Закон выше регламентов

Принятие Государственной Думой в первом чтении проекта закона о техническом регламенте

Проект закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в печатном органе исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Кроме того, публикуются все поправки к принятому в первом чтении проекту закона не позднее, чем за месяц до рассмотрения Государственной Думой проекта закона о техническом регламенте во втором чтении.

Длительность времени на подготовку к принятию закона о техническом регламенте в первом чтении после получения отзыва от Правительства РФ настоящим законом не установлена.

Направление Государственной Думой в Правительство РФ проекта закона о техническом регламенте, подготовленного ко второму чтению.

Перед рассмотрением в Государственной Думе проекта закона о техническом регламенте должен быть опубликован проект закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению. Перед опубликованием проект должен быть направлен Государственной Думой в Правительство РФ не позднее, чем за месяц до рассмотрения указанного проекта Государственной Думой во втором чтении.

Правительство РФ на представленный проект в течение месяца направляет отзыв. Отзыв готовится с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Далее процедура повторяется, т.е. осуществляется подготовка Правительством РФ отзыва на проект закона, подготовленный ко второму чтению. Отзыв составляется с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

И затем после рассмотрения всех представленных документов и проекта закона о техническом регламенте Государственной Думой этот проект утверждается.

Внесение изменений и дополнений в технический регламент

В технический регламент могут быть внесены изменения и дополнения. Кроме того, технический регламент может быть отменен. Правительство РФ обязано начать процедуру внесения изменений в технический регламент или процедуру его отмены. Причинами для начала процедуры внесения изменений или отмены является несоответствие технического регламента интересам национальной экономики; несоответствие технического регламента развитию материально-технической базы; несоответствие технического регламента уровню научно-технического развития; несоответствие технического регламента общепризнанным международным нормам и правилам.

Порядок внесения изменений в технический регламент или его отмена аналогичен процедуре принятия.

Особый порядок разработки и принятия технических регламентов

Как уже было отмечено выше, технический регламент может быть принят федеральным законом, указом Президента РФ, международным договором, постановлением Правительства РФ. Особый порядок принятия технического регламента относится к тем случаям, когда он принимается указом Президента РФ; международным договором; постановлением Правительства РФ.

Принятие технического регламента указом Президента РФ исключает его публичное обсуждение. В исключительных случаях Президент РФ утверждает технический регламент. К таким случаям относятся возникновение обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений; необходимость незамедлительного принятия технического регламента для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Процедура принятия технического регламента международным договором, в том числе договором с государствами – участниками СНГ, следующая:

1) разработка проекта технического регламента;

2) опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию;

3) публичное обсуждение проекта технического регламента;

4) доработка проекта технического регламента с учетом полученных замечаний;

5) опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента.

Аналогично проходит процедура принятия технического регламента постановлением Правительства РФ. Но в этом случае проект технического регламента не позднее, чем за месяц до его рассмотрения, направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию по техническому регулированию.

Заключение экспертной комиссии учитывается при рассмотрении проекта постановления Правительства РФ о техническом регламенте.

С момента вступления в силу федерального закона о техническом регламенте соответствующий технический регламент, изданный указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, утрачивает силу.

Для того чтобы изготовители продукции и контролирующие органы могли подготовиться к использованию технического регламента, законом предусмотрен срок вступления в силу технического регламента – не менее шести месяцев со дня его официального опубликования.

Этот срок может оказаться слишком малым для выполнения всех мер организационного, технического, экономического характера. Поэтому подготовка к моменту вступления технического регламента в силу должна начинаться на стадии его разработки.

Составной частью схем подтверждения соответствия являются исследования (испытания) и связанные с этими исследованиями измерения.

На основе испытаний и измерений устанавливается факт соответствия или несоответствия характеристик объекта требованиям технического регламента.

Правила проведения исследований и испытаний, а также правила отбора проб для испытаний не являются объектом технического регламента.

Они должны разрабатываться федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции.

К таким органам можно отнести ведомства, которые являются головными в отраслях промышленности по изготовлению продукции, на которую распространяется действие конкретных регламентов.

Законом установлен срок утверждения этих правил – шесть месяцев со дня официального опубликования технического регламента.

Утверждаются правила проведения испытаний и измерений, а также правила отбора проб Правительством РФ.

МЧС России

Федеральный закон от 29.07.2017 № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

29 июля 2017 года

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ

19 июля 2017 года

25 июля 2017 года

Внести в Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997; 2013, N 27, ст. 3477; 2016, N 27, ст. 4234) следующие изменения:

а) в части 1 слово «промышленным» заменить словом «производственным»;

Подпункт «б» пункта 1 статьи 1 вступает в силу с 31 июля 2018 года.

б) дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. В отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации религиозного назначения требования пожарной безопасности устанавливаются соответствующим нормативным документом по пожарной безопасности.»;

2) статью 2 дополнить пунктом 22.1 следующего содержания:

«22.1) пожарная секция — часть пожарного отсека, выделенная противопожарными преградами;»;

3) главу 1 дополнить статьей 6.1 следующего содержания:

«Статья 6.1. Идентификация объектов защиты

Идентификация здания, сооружения, производственного объекта проводится путем установления их соответствия следующим существенным признакам:

1) класс функциональной пожарной опасности;

2) степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности;

3) категория наружных установок по пожарной опасности, категория зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности (для производственных объектов).»;

4) в пункте 4 части 1 статьи 19 слово «воспламенения» заменить словами «распространения пламени»;

5) пункт 3 части 1 статьи 32 дополнить подпунктом «ж» следующего содержания:

«ж) Ф3.7 — объекты религиозного назначения;»;

6) часть 2 статьи 36 признать утратившей силу;

7) пункт 5 части 1 статьи 37 дополнить словами «(экранные стены)»;

8) статью 43 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) генераторные огнетушители аэрозольные переносные.»;

9) в пункте 3 части 1 статьи 50 слова «, исключающих образование» заменить словами «с защитой от»;

10) пункт 2 статьи 59 после слова «этажности» дополнить словами «или высоты»;

11) статью 64 изложить в следующей редакции:

«Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности

1. Декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:

1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);

2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

2. Для оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объекта защиты с количеством этажей не более чем два, общая площадь которого составляет не более чем 1500 квадратных метров (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), собственник или иной законный владелец объекта защиты может добровольно составить декларацию пожарной безопасности в отношении этого объекта защиты, которая предусматривает в том числе сведения о системе противопожарной защиты этого объекта защиты.

3. В случае изменения содержащихся в декларации пожарной безопасности сведений, в том числе в случае смены собственника или иного законного владельца объекта защиты, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, уточненные декларации пожарной безопасности, составленные в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, представляются в течение одного года со дня изменения содержащихся в них сведений.

4. При составлении декларации пожарной безопасности в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи в отношении объектов защиты, для которых установлены требования технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается перечень статей (частей, пунктов) указанных документов, требования которых установлены и выполнены для соответствующего объекта защиты.

5. Лицо, представившее декларацию пожарной безопасности, составленную в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности, составленной в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.»;

а) в части 1 пятое предложение исключить;

б) часть 4 признать утратившей силу;

13) часть 1 статьи 69 изложить в следующей редакции:

«1. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 настоящего Федерального закона.»;

14) часть 2 статьи 77 признать утратившей силу;

15) в части 12 статьи 84 слова «медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении» заменить словами «организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях,», слова «дежурного персонала» заменить словами «соответствующих работников организации»;

16) в пункте 2 части 5 статьи 89 слова «категорий В4» заменить словами «категорий В1 — В4»;

17) часть 4 статьи 98 изложить в следующей редакции:

«4. К зданиям и сооружениям по всей их длине (за исключением линейных объектов) должен быть обеспечен подъезд (доставка) мобильных средств пожаротушения с одной стороны при ширине здания или сооружения не более 18 метров и с двух сторон при ширине более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.»;

18) в статье 100:

а) часть 3 после слов «резервуаров с» дополнить словами «сжиженными горючими газами,»;

б) части 5 — 9 и 11 признать утратившими силу;

19) в части 4 статьи 134 слова «полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1» заменить словами «покрытия полов должны иметь класс пожарной опасности не выше чем КМ1»;

20) часть 6 статьи 138 изложить в следующей редакции:

«6. Противодымные экраны (шторы, занавесы) должны быть оборудованы автоматическими и дистанционно управляемыми приводами (без термоэлементов). Рабочая длина выпуска таких экранов должна быть не менее толщины образующегося при пожаре в помещении дымового слоя. Основа рабочих полотен противодымных экранов должна выполняться из негорючих материалов.»;

21) части 1, 3 и 4 статьи 140 признать утратившими силу;

22) главу 32 признать утратившей силу;

23) статью 146 дополнить частью 14 следующего содержания:

«14. Подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности строительных материалов, имеющих предельные (наиболее опасные) значения показателей пожарной опасности, может осуществляться по схеме 1д. Информация об этих показателях должна быть приведена в технической документации на данную продукцию.»;

24) часть 1 статьи 151 признать утратившей силу;

25) в приложении:

а) таблицу 6 признать утратившей силу;

б) в таблице 24 слова «Двери шахт лифтов» заменить словами «Двери шахт лифтов (при условии, что к ним устанавливаются требования по пределам огнестойкости)».

Признать утратившими силу:

1) подпункт «г» пункта 37, подпункт «д» пункта 72, подпункты «б» и «в» пункта 88 статьи 1 Федерального закона от 10 июля 2012 года N 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);

2) подпункт «б» пункта 2 и пункт 5 статьи 120 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477).

