На должность прокурора субъекта назначается

Правовое регулирование назначения на должность прокурора субъекта РФ. Статьи по предмету Административное право

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ ПРОКУРОРА СУБЪЕКТА РФ

Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации такой важный институт, как прокуратура (п. «о» ст. 71), устанавливая, что прокуратура России составляет единую централизованную систему органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ (ст. 129). При этом прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с соответствующими субъектами РФ (ч. 3 ст. 129 Конституции РФ). Отсутствие четкой правовой регламентации названного согласования зачастую приводит к конфликтам между различными ветвями власти .
———————————
Скуратов Ю. Прокуратура защищает права и свободы граждан // Рос. газ. 1997. 18 февр.; Скрестила шпаги власть // Там же. 30 окт.; Прокурор Его превосходительства // Там же. 25 янв.; Ямшанов Б. Кому мешают прокуроры? // Там же. 28 янв.

Вопрос о назначении прокуроров союзных республик по согласованию с ЦИК этих республик поднимался при подготовке Конституции СССР 1936 г., но был разрешен введением строго централизованного построения прокуратуры . В 1990 г. союзный законодатель вернулся к этому вопросу, предоставив в ст. 166 Конституции СССР право на назначение прокуроров союзных республик высшим органам государственной власти этих республик по согласованию с Генеральным прокурором СССР.
———————————
Петрухин И.Л. Правосудие: время реформ. М., 1991. С. 35.

В постсоветской России впервые согласование назначения прокуроров субъектов РФ упоминалось в Законе о прокуратуре 1992 г., где говорилось, что прокуроры республик в составе РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с данными республиками . В 1995 г. в названный Закон внесены изменения, в соответствии с которыми Генеральный прокурор РФ согласовывал назначение прокуроров уже всех субъектов РФ. Однако в федеральном законодательстве не указывалось, с какими органами власти субъектов РФ решать вопрос о назначении прокурора субъекта РФ. В ст. 13 Федерального закона о прокуратуре закреплено, что назначение согласовывается с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ.
———————————
И.Л. Петрухин в то же время писал, что не согласование, а выборность прокуроров республик соответствующими органами законодательной власти, а также подотчетность им являются шагом в построении правового государства (Петрухин И.Л. Указ. соч. С. 204).

Из анализа норм конституций и уставов субъектов РФ следует, что примерно в трети из них согласование производится с законодательной ветвью власти (Конституции Башкортостана (п. 20 ст. 71), Республики Алтай (ст. 159), Бурятии (ст. 102), Северной Осетии — Алании (ст. 106), Карелии (ст. ст. 41, 98), Хакасии (ст. 130), Мордовии (ст. 84), Коми (ст. 100), Республики Саха (Якутии) (ст. 91), Уставы Приморского края (ст. 47), Амурской (ст. 38), Воронежской (ст. 31), Иркутской (ст. 26), Калининградской (ст. 20), Липецкой (ст. 30), Новосибирской (ст. 56), Орловской (ст. 77), Пензенской (ст. 22), Саратовской (ст. 44), Сахалинской (ст. 20), Тамбовской (ст. 54), Тюменской (ст. ст. 28, 38), Челябинской (ст. 64), Ярославской (ст. 62) областей, Санкт-Петербурга (ст. 30), Ненецкого автономного округа (ст. 25).
В ряде субъектов РФ согласование производится с законодательными (представительными) и исполнительными органами власти (Конституции Карачаево-Черкесии (ст. 107), Кабардино-Балкарии (ст. 127), Татарстана (ст. 114) , Адыгеи (ст. 107), Марий Эл (ст. 96), Удмуртии (ст. 60), Чечни (ст. 104), Чувашии (ст. 95), Уставы Алтайского (ст. 94), Ставропольского (ст. 71), Хабаровского (ст. 48) краев, Архангельской (ст. 23), Волгоградской (ст. ст. 27, 39), Ивановской (ст. 63), Кировской (гл. IX), Костромской (ст. 47), Московской (ст. 113), Мурманской (ст. 82), Нижегородской (ст. 53), Новгородской (ст. ст. 33, 50), Омской (ст. ст. 41, 50), Оренбургской (ст. 89), Псковской (ст. 9.1), Ростовской (ст. 43, 54), Рязанской (ст. ст. 29, 49), Самарской (ст. ст. 88, 95), Свердловской (ст. 76), Смоленской (ст. 50) областей, Москвы (ст. 52), Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (ст. 34), Чукотского автономного округа (ст. 93), Ямало-Ненецкого автономного округа (ст. 75).
———————————
Об этом см. также: Курманов М.М. Актуальные проблемы взаимодействия прокуратуры и законодательного органа субъекта РФ // Адвокат. 2005. N 2.

