Ук рф ст 270

Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 270 УК РФ

1. Анализируемое преступление относится к преступлениям международного характера (конвенционное преступление).

2. Объект преступления — безопасность людей, терпящих бедствие на водном пути.

Нормативные акты, действующие на морском и речном флоте, содержат требования об оказании капитаном корабля помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути (реке, озере).

3. Объективная сторона преступления заключается в неоказании помощи людям, терпящим бедствие на водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Неоказание помощи выражается в несовершении действий, которые требовалось совершить капитану корабля в конкретной ситуации в связи с тем, что на море или на ином водном пути люди терпят бедствие. Терпящими бедствие должны признаваться люди, оказавшиеся в воде, на борту тонущего корабля, в лодке, на плоту и т.п., которым реально угрожает смерть или оставление их без помощи.

Для состава преступления необязательно, чтобы неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие, привело к их гибели.

Ответственность капитана за неоказание помощи исключается, когда эта помощь была сопряжена с серьезной и реальной опасностью для своего судна (например, опасность взрыва, пожара) и находившихся на нем экипажа и пассажиров.

4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно: лицо сознает необходимость оказания помощи людям, гибнущим на море или на ином водном пути, и возможность оказания этой помощи без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, но не оказывает этой помощи.

5. Субъектом преступления признается капитан судна или лицо, выполняющее его обязанности во время возникновения ситуации, требующей оказания помощи людям, терпящим бедствие.

Действия членов экипажа, не выполнивших требования капитана судна об оказании помощи людям, терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст. 125 УК.

Статья 270 УК РФ. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарии к ст. 270 УК РФ

1. Согласно Международной конвенции о спасании 1989 г. каждый капитан обязан, поскольку он может это сделать, не подвергая серьезной опасности свое судно и находящихся на нем лиц, оказывать помощь любому лицу, которому угрожает гибель в море.

Вступила в силу для России 25.05.2000 (СЗ РФ. 2001. N 3. Ст. 217).

2. Объектом преступления являются жизнь и здоровье потерпевших. При этом надо иметь в виду, что круг потерпевших, предусмотренный комментируемой статьей, не совпадает с кругом потерпевших от нарушения правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта (ст. 263 УК). Общественная опасность рассматриваемого преступления выражается в том, что капитан не выполняет возложенные на него указанной Конвенцией и национальным законодательством обязанности по оказанию помощи лицам, терпящим бедствие. Следовательно, оно представляет собой специальный вид оставления в опасности.

3. Объективная сторона выражается в бездействии — невыполнении указанных обязанностей капитана.

Уголовная ответственность по ст. 270 УК возможна, если установлено, что:

на море или ином водном пути (реке, озере) люди терпят бедствие;

данное обстоятельство известно капитану судна (терпящие бедствие обнаружены визуально; получены сигналы бедствия либо иные сведения, с достоверностью свидетельствующие об этом);

капитан судна имеет реальную возможность (с учетом ситуации, местонахождения, метеоусловий, технических характеристик судна и т.д.) оказать помощь;

оказание помощи не подвергает серьезной опасности судно, его экипаж и пассажиров;

несмотря на наличие указанных обстоятельств, помощь людям, терпящим бедствие, не оказывается.

Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента неоказания помощи. Для решения вопроса об уголовной ответственности не имеет значения, погибли или остались живыми люди, которые находились в опасном для жизни или здоровья состоянии. Не влияет на правовую оценку и то, в результате чего они оказались в таком положении; главное заключается в том, что люди потерпели бедствие, и если не вмешаться в развитие событий, то их гибель неминуема.

4. Состав рассматриваемого преступления отсутствует, если оказание помощи сопряжено с опасностью для судна, его экипажа и пассажиров. Эта опасность согласно закону должна быть серьезной, т.е. ставящей под угрозу живучесть транспортного средства либо жизнь или здоровье находящихся на нем людей. Законодательной формулой не охватывается возможный вред имущественного характера, поэтому отказ от оказания помощи из-за неизбежных материальных затрат (в связи с изменением курса движения, штрафными санкциями в результате нарушения договорных обязательств, наличием на борту скоропортящегося груза и т.д.) не исключает уголовную ответственность.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что не оказывает помощь терпящим бедствие на воде, и желает этого, хотя имеет реальную возможность оказать необходимую помощь.