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпункта «б» пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Подпункт «б» пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до дня вступления в силу подпункта «б» пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона требования Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации религиозного назначения применяются в части, соответствующей объему работ по сохранению указанных объектов культурного наследия, если проектная документация на проведение таких работ содержит требования пожарной безопасности, направлялась на государственную экспертизу в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и согласована соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Правоведение для чайников – 3. Нормативные правовые акты как источники права

Продолжаю серию заметок «Правоведение для чайников». Первые две части можно прочитать здесь — «Что такое право?» и «Правоотношения, юридические факты и правосубъектность», а сегодня расскажу об источниках права, законах и подзаконных актах. Прошу моих читателей — «нечайников» указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

В правоотношениях бывает, что кто-то нам что-то запрещает, или заставляет что-то делать, или отказывается выполнять наши требования. То чиновник не выдаёт нужный нам документ, то продавец не возвращает деньги за некачественный товар, то гаишник говорит: «Нарушаем, гражданин. Здесь же нельзя поворачивать!»

В этих ситуациях у нас возникает закономерный вопрос: «А где это написано?». Если наш собеседник умный, он скажет: «Это написано в таком-то нормативном правовом акте. Статья такая-то пункт такой-то». Если глупый, то скажет: «Где надо, там и написано! Чё, умный что ли?».

Не факт, что он будет прав – может быть, «где надо» или «в таком-то нормативном правовом акте» написано что-то другое. Но в любом случае мы должны иметь документ, который определит наши права и обязанности в этом правоотношении.

Так плавно мы подходим к понятию «источник права».

Итак, источник права – это то, куда судья, чиновник, полицейский и любой гражданин может заглянуть и понять, как правильно поступать в той или иной ситуации. Обычно источник права – это письменный документ, где собраны правила, касающиеся определённой темы или ситуации.

Другое полезное определение: источник права – это то, на что судья может сослаться в своём решении. Дело в том, что спор о любом правоотношении можно довести до суда, и уже суд решит, кто и как должен поступать в этой ситуации. Соответственно, зная, на что ссылается суд, мы заранее можем сказать, как поступать правильно, а как – нет.

Ну и совсем уж научное определение: источник права – это способ выражения и закрепления норм права.

Существуют следующие виды источников права:
нормативные правовые акты;
нормы международного права;
обычаи;
судебные прецеденты;
акты высших судов;
договоры нормативного содержания;
научные труды (доктрина);
религиозные нормы;
принципы права.

Все эти виды источников права сильно отличаются друг от друга по важности, объёму, количеству и ясности изложения. Сегодня расскажу только о нормативных правовых актах, а о других источниках права – в следующий раз.

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (встречается под аббревиатурой «НПА») – это письменный документ с правилами поведения, которые касаются определённой темы. Обычно его содержание упорядочено по статьям, которые делятся на части и пункты. Статьи иногда объединяют в главы, а главы – в разделы.

Нормативный правовой акт – главный источник права в большинстве стран. В России, пожалуй, не меньше 90% правил поведения, установленных государством, содержатся именно в нормативных правовых актах.

Сфера применения и внешний вид нормативных правовых актов могут сильно отличаться: это и краткая Конституция, которая даёт общее представление об устройстве нашего государства, и четырёхтомный Гражданский кодекс, где регулируются почти все возможные вопросы об имуществе, и Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413 «О миграционной карте», определяющее внешний вид и правила заполнения миграционной карты (её дают иностранцам при въезде в Россию).

Есть два вида нормативных правовых актов – законы и подзаконные акты. Законы можно разделить на три категории: Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Подзаконные акты тоже обычно делят на три категории: указы президента, постановления правительства и приказы министерств и ведомств.
Если расположить их в порядке убывания юридической значимости, это будет выглядеть так:
1) Законы
а) Конституция РФ
б) федеральные конституционные законы (ФКЗ)
в) федеральные законы (ФЗ)
2) Подзаконные акты:
а) указы президента РФ
б) постановления правительства РФ
в) приказы министерств и ведомств

Чем ниже, тем, соответственно, меньше у нормативного правового акта юридической силы. То есть те НПА, которые находятся в этом списке ниже, не должны противоречить тем, которые находятся выше. Например, законы не должны противоречить Конституции, подзаконные акты не должны противоречить законам, а постановления правительства не должны противоречить указам президента. Если же возникает противоречие, то должен применяться акт с большей юридической силой.

Законы – самые важные нормативные правовые акты. В названии закона обычно кратко указывается, для чего он нужен и какие ситуации регулирует. Например, есть законы «О защите прав потребителей», «Об образовании», «О потребительском кредите», «О банках и банковской деятельности», «О судебной системе РФ», «О полиции», Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Земельный кодекс.

Принять закон может только парламент страны (в нашем случае – Государственная Дума РФ) или сам народ на референдуме. В России есть только один закон, принятый на референдуме – Конституция. Все остальные либо приняты Госдумой, либо достались нам в наследство от советского времени (но таких законов с каждым годом всё меньше).

Главный закон страны – Конституция, где изложены принципы, по которым устроено наше государство и право. Другое название Конституции – Основной закон. Все остальные нормативные правовые акты не должны ей противоречить. Однако написана она абстрактно и не очень конкретно, поэтому не всегда понятно, соответствует ли ей какой-то закон или нет. Такие вопросы разрешает Конституционный суд РФ (но об этом в другой раз).