По Конституциям Ингушетии (ст. 101), Калмыкии (ст. 44), Тывы (ст. 113), Уставам Курской области (ст. 44) и Еврейской автономной области (ст. 26) данный вопрос разрешается главой исполнительной ветви власти: главой республики, президентом, губернатором или правительством субъекта РФ.
Интересная формулировка содержится в ст. 45 Устава Астраханской области, где указывается, что прокурор Астраханской области назначается Генеральным прокурором РФ по согласованию с Государственной Думой Астраханской области с учетом мнения губернатора области.
Орган согласования не определен или данный вопрос вообще не разрешен в учредительных актах Дагестана, Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Вологодской, Калужской, Кемеровской, Курганской, Ленинградской, Магаданской, Ульяновской областей.
Наиболее подробно порядок согласования назначения прокурора субъекта РФ рассмотрен в Уставе Псковской области, в ст. 9.1 которого, в частности, сказано: «Прокурор области назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с администрацией области и областным Собранием. Решение по вопросу о согласовании кандидатуры на должность прокурора области оформляется актом администрации области и направляется в областное Собрание. Областное Собрание принимает решение по вопросу о согласовании кандидатуры на должность прокурора области, которое оформляется постановлением областного Собрания, принимаемым в установленном порядке. Кандидатура на должность прокурора области считается согласованной в случае принятия решений о согласовании кандидатуры на должность прокурора области администрацией области и областным Собранием. В случае несогласования органами государственной власти области кандидатуры прокурора области повторное рассмотрение вопроса о согласовании кандидатуры на должность прокурора области осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей, но не ранее чем через месяц со дня принятия решения областным Собранием».
В уставах Владимирской области (ст. 37) и Москвы (ст. 52) определено, что порядок согласования регламентируется соответствующим законом этого субъекта РФ. В Московской области такой порядок определяется Законом Московской области от 16 июля 1996 г. «О порядке согласования назначения на должность прокурора Московской области» (принят решением Московской областной Думы от 5 июля 1996 г. N 4/97). Данный Закон появился после выхода Определения Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. N 16-О «О прекращении производства по спору о компетенции, возникшему между Московской областной Думой и Генеральной прокуратурой Российской Федерации», в котором было указано, что «в соответствии со статьей 129 (часть 3) Конституции Российской Федерации прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами. Закрепляя обязательность такого согласования, данная конституционная норма вместе с тем не определяет, к компетенции какого органа власти субъекта Федерации — законодательного или исполнительного — это согласование относится. В связи с этим данный вопрос должен быть разрешен в соответствующем федеральном законе или в законе субъекта Федерации, если последнему такое право предоставлено федеральным законом. Согласно части первой статьи 13 Федерального закона о прокуратуре субъекты Федерации самостоятельно определяют, с каким из органов власти должно производиться согласование кандидатуры на должность прокурора субъекта Федерации».
В свое время ряд субъектов РФ сделали попытку вообще отказаться от какого-либо согласования при назначении прокурора, указав, что он назначается высшими органами государственной власти данного субъекта РФ (Татарстан, Башкортостан, Тыва). Более того, в Башкортостане в 1993 г. был принят Закон о прокуратуре Республики Башкортостан, который придал прокуратуре Республики особый статус, формально выводящий ее из правового поля системы единой российской прокуратуры .
———————————
Зинуров Р.Н. Правовой статус прокуратуры Башкортостана как субъекта федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1998. С. 4.

