеральными законами находятся в федеральной собственности (ст. 17 ЗК РФ). Отказ Мосрегистрации зарегистрировать право собственности России на земельный участок не соответствует законодательству, в связи с чем исковые требования подлежали удовлетворению[3].

Иски о признании права на недвижимое имущество, расположенное на спорном земельном участке, о признании права оперативного управления или хозяйственного ведения на здания и помещения нельзя считать спорами о разграничении, так как они возникали после внесения земельных участков в соответствующие перечни. Основанием же для внесения земельных участков в перечни служили правоустанавливающие документы. Споры предшествовали внесению земельного участка в перечень и не рассматривались с участием согласительных комиссий. Решение суда по таким спорам заменяет правоустанавливающий документ и является основанием для внесения земельного участка в перечень.
Таким образом, спорами о разграничении можно считать только споры о праве собственности публичных собственников, рассматриваемые в порядке искового производства арбитражными судами по месту нахождения земельного участка.
С 1 июля 2006 г. Закон о разграничении государственной собственности на землю отменен вместе с установленной им согласительной, в том числе досудебной, процедурой разрешения споров, возникавших в процессе разграничения. С отменой закона ликвидирована и сама категория так называемых споров о разграничении, признана возможность существования только спора о праве и обжалования отказа в государственной регистрации. Эти иски — стандартные способы защиты права, в полной мере урегулированные нормами АПК РФ, ГПК РФ и Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Дополнительных указаний на возможность их предъявления после отмены Закона о разграничении государственной собственности на землю не потребуется, право на предъявление их закреплено главой IX ЗК РФ.
Новый порядок отнесения участков к собственности одного из публичных собственников послужит причиной бесчисленного количества судебных споров, связанных с признанием права того или иного публичного собственника и обжалованием отказа в государственной регистрации.

Библиография
1 См.: Комментарий к Закону «О разграничении государственной собственности на землю» (постатейный) / Под ред. С.А. Боголюбова. — М., 2003. С. 107—110.
2 См. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.07.2005 № А74-968/2005-Ф02-3414/05-С2.
3 См. Постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2005 № 12796/04.

Еще по теме:

  • На что влияет страховой стаж Влияет ли стаж работы на размер назначаемой пенсии? Влияет ли стаж работы на пенсию? Общий непрерывный стаж 40 лет. Москва. Получается что 20 лет что 40 лет стажа все одинаково - 15000р. по Москве. Ответы юристов (2) С 2002 года пенсии в Российской Федерации назначаются в соответствии с […]
  • Налоги в 2011 году с зарплаты История НДФЛ в России За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в […]
  • Комментарий к ст 283 ук Комментарий к статье 283 УК РФ 1. Состав этого преступления имелся в УК РСФСР в разделе иных государственных преступлений (ст. 75). В УК этот состав включен в главу о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства почти без изменений. Изменена только […]
  • 180 уголовного кодекса 180 уголовного кодекса 1. Правовой режим товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров определяется в Российской Федерации Законом РФ от 23.09.92 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (в ред. от […]
  • Отдел опеки в новокубанске Общая информация Сегодня муниципальное образование Новокубанский район - территория высокой культуры земледелия, один из самых развитых сельскохозяйственных районов Краснодарского края. Здание администрации муниципального образования Новокубанский район расположено в районном центре – […]
  • Постановление по субсидиям на молоко Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока" […]
  • Входит ли в пенсионный стаж учеба в училище Входит ли обучение в институте/училище в стаж при назначении пенсии? У меня два диплома (училище и институт), годы учебы 1980-1982 и 1984-1989 г. Сейчас я оформляю пенсию, но учли только училище, хотя до института и сразу после него был рабочий стаж. Могу ли я воспользоваться […]
  • Закон ханты-мансийского автономного округа о мерах социальной поддержки Закон ханты-мансийского автономного округа о мерах социальной поддержки Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановлением от 11 ноября 2017 года № 443-п "Об индексации размеров отдельных видов мер социальной поддержки, помощи и иных выплат" постановляет: 1. […]