Отдельная категория законов – это федеральные конституционные законы (ФКЗ). Так называют законы, принятые по вопросам, предусмотренным Конституцией. В некоторых случаях Конституция упоминает о существовании какого-то государственного органа или о какой-то важной процедуре и пишет, что по этому поводу нужно принять федеральный конституционный закон. Например, «судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом» (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ). Для исполнения таких статей и принимают федеральные конституционные законы (в данном случае – ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Федеральных конституционных законов не очень много. Можно сразу их все и перечислить: «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О референдуме РФ», «О судебной системе РФ», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», «О Правительстве РФ», «О военных судах РФ», «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гербе РФ», «О Государственном гимне РФ», «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О референдуме РФ», «О судах общей юрисдикции в РФ», «О Верховном суде РФ», «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ».

Федеральные конституционные законы выше по значению, чем все остальные законы и нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Конституционный закон может быть принят или изменён только после одобрения 2/3 членов парламента. Столько же требуется и для изменения самой Конституции. Именно поэтому 2/3 (или 300 из 450 депутатов Госдумы) называют конституционным большинством.

Лёгкая загадка для читателей: в каком из перечисленных выше федеральных конституционных законов есть фраза «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне»?

Ну и, наконец, большинство остальных законов – это федеральные законы, чаще всего сокращаемые до аббревиатуры ФЗ (ФЗ «О полиции», ФЗ «О бухгалтерском учёте», ФЗ «О рекламе»). До принятия Конституции РФ в 1993 г. законы у нас было принято называть по-другому – «закон Российской Федерации» (или «закон РФ»). Некоторые из них до сих пор действуют и носят такое же название: например, закон РФ «О защите прав потребителей» (принят в 1992 г.) и закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (принят в 1991 г.).

Важный вид законов – кодекс. Как правило, кодекс содержит в систематизированном виде нормы, регулирующие какую-то одну большую сферу жизни общества. Наиболее важные: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), Налоговый кодекс РФ (НК РФ).

Мода делать кодексы (или, как говорят юристы, «кодифицировать» или «проводить кодификацию») появилась в начале XIX в. Первопроходцем здесь стала Франция, где при Наполеоне Бонапарте были созданы первый Гражданский кодекс и Уголовный кодекс. Преимущества такого порядка очевидны, если сравнить их со странами, где кодексов нет. Например, в Англии до сих пор нет ни Уголовного, ни Гражданского кодекса. Соответственно, нет документов, где собраны все возможные преступления или большинство возможных сделок, – всё это разбросано по множествам разных законов и судебных прецедентов.

Формально кодексы – это всего лишь разновидность федеральных законов, и по идее они имеют ту же юридическую силу. Но фактически кодексы имеют особое значение, а в некоторых даже написано, что никакие другие законы не должны им противоречить. Например, в ч. 2 ст. 3 ГК РФ указано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу». Может ли закон сам устанавливать то, что другие законы не должны ему противоречить, и нужно ли следовать этому правилу, – этот вопрос юридическая наука и суды пока не решили.

Многие важные вещи вы в законах не найдёте. Скажем, ни в одном законе не написано, как гражданин России может оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства (в просторечии – «прописку»). В законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» по этому поводу сказано только следующее:

«При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ граждане РФ представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».

Не слишком информативно, не правда ли?

Всё дело в том, что в законе часто невозможно прописать в деталях все правила поведения, поэтому он содержит только общие и главные предписания. А поскольку указания закона в большинстве случаев исполняют президент, правительство, министерства и другие государственные органы, то парламент и оставляет им возможность конкретизировать правовые нормы в специальных документах. Эти документы называются «подзаконными актами».

Например, в случае с «пропиской» для исполнения закона были приняты два подзаконных акта с очень длинными названиями и очень объёмным содержанием. Чтобы не тратить ваше время, приведу их названия в сокращённом виде: первый – Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 «Об утверждении Правил регистрации…», второй – Приказ ФМС России от 11.09.2012 N 288 «Об утверждении Административного регламента…». В них и расписано подробно, как можно вставать на регистрационный учёт по месту пребывания и по месту жительства, куда и какие документы приносить и сколько ждать.

Если выражаться научным языком, то подзаконные акты – нормативные правовые акты, которые принимаются государственными органами на основе законов и для их исполнения.

Иерархия подзаконных актов соответствует иерархии госорганов. Самый важный у нас – президент, чуть менее важный орган власти – правительство, ниже правительства – министерства и ведомства.

Итак, особо важные вопросы доверяют решать президенту – так появляются указы президента. Например, в ФЗ «О гражданстве РФ» сказано, что «президент РФ утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» (ст. 29 ч. 2). В соответствии с этой нормой президент издал Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ», где расписана вся эта процедура. Понятное дело, писал этот указ не сам президент, а сотрудники его администрации. Однако они принесли подготовленный текст указа на подпись именно президенту, и только после его одобрения этот указ начал действовать.

Для регулирования менее важных вопросов, но таких, где требуется согласовать мнения разных министерств, издаётся постановление правительства. Скажем, ФЗ «О безопасности дорожного движения» говорит, что «порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации» (ст. 27 ч. 3). Видимо, такая норма появилась из-за того, что по поводу этих правил нужно согласовать мнения МВД, министерства транспорта, министерства образования и других госорганов. В результате вышло Постановление Правительства от 15 декабря 1999 г. N 1396 «Об утверждении правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений», где перечислены виды водительских удостоверений, требования к экзаменаторам, порядок сдачи экзаменов и выдачи водительских удостоверений.