Одним из проявлений тенденции к децентрализации российской прокуратуры было предложение, внесенное членом Совета Федерации от Республики Ингушетия, о том, что прокурор субъекта РФ не только назначается на должность, но и освобождается от должности по согласованию с субъектом РФ (п. 38 Протокола N 211 заседания Совета Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 8 июня 1999 г., отклонено Постановлением Государственной Думы РФ от 10 марта 2000 г. N 166-III ГД). Эти же предложения вносились Постановлением Народного Собрания Ингушетии от 8 апреля 1999 г. N 52. 20 апреля 1999 г. они были приняты к рассмотрению протоколом заседания Совета Государственной Думы РФ, но 17 сентября 1999 г. отклонены Государственной Думой в первом чтении.
Нередко на региональном уровне происходят конфликты между различными ветвями власти, претендующими на участие в согласовании назначения на должность прокурора субъекта РФ, что может повлечь за собой негативные последствия. Несмотря на то что законодательный орган власти Чувашской Республики (далее — ЧР) закрепил за собой это право, Президент ЧР своим распоряжением от 19 января 1997 г. отстранил прокурора ЧР от исполнения обязанностей, сославшись на ст. 109-7 Конституции ЧР, дающую право Президенту ЧР на отстранение должностных лиц органов исполнительной власти от занимаемой должности. Данное распоряжение было издано без учета того, что органы прокуратуры в систему исполнительной власти не входят. В последующем Верховный Совет ЧР по заявлению первого заместителя прокурора ЧР признал недействительным распоряжение Президента ЧР . Аналогичные факты имели место в Республике Ингушетия и ряде других субъектов РФ, где высшие должностные лица субъектов требовали освободить от занимаемой должности «неугодных» им прокуроров субъектов РФ .
———————————
Рос. юстиция. 1997. N 6. С. 36 — 41.
Клочков В.В. Создание и развитие российской прокуратуры // Советская прокуратура. Очерки истории. М., 1993. С. 7 — 26.

Преодолеть данные конфликты пыталась Сахалинская областная Дума, предложившая Государственной Думе внести изменения и дополнения в Федеральный закон о прокуратуре и закрепить назначение прокурора субъекта РФ по согласованию с законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ, но предложение было отклонено Государственной Думой РФ 21 апреля 1999 г. в первом чтении (Постановление N 3902-II ГД). После чего Сахалинская областная Дума внесла проект изменений и дополнений в Конституцию РФ, в частности рекомендовала указать в ч. 4 ст. 129, что все прокуроры назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ (Постановление от 2 апреля 1999 г. N 16/7/104-2). Однако проект не был рассмотрен Государственной Думой в связи с несоблюдением процедуры обращения (п. 96 Протокола N 167 заседания Государственной Думы от 8 апреля 2003 г.).
До настоящего времени в законодательстве о прокуратуре нет прямого ответа на вопрос, как должен поступить Генеральный прокурор РФ в случае несогласия органа власти субъекта РФ на назначение прокурора субъекта РФ. Представляется, что ответ дал Конституционный Суд РФ Постановлением от 7 июня 2000 г. N 10-П, Определениями от 27 июня 2000 г. N 9-О, от 21 декабря 2000 г. N 246-О и N 252-О, посвященными порядку согласования назначения на должность руководителей территориальных органов федеральной исполнительной власти (бывшей Федеральной службы налоговой полиции и Министерства внутренних дел), а также судей. Из содержания названных документов следует вывод, что несогласие органа власти субъекта РФ не исключает возможности представления кандидатуры для назначения и не ограничивает право соответствующего федерального органа власти назначать на должности тех лиц, чьи кандидатуры не были согласованы с субъектами РФ. Иное означало бы сужение компетенции Российской Федерации в решении вопросов, отнесенных к ее ведению, и ограничение полномочий федерального органа власти.
Кроме того, Конституционный Суд РФ в Постановлении по делу о толковании ч. 4 ст. 66 Конституции РФ подчеркнул: «Что касается создания и деятельности федеральных органов государственной власти, включая суд и прокуратуру, действующих в субъектах РФ, то эти вопросы отнесены к ведению Российской Федерации и не связаны с особенностями субъекта РФ».
На основании ч. 2 ст. 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» необходимо сделать вывод, что согласие субъекта РФ при назначении на должность прокурора субъекта РФ приобрело формальный характер.
В итоге потеряла значение для прокуратуры и норма п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, относящая к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ кадры судебных и правоохранительных органов. При этом возможно применение по аналогии Указа Президента РФ от 2 июля 2005 г. N 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти», которым устанавливается согласование кандидатуры на должность руководителя территориального органа исполнительной власти с высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), но окончательное решение возлагается на федерального министра.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Госдума ввела новый порядок назначения прокуроров и отдала им под надзор органы СКР

Государственная дума приняла сегодня в третьем, окончательном, чтении закон, изменяющий порядок назначения прокурорских работников, а также закрепляющий надзорные полномочия прокуратуры в отношении СКР, сообщается в материалах ГД.

