Федеральным законом об образовании 2013

Статья 5 Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Статья 10 Структура системы образования

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Статья 2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

6) федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

7) образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

8) федеральные государственные требования — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

10) примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

11) общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

12) профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

13) профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

14) дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

15) обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

17) образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ;

18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

19) организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

21) педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

23) индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

24) практика — вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

25) направленность (профиль) образования — ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

26) средства обучения и воспитания — приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;

27) инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

28) адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

29) качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

30) отношения в сфере образования — совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

31) участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

32) участники отношений в сфере образования — участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;

33) конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

34) присмотр и уход за детьми — комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Изменения в законодательстве РФ в связи с принятием Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

Кокшарова Светлана Леонидовна,

магистрант,факультет управления и сервиса, НОУ ВПО «Международный инновационный университет», г. Сочи[email protected]

Изменения взаконодательствеРФв связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012

Аннотация.Статья посвященаизучению понятий и определений ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»и связанных сними изменений в других законах Российской Федерации.

Ключевые слова:изменения, законодательство, «Об образовании»,Федеральный закон.

1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», некоторые из его положений вступили в силу с 1 января 2014 года. Ранее в России действовали одновременно 2 закона об образовании:первый –от 1992 года –«Об Образовании» и второй –от 1996 года –«О высшем и послевузовском профессиональном образовании».Закон «Об образовании»от10.07.1992года№ 32661был своевременным шагом навстречу изменениям, которые тогда происходили в образовательной системе страны. Данный закон способствовал появлению у школ самостоятельности,рождению авторских образовательных программ, методик обучения. Одним из основных недостатковзакона№32661 от 10.07.1992 годаможно назватьотсутствиезаконно закреплённых понятий и определений, наиболее часто используемых в образовании. В связис чем в современных условиях закон «Об образовании» от 1992 года перестал в достаточной мере регулировать отношения в образовательной сфере.

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 впервые даёт определения основныхпонятий в образовании. Это создаёт эффективный механизм правового регулирования.Как следствие

возникает необходимостьизменитьмногие нормативные актыв законодательстве Российской Федерациидлясоответствия их терминологии принятомузакону.

Система образования является неотъемлемой частью общества. Изменение в образовательном законодательстве неизбежно требуют изменений в общем законодательстве страны[7].

Ниже будут рассмотрены те основные понятия и определения ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»от29.12.2012,которые влекут за собой изменения вдругих законах Российской Федерации.

Основная частьНекоторые понятия, присутствующие в предыдущей редакции закона «Об образовании» от 1992 года, но не имевшие точного определения,в новом законе чётко определены и разграничены. Например, понятие «квалификация»

определяется новым законом «Об образовании в Российской Федерации»как «уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности». [1]Что повлекло за собой изменение терминологиив следующих законах:«О банках и банковской деятельности»,«О занятости населения в Российской Федерации».В данных законах понятие «квалификация» заменяет слова «профессия», «профессиональный», а слово «диплом» заменяет теперь «документ о квалификации». [2]

Рассмотрим вопрос обобразовательных учреждениях и образовательных организациях.В новом законе «Об образовании в Российской Федерации»нет образовательных учреждений, а есть организации.Есть организации осуществляющие обучение,и есть образовательные организации.Начнем по порядку:С 01.09.2013 года по закону больше нет образовательных учреждений, а есть образовательные организации. Учреждение –более узкое понятие, если разобрать, то получается, что учреждениеучреждает учредитель,который и является собственником всего имущества учреждения. Это всегда некоммерческая структура, созданная для решения тех илииных задач. Организация –это объединениелюдей и ресурсов,которое не только решает поставленные задачи, но и удовлетворяет интересыэтих людей, например, получением прибыли.Учреждение содержит собственник, который покрывает все расходы, и не получает прибыли, а организацияможет получать прибыль и работать на коммерческой основе. Организация –понятие более широкое, в её состав может входить учреждение, а в состав учреждения организация входить не может.[3]Далее, образовательная организацияесть организация, целью существования которой является образовательная деятельность. Организация, осуществляющая обучение –это организация, которая занимается помимо образовательной деятельности, ещё какойлибо деятельностью.[1]В связи сданнымичёткими определениями потребовались изменения в следующих законах: «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,«О налогах на имущество физических лиц», «О средствах массовой информации»и других законах,упоминающих образовательные учреждения (теперь заменяются на «организации»).[2]Отех, кто осуществляет образовательную деятельность.В Федеральном Законе № 273 дано определение: педагогический работник (т.е. педагог)