Ну а если для конкретизации закона требуется мнение только одного государственного органа, то ему самому и поручают разработать подзаконный акт. Это и есть приказы министерств и ведомств. Скажем, вид на жительство иностранцам в России выдают на основании ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». В статье 8 этого закона указано только то, что до получения вида на жительство иностранец должен прожить в РФ не меньше года на основании разрешения на временное проживание и что выдаётся вид на жительство на три года. А по поводу формы заявления, списка документов, которые нужно к нему приложить, куда и как обращаться, сказано, что «порядок выдачи … утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции».

«Федеральный орган исполнительный власти в сфере миграции» – это Федеральная миграционная служба РФ. Как видите, в законе она даже не названа – вдруг её переименуют, не переделывать же из-за этого закон. И во исполнение этого закона федеральная миграционная служба издала приказ от 22 апреля 2013 года N 215 «Об утверждении административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в РФ», где подробно описана вся процедура выдачи этого документа.

Иногда возникает путаница в наименовании подзаконных актов из-за того, что они содержат некий самодостаточный набор правил, который, можно сказать, начинает жить своей жизнью. То есть правительство или некое ведомство выпускают постановление и приказ, где говорят, что «с такого-то числа начинает действовать такой-то регламент или такие-то правила в определённой сфере» и чуть ниже – «Такой-то регламент» или «Такие-то правила». Например, Правила дорожного движения – они существуют не просто так, а содержатся в постановлении правительства №1090 от 23 октября 1993 г. «О правилах дорожного движения». И отдельного источника права под названием «Правила дорожного движения» не существует.

Но каждый раз было бы утомительно давать полную ссылку на источник: «Гражданин А. нарушил пункт 11.3 Правил дорожного движения, содержащихся в постановления правительства №1090 от 23 октября 1993 г. «О правилах дорожного движения». Поэтому и в разговорах, и в протоколах, и судебных решениях скажут просто: «Гражданин А. нарушил пункт 11.3 Правил дорожного движения».

Примерно так это всё и работает: в законах прописывают общие принципы и положения. Иногда этого достаточно, чтобы понять, как оно всё будет работать: скажем, к Гражданскому кодексу часто не нужны никакие подзаконные акты, а из него и так понятно, как разные физические или юридические лица могут заключать сделки или взыскивать ущерб. Но часто нужно ещё найти подзаконный акт, который конкретизирует и расписывает многие вещи, упомянутые в законе. Это могут быть указы президента, постановления правительства, приказы министерств и ведомств.

Граница между законом и подзаконным актом

Граница между тем, что регулирует закон, и тем, что регулирует подзаконный акт, не очень строгая и может часто меняться. Есть нормы, которые должны быть записаны только в законе и нигде больше. Например, только закон может устанавливать, какое действие является преступлением (ч. 1 ст. 14 Уголовного кодекса РФ). Но есть вещи, которые могут быть и в законе, и в подзаконном акте.

Например, в Уголовном кодексе РФ для ряда преступлений важны понятия «значительный ущерб», «в крупном размере» и «в особо крупном размере». Разные преступления (кража, грабёж, мошенничество) наказываются по-разному в зависимости от того, какой ущерб был нанесён – значительный, в крупном размере или особо крупном размере. Все эти понятия разъяснены в примечаниях к ст. 158 УК РФ «Кража». Значительный – от 2,5 тыс. руб. до 250 тыс. руб., крупный – от 250 тыс. руб. до 1 млн руб., особо крупный – более 1 млн руб. Соответственно, ворам, грабителям и мошенникам легко найти нужную информацию, чтобы понять, какое наказание их может ожидать в том или ином случае.

А для преступлений, связанных с наркотиками, ситуация иная. В УК РФ упоминаются незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление и переработка наркотиков «в значительном размере», «в крупном размере» и «в особо крупном размере». Но сам смысл этих понятий в УК РФ не раскрыт. В примечании 2 к ст. 228 УК РФ сказано лишь: «Значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ… утверждаются Правительством РФ».

Соответственно, российские правительство выпускает периодически подзаконные акты на эту тему. Последний акт – Постановление Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ…». Из него можно узнать, что, например, для гашиша, анаши и смолы каннабиса значительный размер – свыше 2 грамма, крупный – свыше 25 граммов, особо крупный – свыше 10000 граммов. Таким образом, наркоторговцам и наркоманам нужно изучить не только Уголовный кодекс, но и данное постановление правительства, чтобы понять, каким образом нужно хранить или перевозить наркотики, чтобы рассчитывать на наименьшее наказание.