Этим документом устанавливается, что прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов, так называемый общий надзор, в том числе и в отношении Следственного комитета РФ.

Также законопроектом вводится новый порядок назначения прокурорских работников. Предусматривается, что генпрокурор будет вносить президенту представления о назначении на должность и об освобождении от нее своих заместителей, а затем в случае согласия главы государства документы направляются в Совет Федерации, который принимает соответствующие решения. В настоящее время эта цепочка формально работает без президента – представления в СФ поступают от генпрокурора.

Прокурор субъекта Федерации будет назначаться на должность и освобождаться от нее президентом по представлению генпрокурора, а не последним по согласованию с органами госвласти субъектов. Представление генпрокурора главе государства должно быть согласовано с регионом. Порядок такого согласования устанавливается субъектом РФ.

Для ряда руководящих прокурорских работников президентский законопроект вводит возрастной и профессиональный цензы. Для генпрокурора и его заместителей он составляет 35 лет, последние к тому же должны отработать не менее 10 лет в надзорном ведомстве на должностях, где предусмотрено присвоение классных чинов. Для прокуроров субъекта РФ возрастной ценз остается на прежнем уровне, а профессиональный увеличивается с пяти до семи лет, но уже обязательно в прокуратуре с классным чином – работа следователем, как раньше, не годится.

Юристам, которые хотят занять должности городских, районных и приравненных к ним прокуроров, надо быть не моложе 27 лет (сейчас 25) и отработать не менее пяти лет в прокуратуре или в органах госвласти на должностях, требующих высшего юридического образования.

Для прокуроров субъекта РФ и районного уровня устанавливается пятилетний срок полномочий, но успешное прохождение ими аттестации дает возможность его продления. В первом случае генпрокурор ходатайствует об этом перед президентом, во втором – принимает самостоятельные решения. Действующие прокурорские работники такого ранга дорабатывают до истечения пятилетнего срока с даты назначения.

С текстом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»» (законопроект № 573510-6) можно ознакомиться здесь.

Путин повысил требования к прокурорам и поручил им надзирать за СКР

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, которым изменяется порядок назначения прокурорских работников, а также закрепляются надзорные полномочия прокуратуры в отношении СКР. Сегодня этот документ размещен на портале официального опубликования правовых актов.

Устанавливается, что назначение и освобождение от должности заместителей генпрокурора РФ производится Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении генерального прокурора. Назначение на должности прокуроров субъектов РФ – президентом по представлению генпрокурора, согласованному с властями региона.

Вводятся дополнительные требования по возрасту и опыту работы к кандидатам на должности генерального прокурора РФ (минимальный возраст 35 лет), его заместителей (минимальный возраст 35 лет, минимальный стаж в прокуратуре на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, – 10 лет), прокуроров субъекта РФ (минимальный возраст 30 лет, минимальный стаж в прокуратуре на должностях с классными чинами – семь лет) и прокурора города (района) (минимальный возраст 27 лет, минимальный стаж в прокуратуре на должностях с классными чинами – пять лет). Для прокурора города (района) минимальный возраст и стаж в порядке исключения могут быть снижены.

Также устанавливается предельный срок полномочий заместителя генпрокурора РФ, прокурора субъекта РФ, прокурора города (района) – пять лет. Ранее такой срок был установлен лишь для генерального прокурора, для него 5-летний срок полномочий сохранился.

Вводится запрет на увольнение генеральным прокурором РФ своих заместителей, а также прокурорских работников, назначенных на должность Президентом РФ.

Кроме того, закон распространил функции прокуратуры по надзору за исполнением законов и надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на Следственный комитет РФ.