физическое лицо, которое выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся.[1]Почемупедагог? Не учитель, не преподаватель, а именно педагог?В некоторыхзаконах упоминался преподаватель (например, в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации»).Рассмотрим эти понятия подробнее:Учитель –выпускник средней или высшей профессиональнойобразовательнойорганизации,будущий сотрудник школы –организации общего среднего образования, преподаватель –выпускник университета или академии,который занимается научнопреподавательскойдеятельностьюв организациивысшего образования. Педагог методист, практик, теоретик, более широкое понятие без узкой специализации по предметам (в отличие от учителя и преподавателя). [3]Таким образом, новым законом определено болееширокое понятие иболее ответственное, на мой взгляд. Учитель –профессия, а педагог –призвание.Результатом данного определения явились поправки в законах: «О прокуратуре Российской Федерации»,«Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»исоответственно в других законах и даже кодексах (например, Уголовный кодекс) внесены соответствующие поправки.Интересным мне кажется вопрос сопоставления понятий «Образование» и «Обучение». Обучение –это передача готовых знаний. Образование же творческий процесс «образования»личности. Образование приобретение культуры, а обучение –приобретение профессии. Человек образованный отличен от человека обученного. Первый –духовный, нравственный, целостный, второй –умелый, смекалистый, знающий своё дело. Таким образом, образование предполагает более широкий диапазон, чем обучение. Вновом законе это «Профессиональное образование»и «Профессиональное обучение».Что такое профессиональное образование? Это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере.Профессиональное обучение –это приобретение обучающимися знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения определённых трудовых, служебных функций.[1]Понятие «сфера» шире понятия «функции», таким образом, профессиональное образование шире и фундаментальнее профессионального обучения.В законах, которых упоминаются понятия«профессиональная подготовка», «переподготовка» и «повышение квалификации» быливнесены поправки на«профессиональное обучение» и «дополнительное профессиональное образование». [2]Например,в Уголовноисполнительный кодексРоссийской Федерации,«О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», «О службе в таможенных органах Российской Федерации»и другие законы.Следует обязательно отметитьновые определения,новые не только понятийно, но и действенно.Это понятие –«инклюзивное образование».Новый закон инклюзивное образование определяет как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». [1]Закон«Об образовании» от 1992 года предоставлял возможность детям с особенностями в состоянии здоровья учиться в коррекционных учреждениях,специализированных группах, но не в обычныхобразовательных учреждениях.С 1 сентября 2013 года ребёнок с особенностями в состоянии здоровья может посещатьобщие образовательные организации, которые в свою очередь, должны создать для таких детей все условия для успешного освоения ими образовательных программ.Данные изменения потребовали внесения поправок не только по терминологии, но и по содержанию отдельных статей закона «Об основных гарантиях правребенка в Российской Федерации». Новым является выделениепонятия«уход и присмотр»изпонятия «дошкольное воспитание».Ранеедошкольное воспитание по умолчанию предусматривало уход и присмотр за ребёнком.Рассмотрим по порядку:воспитаниеесть «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».[1]Дошкольное воспитание определяют каксистему мер по обеспечению физического и эмоционального здоровья, формированию интеллектуального и волевого развития.[4]Понятие «присмотр и уход» определяетсяновым законом «Об образовании в Российской Федерации»как «комплекс мер по организации питания и хозяйственнобытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня».[1]Таким образом, дошкольное воспитание, а также дошкольное образование чётко отграничены от присмотра и ухода за ребёнком.Эти преобразования влекут изменения в закон «Об основных гарантиях правребенка в Российской Федерации».А также способствуют появлению семейных, частных детских садови других негосударственных организаций, специализирующихся на услугах по присмотру и уходу за детьми. Выше мы рассматривали организации, осуществляющие обучение,и образовательные организации. Ите и другие составляют ещёодно понятие, данное новым Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации»