Другой пример – ст. 25 закона РФ «О защите прав потребителей» даёт гражданам право на обмен и возврат товара надлежащего качества в течение 14 дней после покупки. Однако это правило распространяется не на все товары. В законе есть указание – «перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, устанавливается правительством РФ». В принципе, ничто не мешало депутатам Госдумы определить перечень этих товаров самостоятельно и включить его в закон. Но они почему-то посчитали, что правительство лучше в этом разберётся. В результате вышло Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров…», где можно прочитать этот перечень. Но не исключено, что когда-нибудь этот список, благо он не очень большой, может перекочевать в сам закон.

А иногда одни и те же вещи можно регулировать то законом, то подзаконным актом. Так, например, произошло с техническими регламентами. Технические регламенты – это документы, которые устанавливают обязательные требований к зданиям, процессам производства и некоторым товарам, чтобы сделать их безопасными для людей и окружающей среды.

Порядок принятия этих регламентов указан в ФЗ «О техническом регулировании». Когда в 2002 г. принимали закон, там написали, что «технический регламент принимается федеральным законом» (ч. 1 ст. 9 ФЗ «О техническом регулировании». Конечно, сами депутаты не собирались писать эти регламенты, а перепоручили всё это экспертам из правительства. Но депутаты посчитали, что должны сами изучать новые технические регламенты и решать, стоит их принимать или нет.

В 2007 г. депутатам, вероятно, надоело заниматься такими вопросами, и они решили, что проще отдать этот вопрос правительству. Формулировку в законе поменяли: «Технический регламент… принимается федеральным законом или постановлением Правительства РФ». После этого технические регламенты утверждало, в основном, российское правительство.

Наконец, в 2011 г., когда был создан Таможенный союз, в законе указали: «Технический регламент может быть принят международным договором Российской Федерации». После этого технические регламенты стали разрабатывать совместно Россия, Казахстан, Белоруссия и другие страны Таможенного союза. Таким образом, теперь технические регламенты входят в состав норм международного права. Но об этом виде источников права я расскажу в другой раз.

Принятие нормативного правового акта и особенности его действия

В общих чертах процесс появление закона выглядит следующим образом. Вначале российскому парламенту – Федеральному Собранию – предлагают рассмотреть какой-то законопроект. Это называется «внесением законопроекта». Право внести законопроект имеют сами депутаты, президент, правительство и ряд других субъектов. После этого законопроект должен пройти три чтения – то есть три голосования, на разных этапах которого в текст ещё можно внести поправки. Если Государственная Дума (нижняя палата Федерального Собрания) в трёх чтениях большинством голосов принимает документ, очередь переходит к Совету Федерации (верхней палате Федерального Собрания).

В некоторых случаях Совет Федерации обязан проголосовать по поводу принимаемого закона, но в большинстве случаев он может выбирать – голосовать за него или нет. Если Совет Федерации проголосовал за законопроект или проигнорировал его, тот переходит на подпись президенту. Если президент подписал его, всё окей – законопроект становится законом.

Если Совет Федерации проголосовал против законопроекта или президент не подписал его (наложил вето), Госдума может повторно проголосовать и принять его двумя третями голосов. Но за последние пятнадцать лет такого не происходило – либо президент подписывал то, что принимала Госдума, либо Госдума не решалась снова голосовать за закон, отвергнутый президентом.

Итак, если президент подписал закон или Госдума преодолела президентское вето, то текст закона публикуют в официальной правительственной газете – «Российской газете», и с ним могут ознакомиться все желающие. Закон начинает действовать либо через десять дней после публикации (ст. 6 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания»), либо с того момента, который указан в нём самом (например, «настоящий закон вступает в силу с 1 января 2099 года»).

У подзаконных актов менее открытая процедура принятия. Обычно их готовят сотрудники министерств и ведомств, после чего передают на подпись своему руководителю. Тот подписывает документ. После этого подзаконные акт нужно передать в Министерство юстиции РФ для регистрации. После регистрации подзаконный акт нужно опубликовать в «Российской газете» и в течение десяти дней он вступит в силу.

Изменения в законы и подзаконные акты вносят по той же процедуре. Каждый раз текст закона полностью не меняют, а просто принимают закон об изменении другого закона. Например, Госдума принимает Федеральный Закон от 02.07.2013 N 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», где прописано, что в Налоговом кодексе в такой-то статье нужно убрать два лишних слова, ещё одно слово заменить на другое, а какую-то статью изложить по-новому. Аналогичным образом государственные органы издают подзаконные акты о внесении поправок в действующие подзаконные акты.

Иногда изменений в законе или подзаконном акте накапливается слишком много или они очень сильно устаревают. Тогда решают, что проще принять новый документ, чем переписывать старый. Скажем, с 1 января 1997 г. в Росси начал действовать новый Уголовный кодекс. По этому поводу в 1996 г. был принят ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса РФ», где было, в частности, сказано: «Признать утратившими силу с 1 января 1997 года Уголовный кодекс РСФСР…».

Прекращает своё действие нормативный правовой акт несколькими способами. Бывает, как в случае с УК РСФСР, прямая отмена – это когда принимают специальный НПА по этому поводу. Бывает, что просто принимается нормативный правовой акт по тому же вопросу – и в нём упоминается, что предыдущий перестаёт действовать. Иногда истекает срок, на который был издан нормативный правовой акт: например, каждый год у нас принимают новый федеральный закон о бюджете и одновременно с этим прекращает действовать предыдущий.