6. Субъектом преступления является капитан судна. Законодатель использует обобщенное понятие. Уголовной ответственности по ст. 270 подлежат не только лица, должность которых именуется таким образом, но и лица, чья должность называется иначе, хотя фактически они руководят экипажем (например, шкипер) либо находятся на судне в единственном числе.

7. Капитан судна, терпящего бедствие на море или на ином водном пути, за неоказание помощи членам его экипажа или пассажирам несет ответственность не по ст. 270, а по ст. 125 УК. Этой же статьей охватывается бездействие члена экипажа по отношению к пассажирам при невыполнении приказа капитана судна об оказании помощи и т.д.

Статья 270 УК РФ. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Текущая редакция ст. 270 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 270 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: отношения по охране жизни и здоровья человека в сфере функционирования водного транспорта;
2) объективная сторона: в качестве конструктивных признаков предусматривает общественно опасное деяние, место и обстановку совершения преступления.

Деяние выражается в неоказании помощи терпящим бедствие, т.е. в невыполнении обязанности по принятию мер к их спасению (бездействие). Источник информации о бедствии людей значения не имеет (получение сигнала «SOS» по рации, непосредственное наблюдение, уведомление от капитанов других судов или береговых служб и т.п.);
3) субъект: специальный — капитан судна или иное приравненное к нему лицо (шкипер, багермейстер);
4) субъективная сторона: прямой умысел.

Ответственность исключается, если информация о бедствии не была получена, хотя свое судно находилось в зоне бедствия, или реальная возможность оказать помощь отсутствовала (неисправность своего судна, значительная удаленность от места бедствия и т.п.).

Преступление считается оконченным с момента неоказания помощи (формальный состав), т.е. с момента, когда капитан получил информацию о необходимости помощи и принял решение ее не оказывать (независимо от того, погибли или спаслись терпящие бедствие лица, и причин их бедственного положения).

2. Применимое законодательство:
1) Международная конвенция о спасании (ст. 10);
2) КВВТ РФ (ст. 30 и др.);
3) КТМ РФ (§ 2 главы 6 и др.) и др.

3. Судебная практика. В судебно-следственной практике могут возникать сложности с квалификацией данного преступления. В связи с этим необходимо обратить внимание, что капитан судна, терпящего бедствие на водном пути, за неоказание помощи своему экипажу и пассажирам подлежит ответственности по ст. 125, а не ст. 270 УК РФ. Также квалифицируется бездействие экипажа, не выполнившего приказ капитана об оказании помощи терпящим бедствие.

Консультации и комментарии юристов по ст 270 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 270 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Уголовный кодекс РФ Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Статья 270 УК РФ:

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 270 УК РФ:

1. В качестве непосредственного объекта выступает общественное отношение, обеспечивающее безопасность движения и эксплуатации водного транспорта. Дополнительным объектом являются интересы жизни, здоровья и собственности. Потерпевшими признаются терпящие бедствие люди (один человек), находящиеся в воде, на борту тонущего судна, в лодке или на плоту, жизни и здоровью которых угрожает серьезная опасность.

2. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в невыполнении капитаном судна его международно-правовой обязанности по оказанию помощи терпящим бедствие на море или на ином водном пути (судоходном озере или реке) при наличии в создавшейся обстановке реальной возможности оказания помощи людям, терпящим бедствие, без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.
Ведомственными нормативными правовыми актами, действующими на морском и речном флоте, а также отдельными положениями международного права предусмотрены требования, согласно которым капитан корабля, получивший сигнал бедствия или обнаруживший на водных путях находящегося в опасности человека, плот, судно, обязан оказывать помощь терпящим бедствие, одновременно принимая все меры к тому, чтобы не подвергнуть опасности свое судно. В случае, когда оказание помощи сопряжено с серьезной опасностью для судна, экипажа и пассажиров, капитан освобождается от указанной обязанности. Серьезной признается опасность, угрожающая судну в целом, а также жизни и здоровью пассажиров и членов экипажа (наличие реального риска взрыва, пожара на судне, опасность оказаться за бортом и т.д.). По общему правилу не может признаваться серьезной опасность, угрожающая материальным ценностям, находящимся на судне. Не могут служить обстоятельствами, оправдывающими неоказание помощи терпящим бедствие, такие аргументы, как нарушение графика плавания, сроков прибытия в пункт назначения, наступление имущественного ущерба (как в виде прямого материального вреда, так и упущенной выгоды) и т.п.
Отказ терпящих бедствие от принятия помощи, по общему правилу, исключает состав данного преступления.

3. Состав формальный, и преступление считается оконченным с момента бездействия капитана в условиях необходимости оказания помощи терпящим бедствие на море или ином водном пути. При решении вопроса об ответственности капитана за неприбытие к месту, где терпит бедствие водное судно, надлежит установить, что капитаном корабля получен сигнал SOS. Информация о бедствии может поступить как от экипажа судна, терпящего бедствие, так и от третьих лиц. Кроме того, необходимо установить, что получившее просьбу о помощи водное судно находилось от терпящих бедствие на расстоянии, позволяющем прибыть к месту происшествия для ее оказания. Ответственность наступает независимо от того, спаслись или погибли терпящие бедствие люди.

Состав неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие опирается на положения ст. 98 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., согласно которой каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров, оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать; после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет.

4. По объективной стороне преступления на квалификацию влияют место совершения преступления и обстановка. Местом совершения выступают водные пути. Под водными путями понимается водное пространство, которое используется для судоходства. К ним относятся открытые и внутренние моря, территориальные воды Российской Федерации и другого государства. Обстановка — терпящее бедствие судно, лодка и т.д.

5. С субъективной стороны это преступление совершается с прямым умыслом, т.е. капитан судна осознает наличие серьезной опасности для людей, которые терпят бедствие на водном пути, и то, что у него имеется возможность оказать им помощь без ущерба для своего корабля, но желает уклониться от оказания необходимой людям помощи. Мотив и цель преступления на квалификацию не влияют. Мотивами поведения капитана могут быть враждебное отношение к экипажу и пассажирам судна другой страны, ложно понятые интересы службы, карьеристские соображения и другие побуждения.

6. Субъект преступления специальный — капитан судна либо лицо, исполняющее обязанности капитана во время его болезни или в связи с его отдыхом.
Действия членов экипажа, не выполнивших приказ капитана об оказании помощи терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст. 125 УК. По этой же статье несет ответственность капитан судна, терпящего бедствие, за неоказание помощи членам своего экипажа или пассажирам. Оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, влечет ответственность по ст. 345 УК.

Административная ответственность
Уголовная ответственность
Судебная власть
Мировое соглашение
Преступление

Назад | | Вверх

Статья 270 УК РФ. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (действующая редакция)

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 270 УК РФ

1. Общественная опасность рассматриваемого преступления выражается в том, что капитан не выполняет правовой обязанности по оказанию помощи лицам, терпящим бедствие. Следовательно, оно представляет собой специальный вид такого преступления, как оставление в опасности.

2. Уголовная ответственность по комментируемой статье возможна, если установлено, что:

— на море или ином водном пути (реке, озере) люди терпят бедствие;

— данное обстоятельство известно капитану судна (терпящие бедствие обнаружены визуально; получены сигналы бедствия либо иные сведения, с достоверностью свидетельствующие об этом);

— капитан судна имеет реальную возможность (с учетом ситуации, местонахождения, метеоусловий, технических характеристик судна и т.д.) оказать помощь;

— оказание помощи не подвергает серьезной опасности судно, его экипаж и пассажиров;

— несмотря на наличие указанных обстоятельств, помощь людям, терпящим бедствие, не оказывается.