организации, осуществляющие образовательную деятельность. К ним приравниваются также индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.Такая возможность законодательно закреплена за педагогическими работниками впервые.В следующиезаконыбыли внесены изменения: «Об объединениях работодателей», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О дополнительных мерах государственнойподдержки семей, имеющих детей»и др.Перечень будет неполным, если не рассмотреть понятия «Учащийся» и «Обучающийся». Почему при написании нового законазаконодатели изменили понятие «Учащийся»(1992г)на понятие «Обучающийся»(2012г)? В законе от 2012 года дано определение понятия «Обучающийся» физическое лицо, осваивающее образовательную программу.[1]Определения «Учащийся»в законе «Об образовании»от 1992 года не было, как не было определения какихлибо понятий вообще.Толковый словарь Ожегова дает определение учащегося как человека, который учится в учебном заведении. [5]Педагогический терминологический словарь определяет «Обучающегося» каклицо, зачисленное в установленном порядке в учебное заведение для получения общего или профессионального образования по определенной образовательной программе. К обучающимся относятся: учащиеся, студенты, курсанты, аспиранты.[6]Таким образом,понятие «обучающийся»шире понятия «учащийся».Хочется заметить от своего имени, что учащийся кажется более пассивным, чем обучающийся, т.е. учащийся получаетзнания, а обучающийся –осваивает.Новый законнаправленно указывает на необходимость проявления самостоятельностииинициативы уграждан, желающих получить образование.Сравним:Статья5–от 2012 года:«Право на образование. Государственные гарантии реализацииправа на образование в Российской Федерации» и Статья 5 –от 1992 года:«Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования».Реализация –продажа (чеголибо) или осуществление (плана, цели, замысла).[4]То есть государство нам гарантирует осуществлениенашего права на образование. Но право всеобщего и обязательного для всех граждан образованиянезависимо от их воли

упразднено.На родителей возлагаетсяответственность за получение ребёнком общегообразования.

Встатье «Изменения вЗаконодательстве РФ в связи спринятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»мною были рассмотрены некоторые понятия и определения нового закона, которые повлекли за собой внесение поправок во многие другие законы и кодексы РФ. Связано это с необходимостью привести терминологию законов РФ в соответствие с ФЗ № 273«Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012.Законодательно все поправки закрепленыФедеральным Законом от 02.07.2013 № 185ФЗ«Изменения вЗаконодательстве РФ в связи спринятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».Были внесены поправкив следующие законы и кодексы: Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральные законы «Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об основных гарантиях правребенка в Российской Федерации»и др.

Всего в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» дано определение34 понятиям.Мною были рассмотрены 12 понятий, показавшихся мне наиболее интересными,потому что многие педагоги и обучающиесяне видели впредставленных понятиях принципиальной разницы. Данныйвопрос был выбран мнойдля исследования.Отдельные понятия, введённые впервые, например, «инклюзивное образование» были интересны по сути своей,и я не могла их не упомянуть.Некоторые новые понятия, например, «конфликт интересов педагогического работника»,«сетевое и электронное обучение» –представляют сами по себе тему для отдельной работы. Но так как они неповлекли за собой изменений в Законодательстве РФ, то и рассмотрены не были.Общая сводка по рассмотренным понятиям представлена в виде таблицы 1.Таблица 1Понятия, использованные в законах «Об Образовании» от 1992 года и «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года

№ Закон «Об образовании» от 10.07.1992 года № 32661Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273ФЗ1.Профессия Квалификация2.УчреждениеОрганизация3.Образовательное учреждениеОбразовательная организация4.Понятие отсутствуетОрганизация, реализующая образовательные программы5.Понятие отсутствуетОрганизация, осуществляющая образовательную деятельность6.ПреподавательПедагогический работник7.Профессиональная подготовка, переподготовкаПрофессиональное обучение8.Повышение квалификацииПрофессиональное образование9.Понятие отсутствуетИнклюзивное образование10.Понятие отсутствуетПрисмотр и уход11.Понятие отсутствуетВоспитание12.УчащийсяОбучающийся

В целом, Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»создаёт условия более эффективного правого регулированиясистемы образования в России. Благодаря тому, что в законе чётко прописаны уровниобразовательной системы, начиная от дошкольного и заканчивая высшим,обеспечивается стабильность и преемственность всистеме образования.

Ссылки на источники1.http://www.consultant.ru/online/

официальный сайт компании «Консультант плюс», компьютерная справочная правовая система; Закон № 283ФЗ от 29.12.2012;2.http://www.consultant.ru/online/

официальный сайт компании «Консультант плюс», компьютерная справочная правовая система; Закон № 185ФЗ от 02.07.2013;3.http://thedifference.ru/

словари и энциклопедии;

толковый словарь Ожегова, онлайнверсия;6.pedagogical_dictionary.academic.ru–педагогический терминологический словарь.7.http://www.consultant.ru/law/interview/tretyak/

интернет интервью с Н.В. Третьяк статссекретарем заместителем Министра образования и науки РФ:»Вступление в силу нового Закона «Об образовании»: актуальные правовые вопросы»

Undergraduatecourse 1 NonstateEducational Institution of Higher Professional Education «International Innovative University»,faculty of management and service,department of management of State and municipal management,direction of human [email protected] in legislation Of the Russian Federation in connection with the adoption of the new Federal law“The Education Act of the Russian Federation”from 29.12.2012Abstract.Article is devoted to the study of concepts and definitions Federal Law No. 273 from29.12.2012 “The Education Act of the Russian Federation”and related changes in other legislation of the Russian Federation.