А иногда просто изменяется обстановка, на которую были рассчитаны нормативные правовые акты. В частности, многие законы и подзаконные акты, принятые в годы Великой Отечественной войны, прекратили действовать после войны без прямого указания.

Нормативные правовые акты действуют на всей территории государства. Сюда включена суша, территориальные воды, воздушное пространство, морские суда, которые ходят под флагом государства, территории посольств и консульств за рубежом и даже российские космические корабли. По поводу всего, что произошло во всех этих местах, российский суд может вынести решение, основанное на российских законах и подзаконных актах.

Но есть и так называемое экстерриториальное действие закона. Суть его в том, что к действиям, совершенным за рубежом, можно применять российское законодательство. По этому поводу, например, есть норма в Уголовном кодексе РФ (ч. 1 ст. 12): «Граждане РФ… совершившие вне пределов РФ преступление… подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства». То есть если российский гражданин совершил преступление в другой стране и там его по каким-то причинам не наказали, то теоретически его могут наказать в России, хотя, казалось бы, наше государство не имеет к этому никакого отношение.

По умолчанию нормативные правовые акты касаются всех лиц, находящихся на территории государства, в том числе иностранцев и лица без гражданства. Однако есть нормы, которые распространяются только на отдельные категории людей или организаций: скажем, нужно иметь гражданство или представлять определенную группу населения – военные, женщины, несовершеннолетние, пенсионеры.

Ещё один интересный момент по поводу соотношения закона и подзаконного акта. Иногда Госдума и правительство (или какое-то ведомство) действуют не очень согласованно. Скажем, депутаты принимают закон, где гражданам строжайше предписывают что-то сделать до какого-то числа. При этом процедуру, по которой это всё нужно сделать, в законе подробно не прописывают, а оставляют на усмотрение какого-то ведомства. А это ведомство работает не очень быстро.

Один из самых известных случаев такого рода произошёл в 2014 г. 4 июня депутаты Госдумы приняли изменения в закон «О гражданстве РФ», где обязали российских граждан, приобретающих второе гражданство, уведомить об этом федеральную миграционную службу в течение шестидесяти дней и установили, что «форма и порядок подачи уведомлений. устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции». Закон вступил в силу 1 августа 2014 года, но к этому времени никакой формы и порядка подачи уведомления ФМС не разработала.

Из-за этого возник странный парадокс: вроде бы граждане обязаны уведомлять ФМС о втором гражданстве, но как это делать – нигде не сказано. Ситуация для многих была весьма нервная. Но, к счастью, ФМС выпустило соответствующий приказ до конца сентября, и теоретически все, кто хотел уведомить государство о наличии второго гражданства, смогли это сделать.

Нормативные правовые акты на региональном уровне

Поскольку Россия – это федеративное государство, то законы у нас существуют не только на общегосударственном уровне, но и на региональном. Парламенты российских регионов тоже могут принимать разные законы. Например, у каждого российского региона есть своя конституция или устав (например, Конституция Республики Карелия или Устав Вологодской области), где описаны способы формирования и полномочия региональных органов власти.

Регионы на своём уровне могут регулировать некоторые второстепенные вопросы, в результате чего там тоже появляются свои законы и кодексы: например, Кодекс города Москвы об административных правонарушениях, Социальный кодекс Ярославской области, закон Амурской области «О Правительстве Амурской области», закон Приморского края «О транспортном налоге».

Ну и, разумеется, там есть свои подзаконные акты, которые принимают для исполнение региональных законов: указы президентов республик и губернаторов областей, постановления администраций областей, приказы региональных министерств и департаментов.

Ненормативный правовой акт

Существует ещё такое понятие как «ненормативный правовой акт» (он же «индивидуальный правовой акт»). Это тоже официальный письменный документ, который издают госорганы и должностные лица. Но вопросы там иные – наградить того-то, назначить кого-то на должность, выделить деньги такому-то учреждению, передать землю или здание такой-то организации.

Нормативные и ненормативные правовые акты различаются следующим образом. Первые создают правила в отношении неопределённого круга лиц и рассчитаны на многократное применение – и соответственно могут создавать и регулировать множество разных правоотношений с участием самых разных субъектов. Вторые же относятся к конкретным лицам и рассчитаны на однократное применение – то есть, по сути, создают, изменяют или прекращают только одно или несколько конкретных правоотношений.

Например, существует Указ Президента РФ от 10.05.2004 N 606 «О присвоении звания Героя Российской Федерации Кадырову А.А.» с коротким текстом: «За мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга, присвоить звание ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАДЫРОВУ Рамзану Ахматовичу — первому заместителю Председателя Правительства Чеченской Республики» (подпись – президент РФ В. Путин, дата). Это ненормативный правовой акт, потому что он распространяется на одного человека, рассчитан на однократное применение и создаёт конкретное правоотношение: а именно – между Рамзаном Кадыровым и Пенсионным фондом РФ. Первый, будучи героем России, имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты и повышенную пенсию, а Пенсионный фонд РФ – обязанность выплачивать ему соответствующие денежные суммы (ст. 1.1 ФЗ «О статусе героев…»).