3. Преступление считается оконченным с момента неоказания помощи. Для решения вопроса об уголовной ответственности не имеет значения, погибли или остались живыми люди, которые находились в опасном для жизни или здоровья состоянии. Не влияет на правовую оценку и то, в результате чего они оказались в таком положении; главное заключается в том, что люди потерпели бедствие и, если не вмешаться в развитие событий, то их гибель может быть неминуема.

4. Состав преступления отсутствует, если оказание помощи сопряжено с опасностью для судна, его экипажа и пассажиров. Эта опасность согласно закону должна быть серьезной, т.е. ставящей под угрозу исправность транспортного средства либо жизнь или здоровье находящихся на нем людей.

Законодательной формулой не охватывается возможный вред имущественного характера, поэтому отказ от оказания помощи из-за неизбежных материальных затрат (в связи с изменением курса движения, штрафными санкциями в результате нарушения договорных обязательств, наличием на борту скоропортящегося груза и т.д.) не исключает уголовной ответственности.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

6. Субъектом преступления является капитан судна. Законодатель использует обобщенное понятие. Уголовной ответственности подлежат не только лица, должность которых именуется «капитан судна», но и лица, чья должность называется иначе, хотя фактически они руководят экипажем (например, шкипер) либо находятся на судне в единственном числе.

7. Капитан судна, терпящего бедствие на море или на ином водном пути, за неоказание помощи членам его экипажа или пассажирам несет ответственность не по ст. 270 УК, а по ст. 125 УК. По этой же статье квалифицируется бездействие члена экипажа по отношению к пассажирам при невыполнении приказа капитана судна об оказании помощи и т.д.

Еще по теме:

  • Приказ министерства здравоохранения рф от 11 марта 2013 г 121н Приказ Минздрава России от 11 марта 2013 г. N 121н Приказ, Минздрав России, 24 июня 2013 В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в […]
  • Закон зру-391 Закон зру-391 Закон РУз 11.12.2003 г. № 558-II C изменениями в соответствии с Законом РУз от 20.08.2015 г. № ЗРУ-391 Дата актуализации: 20.09.2015 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Цель настоящего Закона Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области создания, […]
  • Как расчитать размер пенсий Как расчитать размер пенсий В 2018 году на пенсию в России выйдет от полутора до двух миллионов человек. Как будет рассчитываться пенсия, что будет влиять на ее размер - для большинства новичков загадка. Сотрудники ПФРФ, как показывает дискуссионная площадка общения наших пользователей […]
  • Приказ о зачислении в институт 2018 О приказах к зачислению Насколько выразительны приказы о зачислении в вуз и позволяют ли они получить исчерпывающую информацию, относительно итогов приема? Итак, приказы о зачислении – заключительный аккорд поступления в вуз. Увидев себя в списке зачисленных можно фактически […]
  • Как оформить баню как жилое помещение Могу ли я построить на участке ИЖС летний домик? Могу ли я построить на участке ИЖС (30 соток) кроме жилого дома, бани, гаража и хозпостроек еще и летний (гостевой/дачный) домик? Какой статус он будет иметь? Какие на него есть ограничения (все постройки кроме жилого дома ограничены 1 […]
  • Защита прав потребителя горячая линия запорожье Защита прав потребителей Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, какими должны быть действия при протечке крыши и порче имущества в арендуемом помещении в житловой управляющей компании? Здравствуйте, Если договор аренды, заключенный между вами, предусматривает порядок действий в подобном […]
  • Причины и условия экологических преступлений Причины и условия экологической преступности Экологическая преступность обусловливается как общими, так и специфическими причинами и условиями. Общие причины экологической преступности можно определить как ряд экономических, социальных, политических, духовных и правовых обстоятельств, в […]
  • Росгосстрах возмещение осаго РОСГОССТРАХ ввел практику направления на ремонт в рамках ОСАГО во всех субъектах федерации Дата публикации: 11.05.2011 РОСГОССТРАХ полностью внедрил проект «Ремонт на СТОА в рамках ОСАГО» во всех областных и республиканских центрах. Каждому клиенту, который обращается в компанию […]