Кeywords:changes, legislation, «Оn education», Federal law.

Cопоставительные таблицы изменений 273-ФЗ

от 27 мая 2014 № 135-ФЗ

«О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»

В РЕДАКЦИИ ДЕЙСТВОВАВШЕЙ

ДО ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

от 27 мая 2014 № 135-ФЗ

«О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»

С УЧЕТОМ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

от 27 мая 2014 № 135-ФЗ

«О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 23, ст. 2878) следующие изменения:

1) в части 3 статьи 28:

а) дополнить пунктом 10.1 следующего содержания:

«10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;»;

б) в пункте 11 слова «образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах» заменить словами «образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях»;

в) пункт 17 дополнить словами «, медалей «За особые успехи в учении»;

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;

2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;

4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;

6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;

7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

8) прием обучающихся в образовательную организацию;

9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях;

12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;

13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;

14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;

15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;

15.1) организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

(п. 15.1 введен Федеральным законом от 07.06.2013 № 120-ФЗ)

16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;

17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации;

18) установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или законодательством субъектов Российской Федерации;

19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;

20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;

21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет»;

22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.

5. Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;

2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;

4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;

6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;

7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

8) прием обучающихся в образовательную организацию;

9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

(п. 10.1 введен Федеральным законом от 27.05.2014 № 135-ФЗ)

11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 № 135-ФЗ)

12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;

13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;

14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;

15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;

15.1) организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

(п. 15.1 введен Федеральным законом от 07.06.2013 № 120-ФЗ)

16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;

17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей «За особые успехи в учении»;

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 № 135-ФЗ)

18) установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или законодательством субъектов Российской Федерации;

19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;

20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;

21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет»;

22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.

5. Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

2) статью 34 дополнить частью 10 следующего содержания:

«10. Лицам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем учебным предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом, образовательная организация одновременно с выдачей соответствующего документа об образовании вручает медаль «За особые успехи в учении», образец, описание и порядок выдачи которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.».

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

10. Лицам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем учебным предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом, образовательная организация одновременно с выдачей соответствующего документа об образовании вручает медаль «За особые успехи в учении», образец, описание и порядок выдачи которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Еще по теме:

  • Налог на доходы физических лиц плательщики объект налоговая база НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В результате изучения данной главы студент должен: • знать экономическую и правовую сущность НДФЛ; круг налогоплательщиков; объект налогообложения; налоговую базу; налоговый период; налоговые ставки; особенности порядка исчисления и уплаты НДФЛ; • уметь […]
  • Будет ли повышение зарплаты аппаратам судов Зарплата аппарата суда. Законопроект о зарплате работников аппарата суда Какая зарплата у работников судебного аппарата? Вопрос достаточно интересный и многогранный. В настоящее время в обществе бытует мнение, что сотрудники суда получают приличные зарплаты. Данная уверенность […]
  • Налоги преследования Налоги преследования Разъясняет заместитель начальника управления по надзору за процессуальной деятельностью органов Следственного комитета Российской Федерации прокуратуры г. Москвы Сергей Александрович Ильин Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно […]
  • Пенсии без стажа Правила назначения пенсии по старости без трудового стажа Практически каждый знает о том, что размер его пенсии будет зависеть от протяженности трудового пути и перечисляемых страховых взносов. Но ведь не все граждане в силу объективных причин, допустим, болезни или ухода за […]
  • Оплата госпошлины на загранпаспорт госуслуги Пошаговая оплата госпошлины за загранпаспорт через сервис Госуслуги В вопросе того, когда оплачивать госпошлину на загранпаспорт через Госуслуги, лучше руководствоваться практическими соображениями. Если у вас уже готовы фотографии на будущий паспорт, а также документы для подачи на […]
  • Суммы транспортного налога в налогообложении Транспортный налог Налоги и налоговая система Налоговый кодекс Российской Федерации Транспортный налог До 2003 г. налогообложение транспортных средств базировалось на двух налогах — налоге с владельцев транспортных средств и налоге на имущество физических лиц в отношении водных […]
  • Обмен долями собственности Как правильнее оформить обмен долями в квартирах между родственниками? Как правильнее оформить обмен долями в квартирах между родственниками (один из них несовершеннолетний, до 14 лет). Есть 1/4 доля в квартире у несовершеннолетнего. Есть родственник единоличный собственник другой […]
  • Правилам монтажа поликарбоната Технология монтажа сотового поликарбоната — правила установки своими руками Многие владельцы частных домов и дач совершают монтаж сотового поликарбоната своими руками, не прибегая к помощи специалистов. Однако, чтобы установка прошла успешно и конструкция прослужила долго необходимо […]