Ну и для сравнения – Указ Президента РФ от 17.06.2008 N 977 «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР и проживающих в Латвийской Республике или Эстонской Республике», тоже достаточно короткий, который устанавливает следующее правило:

«лица без гражданства, состоявшие в гражданстве СССР и проживающие в Латвийской Республике или Эстонской Республике, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации без оформления виз по следующим действительным документам:

лица, проживающие в Латвийской Республике, — по паспорту негражданина, выданному соответствующим органом Латвийской Республики;

лица, проживающие в Эстонской Республике, — по паспорту иностранца, выданному соответствующим органом Эстонской Республики»

Это уже нормативный акт, потому что касается он неопределённого круга лиц и рассчитан на многократное применение. Множество «неграждан» Латвии и Эстонии (их сокращённо называют «неграми») смогут вступить в правоотношения с Пограничной службы ФСБ при въезде в Россию. Латвийскому или эстонскому «негру» достаточно будет показать «паспорт негражданина» или «паспорт иностранца» при въезде в Россию, после чего пограничник обязан будет пустить их без визы в нашу страну.

Итак, источник права – это способ выражения и закрепления норм права. Самый распространённый вид источников права – нормативный правовой акт. Это официальный письменный документ с правилами поведения по какой-то одной теме.

Нормативные правовые акты делят на две разновидности – законы и подзаконные акты. Вторые дополняют и уточняют содержание первых.

Если расположить законы и подзаконные акты в порядке убывания юридической значимости, это будет выглядеть так:

1) Законы
а) Конституция РФ
б) федеральные конституционные законы (ФКЗ)
в) федеральные законы (ФЗ)
2) Подзаконные акты:
а) указы президента РФ
б) постановления правительства РФ
в) приказы министерств и ведомств

Граница между правилами, которые регулирует закон, и правилами, которые регулирует подзаконный акт, не очень строгая и может часто меняться. Есть нормы, которые должны быть записаны только в законе и нигде больше. Но большинство норм могут быть как в законе, так и в подзаконном акте.

Существует ещё «ненормативный правовой акт» (он же «индивидуальный правовой акт»). Это тоже официальный письменный документ, который издают госорганы и должностные лица. Но если нормативные правовые акты создают правила в отношении неопределённого круга лиц и рассчитаны на многократное применение, то ненормативные правовые акты относятся к конкретным лицам и создают, изменяют или прекращают только одно или несколько конкретных правоотношений.

Еще по теме:

  • Омнадрен правила отпуска из аптеки Фармацевтический форум для фармацевтических работников - PharmForum.ru Фармацевтический форум www.pharmforum.ru создан для работников фармации: провизоров, фармацевтов, заведующих и директоров аптек. Спрашиваем, обсуждаем, разъясняем и помогаем друг другу в нашем деле! Фармацевтический […]
  • Штраф за енвд-2 За нарушение срока постановки на учет плательщика ЕНВД могут оштрафовать Если будет установлен факт нарушения организацией или ИП срока подачи заявления о постановке на учёт в качестве плательщика ЕНВД, то инспекторы вправе привлечь такую организацию или ИП к налоговой ответственности, […]
  • Приказ об объявлении выговора в доу Приказ об объявлении выговора Подскажите, пожалуйста форму приказа о выговоре ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «Право» ПРИКАЗ Генерального директора № ______ от «____» ______________ 2008г. По личному составу. Приказ о наложении на работника дисциплинарного взыскания (в виде выговора или […]
  • Преступления против порядка управления и их виды ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ Понятие, система и юридическая характеристика преступлений против порядка управления Преступления против порядка управления - это предусмотренные статьями [317-3301] гл. 32 УК умышленные общественно опасные деяния (действия или бездействие), […]
  • Налог на воду 2018 Водный налог в 2017-2018 годах Помимо различных налоговых отчислений, которые обязаны уплачивать все индивидуальные предприниматели, существуют отдельные группы налогов, которые распространяются на некоторых предпринимателей и зависят от специфики осуществляемого ими бизнеса. Кто и как […]
  • Новый закон ношения оружия Новый закон ношения оружия 09.08.2018 Александр Турушев - почетный защитник природы, или браконьер? 06.07.2018 Охота в июле: Сроки охоты в июле, на кого можно охотиться в июле 03.06.2018 Охота в июне: Сроки охоты в июне, на кого можно охотиться в июне 07.05.2018 […]
  • Чему равен закон ома Для постоянного тока Закон Ома определяет зависимость между током (I), напряжением (U) и сопротивлением (R) в участке электрической цепи. Наиболее популярна формулировка: Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна электрическому сопротивлению […]
  • Как оформить свой личный дневник рисунками Как оформить личный дневник внутри Вести личный дневник интересно и полезно. События и эмоции со временем затираются в нашей памяти, а запечатленное на страницах поможет вспомнить важные моменты. Примите во внимание идеи, как оформить личный дневник. Украшения сделают его ярким и […]