С текстом Федерального закона 22 декабря 2014 года № 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» можно ознакомиться здесь.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»»

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 12 декабря 2014 года

Одобрен Советом Федерации 17 декабря 2014 года

Внести в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472; 1999, N 7, ст. 878; N 47, ст. 5620; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 45, ст. 4586; 2007, N 24, ст. 2830; N 31, ст. 4011; 2009, N 48, ст. 5753; 2010, N 27, ст. 3416; 2011, N 1, ст. 16; N 45, ст. 6327; N 48, ст. 6730; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 14, ст. 1560; N 23, ст. 2930; N 30, ст. 4234) следующие изменения:

1) в пункте 2 статьи 1:

а) в абзаце втором слова «федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,» заменить словами «федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,»;

б) в абзаце третьем слова «федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,» заменить словами «федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,»;

2) статью 12 дополнить пунктом 1 1 следующего содержания:

«1 1 . На должность Генерального прокурора Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40 1 настоящего Федерального закона.»;

3) дополнить статьей 12 1 следующего содержания:

«Статья 12 1 . Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации

1. Генеральный прокурор Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представления о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

2. Заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. На должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40 1 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее 10 лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

4. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации новую кандидатуру.

5. Сообщения о назначении заместителей Генерального прокурора Российской Федерации на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.»;

4) статью 13 признать утратившей силу;

5) пункт 2 статьи 14 изложить в следующей редакции:

«2. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет первого заместителя и заместителей.»;

6) дополнить статьей 15 1 следующего содержания:

«Статья 15 1 . Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров

1. Прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

3. Иные прокуроры — военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации (далее в настоящей статье — прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации), назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

4. На должность прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, назначается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40 1 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

5. Срок полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, — пять лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с представлением о продлении их полномочий на срок до пяти лет.

7. Назначение исполняющим обязанности по вакантной должности прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Президента Российской Федерации на срок не более шести месяцев. Освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации.

8. Сообщения о назначении прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.»;

7) дополнить статьей 16 1 следующего содержания:

«Статья 16 1 . Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров городов и районов, приравненных к ним прокуроров

1. Прокуроры городов и районов, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры (далее — прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры) назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

2. На должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора назначается гражданин Российской Федерации не моложе 27 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40 1 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее пяти лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

3. На должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора в порядке исключения может быть назначен гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40 1 настоящего Федерального закона, моложе 27 лет либо имеющий стаж службы (работы) менее пяти лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, или стаж службы (работы) не менее пяти лет в органах государственной власти на должностях, требующих высшего юридического образования.

4. Срок полномочий прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров — пять лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров вправе продлить их полномочия на срок до пяти лет.»;

8) дополнить статьей 19 1 следующего содержания:

«Статья 19 1 . Срок полномочий прокуроров, назначенных на должность до установления срока полномочий по должностям прокуроров

1. Прокуроры, назначенные на должность до дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», осуществляют свои полномочия до истечения пятилетнего срока со дня их назначения.

2. В случае, если пятилетний срок полномочий прокурора истек до вступления в силу указанного Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, замещающий эту должность прокурор продолжает осуществлять свои полномочия до их продления либо до назначения на эту должность нового прокурора в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее чем до 1 июля 2015 года.»;

9) в абзаце втором пункта 1 статьи 21 слова «федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,» заменить словами «федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,»;

10) в пункте 1 статьи 26 слова «федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,» заменить словами «федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,»;

11) пункт 5 статьи 40 1 признать утратившим силу;

12) подпункт «б» пункта 1 статьи 40 5 признать утратившим силу;

13) в статье 41 7 :

а) в абзаце первом пункта 2 слова «в полном объеме» заменить словами «, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных пунктом 2 2 настоящей статьи»;

б) дополнить пунктом 2 2 следующего содержания:

«2 2 . Генеральный прокурор Российской Федерации не вправе налагать дисциплинарные взыскания:

в виде понижения в классном чине — на прокурорских работников, которым классный чин присвоен Президентом Российской Федерации;

в виде увольнения из органов прокуратуры — на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, а также на прокурорских работников, назначенных на должность Президентом Российской Федерации.»;

в) дополнить пунктом 2 3 следующего содержания:

«2 3 . Генеральный прокурор Российской Федерации обязан проинформировать Президента Российской Федерации о наложении дисциплинарного взыскания на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации или прокурорского работника, назначенного на должность Президентом Российской Федерации.»;

14) абзац второй пункта 2 статьи 43 дополнить предложением следующего содержания: «Продление срока нахождения на службе прокурорского работника, назначенного на должность Президентом Российской Федерации и достигшего предельного возраста нахождения на службе, осуществляется Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.»;

15) в пункте 3 статьи 48 слова «пунктом 2 статьи 14» заменить словами «статьей 12 1 «.

Признать утратившими силу:

1) пункт 3, абзацы двадцать третий — двадцать пятый и абзац сорок восьмой пункта 13 статьи 1 Федерального закона от 10 февраля 1999 года N 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 878);

2) подпункт «в» пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 5 июня 2007 года N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2830).

Назначение прокуроров на должность, их подчиненность

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ, а представление о назначении той или иной кандидатуры на должность Генерального прокурора вносится Президентом РФ. Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

Генеральный прокурор РФ назначается сроком на 5 лет (ст. 13 «О прокуратуре РФ»).

У Генерального прокурора РФ имеются первый заместитель и заместители. В случае отсутствия Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель. В случае если отсутствуют и Генеральный прокурор РФ, и его первый заместитель или исполнение ими своих обязанностей невозможно, обязанности Генерального прокурора исполняет один из его заместителей в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями (ст. 13 «О прокуратуре РФ»).

Назначение на должность и освобождение от должности происходит на основании ст. 40.5 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Генеральный прокурор РФ назначает на должность и освобождает от должности начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

Назначение работников на иные должности может производиться заместителями Генерального прокурора РФ.

Генеральный прокурор РФ назначает и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами Федерации. Им же назначаются и освобождаются от должности заместители прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров, прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры, директора (ректоры) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместители. Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности.

Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры также обладают полномочиями по назначению и освобождению от должности работников аппарата соответствующей прокуратуры.

Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры имеют полномочия назначать и освобождать от должностей работников, не занимающих должности прокуроров и следователей.

Еще по теме:

  • Правила получения разрешения охотничье оружие Правила получения разрешения охотничье оружие МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: Разрешение на охотничье оружие в 2018 году — порядок и оформление лицензии в России Охота на дичь — настоящее мужское занятие. Однако […]
  • Образец приказа о замене спецодежды Приказ об обеспечении работников специальной одеждой Обеспечение работников спецодеждой и средствами защиты в соответствии с требованиями охраны труда Выдача специальной защитной одежды регулируется действующим законодательством, постановлениями министерств, в частности, Приказом […]
  • Нотариус в волковыске Волковысская газета «Наш час», новости Волковыска Закон и порядок Нотариальное удостоверение сделок. В чем преимущество? В настоящее время нотариальное удостоверение сде­лок по отчуждению недвижимости не является обяза­тельным, и участники сделки вправе по своему усмот­рению выбрать […]
  • Закон о займах под материнский капитал Договор займа под материнский капитал В связи с тем, что законом установлен закрытый перечень того, на что можно потратить средства материнского капитала, договор займа под него допускается лишь при условии его использования на приобретение жилого помещения или реконструкцию […]
  • Эссе на тему легче создавать законы чем следовать им наполеон бонапарт Эссе на тему легче создавать законы чем следовать им наполеон бонапарт Правоведение «Легче создавать законы, чем следовать им». (Наполеон Бонапарт) Автор данного высказывания хотел сказать, что люди обладающие властью и создающие законы, которым должен подчиняться народ, зачастую сами не […]
  • Альфастрахование заявление на возмещение Отказ от Договора страхования Заполнить заявление «Отказ от Договора страхования» на сайте Для расторжения Договоров страхования, заключенных с 01.01.2018г. Возврат страховой премии (страхового взноса) осуществляется при условии, что заявление было подано в течение 14 календарных дней с […]
  • Возврат дверного замка Как вернуть некачественный дверной замок в магазин? Добрый день. Купил дверной замок, установил его, закрыл дверь и не смог открыть пришлось вызывать службу для вскрытия двери за отдельную плату. Подскажите могу ли я вернуть деньги в магазине за замок и за олату услуг службы по вскрытию […]
  • Переселение народов в риме Великое переселение народов Великое переселение народов, условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV-VII веках (германцев, славян, сарматских племен). Великое переселение народов способствовало крушению Римской империи. Активное перемещение племен началось с 370-х […]